Обломовщина как препятствие самореализации личности | Руководство, Проектов, Исследование Обществознание
Скачай Обломовщина как препятствие самореализации личности и еще Руководство, Проектов, Исследование в формате PDF Обществознание только на Docsity! Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» Общеобразовательный лицей Исследовательская работа «Обломовщина» как препятствие самореализации личности Ниатбакиев Рустам Сагитович, обучающийся 113 группы Научный руководитель: Голиков Николай Алексеевич, кандидат педагогических наук, профессор Тюмень, 2017 2 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………………………………..2 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИМПТОМОКОМПЛЕКСА «ОБЛОМОВЩИНА», КАК СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА . …………………………………………………………………………………………………………………………….5 1.1. Самореализация субъекта деятельности………………………………………………………………………………………..5 1.2. Лень, как препятствие самореализации личности…………………………………………………………………………..8 1.3. Социальный феномен «обломовщина»………………………………………………………………………………………..11 1.4. Почему «обломовщина» плохо, а Обломов неплохой……………………………………………………………………14 ГЛАВА II. Изучение отношения учащихся лицея ТИУ к «обломовщине»……………..17 1. Организация исследования…………………………………………………………………………………………………………….17 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………. ……………………………………………………21 5 1. Анализ литературных источников, сравнение, сопоставление 2. Анкетирование, интервьюирование, тестирование 3. Математическая обработка данных Методологической основой данного исследования является идеи трудов следующих ученых: Воробьева В.В, Абрахам Маслоу, Михайлова Е.Л., Якиманская И.С., Воробьева В.В., Кудинов С.И. ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИМПТОМОКОМПЛЕКСА «ОБЛОМОВЩИНА», КАК СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА 1.1. Самореализация субъекта деятельности Одной из главных проблем, которую провоцирует лень это невозможность самореализации. В Оксфордском словаре самореализация трактуется как: «Самореализация – реализация собственных усилий человека, возможностей развития Я» [22, с. 567]. Базаева Ф. У. дает собственное определение самореализации: «это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и определения сущностных сил личности, развития возможностей и реализации ее способностей, осуществляемый в общении с другими людьми» [21, с. 51]. Важно отметить, что она тесно связана с таким понятием как самоактуализация, «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей» [4]. Стремление к самореализации — важный компонент достижения счастья, но чтобы удовлетворить потребность в самореализации, необходимо реализовать основные метапотребности. Американский психолог Харольд Абрахам Маслоу в ходе своих экспериментов вывел особую модель иерархии потребностей, в которой потребность в самореализации, самоактуализации стоит на самой высшей ступени. Абрахам Маслоу отмечает, что самоактулизирующие, чаще всего это люди, склонные к проявлению таких качеств, как преданность, дружелюбие, гражданская сознательность; эти люди становятся лучшими родителями, мужьями, учителями, должностными лицами и т.д. Они не боятся неопределённости, готовы вступить в неизвестность и не пожалеть об этом. Это те качества, которыми должен обладать 6 каждый сильный духом человек. Это такие люди как Линкольн (в последние годы жизни) и Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс. Великий сказочник Ганс Кристиан Андерсен сумел реализовать свою личность. Он считал «если я не стану знаменитым, то и жить незачем» [20, с. 17] (Однако, принцип жизни Ганса Кристиана весьма неоднозначен, в силу его суицидального характера, и поэтому руководствоваться такими идеями не рекомендуется). В поисках известности, будучи 14 – летним мальчишкой, не побоявшись большого города он отправился из бедного Оденсе в Копенгаген. Его преследовали неудачи, но он не сдавался и был верен своему принципу. И наконец, он обрел успех, о чем сам пишет в своем дневнике: «Я приехал в Копенгаген оборванным нищим мальчишкой с жалкими прожитками под мышкой, и вот теперь я пью свой горячий шоколад за одним столом с королевой» [20, c. 5]. Лишь только в неустанной в борьбе за свои идеалы человек может достигнуть успеха, тем самым реализуя свой потенциал, что не случилось с главным героем романа «Обломов». Самоактуализирующим человеком можно назвать Андрея Штольца из романа «Обломов» И.А. Гончарова, несмотря на то, что преследовал невысокую, в каком-то плане узкую цель «жить ради самого труда». Он удовлетворил свои базовые потребности и достиг вершины пирамиды и теперь он является хорошим мужем и отцом. Для него не существуют больше проблем, он как нагромождённая стена, которая не дает противнику пройти сквозь нее. Человеку со слабым потенциалом к самореализации маленькие проблемы кажутся исполинскими, а стена, защищающая их неустойчива. «Самоактуализирующие люди не имеют серьезных неудовлетворенных потребностей, поэтому перед ними открыта дорога к росту, созреванию, развитию, словом, к самореализации и актуализации своего индивидуального и видового потенциала» [5, с.219]. Чтобы осуществлять потребности, необходимо движение. Без движения не достичь успеха. Для осуществления деятельности нужна мотивация. Так в басне Эзопа «Крестьянин и его дети», благодаря мотивации найти, закопанный на участке клад, позволило детям крестьянина разбогатеть, хотя клад они не нашли, зато перекопав участок, получили хороший урожай винограда. Это доказательство того, что любую работу нужно подкреплять мотивацией. 7 Без мотивации человек будет просто существовать. Возможно этот человек будет, что-то делать, но его действия будут немотивированные, то есть он будет действовать по принуждению. Обломов так и существовал до той поры пока не влюбился. Жизнь его резко переменилась из патологически лежачего состояния он вдруг поднялся. Он наконец-то снял свой просторный халат из «персидской материи», как олицетворение его лености. Он перестал на мгновение бесцельно существовать «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами» [1, с.188]. В этом мы убеждаемся, что любовь — это мощная мотивационная составляющая жизни. Иногда она несет негативное влияния. В порыве любви человек не делает заданную работу, предпочитая думать о каком-то совершенствовании, созидании. В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» молодой герой Александр Адуев был влюблен в кокетливую Наденьку. В погоне за любовью он бросил службу, перестал переводить статьи для журнала, предпочитая думать о «сладостной неге». «Адуев достиг апогея своего счастия. Ему нечего более желать. Служба, журнальные труды – все забыто, заброшено. Его уж обошли местом: он едва приметил это, и то потому, что напомнил дядя. Петр Иванович советовал бросить пустяки, но Александр, при слове «пустяки», пожимал плечами, и с сожалением улыбался и молчал.» [6, c.127]. 10 ответственность за свои ошибки на окружающих.» [15]. Жизненная цель у ленивых людей в получении удовольствия, так называемом гедонизме [15] Лень признак циклотимии, которая наступает в ее депрессивной фазе, несет отрицательный эффект. «Циклотимик в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе). Циклотимия характерна для людей деятельного типа личности» [12]. 11 1.3. Социальный феномен «обломовщина» Можно вести многочасовую дискуссию и не прийти к точному определению смысла жизни, но ясно то, что жизнь не должна быть прожита зря, главное без цели. Без той самой цели, которая может возвысить человека, поднять до небывалых высот, о которых он даже сам не мыслил и не думал, которая способна в дальнейшем предопределить его судьбу и благосостояния. Жить без смысла, означает пустое существование. Но если та цель, способная украшать человека, будет ограничиваться только материальными благами, то этот человек может оказаться на том неподъемном уровне, калечащим и губящим его. Иное дело, если высокая цель будет основана на внутренних человеческих качествах. Совершая добро, принося людям радость, человек никогда не постигнет серьезных непреодолимых неудач и разочарований. Изучая смысл жизни людей Иван Александрович Гончаров, создает роман «Обломов». И на его основе придумывает уникальный микс качеств, включающий в себя лень, апатию, рутину и многие другие, связанное с личностным застоем черты характера, названный «обломовщиной». Все личности романа своего рода Обломовы и лишь одна Ольга стоит выше них и только она могла сопротивляться ей. Н.А. Добролюбов пишет про Ольгу «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни. Оттого она, необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли, поражает нас до того, что мы готовы усомниться в ее даже поэтической правде и сказать: «Таких девушек не бывает». Но, следя за нею во все продолжение романа, мы находим, что она постоянно верна себе и своему развитию, что она представляет не сентенцию автора, а живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали. В ней-то более, нежели в Штольце, можно увидеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слово, которое сожжет и развеет обломовщину…» [1]. Несмотря на апатичную натуру Обломова, в нем постоянно происходили мыслительные операции, которые хоть и не заставляли двигаться его физически, но побуждали «делать» хоть какую-то деятельность. «Он как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, 12 до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага». [2, с.79] и как ни странно, на наш взгляд он находится на несколько ступенек нравственного развития выше, чем остальные герои романа, заботящиеся лишь о своей выгоде (Волков, Пенкин, Тарантьев, Судьбинский, Алексеев). Они, как рабы своего дела, воодушевленные стимулом получить деньги, известность, должность, удовольствие. Эти люди ничего не сделали для общества и не сделают. Они лишь думают о себе и своей выгоде. При наличие таких же средств, как у Обломова, они сразу превратились бы в ленивых, безынициативных людей. Основной составляющей феномена «Обломовщина», как и в нашей исследовательской работе является лень, ее представление в обыденном сознании. В ходе исследования были выявлены основные механизмы формирования лени Ильи Ильича: контроль родителей, подражание, ощущение беззаботности, подкрепление. В механизм контроль родителей входит повышенный надзор над Илюшей, не давая ему развиваться и познавать мир: «- Пойдем, душенька, — торопливо говорила она, не отводя от иконы глаз и спеша договорить святые слова. Мальчик вяло повторял их, но мать влагала в них всю свою душу» [8, с.116], «Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией» [8, c. 117], «Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку — будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдет!» [8, c. 118]. В механизм подражание входит его высокая наблюдательность над невежами- обломовцами, тем самым перенимая их поведение «Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним» [8, c.117], «Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный 15 влиянием статьи Добролюбова. Теперь «Обломов» — «клевета на русскую жизнь», а сам герой – «человек ненормального телосложения»». [3, с.232] Сам Обломов не прародитель Обломовщины и не Штольц, впервые назвавший этот термин в ответ вялому идеалу жизни Ильи Ильича «Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая-то… обломовщина, — сказал он наконец.» [2, с.181]. «Обломовщину» сотни лет создавали обломовцы (наши предки, прадеды, прабабушки) «Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к услугам…» [1]. Между обломовцами и Обломовым существует грань, отделяющая их в нравственном положении «обломовцы — все те, которые на труд смотрят как на наказание, а на отдых и лень – как на райское блаженство… Но это не Обломовы в них слишком много грязи и слишком мало человеческого; в них нет той сердечности, той гуманности, того развития, которыми проникнута насквозь вся мягкая, добрая фигура Обломова и которые невольно тянут к нему и заставляют любить его» [3, с. 233]. Дураков и невеж прекрасные женщины, как Ольга не любят. Она поставила перед собой цель перевоспитать Обломова, возвратить снова его к жизни. Уже будучи замужем за Штольцем она помнит и все еще любит Обломова. Штольц говорит ей, за что и почему она полюбила Илью: «За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот чему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал?» [1]. 16 Во всем виновата «обломовщина», в первую очередь крепостнический уклад способствовал развитию лености, общество невеж в котором находился маленький Илюша. Это развило в нем слабую волевую и мотивационную сферу. У Обломова был огромный потенциал, который он не использовал. Он даже «воображал себя полководцем, мыслителем, великим художником… И это не пустые мечты, он в самом деле талантлив и умен…» [19] Илья поддался своим порокам. Он не искал никакой высокой цели, оттого и погиб. Он смог бы одолеть апатию внутри себя, лишь только поднявшись до того нравственного уровня, что и Ольга, а для этого требуются усилия, которые бы изменили его сущность. Ему пришлось бы все время «тянутся» к Ольге, а для Обломова это было практически нерешимой задачей. 17 ГЛАВА II. Изучение отношения учащихся лицея ТИУ к «обломовщине» 1. Организация исследования Данное исследование было проведено в 3 этапа в период с октября 2016 г. по апрель 2017 г. Первый этап исследования «Организационно-постановочный» (с октября 2016 г. по ноябрь 2017 г.). На данном этапе были проведены следующие мероприятия: • выявлен круг интересующих меня социально-психолого-педагогических проблем, определена зона конкретного интереса; • сформулирована тема исследования; • сформулирован методологический аппарат исследования; • определён план проведения исследования; • сформирован список литературы и интернет-ресурсов по обозначенной тематике; • сконструирована диагностическая батарея, включая самостоятельно разработанную анкету; • разработана система рекрутирования респондентов – участников опытно-экспериментальной работы, сформированы контрольная и экспериментальная группа. Второй этап исследования «Преобразующий» (с ноября 2016 г. по февраль 2017 г.). На данном этапе были проведены следующие мероприятия: • изучена подобранная специальная литература, интернет-источники, зафиксированы и отобраны основные положения и идеи современных специалистов в интересующим нас предмете; • проанализированы статистические данные и данные, полученные в СМИ; • на основе изученной литературы, авторских предположений произведена первая попытка написания 1 главы текста исследования; • проведено изучение мнения участников исследования, их тестирование в соответствии со сконструированной диагностической батареей; 20 Выявлен средний результат самооценки лени (5) и средний результат итоговых баллов (235) учащихся физико-математического направления, состоящей из 27 человек при поступлении в лицей ТИУ. В итоговый балл входят баллы за проведенные летом 2016 года экзамены по таким предметам как: русский язык, математика, физика и интеллектуальный экзамен. Пятеро из испытуемых оценили себя максимальной степенью лености (7), (6), несмотря на это у трех из них самооценка лени не соответствует показателю среднего балла при поступлении (она равняется или выше среднего результата вступительных экзаменов). В связи с этим стоит говорить самоанализе. Вероятно, они понимают, что способны на многое, чем заявленные стандарты. Самый низкий показатель самооценки лени (2), (3) у девятерых людей. У троих из них наблюдается несоответствие самооценки лености с показателем итоговых баллов при поступлении. Они оценили себя низкой степенью лености, но при этом их показатели итоговых баллов при поступлении меньше среднего показателя этих баллов. Это говорит об возможном отсутствие у них самодисциплины, либо самоорганизованности т.к. они считают себя практически не ленивыми, хотя в учебной деятельности они не успешны. Большинство испытуемых (14) оценили себя средним баллом лености (4), (5). Из которых 10 человек с показателем ниже средней нормы вступительных экзаменов. 21 ЛИТЕРАТУРА 1. http://oblomov.omsk.edu/kritika/dobrolubov/ 2. Обломов Роман И. А. Гончаров [Вступ. статья, с. 5-24, и примеч. Е. Краснощековой; Худож. Ю. Гершкович] — -Худож. лит. 1982. — 478 с., 9 л. ил. 500000 – 3. Обломов константы и переменные 4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/304221/самоактуализация 5. Мотивация и личность научное издание Абрахам Маслоу. Пер. с англ. Т Гутман, Н. Мухина — 3-е изд -Питер 2006. — 351 с. 6. Собрание сочинений [Текст] : В 8-ми т. / И. А. Гончаров;[Под общ. ред. С. И. Машинского и др.; Вступит. статья К. Тюнькина; Подгот. текста и коммент. Е. Краснощековой]. — Москва : Худож. лит., 1977-1980 — — <br /><strong>Т. 1 br /><br /><strong>Т. 1 strong>Т. 1 >Т. 1 :<br /><strong>Т. 1 /strong>Т. 1 > Обыкновенная история / / 1977. — 526 с., 1 л. портр. : — 200000 экз. – 7. Словарь русского языка 70000 слов С. И. Ожегов ; ред. Н. Ю. Шведова АН СССР, Ин-т рус. яз. — 23-е изд., испр. -Рус. яз. 1991. — 915,[1] c-портр. 200000 — <br /><strong>Т. 1 strong>Т. 1 >ISBN<br /><strong>Т. 1 /strong>Т. 1 > 5-200-01088-8 с. 323 8. http://psyh.info/psiholog>Т. 1 iya-lichnosti/harakter/chto-takoe-len.html 9. https://medconfer.com/node/4195 10.Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень Е. П. Ильин — -Питер 2011. — 224 с. a-ил — <br /><strong>Т. 1 strong>Т. 1 >ISBN<br /><strong>Т. 1 /strong>Т. 1 > 978-5-459-00365-9. 11.http://www.aif.ru/health/psycholog>Т. 1 ic/ bolezn_zavtrashneg>Т. 1 o_dnya_privychka_otkladyvat_na_potom_vazhnye_dela_opasn a 12.Воробьева В.В., Якиманская И.С. «Психология лени: постановка проблемы». URL: http://www.psyvoren.narod.ru/ps_leni.htm 13.Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени 14.http://g>Т. 1 razuma.ru/consultation/104 15. Ситуационные и личностные детерминанты лени. Михайлова Елена Леонидовна 16.http://www.psycholog>Т. 1 os.ru/articles/view/samodisciplina 17.http://www.psycholog>Т. 1 os.ru/articles/view/pravila_priucheniya 18.http://www.psycholog>Т. 1 os.ru/articles/view/kak_sdelat_sebya_disciplinirovannym %20?%3E 19.http://oblomov.omsk.edu/kritika/losskij/ 20.Полное собрание сказок и историй в 3т. Т. 1: Сказки (1835-1848)/ Пер. А.В. и П. Г. Ганзен; Вступ. Ст. Е. Шмелевой. – М.:Литература; Престиж Бук, 2009. – 400 с.: ил. 21.Базаева Ф.А. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ // Образование и наука. 2009. № 9., -С. 47 -54. 22 22.The Oxford dictionary of current Eng>Т. 1 lish: [New «Spell-it-rig>Т. 1 ht» g>Т. 1 uide hig>Т. 1 hlig>Т. 1 hts top problem words: 130,000 definitions a. entries] / ed. by Della Thompson. New rev. ed. Oxford: Oxford univ. press, 1998. 1071 c.
Тест по обществознанию На пути к жизненному успеху 6 класс
Тест по обществознанию На пути к жизненному успеху 6 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта. В каждом варианте по 8 заданий.
Вариант 1
1. Какая привычка в первую очередь поможет достичь успеха в жизни?
1) к содержательному отдыху
2) к труду
3) к материальному благополучию
4) к ограничению всех жизненных потребностей
2. Продвижение в какой-либо сфере деятельности — это
1) формирование
2) развитие
3) служба
4) карьера
3. Какая задача стоит перед каждым в юности?
1) выбор профессии
2) удовлетворение потребностей
3) материальная забота о семье
4) участие в межличностных отношениях
4. Найдите объяснение понятию самоопределение.
О самоопределении может говорить тот, кто
1) нашёл дело по душе
2) отдыхает от забот
3) читает интересную книгу
4) получил премию
5. Деятельность человека, направленная на создание новых, не существовавших ранее духовных и материальных ценностей, — это
1) умение
2) труд
3) творчество
6. Для достижения успеха в труде важно такое качество, как
1) неорганизованность
2) целеустремлённость
3) лень
4) неаккуратность
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К разочарованию в выбранной профессии может привести неправильная самооценка.
2) Жизненному успеху могут способствовать здоровье, помощь и поддержка близких людей, стечение обстоятельств.
3) Виды трудовой деятельности в современном мире неизменны.
4) Умственный труд легче физического.
5) Самореализация — это стремление достичь материального успеха.
8. Заполните пропуск в схеме.
Труд | |
Умственный | ….. |
Вариант 2
1. В какой пословице говорится об одной из важнейших привычек, которая приносит человеку жизненный успех?
1) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2) Насильно мил не будешь.
3) Кто нужды не видал, тот и счастья не знает.
4) Злого любить — себя губить.
2. Объект, который удовлетворяет потребности людей, приносит пользу, доставляет удовольствие, — это
1) деньги
2) благо
3) имущество
4) опыт
3. Какая задача стоит перед каждым вступающим в самостоятельную жизнь человеком?
1) забота о внешности
2) общение со сверстниками
3) удовлетворение потребностей
4) профессиональное определение
4. Найдите объяснение понятию самореализация.
О самореализации может в первую очередь говорить тот, кто
1) поступил в высшее учебное заведение
2) стремится любой ценой к материальному благополучию
4) нашел призвание в соответствии со своими склонностями и способностями
5. Деятельность человека, результатом которой является открытие новых способов решения каких-либо задач, — это
1) навык
2) труд
3) творчество
4) мастерство
6. Для достижения успеха в труде помехой будет такое качество, как
1) воля
2) упорство
3) организованность
4) лень
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Философ Диоген считал, что материальное благополучие — цель и смысл жизни.
2) Творчество можно проявлять только при занятиях умственным трудом.
3) При выборе профессии важно учитывать не только свои склонности и интересы, но и общественные потребности.
5) Самоопределение — это стремление достичь высокого уровня жизни.
8. Заполните пропуск в таблице.
Физический труд | Деятельность, связанная с приложением мускульных усилий человека. |
….. | Мыслительная деятельность. |
Ответы на тест по обществознанию На пути к жизненному успеху 6 класс
Вариант 1
1-2
2-4
3-1
4-1
5-3
6-2
7-12
8. Физический
Вариант 2
1-1
2-2
3-4
4-4
5-3
6-4
7-34
8. Умственный труд
PDF версия
Тест На пути к жизненному успеху 6 класс
(179 Кб)
Самореализация и справедливость: либерально-перфекционистская защита права на свободу от занятости. исследует и пытается разрешить глубокую напряженность между двумя независимо привлекательными либеральными эгалитарными обязательствами. Во-первых, это знакомая идея о том, что в справедливом обществе должны удовлетворяться важные потребности людей, в том числе потребности в благах «высшего порядка», таких как «самореализация», понимаемые как развитие и применение талантов, навыков и способностей (стр. 2). ). Вторая — это (возможно, менее знакомая) идея о том, что у людей обычно есть основанная на взаимности обязанность не использовать усилия других бесплатно: у них есть обязанность, то есть вносить личный продуктивный вклад в общество в обмен на выгоды. полученный.
Эти два обязательства не всегда и не везде противоречат друг другу; мы вполне можем представить социальные миры, в которых люди способны выполнять свои обязанности, не нарушая ни одной из своих важных потребностей. Возьмем коммунизм (как его представлял себе Маркс). В коммунистическом обществе ожидается, что каждый будет вносить свой вклад в меру своих способностей. Но поскольку «общество регулирует общее производство», оно может организовать разделение труда (или, лучше сказать, превзойти это разделение) таким образом, чтобы индивидуумы не были ограничены узкими, деградировавшими, неквалифицированными производственными ролями, которые угрожают интересам производителей в самореализации. Наоборот, коммунистическое общество «дает мне возможность сегодня делать одно, а завтра другое: утром охотиться, днем ловить рыбу, вечером пасти скот, после обеда критиковать, как я имею в виду…» (Маркс , 1845). Возможно, это нереалистично, но суть в том, что общество Маркса — это общество, в котором люди могут выполнять свой долг вносить свой вклад, не ставя под угрозу свои важные интересы в самореализации. Действительно, это тот, в котором вклад не только связывает с самореализацией, но сам по себе является важным средством самореализации. (В конце концов, труд стал «главной потребностью жизни» (Маркс, 1975)).
Итак, вклад может согласовываться с самореализацией, по крайней мере, в каком-то отдаленном возможном мире. А в реальном мире? Здесь все намного мрачнее; здесь вклад слишком часто вытесняет главный человеческий интерес в самореализации. Это связано с тем, что вклад при капитализме обычно принимает форму оплачиваемого труда, а оплачиваемый труд часто подрывает, а не способствует самореализации, по крайней мере, так убедительно доказывает Маскивкер. Работа ориентирована на получение прибыли, а не на самореализацию работника. Действительно, некоторым людям повезло иметь работу, которая тренирует и развивает их высшие таланты и способности — например, большинству читателей этого обзора. Но такие рабочие места все чаще являются исключением, а не правилом. Подумайте, например, о бариста, который наливал вам кофе, или о рабочих, которые собирали ваш ноутбук, или о дворнике, который убирал ваш офис, или о кадровике, который обрабатывал вашу последнюю компенсацию за поездку. Для таких рабочих выгоды от работы почти полностью носят денежный и инструментальный характер. Их работа практически не дает возможности развивать или применять более высокие навыки и способности. В самом деле, как предполагали такие мыслители, как Адам Смит и Маркс, и как с тех пор подтвердили социологи, простой, повторяющийся, тщательно контролируемый труд на самом деле тормозит и снижает эти способности, оставляя работников менее способными искать самореализации вне работы. Дело в том, что для подавляющего большинства рабочих в современной экономике обязанность вносить свой вклад вступает в противоречие с моральным правом (основанным, как утверждает Маскивкер, на справедливости) иметь свои основные интересы (в данном случае — основной интерес в самореализации). ) защищены.
Но что же делать? Как можно перестроить общество, чтобы сделать вклад совместимым с самореализацией? Основное предложение Маскивкера состоит в том, чтобы внедрить «доход от участия» (PI), который представляет собой «всеобщий доход, обусловленный только широким участием в жизни общества» (стр. 42). Здесь ключевое значение имеет широкое определение участия. Заработать PI можно разными способами: не только занимаясь оплачиваемым трудом, но и добровольно работая в своем сообществе, заботясь о детях, больных или престарелых и так далее.
С точки зрения Маскивкера, у PI есть две главные достопримечательности. Во-первых, при условии, что она финансируется на достаточно высоком уровне (вопрос, о котором Маскивкер мог бы сказать больше), она ослабляет «трудовые ограничения», тем самым предоставляя каждому человеку реальную свободу искать самореализацию вне узких рамок оплачиваемой занятости ( стр. 35). Во-вторых, поскольку PI зависит от участия, он позволяет избежать возражений «взаимности» или «безбилетника», которые преследуют предложения о безусловном базовом доходе. Такие возражения просто не относятся к PI, которая явно оформлена так, чтобы лишить безбилетников бесплатного обеда. Подводя итог, Маскивкер поддерживает PI, потому что он, кажется, уникально способен соблюдать оба либеральных обязательства, указанные выше: он усиливает обязанность вносить свой вклад (без бесплатного обеда), но позволяет людям выполнять эту обязанность, не жертвуя своими перспективами самореализации в обществе. процесс.
Позвольте мне отметить несколько возможных возражений против точки зрения Маскивкера. Во-первых, ее решение проблемы неадекватных возможностей для самореализации (то есть ПИ) может быть как чрезмерным , так и неадекватным . Это может быть чрезмерным, потому что PI будет идти каждый (кто участвует), даже те люди, которые могут и делают найти самореализацию через оплачиваемый труд. Такие люди, как вы и я, получат чек. Разве это не перебор? Но в то же время ИП может не защитить интересы самореализации хотя бы некоторых людей, а именно тех, кто считает, что ни один из утвержденных способов участия, предлагаемых в их сообществах, не подходит – то есть развивать или осуществлять – их особые навыки, способности и возможности. Это возражение просто распространяет проницательную критику оплачиваемой работы Маскивкера на другие формы социального вклада. Точно так же, как человек может обнаружить, что ни один из доступных работа вариантов соответствует его или ее талантам и способностям, поэтому человек также может обнаружить, что ни один из доступных вариантов участия — в широком смысле — не реализует и не развивает его или ее особые таланты или способности. Ведь не каждый найдет самореализацию через волонтерство в библиотеке, или в присмотре за детьми, или в субботниках и так далее. Беспокоит то, что общество Маскивкера будет несправедливо относиться к таким людям, заставляя их жертвовать своей самореализацией ради получения необходимого для жизни. Не является ли это просто гнетущим ограничением работы в другом обличье?
Наконец, можно задаться вопросом, насколько PI, установленный на допустимом уровне, действительно повлиял бы на выбор профессии людьми (и, следовательно, на их уровни самореализации). Многие люди могут просто прикарманить PI, работая на той же работе в те же часы, что и раньше. Эти люди будут богаче, но не более самореализуются. Более эффективной, возможно, была бы смешанная стратегия улучшения работы, разделения нежелательной работы и сокращения рабочего дня. Конечно, в эту смесь можно добавить ИП. Но насколько эффективно это повысит опытный уровень самореализации в качестве самостоятельной политики? Здесь есть место для сомнений.
Подводя итог, Маскивкер приводит важный и правдоподобный аргумент, основанный на самореализации, для ослабления связи между оплачиваемой занятостью и экономическим выживанием. Философам и политическим теоретикам аналитической традиции, а также экономистам и другим лицам, интересующимся моральными аспектами экономической жизни, будет полезно ознакомиться с ее провокационной и строго аргументированной книгой.
Жизнь потребления против жизни самореализации — 818 Words
Известный норвежский политический и социальный теоретик и автор множества работ, посвященных теории рационального выбора и философии социальных наук, Джон Эльстер считает, что жизнь собственного -реализация более предпочтительна и выгодна по сравнению с жизнью на потреблении. В то же время на это утверждение можно возразить, так как потребление человека ведет к его счастью. Цель этой статьи состоит в том, чтобы идентифицировать теорию Джона Эльстера, выдвинуть серьезные возражения против нее и дать содержательный ответ.
Согласно Эльстеру (1986), «в центре марксизма находится специфическая концепция хорошей жизни как активной самореализации, а не пассивного потребления» (стр. 97). В центре любой экономической системы, идеологии или личных убеждений стоит концепция распределения ценностей; однако, прежде чем принимать решение о том, как следует распределять ценности, важно, чтобы люди рассмотрели, кто они и что они ценят (Elster, 1986).
В целом Эльстер сочувствует индивидуалистической концепции хорошей жизни Карла Маркса и его идее свободной самореализации в частности и утверждает, что, хотя большинство людей не могут в полной мере реализовать свой потенциал в развитии всех своих способностей, они должны быть свободны выбирать и развивать любую из них (Эльстер, 1986). Однако эту позицию можно аргументировать тем, что жизнь на потребление, связанная с современным капитализмом, играет значительную роль в жизни людей.
В современном обществе множественного выбора человек неизбежно сталкивается с важными решениями, в том числе и решениями, связанными с потреблением. На самом деле потребление благ в обычном смысле и потребление как источника развлечения и эстетических удовольствий в широком смысле существенно ценно, поскольку способствует положительным эмоциям, благополучию и счастью, которые можно рассматривать как высшее благо для человека. человек (Эльстер, 1986).
Например, покупка новых вещей часто связана с положительными эмоциями. Бургер и др. (2015) провели исследование, посвященное изучению взаимосвязи между потреблением и счастьем. По его результатам отмечается положительная корреляция между чувством возбуждения и объемом потребительских расходов (Burger et al., 2015). Более того, исследования показывают, что определенные расходы обычно приводят к большему счастью. Например, люди, «которые тратят относительно большие суммы на товары длительного пользования, такие как мебель и инструменты, как правило, более счастливы, чем люди, которые тратят больше на одноразовые товары» (Бургер и др., 2015, стр. 9).).
Кроме того, расходы на образование связаны со счастьем, особенно для женщин, связанным с образовательным процессом и приобретением знаний. В то же время расходы на питание имеют относительно небольшую, хотя и положительную корреляцию со счастьем для людей с низким доходом, поскольку «наслаждение едой важнее в этих условиях, возможно, в силу их социальных функций» (Burger et al., 2015, с. 9). С личной точки зрения жизнь на потреблении имеет множество преимуществ; однако в наши дни его значение неоднозначно.
В целом концепции самоактуализации и самореализации так же стары, как история человечества, поскольку они присутствуют во всех основных философиях и религиях. Самореализация может принести бесчисленные преимущества любому человеку, достигшему ее, включая более высокую самооценку и уверенность в себе, более четкое внимание к ценностям, понимание характеров людей, эмоциональную выносливость, настойчивость, устойчивость и принятие реальности.
Однако самореализация может иметь большее влияние на счастье по сравнению с потреблением и это явление можно наблюдать на примере современных течений минимализма. Как образ жизни и антипотребительский подход минимализм в настоящее время может рассматриваться как полноценная философия, ориентированная на нематериальные ценности «с требованием поиска смысла жизни средствами, отличными от ориентированных на потребительство отношений» (Dopierała, 2017).
Минималисты сосредотачиваются на психо-духовном аспекте как на самом существенном факторе личного развития и источнике удовлетворения и счастья. Они отказываются от избыточности предметов, особенно ненужных продуктов, и анализируют их связь с социальными смыслами, чтобы избежать манипулирования социальными стандартами в отношении к потреблению. С одной стороны, можно ожидать, что минимализм — незначительное направление, не оказывающее существенного влияния на людей в глобальном контексте. С другой стороны, он привлекает особое внимание сообществ по всему миру. Принимая во внимание популярность минимализма, можно сделать вывод, что люди счастливы, когда вместо чрезмерного потребления предпочитают самореализацию.
Вообще заявление Эльстера о преобладании самореализации над потреблением всегда будет вызывать ожесточенные споры. Потребление неразрывно связано с положительными эмоциями; расходы приводят к счастью людей и общему благосостоянию, и поэтому их следует учитывать. В то же время современные тенденции демонстрируют, что значительная часть людей может быть счастлива и без многих вещей, а их значимость определяется исключительно социальным давлением.
Бургер, М., Чипери, Э., Канг, X., и Винховен, Р. (2015). Счастье и потребление: обзор исследований
Допьерала, Р. (2017). Минимализм – новый способ потребления? Социологическое обозрение, 66 (4), 67-83.
Эльстер, Дж. (1986). Самореализация в работе и политике: марксистская концепция хорошей жизни: Джон Элстер . Социальная философия и политика, 3 (2), 97-126. Веб.
Это эссе на тему «Жизнь потребления против жизни самореализации» было написано и представлено вашим коллегой.