Самопознание поурочные планы 7 класс: Поурочный план по самопознанию 7 класс на тему: «Разум и воля»

Урок по предмету «Самопознание» на тему: «Созвучие с окружающим миром».

Качества: ответственное поведение в окружающей среде , чувство сопричастности, гармония, толерантность

 

Цель: содействовать расширению ценностного мировосприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека с окружающим миром.

Задачи: 

  • раскрытие значения ценностного отношения человека к окружающему миру;

  • развитие ценностной мировоззренческой позиции

  • воспитание ценностного, толерантного отношения к окружающему миру.

 

Ресурсы:

Музыка для души, презентация рисунков, фонограмма песни «Красной шапочки»,

Ход урока.

1. Орг.момент.

2. «Круг радости» 

2.1. Позитивный настрой «Прогулка по лесу»

Звучит музыка « Музыка души«.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза и глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 – 2 минуты). Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!

1. какое у вас ощущение после прогулки?

2. что вы себе представляли, когда закрывали глаза?

3. Проверка Д/з текст «Как мы связаны со вселенной».

Вопросы для обсуждения:

1).Как человек связан со Вселенной?

2). Как можно изменить окружающий нас мир?

3). Что необходимо совершенствовать в себе, чтобы улучшать свою жизнь и мир вокруг?

4. Позитивное высказывание. ( Цитата урока).

Много в природе дивных сил, но сильней человека — нет. 
Софокл

Вопросы для обсуждения:

1. Почему сильнее человека нет в природе?

2. можно ли сказать что человек дивная сила?

3. Всегда ли человек приносит пользу природе?

Родился 495 г. до н. э.[источник не указан 1927 дней], в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. КритикАристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом«Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

5. Рассказывание истории, притчи.

Что значит «БЫТЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»?

1. Если я хочу быть в гармонии с собой и  окружающим миром — значит я считаю, что сейчас такой гармонии нет
2. Если сейчас такой гармонии нет, то это значит
— что новый Я — тот, каким я хочу быть, не соответствует мне — теперешнему,
— или иначе: я — теперешний не соответствую тому миру, к которому я хочу принадлежать.

Гармония с собой и с окружающим миром — это зона комфорта, это комфортное состояние
— когда все устраивает,
— когда нет сложностей,
— когда нет неисполнимых желаний,
— когда мои желания соответствуют, гармонируют с окружающим миром,
— когда мои желания не противоречат моему ближнему и дальнему окружению,
— когда мои желания не требуют от меня каких-либо значительных усилий.

То есть, я нахожусь в гармонии с собой, когда я какой, какой я есть и меня это устраивает  — изменения мне не нужны. Изменения пугают, напрягают и выводят из равновесия.

Если я хочу измениться и стать другим, заняться другим, непривычным новым видом деятельности
— я выхожу из зоны комфорта,- я выхожу из зоны гармонии — становлюсь негармоничным и с собой и с окружающим миром, который привык ко мне — прежнему и который стремится меня вернуть в прежнее «гармоничное» состояние. — картинка со свиньями

С каким собой я хочу быть в гармонии
— с собой — прежним?
— или с собой — будущим? С тем, каким я хочу стать?

С каким миром я хочу быть в гармонии
— с тем новым, о котором я мечтаю и в котором хочу жить?
— или с прежним? В котором тепло и комфортно? В котором все знакомо и привычно?

Если я хочу быть в гармонии с собой прежним и с прежним миром, с прежней жизнью — это проще:
— ничего не надо менять,
— не надо предпринимать никаких усилий
— не надо учиться новому,
— не надо ошибаться и набивать шишки,
— не надо изменяться и изменять свой мир.
Нужно просто быть собой — собой прежним в своем прежнем мире.

Если я хочу стать другим, жить в новом мире, жить новой более желанной жизнью — для этой гармонии нужно выйти из первичной зоны комфорта, разрушить прежнюю гармонию. Стать другим в своем новом мире и уже здесь создавать свою новую гармонию со своим новым миром и с уже новым собой.

Все это подразумевает дополнительные новые усилия, получение новых знаний, приобретение новых навыков и новых умений.

Если делать только то, что делал всегда — будешь иметь только то, что имел всегда.
И ничего больше…

  

6. Подарок от учителя.

1) Презентация рисонков об окружающей среде

2) Творческая деятельность

  • Вообразить диалог между деревом и птицей, морем и рыбой, речкой и лягушкой. (Разговор персонажей должен отразить тревогу за сохранность живой природы, ее обитателей) 

— Что вы почувствовали в роли того или иного героя?

— На какие размышления натолкнула сыгранная вами роль?

— Объясните, что нужно делать, чтобы всем обитателям природы жилось хорошо?

— Объясните, почему так важно ежедневно следовать добру, совершать добрые поступки?

— В чём проявляется ваша любовь к природе?

— От чего идет ваша любовь? ( от сердца, от душ

7. Групповое пение.

Групповое пение «Красной шапочки »

Если б только-только-только

Если б только на планете,

Если б только все земляне

Всё живое берегли,

То возможно можно- можно,

То наверно- верно-верно,

 Книги Красной точно- точно

 Никогда б не завели!

 Припев:

А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!

 А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а, крокодилы, бегемоты,

А-а, обезьяны, кашалоты,

 А-а, и зелёный попугай!

А-а, и зелёный попугай!

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще,

 И пускай в лесу тенистом

 Слышен гомон птичьих стай,

 И запомни-помни-помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помогай!

8. Домашнее задание.

1)Прочитать текст по С. Соловейчику «Труд души».

2)Напишите  обращение эссе к человечеству. ( Подумайте, с какими словами вы бы обратились  к людям, чтобы сохранить Землю!)

9. Заключительная минутка урока.

Сядьте удобно. Закройте глаза и подумайте о чем то очень хорошем и приятном. О том, что приносит вам радость и счастье.

Цифровая учебная программа — 7 образов мышления

перейти к содержанию

Цифровые учебные программыevenmindsets2023-04-24T10:08:12-04:00

Мечтай по-крупному, чувствуй связь,
Будь подлинным и многое другое!

Простая в использовании цифровая учебная программа

Образец урока