Самость архетип: Архетип Самости — Психология | NEWHOUSE

Архетип Самости — Психология | NEWHOUSE

Юнг считал архетип Самости верховным архетипом, который объединяет в себе все архетипы («Архетип Самости – это Бог в нас»).

Это – зачаток, источник развертывания всех архетипов. На каждом этапе нашего индивидуального развития Самость представлена каким-то набором архетипов, которые как-то проявляются – и чем менее зрелой является Самость, тем более наивными будут проявления этих архетипов. Юнг называет архетип Самости «надстоящей личностью».

Этот архетип – абсолютная парадоксальность, по следующим причинам:

Во-первых, Самость в сгущенном виде включает в себя все противоположности, какие можно (Мужское-женское, доброе-злое, умное-глупое) – и по мере развития эти противоположности являются (т. е. распадаются). Будучи совершенством, Самость, однако, также порождает и наши теневые аспекты.

Обычно я обозначаю верховную личность как Самость – и при этом четко разделяю Эго, которое простирается столь же далеко, как и сознание, и целостность личности, в которую включены, наряду с сознательными компонентами, также и бессознательные.

Эго противостоит Самости как часть целого – в этом смысле Самость является надстоящей, верховной. В этом противостоянии происходит как закалка Эго, так и построение каких-то гармоничных отношений. Эмпирически Самость ощущается не только как субъект, но как объект, через проекцию (т. е. Косвенно)».

Самость неосознаваема и является источником неких жизненных ситуаций, в которые мы попадаем. В итоге Эго натыкается на провокации Самости, призванные подсказать Эго возможные направления его развития. Допустим, человек попал в аварию – это ему типа подсказка, что нужно соблюдать скоростной режим. Юнг считал, что если Эго не вполне слышит зов Самости, то у нас имеются и слабые поправки этого в виде «подсказок», хороших или не очень. Где-то мы потеряли ключи, где-то не завелась машина, где-то сдох планшет с важной презентацией. Человек должен подмечать эти «пятнышки» и осознавать их глубокий смысл. Проблемы, которые «подкидывает» человеку Самость необходимы для развития его Эго.

По Канту, у человека есть категории пространства, времени и каузальности (причинности) – это те категории, которые являются априорными для нашего сознания. Юнг же добавляет еще и синхронистичность, которая противостоит причинности. В случае причинности мы имеем ряд событий, побуждающих к тому, чтобы что-то произошло. Причинность доступна сознанию. Синхронистичность же предполагает, что у нас есть некие события, которые не связаны причинно, но связаны по смыслу – и мы можем найти этот смысл. Именно через факты синхронистичности мы обнаруживаем нашу Самость. Кроме того, Самость может проявляться в сновидениях и психосоматике. Эго может думать, что надо поступать так-то и так-то, оно все расписало и все про себя знает – но Эго может и ошибаться.

Юнг долго искал метафору для описания Самости. Однажды он писал некий трактат, посвященный данному архетипу, когда в окно вдруг залетела бабочка. И Юнг взял на вооружение следующую метафору:

Самость – она как бабочка. У бабочки есть состояние куколки и состояние, когда она расправляет свои крылышки. Но мы не можем всегда быть в режиме расправленных крыльев – время от времени нам необходимо возвращаться в состояние куколки, обождать, переварить, ассимилировать, метаболизировать какой-то пережитый опыт, подержать этот опыт внутри себя – и только потом вновь расправить крылья и отправиться в следующий полет. Эти циклы расширения и сжатия – это циклы нашей жизни.

В 50-е гг. Майкл Фордхам (представитель Школы развития) ввел понятия деинтеграции, дезинтерграции и реинтеграции. Деинтеграция является аналогом ассимиляции опыта по Пиаже. Реинтеграция – это адаптация. Ассимиляция здесь чередуется с адаптацией. Сначала мы набираем новые жизненные эпизоды, потом перерабатываем их, и лишь затем они становятся частью нашей жизни в полной мере, получая выражение в какой-то новой схеме поведения.

А дезинтерграция относится к очень модной ныне теме травматичного опыта, который человек не может никуда приткнуть – и этот опыт его фактически убивает, разрушая изнутри. Такой опыт – например, опыт войны или перенесенного насилия – крайне сложно интегрировать. Человек может не понимать, почему он попал в какую-то передрягу.

Юнг использует довольно необычную аналогию – Эго отпадает от Самости подобно тому, как Сатана отпал от Бога, будучи падшим ангелом. Получается, что Эго идет тропой Сатаны. И как Сатана был нужен Богу для того, чтобы познать себя, так и Эго нужно Самости для тех же целей.

Самость отличается определенностью и неповторимостью. С одной стороны – она общая для всех, но с другой – у каждого человека есть своя индивидуальная Самость. Иногда Юнг понимал Самость как собственное предназначение человека, поэтому Самость – есть и начало нашей жизни, и конец. «Самость является центром суммативной целостности, подобно тому, как Эго является центром сознательного разума.

Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение той роковой комбинации, которую мы назвали бы индивидуальностью. Парадоксальность Самости поразительным образом принадлежит величайшему духовному достоянию, зато однозначность – признак слабости. При этом Самость является не только символом целостности, но и идеалом целостности».

Cамость Юнг | Архетип самости: VIKENT.RU

Биограф Карла Юнга так трактует понятие «Самость»:

«Если бы душа человека была tabula rasa, у него не было бы ни одного неразвившегося таланта в бессознательном. Но психологи обнаруживают «скрытые» личности в своих пациентах. Для определения той скрытой архетипической личности, в которую мы развиваемся (или дорастаем) в  течение всей жизни, Юнг использовал понятие «Самость». В каждом из  нас с рождения заложен некий образец той личности, какой нам предстоит стать. Он чрезвычайно гибкий, поскольку должен подходить нам на каждом этапе развития от рождения до смерти. Этот образец ещё и  специфический, он определяет каждую из наших неповторимых судеб,  пролагая себе дорогу в повседневной жизни. Конкретные обстоятельства и человеческие усилия определяют символический контекст Самости, степень её «проявленности» и полноту реализации. Люди иногда тратят всю  жизнь на борьбу с собственной несчастной или, как им кажется, злой судьбой. Даже те, чья судьба считается удачной, довольны не всем».   

Мирская Л.А., Карл Густав Юнг, М., Ростов-на-Дону, «МарТ», 2006 г., с. 55.

 

А вот что написал о самости Карл Юнг:

«Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным. Другими словами, оно включает в себя как «переживабельное» (experienceable), так и «непереживабельное» (inexperienceable) (или ещё не пережитое).

Эти качества присущи в равной мере многим другим научным понятиям, оказывающимся более именами, нежели идеями. В той степени, в какой психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных содержаний, оказывается постулятивной, она представляет трансцендентальное понятие, поскольку оно предполагает существование бессознательных факторов на эмпирической основе и, таким образом, характеризует некое бытие, которое может быть описано лишь частично, так как другая часть остается (в любое данное время) неузнанной и беспредельной.

Подобно тому, как сознательные и бессознательные явления дают о себе знать практически, при встрече с ними, самость, как психическая целостность, также имеет сознательный и бессознательный аспекты.

Эмпирически, самость проявляется в сновидениях, мифах, сказках, являя персонажи «сверхординарной личности», такие как король, герой, пророк, спаситель и т.д., или же в форме целостного символа, — круга, квадрата, креста, квадратуры круга (quadrature circuli) и т.д.

Когда самость репрезентирует complexio oppositorum, единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и ян или враждующих братьев, или героя и его противника (соперника) (заклятого врага, дракона), Фауста и Мефистофеля и т. д. Поэтому эмпирически самость представлена как игра света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены.

Так как такое понятие непредставимо — третьего не дано — то самость оказывается трансцендентальной и в этом смысле. Рассуждая логически, здесь мы имели бы дело с пустой спекуляцией, если бы не то обстоятельство, что самость обозначает символы единства, которые оказываются обнаруживаемы эмпирически.

Самость не является философской идеей, поскольку она не утверждает своего собственного существования, т. е. она не гипостазирует самое себя. С интеллектуальной точки зрения это всего лишь рабочая гипотеза. Её эмпирические символы, с другой стороны, очень часто обладают отчётливой нуминозностью, т. е. априорной эмоциональной ценностью, как в случае мандолы, пифагорейского tetraktys, кватерности и т. д. Таким образом, самость утверждает себя как архетипическую идею, отличающуюся от других идей подобного рода тем, что она занимает центральное место благодаря значительности своего содержания и своей нуминозностью».

Карл Юнг, Психологические типы, СПб «Ювента»; М., «Прогресс-Универс», 1995 г., с. 553-554.


Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру. 

Карл Юнг — Архетипы — Я

Ресурсы Карла Юнга > Архетипы

Самость

Самость есть архетип психического совокупность или цельность. Оно не тождественно эго, а находится как-то выше или, другими словами, посредине между эго-сознанием и бессознательным.

Реализация Самости является конечной целью процесса индивидуации

.

Юнг заметил, что в некоторых случаях курс психотерапии его пациентов не прерывается с лучшей адаптацией к реальности, а продолжается сам по себе, стремясь на цель, которой нет в эго.

Эта цель — Самость.

Самость на самом деле является соединением (союзом) сознания и бессознательного. Это соединение постепенно достигается за счет ассимиляции содержание бессознательного с помощью толкования снов по

Юнгианский метод.

Диаграмма инь-ян является идеальным воплощением идеи объединения противоположностей.
В каждой из двух поверхностей — белой и черной — другая также присутствует в виде точки

Самость появляется в снах, мифах и сказках как «высшая личность», такая как, например, король, герой, пророк, спаситель.

Как символ тотальности он появляется в виде круга, квадрата, креста, четырехугольника круга или мандалы

. .

Когда он представляет единство противоположностей, это единая двойственность, такая как китайский Тай Диаграмма ци, которая содержит противоположности инь-ян, герой и его противник (демон, дракон), Фауст и Мефистофель и т. д. В этом случае изображаются противоположности как дополнительные силы или принципы, указывающие на высшее единство.

Фигура, часто встречающаяся в снах современного человека, Атман представляет собой получеловека-полуживотного персонажа или, этически монах и блудник одновременно.

Осознание единства противоположностей на личностном уровне как раз и является целью процесса индивидуации.

Но, возможно, наиболее важным аспектом Самости является ее нуминозность (способность вызывать сильное чувство благоговения).

Согласно Юнгу, переживание Самости на эмпирический, личностный, уровень аналогичен религиозному откровению. Самость, говоря психологически, эквивалентна концепции верховного божества или Бога.

Отождествление эго с Самостью может привести к инфляции или, по словам Юнга, к «некоему туманному сверхчеловеку с раздутым эго». ( О природе психики , CW 8, пар. 430.)

Юнг о Самости
и процессе индивидуации

Символы процесса индивидуации, появляющиеся в сновидениях, представляют собой образы архетипической природы, изображающие процесс централизации или создание нового центра. личности. Общее представление об этом процессе можно получить из моего эссе «Отношения между Эго и бессознательным». По определенным причинам, упомянутым там, я называю этот центр — «я», которое следует понимать как совокупность психики. Самость есть не только центр, но и вся периферия, охватывающая оба сознательный и бессознательный; это центр этой тотальности, точно так же, как эго является центром сознания.

( Психология и алхимия , издательство Принстонского университета, 1993, пар. 4.)

Дополнительные ресурсы:

  • Собрание текстов Карла Юнга Архетипы и коллективное бессознательное
    содержит ценную информацию об архетипе Самости. Вы можете заказать эту книгу на Amazon.com:
  • http://amzn.to/2BjT9t9.
  • Также мы иллюстрируем появление архетипов, включая Я, во снах и объясняем их значение в нашем электронном курсе Юнг и Сны . Нажмите
  • здесь, чтобы узнать больше.

<= Назад к Архетипам или Домой

 © Copyright AROPA, 2022.

Юнгианские архетипы: Я, Персона, Тень, Анима/Анимус

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг, он придумал такие термины, как экстраверсия и интроверсия, архетипы, анима и анимус, тень и коллективное бессознательное и др.

Он был практикующим психиатром и считается основателем аналитической психологии или юнгианского анализа. В ранние годы он познакомился с Зигмундом Фрейдом, основателем психоанализа. У них были близкие отношения, и они совместно работали над общим видением человеческой психологии. Однако их пути разошлись, так как личные исследования Юнга в области аналитической психологии и особенно после открытия коллективного бессознательного сделали невозможным для него следование психоанализу Фрейда, что привело к болезненному расколу после многих лет сотрудничества.

Фрейд и Юнг

Аналитическая психология Юнга, по сути, породила эмпирическую науку о психике , кульминацией которой стал его великий труд «Собрание сочинений», написанный в течение 60 лет при его жизни.

Юнг разделяет нашу психику на три разные сферы: сознание, личное бессознательное, и коллективное бессознательное.

Сознание состоит из нашего поля осознания, всех переживаний, которые мы осознаем, именно здесь мы формируем наше Эго. Однако, по Юнгу, оно ничтожно по сравнению с бессознательным.

Личное бессознательное индивидуально для каждого человека и состоит из частей, уникальных для нашей собственной жизни, мыслей, о которых мы не знаем, забыли или были подавлены из-за их беспокоящей природы.

С другой стороны, коллективное бессознательное — это самая глубокая часть нашего бессознательного, которая наследуется генетически и не формируется личным опытом. Здесь находятся архетипы. Архетипы представляют собой универсальные паттерны и образы, являющиеся частью коллективного бессознательного. Юнг считал, что мы наследуем эти архетипы точно так же, как мы наследуем инстинктивные образцы поведения.

Юнг также был экспертом в изучении религиозной и мифологической символики, работа в обеих этих областях привела к открытию архетипов. Изучение этих мифов культур выявило сходные закономерности, он даже нашел те же символы в снах больных шизофренией, что подкрепило представление об архетипах и коллективном бессознательном.

Помимо своих путешествий по Соединенным Штатам и Англии, Юнг побывал в Восточной Африке, чтобы узнать о туземцах, которые никогда не были в контакте с европейской культурой, он также побывал в Индии, где почувствовал себя «находящимся под непосредственным влиянием иностранного культура» впервые. Индуизм сыграл важную роль в его понимании роли символизма и бессознательного.

Хотя Юнг предложил ряд архетипов, таких как: отец (авторитетная фигура), мать (заботливая), мудрый старик (мудрость, знание), герой (защитник, спаситель), обманщик (нарушитель спокойствия), среди другие. Мы сосредоточимся на том, что считается четырьмя основными юнгианскими архетипами: Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус

1. Самость

Самость

Чтобы понять Самость, нам нужно знать чем оно отличается от Эго, которое является частью царства сознания.

Юнг считает, что Атман выше по рангу, чем эго. Эго приобретается в течение жизни человека, и поэтому оно является сознательным фактором . Теоретически вы можете полностью описать эго, но это будет означать только сознательную личность, а не полную картину, которая должна включать в себя бессознательные части.

Эго состоит из соматических и психических факторов. Соматика — это физическое я, наше тело, а психическое относится к нашему внутреннему я , нашему разуму. И соматическое, и психическое имеют сознательные и бессознательные факторы.

Основной характеристикой Эго является наша индивидуальность , то есть часть нашего сознания; однако это одна часть личности, а не вся. Остальную часть составляет бессознательное.

Сумма сознательного и бессознательного есть то, что Юнг называет Самостью, которая составляет целостную личность индивидуума.

Чтобы достичь Самости, центральная концепция Юнга вращалась вокруг того, что он называл индивидуацией или самореализацией. Пожизненный процесс выделения себя из сознательных и бессознательных элементов каждого человека. Это он считал главной целью психологического развития человека.

Теперь мы углубимся в то, что Юнг считал самой важной частью нас самих, бессознательное.

Здесь мы сталкиваемся с Персоной, Тенью, Анимой/Анимусом, которые оказывают наиболее разрушительное влияние на Эго.

2. Персона

Персона

Персона известна как архетип соответствия, это элемент личности, который возникает по причинам адаптации или личного удобства. Если у вас есть определенные «маски», которые вы надеваете в различных ситуациях, — это персона. По сути, он скрывает наше истинное «я», представляя себя кем-то другим, чем мы есть на самом деле.

Когда мы радуем других людей своей персоной, оно оставляет наши негативные черты, противоречащие нашему истинному «я», образуя нашу Тень.

3. Тень

Тень

Юнг назвал тень неизвестной темной стороной личности. В то время как содержание личного бессознательного приобретается в течение жизни человека, содержание коллективного бессознательного неизменно представляет собой архетипы, которые присутствовали с самого начала.

Среди тени, анимы и анимуса наиболее доступной и легкой для восприятия является тень, поскольку ее можно извлечь из содержимого личного бессознательного.

Чтобы осознать тень, необходимо приложить значительные моральные усилия, чтобы признать темные аспекты своей личности реальными и присутствующими.

В то время как некоторые черты собственной тени можно распознать, некоторые оказывают большее сопротивление моральному контролю и практически не поддаются влиянию.

Индивидуум, который не распознает свою психологическую проекцию, защитный механизм, с помощью которого индивидуум защищается от бессознательных импульсов, отрицая их существование в себе и приписывая их другим, в конечном итоге создаст иллюзорную среду, посредством которой он превратит мир в копию собственное неизвестное лицо.

Психологическая проекция

Тень играет важную роль в уравновешивании психики в целом. Слабая адаптация тени приводит к низкому уровню личности, при котором индивид ведет себя как пассивная жертва своей тени, крайне обеспокоенная мнением окружающих, ходячая Персона.

Люди, которые не смотрят прямо на свои тени, проецируют их на других – качества, которые мы часто не выносим в других, мы имеем в себе и не хотим видеть. Но чтобы по-настоящему вырасти как личность, нужно интегрировать свою тень и сбалансировать ее со своей Персоной.

Человек может распознать относительное зло своей природы, но он редко смотрит в лицо абсолютному злу.

Встреча с вашей тенью может появиться во сне, как правило, в образе человека того же пола, что и вы. Это зависит от жизненного опыта каждого человека, а не унаследовано в коллективном бессознательном.

Растворение личности и понимание собственной тени является центральной частью процесса индивидуации.

С точки зрения истории доктора Джекила и мистера Хайда, «это должен быть Джекил, сознательная личность, которая интегрирует тень, а не наоборот. В противном случае вы станете рабом своей автономной тени.

Интеграция тени знаменует собой первую стадию аналитического процесса, без нее распознавание анимы и анимуса невозможно. Однако осознание тени должно быть непрерывным процессом на протяжении всей жизни.

4. Анима и Анимус

Анима и Анимус

Внутри тени существуют две контрасексуальные фигуры: анима и анимус.

В психике каждого мужчины присутствует бессознательный женский аспект, называемый анима, который является олицетворением всех женских психологических тенденций, в то время как в психике каждой женщины присутствует бессознательный мужской аспект, называемый анимусом.

В отличие от тени, представляющей личное бессознательное, через которое его содержание может быть осознано, анима и анимус гораздо дальше от сознания и редко осознаются.

Анима мужчины характеризуется женским Эросом. Он пассивен, как ребенок, ищущий защищающего и питающего заколдованного круга матери. Анимус женщины соответствует отцовскому Логосу, принципу рациональности.

Когда человек интегрирует аниму, она становится Эросом, уступая место более заботливой фигуре. Когда женщина интегрирует анимус, он становится Логосом, наделяя женщину способностью к самоутверждению и обдумыванию.

Анима появляется в снах, видениях и фантазиях, принимая персонифицированную форму. Она — спонтанный продукт бессознательного, а не замещающая фигура матери, присутствующая в каждом мужчине.

В нас живут мысли, чувства и аффекты, в существование которых мы никогда бы не поверили. Тому, кто еще не испытал этого на себе, это кажется полнейшей фантазией, ибо нормальный человек «знает, что думает».

Признание анимы порождает триаду: мужской субъект, женский субъект и трансцендентная анима. У женщины это порождает трансцендентный анимус.

Резюме Юнгианской аналитической психологии

Непрерывная интеграция содержимого коллективного бессознательного, превращение его в часть Самости посредством психотерапии, самоанализа и наличия моральной стойкости для изменения собственных убеждений может оказать значительное влияние на нас самих и дать нам гораздо более прочная основа в нашей психике, помогающая нам преодолевать наши ежедневные трудности и лучше осознавать, кто мы на самом деле, и что в нашей психике есть элементы, неподвластные нашему контролю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *