Самопознание 6 класс – УЧЕБНИК «САМОПОЗНАНИЕ» для 6 класса

Методическое пособие "Сборник уроков самопознания в 6 классе"

Урок 13 Родственные узы

Цель урока: углублять представление о ценности семьи.

Задачи:

– расширение знаний о понятиях «семья», «семейное счастье», «семейные традиции»;

– развивитие стремления проявлять ответственность в семейных отношениях;

– воспитание ответственного отношения к родным и близким.

Круг радости

Учитель приветствует учащихся и предлагает всем, взявшись за руки, поделиться друг с другом хорошими поже­ланиями. Затем он читает стихотворение В. Рождественского, обращённое к дочери.

* * *

Всеволод Рождественский

Наследница души моей крылатой,

Цветок, который выращен в груди,

Всё, чем я жил и чем пылал когда-то,

Прими, как дар, и вместе с ним иди!

Храни моё заветное наследство –

Отстой раздумий, горя и удач,

Люби наш мир, тебе вручённый с детства,

Что полдень твой был ясен и горяч.

Богатство наше не в годах, не в миге,

А в солнце честно пройденных дорог.

Когда-нибудь мои прочтёшь ты книги

И скажешь: да, он мир любил, как мог.

Но не вверяй неправой укоризне

Души своей, взращённой добротой,

И ты пройдёшь в колосьях этой жизни,

Как шёл я сам, – крылатою стопой.

Обсуждая содержание стихотворения, учащиеся с помощью учителя делают вывод, что в этом стихотворении звучит напутствие любящего человека к ребенку. Учитель обращает особое внимание на строчки: «…Люби наш мир, тебе вручённый с детства…», «Богатство наше не в годах, не в миге, А в солнце честно пройденных дорог», «Но не вверяй неправой укоризне Души своей, взращённой добротой». В этих словах заключена суть завещания отца, где главными ценностями являются любовь, честность, доброта.

Беседа

Учитель вовлекает учащихся в беседу, предлагая им ответить на вопросы, представленные в учебнике.

  1. Как вы понимаете смысл выражения «родственные узы»?

  2. Как влияет семья на становление человека?

  3. Почему люди всегда с радостью и грустью вспоминают время, проведенное в семье, с близкими?

  4. Какие добрые традиции сложились в вашей семье?

Отвечая на вопросы, учащиеся затрагивают ранее обсуждаемую на уроках тему. Это даёт учителю возможность составить представление об осознании учащимися ценности семьи и своего места в ней.

Чтение

Учитель предлагает нескольким учащимся прочитать рассказ «Птица на снегу», в котором представлена трагическая история человека, потерявшего семью. Автор рассказа приглашает к размышлению о важности сохранения семейных уз. В ходе обсуждения содержания рассказа отвечающие делают предположение: если бы рядом с героем рассказа оказался брат, то столь печального конца можно было бы избежать.

Птица на снегу

Армандо Паласио Вальдес

Он родился слепым. Учили его музыке, единственному искусству, какое доступно незрячему, и он оказался способным учеником. Мать умерла через несколько лет после его рождения; отец, полковой капельмейстер, – год тому назад. Брат уехал в Америку и не давал о себе знать; однако доходили слухи, что он женат, воспитывает двоих прелестных детей и занимает видное положение. Отец, удрученный неблагодарностью сына, не желал, пока был жив, о нем слышать; слепой же все любил его. Он не мог забыть, что в детстве старший брат был ему опорой, защищал от мальчишек, вечно задиравших его, беспомощного. Сантьяго будил его по утрам: «Привет, Хуанито! Вставай, дружище, хватит спать!» Ласковый, теплый голос брата был для слепого дивной мелодией, с которой не сравнятся ни звуки фортепьяно, ни пение скрипичных струн. Разве могло очерстветь такое доброе сердце? Хуан не в силах был поверить этому и придумывал для брата разнообразные оправдания. То он винил почту, то ему казалось, что брат нарочно не пишет, пока не может выслать крупной суммы денег, то он думал, что Сантьяго готовит им сюрприз и в один прекрасный день объявится в скромной квартирке на антресолях со всеми своими миллионами. Но он не осмеливался делиться с отцом своими фантазиями.

Отец умер, не дождавшись письма. Незадолго до смерти отец выхлопотал слепому место органиста в одной из мадридских церквей с жалованием три песеты в день. Этого, понятно, не хватало, чтобы держать собственную квартиру, так что две недели спустя Хуан распродал, разумеется, по дешевке, скромную обстановку своего жилища, рассчитал прислугу и перебрался в пансион за две песеты в день. Он погрузился в такую глубокую, безнадежную печаль, что едва размыкал уста.

Вскоре власть в стране поменялась. Новый кабинет посчитал, что органист Хуан представляет опасность для право­порядка. Когда нашему слепцу объявили об отставке, он только удивился, в глубине души даже обрадовался, потому что у него появились новые свободные часы для реквиема, который он писал в память о своем отце. Всю тяжесть своего положения он ощутил лишь в конце месяца, когда хозяйка пришла за деньгами. Денег не было – ведь в церкви он уже не получал, чтобы заплатить за пансион пришлось заложить отцовские часы. Но вскоре платить стало нечем, и слепого выгнали на улицу.

Он подыскал новый пансион, но уже не мог взять внаем фортепиано. Бесконечная печаль охватила его: теперь ему не завершить реквиема.

Вскоре его выставили и из нового пансиона. И тут наступили времена такой жалкой, такой беспросветной нищеты, такого скудного, убогого существования, что мало кто в состоянии дать себе полный отчет в тех страданиях, в тех смертных муках, какие выпали на долю слепого. Вне всякого сомнения, тяжело жить на свете без друзей, без платья, без денег, но если прибавить к этому вечный сумрак, а следовательно, абсолютную беспомощность, то горе и унижение простираются до предела, который нам едва ли дано различить. Хуан кочевал из одной захудалой гостиницы в другую, почти тотчас же изгоняемый отовсюду; отдав постирать рубашку, вынужден был забираться в постель; башмаки у него прохудились. Брюки обтрепались снизу, неухоженные волосы и отросшая борода скрывали лицо.

Бедняга принялся скитаться по самым заброшенным задвор­кам столицы. Находились добрые люди, которые, случайно узнав о его положении, пытались как-то косвенно помочь ему, – косвенно, потому что Хуан содрогался при одной только мысли о милостыне. В какой-нибудь дешевой харчевне он съедал ровно столько, сколько нужно, чтобы не умереть с голоду, спал же рядом с нищими и бездомными, на чердаке, отведенном для этой цели.

В глубине души бедный Хуан никогда не расставался с мечтою о возвращении брата; теперь же, истерзанный нуждой, лелеял ее со страстью. Он продиктовал письмо в Гавану, однако конверт остался без адреса, которого слепой не знал; расспрашивал всех, кто мог встречать брата, но безрезультатно; и каждый день по нескольку часов на коленях молился о том, чтобы приехал Сантьяго и спас его.

Пришел день, когда слепого выгнали отовсюду. Не имея ни куска хлеба, чтобы заглушить голод, ни одежды, чтобы укрыться от холода, несчастный с ужасом осознавал, что близка та минута, когда он протянет руку за подаянием. Боль и стыд боролись с нуждой, не желая уступать, а вечные сумерки, окружавшие слепого, делали это сражение еще более мучительным. Он решился петь на улицах вечером, в темноте. У него был приятный голос, хорошо поставленный и гибкий; возникло только одно препятствие – не было аккомпанемента. В конце концов, другой бедняк, чуть побогаче Хуана, раздобыл ему старую, разбитую гитару. Слепой настроил ее как мог и, наплакавшись всласть, декабрьским вечером вышел на улицу. Собравшись с силами, он запел романс для тенора из первого акта одной известной оперы. Разумеется, он тут же привлек внимание прохожих, все дивились его мастерству, с которым он преодолевал трудности партитуры, и бросали монеты в шляпу, привязанную к локтю. Вокруг него скопилось слишком много народу, и городские власти сочли, что это может привести к беспорядкам. Жандарм грубо ухватил Хуана за руку и прорычал:

– Вы препятствуете движению. Проходите вперед, не задерживайтесь, если не хотите в участок.

Бедный Хуан пришел в свою трущобу расстроенный: его доброе сердце терзалось от того, что он нарушил, пусть даже и на короткое время, покой внутри державы и дал повод к вмешательству исполнительной власти. Выручки он насчитал пять реалов и одну медную монету. На следующий день он поел и заплатил за жалкий соломенный тюфяк в ночлежке. Вечером снова вышел и снова пел арии и романсы. Прохожие обступили его, и опять вмешался блюститель порядка:

– Проходите вперед, не задерживайтесь!

Но проходя вперед, Хуан не получал ни гроша, ведь если он не задерживался, его никто не слышал.

С каждым вечером выручка убывала. Положение стано­вилось отчаянным. В кромешном мраке своей убогой жизни несчастный видел только один просвет – приезд своего брата Сантьяго: «Если Сантьяго в Мадриде, он может услышать, как я пою, и узнать меня по голосу». И только благодаря этой надежде, вернее, этой иллюзии, он еще находил в себе силы жить.

Оставшихся денег Хуану хватило лишь на булочку и чашку скверного кофе. В морозный зимний вечер, вконец обес­силенный, подгоняемый нуждою, он вышел на улицу просить подаяния. Гитары уже не было – в такую же тяжелую минуту ее пришлось продать за три песеты.

Снег все падал. От голода и холода у бедного слепца дрожали ноги. Прохожие встречались редко. На одной из центральных улиц он запел первую попавшуюся арию голосом слабым и хриплым. Никто не подходил к слепому даже из любопытства. Наконец слепой не мог более петь: голос замирал в горле, ноги подкашивались, руки онемели. Он сделал несколько шагов и сел на тротуар, прислонившись к садовой решетке. Затем уткнул локти в колени и положил голову на руки. Через некоторое время ему показалось, будто перед ним остановился прохожий. Слепой почувствовал, что кто-то взял его за руку. Решив, что он опять нарушает закон, Хуан поднял голову и робко спросил:

– Вы … из жандармерии?

– Вовсе нет, – ответил прохожий, – но вам придется встать.

– Вряд ли я смогу, кабальеро.

– Вы замерзли?

– Да, сеньор… и сегодня я ничего не ел.

– Так я помогу вам. Ну-ка, смелее!

Прохожий был силен и без труда поднял Хуана.

– Ну, вперед… Скорее домой – вам нужно обсушиться и поесть горячего.

– Ах, сеньор, мне показалось, что передо мной фонарь. Я ведь слепой.

– Слепой? – жадно перепросил незнакомец.

– Да, сеньор, с рожденья.

Хуан почувствовал, как его благодетель содрогнулся всем телом. Незнакомец приостановился и спросил, как зовут нищего.

– Хуан?.. – переспросил он растерянно, услышав ответ.

– Да, Хуан Мартинес.

– Вашего отца звали Мануэль? Он был капельмейстером?

– Да, сеньор, все так.

Тут слепой ощутил крепкое объятье сильных рук и услышал дрожащий голос:

– Боже правый, какой позор и какое счастье! Я – преступник, я – твой брат Сантьяго. Несколько минут братья стояли посреди улицы и плакали, обнявшись.

Сантьяго привез брата домой. Хуана почти внесли в дом. Внутри все излучало тепло, издавало неповторимый аромат довольства, присущий богатым жилищам. Сантьяго приказал – и двое слуг тотчас же сняли с Хуана промокшие насквозь лохмотья и облачили его в чистую и теплую одежду. Ему принесли еду: сначала чашку бульона, чтобы восстановить силы, а затем еще несколько блюд, весьма легких, принимая во внимание слабость его желудка. Из погреба извлекли самое изысканное, самое выдержанное вино. Отдавая приказы слугам, устраивая все необходимое, Сантьяго не присел ни на минуту – то и дело он спрашивал в сильном волнении:

– Ну, как дела, Хуан? Тебе лучше? Выпьешь еще вина? Тебе тепло? Может, принести тебе что-нибудь еще?

Немного погодя, узнав, что жена и дети уже спят, Сантьяго предложил брату поиграть на фортепиано. На звуки музыки прибежали жена и дети Сантьяго.

– Громче, Хуанильо, громче! – подбадривал хозяин дома своего брата. – Ну-ка, Адела, Моналита, Пакито, обнимите моего брата Хуана. Это Хуан, о котором я вам столько рассказывал – сегодня вечером я нашел его на улице: бедняга замерзал на снегу.

Добрые домочадцы Сантьяго обняли бедного слепца. Жена тут же начала хлопотать: велела принести грелку и сама положила ее слепому под ноги, затем накрыла ему колени пледом, а на голову надела бархатную шапочку. Дети вились вокруг кресла, лаская дядюшку и позволяя ему ласкать себя. Пока Хуан в немногих словах описывал свои несчастья, все слушали, затаив дыхание, затем дали волю чувствам. Сантьяго рвал на себе волосы, его супруга плакала, дети, потрясенные услышанным, засыпали вопросами, сжимая руку слепого.

– А животик у тебя не болит? – спросила Манолита, прижавшись к нему.

– Нет, деточка, нет… Ничего у меня не болит… я так счастлив… Только я очень хочу спать… глаза слипаются…

– Да, дядюшка, спи, засыпай, – хором повторили Манолита и Пакито, нежно обняв ручонками его шею.

Он и вправду уснул. И проснулся на небесах.

На рассвете блюститель порядка споткнулся о его труп, лежащий в снегу. Врач из дома призрения установил, что смерть произошла от переохлаждения организма.

Пришел патруль, чтобы убрать тело.

– Взгляни-ка, Хименес, – сказал один из жандармов своему напарнику, – взгляни-ка: похоже, он смеется.

  1. Какие воспоминания о брате сберег в памяти Хуан?

  2. О чем постоянно мечтал Хуан?

  3. Почему Хуан до последнего надеялся встретиться с братом?

  4. Какой представилась Хуану последняя встреча с Сантьяго?

  5. Какие чувства вызывает у вас конец рассказа?

  6. Что значат для каждого человека семья, близкие люди?

Первые четыре вопроса составлены по тексту и не вызовут затруднений у учащихся. Предпоследний вопрос обращён к чувствам читателей и может послужить возможности обменяться впечатлениями. Ответ на последний вопрос предполагает обобщение, логическим образом вытекающее из обсуждения по вопросам беседы и вопросов после текста рассказа. Комментируя высказывания учащихся, учитель отмечает, что семья для каждого человека – это содружество родных людей, и от того, насколько прочна связь между ними, во многом зависит судьба человека.

Учебная информация

Учитель предлагает нескольким учащимся прочитать вслух учебную информацию.

Родственные (семейные) узы – это надежная связь близких людей, которые несут ответственность друг за друга.

Любовь, ответственность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, порядочность, заботливая привязанность друг к другу способствуют доброй атмосфере семьи, укреплению родственных связей, вызывают потребность во взаимном общении с родными.

Общие интересы, семейные традиции, радость от сов­местной деятельности приводят к возникновению душевного единения, благоденствию и обретению счастья в семье.

Атмосфера уважения, любви, доброжелательности, дове­рия среди родственников способствует развитию у человека стремления к жизненным перспективам, к полезной деятель­ности.

Комментируя прочитанное, учитель обращает внимание учащихся на необходимость личного осмысления информации через анализ своих отношений с близкими с позиции: что я могу сделать для своих родных? смогу ли быть чем-то полезным?

Задание

Учитель предлагает нескольким ученикам прочитать высказывания, а затем, выделив понравившийся отрывок, передать его содержание близко к тексту.

Прочитайте отрывки из письма М. Горького к сыну и выучите наизусть понравившийся:

«Хотелось бы, чтобы ты полюбил какую-нибудь науку или искусство и в любимом деле сидел всю жизнь, как отшельник в лесу. Но если не будет этого с тобою, то всю жизнь ты будешь метаться, как чужая земле птица, то туда, то сюда, и нигде не найдешь покоя…»

«…Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие люди, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо, увидишь – все станут лучше…»

«…Вот если бы ты всегда и везде, всю твою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…».

Повторение понравившихся отрывков наизусть способ­ствует осмыслению учащимися их содержания, что необходимо для выполнения следующего задания, связанного с данным.

Задание

Учитель предлагает выполнить задание в группах следующим образом: найти подтверждение перечисленным характеристикам отца в текстах отрывков его письма к сыну. Например: мудрость отца проявляется во всех прочитанных отрывках, так как за каждым советом проглядывается его жизненный опыт. Замечание, что «всегда приятнее отдать, чем взять» основано, бесспорно, на конкретных жизненных примерах, личных ощущениях, а совет «…если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие люди, добрые люди, - попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо, увидишь – все станут лучше…» носит уверенность человека, стиль поведения которого – быть добрым к окружающим людям. Все эти мудрые советы, добрые пожелания пронизаны чутким пониманием, любовью, доверием отца к сыну.

Опираясь на выдержки из писем М. Горького сыну, докажите, что в них проявляется:

  • чуткое понимание отцом внутреннего мира своего сына;

  • откровенность в отношениях отца и сына;

  • доверие к сыну;

  • мудрость отца в пожеланиях сыну;

  • родительская любовь, заботливая привязанность к сыну.

Чтение

К тексту в рубрике «Почитаем» предусмотрено задание. Это даёт возможность целенаправленного прослушивания учащи­мися текста и одновременно отбора материала для выполнения задания.

Прочитайте текст. Используя его содержание, под­твердите главные мысли автора рассказа о присутствии в отношениях между близкими людьми:

У дедушки на пасеке

Василий Сухомлинский

За селом – лес. На лето сюда вывозят пасеку. Хозяин на пасеке – дед Матвей. Живёт он в маленькой белой хатке. На зелёной лесной поляне ровными рядками стоят ульи. С утра до ночи над пасекой звенит удивительная музыка. Как будто кто-то прикасается к невидимым струнам, и они тихо звенят, звенят…

Однажды на пасеку пришли два дедушкиных внука – десятилетние близнецы Коля и Вася. Они принесли дедушке белую вышитую рубашку – подарок матери. Дедушка угостил внуков мёдом. Но дети почувствовали, что хочется дедушке пробудить в них чувство изумления дивной музыкой – пчелиной игрой – так называл дед Матвей несмолкаемое жужжание пчёл.

«Прислушайтесь, дети, какая она, эта музыка, - говорил дед. – Как будто к золотым крыльцам пчелиным прикасается солнечный луч – играет, играет…»

С того дня Коля и Вася часто стали бывать на пасеке. Пройдёт день, два – и мальчики приходят к дедушке. Как всегда, дедушка угощает их мёдом. Но дети чувствуют: он ревниво наблюдает за ними, слушают ли они пчелиную игру?

Прошло лето. Приближалась осень. Пчёлы уже не приносили мёда. Пришли мальчики на пасеку, а дедушке нечем угостить их, весь накачанный мёд отвезли накануне в кладовую. Опасался дедушка: вот теперь внуки перестанут ходить на пасеку. Когда они расставались в тот день без сладкого угощения, на глазах старика блестели слёзы. Тонко чувствуя настроение дедушки Матвея, внуки поняли причину.

– Дедушка может подумать, что мы приходили на пасеку из-за угощения, – сказал Коля, когда они возвращались домой.

– Разве дома мёда нет? – взволнованно возразил ему Вася. – Ведь мы ходили к нему, к дедушке. Мы ходили слушать пчелиную игру, а не мёд есть.

К большому удивлению деда Матвея внуки пришли не через день, не через два дня, а уже на следующий день.

– А ведь мёда-то нет, – заикнулся было дедушка.

Но Коля и Вася сказали с обидой:

– Разве мы за угощением приходили? Мы к вам в гости приходили. Расскажите ещё о пчелиной игре, вы так интересно рассказываете.

До сумерек мальчики оставались на пасеке, они напекли картошки, угостили деда. До глубокой осени, пока ульи не перевезли в зимний омшаник, внуки ходили в гости к деду Матвею.

Размышление над ситуацией

Учитель вслух читает учащимся письмо и предлагает ответить на вопрос.

Комментируя ответы учащихся, учитель поясняет, что многим хорошим качествам в человеке он обязан своим близким, которые сумели это хорошее воспитать.

В редакцию газеты пришло письмо. Прочитайте выдержку из письма, проанализируйте ситуацию и ответьте на вопрос.

У нас в семье восемь человек; я самая старшая. Основные мои обязанности по дому сейчас: помогать месить тесто для лепешек, готовить ужин, помогать на огороде, доить корову. Как-то я возвращалась из школы, на дороге старая женщина не могла поднять ведро с водой. Я ей помогла, а она сказала: «Спасибо твоему отцу». Я была счастлива от радости.

Цитата урока

Цитата служит одним из выводов по теме урока. В ней подытоживаются рассуждения учащихся, комментарии учителя, звучавшие в ходе урока. В словах Цицерона высказана мысль о благотворном влиянии родителей на своих детей.

Любовь к родителям – основа всех добродетелей.

Марк Туллий Цицерон

Домашнее задание

В качестве домашнего задания целесообразно предложить учащимся выполнение задания, представленного в учебнике под рубрикой «Творческая деятельность».

Поскольку весь ход урока направлен на осмысление каждым роли родных и близких в жизни человека, целью задания является необходимость вызвать эмоциональные переживания, способствовать осмыслению своей позиции в изучаемом вопросе. Возможно, у кого-то появится желание оправдать, у кого-то – осудить поведение Сантьяго.

Пофантазируйте и напишите историю о том, почему Сантьяго, один из героев рассказа А.П. Вальдеса «Птица на снегу», утратил связь с близкими, и как, на ваш взгляд, сложилась его жизнь.

Резюме

Подводя итоги урока по данной теме, учитель говорит о значении отношений в семье для становления человека. Подчёркивает необходимость осознания каждым ответственности за упрочение связи между родными людьми. Предлагает задуматься, всем ли родственникам уделено достаточное внимание.

Круг «От сердца к сердцу»

При проведении Круга «От сердца к сердцу» учитель вначале может прочитать стихотворение «Сыновья» Л. Татьяничевой, данное в учебнике.

В этом стихотворении заложена мысль о прочной связи, которая существует между родителями и детьми, говорится о надеждах, которые возлагают родители на своих детей. Это помогает учащимся оценить свою роль в семье. Затем учитель предлагает ребятам подумать, какое теплое пожелание они могли бы сказать одному из своих близких, родственников и поочередно войти в круг с этими пожеланиями.

Сыновья

Людмила Татьяничева

Два хороших сына у меня.

Две надежды,

Два живых огня.

Мчится время по великой трассе.

У меня –

Две юности в запасе.

Жизнь горит во мне неугасимо.

У меня две вечности –

Два сына.

infourok.ru

Разработка урока по самопознанию 6 класс " В поиске истины"

План урока самопознания

Школа: Карла Маркса Дата: 18.03.2017 г. № 26 Педагог: Голяк С.С.

Класс: 6 Кол-во уч-ся:23

Тема: «В поиске истины»

Ценность: Истина Качества: Быть честным самим собой, поиск знаний, любовь.

Цель: углубить у учащихся мотивы к поиску истины как важной ценности в познании себя и окружающего мира.

Задачи:

- расширение субъективного опыта в познании истины;

- развитие умения анализировать свои мысли, слова, поступки;

- воспитание стремления к осмыслению истины.

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на дыхании.

  2. Проверка домашнего задания.

Прочитать и завершить диалог человека и мудреца.

По А. Василькову

Человек: Что такое жизнь?

Мудрец: Жизнь – это высшее благо, которое необходимо беречь и ценить. Какие мы, такова и наша жизнь. Чем мудрее, добрее человек, тем прекраснее и интереснее его жизнь.

Человек: Для чего живет человек?

Мудрец: Человек живет для того, чтобы познать истину, мудрость. Истина помогает ему достойно служить своему народу. Мудрость помогает познавать человеку самого себя и окружающий мир.

Человек: Чему учит мудрость?

Мудрец: Мудрость учит осознать смысл и предназначение…

Вопросы:

  1. Как вы завершили ответ мудреца человеку?

  2. Какое отношение имеет истина к мудрости?

  3. Ребята, а вы, в своей жизни, познали уже какую-либо истину для себя?

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Из всех приключений и поисков истин, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – путешествие внутрь самого себя и найденных истин»

Федерико Феллини

 - Поясните смысл изречения.

  1. Рассказывание истории (беседа), (в качестве подарка от учителя)

Притча

Как-то раз Боги, собравшись, решили создать этот Мир. Первый создал Землю, второй Бог подумал и создал леса, третий горы, четвертый моря, пятый создал Луну, шестой звезды. Седьмой Бог заранее предвидя, чем это все закончится, после долгих раздумий создал Человека.
И когда Боги создали Человека, перед ними стала трудная задача – куда деть истину. Либо это шустрое двуногое существо, если он раньше времени разгадает истину, то натворит такое, что Богам даже стало страшно подумать. Поэтому первый Бог предложил закопать истину в землю, на что вторые сказали «нет», изобретет некую геологию, раскопает. - Не пойдет. Давайте запрячем ее в лесу. - Нет, профессионально займется туризмом, будет ходить в лес кушать шашлыки, хотя на самом деле будет искать истину. Третий сказал: - Ну, давайте используем горы в конце концов, там не найдет. - Нет, мы сделали людей сильными, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдёт один, все остальные сразу узнают, где истина, - ответил другой. - Тогда давайте спрячем его на дне моря! - Нет, не забывай, что люди любопытны, кто-то сконструирует аппарат для подводного плавания, и тогда они обязательно найдут. -Ну, давайте спрячем его на Луну, подальше от Земли, - предложил пятый Бог. - Нет, помни, что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда найдут истину, ну а звезды смогут посмотреть в телескоп.
Седьмой, самый пожилой бог, который на протяжении всего разговора молчал, сказал: - Я думаю, что знаю, где нужно спрятать истину. - Где? - Мы спрячем истину в душу Человека. Он будет рыть Землю, разрушать леса, лезть в горы, нырять в океан, летать на Луну, стремиться к звездам не подразумевая о том, что истина в нем самом, они будут так заняты ее поисками снаружи, что им и в голову не придёт искать истину внутри себя. Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках истины, не зная, что она спрятана в них самих.

Вопросы:


1. В чем смысл притчи?
2. Почему Боги, так затруднили задачу для человека?
3. Какой дорогой надо идти к истине?
4. Что человеку мешает постигать истину?

5. Какие качества необходимы человеку, постигать истину?

6. Легко ли вам, отыскать истину?

Творческая деятельность, групповая работа.

Класс делится на 4 группы. На плакате нужно нарисовать слово истина, а к нему дописать мысли об истине великих людей, которые дети подготовили дома.

Представить перед классом и объяснить, почему они их выбрали и как поняли.

Листы ватмана, фломастеры.

  1. Групповое пение.

Исполнение песни «Есть только миг» Слова Л. Дербенева

  1. Домашнее задание.
    На стр. 130 прочитать притчу «Сила народа»

  1. Заключительная минута урока.

Предложить учащимся закрыть глаза и подумать о том, что нового они узнали сегодня на уроке. Пусть сохранят это в своём сердце. После, открыв глаза, вместе произнести:

Мир, мир, мир .. Мир везде.

Мир, мир, мир …Мир на всей Земле.

Свет, свет, свет . . Свет везде.

Свет, свет, свет . . . Свет на всей Земле.

Спасибо.

infourok.ru

Урок по самопознанию "Возможности человека"(6 класс)

Поурочный план по самопознанию

Школа №_16____ Дата_____ №_3____

Тема: Возможности человека

Ценности: внутренний покой Качеста: вера в себя, целеустремленность, терпение

Учитель:Бектлеуова Гульсим Олжабаевна класс _6_____

Количество учащихся ____

Цель урока: углубить представления учащихся о значении потенциальных возможностей человека через ценность «внутренний покой».

Задачи: - формирование представлений у уч-ся возможности человека путем прививания качеств вера в себя, целеустремленность, терпение.

- развитие качеств « вера в себя, целеустремленность, терпение».

- воспитание веры, целеустремленность, терпения.

Ресурсы: (материалы, источники) музыка.

Ход урока:

1.Организационный момент. Позитивный настрой.

Мысленное путешествие в подводное царство. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда ... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

2.Проверка домашнего задания

Отрывок из романа английского писателя Даниэля Дефо «Робин Крузо» стр 12 учебника

1.Что помогло Робинзону Крузо обустроить свой быт на необитаемом острове?

2.Какие открытия сделал он в окружающем мире?

3.Что он открыл в себе? Как?

Примечания

3.Позитивное высказывание (цитата)

Великие возможности приходят ко всем, важно почувствовать их в себе.

Арчибальд Уильям Даннинг

Согласны ли вы с утверждением американского историка?

4.Рассказывание истории (беседа):

1.Как вы понимаете смысл выражения "возможности человека "?

2. Как и когда проявляет человек свои возможности?

3.Какие качества помогают человеку расширить свои возможности ?

Прочитайте изречение Абая Кунанбаева. Почему он утверждает,что нет ничего дороже сердца? Как вы понимаете смысл этого изречения?

«Разве бывает у человека что-либо дороже его сердца?

(…) Все лучшие человеческие качества, такие как отзывчивость, сострадание чужому горю и человеколюбие, -рождаются сердцем. Даже нетерпение идет от сердца. И не бывает лжи, когда слово идет от самого сердца, а если язык лжет, значит, сердце просто-напросто обмануто».

Просмотр Видео Ник Вуйчич

Чтение рассказа «Третье место» В.Драгунского по ролям: Действующие лица - Дениска, папа,мама

Когда я шел из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы иравились, что они веселые, и нравилось, что не жарко на улице, и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе,-он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть но время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернется?

И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда я вошел в комнату, мама спросила:

Ты что так сияешь?

Я сказал:

А у нас сегодня было соревнование.

Папа сказал:

Это какое же?

Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй...

Папа сказал:

Ну и как?

Третье место! - сказал я.

Папа прямо весь расцвел.

Ну да? - сказал он. - Вот здорово! - Он отложил в сторону газету. - Молодчина!

Я так и знал, что он обрадуется. У меня еще лучше настроение стало.

А кто же первое место занял? - спросил папа.

Я ответил:

Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это нетрудно было...

Ай да Вовка! - сказал папа. - Так, а кто же занял второе место?

А второе, - сказал я, - занял рыженький один мальчишка, не знаю, как его зовут. На лягушонка похож, особенно в воде...

А ты, значит, вышел на третье? - папа улыбнулся, и мне это было приятно. - Ну что ж, - сказал он, - все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвертом остался? Кто занял четвертое?

Я сказал:

Четвертое место никто не занял.

Он очень удивился:

Это как же?

Я сказал:

Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Климка, все-все. Мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!

Папа сказал:

-Ах, вот оно что.... Все понятно!..

И он снова уткнулся в газету. А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.

1.Почему у мальчика было хорошее настроение, когда он вышел из бассейна?

2.Почему инструктор присудил всем восемнадцати ребятам третье место?

3.Что помогает человеку раскрыть свои возможности?

5.Творческая деятельность,групповая работа

Работа в тетради.

Задание 1. Составьте перечень умений и навыков, которые помогают человеку раскрыть свои возможности.

6.Групповое пение.

Атланты

Сл. и муз. А.Городницкого

Когда на сеpдце тяжесть
И холодно в гpуди,
К ступеням Эpмитажа
Ты в сумеpки пpиди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты деpжат небо
Hа каменных pуках.
Атланты деpжат небо
Hа каменных pуках.

Деpжать его махину -
Hе мед со стоpоны.
Hапpяжены их спины
Колени сведены.
Их тяжкая pабота
Важней иных pабот:
Из них ослабни кто-то
И небо упадет.
Из них ослабни кто-то
И небо упадет.

Во тьме заплачут вдовы,
Повыгоpят поля,
И встанет гpиб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Все давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных коpаблей.
Дpожит оно от гуда
Ракетных коpаблей.


Стоят они, pебята,
Точеные тела,
Поставлены когда-то,
А смена не пpишла.
Их свет дневной не pадует,
Им ночью не до сна,
Их кpасоту снаpядами
Уpодует война.
Их кpасоту снаpядами
Уpодует война.
Стоят они навеки,
Упеpши лбы в беду,
Hе боги - человеки,
Пpивыкшие к тpуду.

И жить еще надежде 
До той поpы, пока 
Атланты небо деpжат 
Hа каменных pуках. 
Атланты небо деpжат
Hа каменных pуках.

7.Домашнее задание

Стр 13-14 чит, Задание 2

Раб.тетр

8.Заключительная минута урока

Пожалуйста, сядьте удобно. Руки можно положить на колени или на стол.Пожалуйста, закройте глаза. И вспомните,о чем мы сегодня говорили.Спасибо за урок!

infourok.ru

" Возможности человека" самопознание 6 класс

План урока самопознания

Школа: КГУ « Сорочинская основная школа»

Дата:

урока 3

Тема. Возможности человека

Ценность: праведное поведение

Качества: вера в себя, самоконтроль, смелость. Педагог: Шайкина А.Б.

Класс: 6 Количество учащихся 9

Цель: расширение представлений учащихся о безграничных возможностях человека через практику общечеловеческой ценности «праведное поведение».

Задачи:

- учить учащихся верить в себя;

– развивать навыки самоконтроля;

– воспитывать смелость.

Ресурсы: (материалы, источники)

Аудиозапись «Хрустальная грусть», песня «Самые пресамые»,рассказ «Сила характера»

Ход урока

1.Организационный момент. Позитивный настрой «Свет».

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Обсуждение:

-Поделитесь своими ощущениями

  1. Проверка домашнего задания.

Проверка (опережающего задания) домашнего задания.

Чтение стр. 17 – 21 «Последний дюйм» Джеймс Олдридж.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему автор Д. Олдридж назвал свой рассказ «Последний дюйм»?

  2. Какие качества характера проявил Дэви в экстремальной ситуации?

  3. Был ли примером для Дэви его отец и в чем это выражалось?

  4. Расскажите о людях, которые удивили вас своими возможностям, верой в себя?

  5. А как бы вы поступили в подобной ситуации и почему?

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Самое страшное неверие — это неверие в себя ».

Карлейль Томас

Обсуждение:

-Как Вы понимаете это высказывание?

  1. Рассказывание истории (беседа). Подарок учителя

«Сила характера».

Сергей Шепелев был спортсменом, занимался дзюдо, готовился к международным соревнованиям. И произошла трагедия. Неудачное сальто на тренировке обернулось переломом шейного отдела позвоночника. Потом операция, шесть месяцев пришлось провести только на больничной койке. Наверно, сложно представить все переживания человека, который попадает в такую ситуацию. Тем более, когда до этого ты спортом занимался. Шесть лет (вы только вдумайтесь!) он провел дома, ни разу не выходя на улицу. Четыре стены и невеселые мысли. За что? Почему и как жить дальше? К Сергею пришел как-то друг, предложил начать рисовать. Этим Сергей занимался когда-то в детстве. Но как рисовать, если пальцы не слушаются, даже ложку, и ту с трудом он удерживал. Какие приспособления были придуманы, чтобы резинками, изолентой, другими вещами обматывать руку, удерживать карандаш и начинать что-то делать. Потом пришли и краски. А вскоре Сергей стал писать. Все его размышления вылились в сборник сказок и притч. Родители и друзья все сделали, чтобы эти сказки и притчи были изданы. «Дорога к счастью» — так называется его сборник. Название говорит само за себя. Действительно, дорога…Вы когда — нибудь печатали на компьютере, когда у вас болела рука, или пальцы вас не слушались? А вот Сергей печатал все не пальцами, а теми же привязанными карандашами к своей руке. Вот это воля! Я всегда удивляюсь и восхищаюсь такими людьми. Просто безграничные возможности и способности человека. Становится просто неловко за себя, когда ты на что-то сетуешь в своей жизни.

Обсуждение:

  • Можно ли «опускать руки» при малейших трудностях и почему?

  • Расскажите, что помогает человеку поверить в себя?

  • Какой совет вы бы могли дать людям, попавшим в подобную ситуацию?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы шли вперед, к цели, преодолевая себя? Расскажите.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

2 группы по 4 человека.

«Познай людей и самого себя» (5-7 минут)

Задание. Вспомнить историю о человеке, попавшем в трудную ситуацию и сумевшем справиться с ней. Разыграть сценку.

  1. Групповое пение.

Алина Кабаева и Непоседы

Самые пресамые

Шарик вертится, продолжая свой вечный полет неземной,

Шарик вертится, потому что ВРАЩАЕМ ЕГО МЫ С ТОБОЙ,

Верьте, не верьте, а планету вертят самые на свете пресамые…

Мы же МОЖЕМ обогнать секунды,

Мы же МОЖЕМ оглушить трибуны,

Это МЫ УМЕЕМ ЗАЖИГАТЬ так,

Что взлетает в небо Флаг!

Наши дни считаем по победам!

Это нам паденья СТРАХ НЕ ВЕДОМ!

Это мы УМЕЕМ ЗАЖИГАТЬ так,

Что взлетает в небо флаг!

Чтобы ПЕРВЫМ БЫТЬ и подняться по лестнице так высоко,

И легко парить, знают лишь только первые как нелегко,

Верьте, не верьте, а планету вертят самые на свете пресамые…

ПРИПЕВ:

Так мы и живем, подгоняя друг друга вперед и вперед.

Так мы и растем, день за днем за рекордом рекорд каждый год.

Верьте, не верьте, а планету вертят самые на свете пресамые…

  1. Домашнее задание.

Задание. Написать эссе к фильму «Последний дюйм».Чтение стр. 23 9учебник) «Зеленая лампа» А.Грин

  1. Заключительная минута тишины.

Закройте глаза…дыхание ровное, спокойное…посидите в тишине вспомните все что было на уроке, что вам особенно запомнилось.

Спасибо за урок!

Лирическая спокойная музыка

infourok.ru

Урок самопознания на тему "Возможности человека" (6 класс)

План урока самопознания в 6 «в» классе.

Школа № 12 Урок  №3 Дата 19.09.16г Тема: Возможности человека

Ценность: праведное поведение Качества: самоконтроль, смелость, вера в себя.

Педагог: Абилхасова Светлана Сакеновна Класс: 6в кол-во уч-ся- 23

Цель: расширять представление учащихся о безграничных возможностях человека через праведное поведение.

Задачи:

  1. Совершенствование навыков самоконтроля;

  2. Развитие потребности в раскрытии своих возможностей; смелость;

  3. Воспитание веры в себя, свои возможности.

Ресурсы; медленная музыка- Карнеуш, тетрадь, ручка, учебник

І.Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой. Прогулка по морю. : Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда ... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

2.Проверка домашнего задания:

Стр. 17 – 21 «Последний дюйм» Дж еймс Олридж.

Вопросы:

1.Почему автор Д. Олдридж назвал свой рассказ «Последний дюйм»?

2.Какие качества характера проявил Дэви в экстремальной ситуации?

3.Был ли примером для Дэви его отец и в чем это выражалось?

4.Какие качества проявляет человек, совершая праведные поступки?

3.Позитивное высказывание (цитата).

Т. Карлейль.

1. Как вы понимаете выражение « не верить себе»

2.В чем вы выход из данной ситуации? Можно ли это исправить?

3.Можете ли сказать такое о себе или своих друзьях?

4. Рассказывание истории. «Сила характер».

Сергей Шепелев был спортсменом, занимался дзюдо, готовился к международным соревнованиям. И произошла трагедия. Неудачное сальто на тренировке обернулось переломом шейного отдела позвоночника. Потом операция, шесть месяцев пришлось провести только на больничной койке. Наверно, сложно представить все переживания человека, который попадает в такую ситуацию. Тем более, когда до этого ты спортом занимался. Шесть лет (вы только вдумайтесь!) он провел дома, ни разу не выходя на улицу. Четыре стены и невеселые мысли. За что? Почему и как жить дальше? К Сергею пришел как-то друг, предложил начать рисовать. Этим Сергей занимался когда-то в детстве. Но как рисовать, если пальцы не слушаются, даже ложку, и ту с трудом он удерживал. Какие приспособления были придуманы, чтобы резинками, изолентой, другими вещами обматывать руку, удерживать карандаш и начинать что-то делать. Потом пришли и краски. А вскоре Сергей стал писать. Все его размышления вылились в сборник сказок и притч. Родители и друзья все сделали, чтобы эти сказки и притчи были изданы. «Дорога к счастью» — так называется его сборник. Название говорит само за себя. Действительно, дорога…Вы когда-нибудь печатали на компьютере, когда у вас болела рука, или пальцы вас не слушались? А вот Сергей печатал все не пальцами, а теми же привязанными карандашами к своей руке. Вот это воля! Я всегда удивляюсь и восхищаюсь такими людьми. Просто безграничные возможности и способности человека. Становится просто неловко за себя, когда ты на что-то сетуешь в своей жизни.

Вопросы:

1.Как вы думаете, в чем заключается главная мысль данного рассказа?

2.Какие качества заложенные в человеке помогли Сергею найти свою «дорогу к счастью»?

3.Вспомните чья любовь помогла Вам в вашей жизни.

5.Творческая деятельность, групповая работа.

«Познай людей и самого себя» (5-7 минут)

Вспомните из литературных, исторических героев, или просто историю о человеке, попавшем в трудную ситуацию и сумевшем справиться с ней? Разыграйте сценку.

6.Групповое пение. « Атланты» (автор слов и песни А. Городницкий)

Когда на сердце тяжесть.

И холодно в груди. К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди, Где без питья и хлеба,

Забытые в веках, Атланты держат небо

На каменных руках. Держать его махину

Не мед - со стороны. Напряжены их спины,

Колени сведены. Их тяжкая работа

Важней иных работ: Из них ослабни кто-то -

И небо упадет. Во тьме заплачут вдовы,

Повыгорят поля, И встанет гриб лиловый,

И кончится Земля. А небо год от года

Все давит тяжелей, Дрожит оно гуда

Ракетных кораблей. Стоят они, ребята,

Точеные тела, Поставлены когда-то -

А смена не пришла. Их свет дневной не радует,

Им ночью не до сна, Их красоту снарядами

Уродует война. Стоят они, навеки

Уперши лбы в беду, Не боги - человеки,

Привычные к труду. И жить еще надежде

До той поры, пока Атланты небо держат

На каменных руках.

7. Домашнее задание

Написать эссе к фильму «Последний дюйм», нарисовать иллюстрацию.

Чтение стр. 23 «Зеленая лампа» А.Грин

8.Заключительная минута тишины.

Закройте глаза…дыхание ровное, спокойное…всегда верьте в себя, тогда и возможности будут безграничны …Любви вам и Добра

infourok.ru

Урок самопознания в 6 классе "Возможности человека"

План урока самопознания

Школа КГУ «Гимназия №1,акимата г.Шахтинска»

Дата: ____________ № 4

Тема: Возможности человека

Ценность: праведное поведение

Качества: долг, благодарность, управление желаниями

Педагог: Гарипова Н.М.

Класс: 6

Кол-во уч-ся:

Цель: углублять представление учащихся о значении потенциальных возможностей человека и о важности их развития, веры человека в себя

Задачи:

–способствовать раскрытию роли созидательной активности человека в познании своих возможностей, уметь управлять своими желаниями

– развивать потребность в раскрытии своих возможностей;

– воспитывать веру в свои силы, чувство долга и благодарности

Ресурсы:(материалы, источники)

аудиозапись Ф.Шопен.Апрель

Моцарт «Музыка ангелов»

Видео. Ералаш «Жертва любви»

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. Позитивный настрой

«Концентрация на Свете».

Ф.Шопен. Апрель

  1. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания .

Учебник стр. 17-18 «Последний дюйм»

Вопросы

1. Как вы понимаете смысл выражения "возможности человека "?

2. Как и когда проявляет человек свои возможности? Как вы понимаете смысл словосочетания «экстремальные ситуации»?

Может ли человек предотвратить возникновение экстремальных ситуаций? Почему?

3. В какую экстремальную ситуацию попали Бен и Дэви?

4. Какие качества помогли Дэви справиться в сложившейся ситуации?

5. Как вы думаете, какие открытия сделал Бен в Дэви?

6. Что значит утверждение "человеческие возможности безграничны "?

7. Какие качества помогают человеку расширить свои возможности ?

Анализ хода урока

 3.Цитата урока

Великие возможности приходят ко всем, важно почувствовать их в себе.

Арчибальд Уильям Даннинг

  1. Рассказывание истории (беседа).

Видеофильм «Даниил Плужников – невероятные возможности»

Вопросы

1.Как вы думаете, обладает ли Д.Плужников невероятными возможностями? В чем они выражаются?

2. Какие возможности раскрыл в себе Д.Плужников?

3. Какие качества характера присущи Даниилу?

4. Есть ли среди близких вам людей, кто раскрыл свои возможности и в чем?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Работа в группах

Составить перечень умений и навыков, которые помогают раскрыть свои возможности.

Составление кластера. Начинает одна группа, следующие добавляют.

  1. Групповое пение.

Не бойся быть отважным!

Сл. Г. Остера

Муз. Г. Гладкова

7.Домашнее задание.

Учебник стр.23-26

8.Заключительная минута тишины.

Закройте глаза и вспомните всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке.

Спасибо за урок.

infourok.ru

Поурочный план по самопознанию 6 класс

План урока «Самопознание»

Класс: 6 Урок №5

Школа: СКО, Петровская средяя школа Дата____________________ Тема: Вера в себя Ценность: Внутренний покой Качества: Уровновешенность, терпение, самореализация Педагог: Пеньковская А.В.. Кол-во уч-ся___

Цель: Раскрыть значение ценность Внутренний покой, через осмысление личностного и профессионального становления человека.

Задачи:

  • расширение представлений о уровновешенности в процессе становления личности;

  • развитие потребности в творческой самореализации;

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 6 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой «Концентрация на дыхании»

  2. Проверка домашнего задания. Предоставить учащимся по желанию выступить и провести обсуждение о людях, общение с которым благотворно влияет на них.

Анализ: Много ли у вас таких людей, с которыми общение благотворно влияет на вас? Как вы считаете, нужны ли такие люди для мира?

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Один путь у человека, во все времена открытый к самоусовершенствованию, – это неустанное пополнение знаний, расширение жизненных интересов» (Виктор Астафьев)

  • Вы знаете что такое «самоусовершенствование»?

  • Как вы понимаете смысл изречения писателя?

  • Произношение хором – все, мальчики, девочки.

  1. Подарок от учителя (отрывок, видеоролик)

Отрывок из воспоминаний французского философа Мармонтеля.

Какая это была школа для меня – длившееся два года ежедневное общение с двумя самыми просвещёнными людьми своего времени, чьей дружбы я был удостоен! Беседы, которые вели Вольтер и Вовенарг, блистали неслыханным богатством и плодотворностью мыслей; первый был неистощим по части интереснейших фактов и глубоких прозрений, второй отличался обаятельным, полным изящества и мудрости красноречием. И сколько ни с чем не сравнимой мягкости, терпимости и остроумия вносили они в свои споры! Но особенно пленяло меня, с одной стороны, почтение Вовенарга к гению Вольтера, а с другой – нежное восхищение Вольтера добродетелями Вовенарга: они не льстили друг другу, не опускались до угодливых восхвалений, не шли на лицемерные уступки и ещё больше вырастали в моих глазах благодаря той свободе, с которой излагали свои мысли, при том что они нисколько не нарушали гармоничного согласия их взаимной приязни.

Анализ: Что даёт человеку общение с интересными людьми? как это влияет на процесс самовоспитания и самообразования?

Просмотр видеоролика «Успех и мотивация»

Информация для вывода: Человек, который верит в себя, умеет полагаться на свой опыт, разум, чувства, способности. Веру в себя можно обрести благодаря способности быть ответственным за свои слова и поступки, стремлению прилагать максимальные усилия для достижения поставленных целей, исходя из реальных возможностей человека. Если человек верит в себя, то у него формируется его жизненная позиция, готовность к нравственному выбору в любой жизненной ситуации.

Беседа:

Как вы понимаете смысл выражения «верить в себя»? Легко ли поверить в себя? Вера в себя и самоуверенность – это одно и то же? Почему? В чем сила человека, который верит в себя? Верите ли вы в себя? Как это проявляется? Кем вы себя видите в будущем?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

  • Выполните задание 3 в тетради, на стр. 30.

  • Поделитесь на 3 группы и для каждой группе необходимо будет привести пример изречения, подтверж­дающие их смысл.

1 команда: Ничего не делая, люди учатся делать дурное. (Античный афоризм)

2 команда: Праздность – мать всех пороков. (Античный афоризм)

3 команда: Добро, добытое без труда, легко уходит. ( Казахская пословица)

  1. Групповое пение. «В каждом маленьком ребенке» (папка «6 класс»)

  1. Опережающее домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнить задание 1 в тетради (стр. 28)

8. Заключительная минута тишины.

Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили? Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя?Я хочу пожелать вам вырасти  настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *