Читать бесплатно книгу «Самопознание» Николая Бердяева полностью онлайн — MyBook
Посвящаю эту книгу моему лучшему другу Евгении Рапп.
Книга эта мной давно задумана. Замысел книги мне представляется своеобразным. Книги, написанные о себе, очень эгоцентричны. В литературе «воспоминаний» это часто раздражает. Автор вспоминает о других людях и событиях и говорит больше всего о себе. Есть несколько типов книг, написанных о себе и своей жизни. Есть, прежде всего, дневник, который автор вел из года в год, изо дня в день. Это очень свободная форма, которую сейчас особенно любят французы. «Дневник» Амиеля – самый замечательный образец этого типа, из более новых – Journal А. Жида. Есть исповедь. Блаженный Августин и Ж.Ж. Руссо дали наиболее прославленные примеры. Есть воспоминания. Необъятная литература, служащая материалом для истории. «Былое и думы» Герцена – самая блестящая книга воспоминаний. Наконец, есть автобиография, рассказывающая события жизни внешние и внутренние в хронологическом порядке. Все эти типы книг хотят с большей или меньшей правдивостью и точностью рассказать о том, что было, запечатлеть бывшее. К бывшему принадлежат, конечно, и мысли и чувства авторов. Моя книга не принадлежит вполне ни к одному из этих типов. Я никогда не писал дневника. Я не собираюсь публично каяться. Я не хочу писать воспоминаний о событиях жизни моей эпохи, не такова моя главная цель. Это не будет и автобиографией в обычном смысле слова, рассказывающей о моей жизни в хронологическом порядке. Если это и будет автобиографией, то автобиографией философской, историей духа и самосознания. Воспоминание о прошлом никогда не может быть пассивным, не может быть точным воспроизведением и вызывает к себе подозрительное отношение. Память активна, в ней есть творческий, преображающий элемент, и с ним связана неточность, неверность воспоминания. Память совершает отбор, многое она выдвигает на первый план, многое же оставляет в забвении, иногда бессознательно, иногда же сознательно. Моя память о моей жизни и моем пути будет сознательно активной, то есть будет творческим усилием моей мысли, моего познания сегодняшнего дня. Между фактами моей жизни и книгой о них будет лежать акт познания, который меня более всего и интересует. Гёте написал книгу о себе под замечательным заглавием «Поэзия и правда моей жизни». В ней не все правда, в ней есть и творчество поэта. Я не поэт, я философ. В книге, написанной мной о себе, не будет выдумки, но будет философское познание и осмысливание меня самого и моей жизни. Это философское познание и осмысливание не есть память о бывшем, это есть творческий акт, совершаемый в мгновении настоящего. Ценность этого акта определяется тем, насколько он возвышается над временем, приобщается ко времени экзистенциальному, то есть к вечности. Победа над смертоносным временем всегда была основным мотивом моей жизни. Книга эта откровенно и сознательно эгоцентрическая. Но эгоцентризм, в котором всегда есть что-то отталкивающее, для меня искупается тем, что я самого себя и свою жизненную судьбу делаю предметом философского познания. Я не хочу обнажать души, не хочу выбрасывать во вне сырья своей души. Эта книга по замыслу своему философская, посвященная философской проблематике. Дело идет о самопознании, о потребности понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу. Так называемая экзистенциальная философия, новизна которой мне представляется преувеличенной, понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование. Но наиболее экзистенциально собственное существование. В познании о себе самом человек приобщается к тайнам, неведомым в отношении к другим. Я пережил мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени как часть моего микрокосма, как мой духовный путь. На мистической глубине все происшедшее с миром произошло со мной. И настоящее осмысливание заключается в том, чтобы понять все происшедшее с миром как происшедшее со мной. И тут я сталкиваюсь с основным противоречием моей противоречивой натуры. С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира как события, происходящие со мной, как собственную судьбу, с другой стороны, я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем. Если бы я писал дневник, то, вероятно, постоянно записывал в него слова: «Мне было это чуждо, я ни с чем не чувствовал слияния, опять, опять тоска по иному, по трансцендентному». Все мое существование стояло под знаком тоски по трансцендентному.
Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала ХХ века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании. И вместе с тем я никогда не был человеком политическим. Ко многому я имел отношение, но, в сущности, ничему не принадлежал до глубины, ничему не отдавался вполне, за исключением своего творчества. Глубина моего существа всегда принадлежала чему-то другому. Я не только не был равнодушен к социальным вопросам, но и очень болел ими, у меня было «гражданское» чувство, но в сущности, в более глубоком смысле, я был асоциален, я никогда не был «общественником». Общественные течения никогда не считали меня вполне своим. Я всегда был «анархистом» на духовной почве и «индивидуалистом».
Книга моя написана свободно, она не связана систематическим планом. В ней есть воспоминания, но не это самое главное. В ней память о событиях и людях чередуется с размышлением, и размышления занимают больше места. Главы книги я распределил не строго хронологически, как в обычных автобиографиях, а по темам и проблемам, мучившим меня всю жизнь. Но некоторое значение имеет и последовательность во времени. Наибольшую трудность я вижу в том, что возможно повторение одной и той же темы в разных главах. Единственное оправдание, что тема вновь будет возникать в другой связи и другой обстановке. Я решаюсь занять собой не только потому, что испытываю потребность себя выразить и отпечатлеть свое лицо, но и потому, что это может способствовать постановке и решению проблем человека и человеческой судьбы, а также пониманию нашей эпохи. Есть также потребность объяснить свои противоречия. Такого рода книги связаны с самой таинственной силой в человеке, с памятью. Память и забвение чередуются. Я многое на время забываю, многое исчезает из моего сознания, но сохраняется на большей глубине. Меня всегда мучило забвение. Я иногда забывал не только события, имевшие значение, но забывал и людей, игравших роль в моей жизни. Мне всегда казалось, что это дурно. В памяти есть воскрешающая сила, память хочет победить смерть. Но наступало мгновение, когда я вновь вспоминал забытое. Память эта имела активно-преображающий характер. Я не принадлежу к людям, обращенным к прошлому, я обращен к будущему. И прошлое имеет для меня значение как чреватое будущим. Мне не свойственно состояние печали, характерное для людей, обращенных к прошлому. Мне свойственно состояние тоски, что совсем иное означает, чем печаль. Я человек более драматический, чем лирический, и это должно отпечатлеться на моей автобиографии. Думая о своей жизни, я прихожу к тому заключению, что моя жизнь не была жизнью метафизика в обычном смысле слова. Она была слишком полна страстей и драматических событий, личных и социальных. Я искал истины, но жизнь моя не была мудрой, в ней не господствовал разум, в ней было слишком много иррационального и нецелесообразного. Светлые периоды моей жизни чередовались с периодами сравнительно темными и для меня мучительными, периоды подъема чередовались с периодами упадка. Но никогда, ни в какие периоды я не переставал напряженно мыслить и искать. Наиболее хотел бы я воскресить более светлые и творческие периоды моей жизни. Хотел бы я, чтобы память победила забвение в отношении ко всему ценному в жизни. Но одно я сознательно исключаю, я буду мало говорить о людях, отношение с которыми имело наибольшее значение для моей личной жизни и моего духовного пути. Это понятно. Но память наиболее это хранит и хранит для вечности. Марсель Пруст, посвятивший все свое творчество проблеме времени, говорит в завершительной своей книге Le temps retrouvé: «J’avais trop expérimenté l’impossibilité d’atteindre dans la réalité ce qui était au fond moi-même»[1]. Эти слова я мог бы взять эпиграфом к своей книге. То, о чем говорит Пруст, было опытом всей моей жизни. Противоречив замысел моей книги уже потому, что самый скрытный человек пытается себя раскрыть. Это очень трудно. Дискретность не позволяет мне говорить о многом, что играло огромную роль не только во внешней, но и но внутренней моей жизни. С трудом выразима та положительная ценность, которая получена от общения с душой другого. С трудом выразим и скрытый трагизм жизни.
Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель. И мой универсализм, моя вражда к национализму – русская черта. Кроме того, я сознаю себя мыслителем аристократическим, признавшим правду социализма. Меня даже называли выразителем аристократизма социализма. Мной руководило желание написать эту книгу с наибольшей простотой и прямотой, без художественного завуалирования. То, что носит характер воспоминаний и является биографическим материалом, написано у меня сухо и часто схематично. Эти части книги мне нужны были для описания разных атмосфер, через которые я проходил в истории моего духа. Но главное в книге не это, главное – самопознание, познание собственного духа и духовных исканий. Меня интересует не столько характеристика среды, сколько характеристика моих реакций на среду.
Писано в Clamart и Pilat-plage в 1940 году.
Полные Сомнений Размышления, Самокопание, Самопознание
Решение этого кроссворда состоит из 9 букв длиной и начинается с буквы Р
Ниже вы найдете правильный ответ на полные сомнений размышления, самокопание, самопознание, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда, продолжайте навигацию и воспользуйтесь нашей функцией поиска.
ответ на кроссворд и сканворд
РЕФЛЕКСИЯ
предыдущий следующий
ты знаешь ответ ?
ответ:
связанные кроссворды
- Рефлексия
- Критический самоанализ
- Рефлексия
- Полные сомнений размышления, самоанализ, самокопание букв
- Самонаблюдение, самопознание букв
- Междисциплинарное понятие с многовековой историей букв
- Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии букв
Предметов для самопознания | Эдинбургский университет
Использование предметов для повышения самосознания
В этом упражнении используется базовая форма вопросов, и оно может показаться немного странным на первый взгляд. Тем не менее, может быть чрезвычайно полезно получить новую и другую точку зрения и заставить вас думать по-другому.
Основной принцип использования предметов для самосознания — это выбор предмета, который представляет вас или что-то о вас. «Предметы», которые вы используете, могут включать в себя физические объекты, персонажей, фильмы, песни и другие вещи — главное, что «вещь» нуждается в некоторых определяющих характеристиках.
Вы можете задать себе множество вопросов для этого задания, и каждый из них может помочь вам узнать о себе что-то новое.
Какие предметы использовать
Существует два основных способа использования предметов и других ресурсов для размышлений.
Выбор из любого товара в категории | Выбор из набора |
---|---|
Выбор быть относительно свободным в диапазоне предметов, из которых рефлектор может выбирать, означает, что рефлектор может найти что-то, что им подходит, но выбор может показаться ошеломляющим и трудным. Это могут быть вопросы вида:
| Это может быть забавно, так как рефлекторам придется проявить творческий подход к своему выбору, однако некоторым людям это может показаться трудным. Самый простой способ уменьшить диапазон выбора — поставить перед отражателем набор предметов, из которых они должны выбирать. Другой способ — попросить рефлектора принести предмет с собой. Вопросы могут выглядеть как
|
Начальные вопросы
Вопросы, как правило, следуют шаблону вроде «Что [предписанный тип или источник элемента] представляет [область, которую вы хотите исследовать] ?
Ниже приведены несколько примеров, которые можно комбинировать.
Тип/источник товара на выбор | Область, которую вы хотите исследовать |
---|---|
Предметы из вашей комнаты | как я учусь |
Песни из детства | как я решаю проблемы |
Блокбастеры | как я себя чувствую |
Набор изображений | как я переживаю трудные времена |
Цвета | прогресс конкретного проекта |
Инструменты | как я праздную успехи |
Вещи, которые можно найти в антикварном магазине | тип моего друга |
Автомобили | как я работаю в команде |
Супер герои | как я отношусь к сдаче |
Убедитесь, что ваши ответы отражающие
Рефлексивный процесс начинается с размышлений о качествах предмета и ваших собственных качествах — вы должны быть в состоянии сказать, почему вы выбрали именно этот предмет.
При выполнении этого задания цель состоит в том, чтобы быть как можно более рефлексивным.
Пример | Выберите тип автомобиля, чтобы показать, как вы решаете проблемы |
---|---|
Рефлексивный ответ | Гоночный автомобиль, потому что, когда я выхожу на трассу, я очень быстр и предан делу, и я буду ехать так быстро, как только смогу, пока проблема не будет решена. Однако, как и в случае с гоночным автомобилем, мне нужна команда вокруг меня, чтобы убедиться, что все остальное (например, двигатель или получение еды) работает так, чтобы я мог просто сосредоточиться на проблеме. |
Рефлексивный ответ | Полноприводный джип. Может быть, я и не очень быстр в решении задач, но я могу решать целый ряд задач — так же, как и способность ездить по любой местности. Решения могут не выглядеть кричащими, но они надежны. |
Неотражающий ответ | Феррари, потому что они мне нравятся, и я бы хотел такую — они быстрые. |
Вернуться к разделу «Размышление для самосознания»
Сильные и слабые стороны | The University of Edinburgh
Повышение самосознания своих сильных и слабых сторон.
Определение своих сильных и слабых сторон может быть чрезвычайно ценным. Это не только позволит вам подходить к задачам и вызовам с лучшим пониманием того, как добиться успеха и на какие подводные камни следует обратить внимание, но также позволит вам эффективно сообщать о том, что вы можете сделать, что важно для таких вещей, как собеседования при приеме на работу.
Для всех подходов может быть полезно выделить период безмятежного времени, когда вы полностью сосредоточены на задаче и действительно исследуете ее, например, 20-30 минут. Ниже описаны три разных подхода — посмотрите, что вы считаете полезным, добавьте свой собственный или смешивайте и сочетайте их вместе!
Задавайте себе целевые вопросы
Процесс прямого опроса | Процесс косвенного опроса |
---|---|
Повторите этот процесс для стольких сильных и слабых сторон, сколько сможете придумать. Может быть полезно найти в Интернете список общих сильных и слабых сторон, чтобы вдохновиться. | Вот лишь несколько вопросов, чтобы дать вам представление — вы, вероятно, найдете много других полезных вопросов.
|
Анализ опыта
Этот подход работает для выявления как сильных, так и слабых сторон, единственная разница заключается в типе опыта, на который вы смотрите. Во-первых, определите опыт, который оказался/прошел очень хорошо (для сильных сторон) или плохо (для слабых сторон). Это может быть поддержка друга или командная работа, которая пошла не так, как вы надеялись.
- Спросите себя, какие навыки/сильные стороны сделали вас способными к успеху или какие слабости могли способствовать неудачному опыту.
- Спросите себя, что еще могло бы помочь, пока вы больше не найдете.
- Повторяйте столько опытов, сколько захотите.
На самом деле этот метод можно использовать для выявления многих имплицитных аспектов нас самих. Единственное отличие состоит в том, что мы спрашиваем себя: «Что [ценность/предположение/и т. д.] могло способствовать исходу ситуации или нашим действиям?»
Спрашивать других
Как только у вас появится представление о своих сильных и слабых сторонах, или для начала, если вы сочтете это сложным, вы можете попросить критически настроенного друга (см. «Размышление с другими»), чтобы он предположил, каковы, по его мнению, ваши сильные и слабые стороны.