Самопознания психология: Психология самопознания

Самопознание и его роль в развитии школьников — Психология образования в XXI веке: теория и практика

Аннотация

The article presents an analysis of the problem of the development of students’self-knowledge. We characterize the areas of life and personality of children in which self-knowledge plays a great role. The features of self-development, reflecting its influence on the process of students’ self-organization and conduct their activities, setting life goals are described in this paper.

Ключевые слова: рефлексия, волевая саморегуляция, самооценка, самопознание

Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Спиридонова С. Б. Самопознание и его роль в развитии школьников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об особен­ностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в процесс познания чело­веком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай самого себя» был высечен на каменной колонне хра­ма. Но не всегда такое, понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повсед­невной жизни человека.

Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового возрас­та.

Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более могут не испытывать в этом никакой необхо­димости. Попытаемся сформулировать те основания, которые показывают необходимость самопо­знания подрастающему человеку.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это означает, что для осуществления необхо­димых действий ему не хватает либо хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятель­ности, например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают рассуж­дать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; задумыва­ются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более терпеливым и т.

п.). Очевидно, что люди, которые хо­рошо знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораз­до успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.

Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С. Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида определенной информации о са­мом себе [3]. Воля у человека проявляется в способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или внутренние препятствия. Внешние препятствия, как правило, оче­видны и понятны (например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед от­влекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее с внутренними пре­пятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.д. Не каждый человек, особенно ребенок, осознает эти препят­ствия.

Именно это делает невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия, а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя самоубеждение или самоприказ.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих достижений и лич­ностных качеств.

Самооценка ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется домини­рованием общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адек­ватно. В некоторых случаях из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает ин­формацию о его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно завышен­ная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимо­отношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с завышенной самооценкой склонны объяс­нять свое неудачи внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны крити­ковать за ошибки своих товарищей.

Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В. Захаровой, уже в млад­шем школьном возрасте создаются «благоприятные условия для когнитивного компонента само­оценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых» [1, с. 13].

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и личности позво­ляет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок и достижения успеха.

Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими людьми. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими людьми. Сначала с самыми близки­ми, которые принимают его таким, какой он есть. Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных правил и законов: нравственных, этических и т. д. Насколько успешно это удается делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к окружа­ющим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает корректировать собственное поведение и, таким образом, управ­лять коммуникативной ситуацией.

Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант писал: «То об­стоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].

Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием окружающей среды и лю­дей. Но истинным развитием личности является то, что определяется собственными установками и целями человека.

Безусловно, важно, чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с нравственными и духовными ценностями общества. Постановка человеком целей собственного развития и понимание путей их реализации в конкретных социально-исторических условиях возможны только при высоком уровне самопознания.

Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого развития про­цессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять все их советы по правильно­му запоминанию учебного материала. Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить прие­мы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере.

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека.

На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор про­фессионального пути, который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это проис­ходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывает­ся о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и особенности своей лично­сти с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ста­вить обоснованные, реалистичные цели, видеть пути и способы их достижения.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопро­сы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, мож­но управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоя­тельной организации своей жизни.

Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы, членов своей семьи, друзей, домашних жи­вотных, анкетные и биографические данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравит­ся), желание иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.

Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в будущем привлекатель­ную профессию, стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества лично­сти. В этих рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично, а ино­гда и критично осознавать особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятель­ности, стремления, потребности и мотивы. Например, у младших школьников: «Я красивая, яркая, трудолюбивая, милая, добрая», «Поведение у меня не очень хорошее».

Подростки и старшеклас­сники пишут: «Я человек, который довольно уверен в себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли», «Единственная моя цель в жизни – добиться успеха в определенных сферах деятельно­сти», «Мои жизненные ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем ха­рактере доминируют лидерские качества».

Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень, соотно­сятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и критичность. Перспек­тивные суждения отражают содержание Я-идеального и указывают на привлекательную профес­сию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, на желаемые качества и особен­ности личности, мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это содер­жание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного че­ловека, например: «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать доброй, красивой», «Я хотел бы стать умным и добрым». Такое осознание желаемых положительных качеств обеспечива­ется сформированностью ценностных ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем вос­питанности учащихся. Часто Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взросло­го, являющегося носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например: «Я хочу очень стать милиционером, они сильные и смелые», «Я хочу, когда вырасту, быть воспи­тательницей», «Я хочу быть библиотекарем, как мама», «Я хочу в будущем стать археологом. Мне нравится эта работа». Это содержание Я-идеального возникает в процессе общения детей со взрос­лыми, в первую очередь близкими и родными. Еще один вариант содержания Я-идеального свя­зан с отражением желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной лич­ности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в недо­статочной степени, например: «Я хочу стать повнимательнее», «хочу стать хорошим учеником», «Мне нужно, чтобы память была получше». Осознание своего желания измениться в лучшую сто­рону появляется под влиянием внешних оценок (например, учителя, родителей) или в результате сравнения с качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной дея­тельности. Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень перспективности их самопознания.

Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному. Например, «Я по характеру тоже нормальная», «Я не знаю, какой я на самом деле, веселый хороший или плохой». Такие суж­дения отражают особенности личности, осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может про­являться и при отражении Я-идеального, например: «Я сначала решила стать врачом, потом инже­нером, а сейчас хочу стать учителем танцев, я думаю, что это моя последняя профессия». Рассуж­дения по поводу своего будущего связаны с процессом личностного самоопределения, планиро­вания и проектирования своего жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения яв­ляются для старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить значи­мые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные ка­чества выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников указыва­ет на уровень рефлексивности их самопознания.

Не менее важной характеристикой самопознания является способность к критическому осмыс­лению своих особенностей и возможностей. Критические суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные характеристики личности, которые осознаются как затруд­няющие жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд, угры­зения совести и т.п.), например: «Учусь я неважно», «Я не очень умная и не глупая», «Я чуть-чуть ленива, убираюсь только по настроению». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное). Это проявляется в негативных характеристиках, кото­рые осознаются как мешающие развитию личности, например: «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от лени», «Наверно, моя лень мне будет очень мешать», «Мне нужно быть более терпе­ливой, чтобы стать учительницей». Наличие критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их самопознания.

Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого конкрет­ного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и негативные черты. Они осознают возможность из­менить их в будущем, опираясь на внутренние ресурсы, например: «Я думаю, что я сильный чело­век, так как всегда пытаюсь достичь всего сама. Я очень гордая, поэтому иногда в конфликте мне бывает сложно первой пойти на контакт. Какой я хочу стать? Наверное, остаться такой же. Лишь бы не стать эгоисткой. В общем, если меняться, то в лучшую сторону» (Маша Е., 9-й класс).

В процессе развития детей в их образе Я рефлексивные, критические и перспективные само­характеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколь­ко профессий, а желаемые качества указывают довольно противоречивые: «хочу стать послушным и самостоятельным». Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию.

У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию. Они с удо­вольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит из­за того, что их самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.

Некоторые подростки при низкой перспективности и рефлексивности самопознания прояв­ляют высокую критичность к своим возможностям. Их формулировки могут быть очень резкие, с пространными объяснениями: «У меня бывает плохое настроение и иногда психоз. Тогда я могу сделать такое, что потом буду отвечать за это всю жизнь» (Даша С., 5-й класс). При этом дети не задумываются о причинах своих неудач и негативных переживаний и практически никогда не стре­мятся что-то поправить.

Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе отмечают. Они вы­сказывают критичность даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно изба­виться от недостатков: «Моя дурная привычка – это в каком-то роде зависимость, как от курения» (Катя М., 11-й класс), а некоторые в это совсем не верят: «Я хочу стать неагрессивной, хорошей, умной, но у меня ничего не получается». Можно предположить, что такое неверие в себя при силь­ном желании измениться обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.

Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При сравне­нии уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в нравственной, коммуникатив­ной, интеллектуальной и волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуж­дать о своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или отсутст­вие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в будущем.

Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в возможности приобрести эти качест­ва в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к управ­лению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т. п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.

Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие самохарактеристики, как «злой» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными и умеющими общаться с другими.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализи­ровать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.

Литература

  1. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998.
  2. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 1. М., 1963.
  3. Кон И.С. Открытие Я. М. : Политиздат, 1978.
  4. Локк Д. Избранные философские произведения: в 2 т. М. : Соцэкгиз, 1960. Т. 1.
  5. Спиридонова С.Б. Исследование возрастных особенностей самопознания школьников // Изв. Вол­гогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2008. № 9 (33). С. 237–240.
  6. Спиридонова С.Б. Исследование индивидуально-типологических особенностей самопознания школь­ников // Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований: материалы Междунар. науч. конф. Карачаевск: КЧГУ. 2009. С. 222–227.

Спиридонова Светлана Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, начальник Управления научно-исследовательских работ Волгоградского государственного социально-педагогического университета

20 практик для самопознания, которые можно сделать прямо сейчас

Саморазвитие

20 практик для самопознания, которые можно сделать прямо сейчас

8 января 6 649 просмотров


Олеся Ахмеджанова

Вся наша жизнь — самопознание. Мы учимся различать свои эмоции. Разбираемся, что нам нравится, а что — нет. Погружаемся в психологию человека. Пытаемся изучить себя. Выбрали несколько полезных практик из книги молекулярного биолога Эстанислао Бахраха «Лимбический мозг». Они помогут чуть лучше узнать себя.



Лимбический мозг

Поднимите голову

Что вы упускаете из виду, уставившись в свой мобильный телефон или ноутбук? Поднимите голову — и увидите.

Обнимите себя

Обхватите себя руками и обнимите в течение трех вдохов. Простые методы психологии работают — проверьте сами.

Неуверенность

Напишите что-то, в чем вы чувствуете себя неуверенно, но напишите это большими буквами, чтобы заполнить всю страницу. Потом посмотрите на то, что вы написали, и перечитайте несколько раз. Затем переверните страницу.


Источник

Союзники

Запишите имена людей, на которых вы всегда можете положиться и с которыми вы можете поделиться своими мыслями, эмоциями.

Твиттер

Опишите себя сначала в 15 словах, а затем в 140 символах.

Больше обо мне

Какое самое большое испытание вам пришлось пережить в прошлом году?

Письмо

Напишите письмо себе через шесть месяцев. Расскажите, что вы чувствуете, почему и как вы хотели бы себя чувствовать. Прочитайте его через шесть месяцев. Писать письма самому себе — полезная практика из психологии.

Где

Если бы счастье было местом, то каким? А печаль?

Мастерство

Составьте список из десяти вещей, которые у вас хорошо получаются.

Места прямо сейчас

Составьте список из пяти мест, в которых вы хотели бы оказаться прямо сейчас, и объясните почему.


Источник

Последняя неделя

Отметьте, какие эмоции вы испытали за последние семь дней.

— Печаль
— Гнев
— Благодарность
— Доброта
— Ревность
— Гордость
— Стресс
— Безопасность
— Скука
— Усталость
— Апатия
— Радость
— Нервозность
— Спокойствие

Одежда

Если бы вам пришлось носить одну и ту же одежду каждый день, что бы это было?

Неотправленное сообщение

Вспомните сообщение, которое вы так и не смогли отправить и никогда не отправите.

Мне посоветовали

Какой лучший совет по психологии, саморазвитию вы получили в своей жизни?

Детство

Кем вы хотели стать в детстве? Что случилось? Как вы к этому относитесь?

Новое

Какие пять новых вещей вы хотели бы попробовать?

Источник

Будущее

Поразмышляйте о проблеме, которая возникла у вас на этой неделе. А теперь подумайте: как бы вы на нее посмотрели через неделю, месяц, год или десятилетие?

Классификация

Вспомните последние три месяца своей жизни и классифицируйте свое настроение как грусть, радость, злость, страх, другие эмоции в следующих ситуациях…

  • Как я себя чувствую психологически.
  • Как я себя чувствую физически.
  • Планы на будущее.
  • Привычки сна.
  • Творчество на повседневной основе.
  • Тяжелая работа.
  • Сохранение спокойствия.
  • Работа, поддерживающая ваш образ жизни.
  • Нормальное самочувствие.
  • Личностный рост, саморазвитие.
  • Профессиональный рост.
  • Забота о себе.
  • Демонстрация гениальности.
  • Проявление доброты.
  • Развлечения.
  • Приложенные усилия.
  • Занятия на природе.
  • Отправка смешных твитов или сообщений.
  • Здоровое питание.
  • Звонки домой, звонки родителям.
  • Дружба.
  • Наслаждение личным пространством.
  • Решение проблем.

Ощущения

В течение этой недели каждый день останавливайтесь на какое-то время, чтобы осознать пять ощущений в своем теле. Делайте это, считая их на пальцах. Запишите ниже, что это были за ощущения каждый день.

  • понедельник:
  • вторник:
  • среда:
  • четверг:
  • пятница:
  • суббота:
  • воскресенье:

В направлении цели

Вчерашний день закончился. Пообещайте себе жить настоящим, как будто это новое начало уже сегодня. Несколько секунд поразмышляйте над следующим вопросом: какое важное «если бы» помогло бы вам двигаться в том направлении, в котором вы хотите двигаться сегодня, чтобы достичь своих целей?

По материалам книги «Лимбический мозг» (разделы «Саморазвитие» и «Психология»)
Обложка: pexels

Самопознание: его пределы, ценность и потенциал для улучшения

Обзор

. 2004;55:493-518.

doi: 10.1146/annurev.psych.55.090902.141954.

Тимоти Д. Уилсон 1 , Элизабет Данн

принадлежность

  • 1 Университет Вирджинии, Шарлоттсвилль, Вирджиния 22904-4400, США. [email protected]
  • PMID: 14744224
  • DOI: 10.1146/annurev.psych.55.090902.141954

Обзор

Timothy D Wilson et al. Анну Рев Психол. 2004.

. 2004;55:493-518.

doi: 10. 1146/annurev.psych.55.090902.141954.

Авторы

Тимоти Д. Уилсон 1 , Элизабет Данн

принадлежность

  • 1 Университет Вирджинии, Шарлоттсвилль, Вирджиния 22904-4400, США. [email protected]
  • PMID: 14744224
  • DOI: 10.1146/annurev.psych.55.090902.141954

Абстрактный

Из-за личных мотивов и строения ума людям может быть трудно познать себя. Люди часто пытаются блокировать нежелательные мысли и чувства путем сознательного подавления и, возможно, бессознательного подавления, хотя вопрос об успешности таких попыток остается спорным. Более распространенным источником неудач самопознания является недоступность большей части разума для сознания, включая психические процессы, связанные с восприятием, двигательным обучением, личностью, установками и самооценкой. Самоанализ не может обеспечить прямой путь к этим психическим процессам, хотя некоторые виды самоанализа могут помочь людям построить полезные личные нарративы. Другие способы повышения самопознания включают взгляд на себя глазами других и наблюдение за собственным поведением. Эти подходы потенциально могут способствовать самопознанию, хотя существуют серьезные препятствия. Не всегда полезно иметь самовосприятие, которое полностью соответствует реальности, но обычно полезно повышать осведомленность о бессознательных мотивах и личности.

Похожие статьи

  • Инициирование усилий по самопрезентации за пределами сознательного понимания людей.

    Тайлер Дж.М. Тайлер Дж. М. Pers Soc Psychol Bull. 2012 май; 38(5):619-27. дои: 10.1177/0146167211432767. Epub 2012 3 января. Pers Soc Psychol Bull. 2012. PMID: 22215703 Клиническое испытание.

  • Прайминг и приписывание авторства: когда бессознательные цели превращаются в сознательный опыт самодеятельности.

    Аартс Х., Кастерс Р., Мариен Х. Аартс Х. и др. J Pers Soc Psychol. 2009 май; 96(5):967-79. doi: 10.1037/a0015000. J Pers Soc Psychol. 2009. PMID: 19379030

  • Лейская психология скрытой психической жизни: закономерности атрибуции бессознательных процессов.

    Маор О., Лейзер Д. Маор О и др. Сознательное Познание. 2013 июнь; 22 (2): 388-401. doi: 10.1016/j.concog.2012.12.007. Epub 2013, 14 февраля. Сознательное Познание. 2013. PMID: 23416538

  • Более глубокое Я: расширенный взгляд на сознание.

    Полсон С., Хустведт С., Солмс М., Шамдасани С. Полсон С. и др. Энн Н.Ю. Академия наук. 2017 Октябрь; 1406 (1): 46-63. doi: 10.1111/nyas.13403. Epub 2017 22 июня. Энн Н.Ю. Академия наук. 2017. PMID: 28640959 Обзор.

  • Мотивы человеческого животного: понимание, управление и разделение внутренних состояний.

    Хиггинс ET, Питтман TS. Хиггинс Э.Т. и соавт. Анну Рев Психол. 2008;59:361-85. doi: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093726. Анну Рев Психол. 2008. PMID: 17883333 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Бессознательная обработка лица страха: функция имплицитной самооценки тревоги.

    Гюнтер В., Печер Дж., Вебельхорст С., Боденшатц С.М., Муха С., Керстинг А., Хоффманн К.Т., Эглофф Б., Лобзиен Д., Суслоу Т. Гюнтер В. и др. БМС Нейроски. 2023 5 февраля; 24(1):12. doi: 10.1186/s12868-023-00781-9. БМС Нейроски. 2023. PMID: 36740677 Бесплатная статья ЧВК.

  • Улавливание, уточнение и закрепление связи любопытства и творчества.

    Кутстал В., Кедрик К., Гонсалес-Брито Дж. Koutstaal W, et al. Научный представитель 2022 г. 12 сентября; 12 (1): 15300. doi: 10.1038/s41598-022-19694-4. Научный представитель 2022. PMID: 36097039 Бесплатная статья ЧВК.

  • Насколько устойчивы моральные суждения?

    Ререн П., Синнотт-Армстронг В. Ререн П. и соавт. Преподобный Филос Психол. 2022 июль 29:1-27. doi: 10.1007/s13164-022-00649-7. Онлайн перед печатью. Преподобный Филос Психол. 2022. PMID: 35919561 Бесплатная статья ЧВК.

  • Ассоциации между психологическим дистрессом, стрессорами пандемии COVID-19 и расторможенным питанием родителей детей в возрасте от трех до пяти лет.

    Herzog NK, Sherrard A, Kemmerley TC, Tan CC. Герцог Н.К. и соавт. Ешьте поведение. 2022 авг;46:101654. doi: 10.1016/j.eatbeh.2022.101654. Epub 2022 19 июля. Ешьте поведение. 2022. PMID: 35908518 Бесплатная статья ЧВК.

  • Индивидуальные групповые отзывы об онлайн-скрининге психического здоровья студентов университетов: использование кластерного анализа.

    Ли С., Лим Дж., Ли С., Хо И, Юнг Д. Ли С. и др. БМС Прайм Кэр. 2022 янв 25;23(1):19. doi: 10.1186/s12875-021-01622-6. БМС Прайм Кэр. 2022. PMID: 35172741 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01-MH56075/MH/NIMH NIH HHS/США

Почему это полезно для вас и как его развивать

Сосредоточение внимания на себе и выявление своих убеждений, потребностей и проблем может помочь вам справляться с эмоциями, чувствовать себя сильнее и быть целеустремленным в своем личном путешествии.

Можете ли вы определить ценности и стремления, которые определяют ваши повседневные действия? Ваши сильные и слабые стороны в различных обстоятельствах? Или как ваши чувства и поведение могут повлиять на окружающих?

Если вы ответили «Не совсем», возможно, вам стоит подумать о развитии большего самосознания. Исследования показывают, что это может помочь вам обрести уверенность, удовлетворенность и даже чувство контроля над своей жизнью.

В области психологии самосознание можно определить как способность видеть себя в качестве объекта внимания или осознания.

Когда вы смотрите на себя и способны распознавать и связывать эмоции, основные убеждения, мысли и черты, включая слабые и сильные стороны, вы практикуете самосознание.

Самосознание может означать разные вещи для разных людей.

Изучив 31 статью о самосознании, авторы систематического обзора литературы 2021 года обнаружили, что это понятие может иметь разные толкования в зависимости от контекста. Его также можно спутать с такими понятиями, как самопознание и самосознание.

По мнению этих авторов, самосознание может быть аспектом самосознания. Когда вы сосредотачиваетесь и определяете элементы своего внутреннего «я» — убеждения, ценности, цель или эмоции — вы начинаете осознавать себя. С другой стороны, они предполагают, что самопознание является результатом практики самосознания.

Ваше ощущение себя начинает развиваться в раннем детстве, когда вы понимаете, что вы отделены от своего окружения — уникальное существо.

По мере того, как вы становитесь старше, это самоощущение, как правило, включает в себя внутреннее осознание того, что делает вас «вы» — ваши симпатии и антипатии, ценности, увлечения и цели.

И хотя вы можете думать, что полностью осознаете, кто вы есть, это не всегда так.

Таша Эйрих, доктор философии, исследователь и организационный психолог, провела более 10 лет, опрашивая людей об их уровне самосознания. Она обнаружила, что, хотя 95% участников исследования думают, что они обладают самосознанием, только от 10% до 15% из них обладают полным сознанием.

«Мы думаем, что сталкиваемся с определенным образом, затем мы видим видео, на котором мы выступаем или общаемся с другими, и мы говорим не так, как думаем, или выглядим не так, как мы думаем, что выглядим», — добавляет Томас Планте, доктор философии, профессор психологии и психиатрии Университета Санта-Клары и Медицинской школы Стэнфордского университета.

«Это может быть настоящим шоком».

«Самосознание позволяет нам изменить перспективу, увидеть как суровые реалии, так и возможности», — объясняет Эйрих. «Мы обнаружили, что люди, которые лучше осознают себя, также более склонны к самопринятию».

Эйрих, также являющаяся бизнес-тренером, говорит своим клиентам, что смелое продвижение к самосознанию может помочь им почувствовать себя сильнее, поскольку они начинают более ясно видеть себя и свое влияние.

Исследование 2016 года по измерению результатов самосознания может подтвердить работу Эйриха. Исследователи обнаружили, что практика самосознания и внимательности улучшает:

  • самопринятие
  • уверенность в себе
  • проактивность
  • стресс, связанный с социальным взаимодействием

Исследование 2015 года также указывает на ценность самосознания на работе. Результаты исследования показывают, что обучение самосознанию штатных сотрудников связано с:

  • повышением удовлетворенности работой и улучшением самочувствия
  • большей оценкой разнообразия
  • повышением уверенности
  • улучшением общения с коллегами

Эти советы, подкрепленные экспертами и исследованиями, помогут вам окунуться в воды более глубокого самосознания:

1. Попробуйте ежедневные проверки

Эйрих говорит, что ее работа показывает, что люди с более высокими показателями самосознания практика качественной микрорефлексии. Это короткие моменты самоанализа, которые помогают им каждый день узнавать о себе больше.

Вам не нужно тратить часы на терапию или саморефлексию, чтобы лучше осознать себя, говорит Эйрих, автор книги «Понимание: удивительная правда о том, как другие видят нас, как мы видим себя и почему Ответы важнее, чем мы думаем».

Она рекомендует уделять 2-3 минуты в конце каждого дня, чтобы задать себе следующие вопросы:

  • Что сегодня прошло хорошо?
  • Что сегодня пошло не так?
  • Как я могу завтра стать умнее?

Акцент на последнем вопросе может помочь вам не размышлять о том, что не получилось. Старайтесь ориентироваться на будущее и действовать, советует Эйрих.

2. Подумайте об «ужине правды»

«Ужин правды» поможет вам развить смелые и творческие способы получения отзывов от друзей, семьи и коллег. Эйрих позаимствовал эту стратегию самосознания у Джоша Мизнера, доктора философии, профессора коммуникаций в Колледже Северного Айдахо и Университете Гонзага.

Чтобы попробовать, подумайте о ком-то, кому вы доверяете, но с кем хотели бы наладить отношения. Вы можете пригласить их на ужин и спросить: «Что я делаю, что вас больше всего раздражает?»

Это может звучать пугающе. Возможно, вы беспокоитесь, что они воспользуются возможностью, чтобы сказать вам, что больше не хотят быть друзьями или что вы невыносимо раздражаете их.

Попросите другого человека привести вам конкретные примеры вашего поведения вместо того, чтобы оценивать ваш характер как личность.

Например, вместо того, чтобы говорить что-то вроде «Ты грубый», обратная связь могла бы быть больше похожей на: «Когда мы говорили о моей работе на днях, ты все время перебивал меня, и я не мог закончить свой рассказ.

В большинстве случаев, говорит Эйрих, люди будут добры, и вы уйдете с конкретным и действенным советом.

«В первый раз, когда я сделала это, мой друг сказал: «Я люблю тебя лично, но я ненавижу тебя в социальных сетях», — делится она. «Это помогло мне увидеть то, чего я раньше не видел, почувствовать себя более уверенным и улучшить свои отношения с этим человеком. Каждый раз, когда мы уязвимы с людьми, которых любим, у нас возникает более глубокая связь».

Этот тип обратной связи аналогичен тому, что вы можете получить при обзоре на 360 градусов на работе, когда вы собираете и анализируете информацию от менеджеров, сотрудников и других людей, с которыми вы взаимодействуете.

Без надежной обратной связи от других мы иногда можем оказаться в своем собственном мире, не зная, как мы представляем себя и влияем на других людей, — объясняет Планте.

Большинство людей склонны к эгоизму, говорит он. Но, в конце концов, все мы люди, и у всех нас есть вещи, которые мы могли бы сделать лучше.

3. Может помочь выявление людей, которые вам «да»,

Планте предлагает посмотреть на людей в вашей жизни и оценить, склонны ли они соглашаться с каждым вашим шагом. Поддержка друзей и семьи очень важна, но не менее важно иметь людей, которым удобно давать вам обратную связь.

Как только вы узнаете, кто ваши «да» люди, и кто более готов открыто обсуждать ваше поведение, вы будете знать, кого пригласить на «ужины правды».

«Если мы хотим стать более самосознательными, мы должны увеличить наше смирение», — говорит он. «Когда вы просите об обратной связи, обещайте, что вы не станете защищаться или перебивать».

Самосознание — это способность идентифицировать и связывать свои эмоции, мысли, ценности, убеждения и поведение. Это может помочь вам оставаться последовательным и сосредоточиться на том, над чем вам нужно работать.

Развитие самосознания может помочь вам понять, как эти мысли, чувства и действия влияют на ваше здоровье и самочувствие, а также на окружающих вас людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *