Самопознание как компонент самосознания – Самопознание как компонент самосознания | Colors.life

САМОПОЗНАНИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА


ТОП 10:

Сознание и самосознание

Издавна людей интересовали вопросы: что такое человек? Чем он отличается от животных? По этому поводу написана масса научных трудов, проведено множество научных конференций. Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике: человек — это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличием человека от животных. В то же время дать определение понятию «сознание» оказалось более сложным делом, чем дать определение понятию «человек».

Обычно в специальных словарях сознание трактуется как «высший, свойственный только человеку, уровень развития психики», но такое определение не отражает всего многообразия и специфики данного понятия. Имеются и более сложные, трудные для запоминания определения, в которых тем не менее предпринимаются попытки выделить наиболее существенные признаки сознания. Для примера приведем лишь одно из них, данное отечественным философом и психологом А. Г. Спиркиным. По его мнению, «сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Суммируя все сказанное выше об определении понятия «сознание», можно констатировать следующее:

-сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей ействительности, многим животным это не доступно, другими словами, для человека окружающий мир начинает выступать как объективная (т. е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению по типу

«Я— не Я»;

-человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;

-люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели;

-мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.п.

Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я— не Я», в центре его находится Я, которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Каждый из нас знает, что такое собственное Я, но дать этому научное определение также трудно. Если выразиться достаточно просто, то

Я — это личность, рассматриваемая изнутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в качестве субъекта (инициатора) собственной деятельности и поведения.

Таким образом, быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целенаправленные изменения. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить Я, образуется система «ЯЯ», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т.е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию.

Структурасамосознания

Человеческое

Я едино и неделимо, оно тождественно самому себе. Неслучайно, вспоминая о себе в детстве, мы воспринимаем все события как свои, а не как чужие, хотя прекрасно отдаем себе отчет в том, что Я сегодня — это нечто иное, чем 10—15 — 40 лет назад.

Самосознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я (Я-концепции), в свою очередь, образ Я, включаясь в структуру Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ Я, Я-концепция. Это, в свою очередь, выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля.

На уровне биологического индивида (организма) самосознание дает возможность выделить свое физическое Я из окружающего мира, выстроить образ своего тела. На уровне социального индивида самосознание характеризует: принятие точки зрения другого на себя (что __________обо мне думают и говорят другие), идентификацию с родителями, усвоение стандартов выполнения действий, формирование самооценок, формирование половой, позже профессиональной идентичности, становление самоконтроля. На уровне личности самосознание характеризуется выявлением своей социальной ценности и смысла существования, формированием и изменением представлений о своем будущем, прошлом и настоящем.

Итак, мы попытались показать, как работает наше самосознание. А работает оно по принципу постоянного взаимодействия («Диалога») разных аспектов Я, где активно задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного отношения, с одной стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой. Своеобразным продуктом этого взаимодействия является осознание себя, Я-концепция. Рассмотрим структуру Я-концепции более подробно, выделим некоторые ее характерные особенности.




infopedia.su

Самопознание как компонент самосознания: подводные камни личностного роста

Важной особенностью каждого человека, которая отличат его от примитивного разума, является умение познавать самого себя. Самопознание как компонент самосознания – обязательное условие которое гарантирует вам возможность создать собственную личность, гармонирующую с окружающим миром. Знание своих физических, а также духовных ресурсов, способствует и развивает навыки контроля своего характера: умение скрыть нежелательную реакцию, терпение, понимание и толерантность к тем, кто не способен понять многие вещи.

Глоссарий терминов и их взаимосвязь

Сам термин «самопознание» имеет древние корни, начало которых ведет нас дорогой в глубокую античность. Впервые данное изречение было приписано греческому философу Платону в его известном трактате «Протагор».

Самопознание – самоличное изучение физических и психологических особенностей, анализ собственных чувств, эмоций. Процесс самопознания человека начинается с младенческого возраста, когда он начинает чувствовать свое тело и реагировать на окружающею среду, а заканчивается только в конце жизненного пути человека – его физической смерти.

Разумеется, процесс саморазвития был бы абсолютно невозможен без еще одного проявления важного компонента человеческой натуры – сознания. Эти термины тесно связаны, правильно даже будет заметить, что первое – это логическое продолжение второго.

Сознание – это проявление высшей формы развития человека. При его активном содействии, каждый способен оценивать свою, а также деятельность отельных представителей социума, их модель общения и поведения.

Следующим термином, который будет нам необходим для изучения азов личностного развития, является «самооценка» — один з компонентов самосознания, по сути, адекватная оценка самого себя без каких-либо предупреждений. Влияние самооценки на самопознание – важный фактор. Необходимо учитывать то, что без трезвой оценки самого себя, которая исключает излишние преувеличения и принижения, личностное развитие просто невозможно. Она бывает нескольких разновидностей:

  • Текущая
     — оценка собственных действий, в том числе проступков. При всем этом отсутствует эмоциональный окрас, в данном случае главенствующую роль играет холодная логика;
  • Адекватная — критическое, но при этом верное определение собственных недостатков и поиск путей для их искоренения;
  • Неадекватная — абсолютно необъективная характеристика самого себя. Присваивания себе осознанно негативных качеств, при этом отсутствуют попытку исправить что-либо;
  • Личностная самооценка – определения уровня удовлетворённостью собой во всех проявлениях.

     

 

Стадии развития самопознания

Процесс самопознания человека многоуровневый алгоритм, все звенья которого взаимосвязаны между собой. Невозможно перейти к следующему этапу, не завершив полностью предыдущий. Выделяют всего четыре уровня, или же назовем их стадиями, самопознания:

  1. Чувственный – самый примитивный уровень. Мы способны прочувствовать необходимые, тревожащие процессы в нашем организме, ощутить простейшие психические воздействия извне. На данном уровне, особенности самопознания личности практически не видны. Человек не отличим от остальных представителей себе подобных;
  2. Личностный – на этом этапе человек становиться все более эгоистичен. Он зациклен на своих внутренних переживаниях, осознании себя как личности, которой присущи как негативные, так и положительные черты характера;
  3. Аналитический с интеллектуальным уклоном – осознание собственных мыслительных процессов, при помощи таких инструментов как самоанализ и наблюдение. Субъекта все больше и больше интересует непосредственное созерцание издали, нежели активное участие. Этот момент можно сравнить с куколкой бабочки, которая уже практически готова явить себя миру во всей свойственной ей красоте;
  4. Деятельный – слияние всех трех предыдущих уровней становления самопознания. С достижением практического совершенства в использовании самокритики, собственного контроля. Также присутствует абсолютная потеря страха перед любым проявлением какого-либо самовыражения.

     

Особенности самопознания личности: основные функции

Весь этот многоликий процесс весьма динамичен – он постоянно находится в состоянии активного развития. Мы постоянно обучаемся чему-то новому, что помогает нам в дальнейшем. Это служит дополнительными инструментами в самопознании нашей личности. В конечном итоге, самопознание как компонент самосознания – всего лишь

конечный продукт потребления, от которого зависим каждый.

Давая характеристику данному нонсенсу, нельзя не упомянуть его важнейшие функции, которые выражаются в самозащите внутреннего спокойствия человека. Это есть ни что иное, как устойчивость к возможным обидам, негативным факторам, которые могут нанести большой урон психологическому равновесию человека, а также внутреннему спокойствию. В том числе, следует помнить о формировании своей индивидуальной и неповторимой личности, персонального «Я» которого раньше не существовало.

Под персонализированным сознанием, т.е. «Я», понимают отличительные черты характера, харизма, ярко выраженные поведенческие модели.

Не последний фактор также влияет самооценка человека. Самопознание как компонент самосознания отличает возможность самоидентификации. наличие детских затаенных страхов и комплексов, которые на протяжении всей жизни будут мешать процессу развития в каком-либо направлении.

Самопознание как компонент самосознания в учении Карла Юнга

Пик стремления в изучении личностного роста, а также сопутствующих аспектов припал на XX век, когда на небосводе психологии крепко закрепились такие звезды как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Именно о последнем, а точнее, его знаменитой теории, пойдет сейчас речь.

Согласно теории Юнга, самопознание как компонент самосознания формируется на бессознательном уровне, включая в свою структуру стремление человека (неосознанное) к лучшему, практически совершенству. Каждый из нас мотивирован персональными убеждениями, найти логическое объяснение, которым невозможно. Мы изначально «запрограммированы» на такое стремление. Ученный утверждал, что внутренние «Я» человека, вся его индивидуальность, подвластна некой цикличности и структуре. Модель же этой структуры он вывел, основываясь на работе Фрейда – «Эго», «Личное бессознательное» и «личное сознательное».

Фрейдизм в теории Юнга

Эго – ядро всего сознания. Включает в себя наличие таких внутренних ресурсов как: мысли, чувства, желание, эмоции и воспоминания. С их помощью индивид чувствует себя целостным, а также воспринимает себя как полноценную ячейку общества. Все эти ощущения, в особенности познание себя на таком уровне, дают шанс изучить результаты своей осознанной деятельности;

Личное сознательное – анализ текущих проблем, возможных переживаний, которые необходимо преодолеть здесь и сейчас. Сознательное нацеленное на возможность решения проблем, применяя различную тактику действий, таким образом продолжая обучение. Согласно теории Юнга, личное сознательное – это верхушка самого айсберга, которая не несет значительного дискомфорта, а скорее вызывает раздражение нерешённой проблемы. Другое дело третья составляющая.

Личное бессознательное – все ранее пережитые конфликты, эмоциональные встряски, любые другие потрясения, которые по прошествии некоторого времени забылись, но при этом глубоко укоренились в нашем подсознании. Данное утверждение схоже с фрейдовским, однако в теории Юнга скрыт более глубокий смысл. В ней сказано, что затаенные комплексы, о наличие которых мы можем даже не подозревать, могут причинить нам ощутимые неприятности. Сказываться на поведении личности в целом.

К примеру, человек, который всю свою осознанную и неосознанною жизнь стремился к власти, абсолютно не способен работать в коллективе и подчиняться приказам. Он забывает о том, что для достижения своей мечты о власти, надобно пройти все этапы развития, начиная с самых низов. Разумеется, только путем набивания шишек, он сможет осознать всю неправильность своих действий и попытаться их исправить.

Концепция архетипов в теории Юнга

Неподдельный интерес взывает также концепция архетипов, которая была разработана в рамках теории Юнга. Эти архетипы, являются набором образов, которые доказывают на практике, что самопознание как компонент самосознания, в основном действует на уровне подсознания, нежели во время анализа в целом. Мы примеряем на себя модель конкретного архетипа, который играет ведущую роль в нашем подсознании. Ведущими образами (архетипами) в его представлении были:

  • Тень – тотем темной сущности человечества: все его подавленные эмоции (страх, агрессия), которые по существу являют собой животную сущность.У нее отсутствуют какие-либо моральные и этические нормы , присущие индивиду. Этот отпечаток несет в себе все порицаемые обществом, но не менее желанные мечты. Но несмотря на это, «тень» несет в себе также и положительные черты – это естественный источник жизненной силы людей, их спонтанности и творчества. Ее главная функция – направление энергии в требуемое русло, отброс всевозможных страхов перед неудачей;
  • Персона – наш фасад, грубо говоря – «лицо для обложки». Теория Юнга гласит: этот архетип признан сохранить под личиной правильности и доброты наших внутренних демонов, для произведения положительного эффекта на общество. Отрицательные качества «персоны» — наши стремления и начинания. «Как?» — спросите вы. Да очень просто, ведь главная цель его (персоны) жизни – угодить всем, выставляя себя только в лучшем свете. В будущем это грозит полной потерей всех индивидуальных и отличительных черт, всего того, что делает нас самими собой;
  • Самость – ведущий архетип, то к чему должен стремиться каждый из нас. Именно он дает неопровержимую аксиому того, что самопознание как компонент самосознания требует полной гармонии во всех соотношениях: начиная от эмоций и заканчивая внутренними убеждениями. В его понимании, все человеческое существование направлено напрямую на этот образ – «лик святого», который в глазах всего мира был и есть, эталоном совершенства. Этот эталон не был омрачён грязью греховности и порочности, поэтому мы и равняемся на эту «внутреннюю чистоту»;

Дуалистические градации в основе гармонии

Анима и анимус – Юнг не призвал раздел человека по гендерной принадлежности. В его понимании, идеала и просвещения мог достигнуть только тот, кто умело сочетает в себе мужское и женское начало. В основу этого утверждения был положен миф о греческом персонаже – Гермафродите, который смог достичь полной гармонии с самим собой и ощутить всю радость жизни, слив свое тело (не только в фигуральном, но и буквальном смысле) с женщиной, таким образом познав необычайное чувство наполненности и единства.

Интроверт и экстраверт – жизненные позиции человека весьма ощутимо влияют на его способность самопознания. Их внутреннее предрасположение либо к активному содействию с социумом, либо избегая каких бы то ни было контактов с ним. Все это ощутимо сказывается готовности к личностному развитию.

К примеру интроверты – гораздо легче проходят все этапы, нежели экстраверты, поясняя все это тем, что они более расположены к глубокой задумчивости и отрешению. А вы знаете, что углубиться в себя и свои мысли необходимо на всех этапах самопознания. Поэтому самопознание как компонент самосознания более доступен интровертам, чем экстравертам. Но в то же время последние, гораздо легче и искусней идут на контакт с другими, достигая поставленных задач с помощью социума.

Вывод

В завершении этой статьи хочется добавить, что полная реализация своего «Я»: стремлений, желаний, а также других факторов, и является тем конечным результатом, к достижению которого необходимо стремиться. Необходимо осознать, что индивидуальность – это неплохо – это норма. Мы не обязаны быть все как на подбор. С таким успехом, в том числе и стремлением, мы просто начнем процесс полной деградации всего человечества.

Только благодаря индивидуализации, мы способны реализовать себя как личность, примеряя на себя различные образы. Ищите свой неповторимый стиль и путь. Самопознание как компонент самосознания, помогает нам избежать штампов, раскрыть свою «ракушку», принять и полюбить себя такими какими мы есть. Вспомните, как ранее было описано влияние самооценки на готовность человека развиваться. Помогайте себе стать на уровень выше в своих стремлениях, стать немного лучше!

salid.ru

Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента

Эффективно организованный воспитательно-образовательный процесс вуза должен быть ориентирован на личность студента,  на удовлетворение его познавательных, этических и эстетических потребностей. Он должен способствовать  реализации  студентами  своего «Я», создавать  условия для их самопознания и ориента­ции в быстро изменяющемся  современном мире.

Целесообразно выделить следующие культурно-гуманистические функции современного образования:

— развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

— формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

— обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

— овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

— создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовного потенциала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения личностно-развивающих технологий обучения, которые помогли бы преодолеть его обезличенность и отчуждение от реальной жизни. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения недостаточно. Специфика личностно-развивающих технологий обучения заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте преподавателя и студентов.

Универсальность гуманистических идей обучения и воспитания обусловлена их применимостью ко всем людям и социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурных, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Универсальность философии гуманизма проявляется в том, что его ценности, и прежде всего человек как «мера всех вещей», выступают общечеловеческими критериями личной и социальной рефлексии. Основанная на таких критериях рефлексия требует поиска путей разрешения глобальных, групповых и индивидуальных конфликтов с точки зрения установок гуманизма.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко ре­зультат воспитания?.. Жизнь убедила: первый и наиболее ощути­мый результат воспитания выражается в том, что человек стал ду­мать о себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого»[1]. Это значит, что происходит самопознание человеком са­мого себя. Он осознает свои положительные и отрицательные каче­ства, а после  способен усовершенствовать себя.

Самопознание — это процесс осознания личностью своего «Я», самого себя как субъекта практической, познавательной и культурной  деятельно­сти, своих индивидуальных характеристик: уяснения своих сильных и слабых сторон, знание особенностей своих мыслительных процес­сов (ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.), понимание своих потенциальных возможностей, склонностей и способностей, своеобразия протекания своих волевых и эмоциональ­ных процессов и состояния  здоровья. Ю.М. Орлов считает, что самопознание — это «воспроизве­дение и осмысление того, что мы делаем, как делаем и почему делаем» [2].

 Самопознание — это первый путь к жизненному самоопределе­нию: определение для чего и почему стоит жить, роль и место различных видов деятельности в жизни: труда, отдыха, питания, свободного времени, режима, общения. Примечательно, что на фронтоне одного из знаменитых греческих храмов было начертано: «Познай самого себя», а перу древнегреческого мудреца Сенеке принадлежит фраза: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и богов». Молодых людей с давних пор призывали к познанию себя, к осознанию своего предназначения в мире.  Неслучайно И. Гете подчеркивал: «Ум­ный не тот человек, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».

Процесс самопознания проявляется в деятельности,  по результатам которой личность осознает себя, оценивает свои успехи и недостатки, а также в отношениях, которые складываются в ее процессе. Значит, деятельность выступает одним из важнейших средств самопознания.       

Процесс самопознания является определенным актом, который может существовать произвольно и не произвольно, с усилием и без усилия, в зависимости от степени привычности обстоятельств, си­туации и предстоящей деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность в вузе должна выступать  одним из важнейших факторов, способствующих самопознанию студентов. В процессе обучения важно помочь каждому студенту познать
и оценить себя по результатам и качеству своей деятельности. Исследования  показывают, что чем глубже самопознание студентов, тем успешнее они действуют (учатся, трудятся, занимаются научной и внеучебной деятельностью). Расширенное самопознание, дальнейшее углубление в познании себя является условием успеха в учебе, труде, науке, средством поддержания отношений с друзьями, в семье, в трудовом коллективе.

Самопознание личности — сложное системное образование оно включает целый ряд составляющих элементов: самосознание, самонаблюдение, самоопределение, самовыражение, самооценка, саморефлексия, самосовершенствование, самореализация, самоутверждение.

Важнейшей составляющей самопознания является самосознание студентов. Самосознание — это то, какими  люди видят самих себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе. Самосознание — это «осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности» [3].

 Самосознание ребенок обретает с первых лет жизни. В течение всей жизни человек получает определенную информацию о себе, о своем здоровье, самочувствии, отношении к другим людям. Уже к полутора годам ребенок осознает, кто он — мальчик или девочка. В три — четыре года он умеет различать пол окружающих людей, а в шесть лет адекватно осознает свои желания и действия как способ их осуществления. Дети этого возраста уже знают сферу своих предпоч­тений в деятельности, общении, игре и т.д. В процессе игровой дея­тельности они осваивают различные роли, познают себя как лично­сти. Эта информация складывается на основе результатов их дея­тельности. Первоначальный процесс познания начинается в семье. Ребенок, взрослея с каждым годом, задает вопросы: «Кто я?», «От­куда появился?». Как только ребенок включился в деятельность (иг­ровую, познавательную и др.), как только он сказал — «Я сам», следу­ет считать, что ребенок начинается осознавать себя, у него формиру­ется позиция по отношению к себе, т.е. проявляется самость.

На самосознание  студентов  влияет то, как они относятся к са­мим себе, как смотрят на мир, как относятся к ним окружающие. Важно подчеркнуть, что самосознанию учатся, поэтому его можно изменить, придать ему положительный характер. Вуз вслед за школой должен способствовать все возрастающей   самостоятельности  личности,  ее эмансипации от родителей, предос­тавлять  ей  широкие возможности для изучения окружающего мира — как физического, так и социального. Поэтому важно так организо­вать процесс обучения в вузе, чтобы молодежь  могла осознать себя равно­правным участником образовательного процесса.  Для развития гуманности также важна и совокупность взглядов подрастающего поколения  на человека, смысл жизни, подлинные жизненные ценности, права и обязанности. Самосоз­нание личности связано с осознанием себя как личности, как члена общества, самооценкой себя, саморефлексией и саморегуляцией своей деятельности, дает возможность сравнить и соотнести себя с другими людьми. Основными признаками самосознания выступают следующие элементы: осмысление своего «Я», сравнение себя с дру­гими, суждение о себе по результатам своей деятельность, анализ и критика в своей адрес и др.

Целенаправленное развитие самосознания  студентов  является важным направлением гуманизации образовательного процесса. Неслучай­но К.В. Гавриловец  указывает, что элементом гуманизации  образовательного  процесса выступает динамическое развитие самосознания учащихся, их знания о Я-реальном,  Я-идеальном,  Я-глобальном, играющих важную роль в жизненном самоопределении.

Самосознанию необходимо учить детей с раннего возраста, при­давать ему положительный характер. Важно последовательно разви­вать у них умения осознавать себя личностью. Первым элементом осознания себя является возможность ответить на вопрос: «кто я?». В начальных классах особым интересом пользуются у школьни­ков классные часы на темы: «Здравствуйте, это я!», «Волшебный ключ к человеку», «Мой портрет», «Что я знаю о себе». В подростковом возрасте происходит постепенный отход от пря­мого копирования взрослых. Подростки отличаются стремлением к самостоятельности, более содержательным отношением друг к  дру­гу  и взрослым,  сознательным отношением к себе как члену общества. У них на более высоком уровне происходит сравнение себя с другими людьми: взрослыми и сверстниками, т.е. самопознание при­обретает более целенаправленный характер. В этот период воспита­тельная работа строится с учетом подготовки подростков к самопо­знанию, с их стремлением к осознанию своих возможностей, прояв­лению себя в конкретном деле. В подростковом возрасте хорошо использовать следующие темы для эссе, классных часов: «Тайны жизни», «Что ждет меня в этом мире?», «Встреча двух миров», «Легко ли быть молодым?», «Я глазами мира», «Какой прекрасный мир», «Пойми меня».

Годы юности — период интенсивного личностного роста, динами­ка которого проявляется в овладении знаниями и умениями, повы­шении уверенности личности в себе, росте самоуважения, чувства собственного достоинства. Знание себя, своих возможностей способ­ствует правильному выбору  будущей профессии.  На это должна быть нацелена вся воспитательная работа  школы, классные часы, тематика которых может быть такой: «Как относиться к жизни?», «Философия душевной радости», «Отношение к проблемам жизни», «Познай се­бя», «Что такое быть самим собой?», «Надо ли бороться с самим собой и с жизнью», «Как относиться к самому себе?», «Прекращение внутрен­него конфликта», «Я и мы»,  «Жить без конфликта», а также мини рассказы «Я и генеологическое дерево»,  «Я — судьба», «Отно­шение к проблемам жизни», «Что ждет меня в этом мире?».

Самосознание связано с удовлетворением разнообразных потреб­ностей и мотивов. Среди них выделяются потребности в самоутверждении, самовыражении. Школьники стремятся к созданию условий для радости другому, переживания себя как причины собст­венных успехов. В жизни школьников особое место занимает потреб­ность в познании, в учении. Потребность в учении — это особое психо­логическое состояние школьника, которое создает предпосылки для его учебной деятельности и одновременно для самоопределения и самосознания себя субъектом этой деятельности. Мотив учения как направленность на те или иные стороны учебной деятельности также способствует самосознанию школьников. Его удовлетворение прино­сит радость успеха выполненного интересного дела.

Важная гуманистическая задача средней школы — научить уча­щихся учиться. При этом важно обеспечить усвоение ими умений и навыков, которые необходимы при овладении любым учебным предметом в школе и в вузе. Для этого учащиеся должны владеть общеучебными умениями и навыками, умениями работать с учебной книгой (учебным текстом), выделять главное в учебном материале, умениями конспектировать, писать тезисы  и рефераты, готовить  доклады, писать аннотации, работать  с каталогом, оформ­лять  требования на книгу.

Многочисленные научные исследования, передовая педагогическая практика убедительно показали, что своевременно сформированные общеучебные умения и навыки, развитые мыслительные операции являются условием успешного овладения школьниками и студентами учебным материалом по различным дисциплинам, а, следовательно, способом осознания себя субъектом собственной жизнедеятельности.

Насущной задачей средней школы является развитие мышления школьников, овладения ими основными мыслительными операция­ми: анализом синтезом, обобщением, абстрагированием, конкрети­зацией.   Недостаточная  развитость  этих  мыслительных  операций затрудняет процесс обучения, самосознание и самоопределение в момент выбора будущей профессии.

Представляют интерес данные о том, какими студенты видят себя после приобретения специальных знаний, после получения диплома о высшем образовании («Я-идеальное»), т.е. те вершины, к которым они  стремятся в жизни. Написание  студентами эссе на темы: «Каким мне хотелось бы быть?» и «Каким в идеале я вижу себя через десять лет» показало, что студенты хотели бы видеть себя    здоровыми,   богатыми,   известными, имеющими хорошую  должность,  зарабатывающими много денег (некоторые  хотели бы иметь возможность работать за границей), состоявшимися в личной  жизни (имеющими  свою крепкую семью), имеющими достаточно материальных благ (собственное жилье, машину).  Они  хорошо осознают,  что  всего этого можно достичь только посредством своего тру­да и самоуправления.  Исследование показало, что, с од­ной стороны, «Я-идеальное» созвучно ценностям нашего времени, а с другой  — понимание со стороны студентов  необходимости постоянного самосовершенствования. Ус­тановлено также, что высшая школа  мало внимания уделяет формированию у студентов представлений об идеальной личности.

Поиски ответа на вопрос «Кто я?» тесно переплетается с ответом на вопрос «С кем я?», «Как меня воспринимают окружающие?», так как действия других людей помогают формировать собственные действия.   Современные   психолого-педагогические   исследования показывают, что познание человеком самого себя и развитие пред­ставлений о себе могут происходить лишь в системе отношений с окружающими. Оказывается, видеть себя можно не столько загляды­вая в себя, сколько всматриваясь в других. Это значит, важно, чтобы современный студент осознавал, как его  воспринимают и оценивают родители,  друзья, преподаватели,  т.е. как бы внешняя види­мость. «Я-видимое» — это то, что видят, замечают, оценивают  другие, т.е. это проявление двух категорий: быть и казаться. Человеку всегда свойственно казаться лучше, чем он есть на самом деле. Студенту  важно это понять, чтобы привести в равновесие быть и казаться и на основе этого планировать свое са­мосовершенствование. Ш.А. Амонашвили писал: «Научить ребенка видеть самого себя среди других, стремиться к самовоспитанию, самообразованию, самоопределению — вот основная цель, которой я следую, развивая в детях умения выражать свои мысли письменно, разговаривать с самим собой» [4].

Организация самосознания студентов  — многоступенчатый и преемственно связанный процесс, который имеет свои особенности.

Доброжелательность, царящая в семье, уважительные отношения между членами  семьи, обсуждение различных проблем  — все это служит некими образцами, которые со временем отразятся во вновь созданной семье молодого человека.  Яркое детство в семье становится программой для детей на всю жизнь. Дети, впитав в себя в раннем возрасте атмосферу любви и забо­ты семьи, в зрелые годы платят тем же родителям в старости. Постепенно молодой человек  стремится соотнести себя с различными субъектами: «Я и се­мья», «Я и другие», «Я и мир». Осознание себя членом семьи, кол­лектива, мира является важной ступенькой в самопознании лично­сти. Совокупность всех представлений, которые складываются у человека о себе, называют «Образом-Я», или «Я-концепцией».

Одной из важных традиций, которая возникла в давние времена у молодых людей, было ведение дневника, что способствовало самонаблюдению, самоопределению и самовыражению. Дневнику часто доверяли свои сокровенные тайны, отмечали  свои недостатки, горечи и обиды. Многие известные люди прошлого оставили ценные мысли в дневниках. К примеру, в дневнике великого русского педагога К.Д. Ушинского можно найти такие правила, ко­торые помогли ему в самопознании и воспитании. Вот одно из таких предписаний, которое он называет рецептом:

       «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2.     Прямота в словах и поступках.

3.     Обдуманность в действиях.

4.     Решительность.

5.     Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6.     Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7.     Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.

8.     Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих по­ступках.

9.     Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10.Никому не показывать свой журнал » [5].

Этими принципами К.Д.Ушинский пользовался всю жизнь.

Беседы, опросы  студентов  показали, что лишь немногие из них ведут дневники, чаще всего девочки.

Информацию о себе человек также получает с помощью наблю­дения. Самонаблюдение происходит наиболее успешно, когда оно вызывается потребностями реальной жизни. А.В. Мудрик отмечает, что, наблюдая за собой, человек  может заметить, что он очень разный в различных ситуациях.

Самопознанию  студентов  способствует самоорганизация  их жизни и деятельности. Особое значение приобретает самоорганиза­ция учебно-познавательной деятельности

Не менее важно владение студентами  умениями и навыками организации учебного труда, его планирования. Планирование своей рабо­ты, своего учебного дня многие студенты осуществляют сис­тематически. Это позволяет им лучше организовывать свое время. Для организации учебного труда важно научиться создавать для него бла­гоприятные условия на своем рабочем месте, намечать задачи учебной деятельности, планировать ее, применять наиболее рациональные ее способы. Планирование является од­ним из существенных признаков любого труда, важнейшей чертой творческой деятельности студентов  по развитию умений и навыков организации и планирования учебно-познавательной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя внутренние и внешние условия. К внешним можно отнести правильный режим работы, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления  к занятиям. К внутренним —  умение быстро включаться в работу, вести ее не отвле­каясь и в хорошем темпе.  

Таким образом, важными направлениями, способствующими самопознанию студентов, являются: организация учебно-познавательной деятельности, создание благоприятных условий для учебно-познавательной деятельности, организация и планирование самообразования и самовоспитания, планирование учебной деятель­ности и оптимальное распределение своего свободного времени.

Составным компонентом учебной деятельности является оценка и самооценка результатов познавательных действий обучающихся, мыслительных процессов, своих потенциальных возможностей. Учебная деятельность студентов не может успешно протекать без соответствующей оценки и самооценки результатов этой деятельно­сти, без самоанализа своих действий, без самопознания себя. Овла­дение студентами  умениями оценки и самооценки, контроля и само­контроля, анализа и самоанализа, во-первых, способствует большей продуктивности протекания  учебного  процесса, результатив­ности обучения, обдуманности поступков человека, во-вторых, обеспечивают самопознание себя.

Педагогам постоянно приходится сталкиваться с рассогласовани­ем самооценок  студентов с их действительными возможностями. В юности нередко превышение оценки своих возможностей является залогом большой активности, высоких достижений, но не спасает от разочарований и неудач.

Исследования психологов и педагогов показывают, как с возрас­том, по мере накопления учебного опыта и опыта взаимоотношений с собой, другими, миром, в самооценках  студентов  происходят существенные изменения. Важно, чтобы эти изменения происходили не стихийно, а под руководством опытного и чуткого педагога.

Приобщение студентов  к самонаблюдению, самосоотнесению, самоанализу, самооценке приводит их к развитию рефлексии. Реф­лексия во многом способствует взрослению. Рефлексия — это процесс самопо­знания, самопонимания самого себя, своего внутреннего мира, ана­лиз собственных действий, мыслей и переживаний, т.е. это взгляд на себя со стороны, как бы мысленное возвращение назад для анализа своих действий, решений и поведения. В процессе наших занятий мы предоставляем студентам следующий тест для определение духовно-нравственных основ  их поведения, стараясь  определить уровень саморефлексии: высокий, средний, низкий (в зависимости от распространенности ответов на тот или иной вопрос).

1.                  Для кого Вы живете и получаете образование?

2.                  Назовите самых духовно близких вам людей.

3.                  В чем Вы видите свою уникальность?

4.                  Что Вы способны отдавать другим людям?

5.                  Какие глубинные вопросы бытия и мироздания приходят вам порой на ум, волнуют душу и сердце? На какой глобальный вопрос вы бы  хотели найти ответ ?

6.                  Какие ваши долгосрочные планы?  К чему Вы стремитесь?

7.                  Чего бы Вы хотели  иметь в своей жизни?

8.                  Продолжите фразы: « Я не позволю себе ни при каких условиях… Я не допущу, чтобы при мне…»

 ( Определите свои 3-5 моральных критерия)

9.Как Вы реагируете на кризисную ситуацию в вашей жизни?

А) пугаюсь, расстраиваюсь, негодую, злюсь на себя, на окружающих, на обстоятельства жизни…

Б) быстро мобилизуюсь и включаюсь в борьбу с обстоятельствами…

В) отношусь спокойно, как к урокам, над которыми мне надо подумать, которые мне необходимо усвоить…

10.Как изменилась бы ваша жизнь, если бы вдруг Вы узнали, что жить Вам осталось  только  месяц? Что бы Вы решили сделать, начать делать, а может быть, закончили  делать?

11.Что бы Вы сделали, на что бы Вы потратили деньги, если бы вдруг, совершенно неожиданно, выиграли миллион евро?

12.Что бы Вы сделали, на что бы отважились, если бы точно знали, что на этом пути Вам гарантирован стопроцентный успех?

Рефлексия — это способность и умение видеть себя, понимать свои действия и поступки. Она дана человеку от природы, и важно развить эту способность, чтобы обрести гармоничное отношение к миру и к себе. Обеспечение преемственной взаимосвязи в формировании рефлексии у студентов  на различных этапах обу­чения в конечном счете приводит к саморегуляции и самореализации личности.

Саморегуляция — это умение человека регулировать свою дея­тельность и поведение в различных ситуациях. Саморегуляция основана на умениях человека регулировать свое состояние, свою учебно-познавательную деятельность и поведение, восстанавливать свой потенциал, разрешать проблемные ситуации. Она дает возможность студенту  познать себя, свои возможности, обрести умения управлять учебно-познавательной деятельностью, сохранять свою индивидуальность. Саморегуляция позволяет развивать у  студентов  самодисциплину, самообладание и, в конечном счете, самооценку. Полноценная само­регуляция обеспечивает развитие требовательности  молодого человека к себе и другим людям, умения не расслабляться и успешно преодоле­вать трудности в учебе, поведении и жизни. Она дает возможность  человеку  на основе самоанализа тех или иных ситуаций отказаться от неразумных соблазнов и желаний, принять правильное решение в экстремальных ситуациях. Развитию саморегуляции способствуют самонаблюдение, самоанализ, умение соизмерять свои действия с действиями и поступками других людей.

Наконец, самопознание студентов будет не полным, односто­ронним без умения восстанавливать свои силы, заботиться о своем здоровье. Нужно научить студентов экономно расходовать свои силы в течение дня, недели,  семестра, сессии, года, умению пере­ключаться с одного вида деятельности на другой. 

Каждый  человек уникален,  поэтому важно помочь  нахо­дить каждому свой путь к формированию себя. Исследования показывают, что большинство молодых людей   не задумываются о своем здоровье, о том, что и в каком случае приносит им желаемые результаты. Сегодня многие  студенты  испытывают усталость от умственных перегрузок в  вузе  и дома, отличаются повышенной эмоциональностью и раз­дражительностью, жалуются на частные головные боли и как резуль­тат снижение работоспособности и успеваемости. Неумение  молодых людей   сознательно и целенаправленно управлять собой приводит к тому, что они все время находятся в стрессовом состоянии.

Таким образом, необходима целенаправленная работа  педагогов вуза  по организации самосознания  студентов. Оно основывается на формировании самосознания студентов, умений самоорганизации, самонаблюдения и самоопределения, самодеятельности и самопланиро­вания своей учебно-познавательной деятельности, а в дальнейшем и всей своей жизни. Развитие умений оценки и самооценки, рефлексии и саморефлексии также будет способствовать самопознанию и само­реализации  студента,  творческому участию в  образовательном  процессе. Все это соответствующим образом будет сказываться на формировании гуманных, доброжелательных, открытых отношений между субъектами педагогического процесса.

 

1.                  Сухомлинский, В.А. Воспитание и самовоспитание [Текст] / Сухомлинский  // Избр.произведения: В 5 т. Киев, 1979- 1980. Т. 5: 1980. С.242.

2.                  Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] /  Ю.М. Орлов. —  М., 1987. С.5. 

3.                  Рубинштейн, С.Л.  Основы общей психологии: В 2 т. [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. — М., 1989. Т. 1С. 308.

4.                  Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети [Текст] / Ш.А. Амонашвили. —  М., 1983. С. 117.

5.                  Ушинский, К.Д. Материалы биографические и библиографические [Текст] / К.Д. Ущинский // Собр. соч.: В 11 т.М.;Л.1948-1952. Т. 2., 1952. С. 27.

           

moluch.ru

Самопознание как структурный компонент самосознания человека

Самопознание как структурный компонент самосознания человека

Обратимся теперь к центральному вопросу: как человек познает себя? (каковы

механизмы самопознания?). Для этого нам необходимо рассмотреть проблему с более широких

позиций, а именно проанализировать самопознание в качестве структурного компонента

самопознания личности в целом.

Издавна людей интересовали вопросы: что такое человек? Чем он отличается от

животных? По этому поводу написана масса научных трудов, проведено множество научных

конференций. Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать

следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии,

педагогике: человек — это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и

использующее орудия труда. Как __________видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание

является главным отличием человека от животных. В то же время дать определение понятию

«сознание» оказалось более сложным делом, чем дать определение понятию «человек».

Обычно в специальных словарях сознание трактуется как «высший, свойственный

только человеку, уровень развития психики», но такое определение не отражает всего

многообразия и специфики данного понятия. Имеются и более сложные, трудные для

запоминания определения, в которых тем не менее предпринимаются попытки выделить

наиболее существенные признаки сознания. Для примера приведем лишь одно из них, данное

отечественным философом и психологом А. Г. Спиркиным. По его мнению, «сознание — это

высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в

обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом

преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения

человека».

Суммируя все сказанное выше об определении понятия «сознание», можно

констатировать следующее:

-сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей

действительности, многим животным это не доступно, другими словами, для человека

окружающий мир начинает выступать как объективная (т. е. не зависящая от него) реальность,

в итоге чего возникает способность к разграничению по типу «Я— не Я»;

-человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь,

фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в

поколение;

-люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать

жизненные цели;

-мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах,

переживаниях и т.п.

Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я— не Я», в центре его находится

Я, которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности



многообразных отношений. Каждый из нас знает, что такое собственное Я, но дать этому

научное определение также трудно. Если __________выразиться достаточно просто, то Я — это личность,

рассматриваемая изнутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в

качестве субъекта (инициатора) собственной деятельности и поведения.

Таким образом, быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением

выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому

миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целенаправленные изменения. Если же вместо

«не Я» внешнего мира поставить Я, образуется система «ЯЯ», и мы получаем абсолютно

иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек,

имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т.е. способность к самопознанию,

эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и

саморегулированию.


Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 142 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Понятие и общая характеристика самопознания | Проблема самопознания в религиозных концепциях. | Проблема самопознание в философии, | Проблема самопознание в психологии. | Общая характеристика самопознания как процесса. | Общие закономерности самопознания. | Цели и мотивы самопознания | Способы и средства самопознания | Основные формы самонаблюдения и их характеристика | Результаты самопознания |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.007 сек.)

mybiblioteka.su

Самосознание и самосовершенствование — Мегаобучалка

Самосознание личности

Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

Эпицентромсознанияявляется сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловленно.

Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в«системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения.

По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.

В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе.

В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.

На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я» как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.

На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления,самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.



На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.

Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания —сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

Самосознание и самосовершенствование

Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, становится все более очевидным, что важнейшей жизненной задачей каждого сознательного человека становится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и профессиональных качеств.

Динамика современного общества преподносит нам перспективу «пожизненного обучения». Современная социально-экономическая ситуация требует от каждого постоянных усилий в борьбе за самосовершенствование, непрерывность своегопрофессионального роста. В условиях нарастающей социальной напряженности резко возросло значение для каждого человека умения управлять собой, использовать свои творческие способности, которые превратились сегодня в самый ценный капитал.

Весьма актуально звучат сегодня слова Платона: «Самая великая победа, которую мы можем одержать, — это победа над самим собой».

В связи с этим резко возрастает значимость правильного самопознания своих способностей, объективной самооценки, умении пользоваться разнообразными техниками саморегулирования.

Современная психология исходит из положения, что в картину мира, которую формирует человеческая психика, включен и сам человек, носитель сознания. Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: прежде всего — вовне, на внешний мир, на объект, но вместе с тем оно обращено и вовнутрь, на самого носителя сознания, на субъект.

Правда, степень выраженности этих векторов сознания у разных людей неодинакова. Людей, психика которых направлена преимущественно вовне, называютэкстравертами, а тех, у кого она направлена главным образом вовнутрь, —интровертами.

Сознание и самосознание в психической жизни индивида неразрывны, хотя качественно своеобразны. Сознание в целом может осуществляться только на основе осознания своей пространственной принадлежности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный мир в целом, то объектом самосознания является субъективный мир личности. В процессе самосознания личность выступает и как субъект, и как объект познания.

Самосознание создает в нас чувство собственной уникальности, неповторимости, единственности. Это чувство постоянно поддерживается памятью о нашем прошлом, переживаниями настоящего, надеждами на будущее.

Исторически самосознание, так же как и сознание в целом, могло зародиться только в процессе общественных взаимоотношений между людьми, в процессе производственной деятельности. Познавая себя в процессе труда и общения, человек мог регулировать свое поведение и одновременно изменять общественные отношения. Самосознание, таким образом, развивалось в процессе родового и индивидуальною развития самого человека.

По мере своего развития самосознание стало выступать стержневым звеном, участвовать в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Оно является необходимым условием сохранения психических качеств личности, преемственности основных стадий ее развития.

По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

§ процесс самопознания;

§ эмоциональная самооценка;

§ процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.

Эти компоненты самосознания так или иначе присутствуют в каждом его акте. Причем первый из них —самопознание —выступает в качестве исходного момента, основы самосознания, продуктом которого является то или иное знание индивида о себе.

Именно на этой основе формируется и эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т.е. возникает второй компонент самосознания —самооценка. Она, в свою очередь, запускает механизмсаморегулирования, действен но-волевой сферы, например механизм профессионального самосовершенствования, повышения профессиональной квалификации.

Самопознание — процесс оценки человеком самого себя, начальным моментом которого является самонаблюдение, самоанализ.

Однако самоанализ с точки зрения современной психологии может дать только начальный материал для самопознания, который в целях повышения его объективности должен быть дополнен другими методами исследования. Инструментами корреляции и уточнения результатов самопознания являетсясовокупность всех форм общения данной личности, опыт его профессиональной и социальной деятельности.

Самосовершенствование — целесообразная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных качеств и ограничению или устранению отрицательных.

Основой этой деятельности является образование и самообразование, т.е. совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков. Исходный момент самосовершенствования — самопознание.

Логически родовым понятием для самосовершенствования является категориясамоорганизации — центральная категория теории самоорганизации, илисинергетики — одной из новейших комплексных общенаучных дисциплин.

Синергетика — новое междисциплинарное направление современной науки, исследующее процессы самоорганизации различных систем (физических, биологических, социальных). Эффективность самопознания и самосовершенствования во многом зависит от степени его включенности в процессчеловеческого общения.

Поскольку исходной собственной, специфической категорией самосознания являетсясамопознание и на ней основываются все другие главные понятия рассматриваемого процесса, на этой категории следует остановиться несколько подробнее.

Самопознание, оценка и регулирование самого себя проходят ряд этапов в процессе индивидуального развития. На доречевой стадии самопознание ограничивается лишь осознанием своего физического бытия. Затем наступает этап осознания себя как субъекта действий, происходит осмысление своих психических свойств. Позднее формируется социально-личностная самоооценка. оценка своих нравственных качеств.

Весьма длительным, многоэтапным стал исторический процесс изучения самосознания.

В общем виде эта проблема была впервые поставлена уже в Древнем мире. Известно, что на фронтоне древнегреческого храма Апполона в городе Дельфы было начертано: «Познай самого себя». Этот афоризм принадлежит одному из семи греческих мудрецов — Хило- ну (VI в. до н. э.). Афоризм Хилона положил в основу своей системы великий Сократ, признанный отцом философии за совершение крутого поворота философской мысли от проблем природы к загадкам человеческой души.

С тех пор эта проблема стала центральной для всей философской науки. Так, И. Кант, характеризуя содержание своей философской системы, писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та. к которой я иду, а именно подобающим образом занять человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком».

Следует отметить, что человеческая мудрость, в том числе и та, которая учит нас управлять собой, не знает границ науки, религии, искусства и обыденной жизни.

В Средние века, например «творчестве выдающего христианского философаАврелии Августина (Блаженного), одного из отцов церкви, самопознание оказывается важной стороной постижения Бога. Известно, что одной из главных идейных установок христианства стало убеждение, что«Царство Божие находится внутри нас», т.е. в нашей душе.

В рационализме Нового времени определяющим в изучении самосознания оказался принцип непосредственной данности психического. который предполагает, что внутренняя жизнь человека открывается его пониманию такой, какой она является на самом деле (Р. Декарт).

Эта гуманистическая установка европейского Просвещения на признание ценности и позитивных возможностей самопознания и самосовершенствования была активно поддержана многими деятелями культуры России. Это мироощущение, выражавшее самую суть русского национального самосознания, присутствует во множестве работ русских философов, историков, писателей и поэтов XIX- XX вв. Русские мыслители (И. Киреевский, А. Хомяков, Н. Бердяев) настойчиво обосновывали идею о том, что смысл любой работы человека по самопознанию состоит в отыскании наилучшего соответствия между способностями, которыми обладает в той или иной степени каждый человек, и теми реальными условиями их применения. которые даны ему судьбой. Работа по поиску путей такого согласования, подчеркивали они, многотрудная, порой даже трагическая. По в поиске и реализации гармонии между личными способностями и реальными условиями их применения состоитвысший смысл человеческой жизни.

Однако господствующее в эпоху Просвещения оптимистическое представление о безграничности возможностей человеческого разума в процессе самопознания впервые поставил под сомнение родоначальник немецкой классической философии И. Кант, обнаруживший разорванность человеческой познающей способности, сложность согласования познающей, нравственной и эстетической составляющих духовной жизни.

В западной философии XX в. самопознание все чаще стало трактоваться как «переживание себя» (Э. Гуссерль). Подчеркивалось, что самопознавательная деятельность наталкивается на обломки индивидуальных бессознательных представлений (3. Фрейд).

Тенденция современной философской мысли, представляемая такими течениями, как герменевтика, феноменология, структурализм. связана с отказом от понимания самопознания как непосредственного пути к себе. В свете этих установокпроблема самопознания может быть решена только с помощью тех или иных «посредников», в роли которых могут выступать сознание «другого», предметный мир, те или иные социально значимые образцы, эталоны.

Проблема самопознания

Исследуя ту же самую проблему самопознания, современная психология концентрирует внимание наследующих задачах, без решения которых невозможна эффективная деятельность человека.

1. При решении проблемы самопознания важно учитывать, что в данном случае речь идет не о познании того, что находится вне нас, а о постижении того, что находится внутри нас; иначе говоря, при самопознании субъект не отделен от объекта, сливается с ним. поскольку мысли человека о самом себе являются неотъемлемой частью его самого. Поэтому в этом деле нельзя искать легких путей.

2. Но даже не вполне исчерпывающие и не совсем точные результаты самоанализа, самооценки, которые нами могут быть получены в самом начале этой нелегкой работы, тем не менее будут представлять собой немалую для нас ценность, дадут позитивный результат, поскольку в той или иной степени будут упорядочивать нашу деятельность, придавая ей большую целенаправленность и повышая таким образом ее общую эффективность.

3. Далеко несовершенные в самом начале итоги анализа своих возможностей, конечно, будут нуждаться в существенной корректировке. И самым надежным инструментом такой корректировки, уточнения результатов самоанализа, самооценки является активное общение со своими коллегами, партнерами, близкими людьми, постоянное взаимодействие, кооперация с ними. Именно общение выступает в качестве наиболее надежного критерия правильности или ошибочности проведенного анализа своих способностей. Причем чем выше, оптимальнее уровень разнообразных форм общения у данного субъекта, тем полнее реализуются его информационные, интерактивные и оценочные функции.

4. Однако вся эта работа самосовершенствования станет более эффективной, если она будет упорядочена, подчинена определенным целям. Для этого человеку важно уяснить, какие именно из множества способностей и задатков, которыми располагает каждый из нас, нужно укреплять и развивать, чтобы сделать свою производственную и повседневную деятельность более эффективной. Для решения этой проблемы психологии при разработке психограмм различных профессий разрабатывают различные варианты перечней тех профессиональных качеств, которые наиболее востребованы современным рынком труда.

Так, среди качеств, необходимых современному специалисту, руководителю любого уровня и направления наиболее часто упоминаются. например, такие как:

§ умение общаться с людьми;

§ творческие способности;

§ хорошие организационно-технические навыки в своей отрасли;

§ педагогические способности, т.е. умение не только накапливать информацию, но и передавать ее другим в доступной форме, выступая в роли инструктора, преподавателя;

§ хорошие знания в области математики, информатики, компьютерной техники, их применения в своей области:

§ навыки финансовой, инвестиционной деятельности;

§ знание иностранных языков, в первую очередь таких «горячих», как английский, немецкий, японский, что особенно увеличивает шансы найти хорошую работу;

§ очень важны хорошие навыки эффективного самопознания и самосовершенствования, ил исамоменеджмента.

Но не менее важно иметь представление и о тех качествах, которые негативно сказываются на деятельности любого специалиста, руководителя, снижают ее эффективность. Среди качеств, препятствующих успешной карьере любого работника, часто указываются такие как:

§ отсутствие четких жизненных и профессиональных целей;

§ недостаточная способность творческого подхода к делу;

§ боязнь дел, связанных с риском;

§ смутное представление о своих способностях;

§ слабое развитие профессионально значимых навыков;

§ нехватка энергии, активности, слабые волевые качества;

§ неумение влиять на людей, обучать их;

§ неспособность к самоменеджменту, саморазвитию.

5. Растущая сложность, многообразие производственной деятельности порождает еще одну первостепенную задачу самопознания и самосовершенствования — четкое планирование личной деятельности, включая личную жизнь.

Правда, есть мнение, что планирование, особенно излишне детализированное, лишает нашу жизнь значительной доли ее привлекательности в виде присущей ей спонтанности, непредсказуемости, порождает однообразие и скуку, поскольку пытается втиснуть живую жизнь в жесткие рамки плановых показателей. Конечно, в подобной позиции есть своя доля истины.

Но не следует забывать, что альтернативой планированию, вносящему в нашу жизнь организованность и порядок, может быть только состояние неорганизованности и беспорядка, порождающее в нас чувства тревоги, беспокойства и неуверенности в своих возможностях справиться славиной неожиданно наваливающихся на нас разнообразных дел и забот, спланировать которые мы не захотели. Именно подобные ситуации часто служат причиной тяжелых стрессов, которые в связи с их широким распространением среди руководящих работников получили наименование «синдрома менеджера».

6. Отсюда еще одной задачей самопознания является анализ способов и приемов постоянного поддержания на должном уровне своего психического и физического здоровья. Далее будут рассмотрены приемы поддержания руководителем высокого уровня своей деловой активности, здоровья, способампсихологической защиты от опасности деструктивного стресса.

Указанная проблематика оказывается все более востребованной среди значительной части специалистов и управленцев, которые все яснее начинают сознавать ту простую истину, чтосамая большая победа, которую мы можем одержать, есть победа над собой.

Конечно, никого нельзя принудить к самосовершенствованию, ни уговорами, ни угрозами, ни гипнозом, если у человека нет к тому собственного внутреннего побуждения. Но наше собственное несовершенство обычно застигает нас врасплох. Недостаточность самообладания человек начинает замечать в трудных ситуациях: повышение объема и сложности работы; острый конфликт, болезнь, возраст и т.п. Тут-то и обнаруживается, что многим простым вещам нужно учиться или доучиваться: сосредоточению и мобилизации, переключению внимания, эмоциональной перестройке, расслаблению, отдыху, сну.

Причем управлять собой оказывается трудно, когда это особенно необходимо. Огромное большинство людей этому никогда специально не учится. Поэтому и не удивительно, что и к экзаменам приходят неподготовленными?

Человеческая мудрость издавна учит нас управлять собой. Между современным аутотренингом и древней йогой и другими старыми и новыми способами духовно-телесного самосовершенствования оказалось множество совпадений, гораздо больше, чем различий.

Но по-прежнему какой-то панацеи здесь нет. Но есть живой поток мысли, в который может войти каждый, пройдя по перекресткам знания, где на разных языках говорят об одном и том же. Суть этих идей можно свести к следующему:

§ нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно:

§ нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить;

§ нельзя изучать себя, не изучая с равной заинтересованность других людей, хотя бы одного человека, но чем больше, тем лучше;

§ нельзя изучить человека холодно, равнодушно, по-настоящему познать человека можно, только помогая ему;

§ ни себя, ни других нельзя изучить иначе, как в деятельности и общении;

§ изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек с точки зрения современной теории систем есть «открытая система», меняющаяся во многом не-

§ предсказуемо; больше, чем какое-либо другое существо, человек

§ «становится», но не «есть».

В этом и состоят некоторые трудности самопознания, самосовершенствования, самоупpaвления.

megaobuchalka.ru

1 Самооценка как компонент самосознания

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3

1 Самооценка как компонент самосознания…………………………………………………………………………….. 5

1.1 Понятие о самооценке. Виды самооценки…………………………………………………………………………… 5

1.2 Самооценка, черты характера и уровень притязаний…………………………………………………………… 7

1.3 Самооценка и уровень притязаний……………………………………………………………………………………… 11

2 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника………………………….. 12

2.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста……………………………… 12

2.2 Познавательное развитие и особенности потребностно-мотивационной сферы младшего

школьника…………………………………………………………………………………………………………………………. 13

2.3 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте……………………………………………………16

3 Эмпирическое исследование особенностей самооценки младшего школьника………………………. 19

3.1 Процедура исследования……………………………………………………………………………………………………. 19

3.2 Описание используемых методик………………………………………………………………………………………. 19

3.3 Анализ полученных результатов………………………………………………………………………………………… 21

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………… 28

Список использованных источников………………………………………………………………………………………… 30

Приложения…………………………………………………………………………………………………………………………….. 32

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время проблема личности и ее развития является одной из актуальны х в психологии. В общей структуре личности важное место занимает самосознание. Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.

Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, — сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Важнейшим компонентом самосознания является самооценка. Основанное на результатах процесса самопознания, она выражает также и отношение личности к самой себе, является основой для регуляции ею своего поведения. Изучению этого вопроса посвящено наибольшее количество работ в рамках проблемы самосознания.

Важность проблемы самосознания и, в частности, образа «Я», самооценки и уровня притязаний переоценить трудно. Знание особенностей образования этих структур и возможность влияния на формирование необходимо педагогу. Это поможет лучше понимать при необходимости квалифицированно помогать ребенку, если у него возникнут какие-либо проблемы.

Над исследованием самооценки, ее составляющих работали следующие авторы: Б. Г. Ананьев, Н. Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л. И. Божович, Ю. А. Борисов, И. А. Кудрявцев, Н. А. Гульянова, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И. С. Кон, Л. Н. Корнеева, Р. Мейли, И. Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова, Н. Е. Шафажинская, Т. Шибутани и др.

Данная курсовая работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме самооценки в формировании личности младшего школьника; практическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи самооценки младшего школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений.

Цель курсовой работы: изучить особенности самооценки младшего школьника и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений.

Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем самооценки младшего школьника и его статусным положением в системе межличностных отношений: чем выше статус младшего школьника в группе, тем выше его самооценка.

Объект исследования: процесс формирования личности младшего школьника.

Предмет исследования: самооценка в формировании личности младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

3. Подобрать методики для экспериментального исследования.

4. Провести экспериментальное исследование и выявить взаимосвязь самооценки младшего школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна.

1 САМООЦЕНКА КАК КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ

1.1 Понятие о самооценке. Виды самооценки

Психическое развитие ребенка неразрывно связано с формированием его самосознания. Этот вопрос достаточно сложный и многогранный, его изучением занимались многие психологи на протяжении длительного времени.

В психологической науке самосознание характеризуется как совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я» [1, 112].

По мнению Л. С. Выготского, самосознание – это социальное сознание, перенесенное внутрь. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления [2, 202].

Образ «Я» – это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе, а социальная установка, отношение лично­сти к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компо­нента:

1) познавательный (когнитивный) – знание себя, самосознание;

2) эмоционально — оценочный – ценностное отношение к себе;

3) поведенческий – особенности регуляции поведения [3, 104].

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная сторона самосознания личности.

Са­мооценка – непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооцен­ки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4, 24]

Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов – в первую очередь – общения ребенка с окружающими.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:

— бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;

— изучить свой характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;

постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа) [5, 318-319].

mirznanii.com

15.5. Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие


Опорные слова к вопросу №15 — здесь

Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается:

  • во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
  • во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности),
  • в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.

Самопознание является основой развития са­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка — это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки. Установлено, что само­оценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.

Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности (см. соответствующий экзаменационный вопрос).

 

vestishki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о