это задачник. Идеи для интеграции: биология + обществознание + самопознание – Учительская газета
Плох или хорош наш мир? Философы разделились на два больших лагеря в ответе на этот вопрос. Те, кто считает, что мир прекрасен и жить стоит, обвиняют своих оппонентов в ереси против божественного совершенства, ведь они считают, что мир был создан Богом. Но даже если это и не так, говорят они, то все равно резко отрицательная оценка окружающего мира, то есть, в частности, среды обитания, приводит к антиэкологическому мышлению и действиям.
Гностики-де в свое время утверждали порочность созданного «не тем богом» мира и призывали к его уничтожению и к самоубийству. А современные пессимисты и мироотрицатели создают «антисистемы» на основе науки и атеизма. Результат тот же – уничтожение природы…
Так хорош он все-таки или плох, наш мир? Заслуживает ли он существования?
Дарвиновская теория однозначно приводит к выводу: плох. Ибо основной принцип эволюции – игра в кости. Причем с каждым броском (то бишь с новыми мутациями) множатся страдания и уродства. Цена эволюции страшно велика: за каждое продвижение заплачено сверх меры. На одну мутацию, приводящую к развитию, приходится огромная масса вредных и приводящих к немедленной или, что даже еще хуже, замедленной смерти организма. Был ли по этой причине Чарлз Дарвин гностиком? Да нет, конечно. Раскрыв страшную тайну эволюционного «мотора», Дарвин как был, так и остался искателем истины, и только.
Я уверен: Бог, если он существует и/или существовал, отнюдь не обязан был создавать для нас мир, где царит райское наслаждение. Судя по Библии, и рай-то был создан как своего рода большой колхозный сад, куда Адам с Евой совершали свой труддесант. Нам никто не обещал, что мы будем сидеть под яблоней, кушать яблочки и запивать кисельком из кисельного болотца. Мир был создан для таких, как мы, в виде, скорее, тренировочного зала для наших душ. А такой мир не должен быть сплошным блаженством, отнюдь. Скорее – наоборот. И только от нас зависит, воспринимаем ли мы его таким, каким он был «задуман», если только тут подходит это слово.
В действительности можно представить себе и такую картину, где обе части «головоломки» (организм и среда) долго коэволюционировали, пока не стали теми, что есть: людьми разумными и «идеальной обучающей средой», поставляющей нам задачи, головоломки, проблемы – хорошо, слабо разрешимые и те, что, как на первый взгляд кажется, решить невозможно. То есть миром в совокупности с эволюцией или эволюционирующим по Дарвину миром… Мир, не поставляющий эволюционных загадок, не был бы приспособлен для естественного отбора.
Как показывает практика науки, есть еще одна интересная, загадочная закономерность, в существование которой можно верить, а можно и не верить, но которая подтверждается многочисленными фактами из истории. А именно любая из этих загадок, проблем и головоломок, как бы она ни казалась изначально неразрешимой, в конечном итоге получала четкое и ясное разрешение.
Посмотрите, что произошло с теоремой Ферма, над доказательством которой бились самые изобретательные из математиков много десятилетий (точнее, несколько столетий) и которая все-таки была доказана на переломе ХХ и ХХI веков.
Другие примеры нужны? Расшифровка генома, полеты на другие планеты, трансмутация – реальная, а не алхимическая – химических элементов и многое другое, что приводят в качестве примера всесилия науки. Этот тезис раньше формулировали как «принцип познаваемости мира». Другое дело, конечно, что решенная проблема порождает, подобно Лернейской гидре, целый ряд новых проблем. Но разве не так это и должно быть в мире, который и есть своего рода бесконечно читаемый «задачник» для человека разумного?
Это свойство мира хотелось бы транспонировать в личную жизнь: любая жизненная проблема разрешима, хотя, конечно, это решение может потребовать множество усилий и времени от человека.
Если ТАК воспринимать мир, то само его несовершенство, его сложность и трагичность будут аспектами и сторонами его гораздо более глубокого совершенства. В этом есть некая диалектика: мир должен быть несовершенным, так как иначе он потерял бы качество «быть пригодным для усовершенствования». И каждый из нас также внешне несовершенен именно для того, чтобы мы могли принять решение о самосовершенствовании. Мы попали в тот мир, куда должны были попасть. Ничего лучшего нам не нужно. Именно этот мир даст нам ровно столько, чтобы мы начали и продолжили работу над его усовершенствованием, которая всегда, при любых исходных начальных условиях, принесет результат, надо только приложить энергию в достаточном количестве и достаточное время (заранее неопределимые).
Вот только где же тут диалектика прогресса: восхождение от низшего к высшему? Где конечный идеал общественного совершенствования? Увы. Можно представить себе идеальное общество, общество блаженства и полного удовлетворения всех материальных и духовных потребностей. Вот только жить в таком обществе было бы невозможно, так как человеческая жизнь – вечное движение, а там двигаться было бы некуда и незачем.
А если цель (имеется в виду окончательный «итог» эволюции) недостижима, то какая же это цель? Тем более если учесть, что она ни при каких обстоятельствах не может быть достигнута в рамках одной жизни.
Но это еще не самое главное, – в конце концов, мир может и потерпеть, он развивается в своем собственном времени, различном для каждого уровня бытия: миллионолетия – для уровня космогеологии, тысячелетия и столетия – для истории, десятилетия – для человека… Но почему нам отпущено так мало времени для самосовершенствования? И почему в конце пути, каких бы мы ни достигали высот в своем жизненном акме, затем произойдет потеря всего этого достигнутого, старость и деградация?
Мне кажется, продумывание этих вопросов немаловажно для понимания смысла жизни. Поэтому разговор будет продолжен, но не стоит надеяться, что на все вопросы мы найдем окончательные ответы…
Урок 7. Самопознание, или Расскажи мне обо мне | Поурочные планы по обществознанию 10 класс
Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.
Ларошфуко
Цели: выяснить, насколько объективна самооценка учащихся и какими видят друг друга одноклассники; развивать навыки самоанализа; формировать коммуникативную компетенцию.
Тип урока: лабораторное занятие.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель сообщает тему занятия, обращает внимание на эпиграф урока и просит предельно искренне выполнять задания.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Самооценка.
2. Самовосприятие, формирование образа «я».
II. Изучение нового материала
Психология утверждает, что в каждом человеке можно обнаружить четыре «я».
Первое «я» — «я» открытое: вы знаете, другие знают.
Второе «я» — «я» слепое: вы не знаете, другие знают.
Третье «я» — «я» скрытое: вы знаете, другие не знают.
Четвертое «я» — «я» неизвестное: то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях (мечты, комплексы, мистический опыт).
А теперь нарисуйте круг и разделите его на четыре сектора в соответствии с четырьмя «я» применительно к себе.
Листок после выполнения задания нужно положить на край стола изнаночной стороной кверху.
Выполним психологический тест «Познай людей и самого себя».
Выберите вариант ответа на вопрос, который больше всего соответствует вашим представлениям о правильном и неправильном.
1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
а) отпустить с миром;
б) отобрать все имущество и посадить в тюрьму;
в) отрубить руки.
2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:
а) забросаете живодеров камнями;
б) попросите отпустить собаку;
в) присоединитесь к ним.
3. Если для успешной сдачи зачета или написания контрольной работы вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это;
б) вы этого не сделаете и получите «2»;
в) честно признаетесь и попросите отложить работу.
4. Если пожилой человек попытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:
а) внимательно выслушаете и поблагодарите;
б) пропустите мимо ушей, но сделаете вид, что внимательно слушаете;
в) будете хамить в ответ.
5. Если кто-то в классе хорошо учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения;
б) у вас появляется желание унизить отличника;
в) вы радуетесь его успехам.
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость;
б) просите изменить лексику;
в) поддерживаете разговор в том же духе.
7. Если у вас попросят денег взаймы или какую-нибудь вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете;
б) спрашиваете «А что мне за это будет?»;
в) выполняете просьбу с легкой душой.
8. Если вы, находясь в компании друзей, видите пьяного на улице, то:
а) у вас возникает неприятное чувство;
б) не обращаете внимания;
в) смеетесь над ним.
Оцените ответы
10 баллов за ответы 1 а, 2 б, 3 б, 4 а, 5 в, 6 б, 7 в, 8 а.
5 баллов за ответы 1 б, 2 а, 3 в, 4 б, 5 а, 6 а, 7 б, 8 б.
3 балла за ответы 1 в, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 в, 7 а, 8 в.
80-60 баллов. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действиям для предотвращения зла.
59-33 балла. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно лучше разобраться в самом себе и не допускать легкомысленных желаний и поступков, которые вам часто мешают жить. Иначе у вас могут развиться качества, которые все так не любят в людях.
32-24 балла. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем, поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди окружающих. Если вы радикально не измените свою позицию, вас ждут большие неприятности, а ваших близких — переживания за вас.
Следующий тест позволит определить степень вашей целеустремленности, направленности на будущее.
Постарайтесь честно ответить на вопросы и поставить баллы за ответ.
1. Стараешься ли ты откладывать свои дела на завтра?
Никогда — 1, иногда — 3, часто — 5, всегда — 7
2. Стараешься ли ты придумать второстепенное дело, лишь бы не делать основного?
Никогда — 1, иногда — 3, часто — 5, всегда — 7
3. Сколько времени в среднем ты проводишь у телевизора (компьютера)?
До 1 часа — 1, от 1 до 2,5 часа — 3, от 2,5 до 4 часов — 5, свыше 4 часов — 7
4. Если можно ничего не делать, стремишься ли ты к этому? Никогда — 1, иногда — 3, часто — 5, всегда — 7
5. Является ли твой лучший друг или подруга «хронофагом», т. е. человеком, ворующим твое время?
Нет — 1, в определенной мере — 3, скорее, да — 5, всегда — 7.
Оцените ответы
До 15 баллов. Тебе есть чем гордиться. Ты целеустремленный деятельный человек и, судя по всему, тебя ждет интересная жизнь.
16-25 баллов. Тебе есть над чем работать. Нужны срочные меры для приведения твоего образа жизни в порядок. Постарайся тратить время на дело, иначе в будущем у тебя могут быть проблемы с учебой, а затем и с профессией, работой, зарплатой.
Свыше 25 баллов. Рекомендуем серьезно задуматься над своим будущим. Скорее всего, у тебя уже сейчас большие сложности с учебой, сложные отношения с родителями и со школой. Но если ты не изменишь отношения ко времени, к делу, главные сложности у тебя еще впереди.
С помощью следующего теста можно проверить уровень своей общительности.
Отвечая на вопросы, ставьте знак «+», если вы согласны, в случае несогласия — знак «-».
1. Мне кажется трудным искусство подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я глубоко убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых внутренне не переношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Оцените ответы
Поставьте себе по 1 баллу за знак «+» на вопросы 2, 3, 4, 6, 8,
9, 10 и по 1 баллу за знак «-» на вопросы 1, 5, 7.
0-3 балла. У вас низкий уровень общения. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменять его в зависимости от ситуации.
4-6 баллов. У вас средний уровень общения. Вы сдержанны, считаетесь с окружающими.
7-10 баллов. У вас высокий уровень общения. Вы легко входите в любую роль и в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Выполним тест «Насколько сильный у вас характер?»
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Умеете ли вы отказывать другим в их просьбе?
2. Избегаете ли вы столкновений, даже когда думаете, что правы?
3. Легко ли подчиняетесь правилам и предписаниям?
4. Вы часто извиняетесь?
5. Вы перестанете носить одежду, если кто-нибудь посмеется над ней?
6. Стараетесь ли модно одеваться?
7. Если одежда неудобная, но к лицу, будете ли вы носить ее?
8. Приходилось ли вам когда-нибудь грозить водителям или пешеходам?
9. Вы нетерпеливы с людьми, которые не сразу понимают, чего от них хотят?
10. Ругаетесь ли вы нецензурными словами?
11. Заставляете ли других людей выглядеть мелкими или глупыми?
12. Мнения, высказываемые по телевидению, раздражают вас?
13. Можете ли вы честно сказать другому, что вас не устраивает его работа?
14. Вы всегда говорите то, что думаете, невзирая на последствия?
15. Считаете ли вы себя нетерпеливым?
16. Раздражаетесь ли, если проигрываете в споре?
17. Главные решения в жизни за вас принимают другие, не правда ли?
18. Вы тратите деньги только на себя и свои удовольствия?
19. Одеваетесь ли вы так, чтобы привлекать внимание?
20. Нормально ли чувствуете себя в толпе?
Оцените ответы
Каждый положительный ответ на вопросы 1-8 и 19, каждый отрицательный ответ на вопросы 9-18 и 20 приносит по 1 баллу.
20-14 баллов. Вы не лидер. Вам больше по душе чужие подсказки, а не собственные приказы и указания. В случае кризиса вам бы хотелось полагаться на руководство со стороны и выполнять все, о чем вас попросят.
13-7 баллов. У вас непостоянный характер. Вы можете руководить и организовывать. Вам нравится советовать другим, что им делать. Но, вероятно, вам не хватает того грамма агрессивности, который превращает человека в настоящего лидера.
6 и менее баллов. Вы родились лидером, имеете властный характер и, вероятно, болезненно воспринимаете, когда вам указывают, что делать. Если вам не удастся занять важный пост, вы можете стать бунтарем.
Задания следующего теста помогут ответить на вопрос, насколько вы себя любите.
Отвечайте на вопросы «да» или «нет».
1. Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть?
2. Считаете ли, что вас преследуют неудачи?
3. Сообразуетесь ли, совершая какой-либо поступок, с тем, что подумают или скажут окружающие?
4. Имеете ли вы привычку вспоминать прежние разговоры и ситуации, чтобы понять, что предпринимали в подобных случаях другие люди?
5. Испытываете ли вы смущение, когда вас хвалят в вашем присутствии?
6. Можете ли вы длительное время находиться в одиночестве?
7. Чувствуете ли вы несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?
8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?
9. Трудно ли вам проявлять свои чувства к другим?
10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?
Оцените ответы
За каждый отрицательный ответ на вопросы 2-9 вы получите 5 баллов, за положительный — 0 баллов.
За положительный ответ на вопросы 1 и 10 получите 5 баллов, за отрицательный — 0 баллов.
50-35 баллов. Вы себя любите — значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывет под вздутыми парусами. Чувствуете свою необходимость и считаете, что жизнь имеет смысл, во всяком случае, способны придать ей необходимый индивидуальный смысл. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.
34-15 баллов. Трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка, вы редко думаете об этом.
Вы не всегда используете все свои способности, обращая чрезмерное внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызвать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.
14-0 баллов. Вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случится плохое, и признайтесь, что ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы себя ненавидите и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время меняться.
Теперь определим, как вы относитесь к окружающим.
1. Какой человек, по вашему мнению, достоин особого уважения?
• умный и добрый (1 балл)
• тот, кто всегда остается самим собой (2 балла)
• богатый и энергичный (0 баллов).
2. Часто ли бывает так, что вы гордитесь сделанной вами работой?
• да, даже если никто, кроме меня, ее не оценит (2)
• лишь тогда, когда меня хвалят за нее другие люди (1)
• нет, я обычно думаю, что мог (могла) бы выполнить ее и получше (0)
3. Как вы обычно поступаете, если перед вами возникает новая проблема?
• сразу кидаюсь ее решать (2)
• игнорирую ее — авось рассосется (0)
• думаю, потом советуюсь со знающими людьми и наконец действую(1)
4. Как вы оцениваете свое окружение?
• люди как люди, у всех свои недостатки и свои достоинства (1)
• в большинстве своем они превосходят меня по своим личным качествам (0)
• я выделяюсь на их фоне, причем в лучшую сторону (2)
5. Если бы вы просто исчезли, то многие бы это заметили?
• нет, только самые близкие родственники (0)
• думаю, таких людей оказалось бы больше, чем я полагаю (1)
• да, такая потеря стала бы почти национальным бедствием (2)
Оцените ответы
10-8 баллов. Себя-то вы явно цените, любите, уважаете, чуть ли не боготворите. Но вот что касается окружающих… Похоже, что вам проще осчастливить их своим обществом, чем быть с ними на равных.
7-4 баллов. Для вас уважение к себе подразумевает уважение к другим. Может быть, вас иногда «заносит» в самоуничижение или в гордыню. Но все мы люди, а значит, имеем право заблуждаться.
3-0 баллов. Вы явно смотрите на окружающих снизу вверх. Даже если они — люди, достойные во всех отношениях, помните, что вы тоже человек. А значит, должны «звучать», т. е. вести себя гордо.
Выполним тест «Какой я в общении?».
Отвечайте на вопросы «да» или «нет».
1. Делаете ли вы над собой усилие, чтобы ладить с теми людьми, которые вам не нравятся?
2. Предпочитаете ли вы шумное, оживленное место тихому и мирному месту отдыха?
3. Нравится ли вам ходить на вечеринки, дискотеки?
4. На отдыхе или в путешествии легко ли вы находите новых друзей?
5. Всегда ли вы рады видеть друзей, если они неожиданно к вам заглянули?
6. Начинали ли вы когда-нибудь первым разговаривать с незнакомым человеком в поезде?
7. Нравится ли вам организовывать вечеринки, приглашать гостей?
8. Много ли у вас друзей и знакомых?
9. Предпочитаете ли вы вечера, проведенные шумно и оживленно, спокойным вечерам, проведенным дома?
10. Нравятся ли вам игры на вечеринках?
11. Знаете ли вы большинство своих соседей по именам?
12. Вам больше нравится принимать участие в играх, чем выигрывать?
13. Вы предпочитаете играть с людьми, а не с игровыми автоматами?
14. Нравится ли вам помогать людям?
15. Вы находитесь в гостях. Хозяйка дома подает блюдо, которое вы считаете ужасным. Станете ли вы его есть?
16. Посылаете ли вы поздравления с Рождеством, Новым годом людям, которые вам не очень нравятся?
17. Называли ли вас когда-нибудь «душой компании»?
18. Нравится ли вам знакомиться с новыми людьми?
19. Чувствуете ли вы себя уверенно, когда входите в комнату с людьми, из которых вы почти никого не знаете?
20. Любите ли вы детей?
21. Вы более предпочитаете писать письма, чем звонить по телефону?
22. Легко ли вы находите новых друзей?
23. Делаете ли вы когда-нибудь вид, что вас нет дома, если видите приближение нежелательных посетителей?
24. Часто ли в вашем доме бывают большие компании?
25. Беспокоитесь ли вы о том, что думают о вас окружающие?
Оцените ответы
За каждый положительный ответ на вопросы 1-20, 22, 24, 25 и отрицательные ответы на вопросы 21 и 23 поставьте по 1 баллу.
25-16 баллов. Вы действительно общительный человек. Вы любите людей, вы любите быть с людьми и, вероятно, вы больше всего счастливы, когда вы в компании.
15-8 баллов. Вам нравится быть с людьми, но к бурным вечеринкам вы относитесь спокойно. Ваше терпение небезгранично, и вы, вероятно, вполне счастливы, если проводите вечер с одним или двумя близкими друзьями, а не идете туда, где много людей.
А если вечером вы оказались предоставлены сами себе, то и с этим прекрасно справитесь.
7 и менее баллов. Вы, похоже, любитель одиночества. Скорее всего, вы займетесь каким-нибудь делом, а не пойдете веселиться с компанией друзей. Вы самостоятельны и получаете удовольствие от одиночества.
III. Подведение итогов
(После того как тестирование закончилось, учитель просит вернуться к листам, где учащиеся распределяли четыре своих «я». Учащиеся должны внести фломастером другого цвета изменения в рисунок. Учащиеся на несколько секунд поднимают листы так, чтобы их увидел учитель. Его задача не фиксировать персональные изменения, а увидеть общую картину. Если учащиеся отвечали более или менее искренне, то изменения обязательно коснуться сектора «я» скрытое.)
— Действительно, человек меньше всего знает самого себя. Каков же путь самопознания? (От скрытого «я» к открытому «я».)
Послушайте советы американского психотерапевта Ф. Пората:
1. Принимайте себя таким, какой вы есть.
2. Принимайте себя таким, каким вы хотите быть.
3. Обретайте позитивные изменения всякий раз, когда вы в состоянии это сделать.
4. Полюбите свой образ, свой имидж: свое тело, манеру смотреть, двигаться, одеваться, ходить, танцевать, говорить, смеяться, плакать.
5. Уважайте свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
6. Будьте «позитивно» эгоистичны: любите себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что вы — человек «единственный в своем роде», другого такого нет.
7. Уважайте свое время: время — это жизнь.
8. Разрешайте себе радоваться и получать удовольствия. Позволяйте себе быть такой, какой вы есть. Вы несете ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
9. Учитесь принимать решения и воплощать их в жизнь.
10. Не ждите, что кто-то вернет вам ваше самоуважение. Только вы сами можете с этим справиться.
Однако серьезные ученые иногда не прочь пошутить. Так, по аналогии с законами естествознания были выявлены некоторые закономерности случающихся с нами неприятностей. По имени автора они известны как «Законы Мэрфи».
1. Все, что может пойти наперекосяк, обязательно пойдет наперекосяк.
2. Все, что удалось составить, рано или поздно обязательно развалится.
3. Предоставленные сами себе дела имеют склонность становиться из плохих еще худшими.
4. Если может произойти несколько неприятностей, то произойдет та из них, которая причинит наибольший ущерб.
5. На библиотечной полке будут все книги, кроме той, которая вам больше всего нужна.
6. То, что вы ищете, всегда находится там, куда вы заглядываете в последнюю очередь.
7. Вероятность падения бутерброда на ковер намазанной стороной прямо пропорциональна стоимости ковра.
(Учитель напоминает, что в каждой шутке есть доля истины, и предлагает школьникам подумать над «Законами Мэрфи»: добавить формулировки или привести факты в подтверждение.
В заключение учитель собирает экспресс-информацию (приложение 8), насколько интересным показался учащимся урок.)
Домашнее задание
Подготовиться к контрольному уроку.
Аудит учебника по социальной психологии: (не)точность самопознания
UncategorizedУльрих Шиммак
Гилович, Кельтнер, Чен и Уанз, 2019 г., Социальная психология (5-е изд.), с. 65-66
Чтобы понять утверждения социальных психологов о точности самопознания, важно помнить о дебатах о человеке и ситуации в 1970-х годах. С одной стороны, социальные психологи утверждали, что представления о себе в значительной степени иллюзорны и не предсказывают поведение. С другой стороны, психологи личности предполагают, что люди обладают определенным самопознанием относительно устойчивых личностных предрасположенностей, влияющих на их поведение.
Также важно знать, что автор учебника Нисбетт активно участвовал в споре о человеке и ситуации. Поэтому неудивительно, что глава учебника о точности в самопознании сильно предвзята и не упоминает десятилетия исследований, которые продемонстрировали конвергентную достоверность самооценки и оценок личности информантов (например, Connely & Ones, 2010, для метаанализ).
Вместо этого у учащихся создается впечатление, что их самопознание довольно низкое.
Вспомните исследование, описанное в главе 1, в ходе которого Нисбетт и Уилсон (1977) обнаружили, что люди могут легко объяснить ей свое поведение, которое на самом деле не соответствует действительности. Кто-то может сказать, что она выбрала свою любимую ночную рубашку из-за ее текстуры или цвета, хотя на самом деле она выбрала ее, потому что она была последней, которую она видела. Даже наша способность точно сообщать о более важных решениях, таких как, почему мы предпочли кандидата на работу А, а не кандидата на работу Б, почему Джо нравится нам больше, чем Джек, или как мы решили конкретную проблему, может быть далеко от истины (Nisbett & Wilson). , 1977).
…большую часть времени мы делаем неточные выводы о себе, потому что у нас нет доступа к определенным психическим процессам, например тем, которые заставляют нас предпочитать объекты, на которые мы смотрели в последний раз (Wilson, 2002, Wilson & Dunn, 2004).
… такие психические процессы находятся вне бессознательного, происходят вне нашего сознания, оставляя вместо этого нам возможность генерировать альтернативные, правдоподобные объяснения наших предпочтений и поведения.
Учитывая такие препятствия, как человек может получить точное самопознание?
Учебник не дает ответа на свой вопрос. Один из возможных ответов мог бы заключаться в том, что для познания себя не требуется самоанализ. Позже в учебнике представлена теория самовосприятия, в которой говорится, что мы можем познать себя так же, как мы знаем других людей, наблюдая за собой и приписывая свое поведение. Например, если я регулярно заказываю ванильное мороженое, а не шоколадное, я могу сделать вывод, что предпочитаю ваниль; мне не нужно знать почему Я предпочитаю ваниль (например, в детстве мама давала мне смесь со вкусом ванили).
В любом случае, размышления Нисбетта об ограничениях интроспекции не могут объяснить, как люди приобретают точное самопознание о своей личности, ценностях, счастье и поведении в прошлом, а также не ссылаются на соответствующие исследования личностных психологов.
Раздел о точности самопознания завершается исследованиями Вазира (Vazire & Meehle, 2008; Vazire 2010; Vazire & Carlson, 2011). Эти исследования показывают, что в среднем самооценки и оценки информантов являются одинаково хорошими предикторами объективного критерия поведения. Они также предполагают, что «я» лучше способно выносить суждения о внутренних состояниях.
«Поскольку у нас больше информации, чем у других, о наших внутренних состояниях (например, о наших внутренних мыслях и чувствах), мы лучше судим о своих внутренних чертах (например, о том, насколько мы оптимистичны или пессимистичны).
Студенты могут быть немного сбиты с толку более ранними утверждениями о том, что самоанализ часто вводит нас в заблуждение, и заключительным утверждением о том, что самость наиболее точна в оценке внутренних состояний. Очевидно, интроспектива дает ценную информацию, которую можно использовать для познания себя.
В заключение, социальные психологи проигнорировали точность в самопознании, потому что они были больше заинтересованы в демонстрации предубеждений и ошибок в обработке информации человеком. Учебник застрял в некоторых старых исследованиях пределов самоанализа и не содержит обзора десятилетий исследований точности самопознания (например, Funder, 1995). Чтобы узнать о точности самопознания, студентам лучше пройти курс психологии личности.
Нравится:
Нравится Загрузка…
[Решено] . Позвольте нам попробовать Основываясь на вашем опыте и знаниях, какие…
Вопрос
Ответ
шаг за шагом
Вопрос задан CoachHeron1912
Текст изображения
Давайте попробуем Исходя из вашего опыта и знаний, каковы возможные последствия применения процессы социальных наук? Используйте место, предоставленное для вашего ответа. Давайте учиться Уделите несколько минут тому, чтобы поразмыслить о своем личном опыте работы с какой-либо социальной службой. практиков науки и любые функции прикладных социальных наук. Как консультирование, социальная работа, общение или любые другие функции в обществе повлияли на вашу личную жизнь. жизнь? Или как это повлияло на вашу студенческую жизнь? Пишите свои идеи….
Транскрипция текста
л. Проверьте свои знания А. Перечислите не менее трех основных ценностей, которые служат стандартом при предоставлении социальных услуг. 1. 2. 3. B. Как человек проявляет социальную осведомленность, самосознание и самосознание? знание? C. Опишите изменение отношения и ценностей в 500.le D. Опишите характер изменения поведения. E. Опишите характер структурных изменений. лл. Проверьте свое понимание А. Как дисциплины прикладных социальных наук способствуют развитию общества и его общественное сознание участников и самопознание? B. Как концепции и теории социальных наук способствуют изменениям? …
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИПСИХОЛОГИЯСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯBAEL 1234
Ответ и объяснение
Решено проверенным экспертом
Оценено
Полезно
Ответил annekmcdr
sectetur adipisectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ult
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibusectetur adipiscing elit.Разблокируйте полный доступ к Course Hero
Изучите более 16 миллионов пошаговых ответов из нашей библиотеки
Подпишитесь, чтобы просмотреть ответ
Пошаговое объяснение
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec
- sectetur adipiscing elit. Nam lacisectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulv sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a m
- sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nsectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinasectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet.