Самопознание что такое это – Самопознание и развитие личности, виды самопознания человека

самопознание — это… Что такое самопознание?

— так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции:

1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;

2) сведения о себе человек получает не только (часто — и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников — объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр.

Самопознание — познание себя — одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:

1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию;

2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;

3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима — ведь всякое продвижение в ней — шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира — он пока не знает, что относится к его телу, а что — нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле — как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам — как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание «духовного Я» — своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?». Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (
см.
сверх-Я) — осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

самопознание — это… Что такое самопознание?

        САМОПОЗНАНИЕ — познание субъектом самого себя, родовой термин по отношению к рефлексии — рациональной форме С. Философия разных эпох по-разному оценивала его возможности и границы. В классической философии способность разума к С. не подвергается сомнению. Наше сознание суверенно, оно ни от чего не зависит, человек как субъект познания прозрачен для самого себя. Знаменитое декартовское рассуждение исчерпывающим образом иллюстрирует такой подход. Р. Декарт не сомневается, что наш разум способен проанализировать собственное содержание, в самом себе отделить сомнительное от несомненного и начать строить знание заново — осознанно и методично. Выражением суверенитета сознания для классического рационализма является метод он позволяет нам в процессе познания контролировать свой каждый шаг. Классическая философия не сомневается в нашей способности проанализировать и выявить влияние на наше сознание любых факторов — языка, социальных интересов и т.д. С. является для классической философии также решающим шагом к свободе: осознавая свою обусловленность, напр. страстями, или языком, мы освобождаемся от нее. Замысел критической философии И. Канта представляет ее как С: ее задачей провозглашается критический анализ возможностей и способностей разума, анализ всеобщих условий нашего опыта. В результате такого исследования Кант приходит к выводу о наличии принципиальных границ человеческого познания. Но сама наша способность выявить эти границы, ответить на вопрос «Что я могу знать?», не подвергается им сомнению. Для Гегеля все человеческое познание представляет собой С. идеи — подлинного субъекта развития и природы, и общества, и познания.

        Безграничные возможности С. ставятся под вопрос в неклассической философии. Философия 19 в. выявляет различные факторы, ограничивающие суверенитет сознания и возможности человеческого С. Причем, воздействие этих факторов не снимается в результате их осознания. Это классовые интересы (К.

Маркс), воля (А. Шопенгауэр и Ф. Ницше), погруженность в существование (С. Кьеркегор). В неклассической философии возникает тема ложного, иллюзорного сознания. По Марксу, идеология есть ложное сознание — продукт искаженного познания классом своего места в обществе и истории. Прозрачность человеческого сознания для самого себя оказывается проблематичной. Эта тема развивается в философии 20 в. в разных направлениях. Целый ряд направлений подчеркивает зависимость нашего сознания от языка («Нами говорит язык» — М. Хайдеггер). Если язык существенным и неконтролируемым до конца образом влияет на наше сознание, если мы не можем выйти из языка и оценить его влияние на познание извне, значит, сам вопрос о соотношении языка и сознания оказывается вопросом, на который невозможно получить достоверный ответ. Тема ложного сознания находит свое развитие в психоаналитической философии. Согласно 3. Фрейду, люди не осознают подлинных мотивов своих поступков: те наши мотивы и стремления, которые противоречат
Сверх-Я,
т.е. усвоенным нами нормам и запретам, не осознаются нами и вытесняются в бессознательное. Сознание оказывается механизмом лжи и самообмана. Оно плодит рационализации — продукт искаженного С. Тема зависимости С. от классовых и социальных интересов находит дальнейшее развитие в социологии знания К. Мангейма. В герменевтической философии Х.-Г. Гадамера подчеркивается субстанциональность культурной традиции, в рамках которой осуществляется любое понимание и самопонимание. Мы всегда находимся внутри определенной культурной традиции, сформированы ею, не можем занять позицию вне ее и познать свою зависимость от нее достоверным образом. В структурализме любая духовная деятельность, в том числе и С, оказывается производной от неких объективных структур, определяющих функционирование нашего сознания. При этом структурализм К. Леви-Строса в трактовке возможностей С. ближе к классической философии: наша способность описать эти фундаментальные структуры не подвергается в нем сомнению. В целом, С. предстает в философии 20 в. не как акт суверенного разума, а как культурно, социально, исторически и т.д. обусловленная деятельность. Познавая свою зависимость от различных обуславливающих наше сознание и бытие факторов, мы не освобождаемся от этой зависимости, а лишь углубляем собственное самопонимание.

        В. И. Медведев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

Что такое самопознание и зачем оно нужно?

Самопознание — это познание человеком себя как индивидуальности, имеющее внутреннюю направленность, на его внутренний мир, потребности, характер, чувства.

 

 Самопознание как способ приобретения знаний о своей внутренней сущности волновал умы философов, начиная с периода Античности. Вопрос о том, как устроен наш внутренний мир, остается по-прежнему важным и в современное время. В психологии есть термин «Я-концепция». Он означает систему представлений личности о самой себе, осознание своих интеллектуальных, физических, характерологических свойств, самооценку, субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на жизнь.

 

Процесс самопознания нацелен на выработку «Я-концепции», совокупности установок, направленных на себя. Ответы на вопросы «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Какой я?» жизненно важны для самопознания. То, как субъект на них отвечает, определяет то, что с ним происходит.

 

 

Самопознание это знание о своих сильных и слабых сторонах характера.

 

 

Знаете ли вы себя? Способны ли вы к самопознанию, к поиску своего «Я»? Для самопознания нужна работа над собой, поиск ответов на непростые вопросы. Задумайтесь, с кем вы себя отождествляете? Какую роль вы принимаете чаще всего: ребенка, матери, члена какой-то социальной группы? Проанализировав, вы приблизитесь к своей сущности.

 

Подумайте над такими вопросами: Насколько вы отождествляете себя со своей нацией? Насколько вы отождествляете себя с семьей, работой, полом, возрастной группой? Все это вы? Или это части вашей личности, стороны вашего «Я»?

 

 

Подумайте над следующим вопросом: вы – то, что вы видите и ощущаете? Вы – это ваши чувства и эмоции? Вероятно, почти все, что вы осознаете в поле своего восприятия, включает самые разнообразные ощущения. Вы понимаете, что видите, к чему прикасаетесь, что слышите и что переживаете.

 

 

При детальном рассмотрении выясняется, что эти факты образуют наше существование, но не являются главными составляющими нашего «Я». Кроме чувств, переживаний, слуховых, зрительных, осязательных впечатлений, есть еще какой-то воспринимающий, думающий субстрат, тонкий и неуловимый. Можно назвать этот субстрат «Я». Само наше бытие стремится к нашей глубинной природной основе. Мы существуем в пространстве, и в то же время осознаем себя отделенными от окружающего мира, оторванными от него. Субъективно можно легко найти разницу между внутренним и внешним.

 

 

Но в то же время границы между «Я» и окружающим пространством размыты, их невозможно определить в какой-то физической точке. Для этого мы можем рассмотреть под микроскопом кожу, волоски и поры и обнаружим, что эта граница легко преодолима. Человек находится в постоянном обмене с окружающим миром, он вбирает в себя питательные вещества, воздух, воду. Энергия постоянно циркулирует. Без упорной работы над собой и саморефлексии очень сложно понять где «Я».

 

Упражнение на самопознание

 

 

Займите удобное положение, расслабьтесь и закройте глаза. Дышите медленно и спокойно. Чувствуйте себя уверенно и комфортно. Вам тепло и уютно. Осознайте свое тело в пространстве. Расширьте и сузьте поле своего внимания. Пусть фокус внимания сожмется до точки и вновь расширится и заполнит весь окружающий мир. Отметьте все, что вы можете слышать и видеть.

 

 

Подумайте и остановите ваше внимание на том, кто или что, видит и слышит то, что воспринимаете вы. Упражнение помогает сконцентрироваться на себе и своих ощущениях, более точно разграничивать и выделять составляющие элементы «Я-концепции». Ваша настойчивость со временем будет вознаграждена. Глубоко внутри нашего естества есть отправная точка для исследования. И это точка и есть наше «Я», наше внутреннее естество. 

i-magik.ru

Что такое самопознание и карма

Самопознание – с чем мы его связываем? Кто кого познаёт у нас внутри? Ум, отражающий земное эго или Дух, сошедший из высших сфер, чтобы познать себя в плотном мире? Видимо и то и другое одновременно. Процесс взаимный, встречный. Земная осознанность, это понимание и ощущение — кто «Я», осознанность духовная – это потеря всякого понимания кто же «Я»! Оно  везде и нигде, и не существует как таковое. От этого хорошо и легко, истинная освобождённость!

Два начала, земное и небесное, одновременно существующие в человеке, создают эффект объёмного присутствия, необходимого для живого участия в Жизнетворчестве. Подобно этому, в кинотеатрах можно смотреть и соучаствовать в фильмах в объёмном формате 3D или же можно довольствоваться обычным плоским изображением. Эго-сознание воспринимает мир на плоскопанорамном экране собственного видения. Такой линейный взгляд из одной точки «себя» не позволяет объективно видеть ни себя, ни динамику жизни. Одновременное восприятие из двух точек создаёт эффект полноты участия и собственного проживания каждого эпизода этой глобальной эпопеи под названием «Жизнь».

Самопознание, с позиции земного «Я», интересно и необходимо для развития, но не достаточно. Но и экзальтированное сознание, оторванное от реальной жизни, подобно облаку, парящему над землёй. Если же облако проливается дождём, орошая землю, тогда всё оживает, начинаются динамические процессы. Так, духовная сфера необходима материальному миру, но и мир необходим, как поле для духовной самореализации. Взаимодействие этих двух составляющих придаёт смысл самому Существованию, формируя нечто третье, называемое Мировая душа. Эта живая субстанция рассеянна повсюду мириадами индивидуальных капелек, и в каждой капельке – душе, отражён целый Океан!

Астрология, это наука о связи индивидуальной жизни с единым океаном Существования. Это мощный инструмент самопознания! Каждый отдельный человек является частью глобальных мировых процессов, хотим мы этого, или не хотим. Задача человека – жить осознанно, именно этим мы и отличаемся от животных. Несознательная жизнь движется в плоскости, не возвышая человека, и повторяется круг за кругом. Но, в анналах души накапливается опыт, составляющий понятие кармы. Он подобен записи на магнитофонной кассете, которая переходит из жизни в жизнь, и эта запись воспроизводится в каждом новом воплощении в виде определенных качеств души. Исправить и улучшить записи в индивидуальной хронике, выражаемой через характер, наклонности, особенности человека, возможно только при достижении высокой степени осознанности. Карма имеет позитивную и негативную части, что влияет на возможности дальнейшей эволюции души. Невыученные уроки предлагаются заново, пока не будут достигнуты удовлетворительные результаты. «Карма» — это не наказание, как считают многие, но тема для проработки невыученных уроков. В кармическом наборе есть и драгоценный опыт, помогающий справляться с проблемами настоящего.

Индивидуальная астрологическая карта – это сценарий жизни в очередном воплощении. Именно такой вариант жизненного пути необходим сейчас душе для её роста, развития. Зрелые души, наполненные эволюционным опытом и духовной силой, вполне осознают себя и свои задачи, поэтому имеют возможность правильно выбирать для себя время рождения и нужных родителей. Они получают необходимый энергетический потенциал, таланты и возможности, помогающие осуществить свою миссию и подняться на следующий эволюционный уровень. Астрологическая карта должна соответствовать задачам индивидуального развития, это важно. Незрелые души воплощаются спонтанно, пускаются в плавание чаще не по своей воле, но будучи захваченными вечно вращающимся колесом Сансары. Тогда о свободе выбора речь почти не идёт, всё подчинено фатальному влиянию обстоятельств. Человеку предстоит пройти множество испытаний и обучающих ситуаций, чтобы обрести необходимый опыт. Тогда гороскоп бывает сложным, напряжённые аспекты в нём представляются препятствиями. Но, те же самые аспекты для зрелой, сильной души становятся дополнительным источником энергии, потенциальной, ещё не освоенной. Они подобны диким мустангам, которые брыкаются и сбрасывают седока, но если их укротить и сознательно использовать, то можно быстро и мощно достигнуть любой цели! Высокая душа может превзойти свой гороскоп, выйти из жёсткой зависимости прописанных в нём параметров и условий. Осознанность и сила духа нам в помощь!

Михаил Бородачев

Как я выгляжу? или кто я, для чего здесь?

Какие вопросы мы задаём себе, так и жизнь свою формируем. Недовольство жизнью происходит из-за ориентации на внешний мир, но не внутреннее проживание самого себя в этом мире. Сознание большинства людей загружено навязанными стереотипами, уводящими к эфемерным успехам, к ложным ценностям, но только не к самому себе. Мы забываем, что главная ценность – сам человек, а не то, что он имеет или делает. читать далее

ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Увлекательное путешествие длиною в жизнь уже с самого рождения имеет свой сценарий, расписанный на «трёх уровнях». Первый базовый уровень — это наследственность или генетическая программа, передаваемая от родителей детям. Первый базовый уровень — это наследственность или генетическая программа, передаваемая от родителей детям. Она несёт основные биологические характеристики, присущие роду, племени, нации.  читать далее

Книга жизни

Каждый новый день – это ещё одна маленькая жизнь. Во всей своей полноте! Просыпаемся утром, будто заново рождаемся, полные сил и намерений. День проходит в деяниях, в реализации задуманного и необходимого. Дхарма и карма переплетаются в узорах дня. К вечеру мы до конца дописываем очередную страницу своей «книги жизни», усваиваем её содержание. читать далее

 РейКи -универсальная жизненная энергия

Энергия Вселенной разлита повсюду, она присутствует в каждой точке пространства. Но, большинство людей не могут её воспринимать и использовать в полной мере, поскольку недостаточно открыты, не настроены. Это чистая энергия космического эфира нужна для поддержания здоровья, для духовного роста, для ощущения радости от жизни. читать далее

xn—-7sbbbgki0ab4ahsa1a7f0a.xn--p1ai

Ответы@Mail.Ru: Что такое «САМОПОЗНАНИЕ»

САМОПОЗНАНИЕ — так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции: 1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке; 2) сведения о себе человек получает не только (часто — и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников — объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр. Самопознание — познание себя — одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами: 1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию; 2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта; 3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима — ведь всякое продвижение в ней — шаг в саморазвитии, самосовершенствовании. Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира — он пока не знает, что относится к его телу, а что — нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле — как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам — как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание «духовного Я» — своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я? «, «что во мне не так? «, «каким я должен быть? «. Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (=> Сверх-Я) — осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самопознание Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь.

самопознание — осмысление самого себя. Оно начинается с самых малых лет и продолжается всю жизнь.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *