Понятие профессионального самосознания в психологической науке
Библиографическое описание:Эннс, Е. А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке / Е. А. Эннс. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1719/ (дата обращения: 06.01.2023).
Современный этап развития общества выявил много противоречий связанных с профессиональной подготовкой будущих специалистов. Самое острое из них – это несоответствие реального уровня подготовки выпускника вуза той модели, которая описывает востребованного на рынке труда специалиста. Это касается и сформированности операционального звена профессиональной деятельности, так и наличия у выпускников вуза развитого профессионального самосознания, являющегося регулирующим инструментом профессионального развития. Формирование личности будущего специалиста и содействие становлению его
Многообразие точек зрения на сущность, определение, структуру и развитие самосознания личности обусловило и разные подходы к пониманию сущности, структуры и динамики профессионального самосознания.
Данный феномен рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к профессиональной группе (Б.Д. Парыгин), как процесс анализа человеком самого себя в рамках профессиональной деятельности (М.И. Кряхтунов), как деятельность личности по осознанию своего собственного соответствия избранной профессии (М.С. Гуткина) как избирательная деятельность самосознания, направленная на собственное профессиональное самоопределение (А.П. Шавир). С.В. Кошелева пришла к выводу, что профессиональное самосознание — это осознание и целостная оценка специалистом себя, процесса и результата своей профессиональной деятельности.
Т.Н. Фам определяет профессиональное самосознание как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений[8].Так, С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу».
В исследовании Т. Л. Мироновой профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание через мотивы личности профессионала связано с реальной профессиональной деятельностью и сигнализирует о смысле «Я» профессионала. В. Д. Брагина делает основной акцент в понимании профессионального самосознания на познании и оценке профессиональных качеств и отношении к ним [1].
Активно изучается самосознание педагогов (Е. М. Боброва, С. В. Васьковская, И. В. Вачков, В. Н. Козиев, Л. М. Митина, Г. С. Сухобская и др.).
Так, А. К. Маркова, описывая структуру профессионального самосознания, включает в нее:
— осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, позднее - личного профессионального кредо, личной концепции профессионального труда, из которой будет исходить специалист в своем труде;
— осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку; положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции» [6].
Е. А. Климов в своей работе «Психология профессионала» выделяет несколько иные элементы в структуре профессионального самосознания:
— сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
— знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание человека о степени признания в профессиональной группе;
— знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия; представление о себе и своей работе в будущем [5].
Л. М. Митина предлагает рассматривать следующую структуру профессионального самосознания: каждый компонент необходимо рассматривать двояко - с точки зрения динамической (протекания и развертывания процесса) и с точки зрения результативной (появления и наличия определенного продукта).
В когнитивном компоненте предлагается различать процесс самопознания и результат - систему знаний о себе, образующейся в результате процессов осознания себя в трех взаимодополняющих и взаимопересскающихся системах: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в системе личностного развития. По мнению Л. М. Митиной, «образ Я» имеет преимущественно когнитивный характер и является в структуре профессионального самосознания ведущим. Аффективный компонент профессионального самосознания характеризуется совокупностью трех видов отношений: отношением к системе своих профессиональных действий, к целям и задачам, которые субъект ставит перед собой в своей деятельности, к средствам и способам достижения этих целей, оценкой результатов своей работы; отношением к системе межличностных отношений; отношением к своим профессионально-значимым качествам и, в целом, к своей личности профессионала, оценкой уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному «Я-образу» профессионала.С. В. Кошелева предлагает для анализа следующие компоненты профессионального самосознания: 1) представление о себе, 2) представление о содержании, 3) представление об условиях деятельности (социально-психологические факторы), 4) представление о целях и средствах деятельности [4].
Для профессионального самосознания родовым является понятие самосознания личности, поэтому, как правило, исследователи при изучении профессионального самосознания опираются на изученные особенности, свойства, структуру и функции самосознания личности и ищут особую специфику его содержания и проявления у представителей тех или иных профессий (К. В. Бакланов, Е. М. Борисова, М. И. Жукова, Г. П. Логинова, Т. Л. Миронова, Л. М. Митина, М. В. Молоканов, С. Р. Пантилеев, В. М. Савеленко, В. А. Сластении, А. И. Шутенко и др.)[1].
В целом, можно охарактеризовать профессиональное самосознание как сложное личностное образование, которое формируется под воздействием профессиональной среды.
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность [3]. Большинство отечественных исследователей (Е.М. Васильева; В. Н. Козиев; Л.М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание — это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я» [2].
Высокий уровень развития профессионального самосознания характеризуется в когнитивном компоненте наличием знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности, образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией». В аффективном компоненте – это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка.
Выполняя функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования и саморазвития, а так же самоконтроля личности, профессиональное самосознание выступает движущей силой профессионального развития студента.
Литература:
Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. Монография. – М.: Издательство АСВ, 2009- 168 с.
Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003 г. Стр.252.
Кошелева С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: автореф. дис. …доктора психол. наук. - М., 1998
Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: ИПП, 1996. — 400 с
Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 309 с.
Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997.-№4. С. 28-30.
Сутович Е. И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания будущих специалистов Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности. Труды III международной научной интернет-конференции (март–июнь 2009г.), г. Омск, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, аффективный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент, профессиональная группа, профессиональная компетентность, профессиональная среда, сложное личностное образование.
Технологии формирования
профессионального самосознания…Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации…
Особенности формирования
профессионального самосознания…Профессиональное самосознание — это сложное личностное образование, выступающее как связующее звено между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте. ..
К проблеме формирования
профессионального самосознания…профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, профессиональная среда, профессиональная компетентность, профессиональная группа, поведенческий компонент…
Социально-психологический тренинг как эффективный метод…
профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, профессиональная среда, профессиональная компетентность, профессиональная группа, поведенческий компонент. ..
Профессиональное самосознание педагога как основа…Большинство исследователей в структуре профессионального самосознания выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент, являющийся ведущим в структуре профессионального самосознания…
Развитие
профессионального самосознания студентов среднего…профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, профессиональная среда, профессиональная компетентность, профессиональная группа, поведенческий компонент. ..
Профессиональная идентичность как основной элемент…профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, образ профессии, профессиональный жизненный план, выбор профессии, профессиональная пригодность, профессиональное самосознание…
Профессиональная компетентность педагога дошкольного…профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная
профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс. ..
Формирование социально-психологической
компетентности…Структурные компоненты профессиональной компетентности… Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога. Автор: Гиниятова Зульфия Мухтаровна.
Понятие самосознания личности человека
Определение 1Самосознание – это способность человека одновременного отображения явлений и событий внешнего мира и знание о наличии сознания.
Становление самосознания человека
Самосознание объединяет личность в целостное существо с её мыслями, чувствами, поступками и оценкой собственного места в мире. Вопрос о соотношении сознания и самопознания приводит философов к бесконечной дискуссии, в которой они не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что самосознание – это высшая форма сознания, проявлением которой характеризуются только взрослые, детям не свойственно самосознание. Приверженцы этого мнения соотносят самосознание с мышлением и знанием, определяя его как рефлексивную деятельность над своим мышлением. Результат подобного умственного самоотображения строится в понятиях и суждениях. Как следствие данного подхода получается заключение о существовании определённых форм сознания, которым не сопутствует самосознание.
Другие философы выступают за то, что самосознание – это составляющая часть любого акта сознания, она не зависит от его ясности или зрелости. Самосознание видится им как всякое самоотображение на мыслительном уровне, а также на уровне эмоций и чувств. Согласно их убеждениям, сознание, так же как и сама личность, должно быть контролируемо и управляемо, в силу того, что сознание – это часть личности.
Такой подход рассматривает сознание в единстве самосознания – активности сознания, которая устремлена на самого себя и иносознания – активности, которая сосредоточена на внешнем мире. Уровень ясности самосознание у всех людей отличается даже на разных этапах жизни. Самосознание может колебаться от смутного отображения чувств тела до глубокого погружения в собственный разум и мысли о самом себе, смысле жизни и душе. Стоит отметить, что во внешнем мире самосознание сохраняется, даже в крайних степенях поглощённости или рассредоточенности.
Развитие самосознания человека
Ядром самосознания выделяют ощущение «Я», которое можно потерять только с случаях, например, обморочного состояния или комы. Чувство «Я» – фундамент, на котором строятся иные, более высокие уровни сознания и самосознания. Из-за того, что сознание – это неотъемлемая часть всякого сознательного акта, то структура самосознания делится на те же элементы, что и структура сознания. Здесь мыслительный процесс, отображение своих эмоций и чувств.
Важно, что самосознание наравне с сознанием не заключается только в знании, оно состоит из переживаний, самоконтроля и самооценки. Вместе с тем, оценки и самооценки могут носить ошибочных характер, а самоконтроль подвержен сбою. Самосознание не может работать как механический прибор, оно реагирует на внешние условия и подвержено корректировке в процессе общения с другими людьми.
Еще Сократ говорил о том, что знание о внешнем мире ущербно, если оно не основывается на осознании самого себя. Он считал самопознание смыслом философии. В Средневековье много рассуждали о проблеме самосознания. Религия наложила свой отпечаток на становления мнения о самосознании человека. Таким образом, церковь призывала человека к преобразованию телесной природы, связанной с грехом, потому как изначально человеку необходимо осознание себя для единения с Богом. В Новое время мыслители выстраивали свои суждения согласно идее, что познание связано с тем, что человек знаком со своими познавательными способностями и тем самым утверждалось знание своего сознания. В те времена говорилось о том, что сознание без самосознания существовать не может, а всё самосознание таится в мышлении.
Мысль о том, что существование самосознания без сознания невозможно, стала ключевой и в классической немецкой философии. Современная экзистенциональная и феноменологическая философии также согласны с данным предположением. В их учении главная концепция заключается в единстве сознания и самосознания.
В современной философии никто больше не отождествляет сознание, мышления и самосознание, подобно тому, как это делали философы Нового времени. Современная философия гораздо шире раскрывает проблему самосознания, представляя её как специфический вид рефлексии человека о самом себе, о своих возможностях понимать свою природу и её все проявления.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Автор: Валерия Дедова
Преподаватель философии
Самосознание: определение, советы и стратегии
Самосознание: определение, советы и стратегии Сайты Starr Самосознание включает в себя наблюдение за нашим внутренним миром, мыслями, эмоциями и убеждениями. Это важно, потому что это основной механизм, который помогает нам улучшить себя и свою жизнь. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов. Самосознание включает в себя наблюдение за нашим внутренним миром, мыслями, эмоциями и убеждениями. Это важно, потому что это основной механизм, влияющий на личностное развитие. Потратив последний год на исследования и написание моей новой книги Перехитрите свой смартфон: осознанные технические привычки для обретения счастья, баланса и связи IRL , я узнал, что наша жизнь может довольно быстро выйти из-под контроля, если мы будем незнание того, как и при каких обстоятельствах срабатывает наша эмоциональная природа (например, мы можем не осознавать, как сильно нас расстраивают социальные сети). Как повысить самосознание?Самосознание требует самоанализа и самоанализа (пройдите это тест на благополучие, чтобы лучше понять свои сильные и слабые стороны в отношении вашего благополучия). Однако имейте в виду, что честный, непредвзятый самоанализ – это непросто. Мы склонны ругать себя за свои неудачи или фантазировать о том, какие мы великие, хотя на самом деле это не так. У всех нас есть уникальное сочетание «хороших» и «плохих» черт, но мы в основном не осознаем их. Чтобы объективно размышлять о себе, нам нужно успокоить свой разум и открыть сердце, простить себя за наши несовершенства и воздать себе должное, но только там, где мы этого заслуживаем. Повышение самосознания ложного отношения или ненадлежащего поведения требует душевного спокойствия, времени, внимания и концентрации. Зная заранее, что мы действительно можем измениться к лучшему благодаря более глубокому самосознанию, стоит работать над теми личными качествами, которые мы больше всего ценим. Но сначала мы должны заглянуть внутрь себя путем самоанализа, чтобы увидеть, что там, что часто менее очевидно, чем мы думаем. Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Почему самосознание имеет значение?Высокое самосознание является надежным предвестником хорошего успеха в жизни, возможно, потому, что человек, обладающий самосознанием, знает, когда возможность подходит ему и как заставить соответствующее предприятие работать хорошо. Откровенно говоря, большинство из нас работает на «автопилоте», едва ли осознавая, почему мы добиваемся успеха или терпим неудачу или почему мы ведем себя так, а не иначе. Наш разум настолько занят ежедневной болтовней , что обычно мы размышляем о себе только тогда, когда что-то идет совсем не так. Возможно, мы спотыкаемся на собеседовании или академическом тесте, к которому, как мы думали, были хорошо подготовлены, или мы неловко справляемся с чем-то в нашей жизни, в чем, как мы полагали, мы были хороши, или, возможно, мы теряем романтического партнера из-за какого-то недопонимания, когда чувства задеты . Может быть, мы даже теряемся в отношениях или пытаемся понять, кто мы на самом деле. Итак, как нам развивать самосознание? 1. Прогулки, особенно в тишине на природе, могут быть полезны для развития самосознания.Разум имеет тенденцию блуждать вместе с нашими ногами, поэтому с небольшим сознательным подталкиванием (и ходьбой) мы можем исследовать свою роль в том, что происходит в нашей жизни сейчас — на работе, в социальных ситуациях, в наших отношениях или внутри семья. 2. Практика осознанности может повысить самосознание.Осознанность похожа на самосознание в том, что они оба связаны с сознательным направлением наших мыслей внутрь, чтобы лучше осознавать наше внутреннее состояние, наблюдать за нашими мыслями и убеждениями, а также замечать, что вызывает наши эмоции, когда они возникают и возникают. Осень. Внимательность включает в себя сосредоточенное внимание в данный момент на том, что вы делаете, и включает в себя практики, такие как медитация или успокоение ума. 3. Если вы станете хорошим слушателем, вы повысите самосознание.«Выйти из себя», сосредоточившись на другом человеке, — хорошее противоядие, чтобы остановить нисходящие спирали саморазрушительного мышления. Будучи открытыми для кого-то другого, мы можем научиться объективно, даже с любовью, слушать то, чем этот человек хочет или должен поделиться. Это, в свою очередь, помогает нам научиться объективно и с любовью слушать наши собственные внутренние диалоги и мнения. 4. Повышение самосознания может быть весьма поучительным.Мы так многого не знаем о наших внутренних мыслях и процессах, что путешествие внутрь себя временами может удивить. Иногда определенные фразы появляются автоматически, чтобы раскрыть отношения или мнения, которые мы даже не осознаем, на которые подписываемся, или даже не знаем, откуда они взялись. За годы погружения в семью, школу, различные работы и социальную среду мы впитываем господствующие идеи из нашего окружения, и некоторые из них погребаются в нашем подсознании, где они часто не исследуются, пока мы непреднамеренно выпалить их, иногда к собственному смущению. Это одна из веских причин, почему нам надлежит стать более самосознательными. . . научиться быть собой и чувствовать себя более уверенно в том, что идеи, которые мы выражаем, действительно наши собственные. 5. Самосознание связано с самооценкой. Очень часто наше мнение о себе основано на том, что думают другие, или, точнее, на том, что мы думаем, что другие думают о нас. Если нас часто критиковали в детстве, в результате у нас может развиться низкая самооценка и чувствительность к отвержению. С другой стороны, если нас хвалили как «принца или принцессу», у нас, скорее всего, разовьется высокая самооценка, заслуженная или нет. Так много наших убеждений похоронено в подсознании, где они могут нанести непоправимый вред, если их не изучить и не откалибровать, чтобы более правильно отразить, кто мы есть на самом деле. 6. Самосознание может помочь вам объективно взглянуть на себя. Люди склонны быть критическими существами, самокритичными или жестокими по отношению к другим, а иногда и тем, и другим. Избивая себя, мы никому не служим и вредим своему благополучию. И поскольку никто не совершенен, почему мы должны ожидать, что будем такими же? Так что учитесь преодолевать шумиху и будьте более объективны, особенно в отношении себя. Да, всегда будут области, в которых мы можем стать лучше, но этого не произойдет, если мы откажемся тратить дополнительное время на развитие самосознания. 7. Ведение дневника — хороший способ лучше понять себя.
Этот метод самопознания может помочь вам в расширении вашего самосознания. Рассказывать свою историю, излагать свои горести на бумаге, придумывать свою воображаемую ситуацию — это способы, которыми ваше подсознание может говорить с вами, раскрывая, в чем на самом деле «дело». Позвольте своему разуму быть свободным и удивиться тому, что он может рассказать о вас и некоторых ваших закопанных ранах, которые взывают об исцелении. Поработайте с некоторыми из этих идей, чтобы узнать, что за ними стоит, с намерением лучше узнать себя. 8. Самосознание может помочь вам узнать свои сильные и слабые стороны.«Я хорошо начинаю, но мне сложнее закончить проект». «Мне легко знакомиться с новыми людьми, но у меня есть оговорки, когда дело доходит до обязательств». «Я отличный друг, но не умею копить деньги». У всех нас есть сильные и слабые стороны, предпочтения и антипатии, и какими бы они ни были, просто помните о них, чтобы не оказаться в ситуациях, в которых вы вряд ли добьетесь успеха. Используйте свои сильные стороны, чтобы преуспеть в жизни, и ваш путь будет более счастливым, потому что вы найдете признание и поддержку на этом пути. 9. Самосознание может помочь вам сформулировать намерения. Если мы блуждаем по жизни без цели и направления, скорее всего, мы никуда не придем. Для того, чтобы сформировать намерение, вам действительно нужно иметь некоторое представление о том, что для вас важно и чего вы надеетесь достичь. Нет необходимости знать как вы собираетесь туда добраться, но вы должны иметь некоторое представление о вашем общем направлении. Например: «Я намерен создать свой собственный бизнес в __________ (любой области) и стать самостоятельным к возрасту ____»; «Я намерен найти подходящего спутника жизни и вместе создать счастливую и здоровую семью в деревне»; «Я намерен постоять за себя, когда мой начальник пытается заставить меня чувствовать себя ничтожеством»; и т. д. Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какрасширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! | Ключевые статьи:
|
Что такое самосознание (и как его развить)
Что такое самосознание?
Самосознание может стать новым ключом к успеху на работе и психическому здоровью. Но что же это за явление? Исследователи описывают самосознание как способность сосредоточивать внимание на себе и, в свою очередь, давать самооценку (Silvia & O’Brien, 2004). В то время как в прошлом самосознание приобрело негативную репутацию из-за коннотаций с депрессией и дисфункцией (Silvia & O’Brien, 2004), новые исследования начали проливать свет на огромные преимущества самосознания, особенно на рабочем месте.
ЖИЗНЬ Интеллект: понять себяСамосознание включает ясное видение себя
Приступить к основам самосознания не так просто, как вы думаете. На протяжении прошлого века обсуждались различные определения. Некоторые ученые говорят, что самосознание — это разновидность самосознания. Другие называют самосознание сравнением того, как мы видим себя, и тем, как нас видят другие. Третьи думают, что самосознание — это способность контролировать наши собственные внутренние чувства (Дюваль и Виклунд, 19).73). Крайне важно соединить эти прошлые определения, чтобы всесторонне понять преимущества самосознания на рабочем месте.
Два типа самосознания
Как определила доктор Таша Эйрих, в результате этого прошлого исследования возникли две всеобъемлющие категории самосознания: внутреннее и внешнее самосознание (Eurich, 2018).
1. Внутреннее самосознание
Внутреннее самосознание можно описать как то, как мы воспринимаем самих себя в отношении наших ценностей, эмоций, сильных и слабых сторон и окружающей среды (Eurich, 2018). Согласно Harvard Business Review, внутреннее самосознание имеет положительную связь с работой и удовлетворенностью отношениями , воспринимаемыми уровнями самоконтроля , творчества и общего счастья (Eurich, 2018). Таким образом, время, потраченное на то, чтобы понять себя, может быть проверенной формой заботы о себе.
Исследование, оценивающее это, получившее название «внутреннее самосознание», изучало взаимосвязь между самосознанием и постановкой целей в отношении производительности. Студенты-участники были разделены на четыре группы в зависимости от их уровня самосознания и деятельности по постановке целей. Затем их попросили выполнить незнакомую задачу по принятию решений. Участники с высоким уровнем самосознания, которым было предложено достичь четко определенных и четких целей, лучше всего справились со своими задачами. Фактически, люди с высоким уровнем самосознания в среднем набирали примерно на 3 балла больше, чем люди с низким уровнем, когда сталкивались с этими незнакомыми задачами (Ridley, Schutz, Glanz & Weinstein, 19).92). Эти данные свидетельствуют о сильной взаимосвязи между самосознанием, уверенностью в себе и творческими способностями (Ridley, Schutz, Glanz & Weinstein, 1992).
LIFE Intelligence: приложение для личностного роста2. Внешнее самосознание
Последний из двух терминов, внешнее самосознание, выражает то, как другие видят нас в отношении наших ценностей, эмоций, сильных и слабых сторон и окружающей среды (Eurich, 2018). Внешнее самосознание может быть представлено руководителем, который видит себя так же, как и его подчиненные. Те, кто обладает навыками внешнего самосознания, также с большей вероятностью продемонстрируют более высокие уровни 9 баллов.0031 эмпатия , позволяющая им лучше относиться к другим (Eurich, 2018). Преимущества внешнего самосознания очевидны, особенно на рабочем месте. Удовлетворенность работой , высокоэффективные сотрудники и более высокая производительность — это лишь некоторые из многих преимуществ самосознания.
В исследовании, посвященном самооценке и оценке подчиненных офицеров военно-морского флота, случайную выборку из 155 офицеров военно-морского флота США попросили самостоятельно оценить свои лидерские качества (Bass & Yammarino, 19). 91). Исследование показало, что офицеры, получившие самые высокие оценки от своих подчиненных, менее склонны завышать свои личные оценки. Тем временем менее успешные лидеры завышали свои самооценки. Другими словами, самосознание помогает вам не только лучше оценить и понять свои лидерские способности, но и перенести это более точное понимание на то, как ваши сотрудники относятся к вам. Если вы понимаете свои сильные и слабые стороны, вы, скорее всего, станете лучшим лидером с более удовлетворенными работниками. Эти результаты помогают доказать, каким образом внешнее самосознание приводит к более эффективному лидерству, а также к более удовлетворенным работникам.
Балансировка обоих типов самосознания
Нам необходимо как внутреннее, так и внешнее самосознание.
То, что вы можете считать себя опытным в одном типе самосознания, не обязательно означает, что эти навыки передаются обоим типам. На самом деле, по словам Юриха, «наше исследование практически не обнаружило связи между [двумя типами самосознания]» (Eurich, 2018). В их исследовании отмечается, что лидеры не должны ставить один тип самосознания выше другого.
В отдельном исследовании, посвященном тому, действительно ли повышение самосознания повышает управленческую эффективность, исследователи пришли к выводу, что не все формы самосознания эквивалентны и, следовательно, также по-разному влияют на производительность (Fletcher & Bailey, 2003). Способность как внутренне понять себя, так и получить всестороннюю обратную связь о том, как другие воспринимают вас, — это исключительные навыки, которыми можно владеть в любой среде. Помните, что те, кто действительно осознает себя, поймут важность баланса между ними.
ЖИЗНЬ Интеллект: СамосознаниеСамосознательные лидеры
Остерегайтесь: Самосознание снижается с увеличением силы
Самосознание может быть труднее понять по мере того, как человек обретает власть в качестве лидера. Как правило, чем больше власти у человека, тем больше шансов, что он скоро переоценит свои навыки.
В ходе исследования, в котором приняли участие более 3600 отраслевых лидеров, лидеры высокого уровня переоценили свои способности по сравнению с тем, как их воспринимали другие, значительно больше, чем их коллеги более низкого уровня (Sala, 2003). В 19из 20 показателей, использованных исследователями, включая эмпатию, лидерские качества, эмоциональную осведомленность, надежность, точную самооценку и т. д., эта модель присутствовала (Sala, 2003).
Чтобы бороться с этим, нужно знать о потенциальных последствиях власти и о том, как она может изменить ваше самосознание. Доктор Таша Эйрих предлагает активно искать отзывы и учиться любить конструктивную критику , если она исходит из добрых намерений (Eurich, 2018).
Чем больше силы у человека, тем выше вероятность, что он переоценит свои навыки.
Развитие самосознания
Вместо того, чтобы задавать эти вопросы «почему», мы должны вместо этого сосредоточиться на повышении продуктивного понимания себя с помощью вопросов «что». Это позволяет избежать бесполезных размышлений.
Эффективный самоанализ спрашивает «что» вместо «почему»
Тема конструктивной обратной связи переходит на роль самоанализа при обучении развитию самосознания. Большинство людей могут на самом деле практиковать самоанализ таким образом, что это мешает их самосознанию (Eurich, 2018). Бесполезно спрашивать себя о мотивах и причинах наших действий, поскольку исследования показывают, что у нас нет доступа к большинству наших подсознательных мыслей и чувств (Nisbett & Wilson, 19).77).
LIFE Intelligence: Better YouВместо того, чтобы задавать эти вопросы «почему», мы должны вместо этого сосредоточиться на повышении продуктивного самоанализа с помощью вопросов «что». Это позволяет избежать бесполезных размышлений. Спросите себя а какие шаги вам нужно предпринять, чтобы стать лучше , вместо того, чтобы спрашивать себя, почему вы так плохо справились. Harvard Business Review также предлагает другие примеры более эффективных интроспективных подсказок, в том числе:
«Какие ситуации заставляют меня чувствовать себя ужасно, и что у них общего?» Вместо «Почему я чувствую себя так ужасно?»
«Какие шаги мне нужно предпринять в будущем, чтобы работать лучше?» Вместо «Почему ты сказал это обо мне?»
«Что мне нужно сделать, чтобы двигаться вперед таким образом, чтобы свести к минимуму влияние на наших клиентов и сотрудников?» Вместо «Почему я не смог изменить ситуацию?»
(Eurich, 2018)
Задавание слишком большого количества вопросов «почему» может отрицательно сказаться на объяснениях, основанных на боязни слабости и неуверенности. С другой стороны, вопросы « What » дадут продуманные ответы, которые помогут вам оставаться сильными, объективными и сосредоточенными на своем будущем! (Эйрих, 2018)
Развитие самосознания на работе
Обучение самосознанию может оказать далеко идущее влияние на культуру, разнообразие, равенство и инклюзивность (DEI), психическое здоровье и благополучие, а также производительность.
В то время как мы ранее изучали силу размышлений на работе, многие недавние исследования также начали подчеркивать важность проведения обучения самосознанию на рабочем месте. В одном из исследований, посвященном организационной эффективности и самосознанию в нигерийской банковской сфере, было обнаружено, что самосознание способствует повышению прибыльности бизнеса, что положительно коррелирует с чистой прибылью и окупаемостью инвестиций (Okpara, Atuma & Agwu, 2025). Исследование завершилось рекомендацией для компаний начать обучение как менеджеров, так и сотрудников стратегиям самосознания, чтобы продолжить этот положительный рост.
Самоанализ с помощью LIFE IntelligenceДругое исследование также пришло к такому же выводу, поскольку в нем изучалось, действительно ли преимущества самосознания, включая положительные результаты жизни и общее благополучие , сохраняются на рабочем месте. В число участников входили штатные сотрудники, которые трижды в течение шести недель отвечали на вопросы анкеты о «диспозиционном самосознании (рефлексия и размышления) и благополучии от работы (удовлетворенность, энтузиазм и удовлетворенность)» (Sutton, Williams & Allinson, 2015). Участники также приняли участие в обучающих мероприятиях, которые начались с того, что каждый участник объяснил свое собственное понимание самосознания и внимательности. Позже они участвовали в групповых дискуссиях, в которых обсуждали, сколько времени они занимались практиками самосознания и внимательности, такими как терапия и ведение дневника, а также эффектами, которые оказывали эти практики.
Результаты показали, что самосознание положительно связано с благополучием, связанным с работой . По мнению исследователей, переменные имели корреляцию выше 0,5, что указывает на сильную связь между ними (Sutton, Williams & Allinson, 2015). Участники также отметили вновь обретенное чувство признательности за разнообразие , а также большую уверенность и общение. В целом, исследование завершило свои открытия заявлением о том, что обучение самосознанию должно быть реализовано, чтобы испытать навыки сотрудничества в работе и разрешения конфликтов. Обучение самосознанию может оказать далеко идущее влияние на культуру, разнообразие, равенство и инклюзивность (DEI), психическое здоровье и благополучие, а также производительность.
Приложения для самотерапии для самосознания
Работа достаточно напряженная, но навигация по ней в отношении вашего психического здоровья может быть сложной задачей сама по себе. Интеллектуальное приложение LIFE — это научно обоснованное путешествие к самосознанию. Он состоит из 9 тем или «миссий», которые помогут вам глубоко проанализировать себя (психическое здоровье, эмоциональный интеллект), карьеру (продуктивность, цели, решения) и отношения (общение, конфликты, лидерство). Предлагая вам в приложении спросить, «что» заставило вас чувствовать себя определенным образом, или что способствовало пропущенным целям, или чего вы хотите для своего будущего, LIFE позволяет вам отразить правильный путь для самосознания и полного самоконтроля.
Миссия 2.4 посвящена развитию самосознания после понимания собственной уникальной истории. Как только вы достигнете самопонимания, следующим шагом к успеху станет понимание того, как вас видят другие. Обязательно скачайте интеллектуальное приложение LIFE, чтобы отслеживать свои сильные и слабые стороны, эмоции, склонности и все, что между ними!
LIFE Intelligence: живите разумно
Ссылки
Fletcher, C., & Bailey, C. (2003). Оценка самосознания: некоторые вопросы и методы. Журнал управленческой психологии.
Саттон, А., Уильямс, Х.М. и Аллинсон, К.В. (2015), «Продольная смешанная оценка обучения самосознанию на рабочем месте», Европейский журнал обучения и развития, Vol. 39 № 7, стр. 610-627.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5114878/
Silvia, P.J., & O’Brien, M.E. (2004). Самосознание и конструктивное функционирование: пересматривая «человеческую дилемму». Журнал социальной и клинической психологии, 23(4), 475-489.
Ридли, Д., Шутц, П., Гланц, Р., и Вайнштейн, К. (1992). Саморегулируемое обучение: интерактивное влияние метакогнитивного осознания и постановки целей. Журнал экспериментального образования, 60 (4), 293-306.
file:///Users/lesliesimon/Downloads/Self_Regulated_Learning_The_Interactive.pdf
Bass, B.M., & Yammarino, FJ (1991). Сопоставление собственных и чужих рейтингов лидерства морских офицеров для понимания успешной работы. Прикладная психология, 40(4), 437-454.
Окпара, Атума и профессор Эдвин Агву. (2015). «Самосознание и организационная эффективность в нигерийском банковском секторе». Европейский журнал исследований и размышлений в области управленческих наук 3.