Психология самопознания и саморазвития человека. Техники и методы обучения
От самого рождения и в течение всей жизни человек познает себя, собственные мотивы, а также физиологические и психологические особенности своего тела и разума. Психология самопознания это, наверно, самый кропотливый, но и вместе с тем, благодарный труд на свете. При этом развитие личности, не обязательно должно соответствовать общепринятым нормам, главное это принятие и осмысление себя, как единое целое.Что такое самопознание в психологии?
Целью самопознания является самоактуализация, это в психологии значит, что посредством понимания собственной личности можно обрести смысл жизни, самосовершенствоваться и в итоге стать именно тем, человеком, которым хочется, а не тем, что навязывается чужим мнением и обществом. Кроме того, такой познавательный метод позволяет развить и реализовать потенциал человека, примириться с недостатками и стать более уверенным в собственных силах.Для младенца первый год жизни связан с физическим самопознанием, когда происходит отождествление собственного тела с окружающей действительностью. Детская психология выделяет кризис трех лет в связи с тем, что у ребенка появляется осознание собственного «Я», как отдельного субъекта, начинается социальное определение себя в семье и обществе.
По мере взросления ребенок постепенно самоопределяется, изучает свои возможности, характер и мотивы поведения. Подростковый период становится наиболее сложным, кризисным и емким для самопознания. Именно в юности в результате полового созревания и взросления индивид стремится ответить на многие вопросы о собственной личности. Начинается этап глубокого самопознания, но в основном этот процесс связан с практической проверкой собственных сил, возможностей и потенциала.
Истинная психология самопознания и саморазвития начинается намного позднее, уже в более осознанном возрасте. Понимание собственного «Я» приобретает осмысленность и индивидуализируется, т.е. личность характеризуется способностью самостоятельно определять жизненный путь, оценивать поступки и поведение в обществе, что позволяет в итоге проанализировать себя и свое, как сознательное, так и бессознательное, отношение к окружающим.
Техники самопознания в психологии
Различные словари и книги по-разному трактуют термин самопознание. Педагогика, философия и психологические науки смотрят на данный тезис со своей точки зрения, но все опыты самоопределения сходятся в том, что фундаментом самопознания являются три основные методики:- Самонаблюдение включает в себя наблюдение за собственной личностью в процессе взаимоотношений с другими людьми, необходимо присматриваться к своему поведению и к поступкам.
- Самоанализ считается наиболее приемлемым методом для саморазвития и самосовершенствования. Такая техника подразумевает детальный анализ собственных мотивов, эмоций и поступков. Например, если человек разозлился, то после он начинает задаваться вопросам о том, почему проявил злобу, что стало провоцирующим фактором и тому подобное. Личность в результате самоанализа находится в поиске причинно-следственных связей своего поведения, чтобы как-то исправить в будущем свое поведение.
- Сравнение неотъемлемая часть самопознания и саморазвития личность. Человек сравнивает свое поведение и характер, как с другими людьми, так и на уровне собственных эмоций. Происходит сопоставление основных черт: трудолюбивый – ленивый, добрый – злой и т.п.
Техники самопознания в психологии могут быть самыми различными. Основные и наиболее популярные это, конечно, фиксирование собственных чувств и эмоций на бумаге, как в форме личного дневника, так и в виде разрозненных мыслей. Дополнительно применяется самостоятельное изучение психологии личности, как науки, используются разнообразные психологические тесты для анализа собственного характера. Какая бы техника не была выбрана человеком, она должна быть подобрана строго индивидуально, т.к. у каждого человека свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.
mixtests.com
Самопознание — Психология человека
Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Самопознание – это стремление человека познать себя, — свои психические и физические особенности, свои способности и в целом все тонкости своей личности. Благодаря самопознанию человек может узнать о себе много нового и интересного, чего он раньше не знал и не понимал, и даже много такого, чего еще никто о себе никогда не узнавал. Также, благодаря самопознанию человек способен в значительной мере осмыслить себя и найти свое место в жизни. Иной раз мы даже не знаем, кем мы можем быть по жизни, где так сказать, наше место в этом мире и чем нам следует заниматься, чтобы в полной мере себя реализовать. Самопознание поможет ответить на эти и многие другие вопросы. Оно поможет каждому человеку обрести веру в себя и свои возможности, и придаст ему сил для реализации всех своих желаний. В этой статье я расскажу вам о том, каким образом самопознание способно помочь вам улучшить себя и свою жизнь и как именно человек может познать себя.
Зачем познавать себя
И все же, несмотря на всю видимую полезность самопознания, вопрос о том, зачем себя познавать, я уверен, возникает в головах многих людей, даже тех из них, кто уже активно занимается самопознанием. Все-таки, самопознание, самокопания, самоизучение, самоанализ – это непростая работа. Нужно немало времени уделять на то, чтобы в себе копаться, чтобы изучать особенности своей личности, а его многим и так не хватает. Да и думать нужно много о себе, своих поступках, своих мыслях, своем поведении, что само по себе непросто. Думать вообще очень тяжело, а о себе самом тем более. Ведь часто при размышлениях о самом себе надо иметь смелость смотреть правде в глаза, чтобы видеть себя таким, какой ты есть, а не таким, каким ты хочешь себя видеть. Вот этой смелости многим людям не хватает. Так что самопознание – непростая работа. Поэтому и встает этот вопрос – зачем это нужно делать? Не для того же, чтобы просто казаться умнее и выше других.
Причин, друзья, на самом деле много, и все они вносят свой вклад в желание человека познать себя. Но я думаю, что главная причина заключается в том, что в один прекрасный момент человеку начинает не нравиться его невозможность управлять собой и своей жизнью так, как ему этого хотелось бы. То есть, он это может делать плохо или во всяком случае не очень хорошо. И в тот момент, когда он начинает более или менее отчетливо понимать, что он плохо управляет своей жизнью и недостаточно хорошо контролирует самого себя, в результате чего многое в его жизни не ладится – у него возникает желание разобраться в себе, чтобы навести наконец в себе и своей жизни порядок. Другими словами, неудовлетворенность собой и своей жизнью – является отличным поводом для самопознания. Все-таки, когда в твоей жизни все хорошо и ты всем доволен, особенно самим собой, то никакого смысла изучать себя у тебя нет. А нет смысла, нет и желания. Человек наслаждается жизнью, совершенно не думая о том, как он может ее изменить, потому что она его полностью устраивает. А ведь чтобы изменить свою жизнь, человеку необходимо сначала изменить себя. Впрочем, и наоборот тоже можно делать – сначала менять свою жизнь, а затем меняться самому. Но все же лучше начинать с себя – это намного лучше.
Есть и такие люди, которые озадачены вопросом о смысле жизни и в поисках ответа на него идут, что называется, вглубь себя, ибо где же еще, как не внутри себя, искать ответы на столь важные и вечные вопросы. То есть, иногда не неудовлетворенность, а любопытство и желание развиваться становится для человека толчком к самопознанию. Правда это встречается редко, намного реже, чем необходимость в самопознании в следствии неудовлетворенности человеком своей жизнью, но встречается. Я считаю, что одно другому не мешает, так как любой порядок в жизни человека подразумевает и ясное понимание им того, ради чего он живет и то, из-за чего он хочет жить лучше. Ведь чем больше человек о себе и вообще о людях знает, тем лучше он понимает, как свои собственные возможности, так и в целом возможности человека, а это в свою очередь раскрывает перед ним более обширное пространство возможностей. Вы, я думаю, согласитесь со мной в том, что мы, люди, очень многого еще о себе не знаем. Мало того, мы не знаем о том, что именно мы о себе не знаем, то есть, не понимаем, что именно мы хотим найти внутри себя. И это завораживает. Это заставляет нас изучать себя так же активно, как, скажем, мы изучаем космос, потому что внутри нас скрыто тайн не меньше, чем в космосе. И кто его знает, что мы можем о себе узнать и как мы на основании этих знаний сможем себя развить, чтобы обрести новые способности и возможности, с помощью которых нам удастся качественно изменить свою жизнь.
Так что же мы о себе знаем и что нам нужно о себе узнать? Все-таки, самопознание должно от чего-то отталкиваться и иметь какую-то цель. О себе мы знаем многое и еще большего мы не знаем, и соответственно, самопознание имеет цель не найти что-то конкретное внутри себя, а вообще что-то найти и понять это. Глядя на других людей, мы можем видеть, каким вообще может быть человек, но интересен другой вопрос – а есть ли в нас что-то похожее, что мы наблюдаем у других людей? То есть, если вы смотрите на человека, который обладает такими качествами, которыми хотели бы обладать вы, то можете ли вы развить в себе похожую, а не говорю полностью идентичную, а похожую личность, которая бы вас полностью удовлетворила? Я считаю, что да – все, что вы наблюдаете у других людей, как хорошее, так и плохое, есть внутри каждого из нас. Другое дело, в насколько развитом состоянии в нас живет та или иная личность, те или иные качества, или лучше сказать, какие мы имеем задатки для формирования в себе той или иной личности. Вот с этим еще нужно разобраться. У кого-то из нас в более развитом состоянии имеются одни достоинства и недостатки, у кого-то другие, и в зависимости от нашего желания – мы можем развивать в себе именно те из них, которые нам нужны. Конечно, мы можем найти в себе и то, чего еще никто в себе не находил, и что является своего рода большой наградой для ищущего, но все же найти в себе что-то такое, что тебя привлекает в других людях – это большой соблазн. Поэтому имейте в виду, дорогие друзья – внутри себя вы можете найти любую известную вам личность, чтобы затем ее в себе вырастить. Еще раз повторю – вам необязательно быть на кого-то похожим, человек к этому стремиться не должен, ему нужно развивать собственное Я. Но ориентиром для него вполне могут стать другие люди, достойные люди, чтобы в плане развития своих личностных качеств ему не нужно было заново изобретать велосипед.
Очень полезно заниматься самопознанием для решения различных своих проблем. А их в нашей жизни всегда хватает. Но многие люди оказываются не только неготовыми к ним, но они даже не видят того, как они в принципе могут те или иные проблемы решить. Очень часто, когда мы с моими клиентами решаем какие-то проблемы, с которыми они ко мне обратились, я обращаю их внимание на те личностные качества, которыми они обладают и соответственно возможности, которые они благодаря этим качествам имеют, с помощью которых эти люди могут свои проблемы решить. Но они сами в силу разных причин этих качеств в себе не замечают и поэтому не видят имеющихся у них возможностей. А ведь что значит не знать о тех или иных своих личностных качествах и не видеть имеющихся благодаря им возможностей – это значит не пользоваться этими возможностями для решения своих проблем и заодно задач. Это как охотиться с заряженным ружьем, но не уметь из него стрелять. Понимаете, многие люди могут гораздо больше, чем они думают. И те проблемы, с которыми сталкивается большинство людей в повседневной жизни – для них не такие уж и серьезные, чтобы из-за них переживать и тем более отказываться из-за них от своих амбиций. Но люди воспринимают те или иные, безобидные для них ситуации, именно как проблемы, потому что просто не знают, как им самим их решить или как их избежать.
Я считаю, что не знание и непонимание людьми самих себя, хотя бы в наиболее допустимых для них пределах – это одна из основных проблем для большинства людей. И эту проблему нужно решать в числе первых. Я тоже себя не очень хорошо знаю, но я работаю над этим – я стараюсь познать себя как можно лучше. И должен сказать вам, друзья, что это очень интересно и чудовищно полезно. Это полезно не только в том смысле, что мы получаем возможность стать лучше, развив в себе те или иные качества, сначала обнаружив их в себе, а затем найдя способы их развить, но и в плане нашей самооценки. Ведь знаете, в нашей жизни иногда встречаются такие люди, которые говорят нам, что мы чего-то там не можем и что нам что-то там не дано. Вы с этим сталкивались? Я сталкивался. Мне говорили некоторые люди, что мне не дано то или это, и я им поначалу верил. Но знаете, моя гордость не позволяла мне смириться с мыслью о том, что я чего-то там не могу, что что мне что-то не дано. И я начинал работать в этом направлении, я работал преимущественно над тем, что было важно для меня. И оказывалось, что все мне дано, что все я могу, нужно только развивать в себе необходимые качества, а не уповать на природный дар или на отсутствие оного. Так что самопознание позволяет нам опровергнуть негативное мнение о нас других людей. И это опровержение важно прежде всего для нас самих, оно помогает нам поверить в себя.
Есть и еще один смысл в том, чтобы заниматься самопознанием – таким образом можно познать не только себя, но и других людей. А это в свою очередь поможет вам лучше их понять и наладить с ними отношения удобным для вас образом. Ведь все, что есть в нас самих – есть и в других людях, а то, что есть в других людях – есть и в нас. Иногда для того, чтобы понять другого человека, например, своего ребенка в подростковом возрасте, все что от человека, его родителя, требуется – это вспомнить себя в его годы. В вас ведь живет тот самый подросток, у которого есть свои проблемы и переживания, свои желания и мечты, свое мнение по поводу тех или иных вопросов – поэтому вы все это в себе можете поднять, чтобы найти со своим ребенком, с сыном или дочерью, общий язык. Вот в подростке пока еще нет зрелой личности, в нем нет взрослого человека, которого вы можете хотеть в нем видеть, а в вас его личность есть. Так кто кому должен идти на уступки, кто кого для этого должен постараться понять? Таким вот образом, друзья, мы все можем стать более дружелюбными и отзывчивыми, и у нас появится больше возможностей договориться друг с другом. Познавая себя – мы можем познать других. А познав других – мы можем найти к ним подход, можем найти общий язык с ними.
Как познать себя
Ну а теперь давайте поговорим о том, как познать себя. Первое, что само напрашивается на ум – это наблюдение, или если хотите, самонаблюдение. Для того чтобы познать себя – нужно за собой наблюдать. Но это не так просто делать, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что мы склонны к искажению информации о самих себе. То есть, мы, люди, часто обманываем себя, когда размышляем о себе, о своих качествах, своих достоинствах и недостатках, своих желаниях и возможностях. В большинстве случаев мы хотим казаться в своих собственных глазах лучше, чем мы есть в действительности. Поэтому иногда нужно наблюдать за собой не своими, а чужими глазами, и думать о себе не своим, а чужим умом. Понимаете, о чем я? – Я о чужом мнении о нас, о вас. Оно очень помогает самонаблюдению с целью самопознания. Конечно, чужое мнение тоже не всегда адекватно, но оно часто отрезвляет и уравновешивает наше собственное мнение о самих себе. Правда, кто-то думает о себе хорошо и даже слишком хорошо, а кто-то плохо, поэтому чужое мнение должно принадлежать грамотным людям, а не кому попало. Иначе одни люди вас просто еще больше принизят, а другие необоснованно возвысят и это не поможет вам познать себя, зато поможет сильно исказить вашу самооценку. Так что чужие глаза и чужой ум – нужно еще правильно выбрать. Интересуйтесь мнением о вас у тех людей, которых вы считаете умными.
Обратите также внимание на свою систему ценностей, свой образ жизни, свои желания и мечты – они помогут вам понять, какая вы в данный момент личность. Думаю, о том, какие люди чем интересуются, вы без труда узнаете из умных книг и статей, а затем посмотрите, насколько вы близки к тем или иным людям. Грубо говоря, если человек ведет крайне безответственный образ жизни, тем самым доказывая, что он плохо в ней разбирается, если его система ценностей основывается на удовлетворении примитивных базовых потребностей и этим ограничивается, если он мечтает о всякой малозначительной ерунде, которой хочет обзавестись, а не о, скажем, самовыражении, самореализации, достижении каких-то высоких целей в жизни, имеющих отношение к возвышенным потребностям, то ему определенно есть куда расти. И ему точно не стоит думать, что он знает о жизни все и что ему больше ничего от нее не нужно, и что особенно важно, что ему ничего не нужно от самого себя. Это, вообще-то, довольно-таки серьезная проблема для человека – не знать, что он чего-то не знает. В некоторых случаях только благодаря посторонней помощи человек может выйти за рамки своих представлений о жизни, чтобы узнать больше и о ней, и о самом себе.
Следующий момент, являющийся продолжением предыдущего – это науки о человеке, с их помощью вы сможете понять, что именно вы в себе уже нашли или можете найти. Ну, я могу вам со всей ответственностью заявить, что психология способна очень здорово помочь человеку познать себя. Она объяснит ему, почему в нем есть те или иные качества, почему ему присущи те или иные черты, почему он имеет те или иные желания. К примеру, человек во время самопознания обнаружил, что он чего-то боится, но не знает, чего именно и почему. Допустим, он замечает за собой, что ему страшно только в каких определенных ситуациях, но он не может понять, что эти ситуации означают, почему именно они его пугают, беспокоят. Но начав изучать ту же психологию, он может узнать о разного рода фобиях и о том, почему они возникают, и дальше уже сделать вывод, откуда в нем появился тот или иной страх. Мало того, он узнает о том, что страх присущ и многим другим людям, что поможет ему, например, перестать думать о себе, как о трусе, если он конечно так думает. Или человек хочет узнать о том, на что он способен, — сможет ли он, к примеру, добиться успеха в каком-то деле, или оно ему не по зубам. Из соответствующей литературы он может узнать о том, какие качества необходимы человеку для успешного решения тех или иных задач, для достижения тех или иных целей, и как эти возможности можно в себе развить. Другими словами, самопознание без знаний практически невозможно. Ибо не все, что мы наблюдаем, как в себе, так и у других людей – мы в состоянии объяснить без специальных знаний.
Следующий, тоже очень важный с моей точки зрения момент в самопознании, имеет отношение к таким двум человеческим качествам, как воображение и воля. Я ни раз писал о том, что человек может, что называется, сам себя придумать, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Главное – загореться желанием сделать из себя нужную вам личность, тогда и способы это сделать найдутся. Но прежде, нужно, как бы план своего развития составить, хорошенько подумав о том, кем именно вам хочется быть, какие ваши личностные качества помогут вам стать таким человеком и с чего вам следует начать свое развитие. То есть, понимаете, самопознание в данном случае превращается в самосоздание, человек сам себя создает – он не ищет в себе те или иные качества, он их сначала придумывает, а потом развивает. Скажете, это невозможно? А вот и возможно. И многие люди именно так и поступали в своей жизни, когда хотели кем-то стать. Выше я приводил вам пример с собой, когда говорил, что некоторые люди убеждали меня в том, что я чего-то не могу и что мне что-то не дано, а потом оказывалось, что я очень даже все могу и все мне дано. Откуда мы вообще можем знать, что дано нам, а что нет, если мы старались чего-то достичь? Все это ерунда полнейшая – мы сами решаем, что дано нам, а что нет.
Многие люди познавали себя не посредством поиска в себе чего-то или кого-то, а посредством саморазвития, самосовершенствования, посредством стремления к своим целям. Это совершенно разные вещи. В одном случае мы опираемся на концепцию о том, что кто-то другой нас создал для тех или иных целей, и мы ищем в себе что-то, что укажет нам на эти цели, а в другом случае, мы верим в то, что какими бы мы ни были от рождения, мы сами решаем, кем мы станем и каких целей будем стараться достичь. То есть, в последнем случае ответственность за то, какие мы и что мы можем, полностью ложится на нас. И я считаю, что это самый лучший способ самопознания. Пусть наши дела покажут нам и другим людям, какие мы сейчас и какими мы можем стать, а не наше исследование самих себя. Ибо так или иначе человек становится тем, кем он становится, под влиянием внешних факторов и благодаря своей собственной работе над собой. А то, что дает нам природа от рождения – это ничтожно малая часть нашей личности. Ну это, конечно, мое личное мнение, отчасти подтверждённое наукой, отчасти опровергнутое наукой.
В любом случае, друзья, заниматься самопознанием нужно любыми доступными вам методами. Это, как я уже говорил, и интересно, и полезно. В этом занятии есть смысл. Само по себе самопознание является одним из смыслов жизни. Или даже можно сказать, что самопознание дополняет жизнь человека, наполняя ее большим смыслом. Сократ говорил: познай себя и ты познаешь весь мир. Не знаю, насколько это действительно так, но я абсолютно убежден в том, что познав себя, мы познаем многое, очень многое. Я вам не все способы самопознания описал в этой статье, поэтому в будущем мы с вами обязательно вернемся к этой теме, чтобы еще лучше ее раскрыть. Но главное, чего я хочу добиться – это пробудить в вас интерес к самопознанию, и таким образом – побудить вас к этому достойному занятию.
psichel.ru
Что такое самопознание и как оно помогает человеку в этой жизни
Самопознание – это процесс, направленный на самоизучение и самопонимание. Нужен для того, чтобы человек разобрался в себе и окружающем мире. Что происходит? Зачем он живёт? В чём цель существования? Понимание своих особенностей, себя настоящего. Это понимание и знание приходит в процессе жизни. Берёт своё начало в раннем детстве. Человек становится более опытным, лучше начинает разбираться в себе и окружающем его мире. В этом процессе важно постоянно развиваться.
По мере того, как это происходит, его понимание всё больше формируется. Он часто занимается поиском цели, знаний и хочет понять себя и окружающий мир. Интересуется философией, религией. Ищет ответы на вопросы, изучает духовную литературу, знакомится с разными практиками и учителями. Он может посещать занятия или уроки по медитации. Знакомится с различными техниками дыхания, погружением в те или иные состояния. Может изучать область подсознательного, используя специальные техники с привлечением учителей в тех или иных восточных направлениях, которые способствуют изучению себя, пониманию мира.
Самопознание происходит также через оценку различных результатов своей деятельности. Это происходит и через оценку окружающих людей. Процессы самопознания формируются более плодотворно, если личность изучает основы психологии.
Виды самопознания разные, с их помощью происходит лучшее понимание своей личности. Но бывает, что люди самопознание превращают в «самокопание», что, конечно, не следует делать. Потому что углубившись в свои особенности, недостатки и несовершенства, человек часто делает на этом акцент. Происходит зацикливание на тех или иных моментах, постоянное возвращение к каким-то ситуациям, событиям, происшествиям, мыслям или действиям.
Постоянный разбор внутри себя приводит к понижению самооценки, увеличивает у человека неуверенность в себе и в какой-то степени делает его более мнительным. Увеличивается тревожность, повышается зависимость от мнения окружающих людей. Во всём важна мера. Поэтому не стоит процесс самопознания превращать в «самокопание». Это разные понятия и приводят к различным результатам.
Способы самопознания
- Наблюдение за собой. Информация о себе, своих ощущениях. Наблюдение за всем происходящим внутри;
- Анализ себя. Происходит в процессе самонаблюдения. Анализ внешних и внутренних качеств, своих эмоций. Та связь, которую можно проследить между причиной происходящего и следствием того, что произошло, помогает разобраться. Умение отслеживать эту связь очень помогает в жизни каждого человека. Такой навык часто вырабатывается с юных лет. Он нужен для успешной жизни в социуме. Не у всех людей это получается. Возможно, из-за тех или иных нарушений в воспитании, но так бывает не только поэтому. Такое случается, если личность не привыкла реально оценивать свои возможности. Не может в силу своих психологических особенностей соотнести себя и других людей.
- Сравнение себя и ситуации из своей жизни, с окружающими людьми, событиями, идеалами. Часто есть какой-то пример перед глазами или кумир. Возможно, идеализируется тот или иной образ жизни. Тогда человек сравнивает и соотносит себя с этим. Пытается разобраться где он лучше, а где хуже. Хочет приблизиться к тому, чтобы быть таким же.
- Моделирование личности. Моделирует свою личность, показывая свои характеристики и взаимоотношения. Происходит это с помощью применения различных символов и знаков.
- Понимание метода объединения противоположностей. Если раньше человек видел в какой-то своей поведенческой характеристике отрицательное, а со временем научился видеть положительное, то его восприятие этого качества происходит менее болезненно, что важно для принятия себя. Повышается самооценка. В принципе, одним из важных пунктов в развитии человека является принятие себя. Без этого личность не может считаться полноценной и успешной. Это важно для саморазвития, самореализации и самосовершенствования. Рост и развитие, которые необходимы для личности в процессе всей его жизни, должны увеличиваться. Без принятия себя — это невозможно.
Какие средства используются для самопознания
- Самоотчёт. Ведение записей каждый день о том, что происходит в его жизни.
- Изучение литературы. Просмотр фильмов.
- Знакомство с основами психологии. В данном случае выделяют социальную психологию и психологию личности.
- Тестирование. Прохождение и сдача разных тестов. Причём лучше обращаться к серьёзным тестам и привлечь психолога для интерпретации; Специальными средствами самопознания являются разные формы работы с психологом: личное консультирование — пациент открывает себя, понимает свои проблемы, находит силы для их решения. Многие прибегают к этому средству; групповые тренинги — самопознание происходит через группу и с её помощью.
Я-концепция и этапы её эволюции
Я-концепция – это то, как человек представляет себя. Здесь два параметра. Бывает, при несовпадении Я-концепции и реальности, человек многое видит в искажённом виде. И это часто несёт в его жизнь конфликты с окружающим миром. Когда Я-концепция и действительность совпадают, то есть возможность быть в гармонии с окружением. Он удачно приспосабливается к происходящему, стремится к своим целям и развивается.
Самопознание человека делится на этапы
- Первичное самопознание. Личность создаёт мнение о себе, которое базируется на мнении окружающих его людей. Он ориентируется в основном на чужую оценку себя. На отношение к себе со стороны. Суждение и мнение окружения является главной основой самопознания на данном этапе;
- Кризис первичного самопознания. Выясняется, что чем больше людей, тем больше мнений. Мнения и суждения многих об одном и том же часто сильно отличаются. И соответственно, это больше не укладывается в схему видения себя, глазами других. Вырабатывается собственное мнение. Так как получается, что невозможно быть единым, при таком отличии мнений об одном и том же качестве или характеристике своей личности.
- Вторичное самопознание. Происходят существенные изменения. Предыдущая Я-концепция изменяется, а иногда даже происходит её отрицание. Может сформироваться и появиться новая Я-концепция. Соответственно строится новое видение себя. Получается, что происходит познание себя по-новому, по-другому.
Поиск себя, который отличает человека от всех живых существ, происходит всегда. Он изначально заложен в человеке. У многих возникает потребность понять и разобраться в происходящем внутри и снаружи. Люди в разном возрасте ощущают необходимость сделать вывод о цели жизни, своего пути, предназначения. Бывает, возникает желание понять зачем все происходит так, как происходит.
Может так случиться, что всю жизнь человек не задаёт себе вопросов, не ищет ответов. И его самопознание остаётся очень поверхностным и неглубоким. С такими людьми происходит много интересного потом, когда эти вопросы всё-таки у них возникают. Они узнают о своей жизни много нового и любопытного для себя, не всегда приятного и одобряемого собой.
Бывает, что люди находят ответы, успокаиваются и продолжают жить дальше, а потом выясняется, что мир намного шире и ответы другие. В итоге картина мира меняется. И человек вместе с ней. Путь самопознания очень интересен. Он длинный и захватывающий. Он помогает прийти к гармонии и спокойствию, когда получается найти ответы на свои важные вопросы.
psiho.guru
Самопознание — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
Из истории темы
По легенде, рассказанной Платоном в диалоге «Протагор» (343а), «семь мудрецов» Древней Греции — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (VI век до н. э.) — «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения, в том числе «Познай самого себя» (др.-греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton). Изречения были высечены на колонне Дельфийского храма.[1]
Значение самопознания в жизни человека
Многие религии, философские и психолого-педагогические школы и подходы в значительной степени построены на ценности, важности и значимости самопознания и саморазвития. Так, с точки зрения религий Древнего Востока именно с помощью самопознания и саморазвития возможно и реально постижение истинной сущности человека, достижение единения человека с Абсолютным Разумом, Вселенной; «в христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие — путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви».[2] В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человек может реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие».[2] В соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии К. Роджерса, самопознание даёт человеку способность к личностному росту, самосовершенствованию, самоактуализации, что является необходимым условием достижения полноты жизни, ощущения радости жизни, осознания смысла жизни[3].
Сферы и области самопознания
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми)[4].
К областям самопознания относят сознание и бессознательное[4].
Я-концепция
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат «познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими»[5].
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям[6].
Способы и средства самопознания
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера[7].
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще „устроены“ эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать её объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своём воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[8]
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
- Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
- Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
- Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
- Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
- Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается[9].
К средствам самопознания относятся:
- Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
- Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
- Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
- Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.[9]
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
- индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
- работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.[9]
Самопознание и самооценка
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
- Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
- Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
- Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[10].
См. также
Напишите отзыв о статье «Самопознание»
Примечания
- ↑ Лебедев А. В. [iph.ras.ru/elib/2689.html Семь мудрецов] // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ 1 2 Маралов, 2004, с. 3.
- ↑ Маралов, 2004, § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ 1 2 Маралов, 2004, § 3. Сферы и области самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ См.: Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
- ↑ Маралов, 2004, § 2. Структура самосознания / Глава 2. Самопознание как структурный компонент самосознания человека / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ Маралов, 2004, § 1. Общая характеристика самопознания как процесса / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ См.: Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава Развитие способностей и психических процессов.
- ↑ 1 2 3 Маралов, 2004, § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ Маралов, 2004, § 4. Результаты самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
Литература
- Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. — М. : АСТ : Астрель, 2008.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб. : Питер, 2001.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. зав. — 2-е, стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. — ISBN 5-7695-0877-9.</span>
Ссылки
- [samopoznanie.ru/schools/ Справочник направлений самопознания и саморазвития]
Отрывок, характеризующий Самопознание
Забывший свое намерение не открывать своего знания французского языка, Пьер, вырвав пистолет и бросив его, подбежал к офицеру и по французски заговорил с ним.– Vous n’etes pas blesse? [Вы не ранены?] – сказал он.
– Je crois que non, – отвечал офицер, ощупывая себя, – mais je l’ai manque belle cette fois ci, – прибавил он, указывая на отбившуюся штукатурку в стене. – Quel est cet homme? [Кажется, нет… но на этот раз близко было. Кто этот человек?] – строго взглянув на Пьера, сказал офицер.
– Ah, je suis vraiment au desespoir de ce qui vient d’arriver, [Ах, я, право, в отчаянии от того, что случилось,] – быстро говорил Пьер, совершенно забыв свою роль. – C’est un fou, un malheureux qui ne savait pas ce qu’il faisait. [Это несчастный сумасшедший, который не знал, что делал.]
Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m’avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball’я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d’autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l’heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu’allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m’avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l’accorde. Qu’on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l’apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.
Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n’oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.
– Capitaine Ramball du treizieme leger, decore pour l’affaire du Sept, [Капитан Рамбаль, тринадцатого легкого полка, кавалер Почетного легиона за дело седьмого сентября,] – отрекомендовался он с самодовольной, неудержимой улыбкой, которая морщила его губы под усами. – Voudrez vous bien me dire a present, a qui’ j’ai l’honneur de parler aussi agreablement au lieu de rester a l’ambulance avec la balle de ce fou dans le corps. [Будете ли вы так добры сказать мне теперь, с кем я имею честь разговаривать так приятно, вместо того, чтобы быть на перевязочном пункте с пулей этого сумасшедшего в теле?]
Пьер отвечал, что не может сказать своего имени, и, покраснев, начал было, пытаясь выдумать имя, говорить о причинах, по которым он не может сказать этого, но француз поспешно перебил его.
– De grace, – сказал он. – Je comprends vos raisons, vous etes officier… officier superieur, peut etre. Vous avez porte les armes contre nous. Ce n’est pas mon affaire. Je vous dois la vie. Cela me suffit. Je suis tout a vous. Vous etes gentilhomme? [Полноте, пожалуйста. Я понимаю вас, вы офицер… штаб офицер, может быть. Вы служили против нас. Это не мое дело. Я обязан вам жизнью. Мне этого довольно, и я весь ваш. Вы дворянин?] – прибавил он с оттенком вопроса. Пьер наклонил голову. – Votre nom de bapteme, s’il vous plait? Je ne demande pas davantage. Monsieur Pierre, dites vous… Parfait. C’est tout ce que je desire savoir. [Ваше имя? я больше ничего не спрашиваю. Господин Пьер, вы сказали? Прекрасно. Это все, что мне нужно.]
Когда принесены были жареная баранина, яичница, самовар, водка и вино из русского погреба, которое с собой привезли французы, Рамбаль попросил Пьера принять участие в этом обеде и тотчас сам, жадно и быстро, как здоровый и голодный человек, принялся есть, быстро пережевывая своими сильными зубами, беспрестанно причмокивая и приговаривая excellent, exquis! [чудесно, превосходно!] Лицо его раскраснелось и покрылось потом. Пьер был голоден и с удовольствием принял участие в обеде. Морель, денщик, принес кастрюлю с теплой водой и поставил в нее бутылку красного вина. Кроме того, он принес бутылку с квасом, которую он для пробы взял в кухне. Напиток этот был уже известен французам и получил название. Они называли квас limonade de cochon (свиной лимонад), и Морель хвалил этот limonade de cochon, который он нашел в кухне. Но так как у капитана было вино, добытое при переходе через Москву, то он предоставил квас Морелю и взялся за бутылку бордо. Он завернул бутылку по горлышко в салфетку и налил себе и Пьеру вина. Утоленный голод и вино еще более оживили капитана, и он не переставая разговаривал во время обеда.
– Oui, mon cher monsieur Pierre, je vous dois une fiere chandelle de m’avoir sauve… de cet enrage… J’en ai assez, voyez vous, de balles dans le corps. En voila une (on показал на бок) a Wagram et de deux a Smolensk, – он показал шрам, который был на щеке. – Et cette jambe, comme vous voyez, qui ne veut pas marcher. C’est a la grande bataille du 7 a la Moskowa que j’ai recu ca. Sacre dieu, c’etait beau. Il fallait voir ca, c’etait un deluge de feu. Vous nous avez taille une rude besogne; vous pouvez vous en vanter, nom d’un petit bonhomme. Et, ma parole, malgre l’atoux que j’y ai gagne, je serais pret a recommencer. Je plains ceux qui n’ont pas vu ca. [Да, мой любезный господин Пьер, я обязан поставить за вас добрую свечку за то, что вы спасли меня от этого бешеного. С меня, видите ли, довольно тех пуль, которые у меня в теле. Вот одна под Ваграмом, другая под Смоленском. А эта нога, вы видите, которая не хочет двигаться. Это при большом сражении 7 го под Москвою. О! это было чудесно! Надо было видеть, это был потоп огня. Задали вы нам трудную работу, можете похвалиться. И ей богу, несмотря на этот козырь (он указал на крест), я был бы готов начать все снова. Жалею тех, которые не видали этого.]
– J’y ai ete, [Я был там,] – сказал Пьер.
– Bah, vraiment! Eh bien, tant mieux, – сказал француз. – Vous etes de fiers ennemis, tout de meme. La grande redoute a ete tenace, nom d’une pipe. Et vous nous l’avez fait cranement payer. J’y suis alle trois fois, tel que vous me voyez. Trois fois nous etions sur les canons et trois fois on nous a culbute et comme des capucins de cartes. Oh!! c’etait beau, monsieur Pierre. Vos grenadiers ont ete superbes, tonnerre de Dieu. Je les ai vu six fois de suite serrer les rangs, et marcher comme a une revue. Les beaux hommes! Notre roi de Naples, qui s’y connait a crie: bravo! Ah, ah! soldat comme nous autres! – сказал он, улыбаясь, поело минутного молчания. – Tant mieux, tant mieux, monsieur Pierre. Terribles en bataille… galants… – он подмигнул с улыбкой, – avec les belles, voila les Francais, monsieur Pierre, n’est ce pas? [Ба, в самом деле? Тем лучше. Вы лихие враги, надо признаться. Хорошо держался большой редут, черт возьми. И дорого же вы заставили нас поплатиться. Я там три раза был, как вы меня видите. Три раза мы были на пушках, три раза нас опрокидывали, как карточных солдатиков. Ваши гренадеры были великолепны, ей богу. Я видел, как их ряды шесть раз смыкались и как они выступали точно на парад. Чудный народ! Наш Неаполитанский король, который в этих делах собаку съел, кричал им: браво! – Га, га, так вы наш брат солдат! – Тем лучше, тем лучше, господин Пьер. Страшны в сражениях, любезны с красавицами, вот французы, господин Пьер. Не правда ли?]
wiki-org.ru
Самопознание и развитие личности – виды самопознания
На сегодняшний день самым популярным и востребованным словом среди здоровых людей является «совершенствование». В каждой сфере человек должен двигаться, расти, развиваться. Однако мало кто понимает, как это делать, отчего и не достигают в итоге. Все люди рады бы развиваться как личности, однако они делают все, что не способствует этому. Одним из важных этапов развития является самопознание, которого существует несколько видов.
Какую роль самопознание выделяется интернет-журналом psytheater.com в развитии самого себя? Человек способен развиваться лишь тогда, когда знает, какими недостатками он обладает, чтобы их изменить и усовершенствовать. А чем обычно занимаются люди? Они меняют окружающих и мир в целом, забывая о том, что развитие и достижение счастья, успеха, любви начинается с развития самих себя. Люди меняют и воздействуют на что угодно, только не на самих себя. И здесь психологи выделяют две самые главные причины этого:
- Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
- Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.
Человек «тормозит» себя в своем развитии, самосовершенствовании, пока не замечает своих слабых сторон, шаблонного поведения, неправильных поступков и не определяется с действиями, которые ему нужно совершить, чтобы их исправить. Пока человек глух к советам других людей, винит в своих бедах окружающих (а ведь беды – это ответ мира на поступки человека) и не решает изменить самого себя, он продолжает попадать в те же беды и получать те же несчастья, что и раньше. Чтобы измениться, нужно увидеть собственные слабые стороны, неправильные поступки и шаблонное поведение, которое и приводит к проблемам.
Самый важный этап – начать менять себя. Видеть за собой недостатки люди уже научились. Но это еще не все. Нужно поработать над тем, чтобы убрать эти недостатки и развить в себе достоинства. А это куда более сложный и тяжелый процесс, требующий силы воли и полного контроля над самим собой.
Чтобы развиваться, нужно менять себя. Вроде звучит вполне закономерно, понятно. Но многие люди почему-то до сих пор верят в иллюзию о том, что можно как-то развиваться, не меняя при этом своих привычек, характера, поступков, образа жизни. Как можно сделать себя другим, не меняя? Звучит вполне естественно, но когда речь касается непосредственных действий, то человек начинает надеяться на то, что, не меняя себя, он сможет обмануть судьбу и стать совершенным.
Не обманывайте самих себя. Развитие возможно только тогда, когда вы сами видите свои слабые стороны, шаблонное поведение и неправильные поступки, которые дают вам ту жизнь, которой вы в итоге живете. Вам нужно не всего себя менять, а лишь часть. Но даже это тяжело сделать, когда вы не хотите, обманываете себя и пытаетесь надурить весь мир.
Чтобы развиваться, нужно менять себя. И это желание должно быть лично вашим. Именно вы должны хотеть измениться. Именно вы должны заниматься и контролировать самих себя. Жизнь не изменится без ваших изменений. Вы не обманете судьбу. И вы это можете понять, если проанализируете свое прошлое, где ваши попытки обмана потерпели крах.
Что такое самопознание?
Самопознание является важным этапом в развитии и совершенствовании личности. Данный термин подразумевает познание человеком своей личности в любом ее ракурсе:
- Биологическая сфера – познание своего тела, своих физических возможностей, функции организма, его изменений.
- Социальная – умение получать знания, нарабатывать навыки, контактировать с людьми.
- Личностная – умение принимать решения, мечтать, делать выводы и пр.
Человек – это целая система, которая состоит из тела, души и разума. Если человек начинает познавать себя, тогда он рассматривает конкретно свое тело, свою жизнь, качества характера и манеры поведения, комплексы и страхи, достоинства и недостатки и пр.
Самопознание современному человеку дается очень трудно, поскольку его никто не учит этому. Более того, каждый индивид сталкивается с тем, что думать о себе, заботиться и любить себя считается эгоистичными проявлениями, которые не принимаются и порицаются обществом. Если человек не должен о себе заботиться и думать, тогда ему не нужно себя познавать. А какое здесь может быть развитие, если человек даже не знает, что менять?
С детства людей обучают думать о других, помогать и заботиться о ближних. Вот и получается, что люди познают друг друга, но не самих себя. А воздействовать на собственную жизнь они стараются путем изменения окружающих или внешнего мира. Возьмем пример, который предлагается всем, кто желает что-то изменить в своей жизни: рекомендуется изменить место жительства, работу, сменить круг знакомых и даже любимого человека, если индивида что-то не устраивает. Но, как говорят мудрецы, куда бы человек ни пошел и ни убежал, он всегда берет с собой самого себя.
Как свинья везде и повсюду найдет грязь, так и человек не изменит своей жизни, пока продолжает обладать теми же качествами и совершать привычные поступки, которыми он и раньше довел себя до беды.
Любому человеку легче всего оставаться самим собой. Кстати, люди, которые приемлют данный образ жизни, часто используют выражение: «Принимайте меня таким, каков я есть». Но что происходит, когда вы совершаете одни и те же действия? Вы получаете один и тот же результат. И поэтому только вам решать, будете ли вы оставаться прежними, чтобы натыкаться на «одни и те же грабли», или начнете развиваться, чтобы достичь новых результатов.
Вы можете быть такими, какими только захотите быть, и достигнуть всего, чего только пожелаете. Для этого нужно всего лишь организоваться свою жизнь так, чтобы она приносила вам то, чего вы хотите. Другими словами, выработайте в себе такие привычки, образ мыслей, жизни, мировоззрения, чтобы все это приводило вас к тому, чего вы хотите достичь.
Многие люди привыкли жить по типу игры «Тетрис»: опыт остается тем же, а количество ошибок нарастает. То есть время идет, но человек проходит через жизненные трудности с повторением своего опыта, накопляя ошибки. А ведь жизненные проблемы даны для того, чтобы человек развивался, эволюционировал, менялся, становился лучше.
Зачем сохранять в себе то, что не приводит вас к желаемому результату? Вы понимаете, к примеру, что алкоголь не приносит вам пользы, а лишь вредит вашему здоровью. Тогда почему вы продолжаете развиваться в себе привычку пить пиво или водку по окончанию рабочего дня, если хотите при этом быть здоровыми и успешными людьми? Перестаньте лелеять в себе те привычки, которые не приводят вас к поставленным целям. Лучше потратьте некоторое время на выработку новых пристрастий и привычных действий, которые будут приносить вам пользу и даже выгоду.
Многое можно изменить в этой жизни, особенно в своей. И только вам решать, оставаться прежними или развиваться, чтобы в итоге получать то, что вы заслужили.
перейти наверхСамопознание и развитие личности
Наблюдается тесная взаимосвязь между самопознанием и развитием личности. С самого детства человек обладает стремлением к самопознанию, чтобы совершенствовать свои умения и возможности. Самопознание – узнавание своих возможностей и качеств. Развитие – это совершенствование своих возможностей и качеств.
Поскольку каждый ребенок проходит процесс воспитания, на каком-то этапе он сталкивается с тем, что должен думать об окружающих людях и мире, а не о самом себе. На этом процесс самопознания останавливается, что приводит к отсутствию развития.
Чтобы развиваться, нужно познавать себя. Здесь наблюдается удивительный процесс: когда человек начинает наконец-то видеть себя в реальном свете, у него возникает энергия, заставляющая его развиваться. Он начинает понимать, почему сталкивается с теми бедами, которые постоянно его преследуют. Он понимает, почему совершал те или иные ошибки. Теперь становится ясным, что нужно сделать для достижения успеха в тех областях, где человек ставит цели и не достигает их.
Самопознание уже дает энергию человеку, чтобы он начал свое развитие, поскольку он начинает понимать, а не витать в собственных иллюзиях.
Иллюзии присущи всем людям, которые вынуждены были забыть о себе и начать думать обо всех остальных. У каждого человека есть личное представление о самом себе. И здесь возникает некоторый диссонанс:
- «Я»-идеальное – это то, каким человек хочет быть.
- «Я»-реальное – это то, каким человек на самом деле является, но таким он себя не знает.
- «Я»-социальное – это то, каким человека видят окружающие люди. Зачастую они тоже плохо знают человека в реальном свете, поскольку познают его лишь до той поры, пока им это интересно и выгодно.
Самооценка как раз и строится на том, как человек на себя смотрит и с какой позиции оценивает. Часто самооценка человека строится на том мнении, которое он слышит в свой адрес со стороны других людей. У некоторых людей самооценка строится на том идеальном образе, которыми они хотели бы быть, из-за чего она каждый раз падает, когда они замечают, что не соответствуют своим идеалам. И лишь малая часть людей обладают здоровой самооценкой, когда они реально смотрят на самих себя, не выдумывая ничего и не подвергаясь влиянию окружающего мнения.
Когда человек познает самого себя, у него появляется шанс повысить свою самооценку и сделать ее адекватной. Адекватная самооценка зависит от того, насколько реально человек себя оценивает и не требует от себя невозможного. При понижении самооценки личность старается быть идеальной, что у нее не получается, а также окружающие люди постоянно подавляют ее своей критикой. Завышенная самооценка является результатом того, что человек уже считает себя идеальным, конечно же, на самом деле таким не являясь.
Самопознание помогает сформировать стабильную и адекватную самооценку. Это не значит, что у вас не будет недостатков. Наоборот, вы будете знать о своих слабых сторонах, но не будете из-за них огорчаться. Теперь перед вами встанет выбор: менять свои недостатки на достоинства или оставлять их в себе, не критикуя себя за их наличие?
перейти наверхВиды самопознания
Видами самопознания являются:
- Самонаблюдение – наблюдение за внутренними процессами, мыслями и своим поведением.
- Самоанализ – открытие причинно-следственных связей в происходящих событиях, мотивы собственного поведения, выделение черт на основе выявленных связей.
- Сравнение – сопоставление себя с другими людьми или образами.
- Моделирование – создание своего нового образа на основе имеющихся характеристик.
- Осознание противоположностей – видение имеющихся качеств и тех, которыми он хотел бы обладать. Если человек научится видеть в своих качествах, которые ранее воспринимал исключительно негативно, еще и позитивные явления, тогда он будет относиться к ним менее критично, что сделает его сильнее.
Для самопознания можно воспользоваться услугами психолога, который станет объективным наблюдателем.
перейти наверхИтог
Чтобы что-либо изменить в своей жизни, нужно знать, что именно менять. А пока человек боится взглянуть на себя, он будет направлять силы, чтобы изменить окружающих людей или мир в целом, что абсолютно невозможно и даже бессмысленно.
psytheater.com
СамоПознание- что это?
«Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может.
И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей»
С. Цвейг
Достигая в жизни определенных высот, многие люди не получают морального удовлетворения, поскольку успех порой никак не взаимосвязан с душевным спокойствием. Каждый человек иногда задает себе вопросы, напрямую касающиеся самопознания и предназначения в этом мире. Как правило, люди начинают искать ответы на свои вопросы в открытых источниках, перечитывая различные книги или меняя вероисповедания. На определенном этапе жизни данные методы могут дать результат, но обычно первоначальная концепция довольно легко устраняется, поэтому процесс самопознания, по сути, бесконечен.
Самопознание – это уникальный процесс, в ходе которого человек изучает себя самостоятельно или со специалистом – пытается заглянуть в глубины души, чтобы лучше оценить уровень физических и психических возможностей.
Подобная потребность свойственна всем людям, этим каждый человек и отличается от животных. Многие религиозные направления неразрывно связаны с самопознанием. Так, еще несколько тысяч лет назад мыслители считали, что самопознание – это отличный способ уединиться с Богом, которым может воспользоваться любой человек, чтобы найти в себе скрытые резервы, столь необходимые для дальнейшего развития. Но, к сожалению или к счастью, религии не давали всех ответов, там где не было ответов человеку предлагали слепую веру. Не всех это устраивало, и человек искал пути познавать себя и окружающий мир.
Бытует мнение, что люди все основополагающие поступки в жизни делают самостоятельно: выбирают определенную цель, ошибаются (исправляют недочеты), выстраивают отношения с родственниками и друзьями. Это далеко не так. Чаще всего неосознаваемые нами моменты управляют нашим поведением. Конечно, если человек начинать ощущать свои сильные и слабые стороны, то у него сразу повышается самооценка, а значит, автоматически улучшается качество жизни.
Самопознание – способность человека к собственному изучению, выявлению у себя тех или иных психофизических особенностей. Также к самопознанию относят осмысление своих желаний и идей, личностных качеств и реакций. Даже если разобрать сам термин с морфологической точки зрения, получится 2 слова: “сам” и “познание”. По ним можно сделать несложный вывод о прямом значении данного понятия.
Каждый живущий на Земле человек, хотя бы раз в жизни задумывался о собственном предназначении. Возможно, некоторые люди уже с рождения видят своё место в этом мире, но большинство занимается его поискам на протяжении многих лет. Чтобы ответить на этот вопрос, придётся для начала узнать себя и свои особенности, чтобы в дальнейшем понимать, как их можно использовать для саморазвития и пользы обществу.
Самопознание и развитие личности — в чем отличия и сходства?
Самопознание и развитие личности – это процессы, которые влияют на успешность каждого человека. Как уже говорилось выше, самопознание – это способность индивида объективно оценивать свои возможности, а также желание отыскивать дополнительные резервы. В свою очередь, развитие – это умение человека постепенно совершенствоваться, возлагая надежды только на собственные силы, и достигать новых высот.
Наука психология считает, что процесс самопознания во многом зависит от следующих факторов:
- Здоровье человека (физическое и психологическое).
- Наличие личностного потенциала (способность к его реализации).
- Умение достигать гармонии (прежде всего, в своем внутреннем мире).
Вышеперечисленные факторы способны обеспечить высокую эффективность самопознания, если их грамотно совместить.
В целом, самопознание, как и развитие личности, достаточно продолжительные процессы, которые связаны между собой. Они могут продолжаться в течении всей человеческой жизни.
Виды самопознания
Психологическая концепция, получившая название «Я», прекрасно характеризует способность человека осознавать свою роль в современном мире. Конечно, если представления индивида надуманы или недостаточно правдивы – неизбежно наступает противоречие с реальной жизнью. Если оценка соответствует действительности, то человек продолжит развиваться до тех пор, пока не достигнет серьезного прогресса. В процессе совершенствования своих навыков индивид, как правило, проходит следующие виды самопознания:
Первичное самопознание
Предполагает доверительное отношение индивида к другим людям, которые высказывают какое-либо мнение о нем.
Конфликт с первичным самопознанием
Приходит время, когда человек начинает осознавать, люди высказывают различные мнения, которые никак не состыковываются друг с другом. Именно поэтому индивид делает определенные выводы, полагаясь на личный опыт.
Вторичное самопознание
Этот процесс предполагает кардинальное изменение представлений человека о собственной жизни. В результате начинается активное развитие индивида – старые принципы полностью или частично отвергаются, поэтому человек меняет свою сущность. По сути, происходит явление, которое можно описать фразой «Я – не совсем такой, как вы представляли в своей голове».
Все вышеперечисленные этапы самопознания могут проходить по-разному, ведь каждый человек – это индивидуальность со своим характером и жизненными принципами.
5 простых упражнений на СамоПознание
Как правило, процесс самопознания начинается только тогда, когда человек видит в себе определенные недостатки, которые необходимо исправить в обязательном порядке. Сделать это можно, воспользовавшись следующими методами (упражнениями):
Наблюдение за собой
Специалисты называют данный процесс «интроспекцией». Принцип самонаблюдения — каждый человек может себя контролировать, полагаясь на интуицию и различные ощущения.
Детальное сравнение
Человек сопоставляет себя с другими людьми, чтобы найти ответ на вопрос, какие нормы поведения приемлемы в современном обществе.
Составление личностного портрета
Воспользовавшись подобным методом, человек может понять, какие люди его привлекают, почему обычно происходят конфликтные ситуации и прочие неурядицы. Конечно, он должен тщательно проанализировать все вышеперечисленные нюансы и сделать определенные выводы, на основании которых будут построены дальнейшие взаимоотношения с людьми.
Принятие себя настоящего
Со временем каждый человек начинает осознавать, что модель поведения, которую он обычно исповедует, может приводить как к положительным, так и отрицательным последствиям. Именно поэтому, крайне важно, чтобы он принял себя настоящего (с позитивными и негативными чертами характера).
Наблюдение за другими людьми с учетом новых знаний, полученных в процессе саморазвития
Каждый человек может сравнить поведение других людей со своим, чтобы правильно оценить то, что происходит вокруг него.
Самопознание – это многогранный процесс, поэтому трудно заранее предугадать, каких успехов добьется тот или иной человек, но к идеалу нужно стремиться всегда, возлагая надежды только на собственные силы!
Автор: портал СамоПознание
Редакция: Ольга Толмачева, Владислав Умуров
mercabadom.ru
Самопознание, самооценка
Муки самопознания – что это?Начнем с научного определения — что такое самопознание?
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.
Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.
Думаю, что познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.
Человек – изначально существо духовное само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице.
Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.
Если рассматривать с точки зрения психологии, то выделяют три основные мотива, которые заставляют обращаться человека к самооценке: 1.понимание себя; 2.повышение собственной значимости; 3. самопроверка.
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искаженная самооценка.
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).
К основным путям самопознания относят
• анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;
• самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события;
• самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).
Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе.
Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.
Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы, то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.
Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.
Этапы самопознания
Первичное самопознание
В процессе самопознания (становления идентичности) выделяют ряд этапов. Первый этап – первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Это самопознание можно также назвать пассивным, рецептивным и конструирующим, поскольку здесь происходит «доверчивое» восприятие мнения окружающих и создание «Я-концепции», которая полностью формулируется окружающими. На пути первичного самопознания могут возникнуть «проблемы несоответствия», которые исходят как от самого человека, так и от определяющих его людей.
Кризис первичного самопознания
Поэтому рано или поздно наступает второй этап – кризис первичного самопознания, связанный с тем, что появляются несогласованные мнения о человеке, исходящие от разных людей, с тем, что появляются внутренние изменения, которые не вписываются в привычный образ «Я», и т.д. – все это приводит к «когнитивному диссонансу», требующему своего разрешения. Быть может, самопознание в полном смысле – как познание себя самим собой, а не Другим – начинается именно со встречи с опытом, который не умещается в привычную «Я-концепцию». Кризис самопознания приводит также к изменению роли Другого в самопознании. Человек уже не может опираться на Другого, на его определения, человек начинает переходит к самоопределению.
Вторичное самопознание
Таким образом, кризис самопознания инициирует третий этап – вторичное самопознание – изменение представлений человека о самом себе. Это уже активное самопознание, поскольку теперь человек определяет себя сам. Другой в данном случае выступает в качестве образца, модели, он пассивен, он используется лишь как мерка, как эталон или как подтверждающий посредник. Это уже реконструирующее самопознание, поскольку мы имеем дело с переопределением «Я-концепции», которое может состояться только на базе имеющегося представления, когда человек подвергает сомнению истинность своей привычной конструкции. Тогда он переделывает себя в соответствии со своим собственным планом.
В заключении следует сказать, что, по моему мнению, обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах и т.п.
www.7chakr.ru