Цель:содействие расширению представлений учащихся общечеловеческой ценностиВнутренний покой, через контроль над собой. Задачи: — раскрыть значение самообладания в жизни человека; — способствовать развитию уверенности в себе; -воспитывать стремление к проявлению позитивного мышления. | Ресурсы: (материалы, источники) Учебник Самопознание и рабочая тетрадь,авторы: Л.А.Саинова, Е.М.Лосева., ННПООЦ «Бобек», 2010 г.. Ватман, фломастеры или цветные карандаши. Музыка для позитивного настроя. Притча «Внутренний покой». Источник http://acherkasov.com/articles/samorazvitie/1/191автор неизвестен Видео ролик – панда –внутренний покой. https://www.youtube.com/watch?v=87bAY539Yjc Музыка и слова к групповому пению http://muz-color.ru/?s=Мне+сегодня%20весело%20с%20самого%20утра | Ход урока:
Мысленная прогулка в лесу. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожней, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечайте все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птици негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы почувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которая окружает вас.(В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла не одному живому существу. Помните о том, что ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь. Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
Учебник «Самопознание» с. 20-21 Н. Самоукиной «Эмоции» Эмоции вносят краски в нашу жизнь, расцвечивая ее многоцветными оттенками и наполняя истинно человеческим содержанием. Мы вспоминаем, прежде всего, те эпизоды, которые были насыщены радостью или печалью, восторгом или отчаянием, умиротворением или тревогой. Может показаться, что если человек живет, ориентируясь только на разум, его жизнь скучна и однообразна. Он как бы превращается в «умного робота», всегда правильного, логичного, предсказуемого и лишенного чего-то неуловимо живого и теплого. Однако это не так. Эмоции и разум в нашей жизни настолько переплетены, что невозможно дать однозначную оценку, на что опирался человек в той или иной ситуации: только на разум или только на эмоции? Мы говорим, что человек — эмоциональный, если видим, что он живет страстями и чувствами, субъективными предпочтениями, спешит, не обдумывает свои поступки, действуя спонтанно и «по наитию». Мы говорим, что у человека есть «голова на плечах», если наблюдаем, что он стремится понять ситуацию или другого человека, не допускает поспешных и непродуманных действий, хладнокровен и последователен в своих решениях. И все же в поведении и внутренней жизни этих людей не проявляются только «чистые» эмоции или «чистый» разум, а преобладает одно или другое. И это преобладание — не хорошо и не плохо, это — их индивидуальность, их внутреннее «Я». Наша душа, как симфонический оркестр, звучит различными интонациями, берущими начало и в разумной, и в эмоциональной жизни. И для того, чтобы звучание внутренней жизни было гармоничным, в этом душевном «оркестре» должен быть свой «дирижер». Функции такого психологического «дирижера» выполняет волевая система человека, его самоконтроль. Для эмоционального человека самоконтроль — важная опора в жизни. Стихия эмоций может привести куда угодно, если не поставить «заслоны» — самоконтроль. Да, эмоциональные люди — обаятельны и интересны. Но кому мы доверяем и с кем могли бы «пойти в разведку»? Людям, которые могут регулировать самих себя, свои эмоции, вовремя сдерживаться и останавливаться. Вопросы для обсуждения:
| Примечание Музыкальное сопровождение Учебник Самопознание издательство «Бөбек» |
Притча. Внутренний покой. Устав от шумного и беспокойного города, где всё отвлекало от медитации и самосозерцания, человек решил найти тихое спокойное место. Он пришёл в лес, где не было ни единого человека, но не смог сосредоточиться, потому что ему мешало стрекотание кузнечиков. Он углубился дальше в лес, но там очень громко пели птицы, отвлекая его от контакта с внутренним «я». В поисках тишины, человек залез в пещеру, там было очень тихо, но звуки капающей воды его раздражали. Вопросы: 1. О ком говорится в притче?
|
Притча «Внутренний покой». Источник http://acherkasov.com/articles/samorazvitie/1/191 |
infourok.ru
«Урок по самопознанию на тему «Учитесь властвовать собой»
План урока «Самопознание»№3
Колледж: КГУ г.Кокшетау «Строительно-технический колледж №»
№ группы
Дата
Тема: «Учитесь властвовать собой»
Ценность: Внутренний покой
Качества: Сила воли, тактичность, эмоциональность
Педагог: Хрипко Е.М
Цель: Расширить представления у учащихся ценность Внутренний покой, через формирование эмоционального состояние учащихся.
Задачи:
раскрыть понятия «сила воли», «тактичность», «эмоциональность»;
развить способность у учащихся управлять своими эмоциями;
воспитать учащихся к тактичности как чувстве меры, определяющей их поведение.
Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 11 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой «Мысленное путешествие в подводное царство»
Проверка домашнего задания. Проверить задание 2 в тетради, на стр. 10. Прочитайте слова мудрого президента из рассказа А. Даутовой «Остерегайся злости» (отрывок из книги «Я человек»). Подберите образы к разным эмоциям. Например, злость – опасная собака, радость – согревающий огонь и тд.
Позитивное высказывание (цитата).
«Поведение это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» (И. Гёте)
Как вы поняли данную цитату? Произношение хором – все, мальчики, девочки.
Подарок от учителя (рассказ)
«Эмоции» (Н. Самоукина Отрывок из книги «Экстремальная психология»)
Эмоции вносят краски в нашу жизнь, расцвечивая ее многоцветными оттенками и наполняя истинно человеческим содержанием. Мы вспоминаем, прежде всего, те эпизоды, которые были насыщены радостью или печалью, восторгом или отчаянием, умиротворением или тревогой. Может показаться, что если человек живет, ориентируясь только на разум, его жизнь скучна и однообразна.
Он как бы превращается в «умного робота», всегда правильного, логичного, предсказуемого и лишенного чего-то
schoolfiles.net
Открытый урок «Учитесь властвовать собой!»
Урок самопознания
Школа КГУ «Комплекс Степновская основная школа — детский сад»
№9
Тема: Учитесь властвовать собой!
Ценность: Внутренний покой. Качества: умение контролировать эмоции, оптимизм, уравновешенность
Педагог: Курмангалиева А.Е.
Класс: 6 Кол-во уч-ся: 13
Цель: содействие углублению представления о властвовании собой через общечеловеческую ценность — внутренний покой.Задачи: расширить представление о значении оптимизма я в процессе развития человека;
Развитие стремления контролировать свои эмоции;
Воспитывать стремление к проявлению качества уравновешенности
Ресурс
1. Учебник «Самопознание» для 6 класса авторы: И.В.Калачева, Керимбаева С.Р., Калиева Г.И. Издательство: Алматы, «Бөбек», 2018 -136 с, ил.
2. Рабочая тетрадь/ Тетрадь ученика «Самопознание», для 6 класса авторы: И.В.Калачева, Керимбаева С.Р., Калиева Г.И. Издательство: Алматы, «Бөбек», 2018 -96 с, ил.
3. Методическое пособие для учителя «Самопознание», для 6 класса авторы: И.В.Калачева, Керимбаева С.Р., Калиева Г.И. Издательство: Алматы, «Бөбек», 2018 -134 с, ил.
4.Притча о внутреннем покое http://alluport.ru/index.php/sotsium/zdoroviy-obraz-jizny/274-pritcha-o-vnutrennem-pokoe
5. Музыка Хрустальная грусть продолжение
6. Конфеты с разноцветными фантиками
7. Музыка релаксация любовь и нежность
8. Песня «Все будет хорошо»
автор Митя Фомин (папка сборник)
Ход урока:
Орг.момент. Тема: Учитесь властвовать собой!
Приветствие
Проверка отсутствующих,
Сообщение тему урока : Учитесь властвовать собой!
Позитивный настрой.Концентрация на свете.
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинки держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
«Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опускается свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: « Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет. Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо».
Кто хотел бы поделится впечатлениями?
4. Проверка домашнего задания.
1. Учебник: стр.38 отрывок из истории «Жить с улыбкой» по Д. Гоулману прочитать, ответить на вопросы:
1. Что нагоняло уныние на пассажиров?
2. Как поначалу реагировали пассажиры на приветствие водителя?
3. Какую роль в конечном итоге сыграла доброжелательность водителя автобуса?
4. Что Вам, помогает преодолеть усталость, раздражительность, плохое настроение?
2. Рабочая тетрадь. Сформулируйте правила, которые нужно соблюдать при общении друг с другом, используя рекомендации известного американского социолога Дейла Карнеги, представленные в учебнике.
Позитивное высказывание (цитата).
«События вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения».
Уолли Эймос.
Английский писатель
1936 г.р
Прочитайте цитату;
— Как вы понимаете смысл этого высказывания? Почему события жизни человека зависят от настроения?
Рассказывание истории (беседа).
Притча «О покое в душе»
Жил один мужчина. Он стремился к развитию, к росту. Однажды он решил, что ему необходимо побыть наедине с самим собой. Но как только он садился, то ему обязательно что-нибудь мешало. Сначала он сел в своей квартире. Сделал глубокий вдох, выдох. И тут вдруг услышал, как его соседи наверху громко ругаются. Он долго пытался переключиться и не обращать на них внимания, но у него ничего не вышло. Раздосадованный мужчина решил, что дома ничего не выйдет и решил, что будет наслаждатьсятишиной в парке.
Выбрал себе уютное место и расположился на нём. Но тут вдруг мимо пробегали дети, и поднялся весёлый детский визг. Потом пришла девочка с собакой, и дети затеяли весёлую громкую игру.
Мужчина разозлился и быстро ушёл из парка.
Он поехал в лес. «Там-то я, наверняка, побуду в тишине и уединении»? — подумал человек. Мужчина нашёл небольшую уютную полянку. Но и в лесу ему не было покоя. Его постоянно что-то раздражало. То ему мешало пение птиц, то шелест листьев, то шум ветра.
Человек сильно разозлился. Он не понимал, почему ему никак не удаётся насладиться тишиной.
Мужчина вскочил с полянки и побежал вглубь леса. Он быстро бежал, не разбирая дороги. Пока не наткнулся в лесу на маленькую пещеру. Мужчина залез в пещеру. Там было темно и сыро. Сел успокоился. Но вдруг он услышал, как где-то в глубине пещеры капает вода.
Тогда у человека появилась мечта — построить себе дом, в котором будет идеальная тишина, чтобы он мог спокойно насладиться тишиной.
Спустя несколько лет он построил себе новый коттедж с полной звукоизоляцией.
«Ну вот!» — подумал мужчина — «Теперь я буду наслаждаться тишиной!»
Потом он сел, успокоился. Сделал глубокий вдох, улыбнулся. Сейчас будет полная тишина! НО…
«ТУК, ТУК, ТУК…» — его сердце все громче стучало в груди. Вселенная прекрасна во всех её проявлениях. Когда тишина и покой царят в душе, тогда и вокруг будет гармония
Вопросы:
Кто главный герой?
Что делал мужчина для того чтобы побыть наедине с самим собой?
Что понял мужчина, когда услышал стук своего сердца?
Почему важно обрести покой в душе?
Какие качества характера помогут человеку обрести покой?
Как вы достигаете внутреннего покоя?
Творческая деятельность, групповая работа.
Деление на группы методом «Шашу»(осыпание). Учитель осыпает детей конфетами, дети собирают, каждому по одной конфете достается. По цветам фантиков делятся на группы. Красные фантики -1 группа, желтые фантики -2 группа, синие фантики — 3 группа
Рецепт сохранения внутреннего покоя.
Напишите 3-4 совета, как нужно вести себя человеку, попавшему в затруднительное положение, используя качества внутреннего покоя как:
1 группа — умение контролировать эмоции,
2 группа — оптимизм,
3 группа — уровновешенность
Защита проекта.
Медленная музыка
Групповое пение.
«Все будет хорошо»
автор Митя Фомин.
Я долго думал, кто же мы
Просто пешки на доске или игроки
Но в вечном поиске любви
Так часто падали и мир на грани войны
Припев: (2 раза)
Ла-ла-ла, всё будет хорошо
Ла-ла-ла, куда бы ты не шёл
Направо – трудный бой, налево – мир пустой
Но будь самим собой и всё будет хорошо.
Ты жил, ты делал, как умел
Странно слушать то, что ты когда-то пел
Но в вечном поиске себя меняю минус на плюс
Давайте вместе, друзья!
Припев: (4 раза)
Ла-ла-ла, всё будет хорошо
Ла-ла-ла, куда бы ты не шёл
Направо – трудный бой, налево – мир пустой
Но будь самим собой и всё будет хорошо.
Домашнее задание.
По учебнику стр. 40 прочитать «Притчу о Гармонии»,ответить на вопросы;
Р.Т. стр. 37 задание 4. Познакомьтесь с ситуацией. Подумайте, что помогло Лене понять Динару. Сформулируйте вывод о важности стремления к пониманию другогочеловека.
Заключительная минута урока.
Медленная музыка включается.
Ребята, а сейчас закройте глаза. Представьте, что в вашем сердце зажегся маленький огонек Любви…И этот огонек Любви разгорается все ярче и ярче…Постарайтесь сохранить то тепло, которое излучает огонек Любви в ваших сердцах и дарите тепло всем, кто вас окружает. Сохраняем это чувство теплоты, и открываем глаза.
Спасибо за внимание. До следующей встречи.
infourok.ru
Урок по самопознанию на тему «В поиске идеала» (11 класс)
Тема: В поиске идеала
Цель урока:
. Содействовать формированию у обучающихся мотивов к поиску истины, как важной ценности познании себя и окружающего мира
Задачи
-раскрыть значение слова «идеал»;
— формирование умения определять приоритетные ценности в жизни;
Круг радости
Продолжить фразу «Мне нравится в тебе…»
— Вам, наверное, приходилось слышать и самим употреблять словосочетания “идеальная дружба”, “идеальный урок”, “идеальный наряд”. В приведённых примерах слово “идеальный” означает “наилучший”.
— Что для вас идеал? (По цепочке заканчивают фразу).
— Понятие “идеал” очень близко с понятием “ценности”, «кумиры».
Идеал – это высшая ступень совершенства в чем-нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний; лучший самый совершенный образец.
— Идеалы всегда выражают стремление к чему-то такому, что еще не достигнуто, но необходимо для счастья.
— Идеалы, так же, как и ценности, можно рассматривать и как цель деятельности человека, смысл его жизни.
— Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей.
Один в критических ситуациях плевать хотел на свою жизнь ради чужой, а второй – на чужую ради своей. И оба – будут по-своему правы. И оба будут крутить пальцем у виска, и показывать друг на дружку пальцем.
Рассказывание истории (беседа)
Притча в поисках идеала
Был один человек, избегавший брак всю жизнь, и когда он умирал в возрасте девяноста лет, кто-то спросил его: — Ты так и не женился, но никогда не говорил почему. Сейчас, стоя на пороге смерти, удовлетвори наше любопытство. Если есть какой-то секрет, хоть сейчас раскрой его — ведь ты умираешь, покидаешь этот мир. Даже если твой секрет узнают, вреда это тебе не причинит. Старик ответил: — Да, я держу один секрет. Не то чтобы я был против брака, но я всегда искал идеальную женщину. Я провел все время в поисках, и так пролетела моя жизнь. — Но неужели на всей огромной планете, населенной миллионами людей, половина из которых — женщины, ты не смог отыскать одну-единственную идеальную женщину? Слеза скатилась по щеке умирающего старика. Он ответил: — Нет, одну я все-таки нашел. Спрашивающий был в полном недоумении. — Тогда что же произошло, почему вы не поженились? И старик ответил: — Та женщина искала идеального мужчину…
В чем смысл притчи?
Задание 1
Составить свою иерархию ценностей ( пирамида) : что для вас наиболее важно, а что не очень.
1. Активная деятельная жизнь.
2. Здоровье.
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь
6. Материально-обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе.
9. Познание.
10. Свобода.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
Работа по учебнику Стр 31 Ответить на вопросы
Задание 2 Мини эссе
Кто является для вас Кумиром, идеалом?
Задание 3 Творческая деятельность (Работа в группах)
«Идеальный человек это…»
На столах у каждой группы лежат ватманы, маркеры задача каждой команды написать, те качества, которые на ваш взгляд, лучше всего характеризуют идеального человека. Затем представить вниманию всему классу и рассказать.
Разыгрывание сценки каждой группы по заданной теме:
1 группа — «Идеальное поведение школьников»
2группа – «НЕ идеальное поведение школьников»
1. Активная деятельная жизнь.2. Здоровье.
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь
6. Материально-обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе.
9. Познание.
10. Свобода.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
1. Активная деятельная жизнь.
2. Здоровье.
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь
6. Материально-обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе.
9. Познание.
10. Свобода.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
1. Активная деятельная жизнь.
2. Здоровье.
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь
6. Материально-обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе.
9. Познание.
10. Свобода.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
1. Активная деятельная жизнь.
2. Здоровье.
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь
6. Материально-обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе.
9. Познание.
10. Свобода.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
1. Активная деятельная жизнь.
2. Здоровье.
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь
6. Материально-обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе.
9. Познание.
10. Свобода.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
infourok.ru
Разработка классного часа по теме «Учитесь властвовать собой»
Районный конкурс «Готовимся к планете открытий – 2018»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игринская средняя общеобразовательная школа № 2
Занятие с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий
тема: «Учитесь властвовать собой»
Автор: Шудегова Лариса Петровна
классный руководитель 6 класса
п.Игра, 2018 год
«Технологическая карта занятия»
Ф.И.О педагога____Шудегова Лариса Петровна_______Должность____классный руководитель____________________________________________________
МБОУ Игринская СОШ №2______________________________________________________________________________________________________________
Предмет __классный час______ Класс: __6___
Тема занятия: _»Учитесь властвовать собой»_______
Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер
Цель занятия: Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.
Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.
Задачи:
Формирование умений вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.
Формирование нравственных качеств учащихся: умение властвовать собой в любой ситуаци.
Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личности учащегося.
Предварительная работа: организовать пространство в классе (расставить столы для трех команд).
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
высокий
Познавательные
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
высокий
Коммуникативные
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
• контролировать действия партнёра;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
высокий
Личностные
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
высокий
Этап занятия,время этапа
Задачи этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
(3 мин)
Заинтересовать учащихся, сформулировать тему занятия.
На доске эпиграф:
« Человек должен жить в мире с самим собой и стараться, чтобы это была хорошая компания». С.И. Хьюз
Прочитайте на доске эпиграф.
О чём мы сегодня будем говорить?
(выслушать несколько человек 3-4).
Мы сегодня будем говорить с вами о том, как научиться властвовать собой.
Учащиеся высказываются.
Коммуникативные: управление поведением партнера и себя, планирование сотрудничества со сверстниками.
Личностные: развитие эмоционально — нравственной отзывчивости, доброжелательности. Регулятивные: целеполагание. Планирование и регуляция своей деятельности. Прогнозирование
Ориентировочный этап
(5 мин)
Создать посыл для дальнейшей работы в группах
Сердитесь ли вы, когда кто-нибудь берёт ваши вещи без вашего ведома?
Испытывали ли вы когда-нибудь гнев, злость. Попробуйте дать определения этим чувствам.
Как вы думаете, если бы все люди были спокойными, улыбались друг другу, то конфликты могли бы возникнуть?
Ребята после небольшой инсценировки «В магазине» приготовьтесь ответить на вопросы, которые будут заданы после инсценировки.
Покупатель. Вы мне не скажите, сколько стоят цветные карандаши?
Продавец. Все ценники перед вами, у вас что глаз нет?
Покупатель. Она ещё спрашивает, есть ли у меня глаза. Не знаю будут ли они сейчас у вас.
Продавец. Ишь какой деловой нашелся?! Напугал…
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Регулятивные: Проявление познавательной инициативе в сотрудничестве. Познавательные: Формирование умения самостоятельно формулировать и выделять цель всего мероприятия.
Поисково-исследовательский этап
(20 мин)
Организовать творческую деятельность учащихся по создавшейся проблеме
Вопрос:
Какой возможен дальнейший ход событий? Попробуйте разыграть сценку таким образом, чтобы изменить конфликтную ситуацию к лучшему.
Каждая группа высказывает свою точку зрения, разыгрывают сценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы.
Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели.
Практический этап
(10 мин)
Организовать деятельность учащихся по получению продукта данного занятия (правила)
Сформулируйте правила, с помощью которых можно избежать конфликной ситуации
Затем учащиеся выводят правила
Относитесь к другим с уважением.
Говорите тихо, не переходите не переходите на личность и не оскорбляйте.
Выслушайте точку зрения другого до конца.
Контролируйте себя! Не позволяйте гневу победить вас!
Дайте шанс другому человеку отступить.
Сдерживайте импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом…
Идите на компромисс.
По возможности используйте юмор.
Добавьте что-нибудь своё.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы.
Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели.
Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать эмоции окружающих. Познавательные:сосредоточивание, рассмотрение, создание обобщений, самостоятельный выбор критериев, установление аналогий, определение понятий, структурирование знаний.
Как вы считаете, гнев, ссора это разумный выход из конфликтной ситуации и почему?
Учащиеся отвечают
Личностные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Рефлексивно-оценочный этап
(2 мин)
Подвести итоги занятия
Какие выводы вы сделали для себя.
На доске шкала.
Представьте себе, что перед вами вертикальная шкала. На её верху расположились самые умные люди а, внизу – самые глупые. Найдите своё место на этой шкале.
Вы разместили себя посередине? Нет? Немного выше? Верно? Может вы думаете я умею читать чужие мысли? Нет! Я просто знаю законы психологии. Большинство людей размещают себя именно здесь. Общаясь с человеком, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения.
Я желаю вам удачи! Помните «Гнев – плохой советчик» — говорили древние.
Будьте спокойными, вежливыми! Цените и уважайте друг друга! И мы к этой теме вернёмся еще не раз!
Учащиеся высказываются
Спасибо!
Личностные: Формирование положительной мотивации, самооценки, развитие доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости.
Список использованных источников:
Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М., 2001. Зверева Н. М.
Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников: — Киров — Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. — 47с. Щукина Г. И.
Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., 1971. — 352с. Япрынцева Е. В.
Герасимова В. А. Классный час играючи. Выпуск 6. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
Интернет-ресурсы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игринская средняя общеобразовательная школа №2
infourok.ru
«Учитесь властвовать собой…» 11 класс
План урока самопознания
Дата:
Тема: «Учитесь властвовать собой…» Урок № 4
Ценность: внутренний мир
Качества: : культура речи, умение отстаивать свою точку зрения, совместного поиска решений,
чувство ответственности.
Педагог: Туленова Т.ВКласс: 11
Цель: формирование у учащихся понятий об эмоциональной культуре, понимания необходимости умения властвовать собой.
Развивать коммуникативные способности, культуру речи, поведенческие навыки
Развивать умение отстаивать свою точку зрения, совместного поиска решений
Воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки
Ресурсы
Учебник, тетрадь. аудиозапись муз. произведения.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
I.МИНУТКА ТИШИНЫ. (дыхание)
Проверка домашнего задания.
Демонстрация проектов учащихся
Продолжите фразу: «Человек познает себя, чтобы…»
Позитивное высказывание (цитата)
«Поведение — это зеркало , в котором каждый показывает свой истинный облик»
Иоган Гёте
— Какие эмоции чаще всего испытываете?
— Нужно ли скрывать свои эмоции? Как и почему?
— Как вы это делаете?
— Бывает ли вам трудно управлять своими эмоциями?
Стр.20
Рассказывание истории
Работа по фотографиям
На доске фотографии с различными эмоциями людей.
— Что вы можете сказать об эмоциональном состоянии героев?
(Ответы по желанию)
Чтение текста «Эмоции»
— Какую роль в вашей жизни играют эмоции?
— Что важнее: эмоции или радость? Объясните свои ответы.
— С какими людьми вам легче общаться: с эмоциональными или разумными? Почему?
— Что такое самоконтроль? Как он помогает человеку?
Стр.20-22
5.Творческая деятельность, групповая работа.
Трудно представить себе жизнь, лишённую эмоций и чувств. Эмоции разбавляют нашу жизнь разноцветными красками. Они наполняют события смыслом. Если бы не было эмоций, события превратились бы в сухие и скучные факты нашей жизни.
-Что такое эмоциональная культу
univerfiles.com
Классный час (11 класс) по теме: Классный час «Учитесь властвовать собой».
Подготовила и провела классный руководитель 11 «а» МБОУ СОШ № 2 п. Клетня Брянской области – Фролова Ирина Ивановна.
Классный час «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ»
Величайшая победа — есть победа над самим собой.
П. Кальдерон
Человеку имеет смысл жить в мире с самим собой и стараться, чтобы это была хорошая компания.
С. И. Хьюз
Превысокое владетельство — собою владеть.
(русская поговорка)
Многие люди могли бы удвоить свое влияние и успех при помощи доброжелательной вежливости.
Ф.Д. Рузвельт
Цель: научить старшеклассников реально оценивать себя и других людей, познакомить с существующими законами межличностного общения, дать практические советы по снятию стресса.
Ведущий. Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющийся человек. И все же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда может опереться для плодотворного общения. Нравственная основа взаимоотношений людей — что это такое? Как можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных стрессовых ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей? Как не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека? Вот об этом и пойдет у нас речь;
Стресс — это реакция организма на любое предъявленное ему требование. Жить вообще без стрессов не может никто, однако разумному поведению в стрессовой ситуации может научиться каждый. Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные нервные перегрузки способны разрушить самый крепкий организм, так что в расхожем утверждении «все болезни от нервов» есть немалая доля истины.
С помощью этого несложного теста вы сможете проверить состояние своих нервов.
- Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?
- Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по ней?
- Теряете ли вы самообладание в споре?
- Прерываете ли вы собеседника?
- При разговоре размахиваете ли вы руками?
- Вы не можете удерживать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?
- Говорите ли вы иногда сами с собой?
- Обижаетесь ли вы по пустякам?
- Долго ли вы не можете вечером заснуть?
Если на все вопросы вы ответили «да», знайте: ваше нервное напряжение перешло все границы.
Если вы ответили «да» 7 раз — намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру.
Если среди ваших ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать свои нервы в порядке.
Но как научиться выходить из неприятных ситуаций с наименьшими потерями?
Вот несколько простых приемов, которые помогают справиться с нестандартными ситуациями.
- Попробуйте многократно осмыслить предстоящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации. Как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неизвестное и неопределенное.
- Мысленно проанализируйте решение задачи, и вы придете к выводу: «Я решил сложные проблемы, решу и эту». Однако надо помнить, что этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.
- Заранее подготовив себя к вероятной неудаче, пережив ее, вы сохраните присутствие духа, если оправдаются мрачные прогнозы.
Главный персонаж хорошо известной басни И.А. Крылова лиса нашла свой способ не поддаваться житейским огорчениям. Когда из ее попыток полакомиться виноградом ничего не вышло, она утешилась тем, что сказала себе: «виноград зелен». С точки зрения психологии лиса обесценила неудачу, избежав тем самым переживаний по поводу своей потери. Забывать о неприятностях и неудачах тоже надо уметь. Как тут не вспомнить слова китайского философа Конфуция, утверждавшего, что быть обманутым и ограбленным — это значительно меньшая беда, чем продолжать помнить об этом.
Но, предположим, с вами случилась неожиданная и серьезная неприятность. В такой момент велик риск поступить необдуманно, опрометчиво. Вы встревоженны, в голове непрерывно повторяется пережитое, и в результате оказывается, что вы не способны ни о чем больше думать. Запомните: не торопитесь действовать, особенно если вами движет такое чувство, как раздражение. «Гнев — плохой советчик» — говорили древние. Организм под воздействием стресса подготовился к защите, в нем все мобилизовано для интенсивной работы. Вот и дайте своему организму работу для мышц. Неважно какую. Важно в данной ситуации утомляться физически. Через несколько минут вы почувствуете, как усталость вытесняет навалившуюся душевную тяжесть и нервное напряжение уменьшается. Конечно, случившаяся неприятность от этого не исчезнет, но зато вы готовы спокойно все обдумать.
Когда идет дождь, мы сидим дома или берем с собой зонт. Мы знаем, что законы природы, по которым идет дождь, зависят не от нас, и просто стараемся к ним приспособиться.
Но вот возникает конфликт, и вместо сдержанного общения и разумного диалога начинается ссора. Нам всегда кажется, что виноват другой человек. А о чем думает наш партнер по спору? Он думает то же самое. Мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как и законы природы.
Проведем психологический эксперимент. Представьте себе, что перед вами вертикальная шкала. На ее верху расположились самые умные люди, а внизу — самые глупые.
Найдите свое место на этой шкале. Вы поместили себя посередине? Нет, немного выше. Верно? Может, вы думаете, что я умею читать чужие мысли? Нет. Я просто знаю законы психологии. Большинство людей размещают себя именно здесь. Какой вывод из этого можно сделать? (Общаясь с человеком, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения.) Поэтому при общении важно следить, чтобы с вашей стороны не было пренебрежительных жестов, снисходительного выражения лица, оскорбительного тона речи и тому подобного.
Любой человек, даже самый конфликтный, конфликтует не все время. Состояние конфликта губительно прежде всего для самого конфликтующего. Давайте попытаемся разрешить конфликтные ситуации мирным путем.
Классический пример конфликтной ситуации приводит Э. Берн.
Муж. Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки?
Жена. Ты же не маленький, тебе пора знать, где твои запонки. Там, где ты их оставил.
Муж. Если бы у нас в доме был порядок, я бы смог найти свои вещи.
Жена. Если бы ты хоть немного помогал, я бы смогла управляться с хозяйством.
Муж. Не такое уж у нас большое хозяйство. Будь расторопней, если бы твоя мамочка поменьше баловала тебя в детстве, ты бы управлялась. Видишь же, что мне некогда!
Жена. Если бы твоя мамочка приучила тебя заботиться о доме, ты бы находил время, чтобы мне помогать.
Ведущий. Дальнейший ход событий ясен: они перессорятся, возможно, что у одного из участников ссоры поднимется давление, разболится голова, а после им придется искать запонки вместе.
Совет психолога. Рассмотрим, как стоило изменить ситуацию к лучшему.
Муж. Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки?
Жена. Ты же не маленький, тебе пора знать, где твои запонки. Там, где ты их оставил.
Муж. Да, я не маленький, мне уже давно пора знать, где лежат мои запонки. Вот видишь, какой я не самостоятельный, зато ты у меня такая хозяйственная, ты все знаешь и мне поможешь.
В этом примере мы видим, что выход из конфликтной ситуации находит муж.
Другой пример выхода из конфликтной ситуации дает классическая литература. Вспомним отрывок из произведения гениального Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: «Шредер остановился перед Швейком и принялся его разглядывать. Результаты своих наблюдений полковник резюмировал, одним словом: — Идиот! — Осмелюсь доложить, господин полковник, идиот, — ответил Швейк».
Если бы Швейк стал возражать, полковник раскричался и обозвал бы его еще сильнее прежнего. Однако бравый солдат знает себе цену и сам смеется над полковником, превратив ситуацию из конфликтной в комическую.
Что же происходит с точки зрения законов общения? Человек, обращаясь к нам с определенным предложением, рассчитывает на наше согласие, и вдруг мы отказываем. Как при этом он себя чувствует? Вспомните, как вы себя чувствовали, когда вам отказывали? Лучший совет — амортизируйтесь при отказе. В основе принципа амортизации лежат законы инерции. Мы успешно применяем физическую амортизацию. Обратите внимание, как уходит от удара боксер и как падает борец в ту сторону, в которую его толкает противник, при этом он увлекает противника за собой, и оказывается уже наверху. На этом же основан принцип амортизации в отношениях между людьми.
В следующей сценке вы должны будете самостоятельно изменить конфликтную ситуацию, амортизируя во время диалога.
В магазине
Покупатель. Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?
Продавец. Все ценники перед вами, у вас что, глаз нет?!
Покупатель. Она еще спрашивает, есть ли у меня глаза! Не знаю, будут ли они сейчас у вас?!
Продавец. Ишь какой деловой нашелся!
Ведущий. Дальнейшее продолжение разговора легко представить.
Совет психолога.
Рассмотрим, как стоило применить ситуацию к лучшему.
Покупатель. Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?
Продавец. Все ценники перед вами, у вас что, глаз нет?!
Покупатель. У меня, и правда, нет глаз. Какая вы внимательная. Никто этого не замечает, а вы заметили. Единственное, что я вижу, у вас чудесные глаза. А сейчас, пожалуйста, скажите, сколько стоит килограмм колбасы?
Продавец. Хм… Авы находчивый!(Говорит цену.)
Ведущий. Как видите, юмор и улыбка способны творить чудеса. Еще Шекспир говорил, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.
Великий Лев Толстой, согласно исследованиям литературоведов, описывает 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека. Помните об этом, когда будем играть в игру «Взгляд». А перед игрой предлагаю пройти тест: «Конфликтный ли вы человек?»
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя:
часто — 3 балла;
от случая к случаю — 2 балла;
редко — 1 балл.
Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?
- Угрожаю или дерусь.
- Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней.
- Ищу компромиссы.
- Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет.
8.Иду на компромисс.
9.Сдаюсь.
10.Меняю тему.
11.Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь сво
его.
12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все на
чалось.
13.Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам
другую сторону.
14.Предлагаю мир.
15.Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста
Тип «А» — сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» — сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» — сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» — сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» — сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» — это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который «всегда прав».
«Б» — это «демократический» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда предлагаете альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» — это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» — это «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» — «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Итак, тест показал вам степень вашей конфликтности, а теперь попробуйте, играя, изменить себя в лучшую сторону.
Игра «Взгляд»
Эта игра основана на изучении выражения глаз, развивает способность общения одного человека с другим.
По кругу ставятся попарно два ряда стульев, повернутых спинками друг к другу. Играющие садятся на них так, чтобы оказаться лицом к лицу. Звучит музыка. Музыку следует подбирать так, чтобы ритм и мелодия были сильными и мягкими одновременно, моторными, но не бравурными, легкими, но не танцевальными, инициирующими энергию, но не перевозбуждающими. Ребята, молча, смотрят глаза в глаза. По сигналу ведущего (хлопок или любой условный звук) игроки, находящиеся во внешнем ряду, встают и передвигаются на один стул; те же, кто находится во внутреннем круге, встают и, как только перед ними оказываются новые партнеры, вновь садятся на свое место. Таким образом, происходит смена участников, протекающая ритмично и достаточно быстро. Игра заканчивается, ког да игроки внешнего круга возвращаются на свои первоначальные места.
Теперь начинается важный момент осмысления происходящего. Ребята должны поочередно рассказать, что они чувствовали, чьи взгляды им особенно запомнились и почему.
Ведущему необходимо быть наблюдательным и максимально собранным. Первые две-три минуты игроки могут смущенно хихикать, отводить взгляд, ерзать от скованности. Многим из них несвойственно открыто глядеть в глаза человека, с которым они общаются. Уже на четвертом переходе внешнего круга обычно наступает тот наиважнейший момент, ради которого, собственно, и проводится игра: возникает интерес к другому, вдумчивость, серьезность.
Ведущий (в заключение игры). В любой сфере общения — деловой или дружеской, личной — недопустимо отпугивать людей угрюмой физиономией и неприветливостью. По совету Л.Н. Толстого, следует не раздражаться, стремиться достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само собой.
Ученые установили, что, оказывается, женщины гораздо более устойчивы к стрессам, чем мужчины. От стресса им помогает отвлечься домашняя работа и… слезы. В слезных железах ученые обнаружили антистрессовые пептиды — обезболивающие вещества, похожие по действию на морфий. Гормоны, порождающие депрессию, вырабатываются в организме в основном ночью. Утром же, при первых солнечных лучах, часть их гибнет.
Литература:
- Герасимова В. А. Классный час играючи. Выпуск 6. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
nsportal.ru