Самооценка самопознание: Самосознание и самооценка

Самосознание и самооценка

5.12.2012

Знание себя, своих физических, психических и нравственных сил дает возможность человеку контролировать и регулировать свои действия и поведение. И вот здесь мы вплотную подходим к роли сознания в жизни и деятельности людей. Сознание — это высшая (интегрирующая) форма развития и проявления психики человека. Сознание определяет мысленное построение действий, контроль и управление человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире, постановку жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру. Когда человек находится в состоянии бодрствования, он осознает все, что с ним происходит. Самосознание исторически наиболее поздний и хрупкий продукт развития психики человека.

Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми

. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.

Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Это очень ярко проявляется у детей, которые остро реагируют на оценку их качеств путем сопоставления с другими детьми: лучше Пети, хуже Вани. И обычно им хочется знать, в каком случае конкретно они лучше Пети и хуже Вани. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит, что он всегда лучше других.

И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня: совершил смелый, решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогает развитие внутренних приемов самонаблюдения и самоанализа. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я». Для самопознания необходимо обладать хотя бы элементарной психологической грамотностью.

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Ключевые слова: Самосознание, Самооценка

Источник: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной

Материалы по теме

Самоактуализация

Соловьева С.Л., Психотерапия; Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития

Самооценка

Карпов А.В., Общая психология

Самосознание дошкольника

Абдурахманов Р.А., История психологии

Сохранение чувства собственного достоинства

Тамотсу Шибутани, Социальная психология

Самосознание младшего школьника

Абдурахманов Р.А., Возрастная психология

Самооценка учителя и стиль взаимоотношений с учащимися

Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования

Развитие самосознания и Я концепции

Столяренко Л. Д., Психология и педагогика для технических вузов

Самооценка, уровень притязаний и фрустрации

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Самооценка и самопознание — Н.Нарицын, М.Нарицына

Случайная цитата

О советских сказках с точки зрения берновского анализа писать трудно: вместо психологии получается политинформация. Остается только удивляться, как при таком воспитании у нас еще остались думающие личности…

Ошибка в тексте?

Выделите её «мышкой» и нажмите: Ctrl + Enter

Дата создания: 01.12.2004
Дата обновления: 22.03.2020

У подавляющего большинства клиентов, обратившихся за консультацией по поводу самооценки, запрос примерно один: «Как повысить свою самооценку». То есть чаще всего эта «предполагаемая оценка внешнего эксперта» по разным причинам бывает заниженной изначально. Причины эти, к сожалению, у каждого свои, и анализировать их необходимо в процессе индивидуальной работы. Но общие рекомендации на тему «что с этим делать» – хотя бы для того, чтобы подготовиться к такой работе для большей ее эффективности – сформулировать можно…


 

— Как сказал один умный человек — важно не то, как человек ценит сам себя, а то, как ценят его окружающие.
— И кто же этот умный человек?
— Это я.

Из сети

 

Как следует из термина, самооценка – это «оценка самого себя». То есть для формирования собственного восприятия то, как вас оценивают окружающие, вроде бы не должно иметь значения.
Но в том-то и проблема, что очень и очень многие часто путают эти вещи. И невольно ждут оценок социума, особенно достаточно актуального: даже несмотря на то, что эти оценки могут быть вопиюще необъективными.

Самооценка, особенно объективная и адекватная – вопрос действительно сложный. И во многом вот почему: самооценки «в общем» – не бывает. Как не бывает по идее и «общей оценки окружающих». Если говорить о ком-то «он хороший человек» или «он плохой человек» – тут же возникает много вопросов: в чем хороший? В чем плохой? Для кого? По каким критериям?
И формируя собственную оценку себя, полезно в первую очередь разделять область всей своей жизни на маленькие отдельные области с конкретными критериями, и в каждой из них буквально сформировывать отдельную самооценку.

Кстати, можно обмолвиться и о том, отчего в таком случае может сформировываться так называемый перфекционизм: стремление «всегда быть совершенством во всех отношениях». Перфекционисты чаще всего подходят к самооценке «в общем», и более того: если они в какой-то области «менее успешны» (что бывает сплошь и рядом, ибо физически невозможно уметь всё), они не говорят о себе «мол, в этой области я мало могу, но зато…» – они выставляют себе по жизни общую «двойку».

Именно за то, что они хотя бы чего-то не умеют.

Очень часто приходится слышать в кабинете нечто вроде: «А вот никто меня не любит, и поэтому я сам(а) себя не люблю». Можно, конечно, сказать, что у такого клиента самооценка «чрезвычайно занижена». Но позвольте, где же тут само-оценка? Просто человек бесспорно принимает чью-то внешнюю оценку за свою собственную и с ней живет далее, несмотря ни на какие внешние изменения. Да и к слову сказать – если нет мотива к этим изменениям, если человек с этой самой внешней оценкой смирился – откуда изменениям взяться? Ведь внешние оценки, как правило, довольно ригидны, и если сам себя не станешь переоценивать адекватно – никто извне этим заниматься, как правило, не будет.
Вообще, как известно, самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной.

В случае сниженной самооценки человек чаще всего банально свыкается с мыслью, что он – ничтожество, нередко даже превращая это в своего рода психологический купон. И часто не подозревает, что само-оценки тут опять же как раз и нет.

А поэтому вряд ли задумывается, на каком основании социум оценивает его так низко, и кому из этого социума выгодно так или иначе, чтобы он сам, этот человек, ощущал себя «вечным двоечником»?..

Не меньшие проблемы могут возникать и с завышенной самооценкой. Внешний социум (как правило, самый первый – семья, родители) внушает ребенку, что он «самый умный, самый красивый и вообще самый-самый!..» А когда ребенок попадает в другой социум – в детский сад и школу — сплошь и рядом бывает так, что «завышенная самооценка» резко сменяется на «заниженную». Потому что, ясное дело, оставаться «самым-самым» практически невозможно в среде таких же детей, тем более если им родители привили те же убеждения. В результате расхождение между оценками дома и в школе приводит к ребенка к внутреннему ощущению неуспеха, что, как понятно, не самым лучшим образом влияет на его школьные достижения, социализацию и общий уровень притязаний. И самое сложное – детям, ощущающим нечто подобное, совершенно неясны истоки и причины всей этой проблематики, они не в состоянии на нее повлиять, — и нередко вынуждены в таком состоянии фрустрации жить по крайней мере до того сознательного возраста, когда они смогут попасть на приём к психотерапевту и разобраться с этой проблемой.

***

Если подробнее рассматривать механизмы формирования завышенной и заниженной самооценки, то схема вырисовывается примерно следующая.

Условно процесс воспитания детей в иерархическом социуме можно разделить на два вида. В первом варианте часто один из родителей, а то и оба, сами являются носителями импульсивной акцентуации: что в данном социуме выливается в жизненную максиму «боятся — значит, уважают». То есть добиться уважения (читай – иерархического превосходства) можно только агрессией. В таких семьях родители (чаще папа) приходят с работы и при детях рассказывают, как «он того-то и того-то сегодня на место поставил «, зачастую с применением как раз агрессии и силы. То есть ребёнок вырастает со сценарием «хочешь, чтобы тебя уважали – пугай, дави, наезжай, проявляй упреждающую агрессию». То, что подобная стратегия воспитания практически всегда имеет негативные последствия – импульсивные воспитатели об этом не думают. Им не свойственно заглядывать настолько далеко вперёд, они сами живут сегодняшним днём и детей воспитывают так же.

Кстати, один из признаков воспитания такого ребёнка – его собственная вседозволенность. Онжеребенок и поэтому ему разрешается всё: и пинать других людей ногами в транспорте, и вытаскивать продукты из чужих сумок, и справлять нужду где приспичило. Зачастую потому, что ребёнок в такой семье рассматривается не как отдельная личность (ещё чего, социум-то иерархический?), а как «часть родителя», точнее – как полномочный представитель внутреннего Ребёнка этого родителя. Если в родительской личности, согласно известной теории субличностей Эрика Бёрна, присутствуют только две субличности — Ребёнок и Родитель, без внутреннего Взрослого, и с учётом того, что у импульсивного человека с ведущим Ребёнком зачастую нет тяжелее ноши, чем подчиняться какой-то внешней цензуре и внешним правилам – такие родители решают проблемы собственных социальных ограничений за счёт своего фактического ребёнка. Вот ребёнку — можно все! А так как ребёнок – их часть, то это фактически «все можно нам, пусть и опосредованно».

Итак, в итоге вырастает нечто с убеждением «хочешь уважения – проявляй агрессию и тупую силу». Да, такого человека многие будут бояться – как боятся непредсказуемого малоадекватного зверя. Но некоторые авторы популярных книг называют это качество «высокопримативностью», или высокоранговостью. Но даже если такой человек ведёт себя как высокоранговый примат, то в человеческом социуме это обозначает… фактически самую нижнюю ступень. Особенно в социуме, где на грубую силу всегда найдётся хитрость и крючкотворство. В подобных случаях такие прямые агрессивные люди довольно часто проигрывают, а то и оказываются в местах не столь отдалённых.

Собственно, специалисты-этологи давно пишут, что импульсивные молодые самцы – это низы иерархической пирамиды. Это те самые солдаты, которых посылают в бой ради целей верховного иерарха. А чтобы они не меняли своей стратегии поведения и оставались такими же высокопримитивными (это не опечатка) – их стремление агрессировать всячески поддерживается сверху: молодцы, крутые ребята, так и надо. И ребята честно верят в то, что они крутые, и транслируют это всем вокруг. Именно такой человек ничтоже сумняшеся может сказать о себе – «Я умный». Обычно на том основании, что у него в голове одна мысль, и он в ней не сомневается. Да, да, говорят ему сверху, ты умный, только ради бога, не задумывайся над тем, что с тобой происходит в реальности, оставайся таким же манипулируемым дурачком, потому что нам это выгодно.

Но побочным действием такого социального заказа является то, что примитивные личности страдают завышенной самооценкой и при этом демонстрируют всяческое презрение к сомневающимся: вот они бестолковые какие, думают по часу над элементарными вещами!..

Это те самые рыцари без страха и упрёка, которые ничего не боятся только потому, что не смотрят далеко вперёд и потому не видят возможной опасности. И которым не в чем себя упрекнуть потому, что они не анализируют собственные ошибки, а предпочитают вытеснять их или говорить, что «это все окружающие виноваты».

А теперь самое время рассказать о втором варианте воспитания.

В том же самом иерархическом социуме ребёнок рождается с изначальным предназначением: быть вечным Дураком, чтобы родитель всегда мог ощущать себя Начальником. Такие дети воспринимаются как игрушки или как домашние животные, которых завели «для развлечения и ощущения собственного статуса». Кстати, помните песенку Короля из «Бременских музыкантов», которую он поёт в процессе конфликта с желающей уйти в самостоятельную жизнь Принцессой: «Дети – наше наказанье, дали им образованье, стали дети непослушны, но без них ужасно скушно». То есть дети нужны, «чтобы не было скушно». Ребёнок изначально поставлен развлекать родителя и одновременно повышать его ощущение собственной важности. Опять же: как домашнее животное. Но каждое домашнее животное должно всегда знать своё нижнее место, даже когда вырастет большим и с зубами: его нужно сызмальства дрессировать, чтобы потом даже с зубами слушался и не смел замахнуться на хозяина. И ребёнку с малых лет предлагаются те или иные задания, которые он выполняет как умеет, а взрослые наблюдают за его неуклюжими попытками… и смеются. Их так умиляет, когда ребёнок в этих попытках выглядит беспомощным Дурачком. А самостоятельность ребёнка – их пугает. Посему в этом варианте воспитания ребёнка запугивают самостоятельностью до состояния «Если ты не будешь слушаться, мы тебя выгоним из дому, и ты умрёшь под забором, так как ничего не можешь без родителей».  А когда такой ребёнок пробует делать что-то самостоятельно (например, выстраивать социальные и личные отношения в коллективе сверстников), иногда при этом сталкивается с некоторыми трудностями и потом приходит за советом к родителю, чаще всего слышит: «Ты сам виноват! Подумай, что плохого ты сделал, что все к тебе так относятся!»

В связи с подобным прессингом у большинства людей с психастенической акцентуацией и возникает неосознаваемый страх при предложении «стать капитаном своей жизни». Потому, что в детстве над любыми самостоятельными попытками взрослые очень обидно смеялись и таким образом ребёнок раз от разу убеждался в том, что сам он, без родительской поддержки – ни на что не годен и ничего не умеет.

И вот такой человек либо для дальнейшей жизни без родителей постоянно ищет себе очередного импульсивного оценщика (так как тот — «умный», а он сам нет), либо приходит к психотерапевту и заказывает: «Сделайте меня рыцарем без страха и упрёка, чтобы я тоже стал умным и крутым. Нет-нет, на моих собственных свойствах личности ничего даже не предлагайте, потому что я с детства слышу, что на моих свойствах ничего успешного сделать невозможно. Так мама сказала».

Посему любые предложения «изучить собственную личность и научиться самостоятельно управлять собственной жизнью, используя возможности этой личности» – часто наталкиваются на мощные цензурные блоки. А за этими блоками стоят неосознаваемые убеждения: «С моей личностью ничего хорошего достичь нельзя, а самостоятельно управлять – страшно, мама с детства говорила, что самостоятельность – это плохо и от этого умирают под забором».

Таким образом, подобные личности с психастенической акцентуацией, лишённые внутреннего Взрослого даже в зачаточном состоянии, консультативной психотерапии, увы, не подлежат.
Но, как правило, у большинства психастеников все-таки есть внутренний Взрослый, пусть и загнанный частенько в бессознательное. Он и помогает вытянуть эту конструкцию в логическую зону.


***

Оценочные проблемы, вытекающие из сложностей вписывания в окружающие стандарты, часто связаны не столько с акцентуацией, сколько с мотивационной группой. У яркого представителя второй мотивационной группы обычно нет никаких проблем с самооценкой, потому что его оценка — это социум, это тот «списочный минимум», который позволяет ему быть «не хуже других, как все или лучше других». Есть у него квартира, машина, дача, семья и дети? Значит, он молодец, он хорош и правильным путём идёт. Нету? Значит, он плох, и может заниматься самоедством, если никак не может сравняться с актуальным для себя социумом.

А вот третья группа – там большей частью все чужие, непонятные. И самая проблемная область – на пересечении: когда третьегруппная личность обретает контаминированную второй группой внутреннюю цензуру. Как тот самый черепашонок из анекдота, выросший с попугайчиками и никак не могущий понять, почему же все вокруг могут взлететь на дерево, а он – нет.

Вообще с третьегруппниками массово очень неудобно: стандартные драйвера «делай так, как все, и будешь молодец» им не подходят, а искать каждый раз нестандартные – слишком хлопотно. Вот и пытаются их довольно часто прогнуть под эти удобные другим стандарты, переломать ещё с детства: в детстве это обычно бывает проще.

В частности, в формировании самооценки есть опасность часть личных критериев (а то и все) подменить критериями общественными. «Вот, скажем, стану я директором банка, вот тогда я буду себя ценить». Или «Вот выйду я замуж, вот тогда я буду себя ценить». И то, что эти жизненные вехи подчас навязываются извне, а не ваши собственные – незаметно.
Кстати, занижение собственной оценки тем вероятнее, чем меньше у личности в жизни так называемых «мест в актуальных социальных матрицах». Иными словами – чем меньше тех самых различных маленьких областей, в каждой из которых есть смысл формировать отдельные самооценки.

И еще — говоря о самооценке, нельзя не сказать несколько слов о довольно распространенной «формуле ее расчета»: мол, самооценка – это успех, разделенный на притязания, и чтобы повысить самооценку, надо либо увеличивать успех, либо уменьшать притязания…
Если бы все было так просто!..
Эта формула напоминает старый анекдот: «Коммунизм, как известно, есть советская власть плюс электрификация всей страны; следовательно, советская власть — коммунизм минус электрификация. Или: электрификация — это коммунизм минус советская власть».

Что же до самооценки по данной формуле, то – много ли есть личностей с явно заниженной самооценкой, которые способны каким-то образом «увеличивать свой успех»? Чаще они изначально уверены, что «у них все равно ничего не получится». И также люди с заниженной самооценкой как раз чаще уменьшают свои притязания буквально до минимума: однако повышения самооценки это у них не вызывает, скорее наоборот. А люди с завышенной самооценкой нередко не замечают своих «неуспехов» – и кроме того, постоянно увеличивают свои притязания; но на величину их собственной оценки это мало влияет.
Так что вряд ли самооценка, успех и притязания находятся именно в такой прямой зависимости.
По крайней мере, адекватная самооценка – это такая, при которой временные кризисы не приводят к обрушению всей самооценки (а точнее, может, наконец-то сказать – самовосприятия и самопознания).

***

У подавляющего большинства клиентов, обратившихся к нам за консультацией по поводу самооценки, запрос примерно один: «Как повысить свою самооценку». То есть чаще всего эта «предполагаемая оценка внешнего эксперта» по разным причинам бывает заниженной изначально. Причины эти, к сожалению, у каждого свои, и анализировать их необходимо в процессе индивидуальной работы. Но общие рекомендации на тему «что с этим делать» – хотя бы для того, чтобы подготовиться к такой работе для большей ее эффективности – сформулировать можно.

Во-первых, любая оценка всегда субъективна. И здесь для адекватного представления о своих возможностях самый лучший способ – располагать объективной информацией о том, что вы конкретно можете или не можете в той или иной области. Именно поэтому, работая с «повышением самооценки», мы прежде всего предлагаем клиентам возможность получить объективные знания о свойствах и специфике их собственной личности, о собственных реальных возможностях и внутренних резервах, а также помогаем определиться с тем, в каких областях человеку наиболее перспективно вкладываться в «повышение самооценки» посредством дополнительных знаний и умений.

Во-вторых, решая проблемы самооценки, необходимо разнести «оценку внутреннего Родителя» и оценку «Родителя внешнего»: в том числе, опять же, кому в социуме выгодно делать так, чтобы человек ощущал себя вечным неудачником? И о том, что понять это – иногда значит фактически решить проблемы с собственной оценкой и соответственно, с ее адекватностью. Правда, иногда довольно сложно самому посмотреть на окружающий социум и себя в нем со стороны объективного аналитика: особенно если с оценкой того или иного внешнего Родителя, принимаемой вами за вашу собственную, внутреннюю, вы прожили бОльшую часть своей жизни. И то, что вы называете «самооценкой», уже достаточно жестко прописано как минимум в вашей внутренней цензуре. Поэтому это тоже тема очной работы, и нередко здесь приходится применять методы психоаналитической диагностики: из-за того, что на рациональном уровне бывает сложно разобраться в проблематике настолько «глубокого залегания».

Нередко те клиенты, которые обращаются с заказом «повысить самооценку», пытаются заменить своего внутреннего Родителя на авторитет консультанта: то есть ожидают, что консультант даст им свою более высокую «внешнюю оценку» взамен прежней. Но по сути это будет замена одной проблемы на другую: и по этому поводу еще раз вспомним, что перед любым консультантом можно при желании снимать шляпу, но не голову. По крайней мере, мы как психотерапевты консультативного направления предлагаем не «заменить одни внешние оценки на другие», а обрести те полноценные «измерительные инструменты», с помощью которых вы сами сможете составить о себе уже не внешне-оценочное, а личностно-объективное представление и научитесь грамотно и в своих интересах пользоваться этими знаниями о себе.

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу полюбить себя
Я хочу быть нужным
Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу добиться повышения уверенности в себе
Я хочу повысить самооценку
Я хочу поднять самооценку
Я хочу поднять свою самооценку
Я хочу позволить себе быть адекватным
Я хочу позволить себе быть знаменитым
Я хочу быть настоящей женщиной

Темы:быть капитаном своей жизни, Взрослый-Родитель-Ребенок по Э.Берну, комплексы, любовь к себе, самооценка, трансактный анализ.

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва

Поделиться:

Взаимосвязь между самооценкой и самосознанием у подростков: исследование слежения за глазами

1. Хэйр Т.А., Тоттенхэм Н., Гальван А., Восс Х.У., Гловер Г.Х., Кейси Б. эмоциональная работа. Биол психиатрия. 2008; 63: 927–934. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Silk JS, Steinberg L, Morris AS. Регуляция эмоций подростков в повседневной жизни: связь с депрессивными симптомами и проблемным поведением. Детский Дев. 2003;74:1869–1880. [PubMed] [Google Scholar]

3. Repetti RL, Taylor SE, Seeman TE. Рискованные семьи: семейная социальная среда и психическое и физическое здоровье потомства. Психологический бык. 2002; 128:330–366. [PubMed] [Google Scholar]

4. Cole PM, Martin SE, Dennis TA. Регуляция эмоций как научный конструкт: методологические проблемы и направления исследований детского развития. Детский Дев. 2004; 75: 317–333. [PubMed] [Google Scholar]

5. Садовникова Т. Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте. Procedia Soc Behav Sci. 2016; 233:440–444. [Академия Google]

6. Роджерс К.Р. К науке о человеке. J Гуманистическая психология. 1963; 3: 72–92. [Google Scholar]

7. Фернем А., Ченг Х. Восприятие поведения родителей, самооценка и счастье. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2000; 35: 463–470. [PubMed] [Google Scholar]

8. Soenens B, Berzonsky MD, Papini DR. Внимание к роли исследования идентичности в самооценке: продольные ассоциации между стилями идентичности и двумя характеристиками самооценки. Стажер Дж. Бехав Дев. 2016;40:420–430. [Академия Google]

9. Кернис М.Х. К концептуализации оптимальной самооценки. Психологический инк. 2003; 14:1–26. [Google Scholar]

10. Маркус Х.Р., Китаяма С. Культура и личность: значение для познания, эмоций и мотивации. Psychol Rev. 1991; 98: 224–253. [Google Scholar]

11. Лири М.Р., Тамбор Э.С., Тердал С.К., Даунс Д.Л. Самооценка как межличностный монитор: гипотеза социометра. J Pers Soc Psychol. 1995; 68: 518–530. [Google Scholar]

12. Мюррей С.Л., Холмс Дж.Г., Коллинз Н.Л. Оптимизация гарантий: система регулирования рисков в отношениях. Психологический бык. 2006; 132: 641–666. [PubMed] [Академия Google]

13. Барретт Л.Ф., Гросс Дж., Кристенсен Т.С., Бенвенуто М. Знание того, что вы чувствуете, и знание того, что с этим делать: отображение связи между дифференциацией эмоций и регулированием эмоций. Познание эмоций. 2001; 15: 713–724. [Google Scholar]

14. Rieffe C, Oosterveld P, Miers AC, Terwogt MM, Ly V. Осознание эмоций и интернализация симптомов у детей и подростков: пересмотренный опросник по осознанию эмоций. Индивидуальные отличия 2008; 45: 756–761. [Google Scholar]

15. Охснер К.Н., Гросс Дж.Дж. Когнитивный контроль эмоций. Тенденции Cogn Sci. 2005;9: 242–249. [PubMed] [Google Scholar]

16. Лопес П.Н., Саловей П., Ката С., Бирс М. Способность регулировать эмоции и качество социального взаимодействия. Эмоция. 2005; 5: 113–118. [PubMed] [Google Scholar]

17. Лопес П.Н., Брэкетт М.А., Незлек Дж.Б., Шац А., Селлин И., Саловей П. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие. Pers Soc Psychol Bull. 2004; 30:1018–1034. [PubMed] [Google Scholar]

18. Pinkham AE, Penn DL. Нейрокогнитивные и социальные когнитивные предикторы межличностных навыков при шизофрении. Психиатрия рез. 2006; 143:167–178. [PubMed] [Академия Google]

19. Пеннебейкер Дж. В., Зех Э., Риме Б. Раскрытие и обмен эмоциями: психологические, социальные и медицинские последствия. В: Stroebe MS, Hansson RO, Stroebe W, Schut H, редакторы. Справочник по исследованию тяжелой утраты: последствия, преодоление и уход. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2001. [Google Scholar]

20. Swinkels A, Giuliano TA. Измерение и концептуализация осознания настроения: мониторинг и маркировка состояний настроения. Pers Soc Psychol Bull. 1995; 21: 934–9.49. [Google Scholar]

21. Rieffe C, De Rooij M. Продольная связь между осознанием эмоций и интернализацией симптомов в позднем детстве. Европейская детская подростковая психиатрия. 2012;21:349–356. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Oikawa H, Sugiura M, Sekiguchi A, Tsukiura T, Miyauchi CM, Hashimoto T, et al. Самооценка лица и самооценка у молодых женщин: исследование фМРТ с использованием эффекта контраста. Нейроизображение. 2012;59:3668–3676. [PubMed] [Академия Google]

23. Hu Y, Liao S, Luo W, He W. Влияние самооценки на самораспознавание лица: исследование движения глаз. Открытая J Soc Sci. 2013; 1:40–42. [Google Scholar]

24. Garofalo C., Holden CJ, Zeigler-Hill V, Velotti P. Понимание связи между самооценкой и агрессией: посредническая роль нарушения регуляции эмоций. Агрессивное поведение. 2016;42:3–15. [PubMed] [Google Scholar]

25. Fenigstein A, Scheier MF, Buss AH. Общественное и частное самосознание: оценка и теория. J Consult Clin Psychol. 1975;45:522–527. [Google Scholar]

26. Мосс Т.П., Россер Б.А. Умеренное отношение валентности внешности к самосознанию внешности: разработка и тестирование новых показателей компонентов схемы внешности. ПЛОС Один. 2012;7:e50605. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. Tebble NJ, Thomas DW, Price P. Беспокойство и застенчивость у пациентов с незначительными рваными ранами лица. J Ад Нурс. 2004; 47: 417–426. [PubMed] [Google Scholar]

28. Franzoi SL, Davis MH, Young RD. Влияние личного самосознания и перспективы на удовлетворение в близких отношениях. J Pers Soc Psychol. 1985;48:1584–1594. [PubMed] [Google Scholar]

29. ЛаБри Дж. В., Хаммер Дж. Ф., Соседи С. Самосознание смягчает взаимосвязь между воспринимаемыми нормами и употреблением алкоголя у студентов колледжей. Поведение наркомана. 2008; 33: 1529–1539. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. DaSilveira A, DeSouza ML, Gomes WB. Концепция самосознания и оценка в мерах самоотчета. Фронт Псих. 2015;6:930. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

31. Salovey P, Mayer JD. Эмоциональный интеллект. Imagin Cogn Pers. 1990;9:185–211. [Google Scholar]

32. Lee JY, Nam SK, Lee MK, Lee SM. Шкала самооценки Розенберга: анализ валидности на уровне пунктов. Корейский J Couns Psychother. 2009; 21 (Приложение 1): 173–189. [Google Scholar]

33. Розенберг М. Общество и образ Я подростка. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета; 1965. [Google Scholar]

34. Бек А.Т. Депрессия: клинические, экспериментальные и теоретические аспекты. Нью-Йорк: Харпер и Роу; 1967. [Google Scholar]

35. Динер Э., Эммонс Р.А., Ларсен Р.Дж., Гриффин С. Шкала удовлетворенности жизнью. J Pers Ass. 1985;49:71–75. [PubMed] [Google Scholar]

36. Джонстон М.М., Финни С.Дж. Измерение удовлетворения основных потребностей: оценка предыдущих исследований и проведение новых психометрических оценок удовлетворения основных потребностей по общей шкале. Contemp Educ Psychol. 2010; 35: 280–296. [Google Scholar]

37. Коста П.Т., МакКрей Р.Р. Нормальная оценка личности в клинической практике: личностный опросник NEO. Психологическая оценка. 1992; 4: 5–13. [Google Scholar]

38. Raven JC. Стандартные прогрессивные матрицы. Лондон: ХК: Льюис; 1958. [Google Scholar]

39. Park JY, Oh JM, Kim SY, Lee MK, Lee CR, Kim BR и др. Корейское выражение эмоций на лице (KOFEE) Сеул, Корея: Секция аффекта и неврологии, Институт поведенческих наук в медицине, Медицинский колледж Университета Йонсей; 2011. [Google Scholar]

40. Кэмпбелл Д.Д. Самооценка и ясность Я-концепции. J Pers Soc Psychol. 1990; 59: 538–549. [PubMed] [Google Scholar]

41. Jones SC. Само- и межличностные оценки: теории уважения против теорий последовательности. Психологический бык. 1973;79:185–199. [PubMed] [Google Scholar]

42. Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Я психол. 2000; 55: 68–78. [PubMed] [Google Scholar]

43. Грин М.К., Кауфман Г., Фланаган М., Фитцджеральд К. Самоуважение и общественное самосознание смягчают эмоциональное воздействие экспрессивного письма о предвзятом опыте. Индивидуальные дифф. 2017;116:212–215. [Google Scholar]

44. Незлек Дж. Б., Куппенс П. Регулирование положительных и отрицательных эмоций в повседневной жизни. J Перс. 2008; 76: 561–580. [PubMed] [Академия Google]

45. Ченг С.М., Говорун О., Чартранд Т.Л. Влияние самосознания на негативный аффект у лиц с противоречиво низкой самооценкой. Самоидентификация. 2012; 11:304–316. [Google Scholar]

46. Кин Л., Лоудс М. Низкая самооценка и интернализирующие расстройства у молодых людей — систематический обзор. Психическое здоровье ребенка-подростка. 2017;22:4–15. [Google Scholar]

47. Leung CY, Leung GM, Schooling CM. Траектории поведенческих проблем и изменения самооценки в связи с депрессивными симптомами подростков: лонгитюдное исследование. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2018; 53: 673–684. [PubMed] [Академия Google]

48. Масселинк М., Ван Рукель Э., Олдехинкель А.Дж. Самооценка в раннем подростковом возрасте как предиктор депрессивных симптомов в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте: опосредующая роль мотивационных и социальных факторов. J Молодежь Подросток. 2018; 47: 932–946. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Хилсман Р., Гарбер Дж. Тест когнитивной диатезно-стрессовой модели депрессии у детей: академические стрессоры, атрибутивный стиль, воспринимаемая компетентность и контроль. J Pers Soc Psychol. 1995;69:370–380. [PubMed] [Google Scholar]

50. Шахар Г., Генрих К.С. Подрывают ли депрессивные симптомы самооценку в раннем подростковом возрасте? Самоидентификация. 2010;9:403–415. [Google Scholar]

51. Трипкович И., Ройе Р., Крнич С., Назор М., Карин Ж., Чапкун В. Депрессия и самооценка в раннем подростковом возрасте. Cent Eur J Общественное здравоохранение. 2015;23:142–145. [Google Scholar]

52. Круз-Саес С., Паскуаль А., Влодарчик А., Эчебуруа Э. Влияние неудовлетворенности телом на расстройство пищевого поведения: опосредующая роль самооценки и негативного аффекта у подростков мужского и женского пола. J Health Psychol. 2018 [Epub перед печатью] [PubMed] [Google Scholar]

53. Шелдон К.М. Взгляд теории самоопределения на положительное психическое здоровье в разных культурах. Мировая психиатрия. 2012; 11:101–102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Molix LA, Nichols CP. Удовлетворение основных психологических потребностей как посредник взаимосвязи между общественным уважением и благополучием. Int J Благополучие. 2013;3:20–34. [Google Scholar]

55. Ковингтон М.В. Самоуважение и неудачи в школе: анализ и последствия для политики. В: Mecca AM, Smeiser NJ, Vasconcellos J, редакторы. Социальное значение самооценки. Беркли: Калифорнийский университет Press; 1989. стр. 72–124. [Google Scholar]

56. Boudreault-Bouchard AM, Dion J, Hains J, Vandermeerschen J, Laberge L, Perron M. Влияние родительской эмоциональной поддержки и принудительного контроля на самооценку и психологическое расстройство подростков: результаты четырех годичное лонгитюдное исследование. Дж. Адолеск. 2013; 36: 695–704. [PubMed] [Google Scholar]

57. Cai H, Brown JD, Deng C, Oakes MA. Самооценка и культура: различия в когнитивной самооценке или аффективном самоуважении? Азиатский J Soc Psychol. 2007; 10: 162–170. [Академия Google]

3 причины никогда не прекращать учиться – проект счастья

В отличие от красоты, обучение не имеет границ.

С красотой вы можете зайти настолько далеко, насколько вы физически привлекательны. И насколько ты хорошо сложен с точки зрения моды.

И из-за этого нам легче страдать от проблем с самооценкой. Я имею в виду, просто посмотрите на количество подростков, которые считают себя бесполезными и уродливыми.

Все потому, что они восхищаются знаменитостями до такой степени, что считают невозможным когда-либо соответствовать тому пьедесталу «красоты», на который они поставили знаменитостей.

Но когда дело доходит до обучения, учиться можно бесконечно. Настолько, что вы будете мертвы задолго до того, как у вас появится шанс закончить все это.

И чем больше ты учишься и приобретаешь знания, тем выше твоя самооценка!

Самоуважение и знания идут рука об руку.

Вот 3 причины никогда не переставать учиться…

  1. Со знаниями приходит уверенность

Почему некоторые люди так уверены в том, что делают? И почему многим из нас не хватает уверенности что-либо делать?

Вы когда-нибудь замечали, как некоторые парни подходят к женщинам, не заикаясь и не теряя хладнокровия?

Или как люди в стрессовых ситуациях, таких как пожар в доме, могут сохранять хладнокровие и выживать целыми и невредимыми?

Знание = уверенность.

Конечно, просто узнать что-то недостаточно. Но если вы овладеете тем, что изучаете, вы будете знать, как это работает, что делать, чего НЕ делать, когда это делать и так далее.

Это знание «как» — вот что придает уверенности всем нам. Какой бы сложной ни была ситуация.

Все мы умеем пользоваться смартфоном и, например, звонить. Мы уверены в этом, верно?

Некоторые из нас являются уверенными водителями, потому что мы сделали достаточно, чтобы знать, как это работает.

Вот почему в тот момент, когда вы прекращаете учиться, вы теряете уверенность в себе. Или, по крайней мере, предотвратить рост вашей уверенности в себе.

Не узнавать больше — все равно, что сказать: «Хорошо, я закончил. У меня и так достаточно уверенности».

Правда в том, что если, как спортсмен, ты перестанешь делать то, в чем уверен, а потом вернешься к этому позже, ты заржавеешь.

И эта ржавчина подорвет вашу уверенность наполовину, потому что вы больше не будете хорошим или недостаточно осведомлены о том, что сделали. Так что никогда не прекращайте учиться.

  1. Вы будете чувствовать себя хорошо

Когда вы что-то знаете, у вас есть право хвастаться этим.

Как сказал Мухаммед Али – Это не хвастовство, если вы можете это подтвердить.

А если серьезно, то чем больше знаний, тем выше самооценка.

Знание того, как, например, выпрыгнуть из самолета и безопасно приземлиться с парашютом…

Или умение провести операцию на головном мозге пациента, жизнь которого зависит от ваших навыков и мудрости…

Или умение сделать что-нибудь подобное хорошо, что люди думают, что ты какой-то волшебник с другой планеты. ..

Это само по себе заставляет тебя чувствовать себя хорошо из-за того, кто ты есть. И это заставляет вас чувствовать себя еще лучше о том, что вы делаете.

Вы когда-нибудь замечали, как дети реагируют, когда делают что-то правильно? Они выворачиваются! Они возбуждаются! Они сходят с ума… Они делают сальто назад и кувыркаются из чистого волнения.

Потому что знание того, как сделать что-то и делать это правильно, делает именно это. Это повышает вашу самооценку и уверенность в себе одновременно. И это немного меняет ваше поведение, что другие замечают и привлекают.

Самоуважение и знания никогда не бывают слишком далеки друг от друга.

Точно так же, как вам нужны две ноги, чтобы ходить, вам нужны знания, чтобы повысить самооценку. Вот почему так важно учиться!

  1. Вы станете лучше понимать себя

Есть огромная разница между человеком, который знает свои сильные стороны, и тем, кто этого не знает.

Знание своих сильных сторон дает вам силу и уверенность. Причина в том, что когда вы знаете, в чем вы хороши, вы будете тратить больше времени на эти вещи.

И чем больше времени вы уделяете своим сильным сторонам, тем больше вы будете удовлетворены.

Вот почему это вопрос жизни или смерти, когда речь идет об обучении, изучении, наблюдении и самообразовании.

Это постепенно повышает ваше самосознание, если вы готовы уделять пристальное внимание и задавать много вопросов, чтобы получить хорошие ответы.

И это само по себе придает вам больше уверенности и повышает уровень вашей самооценки.

С другой стороны, не знать своих сильных сторон, отказываться учиться и обращать внимание на свои действия, а знать только свои слабости — нехорошо.

Ваша самооценка пострадает, потому что вы не будете чувствовать себя хорошо, делая вещи, в которых вы ужасны. И кроме того, кто хочет чувствовать себя хорошо из-за чего-то, в чем он ужасен?

Самоуважение и знания подобны мозгу компьютера. Без мозга все разваливается и ни одно из них не работает так, как должно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *