Самопожертвование | Что такое Самопожертвование
Самопожертвование как качество личности – способность посвятить всю свою жизнь какой-то высшей духовной цели, отдавать себя кому-то или чему-то высшему.
Гробницу Мохаммеда в Медине следовало привести в порядок: это стало необходимым. Однако каменщикам, пришедшим сюда, чтобы произвести ремонт, объявили, что всякому, кто осмелится спуститься в погребальный склеп, как только он выйдет оттуда, отрубят голову. Всё же нашёлся один желающий и спустился в ужасное подземелье. Он отремонтировал склеп, поднялся и отдал свою голову на отсечение. Молча склонил он голову, и так же молча ему отрубили её.
В человека встроено стремление к самопожертвованию. Это не просто жертвование части своего дохода или материальных благ. Самопожертвование — это принесение на алтарь избранного пути самого себя, своей жизненной энергии, знаний, времени, всего, чем обладаешь. Высшая форма самопожертвования – отдать всего себя самосознанию, развитию разума, достичь чистоты сознания и помочь другим людям достичь вершин человеческой духовности.
Самопожертвование как качество личности становится проявленным в связке достоинств – бескорыстия, патриотизма, великодушия, доброты, словом, целого ряда положительных качеств личности. Солдат жертвует своей жизнью, защищая свою Родину, свою семью. Он не может поступить иначе. Совесть и самопожертвование неразлучны. Совесть призывает солдата к героизму. Фридрих Ницше писал: «Героизм — таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счёт. Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели».
У самопожертвования женская природа. Самый первый его пример – безусловная любовь матери к ребенку, когда она ставит его благополучие на первое место. Любовь как добровольное рабство предполагает жертвенность, но самопожертвование – это не застрелиться, повеситься или отравиться ради любви. К чему такие крайности? Они не имеют ничего общего с самопожертвованием. Самопожертвование – это самозабвенное стремление служить объекту любви. Квинтэссенция самопожертвования – любовь и самоотдавание.
У И.С. Тургенева есть замечательная притча «Порог». Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струёй выносится из глубины здания медлительный, глухой голос. — О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает? — Знаю, — отвечает девушка. — Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? — Знаю. — Отчуждение полное, одиночество? — Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. — Не только от врагов, но и от родных, от друзей? — Да… и от них. — Хорошо. Ты готова на жертву? — Да. — На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить! — Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени. — Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову… — И на преступление готова. Голос не тотчас возобновил свои вопросы. — Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? — Знаю и это. И всё-таки я хочу войти. — Войди! Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею. — Дура! — проскрежетал кто-то сзади. — Святая! — принеслось откуда-то в ответ.
Инесса Арманд пожертвовала всем ради любви к В. И. Ленину. Они познакомились в 1909 году в парижском кафе. Их бурный роман начался именно во время курсов, которые организовывала Инесса, а Владимир Ильич выступал в качестве основного докладчика. Инесса описывала свои первые впечатления встречи с Владимиром и раскрыла свои потаенные женские чувства. Она не стеснялась о них рассказать Владимиру Ильичу, так как то давнее уже для них было историей, радостной и незабываемой: «Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умереть бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н. К., я сразу терялась и глупела. Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой. Только в Лонжюмо и затем следующую осень в связи с переводами и прочим я немного привыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал».
Удивительно, но Крупская не мешала развиваться их отношениям, чувствам и, вероятно, ждала решения Владимира, при этом была согласна с любым из них. Но Ленин не торопился с решением, тем более, что Крупская была больна. В конце сентября 1913 г. после тюрьмы Инесса вернулась в Краков, в это время Крупская после операции медленно выздоравливала. Вскоре Инесса уезжает в Париж. Столь поспешный отъезд был вызван твердым решением Владимира Ильича разорвать их любовную связь. Об этом горьком для Инессы разговоре мы узнаем из следующего сохранившегося письма Инессы из Парижа в Краков в конце 1913 г. : «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью, и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя… Крепко тебя целую. Твоя Инесса».
В своих дневниковых записях незадолго до кончины Инесса оставила такое признание: «…Теперь я ко всем равнодушна. А главное – почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, всю свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились все источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато… Я живой труп, и это ужасно». После революции 1917г. Ленин назначил И. Арманд председателем совнаркома Московской губернии и поселил рядом с квартирой своей сестры — Анны Ильиничны. Осенью 1920 г. Арманд серьезно заболела. Ленин уговорил ее поехать лечиться на Кавказ. Инесса подчинилась, как всегда. Через месяц с Кавказа пришла телеграмма: «Вне всякой очереди. Москва ЦЕКа РКП. Совнарком. Ленину. Заболевшую холериной товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка кончилась 24 сентября точка тело препроводим Москву Назаров». Ей было 46 лет. Среди возложенных на могилу венков один был из живых белых цветов с надписью на траурной ленте: «Товарищу Инессе от В. И. Ленина». Потрясение Ленина было огромным. Коллонтай в своих воспоминаниях утверждала, что: «он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой». Л. Васильева в своей книге «Кремлевские жены» отмечала, что «прах Инессы был помещен в Кремлевской стене, среди знаменитых, прославленных большевиков. По большевистскому протоколу ей не подобало такое место. Но это нарушение было единственным, что мог сделать для Инессы вождь революции, дабы поблагодарить ее за все свершившееся и не свершившееся в их совместной жизни врозь на этой земле». Владимир Ильич пережил Инессу Арманд всего на три года. После смерти вождя, в феврале 1924 г. Крупская направила в ЦК просьбу захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин отверг это предложение.
Идеи возрождения Олимпийских игр отдал всю свою жизнь Пьер де Кубертен. В 19 лет ему пришла в голову идея сделать всё, как было. Казалось, идея эта была неосуществима. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть идее олимпизма было посвящено почти полвека! Биографы великого француза пишут: «Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй… Еще больше — спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то это дело хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели. Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации. Быть может, это было то самое сверхупорство, которое заставляет большого спортсмена тренироваться без устали, а потом, преодолевая все, рваться к победе… 25 ноября 1892 г. Кубертен выступил в Сорбонне с докладом о возрождении Олимпийских игр. Оп говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели, хотя и не сразу, принимают решение созвать Международный Атлетический конгресс и пригласить па него представителей крупнейших спортивных держав. О правилах и принципах проведения Игр должны были договариваться все наиболее авторитетные спортивные деятели земного шара. В Конгрессе приняли участие 2 тысячи человек из 10 стран, в том числе из России. И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет — МОК. Конечно, вы уже знаете это ставшее очень известным сокращение. Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!»
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www. podskazki.info/karta-statej/
«Проблема самопожертвования в русской литературе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Чаадаевка
Индивидуальный итоговый проект
Тема: «Проблема самопожертвования в русской литературе»
Предмет: литература
Выполнила: Волкова Анастасия ,
обучающаяся 9 класса
Руководитель: Маракаева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Члены комиссии:____________________
____________________
____________________
р. п. Чаадаевка, 2023 г
Содержание
I.Введение ……………………………………………………………………с.3-4
II Основная часть
Глава 1.Примеры самопожертвования в художественной литературе…с.4-6
Глава 2. . Примеры женского самопожертвования ………………………с.6-8
Глава 3 Примеры самопожертвования во время войны …………………с.8-9
III. Заключение …………………………………………………………… ..с. 10
Список использованных источников………………………………………с.11
Приложения………………………………………………………………….с. 12
I .Введение
Тема проекта: «Проблема самопожертвования в русской литературе»
Актуальность темы. Однажды мы самостоятельно формулировали значение слова «самопожертвование». И выяснилось, что не все из нас дали верное истолкование. Многие либо допустили ошибку, либо затруднились с ответом. Из этого неутешительного факта родилась тема моего проекта: «Проблема самопожертвования в русской литературе».
Незнание значения слова моими ровесниками говорит о том, что тема будет иметь практическую ценность. Результаты исследования можно будет использовать как на классных часах, так и на уроках словесности, классных часах, занятиях «Разговоры о важном» для расширения кругозора и в рамках воспитательной деятельности.
Цель: выяснить сущность такого человеческого качества, как самопожертвование.
Задачи:
1. Найти определения слова «самопожертвование» в различных источниках.
2. Выявить примеры проявления самопожертвования в художественной литературе, проанализировать их содержание.
Гипотеза: могу предположить, что многие книги учат нас самопожертвованию, чего так не хватает людям в современной жизни.
Методы исследования:
Чтение и анализ художественного произведения.
Поиск информации.
Социологический опрос и обработка данных.
Существует несколько определений удивительного слова «самопожертвование». С.И. Ожегов в Словаре русского языка формулирует его так: «Самопожертвование — отказ от своих интересов ради других, ради общего блага». Википедия дает такое: «Самопожертвование — положительное психологическое, социальное и морально-политическое качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвование ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для блага других. Самоотверженность основывается на понимании индивидуумом личной ответственности, чувствах товарищества и дружбы, а также на его политической сознательности, патриотизме и уверенности в справедливости целей, ради которых приносятся в жертву личные интересы». Ещё на одном из сайтов в интернете нашлось следующее толкование: «Самопожертвование — одно из важных морально-психологических качеств для военнослужащего. В условиях боевых действий она проявляется в его способности преодолеть страх, в уверенности, активности и настойчивости действий, готовности сознательно пожертвовать собственной жизнью ради выполнения задачи или спасения жизней товарищей».
II Основная часть
Глава I. Примеры самопожертвования в художественной литературе
Одним из самых ярких произведений художественной литературы, демонстрирующих проявление самопожертвования, на мой взгляд, является рассказ И.А. Бунина «Лапти». Он создавался в 1924 году в эмиграции. Одна из главных задач писателя — изобразить русский национальный характер. Тема русского народа, осмысление его характера была продолжена русской литературой XX века.
Желание принести в жертву себя является порывом благородства души. Оно основывается на доброте и сочувствии. Жертвование собой – это истинная любовь. Наилучшим её примером выступает материнская любовь. Почти каждая мать, не думая ни секунды, пожертвует собой, когда нужно. Не потому, что собственная жизнь не имеет для нее цены, а поскольку ее чувство так мощно, что счастье ребенка наполняет ее особой энергетикой. Женщина не думает, что это ее возвысит, поскольку для нее жертвование собой становится природным качеством. Логично, если самоотверженность проявляет мать по отношению к своему ребёнку. Но как объяснить, когда посторонний человек отдаёт свою жизнь за чужого? Об этом и говорится в рассказе Бунина.
В барский дом приходит «большое горе» : сильно заболевает ребенок. Несчастная мать в отчаянии: муж в отъезде, а «до доктора тридцать верст». На дворе уже пятый день свирепствует метель, и в такую погоду ни один врач не сможет приехать к больному ребенку. Старый верный слуга Нефед узнает у барыни, что мальчик в сильном бреду все время просит какие-то красные лапти. Немного поразмыслив, мужчина твердо заявляет: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает». Он считает, что исполнить желание ребенка несложно. Всего «делов – то – купить новые лапти да покрасить их фуксином». А вот добраться до ближайшей лавки в Новоселках, расположенной в шести верстах от барского дома,– задача гораздо более серьезная в такую непогоду. Женщина пытается отговорить Нефеда от этой затеи, но напрасно. Спускается ночь, дом утопает «в бездне снежного урагана и мрака», и все решают, что Нефед в Новоселках «ночевать остался, если Бог донес».
следующее утро новосельские мужики привозят тело «белого, мерзлого, всего забитого снегом» Нефеда. Заблудившись во время пурги, они смогли найти дорогу только благодаря валенкам Нефеда, торчавшим из снега. За пазухой у него нашли «новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».
Для ребенка красные лапти становятся той мечтой, тем рубежом, при достижении которого он может выжить. Никто не в состоянии достать мальчику желаемое. Нефед отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает» , а противиться желанию души ребенка герой не в силах, и никакое ненастье его не пугает. Нефед не вернется, но на следующий день его найдут у дороги новосельские мужики, и именно это спасает им жизнь.
Финал бунинского рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед ценой собственной смерти. Такая концовка рассказа представляет читателю возможность еще раз задуматься о поступке Нефеда, хотя мы знаем, что жертва Нефеда не напрасна: герой уже спас новосельских мужиков. Нефед погиб, не получив никакой благодарности за свой труд, но в этом и заключается высокая нравственность его поступка: пойти, не требуя благодарности, почестей, славы. Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка» . Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью. Нефед совершил поступок, не считая его подвигом, но нравственная сила героя очевидна. Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные деяния, проявлять самопожертвование – высшее проявление любви.
Ещё один яркий пример самопожертвования — рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Его героиня — Лидия Михайловна, молодая учительница французского языка. Когда ее ученик пришел в школу избитым и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила докладывать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в «замеряшки» на деньги. Учительница знала, что этого делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией и карьерой ради помощи мальчику.
Ярким примером самопожертвования может служить образ Данко в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». Данко жил среди народа, который враги загнали в мрачный, старый лес. Никто не знал выхода , и люди от страха были готовы сдаться врагу. Данко с любовью относился к этим людям, он воодушевил народ пойти за ним. Люди поверили ему, но, как только на их пути встретились трудности, они пали духом и бросились обвинять Данко, что он неумело управлял ими. Тогда Данко разорвал свою грудь, достал сердце и пошел впереди, держа его в руке, как факел. Люди пошли за ним и спаслись, преодолев все трудности на своем пути, а Данко умер.
Глава II. Примеры самопожертвования в художественной литературе
Следующий этап моего исследования – выяснение проявления самопожертвования женщин ради любви.
Тема женского подвига ради любви звучит и в повести «Капитанская дочка», написанной в 1836 году. Василиса Егоровна, жена коменданта Белогорской крепости капитана Миронова, и её дочь Маша – разные по характеру героини. Одна бойкая, смелая, вездесущая комендантша, могущая построить не только своего мужа, но и всех солдатушек крепости. Другая — дочь капитана Миронова — скромная, стесняющаяся при виде незнакомых людей, вся такая хрупкая и нежная, трусиха, падающая в обморок от выстрелов пушки во время учений. Эти две героини такие разные, но такие похожие в минуты опасности, особенно когда она угрожает их мужчинам. Во время взятия крепости погибает вместе с мужем, не желая дальше жить без своего Ивана Васильевича. Маша же готова лучше погибнуть, чем выйти замуж за ненавистного Швабрина и предать свою любовь к Петру Гринёву. Несколько дней она, в плену, больная, страдающая из-за смерти родителей, не ест и не пьёт. Приготовившись к смерти, Маша остаётся верной своему возлюбленному. А всего лишь за несколько дней до этих страшных событий, перевернувших её жизнь, она отказалась выйти замуж за своего Петрушу без благословения его родителей. Отказалась самоотверженно, искренне пожелав своему жениху быть любимым другой женщиной и найти счастье с ней. Сама Маша продолжала любить Петра Гринёва. И сейчас в плену, когда она не знала, что Пётр за ней приедет и спасёт, она остаётся верной своей любви. И это придаёт ей силы и даёт возможность жить.
Подвиг любви совершает Маша Миронова также, когда едет хлопотать о помиловании своего жениха, обвинявшегося в дружбе с Пугачёвым — государственным преступником, беглым каторжником. Эта тихая и скромная девушка, которая никогда и никуда не выезжала за пределы разваливающейся крепости, отправилась в Петербург, не раздумывая, одна, к самой императрице, да ещё с какой просьбой! И смогла защитить, спасти своего Петрушу. Для Маши Мироновой — это подвиг. Любовь и страдания сделали её сильной, способной на самоотверженный, смелый поступок ради близкого ей человека. В литературе 18 века нет художественных произведений о женском подвиге. Этот пробел восполнил в повести «Капитанская дочка», написанной о событиях, происходивших в 70-е годы 18 столетия.
Ежедневный подвиг любящей женщины описан в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Главные герои – муж и жена Алмазовы. Героиня не живет своей жизнью, она вся в заботах и делах мужа. Эта женщина — более сильная, смелая и яркая, чем ее муж. Однажды муж вернулся из Академии растерянным и подавленным. Его всё раздражает, он грубо разговаривает с женой, срывая на ней зло за собственные неудачи — у него не приняли чертёж из-за пятна. И это, скорее, не единичный случай в жизни супругов. Конечно, героиня могла бы бросить своего мужа, несправедливо упрекающего её во всём, и найти себе человека, с которым было бы легко, который бы говорил ей ласковые слова любви, и, наверное, быть счастливой. Так поступила героиня рассказа Ивана Бунина «Кавказ». Но поступление мужа Верочки в Академию – это дело ее жизни. Именно поэтому она решается на спасительный обман профессора, принимавшего у Алмазова последний экзамен – чертеж плана местности. Верочка любит своего мужа и, не раздумывая, практически ночью едет в ломбард сдать кольцо с бриллиантом, чтобы заказать у садовника куст сирени, который сразу же и посадили на нужной местности. Теперь пятно – это не пятно, а изображение куста сирени на плане. Чтобы сохранить семью, не разрушить хрупкое счастье, ей приходится проявлять терпение, не отвечать на колкости мужа, проявлять смекалку, находить приемлемый для мужа выход из сложившейся ситуации. Это более трудный и тернистый путь. Вот как пишет об этом автор: «Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой».
Именно преданность и любовь помогают сохранить брак, не дают скатиться к взаимным упрёкам и к поиску счастья на стороне. Когда на следующий день чертёж приняли, Алмазов был счастлив. Он весь светился от радости. А вместе с ним была счастлива и Верочка. «И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…». Поступок этой женщины вообще не известен и не виден окружающим. Верочка ради любимого преодолевает себя, давно подавила страсти раздора, она живёт мужем, его проблемы – это её проблемы, и она с удовольствием решает их ради счастья любимого, и сама счастлива этим. Этот подвиг не героический, не доблестный. Он семейно – бытовой.
Глава III. Примеры самопожертвования во время войны
Самопожертвование проявляли люди и в годы тяжёлых военных испытаний. Бессмертен подвиг тех, кто победил фашизм. Но самое страшное выпало на долю женщин, матерей: они воевали, они работали, они старались спасти, уберечь детей. И они теряли…Теряли близких, родных, любимых. Война — это смерть, потери, боль, страх — и все так несовместимо с женским созидательным, а не разрушительным началом. Но судьба распоряжалась по-своему. И на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины.
В повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев рассказывает о пятерых девчатах, совершивших свой подвиг не на передовой, а в нашем тылу, не пропустив диверсантов к стратегически важным объектам. Великих их подвиг и непомерна цена за него.
Молоденькие девочки пошли защищать Родину наравне с мужчинами и погибли. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, сошла с тропы и утонула в болоте. Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, любившая и знавшая наизусть стихи Александра Блока, погибает от на немецкого ножа. Галя Четвертак, самая молодая, радовалась, что ее взяли на ответственное задание. Она погибает, выскочив из укрытия, не выдержав нервного напряжения. Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят боевого поста. Они погибли, но и вооруженные до зубов фашисты не прошли на задание, не выполнили его, потому что «пять девочек, всего пять»,— как в отчаянии выкрикивал Васков, встали на их пути. Эти девчонки, не задумываясь, отдали жизни за своих родных, за народ, за Родину, чтобы враг не топтал их землю. А ведь у Риты уже был маленький сын Игорь. А скольких детей могли иметь все девчонки, ушедшие и не вернувшиеся с войны. Да, «у войны не женское лицо». Повесть производит неизгладимое впечатление.
Герои романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» — украинские парни и девчата – всячески старались навредить врагу, пришедшему на нашу землю. Немцы заняли Краснодон 20 июля 1942 года. И с первых дней установили там режим жестокого террора — облавы на советских активистов и членов партии, расстрелы, мобилизация на работу в Германию… Были схвачены и те, кто остался для подпольной работы. После многодневных пыток 32 шахтера, известных всему Краснодону, были живыми зарыты гитлеровцами в городском парке. И тогда против оккупантов поднялась молодёжь. Несколько учащихся старших классов и недавних выпускников школы создали боевой штаб, объединили вокруг него большую группу сверстников и начали свою подпольную войну с фашистами.
Шестнадцати — семнадцатилетние юноши и девушки составляли и распространяли среди населения листовки, совершали нападения на немецкие автомашины, уничтожали продовольствие, заготовленное гитлеровцами для своих войск. Им удалось освободить большую группу военнопленных и сорвать мобилизацию молодежи для работ в Германии.
Одна из главных героинь романа — Любовь Шевцова- подожгла штаб фашистов. Подпольщиков выдали предатели. И всю группу ребят фашисты сбросили в шахты, где они и погибли.
В повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» подвигу женщин посвящена каждая страница. Подвиг женщины на войне – это тоже подвиг ради любви, ради любви к Родине, народу, к жизни, к будущим жизням. Это подвиг во имя любви к человеку. Женщины вспоминают, что произошло с ними во время войны, как они страдали, выживали, спасались и спасали…Читая эти наполненные болью страницы, понимаешь, что без этих ежедневных и простых подвигов не выстояла бы наша страна.
Заключение
Итак, самоотверженность — это моральное качество человека, выражающееся в готовности пожертвовать собственными благами и интересами ради других. Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни. Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине. Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит. Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью. Только нравственный человек способен совершить героический поступок. Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса.
Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях. Люди готовы на самопожертвование во имя спасения даже незнакомого им человека. И многочисленные литературные произведения, и факты из реальной жизни говорят о том, что самопожертвование – одно из высших проявлений человеколюбия, высшая степень гуманизма. Этому учат многие произведения художественной литературы.
Для выяснения уровня знаний значения слова «самопожертвование» и примеров проявления этого качества в литературе и в жизни мы провели опрос, в котором приняли участие 35 учеников нашей школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Дайте определение слова «самопожертвование».
2.В каких художественных произведениях вы читали о нём? (Название)
3.Знакомы ли вам случаи проявления самоотверженности в жизни ? (Пример)
Подведя итоги , мы выяснили, что большая часть опрошенных не знает ,что такое самопожертвование.
Правильно ответили -2 человека (5,7 %)
Неправильно ответили -16 человек (45,7%)
Имеют поверхностное представление -17 человек (48, 6%)
Таким образом, пришли к выводу, что ребятам нашей школы следует обогащать свой лексикон, развивать речь, читать больше художественных произведений на данную тематику. Надеюсь, что данные моей работы будут этому способствовать и окажут практическую помощь.
Источники:
- www.ntv.ru
- ru.wikipedia.org
- ovayagazeta.ru
- www.volgogradru.com
- С. Алексеевич « У войны не женское лицо»
- И. А. Бунин «Лапти»
- Глухова, В. В. Тема самопожертвования в произведениях русской литературы — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 72-74.
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- А.И. Куприн «Куст сирени»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А. Фадеев «Молодая гвардия»
Приложения
Приложение1
Опрос
1.Дайте определение слова «самопожертвование».
2.В каких художественных произведениях вы читали о нём? (Название)
3.Знакомы ли вам случаи проявления самоотверженности в жизни ? (Пример)
Приложение 2
Правильно ответили -2 человека (5,7 %)
Дали неполный ответ -33человека (95%)
Приложение 3
Назвали автора и произведение — 30%
Назвали только произведение — 60%
Не смогли ответить- 10
Приложение 4
Случаи проявления самопожертвования в жизни назвали – 60%
Не смогли привести примеры – 40%
Позитивная психология самопожертвования »Международная сеть изучения личного смысла
Пол Т. П. Вонг , доктор философии, психолог.
Трентский университет
Термин «самопожертвование» звучит трагически. Он вызывает в воображении образы распятого Христа, солдат, погибших на полях сражений, или террористов-смертников, разорванных на куски вместе со своими невинными жертвами. Как самопожертвование может быть положительным? Является ли самопожертвование высшим проявлением добродетели или наихудшей формой человеческой глупости? Кому выгодно самоуничтожение? Как можно примирить самопожертвование с самоактуализацией? Во время моей недавней поездки в Гонконг и Китай я начал понимать эти загадочные вопросы.
Они погибли, сражаясь за жизнь, достойную жизни
Я посетил место рождения и бывшую резиденцию доктора Сунь Ятсена, который сверг династию Цин и основал первую Китайскую Республику. Я также посетил могилы молодых революционеров, которые отдали свои жизни за видение, сформулированное доктором Саном.
Миллионы людей погибли, сражаясь за одни и те же идеалы свободы, демократии и равенства. Цена их самопожертвования неизмерима, если принять во внимание боль и горе их оставшихся в живых близких. Они погибли напрасно? Чего они добились своей последней жертвой? Коррупция, угнетение, несправедливость и неравенство все еще с нами. Оказавшись у власти, успешные революционеры склонны повторять зло своих предшественников. Это снова призывает новую волну идеалистов рискнуть своей жизнью ради лучшего мира. Таким образом, борьба за иллюзорные идеалы продолжается бесконечно, ибо власть и привилегии стремятся стереть из истории кровавые уроки.
Стоит ли жертвовать столькими драгоценными жизнями ради каких-то абстрактных идеалов? Но какова альтернатива? Только представьте себе мир, в котором никто не желает отстаивать то, что правильно, и никто не осмеливается бросить вызов коррумпированным диктаторам. Когда праведники прячутся, зло беспрепятственно распространяется. Когда хрупкое пламя идеализма погаснет, у страдающих масс не будет больше надежды, а у угнетенных не будет спасения.
Многие погибли, сражаясь за идеалы, потому что любили эти идеалы больше, чем собственную жизнь, и ненавидели жалкое, бессмысленное существование больше, чем саму смерть. На самом деле, один из способов открыть для себя смысл жизни — выяснить, есть ли у нас что-то, ради чего стоит умереть. Если считать, что жизнь не стоит того, чтобы жить без свободы, демократии и равенства, то бороться и умирать за эти идеалы стоит. Этот вид жертвы уникален для человеческого вида, потому что они борются не просто за выживание — они готовы умереть, сражаясь за жизнь, которой стоит жить. Мечты никогда не умирают, пока есть люди, готовые умереть за свои идеалы.
Идеализм против терроризма
Но у идеализма есть и темная сторона. Что сразу приходит на ум, так это террористы-смертники. Они мученики или террористы? В чем разница между идеализмом и терроризмом? Это просто вопрос разных точек зрения?
Есть как минимум три способа преодолеть эту этическую путаницу. Первый вопрос, который следует рассмотреть: какова цель их самопожертвования? Движет ли ими любовь к свободе, справедливости и равенству или ими движет враждебность и ненависть?
Второй вопрос, который следует задать: как они достигают своих идеалов? Мученики достигают своих идеалов, живя и умирая за то, во что они верят — их преследуют и убивают за их идеалы. Террористы-смертники, с другой стороны, являются террористами, потому что они преследуют свои идеалы, убивая невинных людей.
Наконец, мы можем спросить: Кто совершает самопожертвование? Акт самопожертвования совершается людьми в здравом уме и свободной воле или совершается фанатиками и марионетками? Мы можем отделить жертву от жертвователя не более, чем отделить даяние от дающего.
Для работы по трем вышеуказанным критериям необходим более тщательный философский анализ. На данный момент эти простые рекомендации, по крайней мере, указывают на некоторые возможные способы различения положительного, полезного вида самопожертвования и отрицательного, разрушительного типа самопожертвования.
Самопожертвование и китайская позитивная психология
Рассмотрим теперь подробнее положительный вид самопожертвования. Когда я готовился к выступлению о китайской позитивной психологии в Гонконге, я не мог не думать о духе самопожертвования, преобладающем в традиционных китайских семьях. Китайская позитивная психология коллективистична и парадоксальна. Хорошая жизнь определяется тем, что хорошо для семьи, для группы, а не только для себя. Именно через самопожертвование ради большего блага человек испытывает истинную радость и удовлетворение.
Люди часто жертвуют собой ради благополучия своей семьи: дети проявляют сыновнее почтение, ставя интересы своих родителей выше своих собственных. Точно так же в бедных семьях родители трудятся день и ночь, чтобы отправить своих детей в колледж; братья и сестры готовы объединить свои ресурсы, чтобы поддержать того, у кого больше шансов на академический успех; ожидается, что старшие братья и сестры возьмут на себя ответственность по уходу за младшими.
Такое же самопожертвование и забота можно найти и в деревнях, где соседи и старейшины часто работают вместе, чтобы помочь людям с насущной проблемой. Когда они работают вместе над решением проблемы, бремя становится легче. Сила в количестве, сила в единстве и радость в гармонии. Ничто не кажется непреодолимым, когда люди объединяются единым разумом и единым сердцем.
Вполне логично, что коллективное преодоление трудностей должно взять верх, когда индивидуальные механизмы приспособления оказываются неадекватными перед лицом непреодолимых трудностей. Стойкость китайцев на протяжении всей их долгой и часто бурной истории во многом связана с их культурой, которая ценит самопожертвование ради общего блага.
Исторически система династий в Китае была благодатной почвой для размножения коррумпированных тиранов. Когда люди не могут полагаться на то, что правительство решит их проблемы, и когда центральное правительство является главным источником их проблем, единственный оставшийся вариант для граждан — это выживание граждан, зависящее друг от друга. Благодаря сплочению они пережили множество природных и техногенных катастроф на протяжении более пяти тысяч лет.
В гражданском обществе люди должны нести бремя менее удачливых, отдавая свое время и деньги на помощь другим. В традиционном коллективистском обществе самопожертвование идет гораздо глубже, чем простая благотворительность; это образ жизни, чтобы выжить в суровых условиях.
Самопожертвование против самоактуализации
Дух самопожертвования может показаться резким и глупым в западной культуре, которая делает упор на личный успех и счастье. Как можно достичь самореализации, если практикуешь самопожертвование? Поскольку каждый из нас живет только один раз, как мы можем позволить себе пожертвовать своими мечтами и стремлениями ради других?
Джордж Палмер предложил мудрое решение этой дилеммы. Он утверждает, что самопожертвование является формой саморасширения, потому что общество и личность дополняют друг друга. «Общество есть не что иное, как более крупный индивидуум; так что реализует себя только тот, кто наиболее полно вступает в общественные отношения, делая благо общества своим».
Самопожертвование необходимо для самореализации, потому что все мы взаимосвязаны и взаимозависимы. Благополучие человека тесно связано с общим благом группы, к которой он принадлежит. Позитивная психология самопожертвования учит нас тому, что личное благополучие зависит от совместного создания позитивного сообщества посредством добровольного самопожертвования.
Те, кто заботится только о своих интересах, на самом деле отрезают себя от дерева и становятся изолированными ветвями без корней. Те, кто одержим самовозвеличением, могут на самом деле принизить себя, раздробив сообщество, к которому они принадлежат. Изолированное «я» не может найти истинного удовлетворения, потому что мы привязаны к сообществу. Что действительно важно, так это связанное, взаимосвязанное «я», которое не может быть отделено от семьи, друзей и общества. Короче говоря, позитивная психология личности не может поддерживаться без позитивной психологии сообщества.
Цель самопожертвования не в том, чтобы отрицать себя, а в том, чтобы добровольно понести личные потери ради общего блага. Палмер красноречиво выразился: «Мы должны умереть, чтобы жить. Наши низшие блага оказываются несовместимыми с нашими высшими. Удовольствие, комфорт, собственность, друзья, возможно, сама жизнь стали враждебными нашим более всеобъемлющим целям и должны быть отброшены. Это правда, что когда представлена трагическая противоположность, и мы можем достичь наших высших благ только за счет потери низших, колебания — это гибель».
Самовозрастание через самопожертвование
Возможно, самый благородный случай самопожертвования включает в себя полную отдачу себя без учета личной выгоды. Как это ни парадоксально, «отсутствие себя» или смерть для себя на самом деле приводит к самовозрастанию. Эту мудрость можно найти в основных духовных традициях.
Например, сразу после объявления ученикам о предстоящей смерти Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, если пшеничное зернышко не упадет на землю и не умрет, останется одно семя. а если умрет, то произведет много семян» (Иоанна 12:24). «А Я, когда вознесусь от земли, всех привлеку к Себе» (Иоанна 12:32). Действительно, через смерть на кресте Иисус привлек миллионы последователей. Он призывает каждого христианина следовать его примеру самопожертвования. «Всякий, кто не возьмет свой крест и не пойдет за Мною, недостоин Меня. Кто найдет душу свою, тот потеряет ее, и кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матфея 10:38-39).).
В этот рождественский сезон миллионы людей по всему миру вспоминают рождение Иисуса Христа более 2000 лет назад. Ни один другой человек не повлиял на историю человечества больше, чем Иисус. Сила христианства проистекает непосредственно из жертвенной любви Иисуса и его последователей.
Другой поучительный пример — Гаутама Сиддхартха, впоследствии ставший Буддой. Гаутама отказался от своей светской жизни в качестве королевского принца, чтобы найти путь к просветлению. Буддизм учит, что просветление обязательно включает добровольный отказ от иллюзий об эго как твердой сущности, отдельной от других существ, и отказ от привязанности к земным благам. Практика истинной Дхармы (буддийского учения) требует ежедневного самоотречения и моральной дисциплины. Как это ни парадоксально, отказываясь от всего, чтобы встать на буддийский путь, сознание человека освобождается и расширяется, чтобы включить в себя все. Достижение состояния «не-я» на самом деле ведет к переживанию истинного внутреннего мира и гармонии с космосом.
Заключение
Вы устали от всей борьбы, разочарований и боли, связанных с эгоизмом? Вы жаждете смысла и цели? Вы можете попробовать самопожертвование. Когда вы отождествляете личные интересы с более широкими интересами сообщества или высшим призванием, самопожертвование приведет не только к самореализации, но и к улучшению общества.
Саморасширение происходит только тогда, когда самоактуализация подчиняется самопожертвованию. Кто отдаст свою жизнь, тот найдет ее; кто откажется от мирских желаний, тот обретет истинное богатство. Мы открываем жизнь через смерть, радость через страдание и удовлетворение через опустошение себя. Открывая наши сердца и умы для других, наша собственная жизнь расширяется и обогащается. Такие парадоксальные эффекты могут быть обнаружены эмпирически и экспериментально, но мы должны, по крайней мере, допустить такую замечательную возможность.
Самопожертвование или любовь к себе? | Psychology Today
«Монстры реальны, и призраки тоже реальны. Они живут внутри нас и иногда побеждают.» —Стивен Кинг
Февраль, известный как месяц любви, стал коммерческим процветанием: в 2019 году на открытки ко Дню святого Валентина и конфеты для любимых было потрачено 20 миллиардов долларов. А как насчет вас? В то время как февраль — время помнить о важности любви и сострадания к другим, может ли это также быть временем, чтобы включить себя? Или это признак нарциссизма?
Источник: фото Designecologist на Unsplash
Нас учили, что любовь к себе эгоистична, а самопожертвование — это добродетель. Если вы похожи на людей, которые пинают себя за свои промахи и недостатки, вы, вероятно, глубоко убеждены, что негативное отношение более благородно, может помочь вам работать лучше и получить общественное одобрение. Или, возможно, вы беспокоитесь, что если вы дадите себе слишком много свободы действий, это может превратить вас в полного бездельника.
Конечно, современная психология утверждает, что нет ничего более далекого от истины. Все наоборот. Эгоистично не любить себя, а самоосуждение возводит барьеры на пути к успеху и счастью.
Только развивая правильное отношение к себе, вы обретете правильное отношение к помощи другим. Негативная самооценка на самом деле уменьшает счастье, увеличивает стресс и ограничивает ваши достижения, в то время как самосострадание — любящая доброта, поддерживающее отношение, которое вы оказываете себе во время проблем, личных недостатков и неудач в карьере, — является более мощным стрессоустойчивым инструментом. .
Хватит себя пинать
Скорее всего, у вас внутри есть дерзкий голос, который избивает вас критикой и говорит, какой вы никчемный, эгоистичный, глупый или плохой. Он никогда не отдыхает и выхватывает из эфира больше внутреннего голоса, который говорит вам, насколько вы велики на самом деле. Вам и в голову не придет относиться к любимому человеку так, как вы относитесь к себе: обзывать себя, корить себя за малейшие человеческие промахи, не верить в себя настолько, чтобы отказаться от своих целей.
Когда вы чувствуете грусть, боль или горе, резкие слова, такие как «Перестань жалеть себя», или «Есть люди хуже, чем ты», или «Возьми себя в руки!» на самом деле может усугубить ваши страдания. Но разговор с самим собой сочувствующим голосом спокойным, успокаивающим тоном (например, «Ты можешь это сделать» или «Это тяжело, но сохраняй спокойствие; у нас есть это») помогает вам справиться с ситуацией, как если бы вы повторное нанесение мази на рану.
Вы не можете не формировать суждения; вот как вы понимаете мир. По иронии судьбы, ваше суждение пытается помочь вам справиться с жизненными трудностями своим напористым обращением. Подобно бескомпромиссному сержанту-инструктору, который не хочет, чтобы солдату оторвало голову в бою, ваш судья увеличивает громкость, когда вы спотыкаетесь, чтобы не отставать от своих целей. Однако, к сожалению, это имеет обратный эффект.
Хорошая новость: вам не нужно позволять самоосуждению сдерживать вас. Вы можете культивировать больше сострадания к себе, останавливать барьеры счастья на своем пути и усиливать свои добрые чувства.
После того, как вы потерпели неудачу, часто врывается самоосуждение. Но настоящим препятствием для счастья является осуждение, а не неудача. Когда вы уберете второй слой осуждения и замените его состраданием, вы сможете яснее увидеть реальную преграду и с большей легкостью сможете с ней справиться.
Вот почему важно быть нежным и поддерживать себя. Поэтому начните желать для себя только самого лучшего во всем, что вы делаете, и будьте готовы поймать себя, когда вы упадете, как если бы вы были для лучшего друга.
Веские доказательства сострадания к себе
Исследования показывают, что когда вы заменяете самоосуждение состраданием к себе, вы способствуете позитивным изменениям практически во всем, что вы делаете. Исследователи изучили самосострадание в лаборатории и обнаружили, что когда вы строги к себе, вы более склонны к тревоге и депрессии, и вам труднее прийти в себя после неудачи. Но когда вы заменяете негативные суждения сочувствием к себе, вы восстанавливаетесь быстрее.
Если у вас нет сострадания к себе, не беспокойтесь; вы можете развивать его. После восьминедельной программы снижения стресса на основе осознанности (состоящей из йоги, медитации и упражнений на релаксацию) в одном исследовании 90 процентов участников повысили уровень сострадания к себе.
Разговор с самим собой
Жестокое обращение с собой в кризисной ситуации, после неудачи или после стрессовых факторов, таких как потеря работы, развод или диагноз серьезного заболевания, снижает ваши шансы на восстановление. И наоборот, сочувствие к себе после разочарования мотивирует вас вернуться в седло. Так что попробуйте заменить самоосуждение любящей добротой и состраданием к себе и отговорите себя от уступа вместо того, чтобы позволять своему осуждению побуждать вас прыгать.
Поднимите себе палец вверх каждый раз, когда вы заканчиваете проект, достигаете успеха или достигаете цели на работе. Самоуспокаивающие напутствия и слова поддержки полезны в напряженных ситуациях, таких как собеседования при приеме на работу, выступления перед коллегами, участие в спортивных соревнованиях, дача показаний в суде и так далее. Итак, имеете ли вы дело с большим кризисом или небольшими неприятностями, добрый, заботливый голос избавит вас от большого стресса, успокоит вас и позволит вам наслаждаться более полной и счастливой жизнью.
Усильте свою иглу доброты
Посмотрите, как часто вы ругаете себя, обзываетесь или стыдите себя. Придерживайтесь невозможных стандартов и суровых суждений вместо того, чтобы нападать на себя. Простите себя за свои недостатки и посмотрите, чем они являются: привычками, старыми моделями поведения или просто ошибками, которые все мы совершаем.
Когда вы больше любите себя и принимаете свои ограничения с состраданием, вы вдвое снижаете стресс и удваиваете счастье и успех.