тест на самооценку, интерпретация результата
Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.
Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Проведение теста
- 2 Интерпретация результатов
- 2.1 Высота самооценки (-)
- 2.2 Уровень притязаний (х)
- 2.3 Соотношение между параметрами самооценки
Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.
Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо.
Проведение теста
Дембо Тамара Вульфовна
Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.
образец теста Дембо-Рубинштейн
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.
Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.
Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.
После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки – от “о” до знака “-“; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.
Высота самооценки (-)
Рубинштейн Сусанна Яковлевна
Количество баллов примерно от 50 до 75 (“средний” и “высокий” уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?
Уровень притязаний (х)
Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.
Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.
Соотношение между параметрами самооценки
Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы “х” должны находиться между символами “о” и “-“. Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. “Х” – это то, что “человек сможет”, а то, что выше нее, – “недоступно”. Ниже “х” вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.
Высота “кружков” должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если “кружок” находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.
Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.
“О” – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом “х” мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а “о” по-прежнему стоит выше “х”. Если этого не происходит, мы говорим об “инфляции мечты”.
Описание методики исследования самооценки Дембо
Люди склонны к постоянной оценке своего поведения и своих поступков. Такой анализ необходим для развития личности и для создания гармоничных отношений с окружающими людьми.
Самооценка – это способность человека составить представление о своих действиях, о себе, о своих личностных качествах, навыках, недостатках и достоинствах.
- Виды самооценки
- Как формируется самооценка
- Исследование самооценки
- Инструкция к исследованию
- Анализ результатов
- Уровень притязаний
- Самооценка
- Дополнительные приемы к методике
Самооценка начинает формироваться в детском возрасте около трех лет. В этот период ребенок начинает проявляться как личность, идентифицировать себя с определённым полом, осознавать свою автономность от матери. Становясь старше, появляется возможность оценивать себя на элементарном уровне, анализировать отношение к себе окружающих. Так рождаются зачатки самооценки, которая формируется длительное время, пребывая всю жизнь в динамике.
Виды самооценки
В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.
Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.
При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.
Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.
Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.
Как формируется самооценка
Каждому человеку присуща склонность сравнивать себя с определенным идеальным образом. Именно таким он хотел бы себя видеть. И здесь очень важно совпадение желаемого с реальным представлением о себе. Если наблюдаются очень большие различия — развивается заниженная оценка себя.
Большое влияние на формирование мнения о себе оказывает отношение окружающих к индивиду, особенно близких людей: родителей, друзей, родственников.
Также важно наличие реальных достижений в какой-либо сфере деятельности. Это значительно укрепляет самооценку.
Исследование самооценки
Иметь адекватную самооценку очень важно для личности, так как, в противном случае, проявляются проблемы в профессиональной деятельности, в общении, в родственных отношениях и т. п. Чтобы избежать ошибок и легко приспосабливаться в социуме необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности.
Вопросы адекватности самооценки интересовали психологов всегда, и время от времени предпринимались попытки разработать действенную методику. Одна из наиболее известных — диагностика Дембо — Рубинштейн. Она названа в честь создателей Тамары Дембо и Сусанны Рубинштейн.
Внешне довольно простая методика позволяет определить отношение к себе при помощи теста, результаты которого интерпретируются психологом.
Для этого обследуемому предлагается отметить на вертикальных линиях уровень развития качеств личности и уровень притязаний: какой именно уровень развития этих качеств полностью бы удовлетворил человека.
Для проведения анализа испытуемому выдается бланк с изображением на нем семи линий. Линии имеют указания верхней, нижней и средней точки. При этом средняя отмечена еле заметно.
Методику проводят индивидуально либо с целой группой. Работая фронтально — важно проверить, чтобы каждый участник правильно применил предложенные значки, отвечая на вопросы. На заполнение шкалы выделяется 10-12 минут, включая время чтения инструкции.
Инструкция к исследованию
В модификации исследования Дембо — Рубинштейн имеется 7 шкал:
- здоровье;
- характер;
- ум и способности;
- наличие авторитета у сверстников;
- внешность;
- уверенность в себе;
- умение что-либо делать самостоятельно.
Человек должен обозначить на линии место, которое, как он думает, соответствует текущему его уровню чертой (-).
Кружком (о) обозначается уровень качества, который хотелось бы иметь испытуемому, а крестиком (х) — то место, где он может оказаться, оценивая объективно свои возможности.
Анализ результатов
Анализируя результаты, первую шкалу (здоровье) не учитывают потому, что она не является личностной характеристикой
Ответы выражаются в баллах. Исходя из размера шкалы, равного 100 мм, человек получает количественную характеристику (например, 62 мм=62 баллам).
- По каждой из шести линий анализируют:
- а) уровень притязаний. Он определяется расстоянием от нижней точки шкалы до знака «х»;
- б) высота самооценки. Значение от «о» до «х»;
- в) расхождение между уровнем самооценки и притязаний. Это значение может выражаться отрицательным числом.
- Рассчитывается показатель средней величины уровня притязаний и уровня самооценки по всем шкалам согласно градации: «норма» и «очень высокий». Норма включает в себя три подгруппы: «низкий уровень», «средний» и «высокий».
Уровень притязаний
На нормальный реалистический уровень притязаний указывает результат равный 60-89 баллам. При этом оптимальным является результат от 75 баллов. Он подтверждает реальное представление о собственных возможностях, что важно для личностного роста. Если испытуемый набирает от 90 до 100 баллов это говорит о нереалистическом отношении к своим способностям. Менее 60 баллов – заниженных уровень притязаний. Это индикатор неблагоприятного личностного развития.
Самооценка
Адекватная самооценка выражается в наличии набранного количества баллов от 45 до 74. Если результат больше – она завышена, что указывает на отклонение в формировании личности. Это может подтверждать нечувствительность к собственным ошибкам, к оценке окружающих, неумение верно оценить результат своей деятельности.
Если исследуемый набирает менее 45 баллов – он недооценивает себя. Люди с заниженной самооценкой составляют «группу риска». При этом они делятся на два разных психотипа личности. В первом случае это подлинная неуверенность в себе, во втором — «защитная». Человек, декларируя себе самому свое неумение и отсутствие способностей, «защищает» себя и позволяет не прилагать никаких действий.
Соотношения между параметрами самооценки
Символы «х» находятся между символами (-) и (о). Расстояние между «х» и «о» указывает на интервал недостижимого, но желаемого. Анализ этого показателя дает представление об оптимизме испытуемого. Чем больше интервал, тем более оптимистично он настроен.
Кружки должны стоять ниже верхнего полюса. Если человек ставит отметку на полюсе, у него незрелое отношение к ценностям. Слишком высокая самооценка является признаком нереалистичности.
Если показатели разных шкал очень отличаются, это указывает на эмоциональную неустойчивость.
Уровень мечты человека символизирует идеальная самооценка — «о». Людям присуща потребность мечтать, но, когда мечта осуществляется, появляется новая. Для того чтобы сбыться, мечта должна стать целью. Символом «х» обозначается уровень реальных перспектив, целей. По мере достижения место превратившейся в цель мечты занимает другая мечта и по-прежнему «о» находится выше, чем «х».
Дополнительные приемы к методике
При проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.
Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.
Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность.
Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.
Большая пятерка и самооценка среди женщин с избыточным весом, сидящих на диете и не сидящих на диете
. 2006 ноябрь;7(4):355-61.
doi: 10.1016/j.eatbeh.2005.11.010. Epub 2005, 19 декабря.
Гиди Рубинштейн 1
принадлежность
- 1 Академический колледж Нетании, Нетания, Израиль. [email protected]
- PMID: 17056412
- DOI: 10. 1016/j.eatbeh.2005.11.010
Гиди Рубинштейн. Ешьте поведение. 2006 ноябрь
. 2006 ноябрь;7(4):355-61.
doi: 10.1016/j.eatbeh.2005.11.010. Epub 2005 19 декабря.
Автор
Гиди Рубинштейн 1
принадлежность
- 1 Академический колледж Нетании, Нетания, Израиль. [email protected]
- PMID: 17056412
- DOI: 10.1016/j. eatbeh.2005.11.010
Абстрактный
Избыточный вес является одним из наиболее частых явлений, представляющих серьезные риски для здоровья, эмоциональные расстройства и эстетические и социальные проблемы в западном мире. В этом исследовании изучались личностные различия между женщинами с нормальным весом, женщинами с избыточным весом, сидящими на диете, и женщинами с избыточным весом, не сидящими на диете. Тридцать женщин с нормальным весом (NW), 30 женщин с избыточным весом, которые участвовали в диетических группах (OWD), и 30 женщин с избыточным весом, которые не участвовали в таких группах (OWND), заполнили демографическую анкету Коста и МакКрэя [Costa, P.T. Jr. , & McCrae, RR (1992). NEO PI-R: Профессиональное руководство. Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.] NEO-FFI и Розенберга [Розенберг, М. (1965). Общество и подростковая самооценка. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
] Опросник самооценки. Результаты показывают, что OWND значительно более невротичны и менее открыты, добросовестны, приятны и экстравертны, чем две другие группы. Самооценка OWND также ниже, чем у OWD и NW. Вопреки гипотезе, OWD и NW существенно не отличаются друг от друга как в отношении Большой пятерки, так и в отношении самооценки.Похожие статьи
Масса тела, контроль веса, восприятие веса и эмоциональное благополучие в полиэтнической выборке подростков раннего возраста.
Винер Р.М., Хейнс М.М., Тейлор С.Дж., Хед Дж., Бой Р., Стэнсфелд С. Винер Р.М. и соавт. Int J Obes (Лондон). 2006 окт; 30 (10): 1514-21. doi: 10.1038/sj.ijo.0803352. Epub 2006 23 мая. Int J Obes (Лондон). 2006. PMID: 16718286
Изменения в отношении к ожирению у женщин, стремящихся снизить вес.
Креранд К.Э., Вадден Т.А., Фостер Г.Д., Сарвер Д.Б., Пастер Л.М., Берковиц Р.И. Креранд К.Э. и соавт. Ожирение (Серебряная весна). 2007 март; 15 (3): 740-7. doi: 10.1038/oby.2007.590. Ожирение (Серебряная весна). 2007. PMID: 17372325 Клиническое испытание.
Предсказывают ли личностные черты «большой пятерки» индивидуальные различия в смещении левой щеки при восприятии эмоций?
Галеа С., Линделл А.К. Галеа С. и др. Латеральность. 2016;21(3):200-14. дои: 10.1080/1357650X.2016.1146738. Epub 2016 1 марта. Латеральность. 2016. PMID: 26931139
Взгляд пятифакторной модели на психопатию и сопутствующие расстройства Оси-II в судебно-психиатрической выборке.
Декайпер М., Де Фрюйт Ф. , Бушман Дж. Декайпер М. и соавт. Международная юридическая психиатрия. 2008 г., октябрь-ноябрь; 31 (5): 394–406. doi: 10.1016/j.ijlp.2008.08.008. Epub 2008, 13 сентября. Международная юридическая психиатрия. 2008. PMID: 18790537
Лечение избыточного веса у детей и подростков: повышает ли диета риск расстройств пищевого поведения?
Бутрин М.Л., Вадден Т.А. Бутрин М.Л. и соавт. Int J Eat Disord. 2005 май; 37 (4): 285-93. doi: 10.1002/eat.20098. Int J Eat Disord. 2005. PMID: 15856498 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Роль отношения, образа тела, удовлетворенности и социально-демографических переменных в косметических операциях иранских студентов.
Касмаи П., Фархади Хасанкиаде Р., Карими М., Каземи С., Морсали Ф., Насоллахзаде С. Касмаи П. и др. Мир J Plast Surg. 2020 май;9(2):186-193. doi: 10.29252/wjps.9.2.186. Мир J Plast Surg. 2020. PMID: 32934931 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние косметической хирургии на сексуальную самооценку: отношение к образу тела и благополучию замужних женщин.
Эсмалиан Хамсе Л., Нодаргахфард М. Эсмалиан Хамсе Л. и др. Мир J Plast Surg. 2020 май;9(2):153-159. doi: 10.29252/wjps.9.2.153. Мир J Plast Surg. 2020. PMID: 32934926 Бесплатная статья ЧВК.
Самооценка, весовой статус и попытки похудеть в юношеском возрасте: роль пола и этнической принадлежности/расы.
Эльран-Барак Р. Эльран-Барак Р. Этн дис. 2019 18 июля; 29 (3): 485-495. doi: 10.18865/изд.29.3.485. Электронная коллекция 2019 Лето. Этн дис. 2019. PMID: 31367169 Бесплатная статья ЧВК.
Сравнение заботы об образе тела у кандидатов на ринопластику и терапевтическую хирургию.
Хашеми САГ, Эдалатнур Б., Эдалатнур Б., Никсун О. Хашеми САГ и др. Электронный врач. 2017 25 сентября; 9 (9): 5363-5368. дои: 10.19082/5363. Электронная коллекция 2017 Сентябрь. Электронный врач. 2017. PMID: 29038722 Бесплатная статья ЧВК.
Интуитивное питание у молодых людей. Кто этим занимается и как это связано с нарушением пищевого поведения?
Денни К.Н., Лот К., Айзенберг М.Е., Ноймарк-Штайнер Д. Денни К.Н. и др. Аппетит. 2013 Январь; 60(1):13-19. doi: 10.1016/j.appet.2012.09.029. Epub 2012 11 октября. Аппетит. 2013. PMID: 23063606 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
термины MeSH
«Девушка, которая никогда не делала ошибок: книга о развитии мышления для детей, способствующая повышению самооценки», Марк Петт; Рубинштейн, Гэри: Новое (2011)
Об этом товаре
Книга в НОВОМ состоянии. Инвентаризация продавца № 1402255446-2-1
Задайте Продавцу. Вопрос
Библиографические данные
Название: Девушка, которая никогда не совершала ошибок: рост …
Издатель: Твердый переплет
Состояние книги: Новое
Об этом названии
Сводка:
Подобрано редактором детских книг Amazon Сейрой Уилсон для Prime Book Box — детской подписки, которая вдохновляет любовь к чтению.
Быть совершенным переоценено
Беатрис Боттомвелл НИКОГДА (ни разу!) не ошибалась. Она никогда не забывает домашнюю работу по математике, никогда не носит носки разного цвета и ВСЕГДА побеждает на ежегодном школьном конкурсе талантов. Фактически, весь город называет ее Девушка, которая никогда не делает ошибок 9.0182 ! Однажды происходит неизбежное: Беатрис совершает огромную ошибку на глазах у всех! Но в конце концов читатели (и перфекционисты) поймут, что жизнь веселее, когда тебе нравится все, даже ошибки.
От отмеченного наградами автора детских книг Марка Петта: Девочка, которая никогда не делала ошибок – идеальная находка для родителей, которые ищут подарки учителям или отмеченные наградами детские книги для своих коллекций. Эта книга обучает мышлению роста в игровой форме в духе 9 0181 Твой фантастический эластичный мозг и Красивое Упс . Как и маленькие герои из Инженер Рози Ревир , Самое великолепное творение и День, когда мелки бросили , маленькая Беатрис Боттомвелл является источником вдохновения для детей, которые мечтают о большем.
Похвала Девочке, которая никогда не делала ошибок :
- «Беатрис преподает урок, который всем нам может быть полезен: учитесь на своих ошибках, отпускайте, смейтесь и наслаждайтесь жизнью.» ―Дженнифер Фосберри, 9 лет0181 New York Times автор бестселлера Меня зовут не Изабелла
- «Эта забавная и проникновенная книга передает мощное послание о том, как слишком сильное давление на себя, чтобы быть совершенным, может лишить радости все. Открытие Беатрис, что вы может высмеять даже очень публичную ошибку, показывает важность устойчивости и помогает детям-перфекционистам смотреть на вещи в перспективе. Самое главное, Беатрис напоминает читателю, что важнее получать удовольствие от того, что вы делаете, чем беспокоиться о том, чтобы сделать это идеально». ― Могучая девушка
- » Девушка, которая никогда не делала ошибок обязательна к прочтению для любого молодого (или старого!) перфекциониста. Беатрис Боттомвелл совершенно несовершенна!» ―Стефани Оппенгейм, портфолио игрушек Oppenheim
- «Это весело и поучительно, но не слишком дидактично, а иллюстрации милые». ― Parenting magazine
- «Эта книга поможет маленьким перфекционистам понять, что делать ошибки — это нормально, и это также может быть очень весело!» ― Блог о детских книгах
Об авторе:
Писатель и иллюстратор Марк Петт живет в Неваде с женой и детьми. Каждый февраль семья вытаскивает пять случайных цифр из шляпы и отправляется в любой почтовый индекс, который она делает. Он проиллюстрировал несколько книг и является создателем синдицированных комиксов «Мистер Лоу» и «Счастливая корова».
Гэри Рубинштейн днем преподает математику в средней школе, а ночью иногда выступает комиком. Помимо соавтора этой книги, он написал два руководства для новых учителей.