Самосознание виды – Самосознание — Википедия

Реферат: Национальное самосознание: понятие, виды

Тема: Национальное самосознание: понятие, виды

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 18.10K | Скачано: 112 | Добавлен 10.10.09 в 14:03 | Рейтинг: +22 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009

План работы:
Введение 3
1. Понятие самосознания 4
2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции 5
3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания. 10
4. Менталитет 11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15

Введение

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое  (национальное) самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Традиции исследования этнического (национального) самосознания в отечественной науке имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу. Позднее было выделено более широкое понятие «этническое сознание», которое описывает всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и о других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание – часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как о представителях определенной этнической общности.

Объектом исследования данной работы является самосознание, прежде всего его понятие и сущность. Предметом исследования является национальное (этническое) самосознание, виды национального самосознания и его функции.

1. Понятие самосознания

Важным психологическим условием тождественности личности является ее самосознание. Именно благодаря самосознанию у личности формируется достаточно устойчивое и постоянное понятие о себе, о своей ценности.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конструирования мира, как сам способ бытия и данности мира.

Самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта [8].

2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции

Проблема национального самосознания стала актуальной в отечественной психологии и философии последние 20 лет.

Национальное самосознание – уровень индивидуального и общественного сознания, совокупность представлений, традиций и понятий нации, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Другими словами, национальное самосознание – одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения [7].

Одни считают, что понятие «национальное самосознание» включает в себя осознание людьми принадлежности к данному этносу, согласно другим – оно более глубокого содержания и подразумевает отношение индивидов к этническим ценностям, переживание принадлежности к данному этносу. Оно проявляется в предметных действиях, суждениях, в духовном творчестве людей, их симпатиях и антипатиях, потребностях и установках.

Следует различать этническое самосознание и самосознание этнической общности. Этническое (национальное) самосознание – это не только сознание принадлежности к тому или иному этносу, но и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, ценностей, мотивов поведения, интересов. Самосознание этнической (национальной) общности – это представления об определенной идентичности ее членов. Она содержит также представления о типичных чертах «своей» общности: ее свойствах и достижениях как целого. В отличие от этнического (национального) самосознания личности, самосознание этнической (национальной) общности (подобно всем формам общественного сознания) существует не только на уровне индивида, но и подличностно, в том числе и в объектированных формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества, профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права [3, с. 41].

Национальное самосознание исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности [7].

Национальное самосознание является отражением общественного сознания конкретной этнической общности. Г.В. Старовойтова определяла этническое самосознание «как определенный слой общественного сознания, который ограничен рамками обыденного опыта, закрепленного в обычаях и традициях, и включает в себя непосредственное отражение практической деятельности, морали и нормы обычного права, этнические нормы и нравы, представления о своей этнической принадлежности, в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими» [3, с. 41].

Разработке проблем национального самосознания на современном этапе большое внимание уделяется в трудах обществоведов, таких как Ю.Бромлей, Л.Дробижева, М.Джунусова, С.Калтачян, К.Хабабулин и др.

С точки зрения Л.Дробижевой, современной понимание национального самосознания связано с развернутым самосознанием, при котором все или большинство членов общности имеют «историческое знание о своем народе, выработанное под влиянием государственной идеологии или лидерствующих групп, определенное отношение к его ценностям, готовы действовать во имя общих целей и интересов, т.е. имеет место сознание интересов своей нации, своего народа» [3, с. 41 – 43].

Итак, национальное самосознание – это осознание принадлежности к определенной этнической общности, формирующееся на уровне обыденного сознания, устойчивость которого определяется общностью происхождения, национальным языком, этническим бытом, особенностями культуры и поведения [3, с. 43].

Одним из устойчивых элементов национального самосознания является национальное чувство. Национальные чувства выражают не только эмоциональное отношение к собственной этнической действительности, но и «характер межнациональных отношений, войны, завоевания, национальная экспансия и т.п.».

В зависимости от глубины развития национальные чувства у различных наций проявляются по-разному и на разном уровне. Они отражают специфические условия жизнедеятельности этноса, его быт и культуру. Устойчивость национальных чувств определяется устойчивостью тех факторов, которыми они вызваны к жизни.

Национальные чувства тесно связаны с обычаями и традициями как наиболее обобщенными нормами и принципами общественных отношений, передаваемых из поколения в поколение и охраняемых силой общественного мнения (А.К. Алиев, Н.С. Сарсенбаев, Н.Д. Джандильдин и т.д.).

Обычаи и традиции взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимопереходящи. Обычай не может существовать без традиций, и наоборот.

Национальные традиции – это сложившиеся исторически, отличающиеся относительно твердой преемственностью и устойчивостью взгляды  и чувства людей, закрепленные в обычаях и правилах их поведения. Эти нормы или образцы поведения, укоренившиеся в семейно-бытовых или национальных отношениях характерны для групп народов, близких по своему историческому прошлому, языку, культуре. Следовательно,

обычаи и традиции – самые устойчивые явления национального самосознания – вырабатываются в процессе длительной эволюции, передаются из поколения в поколение и прочно закрепляются в сознании людей, становятся их духовной потребностью и выступают как могучее средство объединения и сплочения людей. Национальные традиции и обычаи участвуют в формировании идеалов, вкусов, потребностей личности и ее мировоззрения. Как социальные явления они участвуют в формировании жизненных установок и убеждений личности, влияя на мотивационную активность личности[3, с. 43 — 45].

В соответствии с национальными установками, люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и национально-своеобразно действуют при общении с представителями других национальностей. Впервые дала определение национальной установке Л.М. Дробижева: национальная установка – готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах.

Таким образом, национальные установки являются составной частью национального самосознания человека, формируют определенный его настрой, вызывают к жизни соответствующие социальным нормам стереотипы поведения и действий.

Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет.

  1. Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности.
  2. Познавательная функция национального самосознания выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других национальных общностей. Познавательная функция национального самосознания проявляется в отношении индивида, группы, всей нации к национальной истории, языку, системе ценностей, сложившихся в течение жизни многих поколений.
  3. Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек [3, с. 47 — 49].

Феномен  национального самосознания связан с процессом выделения этноспецифических элементов материальной, социальной и духовной культуры. Функции национального самосознания – в фиксации специфических, национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой. Таким образом, национальное самосознание влияет на характер и специфику выполняемой деятельности, на поступки и поведение представителей определенной этнической общности [3, с. 50].

3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания.

Отличие национального сознания от национального самосознания
в содержательном плане заключается в формировании представлений, образов, знаний не только о своей общности, но и о других общностях. Другими словами, в отличие от национального самосознания, в национальном сознании происходит формирование представлений, образов, знаний не только о своей общности, как в национальном самосознании, но и о других общностях.

Однако это не означает, что национальное самосознание и национальное сознание соотносятся как часть и целое. Диалектика их взаимодействия
глубже и сложнее. Имея много общего, находясь в единстве, они, тем не менее, не тождественны. Это единство диалектическое, включающее в себя различие как по содержанию, так и по форме.
Отличие по форме состоит в том, что национальное самосознание проявляется как на уровне индивида, так и на уровне нации, тогда как национальное сознание, как правило, на уровне нации, т. е. субъектом национального самосознания является личность и
национальная общность, тогда как субъектом национального сознания выступает нация. Отличие национального самосознания от национального сознания состоит также в том, что в первом большую роль играет эмоциональный фактор. Данное обстоятельство определяет то место, которое занимают обе эти категории в структуре общественного сознания.

Национальное самосознание является структурным элементом национальной психологии, которая входит в состав общественной психологии и проявляется в основном на уровне обыденного сознания. Национальное сознание не входит в состав национальной психологии, оно, как правило, проявляется и функционирует на теоретическом уровне общественного сознания. Естественно, что данные грани в самой структуре общественного сознания условны и подвижны. Важнейшей закономерностью развития национального самосознания является его детерминированность социально-экономическими и историческими условиями жизнедеятельности нации. Рост национального самосознания происходит противоречиво, порой болезненно, что связано с его собственной противоречивой природой. Важной стороной в развитии национальною самосознания является соотношение в нем национального и общечеловеческого, национальных и общечеловеческих ценностей. Важно подчеркнуть также еще один момент, связанный с формированием национального самосознания. Дело в том, что существует специфика формирования национального самосознания, связанная с численностью национальных общностей, т. е. больших и малых
наций. Национальные чувства, а также национальное самосознание малых народов особенно обострены. И этот фактор необходимо самым серьезным образом учитывать при проведении национальной политики. Процесс формирования национального самосознания связан с развитием национальных языков. Язык является важнейшим элементом национальной культуры. Развитие национального языка выступает в качестве предпосылки развития национального самосознания.

4. Менталитет

В последнее время в исторической, социально-психологической и философской литературе получает права гражданства понятие менталитета, определение которого либо вообще не встречается в энциклопедических и учебных изданиях, либо, если, присутствует, является довольно приблизительным.

Менталитет представляет собой наиболее фундаментальное и глубинное, а потому и наименее изменяемое в общественной психологии большой социальной группы (класса, нации и т.п.), в то время как политическое и идеологическое воздействие на него сравнительно кратковременно и приводит лишь к количественным, внутримерным изменениям менталитета [2, с. 227 — 228].

Менталитет человека характеризуется разнообразием и богатством своих составляющих: факторы общественно-культурологические (общественная жизнь и ее структуры), факторы природные (природная сфера обитания человека и его собственная природа), факторы сознательные (осознаваемые и оцениваемые человеком), факторы бессознательные (подсознательные), факторы рациональные (наука, философия, идеология), факторы эмоционально-психологические (установки, аффекты), факторы общественные (идущие то социума, социальности), факторы индивидуальные (корни которых в интимных глубинах личности).

Менталитет человека характеризуется целостностью, наличием определенного качественного ядра. Все факторы, составляющие менталитет, вливаются в некий сплав, структуру, определяющую предрасположенность индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, определенным образом действовать, предпочитать или отвергать определенные ценности, культурные коды и т.д. Другими словами, менталитет выступает как определенная основа целостного образа жизни человека, детерминирующая как осознанно, так и неосознанно всю линию жизнедеятельности человека.

Менталитет человека складывается длительным путем. История общества, в котором живет человек, традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления – все это складывается веками. И все эти факторы влияют на человека, оседают в нем, превращаются в черты его менталитета.

Менталитет человека носит глубинно-устойчивый характер. Менталитет можно обозначить как стационарную основу человеческого существа, которая позволяет ему бесконечно видоизменять свое поведение, оставаясь при этом одним и тем же.

Менталитет человека, являясь основой его существа, выступает активным фактором человеческой жизнедеятельности. Он подвигает человека на принятие определенных действий, следование определенным ценностям, предпочтение определенной культуры, образа мыслей и чувств. Менталитет выступает основой отталкивания человеком всего того, что ему чуждо, неприятие определенных стандартов поведения, идей и т.д. Менталитет весьма мощно детерминирует всю линию жизненного поведения человека.

Хотя на формирование менталитета воздействует огромное и разнообразное множество факторов, менталитет не выступает как их простое следствие, простая проекция в личностно-индивидуальную форму бытия этих факторов. Менталитет человека имеет свое качественное разнообразие, и он существует, развивается, функционирует именно по законам своей собственной качественной природы [1, с. 191 — 192].

Заключение

Национальное самосознание – одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в свое время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание – это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

Феномен национального самосознания в форме этнической мифологии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. В структуру национального самосознания входят элементы бессознательного, включая разные архетипы и стереотипы.

После распада СССР национальное самосознание России неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение. Многие национальные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика показала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности, на его основе не удается разрешить социальные противоречия, которые имеются в действительности. В результате вместо национального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы в реальности усиливается тенденция национального сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений и социальной деградации. В особенности недопустимо военное противостояние, которое грозит национальным уничтожением.

Таким образом, исследование национального самосознания имеет теоретическую и практическую значимость для развития общества.

Список использованной литературы:

  1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. – 4-е изд., испр. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
  3. Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография. М., 2006. – 144 с.
  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.- Питер, 2001. – 656 с.
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

studrb.ru

Самосознание личности — это что такое в психологии?

Человек способен регулировать и контролировать собственное поведение и действия благодаря познанию себя, своих нравственных, психических и физических сил. В этом и обнаруживается огромная роль сознания. Ведь оно оказывает большое влияние на деятельность и жизнь каждого индивида.

Под сознанием мы понимаем высшую форму развития и проявления психики человека. Оно определяет его управление и контроль, мысленную направленность действий, а также способность, предполагающую собой составление личностного отчета о том, что происходит в самом индивиде, а также в окружающем мире.

Сознание состоит из ряда важнейших компонентов. Среди них — совокупность полученных о мире знаний, постановка жизненных задач и целей, отношение человека ко всему окружающему и к другим людям, а также самосознание. Тот, чье состояние можно описать как бодрствование, прекрасно осознает все то, что происходит с ним. Это и есть самосознание, которое является исторически более поздним и при этом более хрупким продуктом развития человеческой психики.

Определение понятия

Что же такое самосознание? В английском языке это слово звучит как «self-consciousness». Означает оно осознание человеком самого себя как индивидуальности. Кроме того, под этим термином в психологии понимается направленность сознания на свое тело, поведение и чувства. Самосознание означает и непрекращающиеся в течение всей жизни этапы контроля и изучения, а также оценки человеком своей деятельности. Процесс этот бесконечен. И объяснить его можно тем, что человек на протяжении своей жизни постоянно меняется.

Самосознание приводит к осознанию своего «Я», причем во всем многообразии особенностей индивида. Происходит выделение себя из всего окружающего мира. При этом индивид дает оценку всем своим характеристикам, сопоставляя их с качествами других людей.

Самосознание оказывает большую помощь человеку. Оно позволяет ему сохранить как себя, так и свое «Я», отрегулировав при этом ту сложную систему, которой обладает внутренний психический мир.

Некоторые ученые считают, что термин «самосознание» по своему значению очень близок к такому понятию, как «личность». При этом Л. С. Выготский предположил, что развитие подобного осознания происходит по схеме, близкой к той, которую проходят высшие физические функции. А. Н. Леонтьев же разделил данный термин, выделив два компонента. Это знание о себе (подобное направление он считал представлением о границах собственного тела и его физических возможностях) и осознание себя (отнес это понятие к индивидуальному опыту, обобщенному с помощью речи).

Немного истории

Древнегреческий философ Плотин, живший в 3 в. н. э., первым усмотрел во всем телесном духовное, божественное начало. Именно благодаря ему психология стала наукой о сознании, которое понималась как самосознание.

Согласно учению Плотина, душа индивида происходит из некой мировой души. К ней она и устремлена. Кроме этого философ считал то, что у человека существует и другой вектор активности, Он направлен к миру чувств. У каждой души, как полагал Плотин, существует еще одно направление. Оно выражается в обращенности на себя, на собственное содержание и свои незримые действия. Эта обращенность следит за работой души, являясь при этом ее своеобразным зеркалом.

Спустя множество столетий способность человека не только мыслить, помнить, чувствовать и ощущать, но и обладать определенными внутренними представлениями о подобных функциях назвали рефлексией. Под этим термином стали иметь в виду некий механизм, который непременно присутствует в деятельности субъекта, объединяя при этом его ориентацию в мире внутреннем, то есть в себе, с ориентацией в мире внешнем.

Но какими бы ни были объяснения подобного явления, все они сводились к поискам определенной зависимости душевных порывов от физических причин, общения с окружающими людьми и от процессов, происходящих в организме. Однако факторы, влияющие на возникновение рефлексии, которая была в свое время открыта Плотином, так и не были обнаружены. Теория древнегреческого философа длительное время оставалась самодостаточной, став при этом исходным понятием в психологии сознания.

Эта тема интересовала ученых и в последующие периоды существования человечества. Развивается подобное направление и в наши дни. Причем именно в последнее время наблюдается наибольшая активность в его изучении. Например, интересные исследования по самосознанию личности были проведены в 1979 г. Льюисом и Брукс-Ганом. Ученые прикрепляли к носу младенцев красную точку, а после подносили их к зеркалу. Детки, которые узнавали свое отражение, тянули ручонки к собственному носу. В этом случае ученые считали, что у этих малышей самосознание уже получило свое определенное развитие. В подобных экспериментах дети младше года, как правило, тянулись к отражению в зеркале. До своего носа дотрагивалось 25% детей от 15 до 18 месяцев, а также 70% 21-24-месячных малышей.

Исследователи полагают, что главная роль в развитии самосознания отведена определенной области мозга, которая находится в лобной доле. Проведенный Льюисом и Брукс-Ганом эксперимент указал на то, что понимание внутреннего «Я» у человека впервые начинает проявляться, когда он достигает возраста 18 месяцев. Этот период совпадает с началом быстрого роста клеток, происходящего в передней части головного мозга.

Этапы развития

Самосознание личности формируется одновременно с психическим развитием ребенка, когда происходит становление его индивидуальной и интеллектуальной сфер. Подобный процесс охватывает время практически от самого рождения человека до подросткового периода и продолжается далее.

Становление самосознания личности на первом этапе связано с формированием у маленького человечка схемы тела. Она является неким субъективным образом, указывающим ребенку на взаимное расположение частей туловища и их движения в пространстве. Формирование подобного представления происходит на основе информации, которую детки получают при приобретении ими жизненного опыта. В дальнейшем схема тела постепенно начинает простираться и за пределы его физических форм. Со временем она включает в себя, например, предметы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с кожей (одежду). Все те ощущения, которые возникают у ребенка, создают у него различные эмоции, связанные с самочувствием тела. Это может быть впечатление комфорта или дискомфорта. Таким образом, схема тела и становится первым компонентом в структуре самосознания личности.

Второй этап формирования понятия о собственном «Я» стартует одновременно с началом ходьбы. При этом для ребенка важна не столько техника новых для него движений, сколько появившаяся у него возможность общения с разными людьми. Малыш становится независимым от того, кто его поведет, и кто к нему подойдет. Все это приводит к появлению уверенности в себе, а также к пониманию того, где для него заканчиваются границы свободы. Самосознание личности на данном этапе выражается в некоторой самостоятельности малыша по отношению к окружающим его людям. Осознание такого субъективного факта дает ребенку первое представление о своем «Я», которое не существует вне отношений «Ты».

Следующим этапом в формировании самосознание личности является развитие у малыша полоролевой идентичности. Это выражается в том, что ребенок начинает относить к себя к определенному полу и осознает содержание половой роли. Ведущим механизмом подобного процесса является идентификация. Детки уподобляют себя другому лицу в форме присущих ему действий и переживаний.

Важнейшим этапом в развитии самосознания и формирования личности является овладение малыша речью. Ее возникновение существенно меняет характер тех отношений, которые складываются между маленьким человечком и взрослыми. Ребенок, овладевший речью, способен направить действия находящихся рядом людей по своему желанию. Другими словами, его положение как объекта воздействия окружающих меняется на состояние субъекта, воздействующего на них.

В возрасте от 3 до 7 лет развитие самосознания происходит равномерно и плавно. В начале этого периода дети перестают говорить о себе в третьем лице. Это объясняется желанием испытать некую независимость, а также противопоставить себя другим. Подобные стремления личности к самостоятельности приводят к периодическому возникновению конфликтов с окружающими.

Рост самосознания и развитие личности продолжаются и в период от 7 до 12 лет. Это время, когда ребенок накапливает резервы. Процесс повышения самосознания при этом происходит без ощутимых скачков и кризисов. В этом возрасте существенные изменения в понимании мира отмечаются лишь в связи с возникновением новых социальных условий, когда маленький человек становится школьником.

Собственная личность начинает вновь интересовать ребенка с 12 до 14 лет. В этот период происходит развитие нового кризиса. Ребенок противопоставляет себя взрослым и стремится быть отличным от них. В этот период особенно ярко выражается социальное самосознание.

Особую значимость в формировании внутреннего «Я» человека имеет период его жизни с 14 до 18 лет. Здесь происходит подъем индивидуальности, которая перемещается на новый уровень. Человек при этом сам начинает влиять на дальнейшее развитие всех характеристик самосознания личности. Подобный этап свидетельствует о начале зрелости.

Мировоззрение и самоутверждение личности

В период с 11 до 20 лет из множества потребностей личности самосознание личности начинает занимать центральные позиции. В указанном возрасте человеку становится весьма важен собственный статус среди его ровесников, а также та оценка, которую его внутреннему «Я» дает общественная мысль.

В этот период самосознание личности в основном складывается из мировоззрения и самоутверждения субъекта. Эти же понятия становятся определяющими категориями в формировании внутреннего «Я».

Под мировоззрением в психологии понимается система тех целостных суждений, которыми человек обладает о себе самом, а также о жизненных позициях, окружающем мире и действиях людей. Его основу составляют знания и опыт, которые были накоплены индивидом до этого периода. Все это придает деятельности подрастающей личности осознанный характер.

Что касается самоутверждения, то психологи рассматривают его в качестве поведения человека, обусловленного повышением самооценки и желанием поддержания на определенном уровне общественного статуса. Какой метод при этом использует индивид, зависит от его воспитания, умений и возможностей. Так, человек может самоутвердиться с помощью своих достижений или же присвоив несуществующие успехи.

Существуют и другие значимые категории, способствующие формированию самосознания личности. Среди них выделяют:

  • осознание смысла жизни и необратимости времени;
  • постижение любви как выражения чувств социально-психологического характера;
  • рост самоуважения к себе.

Наравне с описанными выше категориями психологи выделяют социальный статус и социальную роль. Они также оказывают немаловажное влияние на формирование самосознания человека.

Под социальной ролью понимается такая характеристика поведения индивида, которая выражается в исполнении им принятых в обществе моделей поведения. Она включает в себя ролевые ожидания личности и само их исполнение. Подобная категория является немаловажным фактором формирования внутреннего «Я». Ведь высокий уровень социального самосознания личности позволяет человеку проще приспособиться к жизни.

Одним из главных условий, влияющих на формирование внутреннего «Я», является и то положение, которое индивид занимает в обществе. Это и есть его социальный статус. Порой это положение дается человеку уже при рождении, а иногда его достижение происходит благодаря направленным действиям.

Виды самосознания

В психологии выделяют различные типы внутреннего «Я» человека. Среди них:

  1. Общественное самосознание. Оно возникает тогда, когда люди начинают понимать, как на них смотрят окружающие. Особенности самосознания личности этого типа заключаются в том, что возникает оно в тех ситуациях, когда индивид попадает в центр внимания. Например, он может выступать перед аудиторией или беседовать с группой знакомых. Очень часто общественное самосознание заставляет человека соблюдать социальные нормы. Ведь понимание того, что тебя оценивают и за тобой наблюдают, приводит к тому, что каждый стремится быть вежливым и культурным.
  2. Частное самосознание. Подобный тип понимания собственного «Я» возникает, например, когда человек видит себя в зеркале. То есть оно появляется при понимании некоторых аспектов самого себя.
  3. Нравственное самосознание личности. Период становления этого типа понимания внутреннего «Я» человек проходит еще в раннем возрасте. Маленькие дети в качестве примера для подражания берут своих родителей и учителей. Подростки же стремятся более всего обращать внимание на свой личный опыт и прислушиваться к тому, что им подсказывает внутренний голос. Нравственное самосознание помогает человеку в его стремлении к совершенству. При этом развивается и укрепляется его сила воли и разнообразные способности. Уровень нравственного самосознания может многое сказать нам о человеке. Ведь те или иные ценности способствуют определению дальнейшего вида деятельности и развитие личности.

Структура самосознания

Понимание человеком собственного «Я» включает в себя 3 основных элемента. Все они обладают взаимовлияющим друг на друга действием. Структура самосознания личности позволяет каждому человеку отследить собственное психоэмоциональное состояние, чтобы оценить свои действия по отношению к другим людям и к самому себе. Итак, в психологии рассматривается:

  1. «Я – реальное». Данный элемент является представлением, который личность имеет о себе в настоящее время. Роль в самосознании личности «Я – реального» позволяет человеку оценить объективную картину своего положения. В этом случае человек рассматривает себя сразу с нескольких позиций. И только на основе всех принадлежащих ему социальных ролей (сын, отец, друг, служащий) происходит формирование единого образа. Человек мысленно спрашивает себя о том, какой он родитель и работник, а также является ли талантливым или бездарным руководителем. Ответы на эти вопросы либо удовлетворяют индивида, либо расстраивают его. При явном несоответствии подобных образов друг другу у человека возникают дополнительные страдания и переживания. Он начинает серьезно размышлять о своей жизни.
  2. «Я – идеальное». Это второй элемент самосознания личности. В психологии он рассматривается как свидетельство о внутренних стремлениях к самосовершенствованию и мотивах человека. В «Я – идеальное» входят все мечты, желания и цели индивида, которые касаются его жизни в будущем. Используя этот элемент самосознания, человек начинает понимать, к чему ему необходимо стремиться, чтобы получить нужный результат. Каково видение личности себя в будущем указывает на многие ее черты. От характеристик «Я – идеального» напрямую зависит уровень притязаний человека, его уверенности в себе, а также наличие амбиций. Чаще всего люди недооценивают уже имеющие место достижения. В связи с этим видение себя в будущем личностью, как правило, идеализируется. Мечтать можно о чем угодно. Причем всем известно, что делать это намного приятнее, чем активно действовать для изменения существующей внутренней реальности. Самосознание личности является тем вектором, который направляет к переменам каждого человека.
  3. «Я – прошлое». В процессах самосознания личности этот структурный элемент является самым драматичным. Ведь он оказывает очень сильное воздействие на то, каким образом человек будет строить свою жизнь. Управление самосознанием возможно. Однако исправить все то, что уже случилось, не может никто. Личность с негативным прошлым опасается активно действовать в настоящий момент. Все, что предпринимается ею, будет делаться с большой осторожностью. Таким образом, прошлое является бесценным опытом, который помогает каждому человеку разобраться в его собственных поступках, а также правильно сориентироваться в будущей жизни.

Все описанные выше элементы в понятии самосознания личности формируют единую структуру, которая представляет собой целостную систему. Человек, научившись ценить свое настоящее, непременно намного проще реализует свои возможности в будущем.

Функции самосознания

Благодаря видению собственного «Я» человек способен саморегулировать свое поведение в обществе. В этом и заключена важнейшая функция самосознания. Именно совокупность представлений о себе приводит к тому, что индивид вырабатывает верное поведение исходя из имеющихся условий. При этом функции самосознания позволяют человеку сохранять личное пространство, чувствуя при этом ответственность за принятые им социальные ценности.

Развитие самосознания и формирование личности позволяют индивиду:

  1. Мотивировать себя к выполнению какой-либо конкретной деятельности. Другими словами, у человека возникает профессиональное самосознание личности, которое основывается на личной оценке собственных возможностей, а также на понимании обязанностей и прав.
  2. Формировать индивидуальное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.
  3. Постоянно совершенствоваться и развиваться. При падении самосознания и самооценки личности происходит деградация человека.

Среди множества функций, которые выполняет внутреннее видение людьми собственного «Я», выделяют три основных. Рассмотрим их подробнее.

Формирование индивидуальности

Каждый человек уникален по-своему. Он предстает одновременно с нескольких позиций, являясь индивидом, личностью и субъектом деятельности. Однако это вовсе не означает того, что каждый сможет на протяжении своей жизни добиться гармоничного взаимодействия всех свойств, качеств, а также способов деятельности. Другими словами, не все люди способны стать индивидуальностью.

Действительно, самосознание и развитие личности происходит у всех по-разному. При этом далеко не каждый человек способен до конца использовать свои потенциальные возможности, придя к наивысшим результатам в той или иной деятельности. Страдает от этого и профессиональное самосознание личности. Работа человека при этом становится малопродуктивной и нетворческой.

Для развития индивидуальности понадобится приложить колоссальные внутренние усилия. И здесь никак не обойтись без самосознания. Формирование личности происходит под влиянием происходящих вокруг нее событий и возникающих переживаний. Но стоит отметить, что эти испытания идут на пользу личности. Без сложных ситуаций и переживаний ее развитие тут же бы прекратилось.

Жизнь любого человека протекает таким образом, что он вольно или невольно узнает новое, а также прикладывает некоторые усилия для того, чтобы реализовать свои мечты и планы. И самосознанию в этом отводится главная роль.

Как правило, индивидуальность дешево не обходится никому. Люди вынуждены отстаивать ее перед близкими людьми и коллегами, которые порой просто не понимают возникших желаний. Выстраивание же собственного, ни на кого не похожего образа, позволяет сформироваться «Я – концепции» самосознания личности. Она-то и определяет, каким в будущем станет человек, а также благодаря чему он достигнет поставленных целей. И на все это оказывает огромное влияние уровень самосознания.

Формирование самозащиты

Уже с самого раннего возраста человек учится выстраивать свое поведение таким образом, чтобы минимизировать то негативное влияние, которое может быть оказано на него окружающими людьми. Известно, что социум отрицательно относится к тем, кто выделяется из толпы. Такая личность имеет свой взгляд на те или иные вещи, отличающийся от общепринятого. Порой она демонстрирует неординарные качества и способности. А это очень не нравится тем, кто не отличается особым уровнем интеллекта.

Без формирования самозащиты функции самосознания невозможно было бы считать полными. Ведь одним из обязательных условий личностного созревания является внутреннее чувство покоя. Как добиться подобного результата? Психологи рекомендуют мысленно воображать себя в виде плотного воздушного шарика, зацепиться за который не может никто и ничто. Подобный подход позволит человеку почувствовать себя счастливым. Ведь мысленно он будет считать, что приобрел внутреннюю защищенность.

Саморегуляция поведения

Формирование самосознания личности позволяет ей управлять внутренними механизмами и переживаниями. При этом человеку становится доступным улучшение собственного настроения, а также изменение образа мыслей или переориентирование концентрации внимания на тот или иной объект.

Учится управлять своим поведением и ребенок, который попадает в общество. Постепенно он осознает, что в его поступках хорошо, а что плохо, как ему можно себя вести, а как нет.

У человека, живущего в обществе, возникает необходимость в соблюдении норм этикета. Личности приходится подстраиваться под них, прислушиваясь при этом к своему самосознанию.

Нередко выполнение той или иной необходимой деятельности носит для человека обязательный характер. И в этом случае подключается саморегуляция поведения. Ведь исполнение всех действий возможно только при получении внутреннего разрешения своего «Я».

Самооценка личности

Уровень самосознания играет огромную роль не только в формировании, но и в дальнейшем жизненном пути человека. От того, каковы цели и планы личности, во многом будет зависеть степень известности индивида, его уверенность в себе, а также активность в стремлении к новым достижениям.

Немаловажным является при формировании самосознания и самооценка личности. Психологии отмечают, что эти два понятия тесно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Отчего же одни люди имеют заниженную самооценку, а у других она достигает немалого уровня? Объяснения этому кроются в том опыте, который получил человек в детском и подростковом возрасте. Зависит самооценка и от того социума, который окружал индивида. Если родители постоянно заставляют маленького ребенка чувствовать себя виноватым, то, повзрослев, он постоянно будет демонстрировать зажатость. В его душе будет присутствовать страх неправильных действий, которые могут разочаровать близких ему людей.

Но и в том случае, когда родители удовлетворяют любые прихоти своего чада, в жизнь выйдет личность, не способная принимать даже малейшие отказы. У такого человека еще долгое время останется инфантильность и зависимость от других.

Самосознание человека напрямую влияет на самооценку личности. Чем он увереннее в себе, тем меньше общество сможет вторгаться в его жизнь и руководить ею.

Психологи отмечают тот факт, что тот, кто способен взять на себя ответственность за достижение индивидуальных целей, обязательно будет обладать адекватной самооценкой. Ведь прекрасно осознавая свои слабые и сильные стороны, человек не станет заниматься самобичеванием по любому пустяку, пуская дела на самотек.

Повышенное самосознание

Порой человеку кажется, что окружающие наблюдают за его действиями, обговаривают их и ждут, что индивидом будет предпринято в дальнейшем. Это и есть состояние повышенного самосознания. Нередко оно ставит человека в неловкое положение и даже заставляет сильно нервничать. Конечно, в центре внимания люди оказываются нечасто. Однако подобное чувство порой становится хроническим.

Застенчивый человек обладает более выраженным уровнем частного самосознания. Это может стать, как плохим, так и хорошим знаком.

Люди с глубоким ощущением собственного «Я» более осведомлены о своих убеждениях и чувствах. Это приводит к тому, что они неуклонно придерживаются личных ценностей. И это положительная сторона повышенного самосознания. Но при этом чувствительных людей чаще одолевают различные недуги. Столь негативные последствия для здоровья возникают из-за постоянного стресса и растущей тревоги. Порой у таких людей возникают ярко выраженные депрессивные состояния.

Публичный, но при этом застенчивый человек обладает более развитым общественным самосознанием. Он полагает, что другие люди часто думают о нем, и переживает, что они могут осуждать его внешность или какие-либо действия. В результате чувствительные индивиды стараются придерживаться групповых норм и стремятся избежать ситуации, в которой они будут плохо выглядеть или неловко себя чувствовать.

Самосознание личности в психологии является темой, приковывающей к себе особое внимание. Понимание человеком своего внутреннего «Я» связано с его развитием и становлением. При этом изучением самосознания занимаются не только психологи. Интересует эта тема и некоторые отрасли социологии и педагогики. К самосознанию обращаются и многие современные исследователи. Это позволяет им сделать грандиозные открытия в различных областях науки.

fb.ru

это такое определение в философии: становление личности, структура, составляющие и отклонения

Самосознание – это уяснение самим собой собственного нравственного обличья, знаний, интересов, причин поведения и идеалов, а также единая оценка личных мыслей и чувств.

Данное определение в философии характерно не только в отношении отдельно взятого человека, но и общества или некоторых групп людей, развитых до осознания своего положения относительно общих идеалов и ориентиров.

Области становления личности

По причине того, что исходной точкой самоотношения служат окружающие люди, становится ясно, что такое самосознание, определение чего кроется в сущности общественной жизни.

Социальная психология характеризуется тремя областями, через которые и происходит формирование индивидуума.

К ним относится:

  1. Деятельность.
  2. Общение.
  3. Самосознание.

В процессе социальной жизни развивается и возрастает коммуникативность с другими индивидуумами и группами людей, а также в единстве со всем обществом отмечается формирование личностного «Я».

Самосознание – это олицетворение себя, которое компонуется поэтапно в течение всей жизни от специфического влияния различных социальных факторов, состоящих из 4 частей по В. С. Мерлину. Так, данное определение – это присутствие сознания различий вселенной от самого себя, сознание своего «Я» как активного субъекта, сознание самоэмоциональных и психических качеств, сознание своих нравственных характеристик самоуважения, сложенного из приобретенного опыта в жизнедеятельности и в общении с другими людьми.

Наука сегодняшних дней сводится к нескольким точкам зрения на происхождение определения самосознания. Типичным становится понимание того, что это первичный генетический вид сознания человека, базирующийся на самовосприятии и самоощущениях, образующихся в детском возрасте, как единое общее понимание своего тела и окружающего мира.

Следуя исходной форме философии, отмечается, что самопереживание – это многостороннее самосознание, порождающее его.

Известно противоположное мнение С. Л. Рубинштейна, под которым понимается, что самосознание – кульминационная картина сознания, образовавшаяся как итог совершенствования сознания. Оно формируется путем становления личностного сознания, но никак не вследствие самопознания и формирования индивидуального «Я».

Помимо этого, философия психологической науки вытекает из осознания совместного восприятия внутреннего состояния и внешнего мира, оказывая друг на друга одинаковое влияние.

Развитие этого процесса подразделяется на 2 этапа. 1 этап характеризуется становлением своего «Я», а 2 этап ввиду модернизации реальных интеллектуальных возможностей и выстраивания представления о понятиях самосознания переходит в рефлексивную стадию, при которой индивидуум в состоянии отыскать типичную несхожесть во взглядах.

Посему рефлективная степень способствует внутренней стыковке с аффективным внутренним переживанием – В. П. Зинченко.

Отмечается, что самовосприятие располагается в ведении правого мозгового полушария, а под контролем левого – сформированная рефлексивная конструкция «Я».

Структура самосознания

Собственное ощущение того, что человек не такой как все, а особенный, подпитывается постоянными временными душевными муками – вспоминая о прошедшем, живя в сегодняшнем и надеясь на грядущее.

В процессе исследования самосознания участвуют два определения – «Я настоящее (текущее)» и «Я личностное». Текущий формат является конкретным видом осознания себя в нынешнем времени, а личностный представлен – конструкция самовосприятия центр выработки «Я текущих».

Каждое действие его в едином времени проявляется фрагментами самопереживания и самопознания.

Самовыражение действий сознания позволяет человеку осознавать, регулировать и диагностировать собственное психическое состояние, но также твердо понимать себя как самооценивающего, так и воспринимающего себя сознающим индивидуумом.

Структура самосознания представляет собой:

  • Осознание близлежащих и далеких целей, основ своего «Я».
  • Осознание собственных присутствующих и желаемых черт.
  • Когнитивные и познавательные сведения о своей личности.
  • Эмоциональная иллюстрация своей персоны.

Небезызвестная в сегодняшней науке структурная схема самосознания выдвинута К. Юнгом. Эта схема создана на базе неосознаваемых и осознаваемых компонентов изученной человеческой психики. Юнг вывел и дал определении 2 степеням человеческого самоотображения.

  • 1 степень – самость, относящая к конкретному человеку, сознательные и неосознанные действия.
  • 2 степень характеризуется тем, что человек является как субъектом, так и объектом.

Помимо этого, важно понимать, что «Я» – это наблюдающее свойство, а самостьнаблюдаемое.

Составляющие и отклонения в сознании человека

Философия самосознания в условиях наполнения его данными исходит от 2 аспектов функциональности – сравнение себя с кем-либо, чем-либо и рефлексия, а также саморефлексия (интеллектуальное исследование собственного «Я»).

Определение сознания человека включает в себя 3 сегмента:

  • Отношение к собственной персоне.
  • Отношение к обществу.
  • Предположение отношения окружающих к себе.

Известны дефекты самосознания – деперсонализация, раскол основы личности, нарушение телесного обнаружения, крайние степени отклонения самосознания.

При деперсонализации теряется индивидуальное «Я», когда человек смотрит извне на свое психическое состояние.

Сбой в физиологическом обнаружении наблюдается, когда люди ощущают сегменты тела, как не входящие в состав тела части.

Тяжелые степени нарушения внутреннего процесса мобилизуются, когда теряется ощущение реальности как в собственной жизни, так и всего мира.

Самосознанию свойственны характерные особенности, но еще существует непознанное, нуждающееся в исследовании.

Самосознание человека

psiho.guru

определение, критерии, уровни развития. Понятие образа я и я-концепции. Проблемы формирования самооценки.

Определение самосознания.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки выделения критериев самосознания:

Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания: 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

studfiles.net

Самосознание

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.
  • Внешнеторговые расчёты.
  • Формы безналичных расчётов.
  • Платежный оборот и безналичные расчёты.
  • Организация денежного обращения.
  • Возникновение денежного обращения.
  • Субъективная социология Лаврова.
  • Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
  • Эволюционизм и первобытная культура.
  • Источники предпринимательского права.
  • Фотореклама в России в начале 20 века.

    Социология Самосознание

    Количество просмотров публикации Самосознание — 1131

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи:Самосознание
    Рубрика (тематическая категория) Социология

    Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей всœе остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание -своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание — исторический продукт, оно формируется лишь на определœенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человекавещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к какой-либо культуре и социальной группе. Третий — самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания ʼʼЯʼʼ как такого образования, которая хотя и похоже на ʼʼЯʼʼ других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает крайне важно сть и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом ʼʼЯʼʼ, а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой базе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего ʼʼЯʼʼ опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацелœенность сознания на внешний мир.
    Размещено на реф.рф
    Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое ʼʼЯʼʼ, анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, напротив — меняя определœенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. По этой причине самосознание не есть некая константа͵ оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений. Самосознание дает человеку понимание своей индивидуальности, уникальности, неповторимости.

    Бессознательное и его место в духовной жизни человека Бессознательное в широком смысле совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин ʼʼБессознательноеʼʼ используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются. Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим её как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли, связавший его с деятельностью нервной системы. В начале 19-го века началось собственно психологическое изучение Бессознательного. Динамическую характеристику последнего ввел Гербарт (1824), согласно которому, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (гипноз). Исследования французской психологической школы позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность, не осознаваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного. В 20 веке возникла и ныне существует мощная философская школа психоанализа, которая специально занимается отношениями между сознанием и сферой бессознательного. Бессознательным называют то, что достаточно редко попадает под рационально-логический ʼʼлучʼʼ, остается за гранью осознавания. Бессознание включает в себя механизмы регуляции организма, наших движений и действий, содержит стереотипы поведения, которым мы привычно следуем, эмоционально- ценностные установки. Оно выступает вместилищем того, что мы по разным причинам желаем забыть. Между сознанием и бессознательностью, тем не менее, нет непреодолимой преграды, и вместе они составляют тот внутренний мир, которым обладает каждый из нас. Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствие этого, в бессознательном отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях бессознательного, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер бессознательного прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линœейной необратимости последовательности. Бессознательное находит свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.

    Опыт показывает нам далее, что психический элемент, к примеру, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным.

    Вместе с тем 3. Фрейд преувеличил значение бессознательного, отдал ему первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и всœе поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей. В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, вплоть до 1913 ᴦ. разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всœецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определœенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всœех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделœенным формальным элементам психики Юнг дает особое название «архетипы», которые как бы имманентно присущи всœему человеческому роду. «Архетипы», согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на базе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. ʼʼАрхетип это, в сущности, бессознательное содержание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ изменяется, когда оно становится осознанным и воспринятым, и использует краски индивидуального сознания, в котором оно проявляетсяʼʼ. (К.Юнг). В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным». «Индивидуальное бессознательное» (или, как Юнг его еще называет, «личное, персональное бессознательное») отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Одно из центральных понятий юнговской «аналитической психологии»,«коллективное бессознательное», представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это — общечеловеческий опыт, характерный для всœех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы всœе «архетипы». ʼʼКоллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существаʼʼ. К. Г. Юнг Юнг ввел понятие «архетип» и «коллективное бессознательное», чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения и схематического оформления структурных представлений человека. При этом Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он, собственно, и выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете, оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всœего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга состоит по сути в том, что наследственным, а, следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга — формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределœенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики. Само бессознательное имеет три базовых уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного — это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. Важно заметить, что для самосознания личности эта информация оказывается ʼʼзакрытойʼʼ, но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее базе реализуются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, должна быть направлено на иные предметы.


    Самосознание — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Самосознание» 2017, 2018.

    Читайте также


  • — Самосознание и чувство собственного достоинства

      Люди хотят развить в себе ассертивность по многим причинам: чтобы обрести уверенность в себе, чтобы улучшить навыки общения, чтобы сменить агрессию в поведении на более спокойное и рациональное взаимодействие, чтобы не так часто проявлять слабость, чувствительность,… [читать подробнее].


  • — Самосознание европейской культуры первой половины 20 века

    Первая треть нашего столетия отмечена появлением целого ряда культурологических концепций, отразивших, с одной стороны, ситуацию кризиса, неопределенности и неуверенности в будущем, а с другой — надолго определивших направление и характер интеллектуальных и… [читать подробнее].


  • — Западноевропейская культура 17 века: механическая картина мира и самосознание эпохи

    Первый этап развития культуры получил название барокко. Мироощущение 17 века- механическая картина мира. Западная культура нового времени охватывает 17-19 века. Заканчивается вместе с окончанием первой мировой войны. Она базируется на буржуазном способе производства…. [читать подробнее].


  • — Сознание и самосознание

      Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе. Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое,… [читать подробнее].


  • — М.Ф. Румянцева делает чрезвычайно удивительный вывод: ис­торическое самосознание в России возникает веком раньше, чем в Европе, а мемуары — двумя с половиной веками позже.

    В качестве исторического источника разрабатывается почти исключи­тельно мемуаристика. Кроме Тартаковского существенный вклад в разработку данной проблематики внесли С. С. Минц15 и А. Е. Чекунова16. Тартаковский предложил «объемную», т.е. развернутую как в… [читать подробнее].


  • — Сознание и материя. Понятие идеального в философии. Самосознание личности.

    Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об осо­бой роли мозгав отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая… [читать подробнее].


  • — СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ

      Сознание —это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном… [читать подробнее].


  • — Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.

    Проблема сознания — одна из важнейших и загадочных Она как философская категория имеет сложную и противоречивую историю, характеризуется многозначностью подходов и толкований Это свидетельствует одновременно про пристальное внимание философов к проблеме сознания,… [читать подробнее].


  • — YI.3. Сознание и самосознание человека

    В человеке совмещаются такие противоположные начала как тело (биологическое начало) и «душа» (духовное, психическое начало). Как уже отмечалось выше, человек – выходец из животного мира, существо, подчиняющееся биологическим закономерностям. Вместе с тем, он владеет… [читать подробнее].


  • — Сознание и самосознание

    Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей и составляет то, что называют самосознанием. Самосознание может проявляться на… [читать подробнее].


referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *