Самопожертвование это качество: Нужно ли самопожертвование в жизни человека. Самопожертвование жертвование своими личными ради других

Самопожертвование | Что такое Самопожертвование

          Самопожертвование как качество личности – способность посвятить всю свою жизнь какой-то высшей духовной цели, отдавать себя кому-то или чему-то высшему.

      Гробницу Мохаммеда в Медине следовало привести в порядок: это стало необходимым. Однако каменщикам, пришедшим сюда, чтобы произвести ремонт, объявили, что всякому, кто осмелится спуститься в погребальный склеп, как только он выйдет оттуда, отрубят голову. Всё же нашёлся один желающий и спустился в ужасное подземелье. Он отремонтировал склеп, поднялся и отдал свою голову на отсечение. Молча склонил он голову, и так же молча ему отрубили её.

      В человека встроено стремление к самопожертвованию. Это не просто жертвование части своего дохода или материальных благ. Самопожертвование —  это принесение на алтарь избранного пути самого себя, своей жизненной энергии, знаний, времени, всего, чем обладаешь. Высшая форма самопожертвования – отдать всего себя самосознанию, развитию разума, достичь чистоты сознания и помочь другим людям достичь вершин человеческой духовности.

         Самопожертвование как качество личности становится проявленным в связке  достоинств – бескорыстия, патриотизма, великодушия, доброты, словом, целого ряда положительных качеств личности. Солдат жертвует своей жизнью, защищая свою Родину, свою семью. Он не может поступить иначе. Совесть и самопожертвование неразлучны. Совесть призывает солдата к героизму. Фридрих Ницше писал: «Героизм — таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счёт. Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели».

       У самопожертвования женская природа. Самый первый его пример – безусловная любовь матери к ребенку, когда она ставит его благополучие на первое место. Любовь как добровольное рабство предполагает жертвенность, но самопожертвование – это не застрелиться, повеситься или отравиться ради любви. К чему такие крайности? Они не имеют ничего общего с самопожертвованием. Самопожертвование – это самозабвенное стремление служить объекту любви. Квинтэссенция самопожертвования – любовь и самоотдавание.

      У И.С. Тургенева есть замечательная притча «Порог». Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струёй выносится из глубины здания медлительный, глухой голос. — О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает? — Знаю, — отвечает девушка. — Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? — Знаю. — Отчуждение полное, одиночество? — Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. — Не только от врагов, но и от родных, от друзей? — Да… и от них. — Хорошо. Ты готова на жертву? — Да. — На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить! — Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени. — Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову… — И на преступление готова. Голос не тотчас возобновил свои вопросы. — Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? — Знаю и это. И всё-таки я хочу войти. — Войди! Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею. — Дура! — проскрежетал кто-то сзади. — Святая! — принеслось откуда-то в ответ.

       Инесса Арманд пожертвовала всем ради любви к В. И. Ленину. Они познакомились в 1909 году в парижском кафе.  Их бурный роман  начался именно во время курсов, которые организовывала Инесса, а Владимир Ильич выступал в качестве основного докладчика. Инесса описывала свои первые впечатления  встречи с Владимиром и раскрыла свои потаенные женские чувства. Она не стеснялась о них рассказать Владимиру Ильичу, так как то давнее  уже для них было историей, радостной и незабываемой: «Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умереть бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н. К., я сразу терялась и глупела. Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой. Только в Лонжюмо и затем следующую осень в связи с переводами и прочим я немного привыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал».

       Удивительно, но Крупская не мешала развиваться их отношениям, чувствам и, вероятно, ждала решения Владимира, при этом была  согласна с любым из них. Но Ленин не торопился с решением, тем более, что Крупская была больна. В конце сентября 1913 г. после тюрьмы Инесса вернулась в Краков,  в это время Крупская после операции медленно выздоравливала. Вскоре Инесса уезжает в Париж. Столь поспешный отъезд был вызван твердым решением Владимира Ильича разорвать  их любовную связь. Об этом горьком для Инессы разговоре мы узнаем  из следующего сохранившегося письма Инессы  из Парижа в Краков в конце 1913 г. :  «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью, и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя… Крепко тебя целую. Твоя Инесса».

        В своих дневниковых записях незадолго до кончины Инесса оставила такое признание: «…Теперь я ко всем равнодушна. А главное – почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, всю свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились все источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато… Я живой труп, и это ужасно». После революции 1917г. Ленин назначил И. Арманд председателем совнаркома Московской губернии и поселил рядом с квартирой своей сестры — Анны Ильиничны.  Осенью 1920 г. Арманд серьезно заболела. Ленин уговорил ее поехать лечиться на Кавказ.  Инесса подчинилась, как всегда. Через месяц с Кавказа пришла телеграмма: «Вне всякой очереди. Москва ЦЕКа РКП. Совнарком. Ленину. Заболевшую холериной товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка кончилась 24 сентября точка тело препроводим Москву Назаров». Ей было 46 лет. Среди возложенных на могилу венков один был из живых белых цветов с надписью на траурной ленте: «Товарищу Инессе от В. И. Ленина». Потрясение Ленина было огромным. Коллонтай в своих воспоминаниях утверждала, что: «он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой».  Л. Васильева в своей книге «Кремлевские жены» отмечала, что  «прах Инессы был помещен в Кремлевской стене, среди знаменитых, прославленных большевиков. По большевистскому протоколу ей не подобало такое место. Но это нарушение было единственным, что мог сделать для Инессы вождь революции, дабы поблагодарить ее за все свершившееся и не свершившееся в их совместной жизни врозь на этой земле». Владимир Ильич пережил Инессу Арманд всего на три года. После смерти вождя,  в феврале 1924 г. Крупская направила в ЦК просьбу захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин отверг это предложение.

       Идеи возрождения Олимпийских игр  отдал всю свою жизнь Пьер де Кубертен. В 19 лет ему пришла в голову идея сделать всё, как было. Казалось, идея эта была неосуществима.  Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть идее олимпизма было посвящено почти полвека! Биографы великого француза пишут: «Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй… Еще больше — спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то это дело хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели. Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации. Быть может, это было то самое сверхупорство, которое заставляет большого спортсмена тренироваться без устали, а потом, преодолевая все, рваться к победе… 25 ноября 1892 г. Кубертен выступил в Сорбонне с докладом о возрождении Олимпийских игр. Оп говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели, хотя и не сразу, принимают решение созвать Международный Атлетический конгресс и пригласить па него представителей крупнейших спортивных держав. О правилах и принципах проведения Игр должны были договариваться все наиболее авторитетные спортивные деятели земного шара. В Конгрессе приняли участие 2 тысячи человек из 10 стран, в том числе из России. И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет — МОК. Конечно, вы уже знаете это ставшее очень известным сокращение. Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!»

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www. podskazki.info/karta-statej/

что под этим понимают, объяснение, чем опасно

В последнее время в соцсетях и на просторах интернета в целом все чаще можно услышать призывы к помощи в различных ситуациях. Дело может касаться как поиска приюта для бездомных животных, так и финансовой помощи в тяжелых ситуациях тому или иному человеку. Образовалось множество волонтерских центров, которые занимаются поиском средств или возможностей для улучшения отдельно взятых кризисных ситуаций. Существует множество людей, которые пытаются помочь самостоятельно, в альтруистических целях, порой даже в ущерб себе. Так что такое самопожертвование, и к чему оно может привести?

К чему приводит самопожертвование?

Почему человек стремится к самопожертвованию

Самоотверженность людей — что это такое

Ответов на вопрос, почему человек занимается самопожертвованием, очень много. У каждого индивидуума на это есть свои причины. Некоторые люди занимаются этим абсолютно бескорыстно, проявляя великодушие, вторые – ради получения определенных регалий, другие – потому что воспитание не позволяет им поступить иначе.

Отдельные религии и традиции по-разному рассматривают вопрос жертвенности. Например, в христианской религии самопожертвование – это стремление посвятить себя вере, народу, изменить собственным принципам, жизненные устои и т.д.

С точки зрения природы человека, лучшим примером самопожертвования является материнская любовь, когда для женщины здоровье, жизнь, счастье собственного ребенка становятся превыше всего. Это еще называют абсолютной любовью.


Абсолютная любовь матери

Обратите внимание! Любовь к противоположному полу или другу тоже предполагает некую жертвенность, но это сложно назвать самопожертвованием, скорее, это жертва своими интересами ради чувств.

Проблема самопожертвования

Депрессия — что это такое в психологии

Проблема самопожертвования заключается в причинах, которые его вызывают. Как правило, те люди, у которых появляются такое чувство и желание, развивают в себе страх и множество сомнений. Это может породить неуверенность в собственных действиях, слишком высокие требования по отношению к себе и полное осознание собственной ничтожности. На фоне появления всех вышеизложенных мыслей рождается желание пожертвовать собой, совершить какой-то поступок, получить краткое одобрение или поддержку. Чаще всего в основе такого желания лежит страх. Даже после совершения некоторых жертвенных поступков человек продолжает укорять и бичевать свое внутреннее сознание. В итоге общество расценивает эту самопожертвенность как способ манипуляции для удовлетворения собственных интересов.


Манипуляция на основе самопожертвования

Значение слова самоотверженность

Слово самоотверженность подразумевает жертву собственных интересов, отвержение своих желаний и потребностей, включает в себя наличие какой-либо высокой идеи, идеалов или сильных чувств, служащих мотивацией для подобного поступка. Принято считать, что это положительное качество, обсуждая самоотверженность, примеры из литературы преподносят героев, проявляющих данную черту, как людей высшей степени духовного развития, исповедующих истинные моральные ценности.

Однако имеется и негативный контекст данного качества, когда собственная личность обесценивается и уничижается, или же при помощи такого поведения человек пытается возвыситься над окружающими, зная предубежденное позитивное отношение к самопожертвованию. Жертвенность бывает оправданной и бессмысленной, достойной и манипулятивной. Часто люди кладут свою жизнь в угоду другим, потому что не хотят нести ответственность за свои проявления, потери и неудачи, такая самоотверженность не имеет ничего общего с позитивными характеристиками качества, а свидетельствует о слабости и инфантильности личности. Помимо отречения от построения собственной активности, жертвенность для интересов других может быть совершенно не оценена этими людьми, а иногда способна быть удушающей заботой (например, мать, усиленно заботящаяся о сорокалетнем сыне и влезающая во все его дела, ни ему жить не дает, ни своей жизнью не занимается). Ожидаемая благодарность, восхищение и прочие ожидаемые положительные моменты так и остаются недоступными, поскольку сам поступок не носил искренней и уместной проявленности, а был лишь ходом манипуляции. В таких отношениях самоотверженность в итоге приобретает характер жертвенности, обиженного возвышения над теми, кто не оценил и постоянного чувства неудовлетворенности.

Говорить о позитивном проявлении данного качества, именуя именно самоотверженностью, а не жертвенностью, угождением, бесхребетностью, можно в контексте искренних побуждений, стремления сделать лучше для окружающих без поиска собственной выгоды и ожидания благодарных реакций. Фокус внимания, фокусирующийся исключительно на других, когда при этом не замечаются собственные трудности или потребности способен привести к такому поступку. Важно понимать, что совершаемые действия всегда находятся за пределами необходимого выполнения, будь это действия, причисляемые к подвигам или те, о которых никто так и не узнает. Невозможно соприкосновение самоотверженности и эгоизма, так же необходима сильная воля и стремление к высоким идеалам, постоянное преодоление себя, а иногда и глубоких заложенных программ инстинкта самосохранения в угоду целям, поддерживаемым совестью и высокой моралью.

Больше всего данное слово упоминается в характеристиках советского времени и подвигах в военных сражениях, считалось одной из главных черт, способствующих политическому и общественному развитию человека. На данной концепции воспитывали подрастающее поколение и подобной самоотдачи требовали от взрослых, но касалось подобное исключительно политической, государственной и военной темы. Если же человек выбирал пожертвовать собственной карьерой или интересами государства ради сохранения жизни своей семьи – это пресекалось в зависимости от тяжести поступка, вплоть до смертельной казни. Подобными методами поддерживалась целостность и выживание социалистического общества, точно так же как в природе поддерживается выживание вида.

Поступки самоотверженности не всегда однозначны в своем определении и зависят от стороны, проводящей анализ. Также они не всегда приносят определенный результат.

Самоотверженность регулируется внутренней моралью личности и не поддается воздействию извне, она не может быть вписана в правила и нормы, поскольку находится за их пределами. И если соблюдения каких-либо поведенческих проявлений может требовать устав или негласные правила, то проявления самоотверженности не может быть потребовано ни одной инстанцией, кроме совести человека и его внутреннего духовного стержня. Эту черту можно рассматривать, как деятельностное проявление таких неощутимых и теоретических понятий, как гуманизм, мораль, храбрость. Иногда это свойство импульсивно и моментально, иногда человеку требуется приложить волевые усилия и проявить характер, но стремление будет обозначено отсутствием желания достичь личной выгоды и приоритетностью блага других.

Чем опасно самопожертвование

Лев Толстой говорил: «Самое высшее проявление эгоизма заключается в самопожертвовании». Чем опасно такое стремление? Общество расценивает принесение себя в жертву любви как высшую меру доказательства этого чувства. Но возникает вопросы: «должна ли любовь приносить страдания?», «нужны ли кому-то эти жертвы?».

Стокгольмский синдром — что это такое

В основе самопожертвования часто лежат страх и неуверенность. То есть человек, приносящий свою жизнь во имя любви, часто просто уверен в том, что он не представляет никакого значения ни для кого, и объект его любви просто откажется от него, как от человека, если он не совершит какие-либо поступки. Чем дальше заходит человек в своих стремлениях пожертвовать своими интересами ради другого, тем чаще он задается вопросом оценки его поступков окружающими. Окружающие, в свою очередь, не видят никакого смысла в принесении жертв отдельно выбранного индивидуума. Видя все это, человек пытается доказать обществу ценность своей жертвенности, это уже расценивается как проявление эгоизма.

Важно! Самопожертвование – это определение, трактовка которого имеет право на существование лишь в том случае, когда нет ожиданий поощрения и признания.

Примеры героических поступков

Проявление жертвенности на войне вполне осознанно человеком. В часы военных действий герои часто идут на смерть ради того, чтобы спасти другого. Именно в такие моменты человек чувствует прилив сил, мужества и отваги. Многие произведения подтверждают это.

Примеры героических поступков в литературе:

  1. А. Т. Твардовский, «Василий Тёркин». Это отважный солдат, олицетворяющий самоотверженность и силу характера русского человека. Простой солдат, который пытается помочь людям и делает всё возможное, чтобы скрасить их жизнь в тяжелейших условиях войны. С товарищами по несчастью он всегда весел, готов подбодрить их в любую минуту своими рассказами и шутками. Его долг заключается в том, чтобы помочь каждому нуждающемуся в трудный момент. При этом он не ждёт никакой награды и похвалы. Его самоотверженность совершенно безвозмездна. Стоит отметить, что в те времена таких, как Василий, было тысячи. Эти отважные бойцы были готовы к самопожертвованию ради счастливого будущего молодого поколения.
  2. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов совершает героический поступок, спасая девочку. Он не бедный человек и имеет возможность покинуть осаждённый врагом город, но не делает этого. Пожертвовать своей безопасностью для него — это чувство долга, которое на данный момент для него превыше всего.
  3. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Пётр Гринёв подвергает свою жизнь опасности. Он осознанно идёт на освобождение Маши Мироновой, несмотря на то что может быть убит. Ценой собственной жизни он готов вызволить любимую из заточения.

Героизм можно встретить не только на поле боя. Часто люди жертвуют своими личными интересами ради светлых чувств.

Чем объясняется самопожертвование

Ученые считают, что самопожертвование закладывается на генном уровне. Дальше это чувство воспитывается в человеке родителями, религиями, правителями и т.д. Не каждый человек способен приносить себя в жертву чего-либо.

Самопожертвование ради любви

Самопожертвование ради любви отличается тем, что в момент жертвы человек ничего не видит, не слышит и не осознает. Его сердце бьется только в тот момент, когда он чувствует свой объект любви. Если в какой-то момент с объектом что-то случается, мир вокруг перестает существовать.

В истории описывается случай, когда женщина жертвовала не только собой ради умирающего от получения высокой дозы радиации мужчины, но и собственным ребенком, которого она носила под сердцем. В момент нахождения рядом со своей половинкой женщина не ощущала свою боль, не требовала признания окружающих, не думала о здоровье плода любви, она твердила про себя фразу: «Я тебя люблю!». Никакие рассуждения или советы не доказали бы ей ничего. Так она для себя определила степень своей любви.


Самопожертвование в любви

Самопожертвование ради других

Самопожертвование ради других бывает осознанным и неосознанным. В случае осознанного самопожертвования люди выбирают профессии, в которых проявляется героизм: это пожарники, военные, медицинские работники. Эти люди понимают все риски, связанные с их работой.

Неосознанное самопожертвование, как правило, является импульсивным решением. В экстренных ситуациях остро стоит вопрос количества жертв, и человек оценивает исход ситуации, решая, что можно уменьшить количество погибших путем принятия основного удара на себя.

Примеры самопожертвования

Примеров самопожертвований в истории очень много. Особенно хорошо их описывают великие русские классики. Например, Максим Горький, в своем рассказе «Старуха Изергиль» описал персонаж Данко, который ради того, чтобы вывести людей из темноты, вырвал из груди свое сердце, ставшее факелом, освещавшим путь толпе людей. В конечном итоге Данко умер, а люди вышли из темного леса.

В бессмертном романе «Преступление и наказание», который написал Достоевский, Мармеладова Сонечка, готовая ущемлять себя во всем ради достойного существования своих близких, очень четко показывает, что значит самопожертвование. Даже став женой Раскольникова, она выбрала ссылку с ним в обмен на устоявшую и привычную жизнь.

В прессе то и дело появляются статьи о пожарниках, самоотверженность которых поражает общество, которые ценой своей жизни спасают людей, вынося их из пылающих домов.

В разные периоды жизни появляется или исчезает готовность к самопожертвованиям. Основой этих чувств и действий является только благо других. Приносящие себя в жертву люди не требуют ничего взамен, им не нужны награды или всеобщее признание, они бы хотели только одного, чтобы в мире было поменьше зла и боли.

Материнские чувства к детям

Жертвенность часто показана на примерах отношений матери и отца к своему ребёнку, которые готовы на всё ради него. В родителях изначально заложено качество опекать своё чадо с детских лет. Они защищают его от конфликтов, решают проблемы детей, охраняют от неурядиц. Поэтому сами вынуждены терпеть любые неудобства и некоторые лишения. На самопожертвование ради детей готовы не только родители, но и обычные люди.

Примеры такого жертвования в литературе:

  1. В. Распутин, «Уроки французского». Учительница испытывает огромное желание материально помочь несчастному гордому мальчику. Помощи он не принимает. Нужда заставляет его играть в азартные игры. Чтобы помочь ребёнку, учительница начинает играть с ним на деньги. Вскоре она теряет из-за этого работу. Самопожертвование здесь налицо. Даже не состояв с ребёнком в кровном родстве, женщина лишается работы ради его благополучия.
  2. Н. Д. Телешов, «Домой». Маленький переселенец Сёмка из бараков направляется домой в родные края. По дороге он встречает незнакомого дедушку. В дороге ребёнка одолевает болезнь, и попутчик решается отвести малыша в городскую больницу. Сам дедушка является каторжным беженцем, и возвращение в город ему грозит арестом. Но мужчина ни на минуту не задумывается, ведь жизнь ребёнка дороже.
  3. И. А. Бунин, «Лапти». Слуга настолько полюбил господского мальчика, что пожертвовал ради него своей жизнью. Ребёнок при смерти бредит и просит принести ему красные лапти. Мать мечется и не знает, что предпринять. На помощь ей вызывается старый слуга. Он предлагает купить в лавке обычные лапти и покрасить их в красный цвет. По его мнению, это ослабит муки ребёнка. Но на обратной дороге из лавки слуга замерзает.
  4. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Соня Мармеладова вынуждена торговать своим телом ради того, чтобы прокормить несчастного отца-пьяницу, его жену и детей, хотя они не являются ей кровными родственниками. Как ни странно, но род её трудовой деятельности нисколько не смущает читателя. Она совершает жертвенный поступок. Другое дело, если бы она торговала телом в своё удовольствие.

Самопожертвование ради высоких целей по праву можно назвать героизмом, особенно если ребёнок действительно нуждается в помощи в данный момент.

По примерам самопожертвования в литературе можно сделать небольшой вывод: это качество противоречиво. Одни считают его высшим проявлением героизма, другие — наоборот, бессмысленным и глупым стилем жизни. Жертвование может наблюдаться в различных сферах жизни человека, проявляется и в разнице поведения. Чтобы понять, что же такое самопожертвование, необходимо научиться его отличать от таких понятий, как сделка и долг.

Вы жертвуете собой? | Psychology Today

Жертвы обычно требуются, когда ценности конфликтуют: две ценные вещи нельзя иметь одновременно, и от одной нужно отказаться ради другой. Но не все жертвы суть самопожертвования. Например, человек, который отказывается от чего-то полезного для себя ради какой-то большей выгоды для себя — покидает комфорт просторного дома, чтобы жить в маленькой квартирке поближе к работе, — совершает жертву, но не самопожертвование. .

Для чего-то, чтобы считаться случаем самости -жертвоприношения:

  • то, что приносится в жертву, должно составлять, приносить пользу или иметь значение для самости в каком-то более сильном смысле, чем то, ради кого/ради чего оно приносится в жертву; и,
  • жертва должна быть принесена ради кого-то или чего-то другого.

В этом определении присутствует некоторая преднамеренная двусмысленность, потому что «составлять», «выгода» и «значение для» — это три разных возможности. Что-то можно сказать

составляют кого-то, если это их «я» или часть того, что является их «я». Жертвой является нечто, что составляет самость, если кто-то жертвует своей жизнью или, например, своей памятью, своими конечностями или органами, своим достоинством, своей личностью, своей целостностью или своими основными способностями. Что-то приносит пользу кому-то, если это что-то, что в их узко понимаемом личном интересе иметь или сохранять. Например, кто-то, кто отказывается от возможности пройти собеседование при приеме на работу, или от своих ресурсов, или от своего физического комфорта, обычно понимается как жертвующий чем-то полезным для себя как личности. Что-то имеет значение для кого-то, если это что-то важное для них, что-то, о чем они заботятся, что они ценят, любят или чему привержены. Если у людей может быть обязательство совершить определенное самопожертвование, они могут быть обязаны пожертвовать чем-то, что для них важно; они даже могут быть обязаны пожертвовать тем, что для них важнее всего остального.

Источник: Michael D. Kennedy/Wikimedia Commons

Например, родители, которые подтверждают решение своего взрослого ребенка участвовать в опасной, даже опасной для жизни, гуманитарной операции, готовы пожертвовать своим ребенком, которого они любят больше всего на свете, ради достойных целей интервенции. Человек, решивший участвовать в таком опасном действии, явно жертвует собой (собственной безопасностью и, возможно, своей жизнью), но то же самое делают и те, кто любит их, жертвуя тем, что для них важнее всего, и совершая поступки. так ради кого-то или чего-то.

То, что составляет «я» или что приносит ему пользу, может также иметь значение для «я», , а может и не иметь значения . И то, что имеет значение для «я», может также составлять или приносить пользу «я», , а может и не . Даже если то, что составляет или приносит пользу личности, имеет для нее значение, кто-то или что-то еще может иметь значение на

больше .

Если бы мы были психологическими эгоистами, то только мы сами (или наше благополучие и т. д.) имели бы для нас неинструментальное значение; все, что мы ценим, будет либо (частично) составлять или приносить пользу нам. Однако мы (то есть большинство из нас) не являемся психологическими эгоистами; мы обычно оцениваем как эгоистично, так и альтруистически, а также беспристрастно. Вот почему то, что не составляет и не приносит нам пользы в узкокорыстных интересах, может все же иметь для нас значение. Когда мы ценим что-то (или кого-то) больше, чем мы ценим себя, и когда мы вынуждены выбирать между тем, что составляет или приносит пользу нам, и тем, что для нас важнее всего, мы можем защищать то, что важнее для нас, а не свое собственное. себя. Это покажется очевидным каждому родителю, который работает до изнеможения, чтобы у его ребенка была лучшая жизнь, или кто знает, что готов умереть за своего ребенка. Когда ясно, что для нас важнее всего то, что действительно имеет значение больше всего, что мы больше всего ценим то, что больше всего ценно, становится также ясно, что жертвование ради того, что для нас важнее всего, оправдано, хотя это и не так. еще может быть трагично.

Случаи самопожертвования сложны, потому что человек может не ценить себя или что-то еще, что для него важно, так, как в каком-то смысле должен. Они могут переоценивать или недооценивать себя; или то, что (или кто) еще имеет для них наибольшее значение, может не быть тем, что (или кто) действительно имеет наибольшее значение. Это может привести к их самопожертвованию, когда они не должны, или к отказу от самопожертвования, когда они должны.

Мы не должны считать само собой разумеющимся, что для нас важнее всего то, что действительно важно. Когда в процессе формирования наших ценностей что-то идет не так, мы должны с подозрением относиться к тем ценностям, которые в итоге получим. Женщины, которые были социализированы принудительными гендерными нормами, чтобы быть особенно самоотверженными, могут недостаточно ценить свое индивидуальное «я», потому что что-то пошло не так в том, как формировались их ценности. У «добродетелей» может быть такая же самоотверженная система ценностей, не (обязательно) из-за принудительных гендерных норм, а из-за своего рода патологического альтруизма. Но есть и другие, которые ошибаются в противоположном направлении: они недостаточно самоотверженны, например, действуя для несправедливого обогащения своих собственных семей, не работая в политическом плане, чтобы сделать недоступными механизмы накопления возможностей. В этом последнем случае, возможно, беспокойство о том, будут ли те, кого они любят, жить достаточно хорошо при более эгалитарных нормах, портит то, как формируются ценности.

Нет простого ответа на вопрос, что важнее всего, особенно когда есть конфликт между двумя действительно важными вещами.

Но чтобы знать, слишком ли мы самоотверженны или недостаточно, нам нужно хотя бы открыть вопрос.

Самопожертвование или любовь к себе? | Psychology Today

«Монстры реальны, и призраки тоже реальны. Они живут внутри нас, и иногда они побеждают.» —Стивен Кинг

Февраль, известный как месяц любви, стал коммерческим процветанием: в 2019 году на открытки ко Дню святого Валентина и конфеты для близких было потрачено 20 миллиардов долларов.. А как насчет тебя? В то время как февраль — время помнить о важности любви и сострадания к другим, может ли это также быть временем, чтобы включить себя? Или это признак нарциссизма?

Источник: Фото Designecologist на Unsplash

Нас учили, что любовь к себе эгоистична, а самопожертвование — это добродетель. Если вы похожи на людей, которые пинают себя за свои промахи и недостатки, вы, вероятно, глубоко убеждены в том, что негативное отношение более благородно, может помочь вам работать лучше и получить общественное одобрение.

Или, возможно, вы беспокоитесь, что если вы дадите себе слишком много свободы действий, это может превратить вас в полного бездельника.

Конечно, современная психология утверждает, что нет ничего более далекого от истины. Все наоборот. Эгоистично не любить себя, а самоосуждение возводит барьеры на пути к успеху и счастью.

Только развивая правильное отношение к себе, вы обретете правильное отношение к помощи другим. Негативная самооценка на самом деле снижает уровень счастья, увеличивает стресс и ограничивает ваши достижения, в то время как самосострадание — любящая доброта, поддерживающее отношение, которое вы проявляете к себе во время проблем, личных недостатков и карьерных неудач, — является более мощным стрессоустойчивым инструментом. .

Хватит себя пинать

Скорее всего, у вас внутри есть дерзкий голос, который избивает вас критикой и говорит, какой вы бесполезный, эгоистичный, глупый или плохой. Он никогда не отдыхает и выхватывает больше трансляций из внутреннего голоса, который говорит вам, насколько вы велики на самом деле.

Вам и в голову не придет относиться к любимому человеку так, как вы относитесь к себе: обзывать себя, корить себя за малейшие человеческие промахи, не верить в себя настолько, чтобы отказаться от своих целей.

Когда вы чувствуете грусть, боль или горе, резкие слова, такие как «Перестань жалеть себя», или «Есть люди в худшем положении, чем ты», или «Возьми себя в руки!» на самом деле может усугубить ваши страдания. Но разговор с самим собой сочувствующим голосом спокойным, успокаивающим тоном (например, «Ты можешь это сделать» или «Это сложно, но сохраняй спокойствие; у нас есть это») помогает вам справиться с ситуацией, как если бы вы повторное нанесение мази на рану.

Вы не можете не формировать суждения; вот как вы понимаете мир. По иронии судьбы, ваше суждение пытается помочь вам справиться с жизненными трудностями своим напористым обращением. Подобно жесткому сержанту-инструктору, который не хочет, чтобы солдату оторвало голову в бою, ваш судья увеличивает громкость, когда вы спотыкаетесь, чтобы вы не отставали от своих целей.

Однако, к сожалению, это имеет обратный эффект.

Хорошая новость: вам не нужно позволять самоосуждению сдерживать вас. Вы можете культивировать больше сострадания к себе, останавливать барьеры счастья на своем пути и усиливать свои добрые чувства.

После того, как вы потерпели неудачу, часто врывается самоосуждение. Но настоящий блокатор счастья — это осуждение, а не неудача. Когда вы уберете второй слой осуждения и замените его состраданием, вы сможете яснее увидеть реальную преграду и с большей легкостью сможете с ней справиться.

Вот почему важно быть нежным и поддерживать себя. Так что начните желать для себя только самого лучшего во всем, что вы делаете, и будьте готовы поймать себя, когда вы упадете, как если бы вы были для лучшего друга.

Веские доказательства сострадания к себе

Исследования показывают, что когда вы заменяете самоосуждение состраданием к себе, вы способствуете положительным изменениям практически во всем, что вы делаете. Исследователи изучили самосострадание в лаборатории и обнаружили, что когда вы строги к себе, вы более склонны к тревоге и депрессии, и вам труднее прийти в себя после неудачи. Но когда вы заменяете негативные суждения сочувствием к себе, вы восстанавливаетесь быстрее.

Если у вас нет сострадания к себе, не беспокойтесь; вы можете развивать его. После восьминедельной программы снижения стресса на основе осознанности (состоящей из йоги, медитации и упражнений на релаксацию) в одном исследовании 90 процентов участников повысили уровень сострадания к себе.

Не молчи о себе

Жестокое обращение с собой в кризисной ситуации, после неудачи или после стрессовых факторов, таких как потеря работы, развод или диагноз серьезного заболевания, снижает ваши шансы на восстановление. И наоборот, сочувствие к себе после разочарования мотивирует вас вернуться в седло. Так что попробуйте заменить самоосуждение любящей добротой и состраданием к себе и отговорите себя от уступа вместо того, чтобы позволять своему суждению побуждать вас прыгать.

Поднимите себе палец вверх каждый раз, когда вы заканчиваете проект, достигаете успешного этапа или достигаете цели на работе. Самоуспокаивающие напутствия и слова поддержки полезны в напряженных ситуациях, таких как собеседования при приеме на работу, выступления перед коллегами, участие в спортивных соревнованиях, дача показаний в суде и так далее. Итак, имеете ли вы дело с большим кризисом или небольшими неприятностями, добрый, заботливый голос избавит вас от большого стресса, успокоит вас и позволит вам наслаждаться более полной и счастливой жизнью.

Усильте свою иглу доброты

Посмотрите, как часто вы ругаете себя, обзываетесь или стыдите себя. Придерживайтесь невозможных стандартов и суровых суждений вместо того, чтобы нападать на себя. Простите себя за свои недостатки и посмотрите на них такими, какие они есть: привычками, старыми моделями поведения или просто ошибками, которые все мы совершаем.

Когда вы больше любите себя и принимаете свои ограничения с состраданием, вы вдвое снижаете стресс и удваиваете счастье и успех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *