Смысл жизни и счастье — Учись Как На Парах!
Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – От Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни.
ГЕДОНИЗМ | Þ | Стремление к наслаждению |
ЭВДЕМОНИЗМ | Þ | Счастье через преодоление стремления к наслаждению |
КИНИЗМ | Þ | Борьба со страстями, победа над желаниями |
ЭПИКУРЕЙСТВО | Þ | Безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданиями |
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА | Þ | Духовное служение Богу во имя вечного спасения |
ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ | Стремление к самовыражению, славе | |
РАЦИОНАЛИЗМ 17-18 вв. | Þ | Познание |
Т. ГОББС (18 в.) Ф. НИЦШЕ (19 в.) | Þ | Власть человека над человеком, Индивидуальная воля к власти, могуществу, подчинению чужой воли своей |
ПРАГМАТИЗМ | Þ | Богатство, стремление к обладанию (вещами, комфортом, престижем) |
Л. ФЕЙЕРБАХ (19 в.), Э. ФРОММ (20 в.) | Þ | Любовь |
Каждая ситуация жизни несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого человека он является единственным и единственно истинным. Человек сам должен Искать И Находить Его. Но Найти смысл – это еще не все; необходимо Осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла является для человека необходимостью в силу конечности, ограниченности и необратимости человеческого бытия в мире, из-за неповторимости каждой конкретной ситуации. Но, осуществляя смысл своей жизни, тем самым человек осуществляет самого себя.
Смысл, осмысленность и цель жизни – понятия не равнозначные:
Смысл – это Объективная наполненность, Содержательный критерий жизни; Осмысленность – это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь Смысл, независимо от ее Осмысления.
Объективно смысл жизни реализуется в процессе жизнедеятельности человека, протекающей в разных сферах. Поэтому смысл жизни может выступать как Спектр смыслов и целей. Но в любом случае Человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни счастливо совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант – ситуация, когда
С осознанием смысла жизни тесно связано понятие Цели. В сознании человека Цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождествена смыслу жизни. Цель – это определенный рубеж, а Смысл жизни – генеральная линия, определяющая цели. Это та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни – впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели.
Сложность поиска смысла жизни:
· Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а Обрести Его в опыте своего бытия, Выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий.
· Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, конфликты несовпадения смысла жизни в общечеловеческом аспекте и индивидуальной его интерпретации.
· Глубина и сложность проблемы в том, что Знать что-то о смысле жизни, Определить его для себя и Прожить свою жизнь со смыслом – далеко не одно и то же.
Счастье как этическая категория тесно связано с категорией «смысл жизни». Если последняя как бы дает объективную оценку значимости существования человека, то
Правда, если понимать счастье лишь как Чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому существует множество «моделей» счастья – общепризнанных и личных, в рамках которых Счастье соотносится с Благом – с Обладанием Им или Созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».
В гуманистической этике существует мнение: Для того чтобы человек был счастлив, он должен не Иметь, а Быть (Э. Фромм) – быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Счастье – это осуществление Внутренней свободы, Процесс реализации глубочайшего личного «хотения».
Необходимые условия счастья:
Объективные – удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт – еще не счастье, а лишь Норма человеческого существования.
Субъективные – внутренняя готовность и способность личности к счастью – своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. В конечном счете, это – нормальное состояние человека. И поэтому Отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а Утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни.
Некоторые особенности и «законы» счастья
· Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни.
· Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некоей «зоне непрекращающихся удовольствий». Это миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.
· Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.
· Счастье Существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей, оно невозможно в одиночестве. Им нельзя владеть, обособившись ото всех. Для счастья всегда нужны Другие: только тогда, когда другие приобщены к «моему» счастью, а я к счастью других – только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность.
· Счастье не может быть абсолютным
. Оно – не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем какой-то неосознанный страх: страх потерять его, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а сдругой – ориентирует нас на бережное отношение к счастью.· Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой – преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления – собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».
· Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности, Ради которых ЧЕловек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья.
· Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый человек, счастье – только по-настоящему нравственный.
Записи по теме
naparah.com
Счастье и смысл жизни — Психологос
Фильм «Амели»
Счастье этого человека — отдирать обои, складывать ботинки. Для взрослого человека такое счастье — недостойно.
скачать видео
Фильм «Юлий Цезарь»
Фильм «Синтон. Тренинг: Мир эмоций»
Счастье — не переживание, а оценка достойно прожитой жизни.
скачать видео
.. Вы выходите из тёмного подъезда, а на улице светит солнышко, набухают почки, и в воздухе стоит запах весны.
… Или — вы лежите на песчаном пляже, слышите шум моря, а вашу кожу обдувает приятный, чуть прохладный ветерок…
Вопрос — эти картинки про счастье или про любовь?
А если вы ждете любимого, готовите ему его любимое блюдо и накрываете на стол так, чтобы он понял — этот вечер посвящен ему: это только про счастье и или еще и про любовь?
Счастье — это радость получения, любовь — это радость дарения. Получать для себя — понятно, а думать о другом и отдавать свое кому-то другому — труднее, именно поэтому счастья хочется каждому, но далеко не все понимают ценность любви.
Такая же ситуация со счастьем и смыслом жизни. Счастья хочется каждому, но далеко не для всех счастье является смыслом жизни. В современной культуре потребительского общества о праве каждого на счастье рассказывают уже детям, а о том, что жизнь может и должна быть осмысленной, должна быть «зачем», не слышали даже большинство взрослых.
Смысл жизни — то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, это ответ на вопрос «Зачем я живу?». А много у нас тех, кто в здравом состоянии задаются подобным вопросом? Видение смысла жизни — это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить. Если счастье достаточно чувствовать, то о смысле жизни нужно думать. Ну и много у нас людей, склонных думать? Если людей не учить этому специально, о будущем думает мало кто. Более того, вал психологической литературы сегодня учит жить чувствами, а не головой, и жить только «здесь и сейчас», не размышляя о каком-то будущем… В результате о каком либо «смысле жизни» так воспитанные люди думать уже и не хотят, и тема смысла жизни волнует, похоже, только невротиков, у которых жизнь все никак не складывается…
Счастье и смысл жизни — достаточно разные вещи. У человека может быть в жизни счастье, но не быть в жизни смысла. И наоборот — смысл есть, а счастья нет.
Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это — и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет. «Тот, кто знает Зачем, выдержит любое Как» — писал Ницше.
Если жизнь уподобить маршруту, то смысл жизни — одно из его направлений, а счастье — один из способов передвижения по этому маршруту. Кто-то в своей жизни выбирает направлением вовсе не смысл жизни, а другие ценности — развлечения или достаток, здоровье или острые переживания… Большое число наших сограждан вовсе не заморачиваются направлением своей жизни, считая вполне достаточным удовлетворение своих потребностей, а те, кто не научился жить счастливо, могут поставить счастье смыслом своей жизни…
При этом счастье само по себе целью и смыслом жизни не является. Точнее, может являться, а может и нет: все зависит от типа личности, взглядов и мотивов человека. Если все ваше счастье — отдирать обои и складывать ботинки в ряд, кажется, что такое счастье недостойно взрослого человека.
Для православного человека счастье как наслаждение радостями современного мира — не смысл жизни, а дьявольское соблазнение. Смысл его жизни — приближение к Богу, спасение души. Можно сказать, что счастье православного человека — в служении Богу, но размышления о счастье в принципе для православия не характерны. При этом важно помнить, что для любого христианина уныние является одним из страшнейших грехов.
Для деятельного человека счастье — ресурс и инструмент. Деятельному человеку счастье помогает, когда оно становится привычным фоном и источником энергии. Счастье мешает, когда отвлекает от дел.
Академик Любищев, подводя итоги года, как-то написал: «В этом году сделал мало. Был счастлив». За этими словами слышится то ли раздумье, то ли — печаль.
Для процессника счастье может являться целью и смыслом жизни, это его ценности. Результатнику важнее результат, а переживания и счастье во вторую очередь. Смотри Счастье и типы личности
Наполеон, оглядываясь на свою жизнь, сосчитал в ней всего четыре счастливых дня. Ну и что? Ему нужна была Франция, он хотел подарить Франции свободу, разумные законы, эффективную экономику — и это было для него важнее, чем его личные переживания. Большие люди на свои эмоции обращают внимание не слишком много. А на результаты — внимание обращают обязательно. Это им важно.
В синтон-подходе, счастье — это не цель, а только способ жизни разумного человека. Это естественный фон жизни, который не приходит к нам (при приближении к целям), а который мы сами создаем несложными ключами и механизмами. Мы это делаем — или не делаем. И иногда вовсе это не нужно делать, если позитив начинает противоречить более важным целям и ценностям. В настоящей, правильной жизни никто не обещает вам полного и абсолютного счастья, вы часто будете переживать и дефицит, и нехватку. Вы это обязательно почувствуете. Когда вам категорически не будет хватать целой жизни, когда вы всем телом будете ощущать, что вам позарез нужно три жизни последовательно и хотя бы две параллельно, когда каждый день для вас страшно короткий — у вас правильная жизнь!
www.psychologos.ru
Смысл жизни. Этика
В усилиях выйти из глубокого духовного кризиса Л.Н. Толстой задумался над тем, а) отчего, в силу каких причин встает перед человеком вопрос о смысле жизни и б) в чем заключается его содержание. По первому пункту он пришел к заключению, согласно которому человек вопрошает о смысле жизни тогда, когда он сам живет бессмысленно, ведет неправильную жизнь. Неправильной, бессмысленной жизнь оказывается тогда, когда человек прожигает ее — подходит к жизни так, как если бы за ней ничего не было. По второму пункту Толстой сделал следующий вывод: поскольку жизнь кажется бессмысленной из-за ее бренности, то вопрос о смысле жизни есть вопрос о таком содержании жизни, которое не кончается вместе с самой жизнью. Когда человек спрашивает о смысле жизни, он спрашивает о том, что в ней есть бесконечного, бессмертного, вечного. Философы, как, например, Шопенгауэр, говорившие о совершенной суетности, бессмысленности существования, в действительности не отвечали на вопрос, а только повторяли его. Вопрос требует выявить отношение конечного к бесконечному, смертного к бессмертному, а они утверждают, что жизнь конечна, все подвержено тлену и забвению.
Жизнь, лишенная смысла, не может получить санкции разума, она невозможна как разумная жизнь. Здесь есть два аспекта: логический и нравственный.
Логический аспект состоит в том, что разум, отрицающий смысл жизни, отрицает одновременно самого себя.
«Не было бы разума, не было бы для меня и жизни. Как же этот разум отрицает жизнь, а он сам творец жизни?» (47, 29).
Разум — существенный факт человеческой жизни. Его утверждение о бессмысленности жизни есть утверждение о собственной бессмысленности или неразумности. А разуму, утверждающему собственную неразумность, можно верить не больше, чем лжецу из старого парадокса, который утверждает, что он лжец.
Рассмотренный в нравственном аспекте тезис о бессмысленности жизни оказывается глубоко фальшивым. Признать жизнь бессмыслицей — значит признать ее злом. Если принимать этот вывод всерьез, в его нравственно обязывающем значении, то отсюда с необходимостью следует требование покончить со злом, прежде всего покончить со злом в самом себе.
«Никто не мешает нам с Шопенгауэром, — пишет Толстой, — отрицать жизнь. Но тогда убей себя — и не будешь рассуждать» (47, 30).
Если бы те, кто считает жизнь суетной бессмыслицей, злом, действительно так думали, они бы давно покончили с жизнью и были бы лишены возможности рассуждать о том, что она бессмысленна.
Смысл жизни не может заключаться в том, что умирает вместе со смертью человека. Он не может заключаться в жизни для себя, для других и даже для человечества, ибо все это не вечно. Вопрос о смысле жизни подводит к понятию Бога. Им обозначается бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь обретает смысл. Больше о Боге ничего определенного сказать нельзя, это — предел разума, устанавливаемый самим разумом. В силах разума доказать, что Бог существует, но не в его силах сказать, что такое Бог. Толстой уподобляет понятие Бога понятию бесконечного числа. Бесконечное число выводится из сложения, знание о существовании Бога выводится из вопроса: откуда я?
Стремление к Богу как к изначальной полноте истины есть свобода. Не знай человек никакой истины или знай ее всю, он не был бы свободен. Свобода связана со срединностью человеческого бытия и состоит в движении от меньшей истины к большей. Как считает Толстой, существуют истины троякого рода. Во-первых, истины, уже ставшие привычкой. Во-вторых, истины, которые еще остаются смутными. И те и другие являются сферой необходимости. В-третьих, истины, которые уже стали совершенно ясными, но еще не превратились в привычку. По отношению к ним обнаруживается свобода человека. Свобода ведет человека по пути к Богу.
Признание Бога как источника жизни и разума предопределяет совершенно определенное отношение человека к нему, которое Толстой, следуя Евангелиям, уподобляет отношению сына к отцу, работника к хозяину. Суть отношения человека к. Богу умещается в короткую формулу: не как я хочу, а как он хочет. Это есть формула любви, которая есть одновременно и формула добра.
Любить Бога — таков высший закон жизни и нравственный императив человека, вытекающий из его объективного положения в мире. Так как человек не знает о Боге ничего кроме того, что тот существует, то его отношение к нему реализуется не прямо, а косвенно — через правильное отношение к другим людям и правильное отношение к самому себе. Правильное отношение к другим людям есть братское отношение, оно вытекает из того, что все люди находятся в одинаковом отношении к Богу, они — его дети. Правильное отношение к себе есть спасение души, оно определяется тем, что именно душа является средоточием божественного начала в человеке. Из этих двух отношений первичным, базовым является отношение к себе. Сознание степени несоответствия с непостижимой полнотой божественного идеала — таков критерий правильного отношения к себе. Человек, понимающий, что он бесконечно далек от совершенства, всегда будет стремиться к тому, чтобы находиться по отношению к другим в положении слуги, а не господина.
Понятия Бога, свободы и добра Толстой рассматривает как смысложизненные понятия. Они ориентируют конечную человеческую жизнь в направлении ее бесконечного начала. В послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой говорит о двух способах ориентации в пути: в одном случае путь обозначается через конкретные предметы, которые последовательно должны встретиться на нем; во втором случае указывается только направление движения, контролируемое компасом. Точно так же существует два способа нравственного руководства: при одном дается точное описание обязательных поступков (соблюдай субботу, не кради и т. д.), при втором задается недостижимое совершенство идеала. С помощью идеала, как и с помощью компаса, можно только установить степень отклонения от пути. Смысл жизни и есть идеал; его назначение — быть укором человеку, указывать ему на то, чем он не является.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Конспект урока по модулю Основы светской этики «Счастье и смысл жизни»
План-конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Тема: «Смысл жизни и счастье»
Цели урока:
познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;
учить рассуждать на нравственные темы.
Задачи:
развивать речь учащихся;
воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;
развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:
Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата «А4».
Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся.
— Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, который волнует нас всех.
— Знаете ли, вы, что такое притча? Урок я хотела бы начать с притчи.
Притча — это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)
— Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?
— Читает притчу учитель, а обучающие слушают её.
Притча о Счастье
Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.
Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив
Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.
Другой брат, наклонившись к яме, попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.
Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.
Третий брат, подойдя к яме, наклонился:
— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.
— Что нужно Тебе? — переспросил брат.
— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.
Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.
А Счастье довольное побежало за ним…
— Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)
Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?
— На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)
— Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»
— Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?
Задание: Ребята, скажите: какое состояние души могут отражать лица людей?
Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)
Как же можно обобщить ваши высказывания, одним словом?
Ответы детей (они счастливы)
Первичная проверка понимания изученного
Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.
Э. Асадов “Что такое счастье”
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Счастье — состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это — и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.
Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье — это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама — и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет — его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками — больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.
— Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.
— А из, какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В. Катаев)
— Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя:
«Лети, лети лепесток через запад на восток, »…
(вспоминаем сказку по этапам)
— А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)
— Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)
— Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? ( Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)
Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других,…….
— У каждого человека свое счастье.
Составление интеллект — карты по группам
— А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни
— Подумайте что такое смысл жизни?
Смысл жизни — то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни — это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.
Источник — «http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни»
Разнообразие смыслов жизни
— Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.
Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния — «построить дом». Или идея защиты окружающей среды — «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания — «вырастить сына».
— Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть)
— Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?
— Может цель нашей жизни в богатстве?
— Власть и слава? (стремление к славе мы не можем считать целью жизни)
— Жизнь ради детей?
— Жить ради знаний? Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.
У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.
— Сохранение здоровья? ( мы можем своими усилиями продлить здоровье)
— Итак, каждый по своему понимает, в чем смысл жизни.
Задание для работы в парах
— А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.
— Обсудите в парах смысл их изречений.
Беседа с учащимися по вопросам.
— Зачем живёт человек?
— Каково его предназначение в мире?
— Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.
Рефлексия.
— С какими новыми понятиями работали сегодня?
— Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?
infourok.ru
Смысл жизни и счастья — реферат
Министерство образования и науки РФ
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Филиал в г. Гусь-Хрустальный
Реферат
по предмету «Основа этики»
на тему: «Смысл жизни и счастья»
Группа ДБС-112
Руководитель Ситова А.А.
Разработал студент Стогова Е.Э. |
Введение
Глава 1
1.1 Смысл жизни как этическая категория.
1.2 Проблема смысла жизни
1.3 Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни
1.4 Смысл жизни в семье.
Глава 2
2.1 Счастье
2.2 Счастье как эмоциональное переживание
2.3 Условия счастья
Заключение
Каждый человек ищет цель и смысл своей жизни. С момента взросления он выбирает сферу деятельности, круг общения, строит семью. По завершению этих этапов один человек поймет, что это есть все то, что для него было важно в жизни, другой же, оглянувшись назад, осознает, что это не то, чего он на самом деле хотел, не то, что ему было нужно. Получается, что два человека не могут иметь одного понятия «смысла жизни» на двоих, у каждого есть своя индивидуальная цель, пусть стремления двух людей будут синонимичны, но, по сути, будут совершено разными. В поисках счастья люди тоже не всегда идут по правильному пути. Может быть, проблема заключается в том, что человек просто не имеет правильного понимания понятий «счастье и смысл жизни, цель жизни»?
1.1 Смысл жизни как этическая категория.
Счастье, смысл жизни, цель и идеал человеческой жизни. Трудно найти другие категории этики, которые с древнейших времен и до наших дней не вызывали бы такой живой интерес. Зачем живет человек? Каково его предназначение в мире? Есть ли какой-то смысл в его жизни, если он конечное существо, т.е. смертен?
Эти и другие подобные вопросы, которые Г. Гейне назвал в свое время проклятыми, не могут не волновать каждого мыслящего человека, ибо вопрос о смерти и бессмертии — это глубоко нравственный вопрос — только человеку свойственно задумываться о конечности своего существования. Именно в такие моменты он с особой силой ощущает и осознает потребность определить, в чем же заключается для него смысл жизни, счастлив ли он. Это момент нравственной самооценки человека.
В истории этики
известно множество ответов на
вопросы о смысле жизни
Все их можно разделить на три основных направления:
1) одни усматривали смысл жизни в индивидуальном благополучии;
2) другие видели его в
3) провозглашали бессмысленность и абсурдность человеческого бытия.
Индивидуалистические
концепции счастья и смысла
жизни мы находим в гедонизме
и эвдемонизме. Кроме того, в том
или ином варианте понимание
счастья как максимума
Второе направление
в понимании смысла жизни ярче
всего проявляется в
Третье направление
в понимании смысла жизни
Отцом пессимизма
в европейской философии
1.2 Проблемы смысла жизни.
Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.
Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.
Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя!!!
1.3 Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни
К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и
соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая — ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных перспективах. Не нужно доказывать, что аскетизм может быть религиозным. А многие его только таким и признают. Еще ближе к такой возможности смысл жизни в форме смирения. Да и у категорического императива религиозная координата просматривается достаточно
четко. Как известно, постулат свободы, на который опирается данный императив в кантовской моральной системе, с необходимостью дополнен постулатами бессмертия души и существования Бога.
И все же религиозное понимание смысла жизни стоит особняком — оно весьма специфично. Доминирует в нем не разум в человеческой его ипостаси, а вера, т.е. то, что разуму этому как раз противостоит. Религия, как принято считать, удовлетворяет бытийные потребности души, сердца человека, а потом уже, возможно, и разума. В этом смысле религия коренится в каких-то очень фундаментальных эмоциях и чувствах человека.
В этой связи можно понять Л. Н. Толстого, утверждавшего, что человек без религии «так же невозможен, как человек без сердца. Он может не знать, что у него есть религия, как может человек не знать того, что у него есть сердце; но как без религии, так и без сердца человек не может существовать». Смысл жизни в религиозной его интерпретации связывается так или иначе с Богом.
Что же, однако, это такое — религиозный смысл жизни? Если кратко, он заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете.
Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь человека в религиозной ее
интерпретации лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Она бессмысленна так же, как бессвязны выдранные из книги клочки страниц. Собственное, внутреннее содержание всего человеческого не может не отдавать ничтожностью и пустотой.
«Прах ты и в прах превратишься» — так очерчивается в Библии круг
земного существования человека. «…Все — суета и томление духа! — это о
тщете и бесполезности всех земных человеческих дел, забот и стремлений. И еще:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви
Отчей».
Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного бессмертия и загробного воздаяния. Доминирует здесь убеждение в том, что если за пределами земного бытия для человека нет ничего, жизнь его — суета и тщета, т. е. бессмысленна.
Цель жизни, можно сказать, — в спасении души. Смерть — «врата вечной жизни», единение верующего с Христом. Из земной «юдоли скорби и
печали» в эту вечную жизнь переходит лишь душа. Все остальное исчезает
вместе со смертью. Как сказано в Библии: «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, который дал его».
Религиозный смысл жизни привлекателен для очень многих людей. Он достаточно прост и лаконичен, а потому доступен человеку любого уровня развития. Эмоционально-образный строй его оставляет впечатление конкретности и убедительности. Религиозный смысл жизни по-своему примиряет человека с грозным роком — смертью. Последняя, как известно, является ахиллесовой пятой всех других вариантов смысла жизни. Согласно религии, истинная жизнь со смертью только и начинается. Лев Толстой, пожалуй, прав: «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью». В религии человек обретает то, чего нет ни в каком человеческом знании, — надежду на
бессмертие.
Религиозный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает вознаграждение за все это в будущей жизни. Осуждая погоню за земными, материальными благами и наслаждениями, религиозный смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем. Нравственность, духовность действительно являются самым светлым и благородным измерением нашей жизни.
Посмотрим, однако, как и насколько обоснован религиозный смысл жизни. На чем он стоит? На вере, и только. А можно ли веру считать устойчивым, надежным основанием? Как сказать, в жизненной устойчивости вере вообще-то не откажешь. Можно согласится в данной связи с У.Джеймсом: человек имеет право верить в вещи, у которых нет рациональных, т.е. ясных и убедительных, оснований, но которые тем не менее весьма полезны для жизни — в процессе адаптации к ее сложностям, заботам и тревогам. К
сожалению, это право логически ведет к тертуллиановскому «Верую, потому что это абсурдно». В развернутом своем виде данная формула выглядит так:
«Сын Божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно».
Религиозный смысл жизни обнаруживает известное уничижение человека, обидную недооценку его реальных сил и возможностей — как в отрицательном, так и в положительном плане.
Снятие оппозиции разума и чувств, по-своему намеченное в религии, характерно и для смысложизненной концепции, которую условно можно было бы назвать действенно-гуманистической. Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего
потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутверждению личности, всестороннему и гармоничному развитию всех ее сущностных сил, внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Одновременно это и самопознание, ответ на вопрос, что может, на что способен тот или иной человек. Движение здесь об богатства возможностей к богатству
действительности.
Поскольку самореализация, как мы уже установили, составляет одну из базовых потребностей человека, то можно утверждать что смысл жизни имплицируется самой природой человека, по сути вытекает из нее. Иначе говоря, он представляет собой обобщенно-ценностное осмысление самой высокой, хотя и базовой потребности
человека.
Действенно-гуманистический смысл жизни выигрышно отличается от других его вариантов или форм своей целостностью, своим динамизмом и оптимизмом. Вместе с тем у него немало и ахиллесовых пят.
Во-первых, никто пока не открыл эффективных путей и средств для его массовой реализации. Он все еще удел немногих. Для остальных же он оказывается довольно смутным идеалом.
Во-вторых, даже эта очень, казалось бы, оптимистическая концепция не снимает трагизма, связанного с конечностью или смертностью каждого отдельного человека, а, возможно, и человечества в целом.
Действенно-гуманистический смысл жизни позволяет понять, что никакого такого смысла в жизни самой по себе нет. Вообще говоря, его можно было бы искать только в одном случае — если бы прежде он кем-то или чем-то был туда, в эту жизнь, вложен.
Данному условию, отметим, удовлетворяет только религиозный смысл жизни, но о его спорности мы уже говорили. На самом деле смысл вносится в жизнь самим человеком. Это — его основной, или бытийный, выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она как нравственный закон определяет его линию поведения, его образ жизни.
referat911.ru
Смысл жизни и счастья — реферат
Смысл — это от мысли, т.е. с мыслью, жить с мыслью — очень фундаментальной, глубокой, пронизывающей все наши устремления и надежды. Потребность в смысле жизни есть потребность в целостности жизненного опыта человека, в приведении его к какому-то ценностному, идеальному единству.
Смысл жизни живет постоянным осмыслением, рефлексией над тем, как и чем мы живем. Механизм действия смысла жизни можно сравнить с кантовской свободной причинностью,
«причинностью из свободы». И, добавим, из будущего,
«причинностью из будущего».
Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае пока мы живем, живы. В то же время она постоянно реализуется в настоящим и уходит в прошлое. Вопрос «зачем живу?» рано или поздно становится вопросом зачем жил?. Но даже этот последний вопрос имеет перспективное измерение, идет к нам из будущего, правда, уже в форме упования, надежды.
Важно, определившись со смыслом жизни, следовать ему во всем своем повседневном существовании, в сотнях и тысячах мелких дел. А это, разумеется, нелегко. Ведь любить что-то далекое и высокое, то же человечество например, много легче, чем того или иного конкретного человека.
Повседневное следование смыслу жизни является одновременно и его обоснованием. Из данного обстоятельства – «рукотворности» обоснования
смысложизненной ориентации следует один очень важный вывод. В случае затруднения с принятием смысла жизни его можно уточнить, изменить, а то и заменить. «Причинность из свободы» позволяет человеку начинать все сначала, при условии, разумеется, личного мужества, должной целеустремленности, силы воли. Тут желательно, можно и должно творить. Ни один путь в принципе не заказан. Что ж, дерзайте, творите, думайте, сомневайтесь.
1.4 Смысл жизни в семье.
Возможно это один из самых благородных вариантов, среди всех неправильных ответов. Люди, которые считают, что смысл жизни в служении семьи — готовы принести свою жизнь в жертву ради благополучия своих детей. Когда люди доводят до крайности этот пункт, то они продают свои органы и тратят деньги на детей.
В этом пункте есть некоторые сложности, трудно определить, кто важнее в семье и на кого нужно ориентироваться. Кто-то тратит время на супруга или супругу, всячески угождает своей второй половинке, а дети растут без присмотра. Кто-то поступает на оборот и обе крайности опасны и вредны.
У этого подхода есть существенный недостаток, когда люди приносят себя в жертву семье — они становятся несчастными, а несчастливый человек не может научить, как стать счастливым и полноценным.
По большому счету мысль о том, что смысл жизни в семье это банальный уход от ответственности, хотя это звучит странно, так люди, придерживающиеся этих взглядов — выглядят сверх ответственными людьми. Просто легче за кого-то решить, что ему нужно для счастья, чем работать над собой, чтобы быть счастливым и довольным жизнью.
Также получается что люди не смогли создать свою семью или потеряли семью — не имеют смысла жизни. Именно поэтому и люди совершают самоубийства, если для них смысл жизни это семья, то с утратой семьи они теряют смысл жизни.
Кроме того, если считать что воспроизведение рода человеческого (что является основным назначением семьи) это и есть смысл жизни, то мы ничем не отличаемся от животных, потому что они занимаются воспроизведением своего рода.
2.1 Счастье
Счастливые люди — есть, их много, они очень разные, но счастливый человек легко узнается со стороны. Счастливый человек – это, обычно, человек живой, бодрый, улыбающийся, энергичный, человек, по лицу которого видно, что у него все хорошо. Счастливый человек как будто светится изнутри, ему нравится, как он живет, он радостно показывает всем, что ему это нравится, и он нравится сам себе. Он влюблен в жизнь.
Если же разбираться не с внешними признаками, а с внутренним миром счастья, все будет гораздо сложнее. Счастье разнообразно, как и мы с вами. Счастье бывает знанием (пониманием от головы) и живым переживанием, при этом переживание счастья у кого-то спокойное, у кого-то острое до боли… Кто-то узнает счастье, заглядывая в себя и свои ощущения, кто-то говорит о счастье, глядя на жизнь вокруг себя… Для одного счастье — получить больше всех, для других — много отдать лучшим людям…
Солон говорил: «О счастье можно говорить только после смерти человека, взглянув целиком и на его жизнь, и на его смерть. Если человек жил достойно и умер за родину — он прожил счастливую жизнь». В Древней Греции каждый грек, и стар, и млад, и мужчины, и женщины знали, в чем настоящее счастье и кто человек счастливый. Понимание счастья не имело никакого прямого отношения к ощущениям, оно имело отношение в первую очередь к фактам: счастливый человек — тот, кто честно жил, помогал друзьям, имел хорошую семью и умер за свою родину. Возможно, именно в результате такого видения Древняя Греция осталась в памяти человечества как колыбель цивилизации.
Для мужчин счастье до сих пор чаще результат понимания: они счастливы тогда, когда жизнь укладывается в их формулу счастья. Мужчины чаще счастье вычисляют и связывают с внешними событиями. Они считают, что счастливы, когда они достигли главного, когда в мире и вокруг них происходит именно то, что на самом деле происходить должно. Однако сегодня все чаще счастье понимается в первую очередь как ощущение, как живое переживание, не обязательно связанное с чем-то внешним. Счастье может нахлынуть изнутри — или вдруг уйти, как в песок, хотя вовне вроде бы ничего не произошло…
Какое же внутреннее переживание говорит нам о счастье? Когда-то это может быть переживание восторга и объятий, когда-то — тонкие касание пальчиков близкого тебе человека. Для кого-то настоящее счастье — всегда очень спокойное и прозрачное, для кого-то — предельно пиковые переживания, и едва ли стоит спорить, какое счастье более настоящее. Как состояние внутреннего мира, счастье — это понимание, состояние и переживание полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Как внутренний опыт, счастье — это красота в доме души. Как знание, счастье утверждает, что «мир прекрасен, и все, что в нем происходит — правильно».
Отношение к счастью также очень разное. Неправда, что все люди с утра до вечера ищут счастье — разных отношений к счастью столько же, сколько мировоззрений и типов людей. Чаще всего мечтают о полном и безмятежном счастье — Паразиты, Романтики. Деловые люди на счастье смотрят более критически, зная, как по-разному оно влияет на жизнь людей. Создатель российской системы тайм-менеджмента проф. А.Любищев писал в дневнике, подводя итоги года: «Сделал мало. Был счастлив»… Тем не менее, счастливыми людьми быть хотят, и, к счастью, достичь счастья при желании и готовности для этого делать все необходимое — для большинства душевно здоровых людей задача вполне решаемая.
Что нужно для счастья? Счастье — птица капризная, дается в руки не всем. Переживанию счастья способствуют удачно складывающиеся жизненные обстоятельства, душевное здоровье и личностные особенности человека. Для тех, кто умеет быть счастливым, кто владеет ключами счастья, быть счастливым — естественно и легко.
С другой стороны, в окружении людей мало счастливых ходить, сияя своим счастьем, не скрывая свое счастье — спорно и просто опасно. Бедные не всегда рады богатству других, и многих окружающих, по крайней мере в России, счастливые люди раздражают. Часть людей убеждены, что постоянно счастливым быть невозможно, поэтому начинают стабильно счастливого человека считать или ненормальным, или недалеким, или неискренним. Кроме того, некоторые люди понимают в первую очередь язык эмоций, а еще точнее — язык негативных эмоций, и пока им не расстроишься или не разозлишься, они вас не понимают. Поскольку именно душевный негатив является одним из популярнейших и мощных средств межличностного влияния, то как раз счастливый человек лишает себя этого инструмента. Счастливому человеку трудно рассчитывать на помощь, в то время как несчастный вызовет жалость и то, что ему нужно, получит. В такой педагогической ситуации уже дети понимают, что быть счастливым не очень выгодно, и быстро выучивают в первую очередь негативные переживания. Хочется верить, что со временем большая часть россиян будет считать счастье нормой жизни, и первый душевный отклик будет получить именно позитивные эмоции самых счастливых людей.
2.2 Счастье как эмоциональное переживание
Счастье как эмоциональное переживание чрезвычайно «многоцветно». Основываясь на положительной (в целом) оценке человеком своей жизни, оно включает в себя разнообразные эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные. Отождествление счастья с непрерывно длящимся наслаждением дезориентирует человека, установка на «сплошное блаженство» (выраженная на современном молодежном сленге девизом «все — в кайф») искажает систему ценностей и порождает, как правило, разочарование жизнью.
Погоня за удовольствиями, в процессе которой легко прививается моральный релятивизм и даже цинизм, приводит к пресыщению (если погоня оказывается «успешной») или к остро ощущаемой неудовлетворенности своим существованием (если нет возможности утолить жажду наслаждений). В любом случае человек, ориентированный подобным образом, оказывается не в состоянии противостоять неблагоприятным обстоятельствам, достойно переживать неминуемые огорчения и страдания.
Сложность, противоречивость, многоаспектность человеческой жизни является основой разнообразия ее эмоционального восприятия, в котором причудливо переплетаются радость и грусть. «Изъять» страдание из жизни невозможно, поэтому стремление к счастью предполагает, вероятно, готовность к страданию, формирование правильного к нему отношения. Поскольку страдание многолико, нам позволительно классифицировать его, выделяя, например, деструктивное и конструктивное. Названия эти, возможно, не совсем удачны, но они позволяют поставить реальную проблему. В самом деле, деструктивное страдание разрушает самые важные для субъекта ценности, делает невозможной (на время или даже навсегда) положительную оценку им своей жизни. Конструктивное, напротив, может усиливать и обогащать ощущение счастья. Формы того и другого вида страдания и его мера существенно определяются индивидуальными особенностями. Тонко чувствующие, ранимые натуры, например, глубоко переживают малейшие нюансы в человеческих отношениях, непонятные и недоступные другим людям, с более грубой душевной организацией.
Еще на заре становления этической рефлексии мудрецы зафиксировали истину, выведенную из житейских наблюдений: избыток удовольствий неизбежно приводит к страданию, а вот страдание от отсутствия удовольствия (правильно дозированное, конечно), воздержание дает возможность достигнуть впоследствии высшей степени наслаждения. Предвкушение удовольствия, отмечал Эпикур, способно облегчить наши страдания и даже, можем добавить мы, вызвать желание страдания. Последнее, правда, характерно для особо изощренных натур (примеры такого рода можно найти в произведениях Ф.Достоевского) и чревато патологией: упоением страданием, культом страдания.
Кстати говоря, физиологические исследования состояний остpoгo наслаждения показывают, что при нем в работу вовлекаются две системы: парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и симпатическая, являющаяся одним из нервных коррелятов отрицательных эмоций Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М, 1978.. Не случайно, поэтому, отрицательные эмоции (слабой степени интенсивности) могут оказаться притягательными для индивида, который стремится (чаще всего бессознательно) утолить свой «эмоциональный голод».
«…Не миновать нам
Проблема счастья, конечно, не исчерпывается обрисованными здесь аспектами. Нужно отметить, что у счастья есть определенные количественные, если можно так выразиться, параметры. В различные моменты своей жизни человек может чувствовать себя или очень счастливым, или абсолютно несчастным, или находиться где-то посредине между этими крайними состояниями. Даже «первое приближение» к изучению проблемы счастья позволяет нам увидеть, что понятие это обозначает чрезвычайно сложное, многогранное переживание, в котором в противоречивом единстве сплетаются тончайшие оттенки индивидуального мировосприятия. Тем не менее, можно говорить и о некоторых основаниях этого индивидуализированного жизнеощущения или, другими словами, об условиях счастья.
2.3 Условия счастья
Счастье связано с возможностью самореализации личности в различных сферах ее бытия, поэтому спектр условий счастливой жизни достаточно широк. Комбинация этих условий, их субординация и значимость определяются как объективными факторами, так и своеобразием субъекта. Этическая традиция выделяла в качестве условий счастья наиболее сущностные его основания, носящие как бы вневременной, «вечный» характер. В индивидуальных же ценностных ориентациях структура и содержание условий счастья значительно подвижнее и более подвержена воздействию времени.
Так, например, сравнение результатов анкетирования студентов последних лет и десятилетней давности позволяет зафиксировать существенное смещение ценностных ориентиров в сторону большей значимости материального благополучия. Прежде лишь незначительное число студентов называло в качестве одного из условий счастья материальную обеспеченность, а теперь это условие занимает одно из первых мест. Есть, конечно, и более устойчивые установки. Это в первую очередь касается значимости общения, неизменно лидирующего в числе наиболее важных оснований счастья. Кроме этого, к условиям счастья студенты справедливо относят любовь, творчество, здоровье, свободу, высокие нравственные принципы поведения, стабильность социальной среды и еще многое другое, общезначимость чего не столь очевидна.
Есть смысл чуть подробнее остановиться на тех условиях счастья, которые значимы для наибольшего количества людей.
а) Оптимальное удовлетворение материальных потребностей издавна считалось условием счастливой жизни. Наличие материального благополучия, определенная комфортность существования для большинства людей весьма значимы и представляют предпосылку положительной оценки жизни. Бедность, тяжкий труд по добыче хлеба насущного, ограничивающий духовные запросы и возможности их реализации, чаще всего воспринимаются как детерминанты несчастья.
referat911.ru
Смысл жизни и счастье
По-видимому, человек является единственным существом на Земле, интересующимся вопросом о смысле своего существования. И вопрос этот далеко не случаен: смысл жизни является наиболее общим системообразующим фактором, который объединяет остальные личностные качества индивида. Ф. М. Достоевский писал, что существуют два вида ужаса, поражающих волю человека: ужас бессилия и ужас бесцельности своей жизни.
Думается, что вопрос о смысле жизни является одним из показателей социальной зрелости личности и связан всегда с оценкой того, что ею уже сделано. Не зря наиболее остро этот вопрос встает тогда, когда человек ощущает близкую смерть. В этот момент он пытается понять, зачем жил, правильно ли жил, как распорядиться с тем небольшим количеством жизни, которую остается прожить. Человек задумывается над этим вопросом и тогда, когда обществом, другими людьми оказываются невостребованными результаты его труда, в которые была вложена вся прошедшая жизнь. К примеру, в 1996 году застрелился известный российский ученый-атомщик. Причиной его самоубийства была не нехватка денег на работу возглавляемого им научного института, как это объясняли некоторые комментаторы, а то, что государство оказалось совершенно равнодушным к важнейшим ценностям жизни этого человека и его коллег. Ему как бы сказали: «Что ты делал и делаешь – это никому ненужная чепуха. Гораздо важнее то, что делает твой полуграмотный сосед, который покупает автомобили в Тольятти и продает их в Челябинске».
И все же в чем смысл жизни? Рассмотрим некоторые варианты ответов на этот вопрос, выработанных в человеческой культуре.
- Смысл жизни в получении максимума удовольствий от нее. Такая точка зрения называется гедонизмом. Это «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия»[1]. Традиционно одним из первых гедонистов считают Эпикура. Критикуя религиозные представления о смысле жизни, гедонистические идеи использовали французские материалисты XVIII века. Из философов XX века с некоторыми положениями гедонизма согласны Д. Дрейк, М. Шлик, Дж. Сантаяна. Противоположностью гедонизма является аскетизм – героически жертвенное отношение к своей жизни.
2. Смысл жизни в служении людям. Такая жизненная позиция называется альтруизмом. «Альтруизм – нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму». Известными представителями альтруизма являются Д. Юм, Г. Лейбниц, А. Шопенгауэр, А. Швейцер. В этом принципе собственная жизнь рассматривается как средство для жизни других людей.
- Смысл жизни в максимальном раскрытии своих сущностных сил, возможностей и способностей. Такого мнения придерживались К. Маркс, Л. Толстой. Человек в этой концепции рассматривается как неосуществленная возможность, как брошенное в почву семя, которому следует взойти и дать плоды. Каждый человек должен стремиться максимально раскрыть свои потенциальные способности и стать совершенным.
Но откуда человек знает, в каком направлении ему двигаться, чтобы быть совершенным? Откуда в нем идеал совершенного, если его нет в объективной реальности? Откуда нам известно, куда расти? Этот вопрос, который ставил еще Ф. Аквинский, приводит обычно к признанию существования сверхреальности, Бога как абсолютной шкалы, с которой нужно соизмерять свою жизнь, свои поступки и намерения.
- Смысл жизни в единении с Богом, познании своей божественной сущности и жизнь в согласии с ней. Эта точка зрения, рассмотренная нами при анализе внутренней жизни человека, разделяется представителями всех религий. Вот что написано по этому поводу в Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше»[2]. Идеалом жизни для христианина является жизнь Иисуса, т. е. Богочеловека. В буддизме смыслом жизни является достижение состояния Будды, суфизме – Хака (Истины (с большой буквы), под которой подразумевают Бога).
- Смысл жизни в достижении счастья. Такую жизненную позицию называют эвдемонизмом. Эвдемонизм возникает почти одновременно с гедонизмом и в определенной мере соприкасается с ним. Если, например, человек видит свое счастье в чувственных удовольствиях и стремится к этому, то его можно называть и эвдемонистом. Но все же эвдемонизм – это не гедонизм. Если центральной категорией гедонизма является наслаждение, то в эвдемонизме таковым выступает счастье, которое очень часто называют благом и противопоставляют сиюминутным чувственным удовольствиям. Одним из первых эвдемонистов был Аристотель.
Нам кажется, формула эвдемонизма является универсальной для решения вопроса о смысле жизни, в ней можно объединить все перечисленные подходы к нему. Ведь, в конечном счете, все хотят быть счастливыми. Правда, одни счастье видят в телесных удовольствиях, другие – в научных открытиях, третьи – в духовном совершенстве. Что же такое счастье?
Исследовавший этот вопрос польский философ В. Татаркевич выделил четыре смысла в употреблении термина «счастье»:
- Счастье как удачное стечение обстоятельств, везение, удача. Например, о человеке, выигравшем крупную сумму, говорят, что ему «подвалило счастье», хотя и не знают, что он переживает в это время. Здесь под счастьем понимается какой-то объективно существующий неожиданный факт, воспринимаемый обычно как приятный. Именно в этом смысле употребляется понятие счастья в японской пословице: «Счастье выпадает тому, кто его не ждет». Гельвеций, подчеркивая объективность счастья, применяет даже вместо него термин «счастливый случай»: «Нужно, чтобы счастливый случай ставил людей на такое место, где они могли бы осуществлять то, что ими задумано»[3].
- Счастье как переживание радости, «интенсивная радость», блаженство, упоение. «Здесь, в прямую противоположность первому случаю, речь идет именно о том, что пережил человек, и сравнительно неважно, какие внешние условия породили это переживание», – пишет Татаркевич[4]. Счастье – состояние души. Как писал Демокрит, счастлив тот, кто при малых средствах имеет хорошее расположение духа, несчастлив тот, кто при больших средствах печален.
- Счастье как чувство гордости, удовлетворенности высотой достигнутых благ. Здесь счастье рассматривается уже не как радость, испытываемая от неожиданного успеха, а как чувство удовлетворенности результатами своей работы в определенной сфере. Например, человек может считать себя счастливым из-за назначения на высокую должность, после защиты диссертации, открытия своего банка и т. д.
- Счастье как удовлетворенность жизнью в целом. Здесь критерием счастья служит уже не степень обладания благами, а чувство удовлетворения жизнью. «При таком понимании счастья не был бы счастливым тот, кто, обладая наивысшими благами, не испытывал бы удовлетворения от них; в конечном счете счастье определяют не блага, а чувства, не то, чем мы обладаем, а то, как мы на это реагируем»[5].Татаркевич считает, что только такое понимание счастья и является правильным и предлагает следующее его определение: «Счастье – это полное и длительное удовлетворение жизнью в целом».
На наш взгляд, можно говорить еще об одном понимании счастья. Речь идет о степени совпадения личных интересов человека и интересов той социальной среды, того конкретного общества, в котором он живет. Чем больше интересы личности совпадают с интересами ее социального окружения, тем она счастливей. Отсюда и понимание несчастной судьбы, несчастливой жизни как жизни личности в чуждой для нее социальной среде, где человек оказывается не понятым, где его достоинства рассматриваются как недостатки.
Видимо, можно определить счастье как состояние гармонии между внутренним и внешним миром человека. Это определение позволяет охватить даже внеличностную сферу человеческого бытия, например, биологическую. Умирающего от холода человека трудно назвать счастливым: здесь нарушен баланс между его внутренним миром и внешними (температурными) условиями жизни.
История знает два способа достижения гармонии между внутренним и внешним миром человека: а) через изменение внешнего таким образом, чтобы оно соответствовало внутреннему миру человека. Как писал К. Маркс, если обстоятельства не соответствуют природе человека, надо, стало быть, изменить эти обстоятельства. Так возникла идея коммунистического преобразования общества; б) через изменение внутреннего мира человека таким образом, чтобы он гармонировал с внешним миром. Суфии говорят: «Изменись сам и изменится мир».
Первый путь приводит обычно к насилию над другими людьми. Как показывает история, их заставляют соответствовать внутреннему миру того, кто обладает властью. Реализация этой задачи может сделать счастливым лишь одного человека – тирана. Тотальное навязывание одной идеологии всегда приводило к репрессиям и войнам.
Второй путь сформировался в рамках религиозного подхода к объяснению человека и является более предпочтительным. Изменяя себя, человек начинает по-другому воспринимать мир, иначе реагировать на внешние раздражители. И. Ефремов описывает, как йоги при жгучем морозе, на продуваемых ветрами Гималаях сушат на голых спинах мокрые простыни[6]. Этот образ обобщает всю идеологию йоги: изменяя себя, можно научиться быть в гармонии с любыми внешними обстоятельствами.
Таким образом, каждый человек стремится к счастью: верующий и безбожник, нищий и богач, здоровый и больной, ребенок и старик – любой из них хочет быть счастливым. Стремление к счастью является общей доминантой человеческого поведения. Только пути к счастью люди выбирают разные. Попытка обоснования (рационализации) и уяснения хотя бы для самого себя правильности выбранного пути приводит к понятию смысла жизни.
Выводы:
1. В науке и материалистической философии человек рассматривается в качестве закономерного продукта эволюции живого мира. Располагая значительными фактическими данными, подтверждающими близкое родство обезьяны и человека, наука, однако, не может пока объяснить, почему и как обезьяна превратилась в человека. Существующие мнения на этот счет являются лишь гипотезами.
2. Наука располагает, по крайней мере, двумя подходами к решению вопроса о сущности человека: биологическим и социологическим. Сторонники биологического подхода пытаются объяснить поведение человека его врожденными биологическими особенностями (составом крови, гормонов, формой черепа, генотипом и т. д.). Суть социологического подхода к решению проблемы сводится к тому, что человек рассматривается здесь как продукт той социальной среды, в которой он жил и/или живет.
3. Личность есть человек, рассматриваемый как социальное существо, носитель определенных социальных качеств. Ребенок становится личностью в процессе социализации, т. е. усвоения определенной совокупности норм и ценностей общественной жизни. Усвоение этих норм происходит в результате деятельности, связанной с заучиванием определенных социальных ролей, необходимых для жизни в обществе. С этой позиции личность можно представить себе в виде совокупности выполняемых ею социальных ролей.
4. Решения, принимаемые людьми, зависят от целей, детерминируемых их представлениями о смысле жизни и счастье. То или иное понимание смысла своего существования и степени счастья определяет преобладающие потребности личности, влияют на круг ее интересов и формируют ее предметный мир.
[1] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 105.
[2] Евангелие от Матфея. 6: 19-20.
[3] Цит. по: Этическая мысль. М., 1988. С. 263.
[4] Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 32.
[5] Там же. С. 38.
[6] Ефремов И. Лезвие бритвы. Челябинск, 1992. С. 404.
magref.ru