Дата: «____»_октябрь_2020г. | ФИО учителя: Варгунина О.П. | ||||
Класс: 5 ласс. | Количество присутствующих: отсутствующих: | ||||
Тема урока: | Я -человек | ||||
Идеи урока: | Высокое предназначение человека. Служение людям | ||||
Цель: | Цель урока: расширить знания учащихся о предназначении человека; | ||||
Задачи: | — раскрывать значение того что «человек – мыслящее и потому разумное, ответственное существо»;. — раскрытие значения высоких помыслов человека — развитие позитивных качеств характера учащихся, навыков их самооценки; — воспитание целеустремлённости, чувства собственного достоинста | ||||
Ценность: | Истина. | ||||
Качества: | скромность, честность, умение видеть хорошее в других людях. | ||||
Ход урока | |||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке Методические рекомендации | Ресурсы | |||
Организационный момент. Позитивный настрой. | 1.Концентрация на природу. Под спокойную тихую музыку учитель читает текст. «Закройте глаза, расслабьте мышцы тела и лица. Дышите ровно и свободно. Представьте себе, что вы лежите в траве, раскинув руки и ноги. Вокруг вас теплый весенний день. Светит солнце, легкий ветер колышет деревья и травы. Слышится пение птиц, гудят пчелы. Умиротворение покой вокруг. Вы чувствуете единение с окружающим миром. Живая ласковая сила вливается в вас, наполняя каждую клетку тела. Вы ощущаете наполнение энергией и покоем всех органов и систем организма. Скажите себе мысленно « Я люблю себя таким, какой я есть Рассматривая себя в зеркале с утра, улыбнитесь собственному отражению и скажите: «Я люблю тебя» и жизнь обязательно подарит вам свою улыбку. Примите себя со всеми недостатками, гордитесь достоинствами. Только счастливый, самодостаточный человек способен изменить мир к лучшему, подарить любовь, радость окружающим. Скажите себе Мои мысли чисты! Мои мысли гармоничны! Мой разум – мое сокровище! А теперь сделайте глубокий вздох и выдох и возвращайтесь в класс, открывайте глаза… 2. Проверка чувств, что ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что почувствовали и т.д. | Авторское И.Н.Беломывцева. | |||
Проверка домашнего задания. | Лестница успеха и эссе «Что я понял из предыдущего урока, какие выводы сделал» | ||||
Упражнение Введение в тему урока | – Предлагаю выполнить упражнение. Вы будете размышлять вслух, а я – запишу на доске особые характеристики, которые свойственны только человеку. На доске – силуэт человека и надписи: ЧЕЛОВЕК: УМЕЕТ______________________________________ СПОСОБЕН__________________________________ ЖЕЛАЕТ_____________________________________ ДЕЛАЕТ_____________________________________ МОЖЕТ_____________________________________ | ||||
Позитивное высказывание (цитата) | Позитивное высказывание (цитата) Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям. Демокрит | http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-cheloveke | |||
Рассказывание истории (беседа) | Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал: –Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею. Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал: – Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись. Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так: – Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись. – Как вы поняли, в чем смысл этой притчи? – Скажите, позиция кого из трех путников вам ближе и почему? – Когда юноша говорил о чистоте души и тела, что он имел в виду? – Как вы думаете, размышления людей зависят от их возраста? Рассуждения детей. | ||||
Работа в тетрадях | – Продолжите предложение: «Человек – это …». Например, «Человек – это мыслитель», «Человек – это мужчина и женщина», «Человек – это взрослый и ребенок», «Человек – это не животное» и т.д. – Старайтесь излагать свои мысли кратко, лаконично. | ||||
5. Творческая деятельность, групповая работа | Творческая деятельность, групповая работа. Детям раздаются бумажные ладошки. Задание – Напишите на ладошках вопросы, которые вас волнуют, но вы еще не знаете на них ответы. Прикрепите ваши вопросы вокруг силуэта человека. Прочитайте их, и мы узнаем, что же нас, людей, интересует, волнует, зовет к открытиям нового. | ||||
6. Групповое пение | Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! Забудь свои заботы, падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра, А если с другом худо — не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра! А если с другом худо — не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра! Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь — не детская игра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! | Авторы: Марк Минков, Юрий Энтин ) | |||
7. Домашнее задание | Создать коллаж « дорога к цели» | ||||
Новая информация | – Молодцы, сегодня мы начали обсуждение интересной темы, которая посвящена человеку. Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что мы действуем разумно! Сейчас прошу вас завершить фразу, которая начинается такими словами: «Я – человек, я мыслитель, поэтому я …» | ||||
Анализ хода урока (заполняет учитель после проведенного урока) | |||||
Стиль учителя: | |||||
Дисциплина на уроке: | |||||
Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока: | |||||
Творческий подход учителя: | |||||
Ведение рабочих тетрадей: |
Урок «Самопознание»
План-конспект урока обществознания в 10 классе
Тема: Самопознание
Цели урока:
Сформировать понятия: самопознание, самосознание, самоидентификация, самооценка, рефлексия
Дать представление о различных формах самопознания, их достоинствах и недостатках
Познакомить учащихся с различными техниками самопознания
Оборудование: проектор
Форма урока: урок усвоения новых знаний.
Учебно-методические материалы: презентация, глоссарий
Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.
Лев Толстой
Возможно ли человеку познать себя самого? 2- 3 чел
Что такое самопознание? Чем отличается от познания?
Психика человека содержит три образования
Я | ОНО | Сверх — Я |
Сознание | Инстинкты | Совесть |
Поверхностный слой психики | Бессознательный слой психики |
Между сознательным и бессознательным происходит конфликт
В ранних работах Фрейда (до 1920 г. ) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). Впоследствии основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Оно представляет бессознательные влечения, Я — принцип реальности. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства
Формы самопознания
1.Через реальные и фантастические ситуации (практический и духовный опыт)
2.Через мнения других людей
3.Через соотнесение себя с другими (самоидентификация)
4.Через эмоциональное отношение к собственному образу (самооценку)
5. Через интеллектуальный самоанализ нашего Я (саморефлексия)
Работа в группах. 2 минуты Оценить достоинства и недостатки каждой из форм
Осознанность — вот чем занимал свой разум Джобс во время медитации. Многие годы практики сделали его ум четким и острым, а главное — управляемым. Именно так он оставался первым среди равных, просто отсекая ненужные мысли и разгоняя прочь туман, которым окутан разум каждого человека.
Техники самопознания
Последние нейронаучные исследования показали, что медитативные техники (которые, между прочим, практикуются на востоке в течение нескольких тысяч лет) действительно способны оказать благотворное влияние и на разум и на тело.
Стив Джобс стал первым человеком в западной корпоративной культуре, на своем примере показавшем действенность подобных практик. После невероятного успеха практически каждого придуманного Стивом продукта, никто уже не мог просто так отмахиваться от плюсов, которые дает медитация. Крупнейшие корпорации, такие как Target, Google, General Mills и Ford, начали вводить для своих сотрудников обязательные курсы восточных практик.
Перед тем как отвечать на вопросы по тесту, следует знать правила:
При выборе варианта ответа, не задумывайтесь, говорите то, что сразу промелькнуло в голове.
Нельзя пытаться угадать ключи к тесту, будьте честны.
Не огорчайтесь, если ответ вам не понравился, лучше задумайтесь, чему этот ключ может вас научить.
В группе приветствуется наблюдать за реакцией друг друга после интерпретации.
Знайте: нет правильных ответов, есть только вы и ваше сознание. Смотрите на них как на перспективу.
Японский тест “Твой шанс”
Посмотри внимательно на список и выбери средство передвижения, которое для тебя наиболее привлекательно. Итак, на чем ты прокатишься с наибольшим удовольствием?
А Велосипед
Б Автомобиль
В Автобус
Г Поезд
Д Яхта
Е Самолет
Японский тест “Мост”
1/2. Посмотрите на рисунок. Два малыша не могут попасть друг к другу с одного берега на другой. Помогите детям. Нарисуйте им мостик. Какой цвет вы выберете для этого?
1. Красный
2. Синий
3. Коричневый
4. Зеленый
5. Серый
6. Черный
Возможно ли человеку познать себя?
Наблюдайте, как постоянно беспокоен ваш ум. Попытки упорядочить хаос мыслей ни к чему не ведут. Только спокойное наблюдение заставит ваш ум течь по нужному руслу, а не срываться вниз водопадом эмоций — Стив Джобс.
12 позитивных цитат из нашей жизни
1. Не забывайте выбрасывать мусор … из ведра… из головы… из жизни!
2. Когда ваши дела идут плохо — просто не ходите с ними.
3. Самый хороший учитель в жизни — опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.
4. Если ошибку можно исправить – значит ты еще не ошибся.
5. Спасибо тем людям, которые вошли в мою жизнь и сделали её прекрасной. И ещё, спасибо тем людям, которые вышли из неё, и сделали её ещё лучше.
6. Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
7. Если кто-то на вас ругается, злится или обижается — задавите его своим позитивом.
8. Свою жизнь надо устраивать до тех пор, пока жизнь не начнет устраивать тебя.
9. Не хочу вас расстраивать, но у меня всё хорошо!
10. На грабли не наступаю. Я уже по ним танцую!
11.Рецепт молодости: радуйтесь каждой мелочи и не нервничайте из-за каждой сволочи.
12. Самый лучший день — это сегодня!
Глоссарий
Самопознание – вид деятельности, где объектом познания выступает человеческое Я
Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.
Самоидентификация – отношение личности к самой себе
Сознание — есть отражение действительности в мышлении. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Образ Я – совокупность представлений индивида о самом себе, результат самопознания
Я (Эго) — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения
Супер-Эго (Сверх-Я) — в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Супер-Эго.
ОНО — представитель природы в нашей психике, выражается в инстинктах
Совесть-чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом.
Личность — устойчивая система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества.
Формы самопознания
1.Через реальные и фантастические ситуации (практический и духовный опыт)
2.Через мнения других людей
3.Через соотнесение себя с другими (самоидентификация)
4.Через эмоциональное отношение к собственному образу (самооценку)
5.Через интеллектуальный самоанализ нашего Я (саморефлексия)
Опыт — попытка осуществления чего-либо; проба. Результат такой попытки.
Мнение— суждение, выражающее оценку кого-либо или чего-либо, отношение к кому-либо или к чему-либо, взгляд на кого-либо или на что-либо.
Самооценка— оценка самого себя, собственных достоинств и недостатков.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние
Ответы к тестам
Японский тест “Твой шанс”
Интерпретация ответов по тесту
Выбранное средство передвижения говорит о твоих шансах в достижении целей и об особенностях характера, способствующих или препятствующих этому.
а. Твой выбор – велосипед. Поставленные цели будут достигнуты путем собственных усилий. Надейся только на себя, действуй самостоятельно. Вряд ли тебе помогут окружающие. У тебя есть достаточно мужества, храбрости и веры, так что – вперед! Сила воли, упорство и труд приведут тебя к победе. Твои шансы очень велики.
б. Твой выбор – автомобиль. Внутренняя сила и энергия толкает тебя вперед. Ты достигнешь своих целей, если не будешь слишком спешить. Иди к своей цели спокойно, мелкими шашками. Шансы у тебя, несомненно, есть. Постарайся их не пропустить в свойственной тебе спешке, суете и суматохе.
в. Твой выбор – автобус. Ты очень ценишь своих родных и друзей. Помогая другим, ты работаешь над собой, что приближает к достижению заветной цели. Но не позволяй близким отвлекать твое внимание и изменять выбранное направление движения. Твои шансы довольно велики, но только в том случае, если ты не позволишь окружающим вмешиваться в твои планы.
г. Твой выбор – поезд. Хотя вокруг и полно людей, ты полностью игнорируешь их мнение и роль в своей жизни. Не стоит замыкаться на себе. Оглянись вокруг и обрати внимание на идеи окружающих. Может, среди их многообразия ты увидишь что-то ценное для себя, и твои шансы на успех подрастут.
д. Твой выбор – яхта. Ты человек независимый и достаточно равнодушный к тому, что происходит вокруг. Рационализм и здравомыслие – вот твои принципы. Тебя не легко отвлечь и сбить с намеченного пусти. Ты составляешь план, стратегию и четко им следуешь, не обращая внимания на постоянно меняющиеся условия и обстоятельства. Может быть это не верно? Постарайся замечать и рассматривать разнообразные варианты решений. Это обязательно повысит твои шансы.
е. Твой выбор – самолет. Ты хочешь достичь своей цели невероятно быстро и постоянно мечтаешь об этом вместо того, чтобы приступить к реальным действиям. Твоя фантазия в данном случае – твой враг. Ты то витаешь в облаках, то боишься осуществления своих желаний. Шансов на успех пока маловато. Спустись на землю, оглядись и приступай к делу без лишних опасений.
Японский тест “Мост”Интерпретация теста
Тест кратко раскрывает яркие особенности характера и поведения человека.
1. Твой выбор – Красный. Ты чрезвычайно упрямая личность. Не в твоем стиле останавливаться на половине пути. В отношениях с людьми ты впадаешь в крайности, прямо и четко обозначая свое к ним отношение. С одними ты мил, любезен и дружелюбен, с другими – груб, резок и нетактичен. Однако друзья уважают тебя за прямолинейность и любят таким, какой ты есть.
2. Твой выбор – Синий. Ты благородный и мягкий человек, романтик и мечтатель. Частенько плывешь по течению, потакая своим желаниям. Экстремальные ситуации тебя пугают. Предел мечтаний – покой, гармония и любовь близких. Свои собственные мысли и переживания волнуют тебя больше, чем происходящее вокруг.
3. Твой выбор – Коричневый. Ты серьезный и трудолюбивый человек. Не любишь нарушать установленные правила, всегда отвечаешь за свои слова и данные обязательства. Про таких говорят: «Он – честный и порядочный человек». Может быть, тебе немного мешает отсутствие гибкости, широты взглядов и определенной доли фантазии.
4. Твой выбор – Зеленый. Ты человек творческий. Необычные вещи, невероятные события привлекают твое внимание. Окружающих людей в тебе привлекает изобретательность, любопытность, широта взглядов и хороший вкус. Тебе не составит труда придумать нестандартный выход из ситуации, дать нетривиальный совет или увлечь друзей оригинальной идеей.
5. Твой выбор – Серый. Вера в добро и чистоту помыслов окружающих – вот твои отличительные черты. В этом сквозит некая доля самоуверенности. Иногда ты любишь идти наперекор судьбе и изменять ситуацию в соответствии со своим настроением. Порой можешь сделать все наоборот просто из-за внезапно посетившей тебя вредности. Твоя неразговорчивость частенько воспринимается окружающими как высокомерие.
6. Твой выбор – Черный. Маска равнодушного спокойствия частенько надета на твое лицо. Ты изо всех сил пытаешься скрыть от окружающих свои эмоции, опасаясь, что они воспримут это как слабость. Даже если ты шутишь и улыбаешься, никто не может с уверенностью сказать, какие чувства ты испытываешь в этот момент. Закрытость и сдержанность – вот основные принципы, которых ты придерживаешься.
Самоощущение: Введение
Знать
На протяжении всей жизни у нас возникают идеи или вопросы о том, кто мы как личности (например, «Я люблю природу» или «Хороший ли я человек? «) и кем мы являемся в разных ролях (например, «Я морской пехотинец» или «Какая профессия мне подходит?»). Найдите минутку, чтобы записать несколько слов или фраз, которые описывают вас.
Как вы описали себя? Как друга? Как учителя или воспитателя? Использовали ли вы такие слова, как умный, эмоциональный или энергичный? Вы описали, как вы выглядите, например, высокий или кареглазый? Некоторые из ваших ответов вероятно, отражают личностные черты, а некоторые могут быть физическими чертами. Возможно, вы ответили со ссылкой на многие роли, которые вы берете на себя в течение дня, такие как мама, сын, друг или учитель. Ваше взаимодействие с другими людьми также влияет на то, как вы определяете себя. может описать вашу связь с группами и культурами, такими как мусульмане, кубинцы или чернокожие. Все ваших описаний открывают окно в ваше самоощущение.
Вы уникальная личность, мысли, эмоции и поведение которой не зависят от вашей семьи, друзей и коллег. Однако вы не стали тем, кем вы являетесь сегодня, сами по себе. Скорее всего, в вашей жизни были другие люди, которые помогли вам реализовать эти способности и сильные стороны, которые вы развивали. Возможно, учитель помог вам увидеть ваши художественные способности, или дедушка или бабушка посоветовали вам попробовать себя в команде или принять участие в писательском конкурсе. Может быть, родители помогли вам, когда вы допустили ошибку, или, может быть, вы помогли им. Вы личность, но вы использовали свой опыт и взаимодействие с другими, чтобы развить свое уникальное ощущение себя.
Этот курс поможет вам лучше понять концепцию самоощущения и то, как оно связано с вашей компетентностью, уверенностью и благополучием. Это также объяснит, как у детей развивается чувство собственного достоинства, и важнейшую роль, которую вы играете, помогая им развить здоровое и позитивное чувство собственного достоинства.
Что такое самоощущение?
Наше самоощущение включает в себя роли, атрибуты, поведение и ассоциации, которые мы считаем наиболее важными в отношении самих себя (Илвисакер, 2006). Примеры вещей, которые помогают развивать то, кем мы являемся как личности, могут включать наши занятия, хобби, связи, способности, личностные качества и духовные убеждения. Наша идентичность и то, как мы относимся к себе, во многом являются результатом нашего окружения и непосредственного окружения. Например, если вы являетесь членом вдохновляющей и заботливой среды, вы, скорее всего, почувствуете себя принятым и уверенным в своих способностях. Но если вы являетесь частью неподдерживающей или негативной среды, вам может быть трудно понять, кто вы есть, из-за отсутствия принятия и поощрения к изучению ваших интересов и положительных качеств. Подумайте о человеке, которого вы знаете, который уверен в своей способности выполнить определенную задачу или навык. Скорее всего, этот человек получил положительную поддержку от других, что способствовало дальнейшему развитию этой способности и укрепило чувство идентичности.
По мере того, как мы растем и взрослеем, наша личность также может меняться в зависимости от времени и места. Отношения, отцовство и другие жизненные события могут помочь сформировать нашу личность. Вспомните, кем вы были 10 лет назад. Вы чувствуете себя таким же человеком сейчас? Было ли вам 19 или 59 десять лет назад, вполне вероятно, что ваше представление о том, кто вы есть, каким-то образом изменилось. Возможно, вы достигли больших целей, таких как получение диплома или создание семьи, и эти события изменили ваше отношение к себе. Возможно, такие переживания, как уход за стареющим родителем или прекращение длительных отношений, поставили под сомнение то, что, как вам казалось, вы знали о себе.
Самоощущение включает самооценку, самоуважение, идентичность и представление о себе.
Это комбинация того, как мы видим себя, наш опыт, наше окружение и то, как мы относимся к себе. Для детей чувство собственного достоинства связано с их развивающейся идентичностью, которая становится все более независимой от своих семей.Взаимодействие с другими также формирует наше самоощущение. Например, если ваша семья хвалит ваши кулинарные способности, вы можете прийти к выводу, что вы хороший повар. Однако, если вы запишитесь на курсы кулинарии, ваше представление о своих способностях может измениться, когда вы окажетесь в компании других людей с более развитыми кулинарными способностями. В этом примере ваше самоощущение изменилось, хотя ваша способность готовить осталась прежней. Ваше самоощущение оценивалось не как истинное или ложное, а как достаточно хорошее или недостаточно хорошее в зависимости от ситуации. Однако, если вы действительно любите готовить и получаете от этого удовольствие, вам вряд ли понадобится поддержка со стороны других, потому что вы мотивированы изнутри.
Принятие и уважение
Уровень принятия и уважения со стороны соответствующих взрослых является важным фактором, влияющим на чувство личности человека в любом возрасте. Взрослые демонстрируют уважение к детям, выражая искреннюю заботу о мыслях и интересах детей, а также придерживаясь достаточно высоких стандартов поведения и способностей детей. Непредвзятое общение и позитивное отношение к семьям детей также являются важными компонентами уважения.
Успех с значимыми задачами
Позитивное чувство собственного достоинства и самоуважения в конечном счете проистекают из значимых достижений. Как сотрудник школьного возраста, вы должны намеренно определять виды деятельности и задачи, которые могут помочь детям достичь значимого успеха и, в идеале, почувствовать свой вклад. Это может помочь расставить закуски или сложить стулья в конце дня.
Ассоциация положительных примеров для подражания
Люди, которым перед началом сложной задачи напоминают о ком-то с сильными ценностями или большой внутренней силой, как правило, прилагают больше усилий для выполнения задачи и достигают более высоких уровней, чем если бы у них не было положительной ассоциации. Например, вы можете сказать: «Нам понадобится немного настойчивости, чтобы решить эту головоломку. Кого вы знаете, кто настойчив?
Честный отзыв
Отзыв должен быть честным, уважительным и соответствовать поставленной задаче. Вместо того, чтобы сказать: «Хорошая работа!» ребенку, который успешно собрал большую головоломку, попробуйте сказать: «Вау! Вы так усердно работали, чтобы собрать этот пазл. Это заняло много времени, и ты не сдался».
По-настоящему сложные и значимые задачи
Создание опыта и возможностей, которые являются значимыми и соответствуют уровню развития ребенка школьного возраста и которые поддерживают повседневную рутину, могут способствовать положительному самоощущению. Знания о каждом ребенке и соответствующие его развитию методы будут иметь важное значение, когда вы планируете свою деятельность и опыт. Например, может быть разумным поощрять 3 -й -классников работать над домашним заданием в течение 30 минут, но не детсадовцев.
Возможности для значимого взаимодействия с коллегами
Постоянная поддержка со стороны сверстников может способствовать положительному самоощущению. Как сотруднику школьного возраста у вас есть частые возможности поощрять позитивное взаимодействие со сверстниками. Например, вы можете сказать: «Сейчас я не могу читать, но почему бы вам не попросить Ариэль или Ашико прочитать это вам?»
Как справиться с поражениями
Поражения стали частью повседневной жизни. Изучение того, как справляться с неудачами и превращать их в возможности для роста, поможет создать позитивное ощущение себя. Справляться с фрустрацией важно для детей школьного возраста, и они часто нуждаются в руководстве, чтобы развивать и практиковать этот навык. Попробуйте признавать чувства детей, а также поощряйте позитивный настрой. Вы можете сказать: «Я вижу, ты расстроен, что не выиграл. В этой игре всегда есть победитель и проигравший. Это часть того, что делает его захватывающим, но это также может разочаровать. Хочешь снова сыграть или хочешь сделать перерыв?»
Что такое Я-концепция?
«По мере того, как дети начинают лучше понимать свой внутренний ментальный мир, они более пристально думают о себе. В раннем детстве. . . дети начинают формировать самооценку, которая представляет собой набор атрибутов, способностей, отношений и ценностей, которые, по мнению человека, определяют, кто он или она». (Берк, 2003, стр. 444).
Размышляя о своей жизни, вы можете вспомнить определенные моменты, когда испытывали сильное чувство того, кто вы есть, или самооценку. Возможно, это было во время школьного или спортивного мероприятия, театрального или музыкального представления или другого события, когда вы чувствовали себя гордым и успешным. Достижение целей и выполнение сложных задач помогли вам развить позитивную самооценку. Отношения, которые у вас были с заботливыми взрослыми в вашей жизни (например, с родителями, бабушками и дедушками, учителями, тренерами), подпитывали вашу самооценку, когда вы узнавали о своих уникальных способностях и талантах. И наоборот, ребенок, которого унижают, которому отказывают в возможностях и отвергают, скорее всего, будет считать себя неспособным и неприятным. Множество факторов, в том числе культурный фон, опыт и, самое главное, отношения со взрослыми и сверстниками, влияют на развитие самооценки ребенка. Точно так же, как ваш собственный опыт и ранние отношения с членами семьи и сверстниками повлияли на развитие вашей самооценки, вы создаете опыт, который влияет на детей школьного возраста, находящихся под вашим присмотром, когда они узнают о себе.
Что означает чувство собственного достоинства для детей школьного возраста?
Взрослые могут смотреть на себя с разных точек зрения — как на мать, как на художника, с друзьями, с незнакомцами и т. д. — и могут подробно описывать себя с различиями в способностях и ценности внутри эти размеры. По мере того как дети школьного возраста растут и превращаются в подростков и взрослых, их самоощущение будет усложняться.
Согласно теории психосоциальных стадий Эриксона, цель развития детей школьного возраста состоит в том, чтобы реализовать чувство компетентности. В возрасте от 5 до 12 лет дети основывают свое самоощущение на своей способности действовать и овладевать навыками, которые ценятся важными людьми в их жизни или ими самими. На втором уроке мы обсудим, что означает и как выглядит самоощущение для детей школьного возраста.
Что такое устойчивость?
По словам Мишель Тугаде и Барбары Фредриксон (2004), есть люди, которые, кажется, довольно эффективно «оправляются» от негативных событий, в то время как другие застряли в колее и изо всех сил пытаются справиться со своей болью, разочарованием или гневом. Способность восстанавливаться, несмотря на негативные факторы стресса, демонстрирует концепцию, известную как устойчивость. Тот, кто считается устойчивым, эффективно справляется и адаптируется, даже когда сталкивается с потерями, трудностями или невзгодами. Это не означает, что они невосприимчивы к негативу или не испытывают беспокойства или разочарования. Вместо этого тот, кто устойчив, может сосредоточиться на положительных аспектах и эмоциях ситуации с большей скоростью.
Важно отметить, что каждый ребенок может развить устойчивость при поддержке таких заботливых взрослых, как вы. Устойчивость развивается в контексте важных, безопасных и отзывчивых отношений с заботливыми взрослыми. Когда детей поощряют исследовать безопасные проблемы, когда их чувства подтверждаются и им помогают продуктивно справляться с ними, когда о них заботятся и уважают как уникальных и ценных людей, у детей будет прочная основа, позволяющая им быть устойчивыми. когда возникают проблемы (Центр развития ребенка, 2021 г. ). Иными словами, такое взаимодействие со взрослыми поможет детям развить позитивное самоощущение, так что, когда они действительно испытают боль или утрату, они будут в безопасности и получат достаточную поддержку для выздоровления.
Какую роль играет культура?
Культура — сложный, но важный компонент самоощущения каждого человека. Хотя определения различаются, обычно культура включает в себя системы верований, социальные нормы, обычаи, а также общие идентичности и воспоминания, созданные и поддерживаемые членами социальной группы, которые придают смысл их социальной среде и взаимодействиям (Американская социологическая ассоциация, nd). Культура помогает определить, как люди видят себя и как они относятся к другим. Вы, дети, о которых вы заботитесь, и их семьи могут иметь общие культурные связи и отличаться в других. Культура человека может меняться со временем и включает в себя множество компонентов, таких как язык, пол, религия, сексуальная ориентация, раса, этническая принадлежность и экономическое разнообразие (Selmi et al.
, 2015). Все это работает вместе, чтобы способствовать самоощущению.Для вас крайне важно уважать чужую культуру, а также признавать и понимать, что люди могут не развивать самоощущение так же, как вы. Культура формирует то, как каждый из нас видит себя и других. Например, в некоторых культурах дети должны вести себя тихо и уважительно в присутствии взрослых. Это не означает, что тихому ребенку не хватает уверенности в себе или интеллекта, а скорее является напоминанием о том, что не во всех семьях укрепляются основные американские культурные ценности индивидуализма, соперничества и самоутверждения. В некоторых культурах ценится ожидание, пока все не рассядутся и не обслужат, чтобы приступить к еде, но для других культур это может быть ненужным. Другие дети могут рассчитывать на то, что они будут есть сидя на полу или только одной рукой. В некоторых культурах не одобряют отрыжку или жевание с открытым ртом, но для других это приветствуется или нейтрально. Важно помнить, что образ жизни, отличный от нашего, не является ни «хорошим», ни «плохим», а просто отличается от того, к чему мы привыкли.
Маленькие дети усваивают рассказанные им сообщения и истории, которые часто подчеркивают ценности семьи и влияют на самооценку ребенка. Когда дети становятся старше, посещают школу и проводят время со своими сверстниками, они узнают, что другие могут не иметь тех же ценностей, что и их семья. Например, одна семья может придавать большое значение спорту, в то время как другая семья может ценить искусство и обучение игре на музыкальном инструменте. Каждая семья влияет на самооценку ребенка в рамках своего культурного контекста. Маленькие дети могут описывать себя, основываясь на ценностях своей семьи. Например, маленький ребенок из культуры, которая делает упор на приспособление к другим, может называть себя «добрым», в то время как другой ребенок из культуры, которая делает упор на индивидуализм, может называть себя «хорошим бегуном». Как сотрудник школьного возраста, вы берете на себя важную задачу поддержки самоощущения каждого ребенка как личности, так и члена семьи и культуры.
Два наиболее изученных аспекта культуры, связанных с самоощущением, — это независимость и взаимозависимость. Независимость рассматривает людей отдельно друг от друга и ценит чувство собственного достоинства, индивидуальный выбор и уверенность в себе. Взаимозависимость означает, что группе придается большее значение, чем ее отдельным лицам, и приоритет отдается таким идеям, как подчинение, забота о других и групповое принятие решений. Дети происходят из семей и культур, которые по-разному ценят независимость и взаимозависимость в разное время.
По словам психолога развития Кэтрин Раефф (2010), культура может влиять на то, как вы, ваши коллеги и семьи, которым вы служите, видите:
- Отношения : Культура влияет на то, как вы вступаете в отношения и поддерживаете их. Например, отношения могут рассматриваться как добровольные или основанные на долге. Это влияет на то, как взрослые поощряют детей к формированию отношений: дети выбирают, с кем играть? Должны ли дети делиться? Как новых детей приводят в группу?
- Черты личности : Культура влияет на вашу личность и то, как она проявляется, например, цените ли вы такие черты, как смирение, чувство собственного достоинства, вежливость и настойчивость, и как. Культура также влияет на то, как вы воспринимаете трудности и как вы относитесь к тому, чтобы полагаться на других.
- Достижение : Культура влияет на то, как вы определяете успех и цените ли вы определенные типы индивидуальных и групповых достижений.
- Выражение эмоций : Культура влияет на то, какие чувства вы проявляете, когда и как вы ими делитесь, а также на то, считаете ли вы чувства публичными или личными.
Найдите минутку, чтобы подумать о сотнях способов, которыми культура повлияла на ваше самоощущение. Как ваш опыт, самоощущение и культура влияют на вашу практику преподавания и ожидания в вашей программе? Какими практиками и ожиданиями вы гордитесь? Что бы вы хотели изменить, чтобы лучше соответствовать вашим ценностям?
Что это значит для вас?
Будучи сотрудником школьного возраста, вы, вероятно, столкнетесь с коллегами, детьми и членами семьи из разных слоев общества и с разным жизненным опытом. Для вас важно понимать сложность влияния культуры на идентичность, но также важно понимать индивидуальные различия. Например, у родителя, которого всю жизнь поощряли, хвалили и поддерживали, стиль воспитания может быть совсем другим, чем у родителя, который испытал обширную критику, неуверенность в себе и изоляцию. Кроме того, один родитель может признавать и отмечать растущие способности своего ребенка и все, на что он способен самостоятельно, в то время как другой родитель может взять на себя задачи, которые ребенок способен выполнять самостоятельно. Опыт детей с важными взрослыми в их жизни будет влиять на то, как они воспринимают свои способности, свою самооценку и то, как они сталкиваются с трудностями. Как сотруднику школьного возраста, вам нужно будет обеспечить детям и молодежи заботу с учетом культурных особенностей и их развития, чтобы помочь им добиться успеха сейчас и в будущем.
См.
Посмотрите это видео, в котором сотрудники школьного возраста размышляют о себе и самоощущении, а также о важности самопонимания для детей школьного возраста и молодежи.
Видео недоступно. Сотрудники делятся своим мнением о важности чувства собственного достоинства и о том, как оно развивается с течением времени.Далее в этом видеоролике рассказывается о том, как сотрудники школьного возраста могут способствовать позитивному самоощущению в своих программах. Во время просмотра подумайте о том, как вы помогаете включить семейную и культурную жизнь детей в свою программу.
Видео недоступно. Сотрудники размышляют о том, как они поддерживают развитие чувства собственного достоинства у детей школьного возраста в своих программах.Делайте
Как сотрудник школьного возраста у вас есть возможность поддерживать детей по мере их взросления, узнавать, кто они такие, и развивать их чувство собственного достоинства. Дети школьного возраста переживают период своей жизни, когда они оценивают новый опыт и риски и размышляют о том, насколько они похожи или отличаются от своих семей. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы поддержать их здоровое, позитивное самоощущение:
- Образцовое поведение, поддерживающее здоровое представление о себе и самооценку
- Планируйте события и мероприятия намеренно, принимая во внимание интересы детей и молодежи, с которыми вы работаете.
- Создайте среду, которая поощряет детей делиться и гордиться тем, кто они есть.
- Развивайте чувство общности среди детей/подростков и сотрудников, регулярно заявляя о своих общих ценностях и живя в соответствии с ними, а также оперативно устраняя любые виды травли или негативного поведения среди детей.
- Будьте позитивны и чутки к особенностям и потребностям детей.
- Добро пожаловать и узнайте больше о жизни детей и их семей.
Завершение этого курса
Для получения дополнительной информации о том, чего ожидать от этого курса, самопонимания и культурного самопознания Отражение компетентности , а также списка сопутствующих ресурсов и мероприятий «Учиться, исследовать и применять», предлагаемых на уроках, посетите сайт Школы. -Возрастное самопонимание и культурное понимание Руководство по курсу .
Обратите внимание, что в разделе «Справочные материалы и ресурсы» в конце каждого урока перечислены справочные источники и ресурсы, позволяющие найти дополнительную информацию по изучаемым темам. По мере прохождения уроков от вас не требуется просматривать все доступные онлайн-справочники. Тем не менее, вы можете продолжить изучение ресурсов, если у вас есть интерес или по просьбе вашего тренера, тренера или администратора.
Подумайте о своей самооценке и устойчивости во время выполнения Саморефлексия активность. Потратьте несколько минут, чтобы ответить на вопросы, когда вы думаете о своем собственном самоощущении. Затем поделитесь своими ответами и обсудите их с инструктором, тренером или администратором.
Урок 1: Самосознание — CareerConnect
Урок 1: Самосознание
Имя(я) учащегося(ей):
Возраст и класс:
Цель из IEP, связанная с уроком:
Цель из IEP, связанная с уроком:
Цель урока: Помочь учащемуся обсудить и записать его сильные стороны, навыки, интересы и слабости.
Необходимые материалы: Блокнот, доступ в Интернет
Введение
Этот урок, вероятно, потребует двух занятий с учениками.
«Сегодня мы поговорим о том, что вам нравится, и о ваших навыках. Цель этого обсуждения — заставить вас задуматься о карьере, которая будет хорошо сочетаться с вашими интересами и позволит использовать ваши сильные стороны». Примечание. Подумайте о том, как творчески и уместно представить эту серию уроков. Вы можете рассмотреть подход, аналогичный тому, который MTV использует в телевизионном реалити-шоу о самосовершенствовании «MTV MADE» (посмотрите полный эпизод онлайн, чтобы понять предпосылку и сказать студентам, что они будут СДЕЛАНЫ!)
Обсуждение
Проведите урок, задав вопросы, провоцирующие обсуждение, например: Как вам нравится проводить свободное время? Каковы ваши увлечения? В чем, по словам вашего лучшего друга, вы особенно хороши?
Групповое упражнение: Положительные размышления о других
Если в групповой обстановке (что идеально), пусть учащиеся и учитель описывают положительные качества, личностные черты и черты характера одного члена группы за один раз, убедившись, что все учащиеся возможность услышать похвалу/описание. Скажите учащимся, чтобы они использовали предпочитаемый ими метод ведения заметок, чтобы записывать черты и качества, которые другие замечают в них. Попросите их потратить 5-10 минут на то, чтобы оценить свой список и написать любые дополнительные черты, которые они узнают в себе.
Обсуждение: Уникальные атрибуты
Укрепите идею о том, что каждый человек обладает уникальным сочетанием положительных качеств. ценные качества и черты. «Разве не удивительно, что каждый из вас обладает таким разным сочетанием хороших качеств? Я ценю разнообразие в этой группе. Вы все можете многое предложить нашему сообществу и рабочей силе».
Упражнение: Определение интересов и сходств
Попросите учащихся подумать и записать не менее 25 интересов. Чтобы помочь им начать, попросите их подумать над следующими вопросами: Что вам интересно делать или узнавать? Что вообще вызывает у вас интерес? В чем вы преуспеваете? Примечание: не стесняйтесь позволять учащимся выбирать такие глупые интересы, как блеск для губ. Сделайте это приятным упражнением; Практичность будет рассмотрена на следующих уроках.
Обсуждение: Навыки, необходимые для трудоустройства
Обсудите, что делает навык важным для трудоустройства. Объясните, что в дополнение к положительным качествам и личным интересам учащиеся должны определить, какими навыками они обладают, что может заинтересовать работодателя. «Возможно, вы умеете помогать людям или у вас превосходные математические способности. Помощь людям — это навык, который можно использовать: вы можете ухаживать за пожилыми людьми в учреждении, поддерживающем долгосрочный уход, или работать социальным работником, который помогает в домашнем усыновлении. Математические навыки также можно использовать по-разному. Вы могли бы работать в розничном магазине, сводя инвентарные списки, или создавать компьютерные программы для крупного бизнеса».
Упражнение: Определение навыков, необходимых для трудоустройства
Попросите учащихся записать свои навыки, которые можно использовать; будьте готовы подсказать учащимся, у которых вы заметили полезные навыки. Рассмотрите возможность того, чтобы учащиеся прошли онлайн-инвентаризацию основных применимых навыков, такую как профиль способностей Bridge.
Обсуждение: Другая сторона
Время подумать об обратном. Предложите учащимся рассмотреть слабые места — навыки, к которым они могут не иметь склонности, в которых они могут быть хороши, но не получать удовольствия, или личностные качества, которые могут сделать их неподходящими для данной работы. Опишите свою слабость («Математика не является для меня сильным предметом») и расскажите о том, как ваше осознание этой слабости помогло вам принять правильное решение в отношении карьеры.
Упражнение: Слабые стороны
Предложите учащимся подумать и записать слабые стороны. Подчеркните, что это упражнение направлено на повышение осведомленности, чтобы они могли принимать обоснованные решения.
Отзыв
«Сегодня мы говорили о тебе! Размышление о вашем уникальном сочетании сильных и слабых сторон, навыков и интересов дает нам платформу для обсуждения типов карьеры, которые вам подходят.