Самопознание 11 класс урок 2 на пути к совершенству – Урок по самопознанию «НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ» 11 класс

План урока по самопознанию 11 класс «На пути к совершенству»

Цель: формирование позитивного образа «Я», чувства уникальности и неповторимости не только себя, но и других людей; позитивного общения, эмоциональной устойчивости, адекватного и эмпатичного взаимодействия идеалов в выборе жизненного пути.

Задачи:

дать понятия «индивидуальност ь», «уникальность», «неповторимость» и актуализировать знания о собственной индивидуальности , ее проявлениях;

обобщить понятия «личностный рост», «эмоциональная культура», «тактичность», «речевой этикет», «саморегуляция», «самоконтроль», «идеал», «кумир», «карьера», «цель»;

способствовать стремлению к самовыражению своего личностного «Я»

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой.

Под спокойную тихую музыку. Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.
Проверка чувств, что ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что почувствовали и т.д.

2.Проверка домашнего задания.

Расскажите о себе в форме игры «а вы знаете, что я…»

3.Позитивное высказывание (цитата).

Цель жизни- поиск совершенства, а задача каждого из нас- максимально приблизить его проявление в самом себе. Р. Бах

-Как вы понимаете это выражение?

4.Рассказывание истории

«Вспомните, что вы» П. Романов. стр. 5-10.

вопросы для обсужденья стр.10.

5.Творческая деятельность, групповая работа

Назовите людей, которых вы считаете оригинальными и выдающимися личностями. Это могут быть исторические деятели, ученые, политики, актеры, писатели, художники, литературные герои.

Расскажите, в чем проявляется их оригинальность?

Разминка

Предлагаю учащимся отвечать на вопросы словами «Вот так! Вот так!» и выполнять при этом определенные движения.

Как живешь? Вот так! (показать большой палец).

Как идешь? Вот так! (прошагать двумя пальцами на ладони).

А бежишь? Вот так! (бег на месте).

Ночью спишь? Вот так! (сложить руки лодочкой под щеку и положить на них голову).

Как шалишь? Вот так! (надуть щеки и разом стукнуть по ним).

6.Групповое пение

Звучит аудиозапись песни «Ты — человек» на слова Ю.Энтина, музыку Е.Крылатова.

7.Домашнее задание.

Попробуйте, почти не задумываясь, быстро ответить 6 раз на вопрос «Кто ты?

8.Заключительная минута тишины.

(ПОД СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ). Вспомните все, о чем мы говорили и продолжите фразу Человек это…

infourok.ru

Урок по самопознанию на тему «На пути к совершенству» ( 11 класс)

Тема: На пути к совершенству

Цель урока:

Учить детей быть человечными и добрыми.

Задачи:

Развивать у детей чувство собственного достоинства и терпимости к другим людям.

Развивать умение общаться с другими людьми. Уважать их права и индивидуальности.

Помочь учащимся понять необходимость и ценность общения.

Сформировать представление о правилах общения.

Рассказывание истории (беседа).

Ранним утром ученики пришли к своему Учителю на традиционную беседу. Они расположились на циновке у камина и терпеливо ждали, когда Учитель заговорит.

— Ну что же, рассказывайте, с чем вы пришли сегодня, — произнес Учитель, от внимательных глаз которого не укрылось волнение учеников.

— Учитель, вчера вечером у нас был жаркий спор. Мы хотели разобраться, что нужно для того, чтобы стать Мастером своего дела. Таким, как ты. Мы спорили до рассвета. И спали всего несколько часов, но не чувствуем усталости. Мы взволнованы и хотим услышать твой ответ.

— Не спешите. Прежде скажите, к чему же вы пришли в итоге своих споров? – улыбнувшись, ответил Учитель и стал перебирать в руках камушки, которые достал из кармана.

— Мы пришли к тому, что нужно учиться, развиваться в своем деле, оттачивать свое мастерство!

— И это все? – спокойно спросил Учитель, удобно расположившись на циновке у камина.

— Нужно обучать других людей и делиться с ними своими знаниями и опытом! – тут же ответили ученики.

— И это все? – Учитель прикрыл глаза и, казалось, погрузился в полудрему.

— Соревноваться с самим собой! Стараться стать лучшим!

— Неплохо. Но есть кое-что поважнее. – Учитель продолжал сидеть с закрытыми глазами и все так же перебирал камушки.

— Помогать другим людям! Стремиться сделать мир лучше! – наперебой кричали ученики, которым не терпелось узнать ответ.

— Еще! Просыпайтесь уже!

— Всю жизнь посвятить своему Делу! – теперь уже стали слышны лишь отдельные возгласы.

После этого Учитель подождал немного, а затем разложил перед учениками камни, которые перебирал руками. Их было несколько: один в форме круга, другой – в форме гладкого прямоугольника, третий – в форме сердца, четвертый – просто непонятный бесформенный обломок, пятый – кусочек розового кварца.

Учеников было пятеро, и Мастер предложил каждому выбрать камень. Причем, сделать это по очереди, в том порядке, как они сидели перед ним.

Первый ученик взял камень в форме сердца, второй выбрал круглый, третий взял себе розовый кварц, четвертый – камешек в форме прямоугольника, а пятому достался бесформенный обломок.

— А теперь подумайте и сами ответьте на свой вопрос, с которым вы сегодня пришли, — улыбаясь, проговорил Мастер.

— Знаем, знаем! Каждый из нас выбрал камень, который ему по душе! Прежде чем начать совершенствоваться, нужно выбрать себе любимое дело! То, которое будет вдохновлять! И давать сил! – ученики были радостны и не могли усидеть на месте от восторга.

— Вы правы. Но посмотрите немного глубже. У кого был самый большой выбор?

— У того, кто был первым.

— А у кого выбора не было? – продолжил Мастер.

— У того, кто делал его последним. Ему ничего не оставалось, кроме как взять бесформенный обломок.

— Вот вам и сегодняшний урок: не позволяйте кому-то ограничивать ваш выбор. Вы могли воспротивиться мне и сказать, что хотите выбирать из пяти камней. А могли выйти на улицу и принести другой камень, который вам приглянется. А вы подчинились мне, вы разрешили мне ограничить вас.

Ученики молчаливо смотрели на Учителя.

— А теперь ступайте и обдумайте сегодняшний урок. Всегда в своей жизни выбирайте то, что вам по сердцу. Будьте смелы, чтобы оглянуться вокруг себя и посмотреть чуть дальше, чем вам предложено. Когда вы выберете себе дело жизни таким образом, не ограничивая себя и следуя зову своего сердца, это будет союз любви. А это значит, что вы будете полны сил для того, чтобы пройти этот непростой путь и стать Мастером. Мастером своего дела.

Вопросы:

  1. С чем пришли ученики к мастеру?

  2. Какие качества необходимы человеку в совершенствовании?

  3. Приведите пример, когда покой помог вам в совершенствовании?

Задание №1. Упражнение «Мой круг общения «

Начертить круг, разделить его на доли. Подписать их (родители, друзья, родственники, соседи, учителя и т.д.). Выделить цветом те, которые обозначают более активное общение.

Что значит общаться? Говорить?

Мы много говорим, но есть еще и другой язык — язык мимики и жестов. Психологами установлено, что при любой форме устного общения от 60 % до 80% информации передается за счет невербальных средств общения и только 20 — 40% с помощью вербальных. Особенностью невербального общения является то, что его проявление обусловлено импульсами подсознания, подделать эти импульсы невозможно, это позволяет нам доверять этому языку больше, чем слову. Если человек говорит не то, что думает, жесты выдают его состояние, они не совпадают со словами.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны, — хмурятся, когда сердятся, их выдает сердитый взгляд. Еще Дарвин утверждал, что ряд жестов у нас врожденные. Способность улыбаться, кивать головой «Да», качание головой из стороны в сторону, жест пожимания плечами, когда человек не знает, о чем идет речь и другие. Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, это не что иное, как умение разгадывать разногласия между словом и языком тела.

  1. Задание№ 2:

    Каждый из нас имеет свой темперамент, свой характер. Очень важно уметь различать эмоции человека и предотвращать возможные конфликты. Определите какую эмоцию выражает лицо на портрете: безразличие, удивление, внимание, враждебность, веселье, злость, грусть, радость, плохое самочувствие, печаль, скепсис, скорбь.

Тренинг: Давайте и мы попробуем передать информацию с помощью мимики и жестов. Что важнее вербальное или невербальное общение? Чаще всего эти два вида общения дополняют друг друга. Но иногда между ними возникают противоречия. Давайте проведем психологические опыты.

Задание №3. Все делятся на две команды. Команды получают задания. При помощи жестов и мимики изобразить:

  1. Я тебя боюсь. Я тебя люблю.

  2. Я сердит на тебя. Я ничего не хочу.

Задание №4. При помощи жестов и мимики прореагируйте на следующие объявления:

  • Скоро каникулы

  • Математики не будет

  • Из-за неисправности аппаратуры дискотеку отменили

  • Самопознания не будет, Елена Анатольевна заболела

  • Уроки отменили, все домой

Вывод: невербальное общение лучше подходит для эмоций, а для передачи информации нужно общение вербальное.

Задание 1.

Попробуйте, почти не задумываясь, быстро ответить 6 раз на вопрос “Кто ты?”

Задание 2.

Завершите предложение: «Быть человеком – значит…»

Задание 3.

На каждой ступеньке лестницы напишите самые значимые события в вашей прошлой,настоящей,будущей жизни.

( Например, в 2 года мне подарили куклу, в 12 лет я скотился с самой высокой горки, в 30 лет я директор своей фирмы)

Задание 4.

Ответить на вопросы

  1. Для чего человеку нужно учиться познавать себя?

  2. Какими способами человек познает себя?

  3. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?

  4. В процессе самопознания происходит личностный рост человека. Что это такое?

  5. Дайте характеристику себе как личности?

Задание 5. Ситуация выбора. (работа по группам с ситуативными карточками)

1) Ситуация первая

Вы в магазине стоите в очереди, подходит ваша очередь, у продавца звонит телефон, он отходит от прилавка и начинает разговаривать. Как вы поступите? (проиграйте ситуацию сценически)

2) Ситуация вторая

На перемене вы вышли в коридор и видите перед собой подругу которая плачет. Что вы сделаете? Что вы чувствуете, когда видите плачущего человека.

Задание 1.

Попробуйте, почти не задумываясь, быстро ответить 6 раз на вопрос “Кто ты?”

Задание 2.

Завершите предложение: «Быть человеком – значит…»

Задание 3.

На каждой ступеньке лестницы напишите самые значимые события в вашей прошлой,настоящей,будущей жизни.

( Например, в 2 года мне подарили куклу, в 12 лет я скотился с самой высокой горки, в 30 лет я директор своей фирмы)

Задание 4. Ответить на вопросы

  1. Для чего человеку нужно учиться познавать себя?

  2. Какими способами человек познает себя?

  3. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?

  4. В процессе самопознания происходит личностный рост человека. Что это такое?

  5. Дайте характеристику себе как личности?

Задание 5. Ситуация выбора. (работа по группам с ситуативными карточками)

1) Ситуация первая

Вы в магазине стоите в очереди, подходит ваша очередь, у продавца звонит телефон, он отходит от прилавка и начинает разговаривать. Как вы поступите? (проиграйте ситуацию сценически)

2) Ситуация вторая

На перемене вы вышли в коридор и видите перед собой подругу которая плачет. Что вы сделаете? Что вы чувствуете, когда видите плачущего человека.

infourok.ru

Поурочный план по самопознанию в 11 классе на тему: «На пути к совершенству».

План урока самопознания

Школа: КГУ «Киевская средняя школа» Дата: _____________ №1

Тема: «На пути к совершенству»

Ценность: Любовь

Качества: радость, ответственность, уважение

Педагог: Бондаренко Римма Викторовна

Класс: 11 Кол-во уч-ся: 5

Цель:

Способствовать развитию у учащихся положительные человеческие качества через ценность «Любовь».

Задачи:

— расширить представление о радости человека

— раскрыть значимость ответственности каждого человека

— воспитать уважение в ученическом коллективе и в семье

Ресурсы: (материалы, источники)

ИКТ, песня

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой (концентрация на свет)

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы почувствовали, когда свет проник к вам в сердце?

Какие эмоции вы испытывали?

Анализ хода урока

2. Проверка домашнего задания: «Моя семья» (устно)

3.Позитивное высказывание (цитата).

 Не страшись совершенства! Оно тебе все равно не грозит.

Сальвадор Дали

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое совершенство?

2. Почему совершенство недостижимо?

3. Как вы поняли высказывание Сальвадора Дали?

4.Рассказывание истории (беседа).

Сейчас я предлагаю вашему вниманию мультфильм «Нестандартные дети»

Вопросы для обсуждения:

  1. Как бы вы назвали планету и жителей этой планеты?

  2. Кем бы были вы в этом мультфильме?

  3. В чём заключается смысл мультфильма?

  1. Творческая деятельность, групповая работа. Составить синквейн со словом совершенство.

  1. Групповое пение.

Леди совершенство

  1. Домашнее задание.

Написать эссе «Может ли мир быть совершенным?».

  1. Заключительная минута тишины.

Почему человек стремится к совершенству?

infourok.ru

Урок по самопознанию «НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ» 11 класс

4.Рассказывание истории (беседа) Притча У каждого своя дорога

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:
— Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

Второй сказал:
— Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:
— Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:
— Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:
— Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Вывод. У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

Главное для нас — найти свой верный путь, свою цель.

multiurok.ru

План урока по самопознанию «На пути к совершенству»

Тема «На пути к совершенству»

ЦЕЛЬ: Дать понятие индивидуальности человека,способного реализовать свой потенциал,раскрыть пути к совершенству.

ЗАДАЧИ :

-найти и сформулировать факты,влияющие на индивидуальность человека.

-воспитание духовной личности.

-определить пути роста учащихся.

ХОД УРОКА. (1-ая часть)

  1. ОРГ. момент. Позитивный настрой «Я есть свет» (Концентрация на свете)

(Звучит тихо музыка Ф.Шопена «Maryagе d, amoure»)

2.Позитивное высказывание(цитата урока)

«ЦЕЛЬ ЖИЗНИ –ПОИСК СОВЕРШЕНСТВА)

Р.БАХ.

3.Беседа по тексту «Шокан Валиханов»

Стр.5-10.

Вопросы беседы:

-Что нового вы узнали о Шокане Валиханове?

-Какие качества его характера вы бы выделили?

-Что помогло ш.Валиханову достичь всего.ючто наполнило его жизнь смыслом?

( С детства-что.как.зачем.почему?)

-Назовите людей уникальных,выдающихся ( с вашей точки зрения.)

3.Работа в группах

Задание 1-ой группе :Раскрыть понятие « Индивидуальности человека» (И.-это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека)

Задание 2-ой группе : Раскрыть понятие « Личностный рост человека».(Ч.Р.-чередование этапов развития,качественные изменения личностного потенциала,способствующего успешно решать жизненные задачи,открывающие богатую жизненную перспективу.)

Задание 3-ей группе :Раскрыть понятие «Саморазвитие»(Стремление развить и открыть лучшее в себе,т.е. совершенствоваться)

4.Домашнее задание-Напишите эссе на тему «Почему человек развивается?»или «Моё творческое развитие»

5.Заключительная минута тишины.

Часть 2-ая.

1.Орг.момент. Позитивный настрой.

2. Цитата урока «Пока человек существует-он будет себя открывать»

Евгений Богат.

3.Проверка домашнего задания.

4.Поговорим о самосовершенствовании.

ВОПРОСЫ:

-По каким причинам человек вступает на путь самосовершенствования?

-Какие этапы саморазвития признаете вы ?

-В чём заключается наука самопознания ?

-Какие источники используете вы в самовоспитании ?

5.Творческая работа ( По группам)

Составляем список литературы, которую мы можем рекомендовать своим друзьям и одноклассникам.

ВЫВОДЫ

Каждый человек-отдельный мир,он хранит в себе великое множество загадок. Постичь тайны в самом себе,познать себя-вот первые шаги на пути к совершенствованию. Понимание себя приводит и к пониманию тех,кто рядом. А значит ,ведёт к гармонии с собой и миром, раскрывает потенциалы развития личности.

6.Заключительная минута тишины.

kopilkaurokov.ru

План открытого урока по самопознанию на тему «На пути к совершенству»

Группа: 21-16 Специальность: “Сварочное дело” П курс.

Продолжительность урока: 1 час 20 минут

Ценность: Покой. Качества: спокойствие, удовлетворенность, вера.

Тип урока: Урок формирование новых знаний

Цель: Углубить понимание учащихся о пути к совершенству и самосовершенствованию личности, через общечеловеческую ценность Покой

Задачи:

  • Раскрыть значение понятия “спокойствие”, “умиротворенность”;
  • Развивать умение контролировать эмоциональную лабильность;
  • Воспитывать у учащихся веру в себя.

Методическая цель:  Отработка методики подготовки и проведения нестандартного урока — урока, который основан на акцентировании творческого начала обучающихся с использованием групповых форм работы.

Материально-дидактическое оснащение урока:

  • ТСО: телевизор, видеомагнитофон.
  • Музыка для медитации
  • Песня о красоте покоя. Слова, музыка — Елена Романенко.
  • Ситуативные карточки
  • Мультфильм “Контакт”

Межпредметные связи:

  • Предмет: “Психология и этика”.
  • Предмет: “Акмеология”.
  • Предмет: “Философия”.

Ход урока

Орг.момент. Позитивный настрой. Мысленное путешествие в подводное царство (Приложение 1)

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

1. Какие ощущения у вас были во время позитивного настроя?

Проверка домашнего задания.

Проверка эссе “Моё спокойствие”.

Вопросы к тексту:

  1. Легко ли вам было писать рассказ о своем спокойствии?
  2. Часто ли вам удается сохранять спокойствие в жизни?
  3. А была ли у вас ситуация, когда вы не смогли сохранить спокойствие?

Позитивное высказывание (цитата).

  • “Если стремишься к душевному покою и удовольствию, тогда веруй; если стремишься знать правду, тогда исследуй”.
    (Генрих Гейне)

Вопросы:

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Рассказывание истории (беседа).

Ранним утром ученики пришли к своему Учителю на традиционную беседу. Они расположились на циновке у камина и терпеливо ждали, когда Учитель заговорит.

— Ну что же, рассказывайте, с чем вы пришли сегодня, — произнес Учитель, от внимательных глаз которого не укрылось волнение учеников.

— Учитель, вчера вечером у нас был жаркий спор. Мы хотели разобраться, что нужно для того, чтобы стать Мастером своего дела. Таким, как ты. Мы спорили до рассвета. И спали всего несколько часов, но не чувствуем усталости. Мы взволнованы и хотим услышать твой ответ.

— Не спешите. Прежде скажите, к чему же вы пришли в итоге своих споров? – улыбнувшись, ответил Учитель и стал перебирать в руках камушки, которые достал из кармана.

— Мы пришли к тому, что нужно учиться, развиваться в своем деле, оттачивать свое мастерство!

— И это все? – спокойно спросил Учитель, удобно расположившись на циновке у камина.

— Нужно обучать других людей и делиться с ними своими знаниями и опытом! – тут же ответили ученики.

— И это все? – Учитель прикрыл глаза и, казалось, погрузился в полудрему.

— Соревноваться с самим собой! Стараться стать лучшим!

— Неплохо. Но есть кое-что поважнее. – Учитель продолжал сидеть с закрытыми глазами и все так же перебирал камушки.

— Помогать другим людям! Стремиться сделать мир лучше! – наперебой кричали ученики, которым не терпелось узнать ответ.

— Еще! Просыпайтесь уже!

— Всю жизнь посвятить своему Делу! – теперь уже стали слышны лишь отдельные возгласы.

После этого Учитель подождал немного, а затем разложил перед учениками камни, которые перебирал руками. Их было несколько: один в форме круга, другой – в форме гладкого прямоугольника, третий – в форме сердца, четвертый – просто непонятный бесформенный обломок, пятый – кусочек розового кварца.

Учеников было пятеро, и Мастер предложил каждому выбрать камень. Причем, сделать это по очереди, в том порядке, как они сидели перед ним.

Первый ученик взял камень в форме сердца, второй выбрал круглый, третий взял себе розовый кварц, четвертый – камешек в форме прямоугольника, а пятому достался бесформенный обломок.

— А теперь подумайте и сами ответьте на свой вопрос, с которым вы сегодня пришли, — улыбаясь, проговорил Мастер.

— Знаем, знаем! Каждый из нас выбрал камень, который ему по душе! Прежде чем начать совершенствоваться, нужно выбрать себе любимое дело! То, которое будет вдохновлять! И давать сил! – ученики были радостны и не могли усидеть на месте от восторга.

— Вы правы. Но посмотрите немного глубже. У кого был самый большой выбор?

— У того, кто был первым.

— А у кого выбора не было? – продолжил Мастер.

— У того, кто делал его последним. Ему ничего не оставалось, кроме как взять бесформенный обломок.

— Вот вам и сегодняшний урок: не позволяйте кому-то ограничивать ваш выбор. Вы могли воспротивиться мне и сказать, что хотите выбирать из пяти камней. А могли выйти на улицу и принести другой камень, который вам приглянется. А вы подчинились мне, вы разрешили мне ограничить вас.

Ученики молчаливо смотрели на Учителя.

— А теперь ступайте и обдумайте сегодняшний урок. Всегда в своей жизни выбирайте то, что вам по сердцу. Будьте смелы, чтобы оглянуться вокруг себя и посмотреть чуть дальше, чем вам предложено. Когда вы выберете себе дело жизни таким образом, не ограничивая себя и следуя зову своего сердца, это будет союз любви. А это значит, что вы будете полны сил для того, чтобы пройти этот непростой путь и стать Мастером. Мастером своего дела.

Вопросы:

  1. С чем пришли ученики к мастеру?
  2. Какие качества необходимы человеку в совершенствовании?
  3. Приведите пример, когда покой помог вам в совершенствовании?

Просмотр мультфильма “Контакт” (Приложение 2)

Групповая работа по мультфильму. (обсуждается мораль данного мультфильма)

Творческая деятельность, групповая работа.

Ситуация выбора. (работа по группам с ситуативными карточками)

1) Ситуация первая

Вы в магазине стоите в очереди, подходит ваша очередь, у продавца звонит телефон, он отходит от прилавка и начинает разговаривать.Как вы поступите? (проиграйте ситуацию сценически)

2) Ситуация вторая

Вы находитесь на курсах йоги, вы пошли на эти курсы для гармонизации внутреннего мира, но вам не нравится тренер который ведет занятие и из за этого вы не можете расслабиться на занятии. Как вы поступите? (приведите подобные примеры из вашей жизни).

3) Ситуация третья

На перемене вы вышли в коридор и видите перед собой подругу которая плачет. Что вы сделаете? Что вы чувствуете, когда видите плачущего человека.

Групповое пение.

Песня о красоте покоя. Слова, музыка — Елена Романенко (Приложение 3)

Что такое душевный покой?.. –
Когда мысль льётся полной рекой,
Когда сердце в груди не болит,
А наполнено силой молитв…
Когда слышишь, как воздух поёт,
Когда чувствуешь ветра полёт,
Когда видишь движенье луча –
Как касается солнце плеча…

Есть покой у морской глубины,
У ласкающей берег волны,
Что шумит на песке золотом,
И в рассветном тумане густом…
В каждой капле росы на цветке,
В каждом тонком простом стебельке,
В каждой маленькой искре огня,
Что летит, за собою маня…

Что сравнится с покоем души?.. –
Лип высоких молчанье в тиши
Или клёнов, что тихо стоят,
Надевая осенний наряд,
Вдоль дороги… Прекрасен покой
Гор, которым ты машешь рукой,
Птиц, парящих над ширью земной
И звезды – в тёмном небе одной…

Домашнее задание:

Учебник по самопознанию 11 класс – стр. 5;

Эссе: “Я хочу развить в себе…”

Заключительная минута урока.

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на уроке. Сохраните в вашем сердце, все что вы узнали на этом уроке. Можете открыть глаза. Спасибо вам за работу.

Список литературы:

  1. “Самопознание. Учебник” Саинова Л.А., Лосева Е.Бебек 2010 г.
  2. “Самопознание”Бердяев Н.А. Эксмо 2008 г.
  3. “Одна минута мудрости” (сборник медитативных притч) Мелло Энтони 2004 г.
  4. “Десять секретов Счастья. Современная притча о мудрости и счастье” А. Дж. Джексон София, 2015 г.
  5. “Житейская мудрость в притчах” Е. В. Лиственная Эксмо, 2015 г.
  6. “Я и самопознание. Развиваю мышление, помять, воображение.”Рогов Е.И. МарТ 2006 г.

urok.1sept.ru

Конспект урока по самопознанию для 11 класса «На пути к совершенству»

Раздел 1 «Быть человеком».

Тема: «На пути к совершенству» 1

Дата проведения: ________________ Класс: 11

Цель: расширение представлений учащихся о человеке как носителе нравственных качеств. Задачи:

  1. содействовать совершенствованию внутреннего мира;

  2. развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление бесконечности процесса познания своего «Я»;

  3. воспитывать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир.

  4. Способствовать развитию интереса учащихся к урокам «Самопознание».

  5. Способствовать развитию мышления, внимания и памяти учащихся.

Ход урока:

1. «Круг радости»: «Общение без слов»

Цель: фиксация внимания на чувствах, возникающих в результате прикосновений, физического контакта с партнером.

Задание: с помощью невербальных средств выразить чувства по отношению к партнеру, дать возможность почувствовать больше доверия к людям, участвующим в тренинге.

Инструкция: упражнение выполняется молча. Необходимо встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаться по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий дает команды: закрыть глаза и поздороваться с помощью рук; открыть глаза и двигаться дальше; положить руки на плечи друг другу и посмотреть в течение минуты в глаза партнеру, улыбнуться, опустить руки и начинать двигаться дальше; выразить поддержку партнеру с помощью рук.

Анализ упражнения:

1. Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

2. Во время общения вам хотелось сократить или, наоборот, продолжить контакт?

3. Испытывали ли вы во время контакта «флюидные излучения партнера»?

4. В чем они выражались?

2. Цитата урока: «Пока человек существует, он будет себя открывать.» (Евгений Богат)

3.Проверка домашнего задания. Выбрать из предложенных афоризмов о жизни понравившиеся, объяснить свой выбор.

4.Чтение. Учебник «Самопознание» с.5-10. Ответить на вопросы.

Назовите людей, которых вы считаете оригинальными и выдающимися личностями. Это могут быть исторические деятели, ученые, политики, актеры, писатели, художники, литературные герои. Расскажите, в чем проявляется их оригинальность?

Что такое «индивидуальность человека»?

Какие факторы влияют на формирование индивидуальности человека?

Прослушивание музыки Моцарта.

5.Объяснение учителя. Все люди в чем-то похожи друг на друга. Однако никто не является обезличенным «человеком вообще». Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его индивидуальность. Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным и исключительным. Каждый человек неповторим!

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, способности, жизненный опыт).

Словосочетание «яркая индивидуальность» говорит о наличии значительного числа специфических качеств у человека.

— Расскажите, что вас удивляет в других людях. Как вы думаете, может быть, все-таки есть какие-нибудь мерки для измерения неординарности человека, его неповторимости?

6.Тест «Неужели вы часть толпы?»

7.Чтение. Учебник «Самопознание» с.11-12.

Уникальный — это означает единственный в своем роде, неповторимый…

Уникальными могут быть и вещи, которые нас окружают и что-то значат для нас. И люди тоже становятся для нас уникальными теми чувствами, которые они у нас вызывают. Так мы находим друзей, а может быть, и любимых. С этой точки зрения каждый из них для кого-то чем-то уникален. В этом смысле я бы дал даже второе определение уникальности. Уникальность — это то, что нас по-хорошему удивляет…

Уникальность подразумевает отсутствие мерки для сравнения. Ее просто нет. Осознать чью-то уникальность — это и означает принять все таким, какое оно есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Завершите предложение: «Быть уникальным человеком — это значит…». Проанализируйте, в какой мере вы сами отвечаете названным признакам.

Каждый человек несёт в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью.

Нет полностью хороших и полностью плохих людей. Каждый человек в определенной пропорции составляет смесь качеств, которые в обществе считаются плохими или хорошими. Человек всегда стремится к изменениям своего характера, к совершенствованию его…

В понятиях ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ зафиксированы разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее особенность в глазах других людей. Об индивидуальности говорят, что она «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

1. Для чего человеку нужно учиться познавать себя?

2. Какими способами человек познает себя?

3. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?

4. В процессе самопознания происходит личностный рост человека. Что это такое?

Под личностным ростом с одной стороны понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости: детство, отрочество, юность, зрелость и старость, с другой стороны — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.

Расставьте слова в порядке их значимости для раскрытия личностного роста. Объясните эту закономерность.

Личность, самопознание, развитие, личностный рост, изменение, самоактуализация, прогнозирование, человек, индивидуальность, инсайт (понимание, озарение, внезапная догадка, это ключ, открывающий двери в ваше «Я»), самореализация.

8.Тест: «Каким человеком я сам себя считаю».

9.Вывод учителя: Каждый человек — отдельный мир, он хранит в себе великое множество загадок. Постичь тайны в самом себе, познать себя — вот первые шаги на пути к самосовершенствованию. Понимание себя приводит и к пониманию тех, кто рядом. А значит, ведет к гармонии с собой и миром, раскрывает потенциалы развития личности.

10.Домашнее задание: Продолжите фразу: «Человек познает себя, чтобы…»

Учитель: Трайбер Е.А.

Проверил:

www.gdz.press

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *