Самосознание личности | Студент-Сервис
Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способностью осознавать окружающий мир и себя — или самоосознавать.
Сознавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования.
Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений — самооценка. С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование —
С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет, что самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Он выделяет несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе: овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.
Считается, что одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. С. Выготский. Самосознание подростка он рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый временной момент развития личности — от самопознания к самоотношению и саморегуляции.
В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется интегрированный, глубокий и адекватный образ собственного Я. Р. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах, а с другой — выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. Самосознание влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между внешним влиянием, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.
По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды»; обратимся ко «второму рождению личности» а именно к самосознанию. Самосознание можно определить как отношение личности к себе, что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя. Отсюда вытекают следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.
Особый интерес представляет работа В. В. Столина о структуре самосознания личности. В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает смысл Я, который содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений Столина сводится к тому, что множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликтным смыслам Я, конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.
Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование.
Самопознание, в свою очередь, складывается из самонаблюдения и самооценки. Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке — одном из ключевых личностных образований самосознания.
В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.
Интересной представляется предложенная (в результате анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания) одной из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе, А. А. Налчаджян, следующая обобщенная схема:
- Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;
- Я-концепция или самосознание — это общая структура самосознания;
- ситуативные или оперативные Я-образы;
- свойства личности (черты характера, способности и т. п.).
Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» — чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию.
Относительно самосознания А. А. Налчаджян пишет, что в его структуре можно выделить несколько разновидностей элементов:
- элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
- элементы настоящего (реального) Я;
- элементы идеального Я и др.
Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: образ себя, самооценка и самоотношение. Учитывая, что незавершенность учения о личности очевидна, рассмотрим далее краткую историю развития идей о личности.
12. Самосознание личности и ее жизненный путь
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и понимания. Этот процесс называется формированием самосознания человека.
Существует несколько точек зрения относительно формирования самосознания человека.
1. Самосознание есть исходная, генетически первичная форма человеческого сознания. Сторонники данной концепции утверждают, что на основе первичной самочувствительности (самоощущения) происходит синтез двух различных систем представлений о себе как «Я» и обо всем остальном как «не-Я».
Таким образом, чувство «Я» существует как нечто совершенно автономное от процессов восприятия психикой внешних (для нее) фактов.2. Самосознание – высший вид сознания, возникающий как результат предшествующего развития сознания (точка зрения С. Л. Рубинштейна). Данная концепция построена на предположении об исключительно внешней направленности нашей психики на самом первом этапе ее развития, и только в какой-то момент у человека обнаруживается способность к самовосприятию. Отражение внешнего мира – универсальный канал социализации, определяющая сторона сознания.
3. Сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно (И. М. Сеченов). Предпосылки самосознания заложены в так называемых «системных чувствованиях», которые носят психосоматический характер. Причем, первой половине «чувствований» соответствуют предметы внешнего мира, второй – собственные состояния тела – самоощущения. По мере объединения «предметных ощущений» складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – представление о самом себе, т.
Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.
Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке человеком своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразности действий и поступков. Вовлекаясь в деятельность, индивид становится объектом социальной оценки – как удовлетворяющий или неудовлетворяющий ее технологическим требованиям. Человек превращается в условие реализации (актуализации) самого себя. «Я», рассматриваемое действующим лицом как условие самореализации, приобретает личностный смысл. Смысл «Я», таким образом, и является единицей самосознания. Как единица самосознания смысл «Я» содержит когнитивную, эмоциональную и отношенческую компоненты, он связан с активностью субъекта, происходящей вне сознания, т. е. его социальной деятельностью. Самосознание позволяет личности выявлять свою социальную ценность и смысл своего бытия, формирует и изменяет представления о своем будущем, прошлом и настоящем (В. В. Столин). На индивидном уровне смысл «Я» частично тождествен самооценке.
Самооценка (иногда: самоотношение, субъективное отношение к себе, Я-концепция) – устойчивое структурное образование, наделяемое личностью для обозначения собственной ценности и значимости и влияющее на ее развитие, деятельность и поведение.
Самооценка человека формируется на основе оценок окружающими его деятельности, соотношения реального и идеального представления о себе. С точки зрения Т. Шибутани, каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Представление человека о самом себе не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает. Человек постигает самого себя с помощью лингвистических категорий и общих предпосылок своей культуры. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «мое отношение к самому себе опосредовано отношением ко мне другого». Эмпирически в жизни человека отношение других людей к нему определяет его отношение к ним.
Побудительно-конструктивная роль положительной самооценки связана с формированием у личности важных социально-психологических качеств, обладающих сильным мотивационным потенциалом: человек начинает переживать себя активным субъектом действий, создателем альтернатив, ответственным за их выбор и реализацию, стремиться к самосовершенствованию и возможности самоутверждения (Р. М. Грановская).
Показано, что все ситуации принуждения и давления, которые угрожают самоуважению личности, лишают ее права выбора, отрицательно влияют на актуализацию возможностей человека (Л. И. Анцыферова). Негативное отношение к себе выступает преградой на пути развивающих социальных воздействий в сфере профессиональной и учебной деятельности, общения и семейной жизни. В поисках способов самоутверждения человек нередко прибегает к неконструктивным формам поведения.
Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности (термин введен в психологию К. Левином и его учениками).
Уровень притязаний личности – стремление человека к достижению целей той сложности, на которую он считает себя способным.
Уровень притязаний личности формируется в результате переживания самой личностью своих достижений как успешных или неуспешных. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям личности и неадекватным (завышенным или заниженным).
Таким образом, сущность психологического механизма индивидуального самосознания следует рассматривать как интегрированную в целостный персонифицирующий центр систему самоданности основных психических процессов личности, как качество человеческой природы, благодаря которому каждый из нас из «субъекта в себе » превращается в «субъект для себя».
Исследуя воздействие общества на личность, можно сказать, что влияние норм и предписаний общества, обычаев и институтов зависит от объема и способа организации знаний, от убеждений и мировоззрения личности, от ее способности корректно осмысливать социальные ситуации, адекватно воспринимать собеседников, усматривать существенные противоречия в проблемных обстоятельствах. В психологии накоплены многие понятия, относящиеся к разным срезам мировоззрения: «когнитивная карта мира», «субъективная картина мира», «система личностных конструктов» и другие.
В рамках гуманистической психологии самосознание обозначают термином «внутреннее Я». Для обозначения данного понятия как трансперсональной (т.е. внеличностной) психической реальности Г. И. Гурджиев и его последователи (П. Д. Успенский) используют термин «сущность» (essense). Этот термин, восходящий к латинскому слову essere – бытие, в аналогичном значении (сущность в себе – Ин-се) используется также в концептуальном аппарате онтопсихологии А. Менегетти. В аналитической психологии центральная психическая инстанция обозначается термином «Я», или «самость» (seif). В психосинтезе для обозначения данного центра психики, скрытого за «скорлупой личности» и составляющего «сердце психики человека» (Р. Ассаджиоли), используется термин » высшее Я». А. А. Радугин при анализе структуры самосознания использует понятия: текущее «Я» и личностное «Я».
Наиболее простая в науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделил два уровня ее самоотображения:
1) субъект человеческой психики есть так называемая «самость», которая содержит в большей степени бессознательные процессы, т.е. личность, которая мы есть;
2) форма проявления «самости» на поверхности сознания, так называемое сознательное «я», вторичный продукт сознательного и бессознательного существования человека.
Отечественная психология (С. Л. Рубинштейн), рассматривая самосознание как становление качественно новых возможностей индивида, представляет следующую структуру самосознания:
1. Непосредственно чувственный уровень, через который в самосознании индивида отражаются психосоматические реакции и процессы (самоощущение).
2. Целостно-личностный уровень (персонифицирующий), связанный с перцептивными механизмами личностных центров (восприятие, переживание и осознание себя, как деятельного начала).
3. Интеллектуально-аналитический уровень, служащий основанием и средством теоретической ступени самопознавательной деятельности (самонаблюдение, самоанализ, самоосмысление).
4. Целенаправленно-деятельностный уровень, выступающий своеобразным синтезом трех рассмотренных, через который осуществляется отражение и корректировка обратных связей психики с предметной и собственной субъективной реальностью.
С целенаправленно-деятельностным уровнем структуры самосознания связаны ведущие функции самосознания: регулятивно-поведенческая и мотивационная.
Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических фактах. Соотнести себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в этих формах, структурах – такова одна из главных задач индивидуальной жизни. Понять жизнь личности не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы впервые попыталась Ш. Бюллер. Индивидуальную, или личную, жизнь она назвала жизненным путем личности.
Жизненный путь личности – жизнь конкретной личности, имеющая определенные закономерности, поддающаяся описанию и объяснению; эволюция личности, последовательность возрастных этапов развития личности, этапов ее биографии; движение личности к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой психики.
С. Л. Рубинштейн представлял жизненный путь личности как целое, в котором каждый возрастной этап подготавливает и влияет на следующий. В качестве структур жизни и единиц анализа жизненного пути Ш. Бюллер выделяет события, С. Л. Рубинштейн – поворотные этапы в жизни человека, которые определяются личностью. Личность организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет ее направление. С. Л. Рубинштейн выделял особую роль самосознания в организации личностью своей жизни.
Жизненный путь подлежит периодизации, не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая может не совпадать с возрастной. Качества личности выступают как движущая сила жизненной динамики, содержательности жизни. Побуждения к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы выражаются в жизненных проявлениях личности. Способности личности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений называют жизненной позицией, которая является особым жизненным и личностным образованием.
Жизненная позиция – способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, являющийся результатом взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее собственным достижением.
Жизненная позиция характеризуется противоречиями личности и способами их разрешения. Иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два феномена – уход и возложение ответственности на другого. Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т.д. неизменными.
Жизненная позиция личности может быть определена через ее активность как способ общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения, совокупность отношений личности к жизни. Реализацию жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни, соответствующую динамическим характеристикам жизненного пути, называют жизненной линией.
Жизненная линия – это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в проведении, реализации своей жизненной позиции, верность своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах.
Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа (решений, поступков и т.д.) на последующий.
Удовлетворенность (или неудовлетворенность) жизнью является показателем реальной проблемности (наличии противоречий) личности. Стратегия жизни личности заключается в раскрытии и разрешении подлинных причин возникающих противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Способность личности разрешать противоречия является мерилом ее социально-психологической зрелости, мужества, стойкости и принципиальности.
Жизненная стратегия – это способы изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности; построение жизни исходя из своих индивидуальных возможностей и возможностей, вырабатываемых в жизни.
Принципиальное содержание жизненной стратегии состоит не только в своеобразном структурировании, в организации жизни, но и в созидании ее духовно-ценностного, духовно-этического уровня и способа, что приносит подлинное удовлетворение человеку.
Состояние самосознания личности | Самосознание и расщепленный мозгThe Minds’ I
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Самосознание и «расщепленный» мозг: The Minds’ IPPhilosophy of MindOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Самосознание и «расщепленный» мозг: The Minds’ IPPhilosophy of MindOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Шехтер, Элизабет, «Состояние самосознания личности», Самосознание и «расщепленный» мозг: умы, I ( Oxford , 2018; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 июня 2018 г. ), https:/ /doi.org/10.1093/oso/9780198809654.003.0008, по состоянию на 29 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Самосознание и «расщепленный» мозг: The Minds’ IPPhilosophy of MindOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Самосознание и «расщепленный» мозг: The Minds’ IPPhilosophy of MindOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе утверждается, что способность различать себя от первого лица является условием личности. Р и Л не имеют возможности отличить друг друга от первого лица. С другой стороны, они обладают способностью различать от первого лица S от всего остального. Это означает, что не R и L как R и L, а два вместе, как S, удовлетворяют этому условию личности. Поскольку способность к саморазличению является настолько базовой, это, в свою очередь, влияет на то, как Р и Л реализуют многие из своих других личных способностей . Действительно, они не могут относиться к себе или к другим людям как к отдельным личностям, а только как (части) одной личности, S. Это и вызывает, и поддерживает интуицию единства, согласно которой S действительно является одним из нас.
Ключевые слова: нормы, нормативный орган, социальность, условия личности, личностные способности
Предмет
Философия разумаКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеМодель окна Джохари
История
Необходимо улучшить самосознание и личностное развитие людей, когда они находятся в группе. Оконная модель «Джохари» — это удобный метод, используемый для достижения этой задачи понимания и улучшения связи между членами группы. Американские психологи Джозеф Люфт и Гарри Ингхэм разработали эту модель в 1955 году. Эта идея возникла в результате изучения групповой динамики в Калифорнийском университете и позже была усовершенствована Джозефом Люфтом. Имя «Джохари» произошло от соединения их первых двух имен. Эта модель также обозначается как модель обратной связи/раскрытия самосознания.
Введение
Модель окна Джохари используется для улучшения восприятия человеком других. Эта модель основана на двух идеях: доверие можно приобрести, раскрывая информацию о себе другим и узнавая себя на основе их отзывов. Каждый человек представлен моделью Джохари через четыре квадранта или оконного стекла. Каждые четыре окна означают личную информацию, чувства, мотивацию и то, известна ли эта информация или неизвестна вам или другим с четырех точек зрения.
Модель окна Джохари
В этой модели интерпретируется метод передачи и приема обратной связи. Джохари представлен в виде обычного окна с четырьмя панелями. Две из этих панелей представляют себя, а две другие представляют часть, неизвестную для себя, но для других. Информация передается с одной панели на другую в результате взаимного доверия, которое может быть достигнуто за счет общения и обратной связи, полученной от других членов группы.
1. Открытая/самостоятельная площадка или арена – Здесь информация о человеке, его отношениях, поведении, эмоциях, чувствах, навыках и взглядах будет известна как человеку, так и другим. В основном это область, где происходят все коммуникации, и чем больше становится арена, тем более эффективными и динамичными будут отношения. «Запрашивание обратной связи» — это процесс, который происходит путем понимания и прослушивания обратной связи от другого человека. Таким образом, открытая площадь может быть увеличена по горизонтали, уменьшая слепую зону. Размер арены также можно увеличивать вниз и, таким образом, уменьшая скрытые и неизвестные области, раскрывая свои чувства другому человеку.
2. Слепое я или слепое пятно – Информация о себе, которую знают другие в группе, но вы не будете знать об этом. Другие могут интерпретировать вас иначе, чем вы ожидаете. Слепое пятно уменьшается для эффективного общения за счет поиска обратной связи от других.
3. Скрытая область или фасад – Информация, которая известна вам, но будет скрыта от других. Это может быть любая личная информация, которую вы не хотите раскрывать. Это включает в себя чувства, прошлый опыт, страхи, секреты и т. д. Мы храним некоторые из наших чувств и информации настолько конфиденциальными, насколько это влияет на отношения, и, таким образом, скрытая область должна быть уменьшена путем перемещения информации в открытые области.
4. Неизвестная область – Информация, о которой не знают ни вы, ни другие. Это включает в себя информацию, чувства, способности, таланты и т. д. Это может быть связано с травмирующим прошлым опытом или событиями, которые могут быть неизвестны на протяжении всей жизни. Человек будет в неведении, пока не обнаружит свои скрытые качества и способности или не наблюдая за другими. Открытое общение также является эффективным способом уменьшить неизвестную область и, таким образом, эффективно общаться.
Пример
Линда устроилась на работу в организацию. Ее коллеги немного знали о ней, и в этом контексте неизвестные и скрытые области будут больше, а открытая область будет меньше. Поскольку другие мало что о ней знают, слепое пятно также будет меньше, а модель будет такой, как показано на рисунке 1.
Линда проводила большую часть своего свободного времени за рисованием в офисе, который был ее любимым времяпрепровождением и ее совместным занятием.