представления античных и восточных философов о хорошей жизни / Лента / Альпина нон-фикшн
Для буддиста счастье — отсутствие страданий
В буддизме нет понятия счастья как такового; скорее, для последователей этого учения стремление достичь счастья пагубно, так как представляет собой потакание своему эго. Однако это не означает, что буддисты лишены внутреннего удовлетворения и покоя, просто это состояние достигается другим путем.
Главная цель любого буддиста — уменьшение своих и чужих страданий. Источником страданий являются наши желания, волнения и привязанности. Избавившись от них, вытеснив беспокойство состраданием, страсть любовью, а неудовлетворенность — добротой и уравновешенностью, мы сможем избавиться от страданий и прийти к состоянию нирваны, то есть полного покоя и умиротворения.
Для конфуцианца счастье — человеколюбие
Для последователей Конфуция центральным является понятие жэнь, оно представляет собой главную добродетель — человеколюбие. Соответственно, для любого конфуцианца быть добродетельным означает проявлять любовь к людям. Парадигма взаимоотношений, основанных на любви, берет начало из идеальной семьи, где родители воспитывают и наставляют детей, а братья и сестры заботятся друг о друге.
Согласно этому учению, мы живем в одном мире, где все люди тесно взаимосвязаны; нас могут объединять семья, работа, место жизни, язык или культура. В отрыве от этих взаимоотношений «нас» не существует, а значит, наше благополучие зависит от вклада в эти отношения. Таким образом, счастье каждого человека невозможно без любви к другим.
Для даоса счастье — согласие с естественным ходом вещей
Один из главных вопросов, которыми задаются приверженцы учения Лао-цзы и Джуан-цзы — как справляться с неопределенностью. Современные люди привыкли по возможности избегать ее и стремиться к постоянству. Любой же последователь дао знает, что неопределенность — неотъемлемое свойство нашей жизни; мы не в силах контролировать действия других людей, природу и другие внешние обстоятельства, а потому единственное верное решение — принять естественный ход вещей и научиться пребывать в нем.
Подобная позиция не означает бездействие или отказ от принятия решений. Скорее, даосизм учит действовать своевременно, в соответствии со спонтанностью и естественностью. Научившись этому, мы сможем откликаться миру, будучи с миром заодно, и так достигать внутренней гармонии и счастья.
Для аристотелиста счастье — процветание и самореализация
Аристотель учил, что наша жизнь заслуживает того, чтобы быть прожитой, когда мы «процветаем»: занимаемся делом, которое способствует нашему преуспеванию, приносит нам удовольствие и чувство гордости, а также вызывает уважение у других людей.
Учение античного философа также говорит о нашей зависимости от внешних факторов: врожденных способностей, благосостояния, окружения и везения. Из этого не следует, что для процветания необходимо с рождения быть миллионером и не знать неудач. Согласно взглядам Аристотеля, счастье зависит как от наших стараний, так и от везения.
Для стоика счастье — быть добродетельным
В основе стоицизма лежит идея, что в жизни важнее всего быть порядочным человеком. Это достигается постоянной практикой четырех главных добродетелей: практической мудрости, мужества, справедливости и умеренности.
Для любого стоика также важная идея дихотомии контроля — понимание, что есть вещи, которые от нас зависят, и те, на которые мы повлиять не в силах. Так, что бы ни случилось с нами (как мы уже знаем, значимая часть нашей жизни зависит от других), мы всегда в силах отвечать за свои суждения, решения и реакции. В любой ситуации мы способны оставаться добродетельными, и уже это достойно и способно обеспечить нам хорошую и спокойную — то есть счастливую — жизнь.
Для эпикурейца счастье — гармония духа с чувственностью
Доктрина эпикуреизма состоит из канона, физики и этики. Физика объясняет устройство этого мира, этика — как в нем правильно жить, а канон — как познавать природу, как она проявляет себя, и как мы ее воспринимаем.
Для эпикурейцев единственно верный способ познания мира и соприкосновения с ним — наши органы чувств, способность испытывать удовольствие и отвращение. Разум лишь обрабатывает полученную информацию и не может достоверно описывать действительность. Так, наша чувственность позволяет нам не только познавать реальность, но и получать от этого удовольствие.
Счастье по Аристотелю — Почитать на DTF
«Что такое счастье?», — британский профессор по античной литературе Эдит Холл предлагает поискать ответ на этот вопрос в книге «Счастье по Аристотелю», где рассматривает этику одного из самых значимых философов Античности на современный лад.
10 763 просмотров
Аристотель wikipedia.org
Почему эта книга?
Я познакомился с этой книгой в рамках предварительного ознакомления с этикой Аристотеля. Для меня важен процесс самопознания и мне интересна философия, но познания мои обрывочны и до Аристотеля не доходили. Поэтому, чтобы подготовиться к изучению его этики воспользовался таким источником.
К удивлению, его философия вполне может стать ориентиром в принятии решений сегодня. Авторша подробно рассматривает сочинения Аристотеля и формирует общее представление об этике и взглядах философа на жизнь. Ниже краткий пересказ идей затрагиваемых здесь.
Краткий пересказ
Счастье по Аристотелю заключается в раскрытии потенциала, заложенного внутри человека, при стремлении к совершенству, насколько позволяют обстоятельства. Счастье — привычка поступать правильно, руководствуясь добродетелями: благодеянием, совестью и самодисциплиной. Это внутреннее стремление к моральному и нравственному эталону.
Единственный способ достичь этой привычки делать добро и руководствоваться в принятии решений человеческой природой — т.е быть разумным.
Для достижения счастья человеку нужно принять решение следовать добродетелям. Это его личная ответственность. Активная, деятельная позиция по отношению к своей жизни — ключ к тому, чтобы руководствоваться ими.
Разумный человек имеет все шансы прожить достойную жизнь. Он поступает по совести со своим окружением, способен на самостоятельные суждения, умеет созерцать.
В своих действиях ориентируется на рамки нравственного эталона, каждую ситуацию оценивая отдельно, саму по себе. Поскольку изначально никто не рождается добродетельным или нравственно идеальным, значит, это навык и его можно развить в любом возрасте.Все в этом мире имеет 4 составляющих: форму — первопричину — материал — смысл. Человек, способен определить для себя смысл своего существования. Удовольствие от деятельности — ориентир в этом. Для раскрытия своего потенциала в деятельности, которая приносит нам удовольствие, может потребоваться много времени. Нам следует постоянно искать среду, которая поможет раскрыть свои задатки и взаимодействовать с ней.
Каждый день мы принимаем решения разной важности, поэтому умение «рассуждать грамотно» — необходимое качество современного человека. Не менее важно уметь прислушиваться к другим и оглядываться на чужой опыт. Это такой же навык, который мы можем развивать. Некоторые, не обучаясь специально, рассуждают таким образом, поэтому нам стоит компенсировать свое неумение целенаправленной работой.
Нужно принимать во внимание среду в которой ты оказался и учится предвидеть разные возможные исходы, чтобы подготовиться к последствиям. Бездействие — тоже имеет последствия, но бездействие не требует усилий, поэтому присуще людям слабым морально.
Риторика — инструмент, которым пользуется каждый человек. Стоит хотя бы ознакомиться с ее основами для того, чтобы уметь воздействовать на аудиторию. Склонять к нужному решению, производить впечатление, одерживать победы в спорах и диспутах. Частью риторики являются принципы: краткости, нацеленности на аудиторию и четкости. Подача материала изменилась не так сильно, как кажется, и спустя тысячелетия можно почерпнуть в «Риторике» и «Поэтике» важное для себя.
Одна из сторон нашей личности — пороки. В умеренных проявлениях они не сильно портят наши взаимоотношения с окружающими и собой. Но крайние проявления их требуют коррекции, хотя бы до состояния умеренности, поэтому стоит уделить внимание самопознанию и трезво посмотреть на себя. Добрые качества в крайней форме тоже носят негативный оттенок, поэтому их проявления тоже необходимо уравновесить.
Нас оценивают по тому, что мы сделали. Не сделанное людей не интересует. Поэтому в этике Аристотеля уделяется большое внимание принятию правильных справедливых решений. Стоит быть честным и не хвастливым — лучше придерживаться умеренной скромности. Нельзя оставаться в стороне, когда видишь несправедливость.
Личные отношения с людьми — важная часть жизни. Разные формы союзов, которые мы образуем с людьми оказывают влияние на наше счастье. Поэтому нам стоит разобрать как и с кем мы взаимодействуем. С кем-то мы близки, с кем-то дружим ради выгоды или удовольствия — выстраивание отношений ценно временем, которое мы вложили в них. Ничего плохо в том, чтобы не испытывать чувства родства к кровным родственникам.
Мы формируем общество. Аристотель рассматривает разные виды политических устройств, которые существуют до сих пор. Каждый из них имеет свои минусы. Правильное общество: небольшое, основано на принципе «гражданского согласия». Бедность приводит к имущественному расслоению и разногласиям на этой почве, поэтому с ней следует бороться.
Человека характеризует его досуг. Если мы формируем общество, то правильно выстроенный досуг формирует нас. Нужно стремиться к тому, чтобы наполнять свою жизнь тем, что развивает нас. Следует изучать искусства, потому что они способны углублять наши нравственные взгляды.
Все живые существа смертны, поэтому нужно научиться принимать смерть и готовится к ней. Неизбежная конечность нашего бытия способна подтолкнуть нас к принятию решений и реализации жизненных проектов. Бог в этике Аристотеля существует в самопознании и не заинтересован в делах людей, он первоначальный импульс, но не наблюдатель. В жизни есть только один неизменный процесс — бесконечный цикл воспроизводства. Жизнь сменяет жизнь, жизнь порождает идеи, которые переживают своих создателей.
Резюмируем
В этой книге дан по сути общий взгляд на идеи философа. Я буду углублять свое знакомство с ними дальше. Однако, мысль о том, чтобы внедрять в свою жизнь следование добродетелям посещала меня неоднократно в процессе прочтения. Глава, посвященная принципу середины, побудила взглянуть на себя и оценить какие качества я вижу у себя и как их следует развивать или сдерживать.
Будь здоров!
Философия счастья Книга
Читать выдержки
Слушайте аудио книгу
Информация о покупке
I. Наш поиск счастья
Счастье. Мы тратим нашу жизнь и все наши усилия на ее достижение. Но знаем ли мы, что это такое и как это происходит? Безопасны ли мы в том, как достичь и поддерживать его? Уверены ли мы, что максимально используем свой потенциал для его получения? Наши ответы на эти вопросы могут быть не такими твердыми, как нам хотелось бы. Мы также не можем задавать такие наводящие вопросы. Жизнь бежит внутри и вокруг нас, и мы пытаемся извлечь из этого максимум пользы. Но что это лучше всего и как мы можем лучше всего этого достичь? Принципы и стратегии, которые мы создаем или получаем от других, могут не давать того счастья, которое они обещают или которого мы желаем. Мы можем обвинить вмешательство или, казалось бы, неизменные обстоятельства в причинах этого недостатка. Но мы также можем ощущать, что недостаток понимания ограничивает наше счастье на уровне ниже его потенциала. Мы можем искать смысл жизни вообще или смысл жизни для нас в частности. Мы также можем быть недовольны гораздо более узко определенными обстоятельствами по причинам, которые мы не вполне понимаем. Мы можем искать, часто даже не зная, что ищем.
Причины нашей борьбы очевидны. Стремление к счастью и его поддержание так же сложны, как и наша жизнь. Пока мы живы, существуют факты, возможности и впечатления того и другого, которые могут повлиять на наше счастье. Они бывают самых разных форм, комбинаций и настроек. Некоторые из этих обстоятельств могут быть нам известны, а на некоторые мы можем повлиять. Но многое остается за пределами нашего разума или, что более очевидно, физических возможностей.
Мы все это знаем и задаемся вопросом, сколько счастья мы можем испытать в этом мире. Далее мы спрашиваем, что мы можем сделать, чтобы положительно повлиять на наше существование. Наши ответы или их отсутствие составляют важную часть нашей философии счастья и могут существенно повлиять на наше мышление и поведение. Они порождают субъективные условия, которые могут влиять на наше счастье не меньше, чем объективные условия. Поэтому крайне важно, чтобы мы правильно понимали условия нашего счастья в их ограничениях и возможностях и продолжали разрабатывать и корректировать соответствующие стратегии, которые максимизируют наши шансы. Однако, прежде чем мы сможем перейти к таким решениям, мы должны более фундаментально определить, что делает нас счастливыми и несчастными, чтобы у нас были правильные цели и ориентиры в наших планах и действиях. Наши выводы в этом отношении составляют основу нашей философии счастья.
Приступая к таким рассуждениям, мы вскоре понимаем, что счастье неоднородно. Мы видим разные виды счастья, к которым мы стремимся или пытаемся сохранить, и что эти цели и их стремление могут конкурировать друг с другом в технических мерах и результирующих эффектах. Мы также чувствуем, что счастье — это мимолетная эмоция и что для ее возникновения требуется переход от относительного несчастья. Затем мы можем задаться вопросом, как эти качества влияют на нашу способность достигать и поддерживать счастье.
Сложности, связанные с поиском счастья и удержанием его, а также впечатления раздражения и беспомощности, которые накладывают на нас очевидные ограничения, могут быть подавляющими. Они могут стать причиной неразвитости или надуманной индивидуальной философии счастья. Качество подходов почти не улучшается среди множества консультативных начинаний и книг, посвященных счастью. Большинство потворствует нашему нежеланию серьезно заниматься этой трудной темой, отвлекаясь на легкое чтение мелких идей и банальностей, шумиху вокруг быстрых и легких решений, духовный вздор или претенциозное перефразирование заезженных академических идей. Многие из нас — и многие из тех, к кому мы обращаемся за руководством или кто стремится повлиять на нас — прибегают к неоптимальным мерам или могут увязнуть в нерешительности и бездействии.
Это может быть не только менее эффективным или неэффективным в обеспечении счастья, но может причинить нам и друг другу разрушительные, а иногда и катастрофические последствия. Состояние нашего мира и его обитателей отражает актуализацию этой постоянно мутирующей и обновляющейся угрозы. По мере того как человечество взрослеет, оно становится все более недовольным учениями, которые сбивают его с толку или загоняют в тупик или в лучшем случае указывают на один или несколько кусочков головоломки. Многие хотят улучшить себя или окружающую среду, которая влияет на них, или обеспокоены будущей деградацией нынешних благоприятных условий. Не все из нас могут быть сильно несчастны. Некоторые из нас могут быть довольны, если смогут выкроить сносную меру счастья против его капризов. Они могут утверждать, что у них достаточно счастья. Но так ли это на самом деле? Разве они не просто говорят, что количество счастья, которого они достигли, соответствует или превышает их понимание или понимание, и что они боятся испытать свою удачу?
II.
РАЗРАБОТКА НАШЕЙ ФИЛОСОФИИ СЧАСТЬЯ
Я пришел к выводу, что какими бы ни были обстоятельства и состояния нашего счастья, всем нам может быть полезно прояснить свое понимание счастья и укрепить свое поведение в пользу счастья на основе такого понимания. Пытаясь разработать такую основу, я в конце концов занялся философией счастья как предметом глубоких и оригинальных исследований. Я обнаружил, что до сих пор не проводилось адекватного исследования счастья на протяжении всего человеческого существования, хотя счастье сформировалось и продолжало оставаться предметом многих философских и других усилий. Казалось, что коллективное человеческое сознание продолжало искать ответы, потому что оно продолжало осознавать, что сущность счастья и способы его достижения по-прежнему недостаточно освещены или искажены миражами.
Этот веб-сайт и моя книга «Философия счастья» посвящены тому, чтобы вывести отдельных людей и человечество из этой путаницы и ненужного несчастья. Мое рассмотрение предмета является всеобъемлющим и тщательным. Моя работа направлена на то, чтобы помочь нам обрести ясность в отношении счастья в целом и нашего счастья в частности, а также определить и применить соответствующие средства для преодоления проблем, которые можно преодолеть. Он также пытается помочь нам обрести мир с обстоятельствами, которые мы не можем изменить. Его цель — дать нам возможность развить нашу собственную философию счастья до зрелости и успешно применять эту философию.
В моей книге подробно исследуется, что такое счастье и как мы можем его создать. Она написана как теоретическое и практическое руководство. Книга задумана как самопомощь для личного развития. Его всестороннее исследование также делает его философской книгой, не требующей предварительной философской подготовки. Он не останавливается на рудиментарных и часто неудачных попытках других философов относительно счастья, но представляет собой новое начало. Стремясь охватить все аспекты человеческих стремлений к счастью, книга рассматривает темы права, экономики, политологии, социологии, истории, антропологии, психологии, биологии и физики. Он подходит к поиску счастья не как к искусству, а с точки зрения науки. Его изучение показывает счастье как сугубо индивидуальное явление, а также как систематическую силу, которая формирует человеческое состояние, человеческую судьбу и материи за пределами космического масштаба.
Книга освещает эти субъективные и объективные функции счастья. Его идеи о природе счастья могут помочь нам понять общие темы наших поисков, а также общую территорию и правила, которых мы должны придерживаться в своем стремлении к счастью. Однако оно не предполагает знания того, какие конкретные цели и занятия сделают нас счастливыми. Скорее, он развивает, описывает и побуждает нас открывать инструменты для поиска, понимания и определения нашего личного счастья и реализации этого видения с оптимизированной подготовкой. Его цель состоит не в том, чтобы внушить доктрину, а в том, чтобы дать нам силу.
В книге предполагается, что люди, как правило, наделены всеми внутренними составляющими и механизмами для развития своего счастья в максимально возможной степени. Если наши способности не патологически ограничены, нам, возможно, достаточно будет осознать эти врожденные силы, чтобы привести их в действие. Тем не менее, нам нужно проделать определенную работу, прежде чем мы сможем систематически увеличивать свое счастье. Это, по-видимому, является функцией всестороннего раскрытия нашей концепции счастья и предоставления ему возможности занять свое естественное место. Задача книги – помочь в этом процессе. Чтобы найти то, что делает нас счастливыми, необходимо, чтобы мы узнали, кто мы такие и чего мы хотим. Это требует от нас помнить о наших желаниях, наших потребностях, нашей личности. Как только мы поймем свои мотивы, мы должны упорядочить и реализовать их с максимальной эффективностью по отношению друг к другу, нашим способностям, другим людям и нашему нечеловеческому окружению. Книга поддерживает нас в обретении этих идей и выборе решений и задач на нашем пути к более счастливой, если не счастливой, жизни и лучшему миру.
Далее в книге исследуется, сколько счастья мы можем ожидать даже при наилучших обстоятельствах, когда максимизируем свое счастье. Он описывает внешние и внутренние ограничения, которые угрожают нашим достижениям. Но он также показывает перспективы, которые могут помочь нам преодолеть ограничения. Таким образом, мы можем не только обрести ясность в отношении своего счастья, но и уверенность в его стремлении.
Этот основополагающий трактат появился в то время, когда появились обнадеживающие признаки того, что человечество может стать восприимчивым к идее о том, что счастье является основной целью, мотивирующей наше существование, и что мы должны уделять ему больше внимания не только на личном, но и на на более высоких уровнях. Люди во всем мире уделяют больше внимания своему счастью и тому, как на него влияет их отношение к окружающей среде. Это находит свое отражение в растущем интересе к литературе по самосовершенствованию, которая помимо чисто личных вопросов включает в себя социальные и экологические связи. Кроме того, счастье вышло за рамки научной области философов и становится общепризнанным предметом эмпирических исследований. Страны обращаются к счастью как индикатору общественного здоровья или успеха управления. И международные организации тоже продвигают такие идеи. Помимо усилий, явно направленных на счастье, многие начинания и движения подразумевают его, пытаясь продвинуть некоторые из его компонентов или пытаясь уменьшить беды, стоящие на его пути.
Однако без прочной философской основы и совета личные, общественные и наднациональные усилия в отношении счастья могут не достичь многого, могут стать ошибочными или могут оказаться неустойчивыми. Моя книга «Философия счастья» дает необходимое философское обоснование и советы на всех трех уровнях.
Как и все другие мои книги, «Философия счастья» издается издательством Palioxis Publishing. Обширные выдержки, введения, а также эссе, цитаты и стихи, которые могут помочь вам в изучении тем книги, централизованно доступны и доступны бесплатно в разделе «Материалы». Вы можете бесплатно прослушать аудиоверсию всей книги на этом сайте или на YouTube-канале «Философия счастья». Книга доступна в печатном виде, в твердом переплете и в двухтомном издании в мягкой обложке, а также в электронных версиях Kindle, Nook, Kobo, Google и PDF. Для получения дополнительной информации о покупке щелкните здесь или на желтом баннере выше.
III. СОДЕРЖАНИЕ
Это оглавление представляет собой репродукцию отрывка из книги «Философия счастья». Версия в формате PDF доступна в пункте 2 а) раздела «Материалы».
© 2013-2023 BY MARTIN JANELLO
УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
12 философов делятся цитатами о счастье
Перейти к
- Основное содержание
- Поиск
- Счет
Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях
Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦАУчастники стратегии
2016-05-18T18:01:00Z
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении ВикискладХорошо заполненная очередь Netflix может иметь большое значение для чистого и абсолютного счастья, но иногда все же чего-то не хватает.
В такие моменты полезно обратиться к мудрости величайших мыслителей истории: Кьеркегора, Сократа, Торо и Будды.
Вот что философы узнали о счастье задолго до того, как оранжевый стал новым черным.
«Нет пути к счастью: счастье — это путь» — Гаутама Будда, живший около 500 г. до н.э.
Джонатан Чоу / FlickrПодобно мантре о том, что путешествие является конечным пунктом, взгляд Будды на счастье делает наибольший акцент на том, чтобы люди находили удовлетворение в жизненном опыте, а не в достижении.
Конечной конечной цели нет. Ради Будды мы создаем свое счастье по пути.
«Из всех форм осторожности осторожность в любви, возможно, является самой фатальной для истинного счастья» — Бертран Рассел, живший в начале 1800-х годов.
Бертран Рассел ВикискладДля кого-то вроде Бертрана Рассела, любителя математики, естественных наук и логики, не в характере баловаться чем-то столь обсуждаемым , как счастье.
Но его идея о том, что счастье можно найти, отдаваясь внутреннему чувству любви, звучит правдоподобно, и современная наука, похоже , на его стороне.
«Счастье — это ощущение, что сила возрастает — что сопротивление преодолевается» — Фридрих Ницше, живший в конце 19 века.
ВикискладДля Ницше, знаменитого усатого нигилиста, счастье — это своего рода контроль над своим окружением.
Немецкий философ часто писал о влиянии власти (и ее отсутствия) на жизненный опыт людей. Когда люди сопротивляются, они возвращают себе свободу воли. Тогда это ощущение себя может превратиться в счастье.
«Секрет счастья, как видите, не в поиске большего, а в развитии способности наслаждаться меньшим» — Сократ, живший в 450 г.
до н.э. Смерть Сократа Смерть Сократа Жака-Луи Давида (1787 г.)Для Сократа, одного из величайших мыслителей древности, счастье не зависит от внешних наград или похвал. Оно исходит из личного, внутреннего успеха, которым люди себя наделяют.
Сократив наши потребности, мы научимся ценить более простые удовольствия.
«Человек, который все, что ведет к счастью, зависит от него самого, а не от других людей, принял наилучший план счастливой жизни» — Платон, живший в 4 веке до нашей эры.
Статуя греческого философа Платона видна в центре Афин. Томсон РейтерНеудивительно, что Платон, ученик Сократа, определяет счастье так же, как его учитель.
Платоновская версия счастья — это форма личностного роста. Это получение удовольствия от достижений — пробежать милю быстрее, прочитать больше книг, чем в прошлом году, — а не от того, что эти достижения могут вам принести.
«Счастье зависит от нас самих» — Аристотель, живший в Древней Греции около 300 г. до н.э.
ВикискладК тому времени, как сообщение дошло до Аристотеля, ученика Платона, идея счастья превратилась в нечто, что мы взращиваем сами.
Другими словами, это не дар, который нам дарят другие люди или вещи. Это то, что мы создаем изнутри и обязаны защищать.
«Я научился искать свое счастье, ограничивая свои желания, а не пытаясь их удовлетворить» — Джон Стюарт Милль, 1806 года рождения.
ВикискладДжон Стюарт Милль был титаном либерализма, возможно, его самой важной фигурой в истории. Он распространял евангелие свободы везде, где только мог.
Когда дело дошло до счастья, он перенял мудрость древних греков. Вместо наполнения своей жизни товарами Милль верил в утилитаризм. Он верил в использование вещей по назначению, и если они не служили никакой цели, он изгонял их из своей жизни.
«Чем больше человек будет размышлять о добрых мыслях, тем лучше будет его мир и мир в целом» — Конфуций жил в Китае около 500 г. до н.э.
Фотокон/Dreamstime.comМнение Конфуция о счастье отразилось в истории в таких книгах, как «Сила позитивного мышления» и в недавних исследованиях в области когнитивно-поведенческой терапии, целью которой является помочь людям увидеть связи между их мыслями, чувствами и поведением.
Согласно конфуцианскому мышлению, счастье — это самоисполняющееся пророчество, которое воспроизводится по мере того, как мы находим причины для его существования.
«Величайшие блага человечества находятся внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей участью, какой бы она ни была, не желая того, чего у него нет» — Сенека, родившийся в Испании в 4 г. до н.э.
ВикискладЛюбимый современными философами-ботаниками, такими как инвестор Нассим Талеб и гений маркетинга Райан Холидей, философ-стоик твердо верил в то, что психологи теперь назвали бы «локусом контроля».
У некоторых людей локус живет снаружи. Они чувствуют, что внешние силы управляют их действиями. Для других (по мнению Сенеки, счастливых) локус живет внутри.
«Если вы в депрессии, вы живете в прошлом. Если вы встревожены, вы живете в будущем. Если вы спокойны, вы живете в настоящем» — Лао-Цзы, живший около 600 г. до н.э. в Китае.
Том @ HK / ВикискладВ переводе просто «Старик», никто точно не знает, кем на самом деле был Лао-Цзы. Но мудрость фигуры о том, как жить настоящим, перешагнула тысячелетия.
И психологи отстаивают его пользу.
Некоторые исследования показывают, что люди сообщают о наибольшем счастье, когда они заняты тем, что требует их полного и настоящего внимания: хороший разговор, творческие задачи или секс.
«Жизнь — это не проблема, которую нужно решить, а реальность, которую нужно испытать» — Серен Кьеркегор, философ начала XIX века.
ВикискладДо того, как появился звездный смешанный аккаунт Твиттера Ким Кьеркегордашьян, был датский философ , вдохновивший его.
Кьеркегор считал, что счастье заключается в том, чтобы присутствовать в данный момент и наслаждаться поездкой. Как только мы перестанем превращать наши обстоятельства в проблемы и начнем думать о них как о переживаниях, мы сможем получать от них удовлетворение.
«Счастье похоже на бабочку: чем больше вы за ним гоняетесь, тем больше оно будет ускользать от вас, но если вы переключите свое внимание на другие вещи, оно прилетит и мягко сядет вам на плечо» — Генри Дэвид Торо, родившийся в 1817 год в Массачусетсе.
ВикискладВозможно, неудивительно, что автор-трансценденталист и сторонник гражданского неповиновения занял пассивный подход к счастью.
Как он подробно описал в «Уолдене», Торо предпочитал нарушать условности. Он избегал привычки. Возможно, благодаря приверженности случайности, подумал он, он сможет обрести более широкое, более космическое чувство счастья.
Идея хорошо сочетается с призывом других мыслителей жить настоящим.
Прочтите оригинальную статью на Tech Insider. Авторское право 2016.