Общая характеристика самопознания как процесса
Процесс* — последовательная смена состояний, явлений в развитии чего-либо; в более узком понятии — последовательность действий для достижения определенной цели. Мы будем рассматривать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.
Своеобразие самопознания как процесса схематически (рис. 5) может быть представлено
следующим образом: Обнаружение —> Фиксация Анализ —> Оценка —> Принятие
Итак, вначале мы обнаруживаем в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику, например неуверенность. Момент обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается смысла.
В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее закрепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальнейшей жизни. Бывают ситуации, когда мы, общаясь с определенным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до следующего случая, в результате — не можем провести соответствующий анализ и оценить в целом меру своей неприязни. Следующий шаг — это анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т. п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в себе неуверенность, необходимо задать конкретные вопросы: в чем проявляется моя неуверенность? Во всех ли ситуациях я испытываю ее? Что является причинами ее возникновения? С какими другими качествами (тип темперамента, мягкосердечность, доброта и др.
) она связана? Последовательно задавая эти вопросы и отвечая на них, мы углубляем представление о своей неуверенности и границах ее распространения.Следующий этап — мы оцениваем то или иное качество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом того или иного качества, который сами создаем для себя, либо с общепринятыми и усвоенными нами образцами. В данном случае мы можем оценить себя по-разному: как очень неуверенный человек, сравнивая себя с другими людьми или конкретным хорошо знакомым нам человеком; как умеренно неуверенная личность с неуверенностью, проявляющейся только в определенных ситуациях; как уверенный человек, а неуверенность проявляется только в критических, неожиданных ситуациях и выступает, скорее, не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность.
И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия мы включаем свою неуверенность в структуру Я-концепции, относимся спокойно к ее существованию, пытаемся найти в ней позитив, можем поставить задачу по ограничению проявления неуверенности и развития в себе уверенности в будущем. Но возможны случаи, когда мы не принимаем неуверенность, отторгаем ее (в область бессознательного), всем пытаемся доказать, что я уверенный человек, а если не отторгаем, то начинаем «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только ухудшает положение, общее самочувствие, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают в конфликты с другими людьми. Вообще нужно сказать, что борьба с собой — это нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с самым дорогим, что у тебя есть, т.е. ты сам. Поэтому искусство самопринятия — это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт — акт самосовершенствования (об этом мы будем говорить в следующем разделе).
Итак, самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания? К ним могут быть отнесены следующие.
Степень осознанности — неосознанности. В большинстве случаев процесс самопознания носит непрерывный характер и является до определенного предела неосознанным. Человек просто живет, учится, трудится, общается, ведет беспрестанный диалог с самим собой. (В нас живет такой «болтун», который начинает «болтать», как только мы просыпаемся, а иногда проявляет себя и во сне.)
В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силу действия закона перехода количества в качество в один прекрасный момент осознаются и фиксируются в сознании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уровне неосознанной установки, определяя наше поведение и способы саморегулирования. Нужно отметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей, не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлексии, т. е. не способных встать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе.
Самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т.е. человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя.
Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятельность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает свое самопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он познает себя. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себя самопознание превращается в самокопание, порождающее не объективное знание о себе, а различного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всем должны быть мера и здравый смысл.Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Наша жизнь состоит из спокойных и кризисных периодов, из отрезков не насыщенных и насыщенных событиями, которые резко могут менять судьбу и биографию. Поэтому самопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимо принимать ответственные решения: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др. Чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности.
Принципиальная незавершенность самопознания — это, пожалуй, одна из самых интересных закономерностей. Она обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осознания, человек уже родился, живет, у него даже сформировались элементарные акты самосознания в виде выделения своего физического Я из окружающего мира, а вот познает он себя несколько позже. То же самое характерно и для взрослого человека, реально его личность и жизнь богаче, чем то, что он знает о себе. Всегда есть неопознанное, слепое пятно (вспомним «Окно Джогари»). Поэтому познать себя полностью невозможно, даже людям, обладающим выдающимися способностями в этой сфере. Например, буддистские монахи всю жизнь занимаются самопознанием и практикой самосовершенствования, но только один Будда (принц Гаутама) достиг своих пределов. У некоторых людей такое положение дел может вызвать отчаяние, ощущение бессмысленности жизни, если они не могут познать себя.
Кроме общих закономерностей самопознания: степени осознанности, разной насыщенности, принципиальной незавершенности— выделяют и некоторые специфические особенности самопознания, которые дополняют его целостную картину.
1. Самопознание проходит в своем развитии два этапа. На первом этапе самопознание осуществляется в системе «Я—другие». С одной стороны, начиная с раннего детства человек находится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно оценивают его, и вольно или невольно он начинает руководствоваться этими оценками, принимать их в той или иной степени, усваивать сами способы оценивания. С другой стороны, ребенок сам приобретает опыт оценивания других, вначале повторяя оценки взрослых, а затем и формулируя их самостоятельно. Тем самым он учится сравнивать себя с другими, через систему взаимооценок начинает постепенно постигать собственное Я, у него формируются первоначальные представления о себе, затем и первый опыт создания образа Я через осознание своего отличия от других. На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я— Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время при различных обстоятельствах. Здесь он уже анализирует собственную деятельность, ее результативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личности и поведенческие характеристики. То есть самопознание начинает работать как самостоятельный процесс, способный обнаруживать, фиксировать, анализировать, оценивать и принимать познаваемое в себе. Справедливости ради следует отметить, что первый этап сохраняет свой потенциал до конца жизни, он просто органически включается в структуру второго этапа и не утрачивает своего значения.
2. Интенсивность, глубина, обоснованность самопознания зависят от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. Например, к ним относятся экстраверсия и интровер-сия. Экстраверт — человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром, поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнем мире. Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимы собственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознание осуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт — к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии—интроверсии. То же можно сказать и о некоторых других чертах, в частности о влиянии различных типов акцентуации характера на своеобразие и сферы самопознания.
3. Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности — это свойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не- сводятся. Способности к самопознанию — это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро, качественно, всесторонне и адекватно познать себя. В силу разного уровня развития этих способностей люди значительно различаются друг от друга: одни постоянно занимаются самопознанием, хорошо и всесторонне знают себя и умеют использовать эти знания в жизни и деятельности; другие самопознанием занимаются эпизодически, их знания о себе отрывочны и фрагментарны, и, что самое главное, их представления о себе неадекватны, т. е. не соответствуют действительности. Как часто мы встречаемся с людьми с завышенной или заниженной самооценкой, придумавших себя, не способных, в силу этих причин, правильно строить свои отношения с миром, социальным окружением. Но, как и всякую способность, способность к самопознанию можно развивать. Что для этого необходимо? Прежде всего формировать позитивную мотивацию самопознания; полностью использовать потенциал основных механизмов самопознания — идентификацию и рефлексию; обучаться специфическим приемам самопознания — самонаблюдению, самоанализу, самомоделированию и др. ; использовать различные средства самопознания: чтение художественной литературы, изучение психологии, ведение дневников и т.д.
контрольно-измерительные задания по обществознанию | Методическая разработка на тему:
Тест: «Знание о человеке и обществе».
Вариант II.
- К основным признакам общества как системы относятся:
а) природные условия;
б) отсутствие изменений;
в) общественные отношения;
г) этап исторического развития.
- К наукам, изучающим общество, из перечисленных относятся:
а) анатомия;
б) философия;
в) генетика;
г) математика.
- К критериям истины относятся:
а) длительность существования суждения;
б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике;
г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.
- Понятие «общества» не включает в себя положение:
а) часть материального мира;
б) система;
в) формы объединения людей;
г) природная среда обитания.
- Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом называется:
а) истиной;
б) практикой;
в) опытом;
г) здравым смыслом.
- К особенностям научного познания относится:
а) стремление к объективности и доказательности;
б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;
г) опора на здравый смысл.
- Признаком человеческой деятельности, отличающим её от поведения животных, является:
а) проявление активности;
б) целеполагание;
в) приспособление к окружающему миру;
г) взаимодействие с природой.
- Для обозначения разных видов деятельности людей в их взаимосвязи (быт, труд, культура, качество жизни и др.) используется понятие:
а) «потребление»;
б) «образ жизни»;
в) «уровень жизни»;
г) «благосостояние».
- Результат познавательной деятельности человека определяется понятием:
а) «познание»;
б) «определение»;
в) «знание»;
г) «практика».
Ответы:
- в.
- б. 9 -а
- в.
- г.
- а.
- а.
- б.
- б.
Тест: «Знание о человеке и обществе».
Вариант II.
- К основным признакам общества как системы относятся:
а) природные условия;
б) отсутствие изменений;
в) общественные отношения;
г) этап исторического развития.
- К наукам, изучающим общество, из перечисленных относятся:
а) анатомия;
б) философия;
в) генетика;
г) математика.
- К критериям истины относятся:
а) длительность существования суждения;
б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике;
г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.
- Понятие «общества» не включает в себя положение:
а) часть материального мира;
б) система;
в) формы объединения людей;
г) природная среда обитания.
- Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом называется:
а) истиной;
б) практикой;
в) опытом;
г) здравым смыслом.
- К особенностям научного познания относится:
а) стремление к объективности и доказательности;
б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;
г) опора на здравый смысл.
- Признаком человеческой деятельности, отличающим её от поведения животных, является:
а) проявление активности;
б) целеполагание;
в) приспособление к окружающему миру;
г) взаимодействие с природой.
- Для обозначения разных видов деятельности людей в их взаимосвязи (быт, труд, культура, качество жизни и др.) используется понятие:
а) «потребление»;
б) «образ жизни»;
в) «уровень жизни»;
г) «благосостояние».
- Результат познавательной деятельности человека определяется понятием:
а) «познание»;
б) «определение»;
в) «знание»;
г) «практика».
О самопознании на рабочем месте
Амани ДжебалиАмани Джебали
Специалист по талантам в Micropole, Франция | Студент бизнес-школы Audencia: специализированный магистр международного менеджмента.
Опубликовано 1 ноября 2021 г.
+ Подписаться
Познание себя считается сложной задачей. Когда задают вопрос о нас самих, мы внезапно застаемся врасплох, потому что чувствуем себя беспомощными, когда отвечаем на вопрос, в котором мы являемся субъектом или центром внимания.
Люди привыкли замечать других: что другие делают, что другие едят, над чем другие работают. Мы действительно находимся под пристальным вниманием друг друга, но никогда не подвергаем себя испытанию. Мы постоянно дистанцируемся от критики, от центра внимания и не позволяем себя сканировать, особенно в профессиональной среде. Вот почему, по сути, автооценка или эксперименты с примерами ретроспективы могут быть очень неоднозначными, но также и очень полезными. Людям нелегко дать определение того, «кто они есть». Они даже воспринимают себя иначе, чем другие. В повседневной жизни мы полагаемся на то, что окружающие нас люди описывают нас и дают нам удовлетворительное видение того, что мы можем для них представлять. С этой точки зрения французский психолог и психоаналитик Жак Лакан разработал то, что известно под теорией взгляда, которая развивает чувство того, что на вас «смотрят» или «рассматривают» как объект, который можно увидеть и в котором есть развитие своей субъективности через взгляд другого (le review). Эта теория подтверждает, что можно каким-то образом найти свою идентичность, полагаясь на мнение другого человека. Есть и другая социальная перспектива этой теории, в которой Взгляд выходит за ограниченные социальные рамки и применяется к отношениям власти, в которых две стороны неравны: человек, подвергающийся Взгляду, ниже того, кто является источником этого взгляда. Однако сегодня на рабочем месте сотрудников поощряют к самоанализу и побуждают выявлять свои собственные личностные черты, прежде чем углубляться в профессиональный мир. Хотя испытывать Взгляд естественно, человек должен уметь распознавать, по крайней мере, свои сильные и слабые стороны на рабочем месте. Для сотрудников или менеджеров важно иметь определенный уровень самопознания в отношении своих навыков и социальных способностей, что является ключом к их успеху. Профессиональная среда – это арена конкуренции, производительности и эффективности. Поэтому для любого человека крайне важно сформулировать идентичность и быть в состоянии легко определить себя, чтобы не попасть в ловушку профессионального Взгляда, который становится основанным на отношениях власти, в которых человек может потерять свою идентичность и стать неспособным доказать свою способность выполнять задания. Иерархии в предпринимательском мире — это нормально. Однако ненормальность заключается в способности некоторых работодателей без колебаний недооценивать своих сотрудников, потому что последние не развили самосознание и самопознание. Некоторые личностные тесты, такие как MBTI (индикатор типа Майерс-Бриггс), разработанный Карлом Юнгом и другими, являются одним из проверенных способов предоставить человеку квазиполное описание его типа личности, чтобы облегчить его интеграцию, особенно в его рабочей среде и среди их коллеги:
Согласно официальному веб-сайту mbtionline.com, эта оценка:
- « Измеряет ваши личностные предпочтения в рамках MBTI
- Помогает вам понять свое поведение
- Дает вам представление о коммуникативных привычках
- Помогает вам лучше понимать других людей. »
Действительно, идентификация себя с помощью такого теста и конкретное представление о том, чего мы можем достичь благодаря нашим личностным качествам, позволяет нам, как сотрудникам или работодателям в этом отношении, создать гармоничное рабочее пространство, в котором каждый из нас преуспевают в том, что у них получается лучше всего. Кроме того, по данным: hrdconnect.com,
« Исследования показали, что люди с более точным самовосприятием, как правило, лучше работают на рабочем месте (…). В опросе, который мы провели в 2017 году, мы спросили респондентов о преимуществах и недостатках самосознания. Участники гораздо чаще упоминали преимущества, чем недостатки; в первую пятерку вошли лучшее понимание своих реакций и мотивации, лучшее управление собой и другими, способность адаптировать свое поведение, улучшение взаимоотношений и личностный рост. Они чувствовали, что повышенное самосознание было особенно полезно при работе с другими в команде. »
В заключение отметим, что самосознание и самопознание являются главными качествами для достижения успеха на рабочем месте. Понятие познания себя на первый взгляд кажется скорее философским размышлением, чем осязаемой идеей, которую нужно реализовать. Но если хорошенько подумать, то обязательно поймешь, что достижение самосознания не невозможно и происходит постепенно, с опытом и устойчивыми рабочими привычками.
Интервью с Sihem Ben Gueblia: Ответственный Fonctionnel Applicatif SIRH от Framatome.
30 окт. 2021 г.
Интервью с выпускниками Audencia: Беранжер Каро, стажёр TotalEnergies:
29 октября, 2021 г.
Искусство эффективного мышления в современном мире.
13 окт. 2021 г.
Прокрастинация и успех: конфликтные отношения.
7 октября 2018 г.
Увидеть все
Альберт Ньюен и Готфрид Фосгерау, Репрезентативный отчет о самопознании
Дополнительные параметры загрузки
Альберт Ньюен и Готфрид Фосгерау
Самопознание — это знание собственных состояний (или процессов) в индексальном способе представления. Философские дебаты концентрируются на ментальных состояниях (или процессах). Если характеризовать самопознание предложениями на естественном языке, то наиболее адекватное высказывание имеет структуру вида «Я знаю, что нахожусь в психическом состоянии М». Эта характеристика здравого смысла должна быть развита в адекватное описание. В этом исследовании мы займемся двумя вопросами: (i) Что именно представляет собой явление, обозначаемое «самопознанием», и как мы можем адекватно описать форму самопознания, которой мы могли бы реально наслаждаться? (ii) Можем ли мы иметь самопознание, учитывая тот факт, что значение некоторых слов, которые мы произносим, зависит от среды или языкового сообщества? Теория, которую мы защищаем, утверждает, что мы должны различать публичное значение высказываний, с одной стороны, и ментальные представления, составляющие психическое состояние индивида, с другой. Самопознание следует характеризовать на уровне ментальных представлений, а семантику высказываний, атрибутивных себе ментальными состояниями, следует рассматривать отдельно. Экстернализм верен только для публичного значения высказываний, но не для убеждений и других ментальных состояний, включая самопознание.
Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс
Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений
Править
Экстернализм и самопознание в философии разума
Основанные на наблюдениях описания самопознания в философии разума
Самосознание, разное в философии разума
Философия Логика Этика Онтология Эпистемология Философия Бумаги в настоящее время заархивированы: 80 119
Внешние ссылки
Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета
Через вашу библиотеку
- Войдите / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
- Настройка пользовательского преобразователя
Запрет на самопознание и самовыражение.