Самосознание размышление о: РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Сознание и самосознание личности.

Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Итак, сознание как самосознание — это такое состояние человека, в котором он, зная о содержании своего сознания, одновременно связывает его не только со своим Я, но и с некими предметами и событиями, находящимися вне него.

Конспект по философии

Формирование самосознания

18.01.2012

Самосознание — выделение человеком себя из объективного мира, это — личное тождество, идентичность, постоянство своего “Я”.

Самосознание (частная сторона сознания) — это не только осознание своей личности, но и своего тела, и своих психических функций во всем их разнообразии (мысли, чувства, желания, интересы и т. д.). Оно включает в себя также осознание своего отношения к миру, своей деятельности в нем. Создавая в процессе своего труда какие-то ценности, человек отличает себя от предметов этой деятельности.

Самосознание, характеризуясь чувством единства собственно “Я”, постоянством его, тем не менее сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, переживаний, способностью оценивать себя, смотреть на себя как бы со стороны. Аналитическое размышление по поводу собственных мыслей, переживаний, поступков, обычно полное сомнений и колебаний, называется рефлексией.

Самосознание в процессе онтогенеза формируется постепенно.

И. М. Сеченов в “Рефлексах головного мозга” так охарактеризовал формирование самосознания:

“…из детского самочувствия родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, — словом, изучать акт собственного сознания”.

Этап формирования аллопсихического самосознания (способность ребенка выделять себя из окружающей среды) условно начинается с появления в речи местоимения “Я”. Это происходит в возрасте 3 лет.

Этап формирования соматопсихического самосознания (способность оценивать свое физическое “Я”) условно начинается с умения ребенка правильно идентифицировать правую и левую стороны применительно к себе и окружающим. Это обычно появляется в 6—7-летнем возрасте.

Полная идентичность, постоянство своего “Я” (самосознание) формируется к подростковому периоду.

К 12—14 годам у подростка появляется способность оценивать свое психическое “Я” — начинает формироваться аутопсихическое самосознание. Знание этапов формирования самосознания необходимо для правильной оценки деперсонализации.

Ключевые слова: Самосознание

Источник: Коркина М. В. — Психиатрия

Материалы по теме

Развитие самосознания в подростковом возрасте

Кон И.С. — Психология ранней юности

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Самосознание личности

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Самоактуализация

Соловьева С.Л., Психотерапия; Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития

Самосознание дошкольника

Абдурахманов Р.А., История психологии

Самосознание младшего школьника

Абдурахманов Р.А., Возрастная психология

Развитие самосознания и Я концепции

Столяренко Л.

Д., Психология и педагогика для технических вузов

Развитие самосознания младшего школьника

Кулагина И.Ю., Личность школьника

Думаете, вы обладаете самосознанием? Подумайте еще раз | Здоровье и благополучие

Психолог Таша Эйрих сообщает, что 95% людей думают, что они осознают себя, то есть осознают, что на самом деле их волнует и как они кажутся другим, но только около 10-15% из нас действительно есть. Это несоответствие не должно вызывать удивления, поскольку одна вещь, в которой люди без самосознания будут испытывать недостаток самосознания, как вы предполагаете, — это отсутствие у них самосознания.

Вне всякого сомнения, вам знакомо это явление: в вашем мире наверняка полно людей — друзей, коллег, начальства, — которые, казалось бы, понятия не имеют, как их на самом деле видят окружающие. Но, конечно, реальный вопрос в том, верно ли это и для вас.

Или, в моем случае, меня. Возможно, когда дело доходит до самопознания, мы не лучше, чем заключенные в одном исследовании 2013 года, в основном жестокие преступники, которые считают себя добрее и заслуживают большего доверия, чем большинство людей, и, что больше всего смущает, не менее законны. -выносливее, чем средний не заключенный.

В новой книге Юриха «Проницательность» самосознание описывается как «мета-навык 21-го века… критически важный для успеха в современном мире». (Я не могу удержаться от вопроса: она осознает, как возбуждающе это звучит?) Даже если это небольшое преувеличение, это увлекательное чтение, не в последнюю очередь из-за следующего вывода: «Предположение, что самоанализ ведет к самосознанию, — миф. ». Другими словами, глубокое изучение того, кто вы есть, не является надежным способом понять, кто вы есть. Во-первых, мы очень склонны судить о своей жизни в целом на основе мимолетных эмоциональных состояний. (Однажды немецкие исследователи организовали для некоторых участников эксперимента поиск монеты на полу по пути к эксперименту; искатели монет тогда оценили свою общую удовлетворенность жизнью выше, чем другие.

) Во-вторых, мы погрязли в рассказах о себя, истинны они или ложны. Например, Эйрих утверждает, что когда терапия идет наперекосяк, она, как правило, подпитывает нарративы, которые, кажется, все объясняют — «все мои проблемы из-за того, что меня удочерили» и т. д. — даже если они ошибочны.

Что мы можем сделать? Среди многочисленных стратегий Эйрих рекомендует задавать себе вопросы, начинающиеся со слов «что?». вместо «почему?», а не «почему я ненавижу свою работу?» или «Почему эти отношения не работают?», но «Что мне не нравится в моей работе?» и «Что не работает в этих отношениях?» «Почему» имеет тенденцию снова затягивать вас в истории и безрезультатные размышления; «что» с большей вероятностью поможет определить ваши личностные черты или модели поведения, чтобы вы могли либо изменить их, либо изменить свою работу, отношения и т. д., чтобы приспособиться к ним.

Подобно медитации и ведению дневника, которые также рекомендует Эйрих, это позволяет вам объективировать себя самому себе. Она цитирует Спинозу: «Эмоция, являющаяся страстью, перестает быть страстью, как только мы образуем о ней ясное и отчетливое представление». В каком-то фундаментальном смысле подлинное самопознание основано на том, чтобы увидеть себя незнакомцем, а не кем-то, кого вы уже так сильно любите (или ненавидите), что не видите правды.

Как развивать самосознание (10 советов)

Самосознание означает понимание того, кто вы есть как личность, включая вашу личность, действия, ценности, убеждения, эмоции и мысли. Развивая более глубокое понимание себя, вы можете принимать более правильные решения, улучшать свои отношения и повышать качество своей жизни в целом.

Связано: Аутентичность: как быть самим собой (примеры и стратегии), а также каковы ваши ценности? Как обнаружить свои ценности и как жить в соответствии со своими ценностями.

Развитие обоих типов самосознания

Внутреннее самосознание

Внутреннее самосознание означает распознавание своих мыслей, эмоций, сильных и слабых сторон.

Это способность распознавать модели, управляющие вашим поведением, и понимать, почему вы действуете определенным образом. Для развития внутреннего самосознания:

  • Регулярно размышляйте о своих переживаниях и эмоциях. Каждый день уделяйте время тому, чтобы подумать и оценить свои действия, эмоции и личные ценности. Подумайте о своем поведении и о том, почему вы действовали определенным образом: что вызвало вашу реакцию?
  • Ведите дневник, чтобы отслеживать свои мысли, эмоции и модели поведения. Это поможет вам определить области, в которых вы хотите внести изменения.
  • Запрашивайте отзывы у доверенных лиц. Обсудите свои взгляды с друзьями, семьей или коллегами, которые хорошо вас знают и могут дать ценную информацию о вашем поведении и моделях поведения.

Внешнее самосознание

Внешнее самосознание включает в себя осознание того, как другие воспринимают вас. Он играет важную роль в построении отношений и эффективном общении. Чтобы улучшить свое внешнее самосознание, попробуйте следующие стратегии:

  • Обращайте внимание на невербальные сигналы. Наблюдайте за языком тела, жестами, выражением лица и тоном голоса, чтобы понять, как другие воспринимают ваши сообщения. Узнайте больше: Эффективное невербальное общение (с примерами)
  • Спросите мнение других, например, в профессиональной среде коллеги могут предложить конструктивную критику вашего стиля общения и навыков межличностного общения.
  • Развивайте эмпатию. Поставьте себя на место других, чтобы понять их потребности, чувства и точки зрения. Это поможет вам адаптировать свое общение и поведение, чтобы наладить с ними более тесные связи.

Преимущества самосознания

Понимание важности самосознания может оказать существенное влияние на вашу жизнь. Давайте рассмотрим некоторые преимущества, которые вы можете получить, развивая чувство самосознания.

  1. Повышение самосознания может привести к повышению уверенности . Когда у вас есть четкое представление о том, кто вы есть, о своих сильных и слабых сторонах, ориентироваться в окружающем мире гораздо проще. Это повысит вашу способность принимать решения и укрепит чувство собственного достоинства.
  2. Самосознание также может улучшить ваше творческое начало. Когда вы в гармонии со своими мыслями и эмоциями, вы лучше подготовлены к тому, чтобы мыслить нестандартно и предлагать инновационные решения проблем. Это также может помочь вам стать более эффективным коммуникатором, что может быть полезно как в ваших личных, так и в профессиональных отношениях.
  3. Развитие самосознания было связано с более принятием решений . Понимая свои собственные предубеждения, ценности и мыслительные процессы, вы с большей вероятностью сделаете осознанный и рациональный выбор. Это может привести к увеличению успеха во многих областях вашей жизни.
  4. Еще одним преимуществом самосознания является улучшенная способность саморегулироваться и проявлять самоконтроль. Когда вы понимаете ожидаемые социальные нормы и модели поведения, вы с большей вероятностью усвоите их и почувствуете ответственность за их соблюдение. Это также может помочь вам более эффективно управлять своими эмоциями и адекватно реагировать на ситуации.

  Что такое активное слушание? (Примеры, практические рекомендации, лучшие практики)

Как развивать самосознание

Развитие самосознания является жизненно важным аспектом личного роста и развития. Становясь более самосознательными, вы можете улучшить свои отношения с собой и другими. В этом разделе мы рассмотрим различные методы, которые могут помочь вам развить самосознание в вашей жизни.

Техники осознанности

Осознанность — это практика полного присутствия в данный момент и осознания своих мыслей, чувств и телесных ощущений. Занимаясь методами осознанности, вы можете развить большее самосознание. Вот некоторые эффективные практики осознанности:

  • Дыхательные упражнения. Сосредоточьтесь на своем дыхании и наблюдайте за ощущениями в теле при вдохе и выдохе.
  • Медитация сканирования тела: обратите внимание на каждую часть своего тела и отметьте любые ощущения, напряжение или расслабление.
  • Осознанная ходьба: Идите медленно и осознанно, концентрируясь на ощущении ступней, касающихся земли.

Ведение дневника

Ведение дневника может быть отличным инструментом для самопознания и самоанализа. Записывая свои мысли, чувства и переживания, вы можете по-новому взглянуть на себя и понять себя. Старайтесь регулярно вести дневник и рассмотрите возможность включения некоторых из следующих подсказок:

  • Подумайте о своих основных ценностях. Соответствуют ли ваши действия вашим основным ценностям и приоритетам?
  • Подумайте о проблемах, с которыми вы столкнулись, и подумайте, как вы можете их преодолеть в будущем.
  • Опишите свои эмоции в течение дня и определите закономерности.
  • Напишите о личных достижениях и о том, чему они вас научили.
  • Найдите время, чтобы подумать и записать свои триггеры. С практикой вы сможете определить закономерности: какие типы ситуаций или поведения окружающих обычно вызывают ваши реакции.

  Что такое решение проблем? (Шаги, методы, примеры)

Поиск отзывов

Может быть полезно получить отзывы от других, чтобы лучше понять, как вы общаетесь с окружающими.

Попросите друзей, членов семьи или коллег, которым вы доверяете, честно рассказать о своих сильных сторонах и областях, требующих улучшения. Обязательно попросите их подробно объяснить ваши сильные стороны: не менее важно осознавать свои сильные стороны с точки зрения, отличной от нашей собственной. (Не забывайте задавать открытые вопросы).

Самоанализ

Найдите время для регулярного самоанализа, чтобы проанализировать свои действия, чувства и поведение. Эта практика может дать ценную информацию о вашем самосознании и помочь вам понять свои мотивы, ценности и цели. Выделите несколько минут каждый день, чтобы задать себе следующие вопросы:

  • Что сегодня прошло хорошо, а что могло бы пойти лучше?
  • Как мои действия соответствовали моим основным ценностям и приоритетам?
  • Чему я могу научиться на сегодняшнем опыте, чтобы стать лучше завтра?

Распространенные препятствия на пути к самосознанию

Работая над развитием самосознания, вы можете столкнуться с различными проблемами, которые мешают вашему прогрессу. Понимание этих препятствий может помочь вам преодолеть их и полностью раскрыть свой потенциал для саморазвития. Давайте углубимся в некоторые общие барьеры на пути к самосознанию:

1. Чувствующий мозг против Думающего

Наш мозг разделен на две части: Чувствующий мозг и Думающий мозг. Чувствующий мозг отвечает за эмоции и инстинкты, а Думающий мозг занимается логикой, рассуждениями и планированием. Баланс этих двух аспектов вашего мозга имеет решающее значение для самосознания.

Если вы чрезмерно эмоциональны или руководствуетесь логикой, вам может быть трудно осознавать себя.

2. Недостаток внимательности

Присутствие в данный момент необходимо для развития самосознания. Если вас постоянно отвлекают мысли о прошлом или будущем, вы не сможете соединиться со своим внутренним «я».

Практика осознанности поможет вам преодолеть это препятствие и перенаправить внимание на свои эмоции, ценности и убеждения.

3. Защитная реакция

При столкновении с критикой или негативными отзывами естественно занять оборонительную позицию. Однако это может помешать вашей способности учиться на своих ошибках и расти эмоционально.

Старайтесь воспринимать критику как еще одно мнение (и возможную возможность самосовершенствования, если применимо), а не как личную атаку.

4. Игнорирование физических сигналов

Ваше тело общается с вами посредством физических ощущений, таких как усталость, голод или напряжение. Игнорирование этих сигналов может ухудшить вашу способность определять и удовлетворять свои эмоциональные потребности.

  Что такое сострадание к себе? (Упражнения, методы, примеры)

Обращайте внимание на сигналы своего тела и используйте их как инструмент для повышения самосознания.

5. Страх перед уязвимостью

Раскрытие своих эмоций и переживаний может быть пугающим, особенно когда оно обнажает вашу уязвимость. Тем не менее, принятие своих уязвимостей является ключом к развитию самосознания.

Позвольте себе исследовать свои эмоции без осуждения и не бойтесь делиться своими чувствами и мыслями с другими, когда это уместно.

Продолжая путь к самосознанию

Давайте подытожим основные привычки и практики, которые помогут вам еще больше развить самосознание:

  1. Приложите сознательные усилия, чтобы размышлять о своем повседневном опыте. Заведите дневник, где вы можете писать о своих мыслях, чувствах и действиях. Это будет способствовать более глубокому пониманию себя и своих эмоций. Делая это последовательно, вы начнете замечать закономерности и триггеры, влияющие на ваше самочувствие.
  2. Регулярно практикуйте осознанность. Осознанность предполагает присутствие в данный момент, уделение внимания себе и своему окружению. Этот навык можно развить с помощью медитации или просто выделяя несколько минут каждый день, чтобы присутствовать здесь и сейчас. Внимательность помогает вам лучше понять свои мысли и эмоции, что приводит к большему самосознанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *