Понятие самосознания личности человека
Определение 1Самосознание – это способность человека одновременного отображения явлений и событий внешнего мира и знание о наличии сознания.
Становление самосознания человека
Самосознание объединяет личность в целостное существо с её мыслями, чувствами, поступками и оценкой собственного места в мире. Вопрос о соотношении сознания и самопознания приводит философов к бесконечной дискуссии, в которой они не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что самосознание – это высшая форма сознания, проявлением которой характеризуются только взрослые, детям не свойственно самосознание. Приверженцы этого мнения соотносят самосознание с мышлением и знанием, определяя его как рефлексивную деятельность над своим мышлением. Результат подобного умственного самоотображения строится в понятиях и суждениях. Как следствие данного подхода получается заключение о существовании определённых форм сознания, которым не сопутствует самосознание.
Другие философы выступают за то, что самосознание – это составляющая часть любого акта сознания, она не зависит от его ясности или зрелости. Самосознание видится им как всякое самоотображение на мыслительном уровне, а также на уровне эмоций и чувств. Согласно их убеждениям, сознание, так же как и сама личность, должно быть контролируемо и управляемо, в силу того, что сознание – это часть личности.
Такой подход рассматривает сознание в единстве самосознания – активности сознания, которая устремлена на самого себя и иносознания – активности, которая сосредоточена на внешнем мире. Уровень ясности самосознание у всех людей отличается даже на разных этапах жизни. Самосознание может колебаться от смутного отображения чувств тела до глубокого погружения в собственный разум и мысли о самом себе, смысле жизни и душе. Стоит отметить, что во внешнем мире самосознание сохраняется, даже в крайних степенях поглощённости или рассредоточенности.
Развитие самосознания человека
Ядром самосознания выделяют ощущение «Я», которое можно потерять только с случаях, например, обморочного состояния или комы. Чувство «Я» – фундамент, на котором строятся иные, более высокие уровни сознания и самосознания. Из-за того, что сознание – это неотъемлемая часть всякого сознательного акта, то структура самосознания делится на те же элементы, что и структура сознания. Здесь мыслительный процесс, отображение своих эмоций и чувств.
Важно, что самосознание наравне с сознанием не заключается только в знании, оно состоит из переживаний, самоконтроля и самооценки. Вместе с тем, оценки и самооценки могут носить ошибочных характер, а самоконтроль подвержен сбою. Самосознание не может работать как механический прибор, оно реагирует на внешние условия и подвержено корректировке в процессе общения с другими людьми.
Еще Сократ говорил о том, что знание о внешнем мире ущербно, если оно не основывается на осознании самого себя. Он считал самопознание смыслом философии. В Средневековье много рассуждали о проблеме самосознания. Религия наложила свой отпечаток на становления мнения о самосознании человека. Таким образом, церковь призывала человека к преобразованию телесной природы, связанной с грехом, потому как изначально человеку необходимо осознание себя для единения с Богом. В Новое время мыслители выстраивали свои суждения согласно идее, что познание связано с тем, что человек знаком со своими познавательными способностями и тем самым утверждалось знание своего сознания. В те времена говорилось о том, что сознание без самосознания существовать не может, а всё самосознание таится в мышлении.
Мысль о том, что существование самосознания без сознания невозможно, стала ключевой и в классической немецкой философии. Современная экзистенциональная и феноменологическая философии также согласны с данным предположением. В их учении главная концепция заключается в единстве сознания и самосознания.
В современной философии никто больше не отождествляет сознание, мышления и самосознание, подобно тому, как это делали философы Нового времени. Современная философия гораздо шире раскрывает проблему самосознания, представляя её как специфический вид рефлексии человека о самом себе, о своих возможностях понимать свою природу и её все проявления.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Автор: Валерия Дедова
Преподаватель философии
Самосознание личности Введение Актуальность исследования
32
Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева , Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна , И.И.Чесноковой , А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В. С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения , вызванные собственным телом, сознание “я” — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г.Спиркин дает следующее определение : “ самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.
Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.
В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает термин “Я-концепция” , какой реальный психологический смысл в него вкладывается?
Цель работы – проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности и рассмотреть категорию «Я».
Задачи исследования:
Рассмотреть самосознание и уровень притязаний личности, а также структуру и формы самосознания ,предметность и рефлексивность самосознания;
Проанализировать основные положения Я – концепции;
Сделать выводы в заключении.
Сознание человека: откуда оно и для чего оно
Обзор
. 2018 23 апр;9:567.
doi: 10.3389/fpsyg.2018.00567. Электронная коллекция 2018.
Кочубей Борис 1
принадлежность
- PMID: 29740366
- PMCID: PMC5924785
- DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00567
Бесплатная статья ЧВК
Обзор
Борис Кочубей. Фронт Псих. .
Бесплатная статья ЧВК
. 2018 23 апр;9:567.
doi: 10.3389/fpsyg.2018.00567. Электронная коллекция 2018.
Автор
Кочубей Борис 1
принадлежность
- 1 Институт медицинской психологии и поведенческой нейробиологии Тюбингенского университета, Тюбинген, Германия.
- PMID: 29740366
- PMCID: PMC5924785
- DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00567
Абстрактный
Сознание — это не процесс в мозгу, а вид поведения, который, конечно же, контролируется мозгом, как и любое другое поведение. Человеческое сознание возникает на стыке трех компонентов поведения животных: общения, игры и использования орудий. Эти три компонента взаимодействуют на основе упреждающей регуляции поведения, общей для всех сложных форм жизни животных. Все три не отличают исключительно наших близких родственников, т. е. приматов, но широко представлены среди различных видов млекопитающих, птиц и даже головоногих; однако их особая комбинация у людей уникальна. Взаимодействие между коммуникацией и игрой порождает символические игры, прежде всего языковые; взаимодействие между символами и инструментами приводит к человеческой практике. В совокупности это порождает механизм, позволяющий существу вместо явного осуществления контролирующих действий отыгрывать соответствующие варианты поведения во «второй реальности» объективно (орудийно) обоснованных символических систем. Теория обладает следующими свойствами: (1) Она антиредукционистская и антиэлинативистская, и тем не менее человеческое сознание рассматривается как чисто природный (биологический) феномен. (2) Он избегает эпифеноменализма и указывает, в каких условиях человеческое сознание имеет эволюционные преимущества, а в каких оно может быть даже невыгодным. (3) Это позволяет легко объяснить наиболее типичные черты сознания, такие как объективность, серийность и ограниченность ресурсов, связь между сознанием и эксплицитной памятью, ощущение сознательной деятельности и т. д.
Ключевые слова: осведомленность; коммуникация; воплощение; объективность; играть в; использование инструмента; виртуальная реальность.
Цифры
Рисунок 1
Направление объяснения…
Рисунок 1
Направление объяснения начинается с относительно хорошо изученных животных-предшественников к…
фигура 1Направление объяснения начинается с относительно хорошо изученных предшественников животных к центральному блоку, возникающему непосредственно из этих предшественников. Поняв этот блок, можно надеяться на понимание дальнейших атрибутов и форм человеческого сознания.
Рисунок 2
Основные источники человеческого сознания.
Рисунок 2
Основные источники человеческого сознания.
фигура 2Основные источники человеческого сознания.
Рисунок 3
Особые отношения человека…
Рисунок 3
Особое отношение людей ко времени и сильное чувство…
Рисунок 3Специфическое отношение людей ко времени и сильное чувство свободы воли (авторство своих действий) рассматриваются философами от Августина (2007) до Хайдеггера (1963) как фундаментальные черты человеческого сознания. Схема показывает, что эти особенности можно вывести из модели человеческого сознания, разработанной в данной статье.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Сознание, биология и квантовые гипотезы.
Баарс Б.Дж., Эдельман Д.Б. Баарс Б.Дж. и др. Phys Life Rev. 2012 Sep; 9 (3): 285-94. doi: 10.1016/j.plrev.2012.07.001. Epub 2012 10 июля. Phys Life Ред. 2012. PMID: 22925839 Обзор.
[Эволюция человеческого мозга и интеллекта].
Лакатос Л., Янка З. Лакатос Л. и соавт. Идеггоги Сз. 2008 г., 30 июля; 61 (7–8): 220–9. Идеггоги Сз. 2008. PMID: 18763477 Обзор. Венгерский язык.
Теория разума и наследие Дарвина.
Серл Дж. Сирл Дж. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013 Jun 18;110 Suppl 2(Suppl 2):10343-8. doi: 10.1073/pnas.1301214110. Epub 2013 10 июня. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013. PMID: 23754416 Бесплатная статья ЧВК.
Происхождение человеческого разума. Размышление о появлении языка и человеческого сознания.
Йонкер А. Йонкер А. Акта Биотеор. 1987;36(3):129-77. дои: 10.1007/BF00052063. Акта Биотеор. 1987. PMID: 3128031
Интерсубъективное и кооперативное происхождение сознания: эволюционно-развивающий подход.
Кортина М., Лиотти Г. Кортина М. и др. J Am Acad Psychoanal Dyn Psychiatry. 2010 Лето; 38(2):291-314. doi: 10.1521/jaap.2010.38.2.291. J Am Acad Psychoanal Dyn Psychiatry. 2010. PMID: 20528141
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Искусство и восприятие: использование эмпирической эстетики в исследованиях сознания.
Ансорж У., Пеловски М., Куигли С., Пешль М. Ф., Ледер Х. Ансорж У и др. Фронт Псих. 2022 9 июня; 13:895985. doi: 10.3389/fpsyg.2022.895985. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35756216 Бесплатная статья ЧВК.
Сознание за пределами нейронных полей: расширение возможностей того, что еще не произошло.
Дресп-Лэнгли Б. Дресп-Лэнгли Б. Фронт Псих. 2022 10 янв;12:762349. doi: 10.3389/fpsyg.2021.762349. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2022. PMID: 35082717 Бесплатная статья ЧВК.
Отказ от сознания как призрака в машине.
Halligan PW, Окли, округ Колумбия. Халлиган П.В. и др. Фронт Псих. 2021 30 апр;12:571460. doi: 10.3389/fpsyg.2021.571460. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33995166 Бесплатная статья ЧВК.
Эволюция социальных убеждений 1960-2016 гг. в США и ее влияние на эмпатию и просоциальное выражение в медицине.
БАУ РФ. Боуг РФ. Adv Med Educ Pract. 2020 29 июня; 11: 437-446. doi: 10.2147/AMEP.S246658. Электронная коллекция 2020. Adv Med Educ Pract. 2020. PMID: 32636695 Бесплатная статья ЧВК.
использованная литература
- Акерманн Х., Хейдж С.Р., Зиглер В. (2014). Мозговые механизмы акустической коммуникации у людей и нечеловеческих приматов: эволюционная перспектива. Поведение наук о мозге. 37, 529–604. 10.1017/S0140525X13003099 — DOI — пабмед
- Амвросий С. Х. (2001). Палеолитические технологии и эволюция человека. Наука 291, 1748–1753. 10.1126/наука.1059487 — DOI — пабмед
- Анохин П. К. (1974). Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роль в адаптивном поведении, Пер. Дартау Р., Эпп Дж., Кирилчук В. Оксфорд: Pergamon Press.
- Арбиб М. А., Бота М. (2003). Эволюция языка: нейронные гомологии и нейроинформатика. Нейронная сеть. 16, 1237–1260. 10.1016/j.neunet.2003.08.002 — DOI — пабмед
- Арбиб М. А., Риццолатти Г. (1996). Нейронные ожидания: возможный эволюционный путь от ручных навыков к языку. коммун. Познан. 29, 393–424.
Типы публикаций
Гарвард, возможно, определил источник человеческого сознания
Футуризм
11. 8. 16 от June Javelosa
/Hard Science
Исследование может привести к новым методам лечения пациентов в коме и в вегетативном состоянии.
/ Твердые науки/ Ствол мозга/ Кома/ Сознание
11. 8. 16 Джун Хавелоса
Изображение, созданное Human Connectome Project
Сознание человека
Человеческое сознание определяется как осознание, способность чувствовать, человек и чувствовать, но, несмотря на важную роль, которую оно играет в нашей жизни и делает нас такими, какие мы есть, на самом деле мы очень мало знаем о том, как работает сознание.
В настоящее время ученые считают, что сознание состоит из двух компонентов: возбуждения и осознания. Первый регулируется стволом мозга, но физическое происхождение второго всегда оставалось загадкой. Теперь группа исследователей из Гарварда считает, что они, возможно, обнаружили области мозга, которые работают со стволом мозга для поддержания сознания.
«Впервые мы обнаружили связь между областью ствола мозга, участвующей в возбуждении, и областями, участвующими в осознании, двумя предпосылками для сознания», — сказал Майкл Д. Фокс, доктор медицинских наук, директор Лаборатории сетевой визуализации мозга. и Модуляция и заместитель директора Центра неинвазивной стимуляции мозга Беренсона-Аллена в Медицинском центре Бет Исраэль Диаконисс (BIDMC). «Множество доказательств сошлось воедино, чтобы указать на то, что эта сеть играет роль в человеческом сознании».
Изображение предоставлено: точная копия рисунка 1.1 в: Кристоф Кох (2004) «Рисунок 1.1: Нейрональные корреляты сознания» в «В поисках сознания: нейробиологический подход», Энглвуд, Колорадо: Roberts & Company PublishersЧтобы лучше понять, почему некоторые пациенты могли сохранять сознание, несмотря на травмы, в то время как другие впадали в кому, исследователи проанализировали 36 пациентов с поражениями ствола мозга. Двенадцать из этих пациентов находились в коме (без сознания), а 24 были определены как сознательные.
Они обнаружили, что у десяти из 12 субъектов, находящихся без сознания, были повреждения ростральной дорсолатеральной покрышки моста, небольшой области ствола мозга. Только у одного из 24 испытуемых в сознании были повреждения в той же области. Очевидно, эта крошечная часть ствола мозга имела непосредственное отношение к поддержанию сознания.
При дальнейшем изучении этого отведения они изучили карту здорового мозга, где смогли точно определить две области, связанные с ростральной дорсолатеральной покрышкой моста. Это привело их к выводу, что связи между этими областями и идентифицированной областью ствола мозга, вероятно, играют роль в регуляции сознания.
Недостающее звено?
Не зная практически ничего, кроме возможности того, что он может быть расположен в коре головного мозга, ученые определили две особые области коры, которые, по их мнению, могут быть необходимы для человеческого сознания.