Методы и средства самопознания: обязательные шаги к своей миссии
Время чтения 7 минут
Жизнь каждого из нас наполнена смыслом, который человек пытается понять много лет — этапы самопознания, саморазвития и самоопределения не дают покоя многим. Мы ищем свое предназначение во внешнем мире, стараясь найти ответ у окружающих, затем начинаем читать книги, заниматься методикой познания, участвовать на тренингах и прочее. Наступает момент, когда вы думаете — вот она истина! И, уже на следующий день постигаете иную концепцию самопознания, и процесс развивается с новой силой.
Потребность в самопознании и саморазвитии изначально заложена в головном мозге — каждая религия определяет суть жизни человека, как единение с Высшими силами — Богом, благодаря которому внутри вас таится огромная сила, претворяющая в жизнь любые возможности.
С другой стороны — человек всегда сам выбирает собственный путь, строя карьеру и создавая семью. Достигнув смысла существования, мы становимся интересны не только окружающим, а и себе. Это отличный способ повышения самооценки, качества жизни и мотивации. Такой процесс невозможно приобрести, свои возможности и внутренний мир можно только понять. В данной статье вы узнаете о процессе, методах, развитии и этапах самопознания.
<<Оглавление>>
Что такое самопознание?
Самопознание — это постоянная наука об изучении своего тела и духа — физических и моральных возможностей, осмысления собственной личности, длящегося целую жизнь — это то, что отличает нас от животных. Все вопросы, связанные с вами — для чего я живу, что могу, какая идеальная работа для меня, подходящий мир и любимый человек являются средствами человеческого самопознания. Очень важно развивать тело на физическом и на духовном уровне. Современные люди перестали интересоваться внутренним миром, что делает мир более скупым и коммерческим. Но, индивид — это существо духовное существо, которое самостоятельно опустилось до материализма. Этапы самопознания созданы для развития духа и осознания того, что не все можно купить за деньги.
По мере взросления мы открываем в себе новые возможности, воплощая мечты в реальность. Развивается психика, расширяется круг общения, появляется понятие самооценки с которым напрямую связано самопознание.
- Осознание самого себя.
- Увеличение веса в обществе.
- Удержание планки и постоянная самопроверка.
Самооценка зависима от довольства человека собой — адекватный статус пропорционален вашим возможностям. Стремитесь не летать в облаках и не смешивать себя с грязью. Помните: вы ничем не лучше и не хуже остальных. Если же все плохо, и вам тяжело назвать себя хорошим персонажем, займитесь делом и достигните успеха. У каждого из нас есть свой идеал, главное — не отступать от него и стремиться превзойти. Находите в себе мотивацию и никогда не останавливайтесь на достигнутом. За мелкой неудачей может томиться в заключении огромный клад.
Методы и средства самопознания
Самопознание начинается в момент, когда человек осознаёт собственные отличия от других индивидов — у всех людей разные характеры, поведение и предназначение.
Как понять, что вам пора двигаться самостоятельно?- Самонаблюдение — это процесс непрерывного анализа своей личности, согласно внутренним ощущениям и внешнему поведению.
- Сравнение с другими людьми помогает различия себя с окружением и с личными идеалами.
- Моделирование личности определяет эмоции — положительные и отрицательные чувства к людям, становящиеся причиной успешного сотрудничества и множества конфликтов. Именно данный метод самопознания объясняет ваше положение в окружающем мире.
- Метод единение антиподов — человек понимает, что особенности его поведения в разных ситуациях могут нести как положительный, так и негативный аспект. Главное предназначение вашей психологии — принять себя таким, какой вы есть. Наверняка приходится замечать, что с разными людьми ваше поведение разнится при нерушимом характере.
- Познавайте новых людей с помощью новых знаний. Мы не только сравниваем себя с окружением, а и оцениваем каждую персону, встреченную в жизни.
Каждый этап самопознания позволяет вам открывать себя с новой стороны, повышая самооценку. Определив методы самопознания, мы подключаем средства, позволяющие продолжить развитие духовного мира. Такие средства нужны для самопроверки и понимания важности процесса.
Средства самопознания
- Самоотчет. Заведите личный дневник или блог, где сможете ознакомиться с материалом по личному развитию и вести собственные записи, анализируя перемены внутри себя.
- Кинематограф, литература, театр. Старайтесь регулярно читать книги и ходить на спектакли, развивая духовное начало. Ставьте себя на место героев, думайте, как бы вы поступили на их месте, оценив свои возможности.
- Изучайте психологию — вы сможете ориентироваться в поведении и событиях, происходящих вокруг вас. Научный подход позволит грамотно оценить все ваши поступки.
- Проверяйте себя с помощью психологических тестов. Так вы узнаете уровень вашего саморазвития и личностного роста.
- Не стесняйтесь психологических консультаций. Только специалист способен найти проблемы внутри вас и предложить верное решение лучше, чем вы сами.
- Посещайте социально-психологические мероприятия. Тренинги стимулируют процесс саморазвития и самопознания.
Рано или поздно мы осознаём главную цель личности — быть счастливым в повседневной жизни. Такова суть жизненного пути человека — мы постепенно совершенствуемся, день за днем перенимая новое, и только после многих страданий и неудач осознаем своё предназначение. Если вы решили встать на дорогу самопознания, однажды произойдет озарение, которое объяснит смысл всего существования.
Личностный рост, как этап самопознания
Духовная концепция самопознания трактует личностный рост, как единение с Богом, полное смирение и постижение внутреннего мира. Все святые писания мало различимы друг от друга в плане жизненных правил — и Библия, и Коран и Книга мертвых на первом месте стоят самопознание и самосовершенствование. В этих книгах рассказывается, как найти своё предназначение простыми словами, следуя которым человек может познать себя. Обратите внимание — святые писания сформированы несколько тысяч лет назад, но не теряют своей актуальности и сегодня.
Психологическая концепция самопознания характеризуется, как стремление человека к абсолютному здоровью, развитию возможностей и единение духа с природой. Разумеется, все три пункта являют единое целое этапа самопознания. Уже с рождения психика ребенка впитывает всё, что видит, быстро учится и с первых лет начинает отличать себя от других. С трех лет у человека появляется личное мировоззрение.
Следующий этап самопознания по мере роста индивида — появление принципов и характера, которые преобразовываются в культуру поведения. Появляются чувства, мы начинаем мыслить аналитически, осознавать происходящее вокруг нас — всё это именуется личностным ростом.
Теория самоконцепции, как этап самопознания
Теория самоконцепции является эзотерической системой методов, объясняющих саморазвитие личности при помощи тройственного образа «Я», каждое из которых единственно и неповторимо. Данный этап самопознания находит объяснение человеческим мыслям, мечтам, стремлениям и принципам как некому идеалу, который требует проявления только лучших качеств. Семейные ценности, культура поведения и самосознания есть высшая цель «Я» концепции. То есть, понятие «Я» — выражение духовного мира личности, как главный этап самопознания, отражающий душу в материальном мире.
Главная цель концепции — создание идеального образа человека, которого необходимо достичь. То есть, подобный образ позволяет нейтрализовать недостатки личности, постоянно развивая все стороны мировоззрения — в процессе самопознания вы замечаете определенные минусы внутри себя, и нивелируете их, согласно установленному образу. Для достижения идеала мы ставим цели, что способствует развитию мотивации. Нужно понимать, что нет ничего невозможного. В данной концепции важно принятие за идеал человека, который существовал, либо существует в реальности, и добившийся небывалых высот. Со временем черта между величественной фигурой и личностью человека становится тоньше, и однажды пропадает окончательно. Однако, никогда нельзя прекращать борьбу с порокам и вредоносными аспектами бытия.
Только считая себя личностью, вы можете найти своё предназначение, полагаясь на самопознание и личностный рост. Важно ощущать себя личностью, чем-то особенным, уникальным, иначе мотивация пропадет и развитие застопорится. Не стесняйтесь себя — развивайте себя максимально широко.
Личностный рост, как основной этап самопознания зависит от самооценки и самоконтроля — никогда не ставьте себя ниже других. При достижении успехов в любимом деле вы становитесь ближе к идеалу, повышается самооценка, и чем больше достижений, тем весомее ваш вес в обществе.
Временные этапы самопознания
Временные этапы самопознания отражают жизненную суть человека в разные временные периоды. С помощью языка самоопределения человек становится самобытным, осознавая себя частицей земного шара.
- Первичное самопознание является первой вехой самопознания. В это время юная личность знакомится с окружающим миром и познает окружающих людей. У ребенка создается первичное «Я», формируя первое представление о мире. Помощь родителей и других близких людей на этой фазе саморазвития неоценима. Возможно несоответствие взглядов с окружающими, потому что внешний мир может разниться с внутренним пониманием ребенка.
- Кризис первичного самопознания наступает в более зрелом возрасте, когда о человеке появляется множество мнений со стороны. Посторонняя критика существенно меняет внутренний мир подростка, создавая «когнитивный диссонанс». Человек впервые познаёт сомнения, которые постепенно выходят за внутреннее «Я». Данный процесс не что иное, как получение жизненного опыта. Со временем мы осознаём, что мнение со стороны не всегда объективно и возвращаемся к собственным взглядам, вырабатывается самоопределение.
- Вторичное самопознание вытекает из кризиса первичного — человек меняет взгляды на собственную жизнь, наступает активная и заключительная фаза самопознания. Отныне никто не в силах повлиять на человека, кроме него самого, индивид обретает независимость. Теперь человека можно назвать состоявшейся личностью, которая способна достичь всего желаемого, наступает процесс набора жизненного опыта. Поступает информация, реконструируется сознания, личность вырабатывает план действий для успешного прохождения жизненного пути.
Разумеется, есть и вторая группа людей — не сформировавшиеся личности, которым проще выступать посредниками между представителями первой группы. В таком положении необходимо себя преодолеть и научиться быть сильным — концепция высшего «Я» реализуется только, когда индивид осознает собственное несовершенство, двигаясь на встречу установленному идеалу.
Выводы
В заключении хочется обратиться к читателю — прочитав эту статью поднимайтесь со стула и начинайте действовать. Многие люди не знают, как отыскать своё предназначение, сутками прожигая жизнь. Если вы хотите добиться немного большего, чем вечная работа на заводе, или в офисе и скучная повседневная жизнь — принимайте меры уже сейчас! Читайте книги, путешествуйте, анализируйте себя. Жизнь дается не для выброса ресурсов в пустоту — человек должен совершенствоваться. Саморазвитие и самопознание — ключ к покорению мира, только многие из нас об этом не задумываются, чертя рамки между работой, домом и магазином. Развивайтесь, познавайте мир, постигайте новые сферы жизни, и однажды вы станете идеалом для множества других.
Тематика: Личностный рост, Самореализация
Урок обществознания по теме «Самопознание»
Цели:
- Раскрыть сущность самопознания, сложность и глубину этого процесса.
- Формировать у учащихся умение объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми, толерантными.
- Развивать у детей наблюдательность, навыки самоанализа.
Оборудование
: телевизор, DVD-плеер, мультимедийная установка, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, тест «Проверьте свои знания!», тест «Твоя самооценка»).Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Ф. Вийон
Ход урока
I. Организационный момент
На экране – первый слайд, звучит музыка.
— Добрый день, девочки! Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
II. Изучение нового материала
План
- Самовосприятие. Этапы самопознания
- Самооценка
- «Я»-концепция
- Самоисповедь и внутренний монолог
1. Самовосприятие. Этапы самопознания
— Говоря о познавательной деятельности человека, мы использовали такие понятия, как «субъект познавательной деятельности» и «объект познавательной деятельности». Пользуясь иллюстрацией слайда, дайте определение этих понятий.
— А теперь попробуйте определить вид деятельности, ее субъект и объект. (Познавательная деятельность; деятельность субъекта направлена на самого себя; субъект и объект познавательной деятельности совпадают – это человек).
— Таким образом, этот урок мы посвятим познанию особого объекта – самих себя. Мы постараемся сегодня раскрыть сущность самопознания, сложность и глубину этого процесса; будем учиться объективно характеризовать себя и адекватно оценивать других.
— Трудно не согласиться со словами французского поэта XV века Франсуа Вийона ( обращаясь к эпиграфу, написанному на доске) – каждому человеку приходится всю жизнь, порой, не отдавая себе в том отчета, познавать самого себя, узнавать что-то новое.
Беседа о самопознании:
— Девочки, как вы думаете, когда начинается процесс самопознания? С какого возраста?
(В самом раннем детстве).
— Вы, наверное, слышали, что малышей нельзя подносить к зеркалу. Почему? Ведь он уже отлично узнает папу и маму, близких людей, радостно им улыбается…
(Ребенок не узнает себя и может испугаться).
— И вот наступает момент открытия, узнавания себя любимого! Вспомните, как это происходит, в чем выражается.
(Ребенок с особым удовольствием, с восторгом смотрит в зеркало, узнает себя (в первую очередь!) на фотографиях).
— Так с чего же начинается самопознание?
(С самоузнавания, выделения себя из внешнего мира).
— До двух — трехлетнего возраста главным источником знаний о самом малыше являются…(родители). В чем это выражается?
(Они дают ребенку имя, говорят что он мальчик, сынок, братик, внук и т.д.)
— А когда ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, какую знаменитую фразу он произносит?
(Я сам!)
— С этого времени ребенок начинает словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя. Как это бывает?
— Итак, назовите первые этапы самопознания?
(1 – самоузнавание. 2 — способность словами характеризовать себя.)
— Таким образом, на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». И процесс этот продолжается всю жизнь.
2. Понятие самооценки
— Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». Молодая царица, глядя в волшебное зеркало, задает ему вопрос. Какой? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех белее, всех румяней и милее?»). Так из чего же складывается, прежде всего, образ «Я» у молодых людей, у подростков?
(Из представлений о собственной внешности)
— Каждая из нас, глядя в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.
— А каково ваше отношение к самим себе, эмоциональное отношение к собственному образу — то есть ваша самооценка?
3. Тестирование
Я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Твоя самооценка. Какая она?» — возьмите листы оранжевого цвета — и суммировать набранное количество баллов.
Тестирование проходит на фоне музыкального клипа Ю. Савичевой «Если в сердце живет любовь».
— А теперь познакомьтесь с результатами и выслушайте советы.
Я желаю вам, как поется в песне, оставаться самими собой, но при этом, помогая природе, ухаживать за собой, поддерживая красоту лица и тела.
Самооценку можно выразить такой формулой:
— Прокомментируйте, пожалуйста, эту формулу с точки зрения математики. (С точки зрения математики, самооценка – это отношение успеха к притязанию. То есть наша самооценка зависит от величины успеха и притязания).
О видах самооценки (индивидуальное сообщение).
— Девочки, как, согласно формуле, повысить самооценку?
— А о чем всегда надо помнить, работая над самооценкой (нужно быть самокритичными)
4. Групповая работа
— Девочки, как вы думаете, а из чего еще, кроме оценки внешности, формируется наша самооценка?
(Наша самооценка формируется и из представлений о нас других людей. Из того, как они оценивают нашу внешность, наши поступки.)
А как вы думаете, легко ли дать адекватную оценку человеку по первому впечатлению? Красивыми у нас получаются люди, которые нам нравятся, а некрасивыми те, которых мы почему-то не любим. Мы неизбежно становимся субъективными. Особенно в ситуациях, когда сталкиваемся с непривычными взглядами, мнениями, ценностями, верованиями.
А мы ведь такие разные. И по внешности, и по взглядам, и по чувствам. Мы уникальны, неповторимы, и в то же время похожи.
Сейчас я предлагаю вам, работая в группах, выполнить следующее задание:
— Внимательно рассмотрите девушку на экране. Поможет ли вам описание внешности девушки составить ее психологический портрет? План работы – у вас в рабочих листах дан. Какая группа будет наиболее внимательной?
Проверка выполнения: каждая группа зачитывает свой вариант, затем им предлагается вариант характеристики, выполненный школьным психологом.
— Так какая же пара оказалась самой внимательной?
5. Обобщающий вывод
— Какой вывод по проделанной нами работе вы можете сделать?
(Наша самооценка складывается не только из мнения о собственной внешности, но и из мнения о нас окружающих людей. Значение мнения окружающих в самопознании человека велико. Все мы разные и точки зрения у нас разные. Поэтому нужно быть терпимыми, толерантными к другим людям. Стараться не делать поспешных выводов о незнакомых людях.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— Для того чтобы сохранить нашу красоту, осанку, я предлагаю немного отдохнуть, выполнив несколько движений.
6. «Я»-концепция и образ «Я»
— «Я» человека как объект познания – сложное и динамичное образование. «Я»-концепция (или образ «Я») – что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.
Для того чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание («Я») в виде круга, разделенного на четыре части. (Комментарий слайда). Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.
Подобное деление «Я» на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы.
— Давайте попробуем выяснить то, что вы не знаете, а другие знают («Я» слепое).
В рабочих листах найдите задание № 4 и запишите в левый столбик все, что вам нравится в себе (нос, ухо, глаза, походка, черты характера и т.д.), а в правый столбик – все, что вам не нравится в себе.
Проверка:
— Какой столбик получился больше?
— Нравитесь ли вы себе?
У кого левый столбик получился больше – любит себя, у кого – правый, тот не очень хорошо к себе относится.
А может, он просто плохо себя знает?
Игра «Зеркало» как путь к «Я» открытому
— Сидящие в классе – это зеркало. Они называют все достоинства одноклассницы – помогают таким образом увидеть в себе хорошее, полюбить себя.
7. Вывод
Итак, наше «Я» состоит из нескольких частей. Мы отдаём предпочтение одной или другой стороне. Но наша сила, красота в единстве и многообразии нашего Я. Любите и принимайте себя такими, какие вы есть.
Будьте интересны себе и окружающим. Пусть у вас много будет разных «Я».
8. Самоисповедь и внутренний диалог
Важным средством познания себя является самоисповедь. Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его. Как вы думаете, а когда человек приходит к этому? Самоисповедь помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует, в самом себе. Самоисповедь – это непростой шаг. Очень трудно быть честным перед самим собой, гораздо легче найти оправдание своим поступкам, чем осудить себя.
— Рано или поздно каждый человек приходит к самоисповеди, задавая себе вопросы: Кто я? Что я? Какой я? Зачем я живу? И хорошо, если эти вопросы возникают в юности, молодости, когда у вас все впереди, и вы можете изменить себя, свое поведение, отношение к окружающим. Но бывает и так, как у героя повести В. Белова «Привычное дело» Ивана Африкановича, который прожил жизнь, не задумываясь, пил-гулял, родил 9 детей, не жалел жену-труженицу, а та, надорвавшись на домашней и колхозной работе, умирает в цвете лет. И только эта беда заставила Ивана Африкановича оглянуться назад, задуматься о своей беспутной жизни.
Чтение монолога
Иван Африканович сидел на могиле жены и смотрел на речку, на желтые ясные березы вдали.
«…Ты уж, Катерина, не обижайся… Не бывал, не проведал тебя, все то это, то другое. Вот рябинки тебе принес. Ты, бывало, любила осенями рябину-то рвать. Как без тебя живу? Так и живу, стал, видно, привыкать… Я ведь, Катя, и не пью теперече, постарел, да и неохота стало. Ты, бывало, ругала меня… Ребята все живы, здоровы. Катюшку к Тане да к Митьке отправили, Анатошка в строительном – этот уж скоро на свои ноги встанет… Ну, а Мишку с Васькой отдал в приют, уж ты меня не ругай… Не управиться бы матке со всеми-то. Худая стала, все говорит, что руки болят, да ведь и годы уж, ты, Катя, знаешь сама… Да ведь они санапалы у нас, двойники-то. Остались там, хоть бы им что. Картошку выкопал. Корову заведем новую, телушка у Мишки Петрова обошлась нынче, куплю телушку-то. Да. Вот, девка, вишь, как все обернулось-то… Я ведь дурак был, худо я тебя берег, знаешь сама… Вот один теперь… Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости. Худо мне без тебя, вздоху нет, Катя. Уж так худо, думал за тобой следом… А вот оклемался… А твой голос помню. И всю тебя, Катерина, так помню, что… Да. Ты, значит, за ребят не думай ничего. Поднимутся. Вон уж самый младший, Ванюшка-то, слова говорит… такой парень толковый и глазами весь в тебя. Я уж… да. Это, буду к тебе ходить-то, а ты меня и жди иногда… Катя… Ты, Катя, где есть-то? Милая, светлая моя, мне-то… Мне-то чего… Ну… что теперече… вон рябины тебе принес… Катя, голубушка…»
Иван Африканович весь задрожал. И никто не видел, как горе пластало его на похолодевшей, не обросшей травой земле, — никто этого не видел.
(В. Белов Привычное дело// Русская проза XX века. – с.388)
— Как горько, что раскаяние пришло к Ивану Африкановичу так поздно, когда ничего уже исправить нельзя.
Я желаю, чтобы ваша жизнь сложилась счастливо, и вам никогда не было бы стыдно и больно за свои поступки. Пусть все у вас сложится хорошо!
III. Закрепление.
А в конце урока я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив небольшой тест «Проверьте свои знания».
IV. Запись домашнего задания
V. Итог урока.
Приложение 1. Раздаточный материал.
Приложение 2. Презентация
Использованная литература, источники
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 – 11 кл./ Л.Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2004.
- Учебное электронное издание по курсу «Обществознание», разработанное компанией «Новый диск» по заказу компании «Марис». 2003, ООО «Марис», ЗАО «Новый диск»
- Элективные курсы. История, обществознание, право (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2006
Познание себя — начало всей мудрости
Ваша жизнь — это отражение ваших взглядов, привычек, взглядов, убеждений, мыслей, страхов, беспокойств и восприятий. И независимо от того, осознаете вы это или нет, все эти вещи объединяются, чтобы сформировать ваше мышление, то, кто вы есть, и траекторию вашей жизни.
Аристотель был прав: «Познание себя — начало всякой мудрости».
Лао-цзы также сказал: «Знание других — это разум; познание себя — это истинная мудрость. Овладение другими — это сила; овладение собой — это истинная сила».
Отношения с самим собой — одни из самых важных отношений в вашей жизни. Большая идея здесь состоит в том, чтобы изменить свою жизнь к лучшему и жить на своих условиях, вам сначала нужно узнать, кто вы на самом деле.
Счастливая и лучшая жизнь начинается с тебя. Но если вы не умеете смотреть на себя в зеркало — или отказываетесь смотреть — значит, вы не проделали фундаментальной работы, необходимой даже для того, чтобы начать строить жизнь, которую вы хотите.
Самопознание — это первая и главная составляющая жизни, которую вы хотите.
В своей книге «Понимание: почему мы не настолько самосознательны, как мы думаем, и как ясное видение себя помогает нам добиться успеха в работе и в жизни», Таша Эйрих утверждает, что люди, которые знают себя, имеют общие черты:
«Там является убедительным научным доказательством того, что люди, которые знают себя и то, как их видят другие, более счастливы. Они принимают более разумные решения. У них лучшие личные и профессиональные отношения. Они воспитывают более зрелых детей. быть более творческими, более уверенными и лучшими коммуникаторами».
Познание себя позволяет вам жить той жизнью, которой вы действительно хотите — вы знаете, кто вы, чего хотите и что пробуждает в вас лучшее.
Если у вас нет полного понимания того, кто вы есть, вы будете продолжать принимать решения против своего истинного «я».
Рост в жизни и карьере начинается с самопознания
Многие люди заняты пониманием других, чтобы достичь мудрости, но никто не удосуживается понять свой собственный ум.
Когда Сократа попросили подытожить, к чему можно свести все философские заповеди, он ответил: «Познай самого себя».0003
Фразе «Познай себя» уже много веков, но она актуальна и сегодня. Исследования психолога Дэниела Гоулмана показывают, что самосознание имеет решающее значение для успеха на всех уровнях.
Самопознание — это понимание ваших реальных (и истинных) потребностей, желаний, целей, слабостей и всего остального, что заставляет вас тикать. Это требует глубокого понимания себя в прошлом и настоящем.
Ваши личные теории (рассказы о себе) о том, кто вы есть, влияют на ваше поведение. Точное понимание того, кто вы есть, делает возможным самосовершенствование. Лао-цзы однажды сказал: «Мудр тот, кто знает других; тот, кто знает себя, просветлен».
«Подумайте об этом так: вы не можете по-настоящему позаботиться о себе, если не знаете своих потребностей, и вы не можете улучшить себя, если не знаете свои лучшие качества и те, которые эм, сложнее, — говорит Терри Поус.
Вместо того, чтобы заставлять что-то происходить за вас, сначала найдите себя. Следуйте за своим истинным севером и позвольте своей жизни течь. Пока вы живы, пока это в ваших силах, воспользуйтесь возможностью прямо сейчас и постройте лучшие отношения с собой.
Провести всестороннюю личную инвентаризацию и/или взять на себя обязательство посмотреть на себя с точки зрения третьего лица и записать то, что вы знаете о себе.
Основная идея саморегистрации (если вы соберете достаточно данных о себе) состоит в том, чтобы внести улучшения или изменить траекторию своей жизни на основе этой информации. Знание себя даст вам чувство власти над собой.
Вы обязаны найти себя настоящего. Путь к успеху начинается с критического взгляда в зеркало. Самосознание открывает дверь к мудрости.
Чем раньше вы сознательно исследуете и признаете свои сильные и слабые стороны, личную правду и, самое главное, то, что заставляет вас оживать, тем быстрее вы перестанете мешать своему личностному росту.
———————————————— ————————————————— ————
Рекомендуемые статьи
Чтение, быстрое и медленное — «Существует два типа читателей — те, кто предпочитает пролистывать, прокручивать и пропускать как можно быстрее, чтобы сэкономить время ( и при этом узнать что-то новое) и тех, кто уделяет время изучению контента на более глубоком уровне для лучшего понимания».
Следующие 10 лет вашей жизни (несколько принципов долгосрочного мышления) — «Долгосрочное мышление дает вам свободу планировать жизнь, которую вы хотите сейчас, — без сюрпризов. Когда вы думаете о долгосрочной перспективе, вы намеренно, обдуманно и активно относитесь к себе в будущем. Вы помните о своем сегодняшнем выборе и его последствиях».
В наше общее путешествие,
Фома
Эссе | Список для чтения | Информационный бюллетень
Кришнамурти · Самопознание – начало свободы
Многие из нас думают, что, научив каждого человека читать и писать, мы решим наши человеческие проблемы; но эта идея оказалась ложной. Так называемые образованные люди не являются миролюбивыми, интегрированными людьми, и они тоже несут ответственность за смятение и бедствия в мире.
Правильное образование означает пробуждение интеллекта, воспитание целостной жизни, и только такое образование может создать новую культуру и мирный мир; но чтобы добиться этого нового вида образования, мы должны начать все заново на совершенно иной основе.
Пока мир рушится вокруг нас, мы обсуждаем теории и пустые политические вопросы и играем с поверхностными реформами. Не указывает ли это на полное легкомыслие с нашей стороны? Некоторые могут с этим согласиться, но они будут продолжать делать то же самое, что и всегда — и в этом печаль существования. Когда мы слышим правду и не действуем в соответствии с ней, она становится ядом внутри нас, и этот яд распространяется, вызывая психологические расстройства, дисбаланс и плохое здоровье. Только когда в человеке пробуждается творческий разум, появляется возможность мирной и счастливой жизни.
Мы не можем быть разумными, просто заменяя одно правительство другим, одну партию или класс другим, одного эксплуататора другим. Кровавая революция никогда не решит наших проблем. Только глубокая внутренняя революция, меняющая все наши ценности, может создать другую среду, разумную социальную структуру, и такую революцию можем совершить только мы с вами. Никакого нового порядка не возникнет, пока мы сами не сломаем наши собственные психологические барьеры и не станем свободными.
На бумаге мы можем нарисовать чертежи блестящей Утопии, дивного нового мира; но принесение настоящего в жертву неизвестному будущему, безусловно, никогда не решит ни одной из наших проблем. Между настоящим и будущим находится так много элементов, что никто не может знать, каким будет будущее. Что мы можем и должны делать, если настроены серьезно, так это решать наши проблемы сейчас, а не откладывать их на будущее. Вечность не в будущем; вечность сейчас. Наши проблемы существуют в настоящем, и только в настоящем они могут быть решены.
Те из нас, кто настроен серьезно, должны возродиться; но возрождение может произойти только тогда, когда мы порвем с теми ценностями, которые создали благодаря нашим самозащитным и агрессивным желаниям. Самопознание — это начало свободы, и только когда мы познаем себя, мы можем установить порядок и мир.
Кто-то может спросить: «Что может сделать один человек такого, что повлияет на историю?» Может ли он вообще чего-нибудь добиться своим образом жизни?» Конечно, может. Мы с вами, очевидно, не собираемся прекращать немедленные войны или создавать мгновенное взаимопонимание между народами; но, по крайней мере, мы можем произвести в мире наших повседневных отношений коренное изменение, которое будет иметь свои собственные последствия.
Индивидуальное просветление влияет на большие группы людей, но только если человек не стремится к результатам. Если мыслить с точки зрения выгоды и результата, правильная трансформация себя невозможна.
Человеческие проблемы не простые, они очень сложные. Чтобы понять их, требуется терпение и проницательность, и крайне важно, чтобы мы, как личности, понимали и разрешали их для себя. Их нельзя понять с помощью простых формул или лозунгов; они также не могут быть решены на своем уровне специалистами, работающими в определенном направлении, что ведет только к еще большей путанице и страданиям. Наши многочисленные проблемы могут быть поняты и решены только тогда, когда мы осознаем себя как целостный процесс, то есть когда мы понимаем всю свою психологическую структуру; и ни один религиозный или политический лидер не может дать нам ключ к этому пониманию.
Чтобы понять себя, мы должны осознавать свои отношения не только с людьми, но и с собственностью, с идеями и с природой. Если мы хотим произвести настоящую революцию в человеческих отношениях, которые являются основой всего общества, должны произойти коренные изменения в наших собственных ценностях и мировоззрении; но мы избегаем необходимой и коренной трансформации самих себя и пытаемся произвести в мире политические революции, которые всегда ведут к кровопролитию и катастрофе.
Отношения, основанные на ощущениях, никогда не могут быть средством освобождения от себя; однако большинство наших отношений основано на ощущениях, они являются результатом нашего стремления к личной выгоде, к комфорту, к психологической безопасности. Хотя они могут предложить нам мгновенный побег от себя, такие отношения только укрепляют самость с ее ограничивающей и связывающей деятельностью. Отношения — это зеркало, в котором можно увидеть себя и всю свою деятельность; и только тогда, когда пути самости поняты в реакциях отношений, происходит творческое освобождение от самости.
Чтобы изменить мир, мы должны возродиться внутри себя. Ничего нельзя добиться насилием, легкой ликвидацией друг друга. Мы можем найти временное облегчение, присоединившись к группам, изучая методы социальной и экономической реформы, принимая законы или молясь; но что бы мы ни делали, без самопознания и любви, которая ему присуща, наши проблемы будут постоянно расширяться и множиться. Между тем, если мы приложим наши умы и сердца к задаче познания самих себя, мы, несомненно, разрешим наши многочисленные конфликты и печали.
Современное образование превращает нас в безмозглых существ; это очень мало помогает нам найти наше индивидуальное призвание. Мы сдаем определенные экзамены, а затем, если повезет, устраиваемся на работу, что часто означает бесконечную рутину на всю оставшуюся жизнь. Нам может не нравиться наша работа, но мы вынуждены продолжать ее, потому что у нас нет других средств к существованию. Мы можем хотеть сделать что-то совершенно другое, но обязательства и ответственность сковывают нас, и мы скованы собственными тревогами и страхами. Разочаровавшись, мы ищем выхода через секс, выпивку, политику или причудливую религию.
Когда наши амбиции рушатся, мы придаем чрезмерное значение тому, что должно быть нормальным, и у нас развивается психологическая неустойчивость. Пока у нас не будет всестороннего понимания нашей жизни и любви, наших политических, религиозных и социальных желаний с их требованиями и препятствиями, у нас будут постоянно возрастать проблемы в наших отношениях, ведущие нас к несчастью и разрушению.
Невежество — это недостаток знания путей своего «я», и это невежество нельзя рассеять поверхностными действиями и реформами; его можно рассеять только благодаря постоянному осознанию движений и реакций «я» во всех его отношениях.
Мы должны осознать, что мы не только обусловлены окружающей средой, но и являемся окружающей средой — мы не являемся чем-то отдельным от нее. Наши мысли и ответы обусловлены ценностями, которые навязало нам общество, частью которого мы являемся.
Мы никогда не понимаем, что являемся полной средой, потому что в нас есть несколько сущностей, и все они вращаются вокруг «я», самости. Самость состоит из этих сущностей, которые являются просто желаниями в различных формах. Из этого нагромождения желаний возникает центральная фигура, мыслитель, воля «я» и «моё»; и таким образом устанавливается разделение между собой и не-я, между «я» и окружающей средой или обществом. Это разделение является началом конфликта, внутреннего и внешнего.
Осознание всего этого процесса, как сознательного, так и скрытого, есть медитация; и через эту медитацию преодолевается самость с ее желаниями и конфликтами. Самопознание необходимо, если кто-то хочет освободиться от влияний и ценностей, дающих убежище самому себе; и только в этой свободе есть творение, истина, Бог или что угодно.
Мнения и традиции формируют наши мысли и чувства с самого раннего возраста. Непосредственные воздействия и впечатления производят мощный и продолжительный эффект, определяющий весь ход нашей сознательной и бессознательной жизни. Конформность начинается в детстве через образование и влияние общества.
Желание подражать — очень сильный фактор в нашей жизни не только на поверхностном, но и на глубоком уровне. У нас почти нет независимых мыслей и чувств. Когда они случаются, они являются простыми реакциями и, следовательно, не свободны от установленного паттерна; ибо нет свободы реакции.
Философия и религия устанавливают определенные методы, с помощью которых мы можем прийти к осознанию истины или Бога; однако просто следовать методу — значит оставаться бездумным и неинтегрированным, каким бы полезным ни казался этот метод в нашей повседневной социальной жизни. Стремление подчиняться, то есть стремление к безопасности, порождает страх и выдвигает на первый план политические и религиозные авторитеты, лидеров и героев, которые поощряют подчинение и которые тонко или грубо доминируют над нами; но несоответствие — это только реакция на авторитет и никоим образом не помогает нам стать цельными людьми. Реакция бесконечна, она ведет только к дальнейшей реакции.
Конформизм с его подспудным страхом является помехой; но простое интеллектуальное признание этого факта не устранит препятствия. Только когда мы осознаем препятствия всем своим существом, мы можем освободиться от них, не создавая новых и более глубоких препятствий.
Когда мы внутренне зависимы, традиция имеет большую власть над нами; и ум, который мыслит традиционными способами, не может открыть что-то новое. Подчиняясь, мы становимся посредственными подражателями, винтиками в жестокой социальной машине. Важно то, что мы думаем, а не то, что другие хотят, чтобы мы думали. Когда мы подчиняемся традиции, мы вскоре становимся простыми копиями того, чем должны быть.
Это подражание тому, кем мы должны быть, порождает страх; а страх убивает творческое мышление. Страх притупляет ум и сердце, так что мы не осознаем всего значения жизни; мы становимся нечувствительными к собственным горестям, к движению птиц, к улыбкам и страданиям других.
Сознательный и бессознательный страх имеет много разных причин, и чтобы избавиться от них всех, требуется настороженная бдительность. Страх нельзя устранить ни дисциплиной, ни сублимацией, ни каким-либо другим актом воли: его причины нужно найти и понять. Это требует терпения и осознания, в котором нет никаких суждений.
Сравнительно легко понять и развеять наши сознательные страхи. Но большинство из нас даже не замечают бессознательных страхов, потому что мы не позволяем им выйти на поверхность; и когда в редких случаях они выходят на поверхность, мы спешим их прикрыть, убежать от них. Скрытые страхи часто дают о себе знать через сны и другие формы намеков, и они вызывают большее ухудшение состояния и конфликты, чем поверхностные страхи.
Наша жизнь не просто лежит на поверхности, большая ее часть скрыта от случайного наблюдения. Если бы мы хотели, чтобы наши смутные страхи вышли наружу и растворились, сознательный ум должен быть несколько спокоен, а не постоянно занят; затем, когда эти страхи выходят на поверхность, их нужно беспрепятственно наблюдать, ибо любая форма осуждения или оправдания только усиливает страх. Чтобы быть свободными от всякого страха, мы должны быть готовы к его омрачающему влиянию, и только постоянная бдительность может выявить его многочисленные причины.
Одним из результатов страха является признание авторитета в человеческих делах. Авторитет создается нашим желанием быть правыми, чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя комфортно, не иметь сознательных конфликтов или беспокойств; но ничто из того, что происходит от страха, не может помочь нам понять наши проблемы, даже если страх может принять форму уважения и подчинения так называемым мудрым. Мудрые не обладают властью, а обладающие властью не мудры. Страх в любой форме препятствует пониманию нас самих и нашего отношения ко всем вещам.
Последствием авторитета является отрицание разума. Принять власть — значит подчиниться господству, чтобы подчинить себя индивидууму, группе или идеологии, будь то религиозной или политической; и это подчинение себя авторитету есть отрицание не только интеллекта, но и личной свободы. Соблюдение вероучения или системы представлений является самозащитной реакцией. Принятие авторитета может помочь нам временно скрыть наши трудности и проблемы; но избегать проблемы — значит только усугублять ее, и при этом отказываются от самопознания и свободы.
Как может быть компромисс между свободой и признанием власти? Если есть компромисс, то те, кто говорят, что ищут самопознания и свободы, не искренни в своих усилиях. Кажется, мы думаем, что свобода — это конечная цель, цель, и что для того, чтобы стать свободными, мы должны сначала подчиниться различным формам подавления и запугивания. Мы надеемся достичь свободы через соответствие; но разве средства не так же важны, как и цель? Разве средства не формируют цель?
Чтобы иметь мир, нужно использовать мирные средства; ибо если средства жестоки, то как конец может быть мирным? Если конец есть свобода, то и начало должно быть свободным, ибо конец и начало едины. Самопознание и разум могут быть только тогда, когда в самом начале есть свобода; а свобода отрицается принятием авторитета.
Мы поклоняемся авторитету в различных формах: знаниям, успеху, власти и так далее. Мы пользуемся властью над молодыми и в то же время боимся высшей власти. Когда сам человек не имеет внутреннего видения, внешняя сила и положение приобретают огромное значение, и тогда индивидуум все более и более подчиняется авторитету и принуждению, он становится инструментом других. Мы видим, как этот процесс происходит вокруг нас: в моменты кризиса демократические нации действуют как тоталитарные, забывая о своей демократии и заставляя человека подчиняться.
Если мы сможем понять принуждение, стоящее за нашим желанием доминировать или подчиняться, тогда, возможно, мы сможем освободиться от калечащего воздействия власти. Мы жаждем быть уверенными, быть правыми, быть успешными, знать; и это стремление к определенности, к постоянству создает внутри нас авторитет личного опыта, в то время как внешне оно создает авторитет общества, семьи, религии и т.д. Но простое игнорирование авторитета, стряхивание его внешних символов имеет очень мало значения.
Порвать с одной традицией и приспособиться к другой, оставить этого лидера и следовать за другим — всего лишь поверхностный жест. Если мы хотим осознать весь процесс власти, если мы хотим увидеть его внутреннюю сущность, если мы хотим понять и превзойти стремление к уверенности, тогда мы должны обладать обширным осознанием и проницательностью, мы должны быть свободны, а не в конце, а в начале.
Стремление к уверенности, к безопасности является одним из основных видов деятельности личности, и именно это непреодолимое побуждение необходимо постоянно наблюдать, а не просто скручивать или заставлять в другом направлении или заставлять соответствовать желаемому образцу . Самость, «я» и «моё» очень сильны в большинстве из нас; спя или бодрствуя, оно всегда бдительно, всегда укрепляет себя. Но когда есть осознание себя и осознание того, что все его действия, какими бы тонкими они ни были, неизбежно должны вести к конфликту и боли, тогда тяга к определенности, к самодостаточности приходит к концу. Нужно постоянно следить за тем, чтобы «я» открывало свои пути и уловки; но когда мы начинаем понимать их и понимать последствия авторитета и всего того, что связано с нашим принятием и отрицанием его, тогда мы уже освобождаемся от авторитета.
До тех пор, пока разум позволяет доминировать и контролировать себя желанию собственной безопасности, не может быть освобождения от себя и его проблем; и именно поэтому нет освобождения от себя через догму и организованную веру, которую мы называем религией. Догма и вера — это только проекции нашего собственного ума. Ритуалы, пуджа, общепринятые формы медитации, постоянно повторяемые слова и фразы, хотя и могут вызывать определенные приятные отклики, не освобождают ум от «я» и его деятельности; ибо самость по существу является результатом ощущения.
В моменты печали мы обращаемся к тому, что мы называем Богом, который есть не что иное, как образ нашего собственного разума; или мы находим приятные объяснения, и это дает нам временное утешение. Религии, которым мы следуем, созданы нашими надеждами и страхами, нашим стремлением к внутренней безопасности и уверенности; и с поклонением власти, будь то власть спасителя, мастера или священника, приходят покорность, принятие и подражание. Итак, нас эксплуатируют во имя Бога, как нас эксплуатируют во имя партий и идеологий — и мы продолжаем страдать.
Все мы люди, как бы мы себя ни называли, и страдание — наш удел. Горе свойственно всем нам, идеалисту и материалисту. Идеализм — это бегство от того, что есть, а материализм — еще один способ отрицания безмерных глубин настоящего. И идеалист, и материалист по-своему избегают сложной проблемы страдания; оба поглощены собственными страстями, амбициями и конфликтами, и их образ жизни не способствует спокойствию. Они оба несут ответственность за смятение и страдания мира.
Теперь, когда мы находимся в состоянии конфликта, страдания, нет никакого понимания: в этом состоянии, как бы хитро и продуманно ни было наше действие, оно может привести только к дальнейшему смятению и печали. Чтобы понять конфликт и, таким образом, освободиться от него, необходимо осознание путей сознательного и бессознательного ума.
Никакой идеализм, никакая система или модель любого рода не могут помочь нам разгадать глубинную работу ума; напротив, любая формулировка или вывод будут мешать их открытию. Стремление к тому, что должно быть, привязанность к принципам, к идеалам, установление цели – все это ведет ко многим иллюзиям. Если мы хотим познать себя, должна быть определенная спонтанность, свобода наблюдения, а это невозможно, когда ум погружен в поверхностные, идеалистические или материалистические ценности.
Существование — это отношения; и независимо от того, принадлежим мы к организованной религии или нет, мирские ли мы или захвачены идеалами, наши страдания могут быть разрешены только через понимание себя в отношениях. Самопознание может принести человеку спокойствие и счастье, ибо самопознание — это начало разума и интеграции. Интеллект — это не просто поверхностное приспособление; это не развитие ума, не приобретение знания. Интеллект — это способность понимать образ жизни, это восприятие правильных ценностей.
Современное образование, развивая интеллект, предлагает все больше и больше теорий и фактов, не приводя к пониманию всего процесса человеческого существования. Мы очень интеллектуальны; мы развили хитрые умы и запутались в объяснениях. Интеллект удовлетворяется теориями и объяснениями, а интеллект — нет; а для понимания всего процесса существования необходима интеграция ума и сердца в действии. Интеллект неотделим от любви.
Для большинства из нас совершить эту внутреннюю революцию чрезвычайно трудно. Мы знаем, как медитировать, как играть на пианино, как писать, но у нас нет знаний о медитирующем, исполнителе, писателе. Мы не творцы, ибо наполнили наши сердца и умы знанием, информацией и высокомерием; мы полны цитат из того, что думали или говорили другие. Но на первом месте стоит переживание, а не способ переживания. Должна быть любовь, прежде чем может быть выражение любви.
Таким образом, ясно, что простое развитие интеллекта, то есть развитие способностей или знаний, не приводит к разуму. Существует различие между интеллектом и интеллектом. Интеллект — это мышление, функционирующее независимо от эмоций, тогда как интеллект — это способность чувствовать так же, как и рассуждать; и пока мы не будем подходить к жизни с разумом, а не только с интеллектом или только с эмоциями, никакая политическая или образовательная система в мире не сможет спасти нас от трудов хаоса и разрушения.
Знание не сравнимо с разумом, знание не мудрость. Мудрость не продается, это не товар, который можно купить ценой обучения или дисциплины. Мудрость нельзя найти в книгах; его нельзя накопить, запомнить или сохранить. Мудрость приходит с отказом от себя. Иметь непредубежденность важнее, чем учиться; и мы можем иметь открытый ум, не забивая его информацией, а осознавая свои собственные мысли и чувства, внимательно наблюдая за собой и окружающими нас влияниями, слушая других, наблюдая за богатыми и бедными, могучие и низшие. Мудрость приходит не через страх и угнетение, а через наблюдение и понимание повседневных происшествий в человеческих отношениях.
В поисках знания, в своих стяжательских желаниях мы теряем любовь, притупляем чувство прекрасного, чувствительность к жестокости; мы становимся все более и более специализированными и все менее и менее интегрированными. Мудрость нельзя заменить знанием, и никакие объяснения, никакие накопления фактов не избавят человека от страданий. Знание необходимо, наука имеет свое место; но если ум и сердце задушены знанием и если причина страдания объяснена, то жизнь становится суетной и бессмысленной. А разве это не то, что происходит с большинством из нас? Наше образование делает нас все более и более мелкими; это не помогает нам раскрыть более глубокие слои нашего существа, и наша жизнь становится все более дисгармоничной и пустой.
Информация, знание фактов, хотя и постоянно увеличивается, по самой своей природе ограничены. Мудрость безгранична, она включает в себя знание и способ действия; но мы хватаемся за ветку и думаем, что это все дерево. Через знание части мы никогда не сможем осознать радость целого. Интеллект никогда не может привести к целому, ибо он лишь сегмент, часть.
Мы отделили интеллект от чувства и развили интеллект за счет чувства. Мы подобны трехногому объекту, у которого одна нога намного длиннее других, и у нас нет баланса. Нас учат быть интеллектуалами; наше образование развивает ум, чтобы он был острым, хитрым, стяжательным, и поэтому он играет самую важную роль в нашей жизни. Интеллект намного больше, чем интеллект, ибо это интеграция разума и любви; но разум может быть только тогда, когда есть самопознание, глубокое понимание всего процесса себя.
Человеку, молодому или старому, необходимо жить полной, целостной жизнью, и поэтому наша главная проблема — взращивание того разума, который приносит интеграцию. Чрезмерный акцент на какой-либо части нашего общего устройства дает частичное и, следовательно, искаженное представление о жизни, и именно это искажение вызывает большинство наших трудностей. Любое частичное развитие всего нашего темперамента неизбежно будет губительным как для нас самих, так и для общества, и поэтому действительно очень важно, чтобы мы подходили к нашим человеческим проблемам с целостной точки зрения.
Быть целостным человеком означает понимать весь процесс собственного сознания, как скрытого, так и открытого. Это невозможно, если мы уделяем чрезмерное внимание интеллекту. Мы придаем большое значение развитию ума, но внутренне мы несовершенны, бедны и сбиты с толку. Эта жизнь в интеллекте есть путь распада; ибо идеи, как и верования, никогда не могут объединить людей, кроме как в конфликтующие группы.
Пока мы зависим от мысли как средства интеграции, должна быть дезинтеграция; а понять дезинтегрирующее действие мысли — значит осознать пути своего «я», пути собственного желания. Мы должны осознавать свою обусловленность и ее реакции, как коллективные, так и личные. Только когда человек полностью осознает деятельность своего «я» с его противоречивыми желаниями и стремлениями, его надеждами и страхами, появляется возможность выйти за пределы «я».
Только любовь и правильное мышление произведут настоящую революцию, революцию внутри нас самих. Но как нам иметь любовь? Не через стремление к идеалу любви, а только тогда, когда нет ненависти, когда нет жадности, когда приходит конец самоощущению, являющемуся причиной антагонизма. Человек, увлеченный эксплуатацией, жадностью, завистью, никогда не сможет любить.
Без любви и правильного мышления угнетение и жестокость будут только возрастать. Проблема антагонизма человека к человеку может быть решена не стремлением к идеалу мира, а пониманием причин войны, которые лежат в нашем отношении к жизни, к нашим ближним; и это понимание может прийти только через правильное образование.