4. Самосознание. Философия: Учебник для вузов
4. Самосознание
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.
Структура и формы самосознания
Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т. е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе.
Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.
Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.
Самосознание – настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание – это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация).
И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы «со стороны», как «другого», т. е. в самом сознании выходить за его пределы.
Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического. Это «зеркало», в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, т. е. вырабатывает формы самосознания, – общество других людей.
Об этом сложном процессе хорошо сказал К. Маркс в «Капитале»: «Так как он [человек] родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: „Я есмь я“, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода „человек“.
Отношение человека к самому себе необходимо опосредствовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Важно отметить, что человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого – по аналогии с собой. Как показывают современные исследования, в процессе развития самосознания осознание себя и осознание другого человека в качестве «похожего на меня» и вместе с тем «отличного от меня» возникают одновременно и предполагают друг друга.
Предметность и рефлексивность самосознания
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим, как уже было сказано, необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т. д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы.
С этим интересным явлением связан ряд любопытных фактов восприятия. Приведем в этой связи следующий пример. Когда человек касается рукой предмета, он чувствует сам предмет, а не свою руку. Осязательное восприятие говорит о внешнем предмете, а не о самом человеке. И лишь на «заднем плане» сознания человек переживает акт собственного касания и локализует его на кончиках собственных пальцев (это и выступает как элементарная форма самосознания). В том случае, если человек трогает предмет не рукой, а палкой, осязательное восприятие опять-таки относится к самому предмету, а не к использованному средству – палке. Последняя уже не попадает в фокус сознания, а оказывается на его периферии и переживается воспринимающим человеком как непосредственное продолжение его тела. В этом случае ощущение воздействия предмета на человека (выступающее как своеобразная элементарная форма самосознания) любопытным образом переживается человеком как локализованное уже не на кончиках его пальцев, а на конце палки или зонда.
Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет своим особенностям, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе отказаться, в чем-то еще более укрепиться.
Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.
Казалось бы, что может быть элементарнее простого самопереживания, выраженного в утверждении: «мне больно»? Однако обратим внимание на то, что обычно осознание собственной боли связано с определенной локализацией этого переживания, и эта локализация иной раз бывает ошибочной (что знакомо каждому, у кого, например, болели зубы). Если в сознании человека всплывает какой-то образ, то он пытается определить его, т. е. выяснить, о чем он говорит, к какому конкретному лицу или событию жизни относится. Нередко человек ошибается в осмыслении отдельных образов: например, ошибочно локализует в пространстве и времени предмет того или иного воспоминания, неверно соотносит данный образ с тем или иным лицом и т. д.
Если же человек пытается рефлективно осознать особенности своей личности, осмыслить себя в целом, то возможность ошибки еще больше. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально значимых поступках. Последние наиболее адекватно могут быть поняты как раз другими. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек учитывает объективную оценку себя, возникающую в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, он и сам может судить о себе более точно.
Важно, однако, подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе жизни человека в системе межчеловеческих отношений. Это относится и к таким феноменам сознания, которые не просто выражают субъективные состояния того или иного индивида, а претендуют на общезначимость и существуют в объективированной, отделенной от конкретного индивида форме, например в форме книг, картин, скульптур и т. д., т. е. в форме культуры. Дело в том, что тот смысл, который автор вложил в то или иное произведение (а этот смысл и выступает как рефлексия автора над тем, что он сделал), может не совпадать с тем объективным смыслом, который заложен, реально имеется в этом произведении, но был выявлен не автором, а умным читателем, критиком, интерпретатором.
Итак, феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и самоочевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем. Он развивается и изменяется в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.
Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т. е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» не в смысле невозможности доказательного его решения, а в том смысле, что развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.
Место сознания в структуре бытия не может быть преуменьшено. Его следует понимать как нечто работающее, соучастное бытию, существенное для жизни, а не как нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью. Сознание проявляет себя не только в отношении к действительности. Оно есть и отношение в действительности, т. е. оно есть и реальное дело. Очевидно, что между этими двумя ведущими типами отношений к миру имеются не только существенные различия, но и реальные противоречия, преодоление которых отнюдь не просто, как не просто преодоление противоречий между сознанием и деятельностью, мыслью и словом, словом и делом. Единство сознания и деятельности, о котором говорят психологи, не дано, а задано. Оно должно быть построено. Точнее, оно должно строиться постоянно.
Сознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно. Однако надо всегда иметь в виду целое, т. е. человека и его место в мире. В этом целом в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и личностью.
Если перейти от познавательного плана рассмотрения проблем сознания к социотехническому (проективному, формирующему) и ценностному, то совершенно очевидно, что обществу необходима не всякая деятельность, не пустой активизм, а деятельность квалифицированная, целенаправленная, целесообразная, сознательная. Равным образом обществу необходима не просто эмпирическая человеческая индивидуальность, а личность, обладающая мировоззрением, убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над деятельностью, способная к совершению свободных действий (поступков), – словом, обладающая сознанием. Общество не удовлетворяет созерцательное, бездеятельное сознание, равно как и безличное (и безличностное), равнодушное понимание, знание, т. е. так называемая сознательность или «умозрение жизни» частного индивида. Поэтому-то «сознание» – не просто эпитет, используемый применительно к понятиям «деятельность» и «личность», оно должно составлять их сущностное свойство, входить в их определение. Хотя общество, казалось бы, всегда апеллирует к сознанию, тем не менее его реальные воспитательные, организационные и другие меры направляются на деятельность и на личность. Качество и действенность таких мер определяются тем, насколько в них учитывается вся полнота триады: деятельность, сознание, личность. Эта триада как предмет специально построенного исследования, как социотехнический и психотехнический объект развития и формирования связывает обществоведение и человековедение, которые друг без друга одинаково беспомощны в решении насущных практических социальных проблем. Действенное и действующее сознание является очень важным положительным фактором развития обшества и его институтов. В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.
Имеется ряд способов расширения и развития сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализация личности. Что означает расширение сознания? Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделяемых и представленных ему миров: к миру идей, понятий, значений, научных знаний; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков; к миру производительной предметно-практической деятельности. Еще меньше его можно свести к миру предметов, созданных в результате такой деятельности, в том числе орудий и средств новейшей информационной технологии. Сознание не только рождается и присутствует в этих мирах. Оно может метаться между ними, погружаться в какой-либо из них; подниматься или витать над всеми ними; сравнивать, оценивать, судить их. Оно может судить и самое себя.
Вот почему так важно, чтобы все эти миры, включая и мир сознания, были открыты ему. Именно в этом случае сознание будет обладать не только рефлексивными, но и бытийными чертами. Оно сможет осторожно и вместе с тем решительно вмешиваться в бытие, преодолевать слепые или, как говорил В. И. Вернадский, бессознательные устремления науки и техники, породившие огромное число глобальных проблем современности. Для их решения человечеству нужно планетарное, вселенское, или же подлинно культурное, сознание, сравнимое с мощью технократического мышления. Исследование и формирование такого сознания – это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого (возможно, утраченного) сознания философия и наука должны обратиться к культуре, мифу, религии, политике и, конечно, к своей собственной истории, где возникали представления о ноосфере, о власти Разума.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
15. ВСЯКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНО. ШЕЛЕР
15. ВСЯКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНО. ШЕЛЕР Человек живет, существует, мыслит и действует лишь в реляции к Абсолютному, лишь предполагая Абсолютное. Это существенное предположение Абсолютного, без которого нет человека и в сущности нет ничего, Шелер называет «религиозным
3. Философское самосознание
3. Философское самосознание Если вообразить себе напряжение, требуемое для такого обилия рукописных страниц, то можно предугадать, сколь сильно у Гуссерля жизнь и философия переплетались между собой. Он не только ввел масштаб философии в строгом смысле абсолютного
4. Самосознание
4. Самосознание Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания,
VII. Самосознание науки
VII. Самосознание науки Наука не может понять сама себя, дать объяснение своей собственной природы, не переходя за грань детерминизма и механического мировоззрения и не вступая на почву метафизических проблем. Пусть все есть механизм, как предполагает и утверждает наука,
3. Самосознание
3. Самосознание Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и
1. Самосознание в себе
1. Самосознание в себе Итак, с самосознанием мы вступаем теперь в родное ему царство истины. Посмотрим, в каком Виде прежде всего выступает форма самосознания. Если мы рассмотрим эту новую форму знания — знание о себе самом, по отношению к предшествующему — к знанию о
2. Божественный законодатель и несовершенное моральное самосознание
2. Божественный законодатель и несовершенное моральное самосознание Моральное сознание как простое знание и желание чистого долга соотнесено в поступках с предметом, противоположным простоте этого сознания, с действительностью многообразного случая, и в силу этого
4.
Самосознание4. Самосознание Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания,
САМОСОЗНАНИЕ
САМОСОЗНАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы
Вторая ступень. Самосознание
Вторая ступень. Самосознание § 22Как самосознание Я созерцает само себя, и выражением его в его чистоте является Я=Я, или: Я есмь Я.§ 23Этот принцип самосознания лишен всякого содержания. Стремление самосознания в том и состоит, чтобы {85}реализовать свое понятие и полностью
§ 4. Экзистенциальное правовое самосознание
§ 4. Экзистенциальное правовое самосознание Это та сфера сознания, где человек имеет дело с жизненными смыслами и соответствующим образом на них реагирует в форме стоического, скептического, несчастного и разорванного сознания.Форма стоического сознания характерна для
37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в
5. Сознание, самосознание и рефлексия
5. Сознание, самосознание и рефлексия Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего
Что такое самосознание и как его развивать – HEROINE
Личность каждого человека многогранна и включает множество компонентов: привычки, мировоззрение, предпочитаемые вещи и нет. И чем лучше ты знаешь свои особенности, тем более развито твое самосознание. О том, что это такое и как можно развить самосознание, читай в материале.
Что такое самосознание
Самосознание — это способность осознавать себя как личность. Его можно назвать навыком, который заключается в том, чтобы объективно анализировать то, что для тебя важно, а также чувства, которые переживаешь.
Первыми, кто дал определение самосознанию, были психологи Шелли Дюваль и Роберт Виклунд. Это произошло в 1972 году. Согласно их концепции, этот навык является сосредоточением внимания на своей личности, объективного сравнения поведения с внутренними стандартами и ценностями. Самосознание определяет, как ты должна поступать и мыслить для того, чтобы соответствовать собственным убеждениям и идеалам.
Самосознание является одним из ключевых составляющих я-концепции, то есть образа человека о самом себе.
Люди не рождаются с этим навыком — он приобретается с жизненным опытом, обучением, воспитанием. Но и у маленьких детей с младенчества есть часть самосознания, например, они способны различать прикосновения к себе и к другим объектам. Согласно данным исследования, проведенного в США в 1984 году, к 18 месяцам дети начинают испытывать более сложное чувство самосознания.
Какие бывают типы самосознания
Так как самосознание — достаточно сложное понятие, принято делить его на два типа: личное и общественное.
Личное самосознание возникает, когда человек осмысливает себя. Например, видит и воспринимает свое отражение в зеркале. Его внимание концентрируется исключительно на себе.
Общественное самосознание сконцентрировано на осознании себя, как части социума и того, как окружающие к тебе относятся. Оно может возникнуть, когда ты находишься в центре внимания или когда получаешь информацию о себе от других людей. Именно общественное самосознание заставляет придерживаться социальных норм и вести себя соответственно этикету.
Для чего нужно самосознание
От самосознания во многом зависят эмоции, которые ты испытываешь. Например, если твоей ценностью является честность, но тебе пришлось соврать, ты ощущаешь стыд, разочарование, неудовлетворенность. А когда ты сказала правду, даже если это было непросто, то почувствуешь гордость, вдохновленность, уверенность в себе.
Так происходит из-за того, что самосознание основывается на сравнении своих поступков и мыслей с основными ценностями и взглядами. Неудовлетворенность, которая возникает из-за несоответствия им, становится побуждением к изменению поведения. Также эта мотивация способствует овладению новыми навыками и развитию определенных личностных качеств.
Таким образом, самосознание является частью процесса самоконтроля — способности осознанно справляться с эмоциями, желаниями и потребностями, а также принимать взвешенные решения.
От самосознания во многом зависит отношение к себе и самооценка. Человек, который понимает, что для него важно, гораздо увереннее, чем тот, кто не смог разобраться в себе и осознать свои приоритеты. К тому же, когда анализируешь и разбираешься в собственных чувствах и ощущениях, концентрируешься на своей личности, а не на сравнении себя с окружающими. И становишься менее подвержена внешнему влиянию, точно зная, чего хочешь от жизни. А это еще один залог высокой самооценки и позитивного отношения к себе.
Самосознание способствует формированию мышления роста. Оно, как и уверенность, важно для достижения успеха. Такая модель мышления заключается в знании как своих преимуществ, так и недостатков и направлении их в правильное русло. Люди с мышлением роста считают, что поняв себя и преодолев трудности, можно развить любой навык или стать такой, какой ты себя хочешь видеть.
Когда у человека недостаточно развит навык самосознания, он может попасть в ловушку фиксированного мышления. Оно опасно тем, что заставляет поверить в то, что твои способности не могут развиваться в течение жизни. Человек пытается не исправить, а скрыть свои недостатки, считает, что дела, которые привели к неудаче, были пустой тратой времени. Он зациклен на установках и принципах, которые для него комфортны, даже если они устарели и не приносят пользы.
Хотим отметить важность не только личного, но и общественного самосознания. Без этого навыка человек не может быть полноценной частью социума или чувствовать себя в нем комфортно. Общественное самосознание заставляет придерживаться установленных норм поведения, этикета, законодательных ограничений. В его основе также находится сравнение, но не с личными ценностями, а с социальными и культурными нормами, а также взглядами и принципами окружающих.
Таким образом, самосознание является навыком, который оказывает влияние на все аспекты жизни человека. Оно помогает найти свое место в обществе, понимать свое «я», чувствовать себя отдельной, уникальной личностью. От него зависит успех и мотивация, а также образ мышления и отношение к себе и жизни.
Как развивать самосознание
Как и другие навыки, самосознание можно развивать. Предлагаем для этого воспользоваться несколькими упражнениями.
Три «почему?»
Сначала задай себе несколько вопросов, которые помогут лучше узнать себя.
- Как выглядит твое идеальное «я»?
- Какая у тебя мечта?
- В чем твоя самая большая сила?
- Ты принимаешь решения логически или интуитивно?
- Кого ты любишь больше всего?
После того, как дала ответ на вопрос, задай себе еще один: «Почему?». А после того, как выразила мысль, задай его снова. И так три раза. Это упражнение помогает погрузиться в анализ и глубже понять причины своих привязаностей, ощущений и мнения. А также разобраться в себе и стать увереннее.
Адвокат
Вырази свою точку зрения по любому, даже незначительному поводу. Например: «Я считаю, что лучшая еда — салат из морепродуктов». А потом опровергни ее, как мог бы сделать другой человек, который не в восторге от этого блюда. Разыграй в уме спор, в котором каждая сторона приводит аргументы и факты, пытаясь тактично убедить соперника в своей правоте.
Это упражнение поможет научиться непредубежденности, лучше понять свои принципы, а также развивать когнитивные функции и навык убеждения.
Время против важности
С помощью этого упражнения ты сможешь понять, соответствует ли твой выбор наиболее важным для тебя ценностям.
Чтобы его выполнить, возьми лист бумаги и перечисли вещи, которые считаешь приоритетными: семья, общение с друзьями, карьера, отдых, путешествия и так далее. А затем оцени их по шкале от одного до пяти, где один означает самое важное, а пять — наименее.
После того, как расставила около слов цифры, подумай, сколько времени ты тратишь на каждый приоритет. Это поможет понять, насколько твои истинные ценности соответствуют тому, что ты делаешь в реальности.
Создай личный манифест
Это упражнение поможет структурировать твои принципы жизни. Напиши правила, которых придерживаешься на листе бумаги или в блокноте. Например:
- доводить дела до конца;
- не врать близким;
- уважать себя;
- не сравнивать себя с другими людьми.
Список может быть какой угодно длины и должен отражать как то, чего ты придерживаешься так и то, чего хотела бы. Он, кстати, пригодится для первого упражнения.
Создай список желаний
Это упражнение может показаться простым, но оно не менее эффективно, чем остальные. Ведь желания человека могут многое рассказать о его личности и мировоззрении. А если составлять такой список раз в полгода или год, можно отследить, как меняешься ты, твои приоритеты и цели.
Напиши письмо сожаления
Представь, что тебе 90 лет, и ты пишешь письмо, в котором оглядываешься на свою жизнь. Перечисли возможности, которые ты упустила, сожаления, которые у тебя есть. Это поможет пересмотреть свое отношение к определенным ситуациям и взгляду на них, а также исправить ошибки и узнать свои «болевые точки».
Расскажи о себе от третьего лица
Это упражнение поможет научиться беспристрастности, которая нужна для развития самосознания. Расскажи историю в себе в третьем лице. Говори не «я ходила по магазинам», а «Аня ходила по магазинам». Описывай любую ситуацию от прошедшего дня до полной биографии.
Составь диаграмму эмоций
Это простое на первый взгляд упражнение поможет лучше узнать себя. Тебе понадобится лист бумаги — начерти на нем линию, разделив на две части. В первую колонку напиши названия эмоций: грусть, радость, тоска, счастье, ностальгия, агрессия, раздражение и другие. А справа нужно будет указать, что их вызывает. Пиши честно и хорошо подумай, чтобы перечислить как можно больше ситуаций, вещей или людей.
Практикуй самосострадание
Самосострадание нужно для того, чтобы принять свои эмоции и посочувствовать себе. Это помогает справиться со стрессом и сбросить нервное напряжение. Но для того, чтобы его практиковать, в эмоциях нужно разобраться, что и является практикой самосознания. А больше о том, как научиться себе сочувствовать и почему это важно, читай здесь.
Читать по теме:Аффективный реализм: как наше физическое состояние влияет на эмоции и принятие решенийДобавить в избранное
Поделиться
Статьи по теме:Что такое самосознание и как его повысить?
Содержание- Что такое самосознание?
- Преимущества самосознания для лидеров
- 5 способов повысить самосознание
- Самосознательный лидер — великий лидер
Вот суровая правда. То, что у вас есть что-то, что вы хотите дать, не означает, что это стоит давать. Джей Шетти выразился более поэтично: «Если у вас есть мутная вода, вы можете попытаться распространить ее по всему миру, но все, что вы распространяете, — это мутная вода». Это будет означать полное отсутствие самосознания, что может вызвать проблемы в будущем.
К сожалению, слишком многие люди не обладают самосознанием. Таша Эйрих, автор книги Insight , объясняет: «Наши данные показывают, что 95 процентов людей считают, что они обладают самосознанием , но реальное число составляет от 12 до 15 процентов. Это означает, что в хороший день около 80 процентов людей лгут о себе — себе».
Невозможно руководить другими и оказывать на них положительное влияние, если вам не хватает самосознания. Вы не сможете внести позитивные изменения в свою команду или рабочую среду. По мере роста отсутствия самосознания вся организация будет заполнена эгоистичными и неэмпатичными людьми. Когда это происходит, крах компании неизбежен.
Обретение самосознания требует от лидеров ежедневных действий, связанных с самоанализом. Как объясняет Шетти: «Если вы не осознаете себя, если вы не проходите через процесс самоанализа, если вы не растете каждый день и не становитесь менее эгоистичным, менее жадным, менее злым, менее завистливый, то все, что вы даете всем остальным, — это зависть, жадность, гнев, ревность, конкуренция и негативность».
Очевидно, что самосознание — это навык, который необходимо развивать всем лидерам, и это должно произойти немедленно.
Эта статья научит вас:
- Что такое самосознание.
- Преимущества, которые он может дать лидерам.
- Лучшие способы повысить самосознание для эффективного лидерства.
Самосознание — это способность выйти за пределы себя и посмотреть, как другие могут воспринимать ваши действия, слова и поведение. С другой стороны, это также честная оценка таких вещей, как ваша природа, личность, характер, мысли, чувства, образ жизни, эмоции и выражение индивидуальности, чтобы увидеть, соответствуют ли они тому, кто вы есть и какое влияние вы оказываете на людей.
Самосознание также является одной из четырех областей эмоционального интеллекта. Из-за этого это навык, который люди могут развивать со временем, поскольку он не всегда приходит естественным путем. Подобно мышце, чтобы она стала сильнее, человеку нужно ее тренировать.
Преимущества самосознания для лидеровБыть лидером означает осознавать себя. Как однажды сказал Дэниел Гоулман: «Если ваши эмоциональные способности неуправляемы, если у вас нет самосознания, если вы не в состоянии совладать со своими беспокоящими эмоциями, если вы не можете сопереживать и строить эффективные отношения, тогда, как бы ты ни был умен, ты далеко не уедешь». Лидеры могут много выиграть от развития своего самосознания, поскольку это приводит к следующим преимуществам.
- Создает прочные отношения. Самосознание помогает лидерам строить важные отношения со своими коллегами. Осознавая себя, лидеры понимают, как они относятся к другим. Это, в свою очередь, укрепляет связи в коллективе. По мере того, как отношения будут укрепляться, все будут получать высокое удовлетворение от работы с вами.
- Повышает производительность. Самосознание занимает одну из четырех областей эмоционального интеллекта (ЭИ). EI играет важную роль в создании компаний с лучшими показателями. По словам Трэвиса Брэдберри, соавтора Эмоциональный интеллект 2.0 , 90 процентов лучших сотрудников в компании обладают эмоциональным интеллектом выше среднего. Как только лидеры разовьют самосознание, они смогут научить этому навыку свою команду. В результате они станут лучшими исполнителями.
- Помогает лидерам достичь своей цели. Когда лидеры становятся более самосознательными, они понимают, почему они были поставлены на эту Землю. Знание своей цели помогает им создать видение будущего, которое может вдохновлять и направлять других. Те, у кого нет самосознания, сочтут достижение видения невозможным, поскольку они не смогут мотивировать, вдохновлять или служить кому-либо (включая себя).
- Не дает лидерам колебаться в своих убеждениях, ценностях и идентичности. Люди, у которых нет самосознания, потеряны. Они позволяют внешним силам воздействовать на них, а не быть теми, кто инициирует действие. Они следуют тенденциям, потому что у них нет четкого представления о том, кто они на самом деле. Слабые лидеры теряют поддержку, потому что никто не хочет следовать за кем-то, у кого нет направления.
- Влияет на правильные решения. Осознание своих целей, мыслей и чувств помогает лидерам с принятие решений процесс. У них есть четкая цель, и они основывают свои решения на ней. Отсутствие самосознания часто означает реакцию, основанную на эмоциях, без учета других факторов, что может навредить компаниям и сотрудникам.
Чтобы стать самосознательным лидером, вы должны сосредоточиться на всех аспектах самосознания. Есть два разных способа самосознания, поэтому сосредоточьтесь на развитии в обеих областях. Часто люди могут быть сильными в одном типе, но слабыми в другом.
Существует два типа самосознания: внутреннее (частное) и внешнее (общественное). Внутреннее самоосознание означает, как вы лично видите себя. Он показывает, как вы видите свои эмоции, ценности, цель, поведение, сильные и слабые стороны и как они влияют на вас и других. Человек может развивать этот тип, определяя свои основные ценности и отмечая, как они влияют на их действия.
Внешнее самосознание — это то, как, по вашему мнению, другие видят вас. Внешний тип представляет собой понимание того, как другие люди воспринимают нас в соответствии с теми же аспектами, что и выше. Чем больше понимания, тем лучше вы умеете сопереживать другим. Вы можете развивать внешнее самосознание, обращая пристальное внимание на то, как люди ведут себя вокруг вас, отмечая, в частности, их невербальный язык.
2. Сделайте самосознание привычкойКак учит Джон С. Максвелл: «Вы никогда не измените свою жизнь, пока не измените то, что делаете ежедневно. Секрет вашего успеха кроется в вашем распорядке дня». Что касается самосознания, вам нужно практиковать его каждый день, пока это не войдет в привычку. Как только вы дойдете до того момента, когда вам больше не нужно будет думать о самосознании, чтобы практиковать его, вы поймете, что достигли здоровой цели.
Действия, которые вы можете попробовать для самосознания:- Медитация
- Ведение дневника
- Йога
- Упражнения на визуализацию
- Постановка целей 90 003 Упражнения на осознанность
- Дыхательные техники
- Чтение книг по теме
- Художественная деятельность (рисование, рисование и т. д.)
Пример : Чтобы повысить самосознание, Стив начинает каждый день с десятиминутной медитации, за которой следует занятие йогой. Затем он записывает цели того, чего он хочет достичь в этот день, и держит этот список при себе. Во время обеденного перерыва он читает книгу о том, как повысить уверенность в себе. В течение дня он делает пятиминутные перерывы, чтобы очистить разум и попрактиковаться в дыхательных упражнениях. В конце дня он пишет в своем дневнике обо всем, что сделал, уделяя особое внимание своим достижениям в повышении самосознания.
Чтобы узнать больше об эффективной постановке целей, ознакомьтесь с примерами целей SMART .
3. Спросите об отзывах и получите больше информацииКогда дело доходит до самоанализа, вы не можете полагаться только на себя, чтобы найти ответы . Это может привести к созданию ложного повествования о том, почему что-то произошло. Он не раскрывает правду, а скрывает ее.
Но как узнать, когда это делать? Одним из признаков является то, что вы замечаете, что слишком много думаете. Если мысль поглощает вас, вам нужно как можно быстрее разорвать порочный круг негативных размышлений, взяв перспективу.
Чтобы получить представление:- Сначала поговорите с доверенным бизнес-тренером или наставником . Они дадут вам полезные, честные советы о том, как лучше двигаться вперед.
- Получайте отзывы от коллег, чье мнение вам важно. При этом практикуйте активное слушание.
- Слушайте с намерением понять, что говорят люди.
- Не занимайте упрямую оборонительную позицию с самого начала.
- Будьте открыты новым возможностям и будьте готовы отказаться от любых предубеждений.
Пример: После того, как последняя маркетинговая кампания не оправдала ожиданий, Эшли, директор по маркетингу, энергично защищалась на собрании компании. После этого она сделала шаг назад, чтобы проанализировать, где она могла быть виновата. Она поговорила с близким наставником, который дал ей совет, к кому в компании обратиться за более подробной информацией о том, почему кампания провалилась. Затем она провела откровенные беседы со своим персоналом по маркетингу и аналитиками данных. При этом она обнаружила, что ей так не терпелось продвинуть новый продукт, что она не смогла нацелиться на нужную аудиторию. Эшли позаботилась о том, чтобы знать об этой потенциальной слабости в будущем.
4. Учитесь на своих ошибках, но также и на своих победахДавно считается, что люди должны учиться на своих ошибках. Успешное самосознание следует этому принципу, поскольку оно помогает людям понять, какого поведения, мыслей и действий им следует избегать. Но пока вы сосредотачиваетесь на том, что , а не , вы должны также отметить, что вам нужно, чтобы продолжала делать . Кроме того, обратите внимание, какие мысли, поведение и действия способствовали успешным результатам, и убедитесь, что вы носите их с собой.
Всякий раз, когда вы переживаете большую неудачу или победу, найдите время, чтобы проанализировать, что произошло. Затем подробно расскажите о том, что вы сделали, и где вы можете улучшить или оставаться последовательным. Задайте себе вопросы на размышления и запишите ответы.
Вопросы, которые следует задать себе после неудачи или успеха:- Чему я научился?
- Как я могу улучшить?
- Какова была цель этого опыта?
- Как я могу повторить положительный результат в будущем?
- Как я могу помочь окружающим?
- Существуют ли более точные способы измерения моего успеха или неудачи?
Пример: Стэн и его команда по продажам достигли цели по продажам на конец года. Цель следующего года обещает быть еще более амбициозной. Поэтому Стэн тратит день на то, чтобы проанализировать все, что он сделал за последний год, чтобы добиться успеха. Он пишет, что некоторые из положительных вещей, которые он сделал, включают еженедельные встречи один на один с членами команды, внерабочие мероприятия для повышения морального духа и ежедневные практики медитации. Стэн также отмечает, что он мог улучшить ежедневное общение с членами своей команды и ставить более четкие еженедельные и ежемесячные цели продаж для себя. Имея это в виду, Стэн лучше подготовлен к достижению цели в следующем году.
5. Выражайте благодарностьБыть самосознательным также означает находить время, чтобы подумать о том, что у вас есть. Это означает считать свои благословения и благодарить людей, которые внесли положительный вклад в вашу жизнь. Выражение благодарности не всегда дается легко, но оно помогает людям оставаться смиренными и признавать хорошие вещи, даже когда жизнь вас огорчает.
Чтобы выразить благодарность:- Ведите дневник благодарности. Журнал благодарностей позволяет вам записывать идеи, как поблагодарить каждого человека в вашей жизни. Это также поможет вам придумать способы почтить их.
- Выразите это в уникальных подходах. Выражение благодарности означает подход к людям по-разному. Один человек может дорожить телефонным звонком, в то время как другой будет дорожить письмом, отправленным по почте. Если есть возможность, попробуйте пообщаться лично.
- Дайте конкретный отзыв . Не говорите людям простое «спасибо». Будьте конкретны в том, как они помогли вам. Это будет значить для них гораздо больше и напомнит вам о том, что они сделали.
- Пройди тест на оценку. Эта викторина поможет вам узнать, как лучше всего общаться с окружающими. В результате выражение благодарности будет более эффективным и искренним.
Пример: Достигнув важной вехи в карьере, Даниэль хотела поблагодарить всех, кто сделал это возможным. Используя журнал благодарности, она записала влиятельных людей в своей жизни и выражения благодарности, которые значат для них больше всего. В течение нескольких недель она связалась со старым наставником по телефону, пригласила бывшего босса на обед, заехала в гости к своим родителям и отправила подарок поддерживающему другу. Во время каждого взаимодействия Даниэль выражала свою благодарность, говоря каждому человеку, что именно они сделали, чтобы помочь ей, и как сильно она их ценит.
Лидер, обладающий самосознанием, — великий лидерДоктор Мерида Л. Джонс выразилась лучше всего: «Самосознание — спутник хорошего лидерства». Осознание себя — важный шаг на пути к практике лидерства-слуги . Проявляя самосознание, лидеры могут лучше обслуживать, заботиться и направлять свою команду как в хорошие, так и в плохие времена.
Лидер-слуга также поможет другим стать самосознательными лидерами. Это приведет к отличному лидерству во всей организации и будет способствовать формированию эмоционально грамотной рабочей культуры, свободной от конфликтов.
Для получения дополнительной информации о важности эмоционального интеллекта и разрешения конфликтов ознакомьтесь со следующими статьями.
Эмоциональный интеллект на рабочем месте: что нужно знать
Что такое эмпатия? Данные говорят о том, что лидерские качества необходимы больше всего
Конфликты на рабочем месте и способы их предотвращения и разрешения
18 основных навыков разрешения конфликтов, которые нужны каждому руководителю
Самосознание Определение | Что такое осознание?
Статьи, аудио и видео для понимания и развития
Это поможет понять, что такое самосознание, прежде чем бежать его развивать. Самосознание можно определить по-разному, поскольку оно является личным и субъективным. Сейчас мы определим самосознание как четкое восприятие себя, включая мысли в уме, эмоции, физиологию и поведение. Ключевым термином здесь является «ясное восприятие». Это не описание вас вашим Внутренним Критиком, не описание вас жертвой вашего ума или персоной эго. Эти голоса вашего разума — всего лишь два способа затуманить ваше ясное восприятие и помешать Самосознанию. По мере того, как вы повышаете самосознание, вы отделяетесь от этих голосов в своей голове и меньше верите им. Таким образом, самосознание связано с расширенным или возросшим сознанием.
Самосознание меняет отношение к вашим мыслям и разуму. Разрыв между наличием мысли и возможностью не верить в нее является аспектом самосознания. Самосознание — это состояние восприятия, связанное с тем, как вы видите и чувствуете вещи внутри себя. Осознание своих мыслей и эмоций из состояния сознательного наблюдателя по мере их возникновения — это степень осознания. У некоторых людей есть мысли, и они могут думать о своем мышлении. Это называется -мета-мышление. Это уровень осознания. Это означает, что они могут наблюдать за своим мышлением, анализировать его, видеть ограниченность предположений, быть скептичными и рассматривать альтернативные точки зрения.
Самосознание также означает присутствие со своими эмоциями. В сознательном состоянии у вас может быть множество эмоций, и вы можете воздерживаться от их проявления или озвучивания. Вспышка гнева или разочарования, а затем осознание того, что вы увлеклись, — это недостаток самосознания. Самоосуждение, чувство вины и плохое самочувствие из-за чрезмерной реакции также являются недостатком самосознания. Это означает, что ваш разум выводит мысли из-под контроля и вовлекает вас в эмоциональную поездку. Вы можете знать, что это происходит, что хорошо на одном уровне, но возможность изменить точку зрения и не верить этим мыслям — это гораздо большее осознание и сознание. Таким образом, вы видите, что самосознание измеряется по спектру, а не по шкале «есть оно у вас или нет».
Сознание VS. Эго – ресурс.
Практики развития самосознания
1. Практикуйте дыхательные упражнения в этом аудио «Как расслабиться»
Чтобы заметить детали и скрытые слои наших эмоций, поведения и более тонких мыслей, вам нужно быть расслабленным. Вы упускаете вещи, когда испытываете стресс. Чем более вы расслаблены, тем более тонкие аспекты мыслей, чувств и эмоций вы можете заметить. Практикуйте эту технику релаксации ежедневно. Цель состоит в том, чтобы практиковать по 10 минут или более два раза в день и с интервалами в 1 и 2 минуты каждый час. Возможно, вам придется поработать над этим.
2. Потренируйтесь переводить взгляд на наблюдателя с помощью этого аудио.
Одним из аспектов самосознания является способность смотреть на вещи с разных точек зрения. Иногда это измеряется точностью в отношении того, как другие описали бы нас. Это способность посмотреть на себя с их точки зрения. Для этого мы также должны выйти за пределы повествовательных голосов в нашей голове. Это управляемое упражнение поможет вам увидеть, что ваш разум может создавать множественные образы себя, и что вы можете верить им или нет.
3. Комбинируйте упражнения 1 и 2 и выполняйте их одновременно.
Вы можете заметить, что во время расслабленного дыхания ваш мозг и разум будут функционировать по-другому. У вас будут разные идеи, и вы даже будете более креативны в своем мышлении. Поскольку вы более расслаблены, ваше внимание будет меньше приковано к внешнему миру, и вы будете улавливать более тонкие вещи, происходящие в вашем уме и эмоциях.
Если вы хотите углубиться в эти и другие практики, чтобы развить больше самосознания, вы можете записаться на четыре бесплатных урока Курс самосовершенствования
«Насколько вы самосознательны?»
Проблема с опросом кого-либо или прохождением теста заключается в том, что их ответы могут исходить из их интеллекта, эго или спроецированного образа. Та часть нас самих, которую мы выдвигаем на собеседовании или на первом свидании, может показать себя, чтобы пройти тест. Это может сильно отличаться от того, как мы ведем себя в состоянии стресса или от человека, оставшегося наедине со своими мыслями о себе. Кто вы, или вы притворяетесь, что находитесь среди других, и кто вы, когда остаетесь наедине с собой? Они кажутся разными людьми? Величина несоответствия является мерой того, насколько разные части вашей личности находятся в конфликте. (Кстати, это нормально в начале работы по самосознанию.) В работе по Самосовершенствованию вы учитесь интегрировать и очищать эти различные аспекты наших различных «я».
Вы можете знать об этих различиях и чувствовать себя мошенником. Однако, если вы знаете о несоответствии, вполне вероятно, что у вас есть голос Внутреннего Критика о том, что вы мошенник, неудачник или другие негативные разговоры о себе. Этот вид «застенчивого» разговора с самим собой не следует истолковывать как самосознательный. Скорее, оно захвачено убеждениями ума-эго. Таким образом, осознание этих различных аспектов вашей личности или масок является мерой самосознания. Однако верить в собственные суждения о вариациях — значит терять осознанность. Быть наблюдателем-свидетелем, осознавать суждения разума об этих различных аспектах вашей личности и не верить им, было бы шагом назад к сознательному осознанию. Если это похоже на танец, значит, вы все правильно понимаете. Пребывание в осознании — это уравновешивающий акт сознания.
Я спрошу вас: «Вы чувствуете, что осознаете себя?»
Может быть интересно посмотреть, как вы или ваш разум хотите отреагировать. Вы можете заметить импульс сказать «Да». У какой части вас есть импульс сказать «да», и какая часть замечает этот импульс? Импульсы есть у эго. Это ваше осознание замечает эти импульсы.
Если вы ответите Да, то вы менее любопытны и, возможно, с меньшей вероятностью узнаете что-то новое, что поможет вам расти.
Эгоистичный ум убеждений импульсивно говорит: «Да, я уже разобрался с этим осознанием». Если это так, вы наблюдаете, как эго дает ответ, не обязательно проводя какое-либо исследование или без объективной самооценки. Да, у вас есть свой жизненный опыт, и вы можете осознавать некоторые аспекты себя. Но является ли то, что вы видите, на 100 % цветовым спектром того, что вы могли бы видеть при более глубоком самосознании? Это интересный вызов. Тот, в котором вы не узнаете ничего нового, пока вы сначала искренне не подумаете, что у вас нет полной картины. Эта готовность быть непредубежденным новичком противоположна установкам эго по умолчанию.
Другим аспектом эго является образ Жертвы, который чувствует себя неудачником во всем. С такой же вероятностью он ответит отказом и скажет: «Нет, у меня нет никакого самосознания и никогда не будет». Общим элементом этой парадигмы является то, что роста тоже не происходит. Поддержание статус-кво, даже если это страдание, — это то, как эго-ум лепит себя.
Ключи к развитию самосознания
1. Выделите время. На одной книге или прослушивании подкаста далеко не уедешь (хотя мои Awareness and Consciousness Podcas т довольно неплохо). Вам придется делать больше, чем просто впитывать информацию. Вы отправитесь в путь перемен.
2. Развивайте навыки самоанализа. Вы потратите время на изучение своих эмоций, убеждений, поведения, эго и мыслей, как тех, которые вам нравятся, так и тех, которые вам не нравятся. Многие советуют вести дневник. Я думаю, что это может быть полезно, но это зависит от того, как вы ведете дневник. Я не рекомендую регулярно вести дневник, так как это может оставить вас в ловушке обычных моделей мышления и вашего интеллекта. Письменные упражнения в курсах «Самообладание» предназначены для того, чтобы вывести вас из состояния обусловленного мышления.
3. Привыкайте к неприятным эмоциям. Иногда этот процесс кажется неудобным. Это типично для изменения убеждений и растворения поведения эго. Но, как вы видите изменения, это того стоит. Когда вы осознаете убеждения, питающие ваши страхи, или то, что голос Внутреннего Критика делает в вашей голове и откуда он исходит, вы яснее поймете, что я имею в виду. Из-за этого неприятного компонента большинство людей не смотрят так глубоко, если только их жизнь (отношения, карьера или здоровье) не стала каким-то образом болезненной. Неудобная часть процесса — фаза. После того, как изменения будут интегрированы, в вашем Я воцарится гораздо больший покой.
4. Практические упражнения. Расширение вашего сознания уменьшает эго и представления о себе, за которыми оно скрывалось. Это будет неудобно для эго и создаст смирение. Это не будет интуитивным, и поэтому вам придется использовать контринтуитивные методы.
Прочтите эту статью о том, как медитация может помочь вам в работе над собой.
5. Развивайте умелое управление своим вниманием. Это просто описать, но сложно сделать. Вам нужно будет практиковаться. Подобно обучению ходьбе или изучению нового языка, вы будете развивать новые нервные пути в своем мозгу и новые мышцы, которые раньше не использовали. Медитация является одним из аспектов этого и может помочь, но это еще не все. Умеете ли вы удерживать внимание во время разговора, когда эмоции бурлят, а в голове бегут быстрые мысли? Именно тогда вам нужно управлять своим вниманием, чтобы успокоить свою систему.
Вам придется выделить время. Конкретные практики и упражнения для развития самосознания можно найти на курсах самосовершенствования. Вы можете начать с бесплатных вводных уроков.
Почему ваше самосознание имеет значение
Почему вам следует заботиться о самосознании? Это ваше эго и бессознательные убеждения действуют импульсивно. Они вызовут у вас эмоциональные реакции и саботажное поведение в вашей жизни. Самоосознание — это противоядие от страданий и самосаботажа, которые вызывают ваше эго и бессознательные убеждения. Вот несколько примеров, которые помогут вам лучше понять контекст.
Предположим, вы разочаровались в сотруднике или коллеге, потому что они не сделали того, о чем вы их просили. И что ты тогда делаешь? Вы расследуете, чтобы узнать, что они сделали и почему, или вы обвиняете и злитесь на них? Вы слушаете, как они объясняют, что они понимают под инструкциями, и выясняете, ясно ли вы их объяснили. Вы пытаетесь увидеть инструкции с их точки зрения и увидеть, как они могли интерпретировать ваши же слова иначе, чем вы их имели в виду? Или вы просто предполагаете, что это была их вина, и не обращаете внимания на то, как они могли воспринять вас по-другому. В зависимости от того, насколько вы осведомлены о себе, будет зависеть, насколько вы открыты и направление разговора. Следовательно, самосознание имеет значение для качества вашей работы и личных отношений. Это позволяет вам решать проблемы, узнавать, как вы можете стать лучше, и укреплять доверие в отношениях. Это более ценно, чем фиксированное мышление.
Прочтите здесь о важности Сострадания.
Осознание эмоций
Самосознательный человек, по крайней мере, подумает, что может быть веская причина, по которой ожидания не оправдались. Они сосредоточат свое внимание на проблеме с ресурсами вместо того, чтобы считать, что люди дурачатся. Это гораздо более полезное и эффективное использование энергии, чем разочарование, прокручивание негативных мыслей в уме и выплескивание этих эмоций на других.
Руководители и руководители высшего звена обладают высоким уровнем самосознания. Благодаря этому осознанию они могут отслеживать свои мысли и эмоции и отсеивать бесполезные. Они могут изменить свою точку зрения на точку зрения своих сотрудников и клиентов и понять их опыт. Это позволяет им управлять ожиданиями и решать проблемы командно-ориентированным способом.
Понимание, наблюдение и способность изменять такие, казалось бы, мелочи, как ожидания, является признаком самосознания. Осознанность не только делает вас гораздо более эффективным человеком в выполнении задач, но и делает вас более удобным человеком для работы и эмоционально более счастливым человеком.
Посмотрите, как это может повлиять на Self Image здесь.
Сознание против ума
Ум — занятое и сложное место. Вероятно, у нас возникает от 20 000 до 60 000 мыслей в день. Это могут быть самоосуждения, которые вызывают чувство вины и стыда. Мысли могут быть о воображаемом будущем и ожиданиях, которые ведут к успешным достижениям или разочарованиям. Мы принимаем решения, которые влияют на наши эмоции, отношения, карьеру и финансовое благополучие. Поскольку разум работает в автоматическом режиме, возможности улучшения этого процесса и результатов несколько ограничены. Уму нужен процесс совершенствования или советчик для ведения надзора, чтобы он не увлекся, а вместе с ним и вы. Путь к совершенствованию ума лежит через сознательное осознание.
Для этого ментального надзора и улучшения вам необходимо иметь навыки самоанализа того, что делает разум. Для справки, самоосуждение несовместимо с улучшением. Побочные программы ума, такие как самоосуждение, могут захватить этот процесс и свести на нет все шансы на изменения или улучшения.
Самосознание — это способность наблюдать не только за своими мыслями, эмоциями и убеждениями, но также за реакцией нервной системы и языком тела. Заметив, что происходит на этих уровнях, вы можете вызвать изменения, распространяющиеся вовне на проявления в вашей жизни.
Самосознание — это способность идентифицировать ложную идентичность и ложное мышление, которое проецирует разум, например, «быть правым».