Счастье в счастье детей: Счастье в детях или личной жизни: существуют ли идеальные пары на самом деле

Содержание

Счастье в детях или личной жизни: существуют ли идеальные пары на самом деле

Отношения

Фото
Evgeny Atamanenko/Getty Images/iStockphoto

Психолог, писатель

Как известно, все люди разные. У всех свои взгляды на жизнь, свои стремления и желания. И вариантов построения личной жизни довольно много. Наверное, не совсем справедливо было бы обсуждать, насколько каждый из вариантов подходит для детей — ведь взрослым, помимо своих желаний, приходится иметь дело с множеством обстоятельств. И все же…

Идеальная пара

Любовь — это то, с чего начинается семья, и то, что обеспечивает ее прочность. И, казалось бы, чем больше взаимной любви, тем лучше для семейных отношений. Но все имеет две стороны — даже любовь. Люди, буквально созданные друг для друга, бывают так увлечены своими отношениями, что третий в их мире оказывается лишним. Даже если это — их собственный ребенок.

Проблема не только в невнимании к ребенку. Излишняя любовь родителей друг к другу нарушает представления ребенка о мире. Маленький ребенок эгоцентричен и считает, что все вокруг создано для него и вокруг него. Это нормальный этап в его развитии. Потом постепенно начнется осознание того, что отношения людей гораздо многограннее, а пока мама и папа — это только мама и папа. И он, ребенок, для них является самым главным. Это дает ему чувство уверенности в жизни, которое сохранится на всю жизнь.

«Ребенок должен посередине стоять и обоих родителей за руки держать, чтобы лучше идти было», — говорит трехлетний Семен. Мудрое изречение.

Фото
Geber86/Getty Images/E+

«Мои родители — идеальная пара. Они вместе тридцать лет, но до сих пор друг друга очень любят. Этого нельзя не заметить, и на окружающих их отношения всегда производят очень хорошее впечатление. „Счастливая семья“ — это я слышал всегда, с самого детства. И сам тоже так думал. Но сказать, что я это чувствовал, — не могу. Я никогда не был вместе с родителями. То есть, конечно, был — они брали меня с собой в поездки и гуляли со мной — но я был рядом, а не вместе. Это трудно объяснить. Представьте, что вы идете с людьми, которые увлеченно разговаривают между собой, интересуются делами и смеются, а когда вы что-нибудь говорите, они отвечают вам — и… опять говорят друг с другом. Став взрослым, я часто думал: зачем они вообще завели ребенка? Скорее, потому, что так положено. А в общем-то, им было бы вполне хорошо и вдвоем».

Любовь всегда права?

Но чаще в жизни бывает наоборот — любовь проходит. Это почти всегда драматическая история — невозможно расстаться, не причинив никому переживаний и боли. Тем более если речь идет о семье, где есть дети. Почти всегда люди оказываются перед выбором: сохранять семью ради ребенка или предпочесть новые, кажущиеся на этом этапе такими привлекательными, отношения с другим человеком? Единственно правильного решения, конечно же, нет. Все семьи разные, и откровенно конфликтные, с ежедневными скандалами отношения вряд ли сделают ребенка счастливым. Но утверждение: «Если хорошо взрослым, то и дети будут счастливы» — тоже не является бесспорным. Им просто оправдывают свою инициативу по разрыву семейных отношений.

Марина была замужем около семи лет. Муж очень любил ее и маленькую дочку, и, хотя Марина всегда относилась к нему снисходительно, жили они хорошо. А потом Марина познакомилась с Игорем — и это был мужчина ее мечты. Мужественный, волевой, решительный — полная противоположность мягкому и покладистому Сергею. Несколько месяцев они встречались, потом Марина все-таки решилась на развод. Сейчас они уже около двух лет живут вместе. Марина счастлива — у нее любимый человек, никаких проблем, а недавно родился сын. Зато ее старшую дочку невозможно узнать — она за это время превратилась в замкнутого и серьезного не по годам ребенка. Унаследовав от своего отца мягкость характера и ранимость, она так и не смогла адаптироваться к изменившимся жизненным условиям и новым порядкам.

Фото
Getty Images/Westend61

Чем меньше по возрасту ребенок, тем легче он переносит изменения в жизни. Маленькие дети быстро привыкают практически к любому положению вещей — будь то переезд, развод или даже смерть близкого человека. Но для этого нужно, чтобы были люди, которые бы берегли их. Сделать это при разводе и новом браке родителей бывает сложно.

Во-первых, новая семья и новые отношения так или иначе отодвигают старшего на задний план. И даже если это происходит не так явно и внешне отношения не меняются, то дети все равно чувствуют подобные перемены.

Во-вторых, часто взрослые вольно или невольно втягивают малыша в свои отношения — допуская при нем высказывания в адрес другого родителя или откровенно настраивая друг против друга. В-третьих, у ребенка при разводе может появиться чувство вины. Ему ведь не понять причин расставания, он любит обоих родителей и считает их самыми лучшими.

«Когда мне было пять лет, родители развелись. От меня скрывали истинную причину, но по разговорам было понятно — у папы новая семья. Помню, что тогда я всерьез считал, что это из-за меня. Я не слушался, и папа нашел себе другого ребенка. Тем более что мама со мной в этот период почти не общалась — переживала очень сильно. Сейчас я, конечно, могу понять и отца, и маму, но тогда мне было очень тяжело».

Ради детей

Бывает так, что люди стремятся иметь ребенка, но в то же время сознательно отказываются от личной жизни. Причины могут быть разные. Разочарование в любви, невозможность быть с любимым человеком, просто отсутствие потребности в столь близких отношениях — так или иначе, но детей, воспитывающихся одним родителем, немало. Традиционно за такой семьей закреплен образ неполной и проблемной, а дети одиноких (это название — тоже традиция) матерей или отцов испытывают пристальное внимание со стороны педагогов начиная с детского сада. Но сами дети далеко не так эмоционально воспринимают ситуацию. Воспоминания о детстве тех, кто вырос в неполной семье, в среднем не отличаются от тех, у кого были и мама, и папа.

«Когда мне было 3 года, маме пришлось уехать в командировку в Японию. Предполагалось, что она будет там год, но потом командировку продлили, а потом мама осталась там насовсем. Сейчас мне трудно понять, как можно оставить семью, двух маленьких детей, и трудно общаться с мамой. Но тогда я совершенно об этом не думала. Мы росли с папой, благодаря которому совершенно не чувствовали, что нам чего-то не хватает. Он занимался нами, играл, возил отдыхать, позже помогал с уроками. Мы никогда не чувствовали, что ему трудно и что мы ему мешаем. Он вырастил нас, и только потом, когда мы учились в университете, женился второй раз».

Конечно, у семей с одним родителей есть свои проблемы. Например, детям бывает трудно усвоить правила взаимодействия мужчин и женщин, поскольку нет постоянного примера перед глазами. В остальном же развитию ребенка и его эмоциональному благополучию ничто не угрожает — если, конечно, взрослые не усугубляют ситуацию. Если единственный родитель, решив посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, сам чувствует себя обделенным судьбой, то это обязательно отразится на их отношениях. Дети, выросшие в уверенности, что ради них мама отказалась от личного счастья, вырастают с чувством вины. Кроме того, на них, как правило, легко повлиять окружающим — они привыкли «компенсировать» и оправдывать сам факт своего существования.

Смысл всей жизни

Маша была единственным ребенком. Ее появления ждали почти пятнадцать лет. Мама оставила работу и занялась исключительно ребенком, папа посвящал Маше каждую свободную минуту. Девочка росла спокойной и уравновешенной. Когда Маше исполнилось пять, ее отдали ее в детский сад — расширить круг общения. Привыкала к садику Маша долго, часто плакала и просилась домой. Но воспитатели успокаивали: многие дети так адаптируются. Маша начала часто болеть. За полгода она посетила больше врачей, чем за всю предыдущую жизнь. И родителям пришлось все-таки оставить идею приучить ребенка к коллективу — у Маши началось недержание мочи, которое сделало посещение детского сада просто невозможным. За два месяца «домашней» жизни все проблемы исчезли сами собой.

Фото
LSOphoto/Getty Images/iStockphoto

Дети, которых очень любят, практически не знают никаких проблем. Им хватает любви, внимания, заботы — все в полной мере. Но, как это ни парадоксально, это и есть проблема. Привыкая к тому, что они являются центром внимания и средоточием всех интересов своих родителей, такие дети и от окружающих ожидают такого же отношения. Но первый же опыт убеждает их в том, что в мире других людей им не будет так же хорошо и уютно. Ситуация бывает тем сложнее, чем более семья замкнута на ребенке. Со временем это порождает целый ряд негативных черт в его характере, которые, в свою очередь, сильно затрудняют общение с окружающим миром.

Что нужно ребенку?

  • Чтобы учитывался возраст ребенка. И это касается не только выбора игр. Степень осведомленности о проблемах семьи, о каких -то обстоятельствах, а также то, в каких именно словах будет предоставлена такая информация, — это тоже должно зависеть от того, насколько ребенок готов и как он может это понять.

  • Чтобы взрослые могли посмотреть на жизнь глазами ребенка — как он себя чувствует в сложившейся ситуации? Чего ему не хватает? Иногда для этого достаточно сравнить поведение ребенка в разных условиях — любые стойкие проявления плохого поведения означают некомфортность.

  • Чтобы при переменах в жизни семьи взрослые подумали: какое место будет занимать ребенок в этом случае? Представьте: как изменится его жизнь? Легко ли будет ему привыкнуть? Как именно вы сможете ему помочь в этом?

  • Чтобы взрослые, думая о счастье детей глобально, не забывали о простых ежедневных детских радостях. Они выглядят для нас такими незначительными, что мы их серьезно недооцениваем. А для ребенка то, что его забрали раньше всех из садика, разрешили в выходной не ложиться спать вовремя, играли всей семьей в догонялки прямо в квартире, — это и есть счастье. Собственно, это справедливо для людей любого возраста — жизнь состоит из мелочей, и счастье, соответственно, тоже.

Больше полезных и интересных материалов о том, как справляться с жизненными сложностями — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Светлана Иевлева

Статусы про детей и счастье


Статусы про детей и счастье


Счастье есть… Я его знаю… Знаю цвет его глаз, его смех… И оно зовет меня мамой!

Наверное, это и есть счастье: просыпаться ночью и слышать, как он подходит к кроватке ребенка и, взяв его на руки, говорит: «Тише, солнышко, не плачь, а то маму разбудишь»

Если у женщины есть мужчина, которого она любит больше жизни…то этот мужчина — ее сын!

Они одинаковы, но их никогда не перепутает родная мама!

Дети – цветы, им тоже нужен горшок.

В наследственность больше всего верят отцы, у которых красивые дети.

Идеального мужчину можно только родить самой. ..

Если у мужчины рождается сын, он становится отцом… А если у него рождается дочь, он становится папулей)

С чего начинается счастье? С полосок на тесте твоем, с УЗИ ,что ребенка покажет, с того, что теперь вы ВТРОЕМ!

Счастье для мамы — улыбка младенца, что месяцами носила под сердцем…Первое слово и первый шажок, когда на руках засыпает сынок. Счастье ее не измерять годами… Счастье для женщины просто быть МАМОЙ!

Нас двое и это прекрасно! Мы вместе и жизнь хороша! Какое же все-таки счастье под сердцем носить малыша!

Единственный мужчина, за которым я буду бегать, будет кричать мне: «Догоняй, мама!»

Самое дорогое ожерелье на шее женщины — это руки обнимающего ребенка!

Нежное личико, черточка каждая, носик курносый сопит… Деньги, карьера — все это неважное, важное — рядышком спит.

Задумайся, прежде чем сделать плохой поступок. У тебя за спиной ребенок, который думает, что ты для него герой!

Ребенок – зеркало. Узнай в нем себя.

Ребёнок — это существо, которое ты носишь в себе в течение 9 месяцев, на руках — 3 года, и в своём сердце — до тех пор, пока сама не умрёшь.

В детстве мне казалось, что взрослые – какие-то придурковатые существа. Став взрослым, я понял, что ошибся в расстановке определения, они – сущие придурки.

Маленький сын спрашивает отца: «Папа, папа! А сколько это стоит — жениться?» Папа подумал и ответил: «Ты знаешь, сына, я до сих пор не в курсе, т.к. всё ещё расплачиваюсь».

Детство девочек: это когда листаешь с подружками мамин модный журнал, и при виде красивой модели говоришь: “Это я, это я!”

Детство – это когда ты ложишься спать с игрушкой и делаешь так, чтобы игрушке было удобно)))

В мире не осталось ничего подлинного. За исключением детской улыбки.

Детство — это такое время, когда ты думаешь, что ты взрослый, а взрослые думают, что ты ребенок. И при этом все капитально заблуждаются.

Счастье ребенка измеряется в размере игрушки…?

Глаза блестят, на лице постоянные улыбки, звонкий смех, разговоры целыми днями и ночами напролет. Это наше счастье. Давай его никому не отдадим:)

Какое счастье быть с тобой! — сказала жена мужу. Какое счастье наслаждаться тобой! — сказал муж в ответ. Какое несчастье спать рядом с вами — ответил ребенок *_*

В счастливой семье жена думает, что деньги берутся из тумбочки, муж — что еда берется из холодильника, а дети — что их нашли в капусте.

СЧАСТЬЕ по полу зашлёпало, Босиком и без штанов, Моё СЧАСТЬЕ голопопое, Несмышленое оно, Шебутное и не смирное, Тут – ломает, там – крушит, Над губой – усы кефирные… Вот оно, ко мне бежит!!!

Счастье нельзя купить. Но его можно родить!


Статусы про детей и счастье


Что делает счастливого ребенка, который вырастает счастливым взрослым?

Что делает счастливым ребенка, который вырастает счастливым взрослым? Поскольку счастье является побочным продуктом эмоционального здоровья, весь этот веб-сайт посвящен тому, чтобы помочь вы растите счастливого ребенка, от удовлетворения потребности вашего младенца в утешении до помощи ребенку в развитии оптимизма. Но поговорим конкретно о том, что делает людей счастливыми.

Последние исследования счастья дают неожиданные ответы. Как только выживание, безопасность и базовые удобства обеспечены, внешние обстоятельства уже не имеют значения. сильно влияют на наш уровень счастья. Наши гены, безусловно, вносят свой вклад, но их влияние можно улучшить, чтобы повысить наши установки счастья. на более высокий уровень. Важнейшим фактором, определяющим наше счастье, оказываются наши собственные умственные, эмоциональные и физические привычки, которые создают химия тела, которая определяет наш уровень счастья.

Все мы знаем, что некоторые из нас более оптимистичны, чем другие. Частично это врожденное, просто судьба наших генов, которые дают нам более счастливое настроение. Но большая часть нашего настроения — это привычка.

Может показаться странным, что счастье называют привычкой. Но вполне вероятно, что к тому времени, когда мы вырастем, мы привыкнем к «уставка счастья», которая не изменится, если мы не будем над ней работать.

Счастье тесно связано с тремя видами привычек:

  1. Как мы думаем и чувствуем мир и, следовательно, воспринимаем наши переживания.
  2. Определенные действия или привычки, такие как регулярные физические упражнения, здоровое питание, медитация, общение с другими людьми, наслаждение «хорошим» и даже регулярно улыбаются и смеются.
  3. Черты характера, такие как самоконтроль, трудолюбие, справедливость, забота о других, вклад, смелость, лидерство и честность.

На практике эти черты характера являются просто привычками; склонность действовать определенным образом в определенных ситуациях. И конечно имеет смысл, что чем больше мы проявляем эти черты, тем лучше работает наша жизнь, тем лучше мы относимся к себе и тем больше смысла мы найти в жизни — тем мы счастливее.

Некоторые из привычек, создающих счастье, очевидны, как бабушка говорила нам, что мы должны жить: усердно работать, ценить отношения с другими людьми, сохранить наше тело здоровым, ответственно управлять своими деньгами, вносить свой вклад в наше сообщество.

Другие — это более личные привычки управления собой, которые ограждают нас от несчастья и приносят радость в нашу жизнь, например, управление своим настроением и воспитание оптимизма. Но как только мы делаем такие привычки частью нашей жизни, они становятся автоматическими и выполняют защитную функцию, делая нас более устойчивый.

Как вы можете помочь своему ребенку — и себе — развить привычки, ведущие к счастью? Эти 12 советов помогут вам начать.

1. Научите ребенка конструктивным умственным привычкам, создающим счастье.

Управление своим настроением, позитивный разговор с самим собой, взращивание оптимизма, радость жизни, практика благодарности и понимание нашей связи с каждым другие и вся вселенная — это все привычки, которые делают нас счастливее. Встройте их в свою совместную жизнь, чтобы вы регулярно моделировали их и говорили об их использовании. Со временем ваш ребенок будет следовать вашему примеру.

2. Научите ребенка правилам самоконтроля, которые приносят счастье.

Регулярные физические упражнения, здоровое питание и медитация тесно связаны с уровнем счастья. Но у вас и вашего ребенка могут быть свои собственные, более личные стратегии; для многих людей музыка мгновенно поднимает настроение, для других всегда работает прогулка на природе.

3. Моделируйте установку на рост и позитивный внутренний диалог.

Нам всем нужен чирлидер, который поможет нам преодолеть множество жизненных препятствий. Кто сказал, что мы не можем быть самими собой? В самом деле, кто лучше? Исследования показывают, что счастливые люди давайте себе постоянное заверение, признание, похвалу и ободряющие разговоры. Говорите с собой, как с любимым человеком, вслух, чтобы ваши дети могли слышать ты. Убедитесь, что ваш ответ на «неудача» равен «Я просто ЕЩЁ не разобрался с этим»,   или «Я просто ЕЩЁ недостаточно практиковался.

»

4. Развивайте оптимизм…

…это прививка от несчастья. Это правда, что некоторые из нас рождаются более оптимистичными, чем другие, но мы все можем развивать его. Нажмите здесь для «Как вы можете помочь своему ребенку стать более оптимистичным».

5. Помогите ребенку находить радость в повседневных вещах.

Исследования показывают, что люди, которые замечают маленькие чудеса повседневной жизни и позволяют им коснуться себя, счастливее. Повседневная жизнь переполняет с радостными событиями: зрелище заходящего солнца, не менее удивительное своим ежедневным повторением. Теплота связи с мужчиной на газетный киоск, который узнает вас и вашего ребенка. Радость найти новую книгу любимого автора в библиотеке. Письмо от бабушки. Первые крокусы весны. На нашем примере дети учатся тому, что важно в жизни.

Как сказал Альберт Эйнштейн,

«Есть только два способа прожить жизнь.

Один — как будто ничто не является чудом. Другой — как если бы все было чудом.»

И старая поговорка о том, что смех — лучшее лекарство, оказывается правдой. Чем больше мы смеемся, тем мы счастливее! Это действительно меняет наше тело химия. Итак, в следующий раз, когда вы и ваш ребенок захотите избавиться от депрессивного состояния, как насчет фильма братьев Маркс?

7. Помогите ребенку расставить приоритеты в отношениях.

Исследования показывают, что самые счастливые люди имеют больше людей в своей жизни и более глубокие отношения с этими людьми. Научите своего ребенка этому в то время как отношения требуют работы, они того стоят.

8. Помогите ребенку развить чувство благодарности.

«Мы склонны забывать, что счастье приходит не в результате получения чего-то, чего у нас нет, а в результате признания и оценки того, что у нас есть.» — Фредерик Кениг

Многие люди думают, что они не могут быть благодарны, пока они не будут счастливы, то есть пока им не за что быть благодарными. Но присмотритесь, и вы обнаружите, что все наоборот: люди счастливы, потому что они благодарны. Люди, которые описывают себя как сознательно культивирующие чувство благодарности оцениваются как более счастливые как теми, кто их знает, так и ими самими.

У детей нет контекста для жизни, поэтому они не знают, повезло им или нет, только то, что у их друга Брендона дороже кроссовки. Но есть много способов помочь детям научиться культивировать чувство благодарности, которое противоположно тому, чтобы принимать все как должное. (Намекать: Думайте о моделировании, а не о чтении лекций).

9. Принять все эмоции.

Жизнь полна радости, но даже для самого счастливого человека жизнь полна потерь и боли, и у нас есть ежедневные причины для печали, большие и малые. Признание наших грустных чувств не фокусирует внимание на негативе, а открывает нам весь спектр человеческого бытия. Принятие тех, кто неудобен печальные чувства на самом деле углубляют нашу способность радоваться жизни.

Значит, быть счастливым не означает подавлять свои чувства. Это означает признавать и уважать все наши чувства и позволять себе чувствовать их. Это позволяет нам двигаться 9От 0041 до чувства, поэтому они начинают растворяться.

Простое сочувствие вашему ребенку к его расстроенным чувствам позволит ему почувствовать их и поможет чувствам испариться, чтобы он мог двигаться дальше. Это не тот процесс, который можно торопить, поэтому дайте своему ребенку (или себе) столько времени, сколько вам нужно.

10. Помогите ребенку научиться управлять своим настроением.

Большинство людей не знают, что они могут отпустить плохое настроение и сознательно изменить свое настроение. Но практика в этом действительно может сделать мы счастливее. Вы можете практиковать это:

  • Следите за своим настроением.
  • Позвольте себе чувствовать эмоции, сохраняя при этом любовь.
  • Замечать любые негативные мысли, вызывающие эмоции. ( «Мой ребенок не должен так себя вести! Он вырастет ужасным человеком, если сделает это!» )
  • Выбор мысли, которая заставляет вас чувствовать себя немного лучше. (например, «Мой ребенок ведет себя как ребенок, потому что он ЕСТЬ ребенок. Он не всегда будет таким.»

Конечно, самое сложное — изменить плохое настроение. Пока вы в нем, трудно предпринять конструктивные действия, чтобы что-то изменить. Вы не должны перейти от пустыни к веселью. Просто найдите способ помочь себе почувствовать себя немного лучше. Это дает вам возможность столкнуться с тем, что расстраивает вы, и попытаться решить его. Иногда просто изменение того, как мы думаем о ситуации, действительно меняет ситуацию. Итак, вместо

«Как он может так гадить мне, при всем том, что я для него делаю?!» можно попробовать

«Это нормально, когда дети злятся на своих родителей. Ему сейчас тяжело, и ему нужно, чтобы я попытался его понять.»

Как помочь ребенку справиться с капризами? Когда-нибудь, когда она будет в хорошем настроении, поговорите с ней о том, как улучшить настроение: работает на нее? Поделитесь тем, что работает для вас. Затем, когда она в плохом настроении, начните с сопереживания. После того, как у нее было некоторое время, чтобы почувствовать себя расстроенной, спросите ее, не хочет ли она помочь изменить свое настроение. Даже если вначале она сможет выбрать лучшее настроение лишь в одном случае из десяти, вскоре она начнет заметить, насколько лучше складывается ее жизнь, когда она это делает.

11. Противодействовать сообщению о том, что счастье можно купить.

Как родители, мы должны помнить, что мы не единственные, кто учит наших детей жизни. Они получают постоянное сообщение СМИ о том, что цель жизни больше денег и больше вещей. В конечном счете то, что мы моделируем и что говорим им, будет иметь большее значение, но нам нужно противостоять этим разрушительным сообщения напрямую.

12. Помогите своему ребенку научиться радости участия.

Исследования показывают, что гордость за вклад в улучшение общества делает нас счастливее, а также наших детей. Наша работа как родители, заключается в том, чтобы найти способы для наших детей изменить мир к лучшему, чтобы они могли наслаждаться и учиться на этом опыте. Так стоит подумать и приложить усилия к возможностям семейного волонтерства и моделировать соседскую «помощь».

А вот и прекрасный способ поднять себе настроение, чтобы чувствовать себя лучше, и помочь другим. Попробуйте излучать любовь на окружающих вас людей, пока вы с ребенком идете по улице. Это переводит ваше настроение в приподнятое, любящее состояние, потому что, когда вы «посылаете» любовь, вы чувствуете любовь. Мы всегда транслируем то, что чувствуем, даже не собираясь этого делать. Почему бы не поднять настроение не только себе, но и окружающим?

 

«Счастье — побочный продукт характера. У людей, которые развивают сильный характер, уровень счастья гораздо выше, чем у тех, кто живет в погоне за следующим хорошим моментом». — Пэт Холт и Грейс Кеттерман, MD

Дети и счастье — OpenLearn

Автор: Мишель Де Хаан

Обновлено 10 января 2006 г.

Что делает детей счастливыми? Игрушки? Друзья? Доктор Мишель де Хаан обсуждает отношения между детьми и счастьем

Что делает детей счастливыми? «Это просто, — можете сказать вы, — новая игрушка, мороженое или поход в парк развлечений». Хотя эти вещи сразу же вызывают улыбку на лицах многих детей, они, вероятно, не те вещи, которые сделают их счастливыми в течение дня. днем или превратить их в счастливых взрослых.

Несмотря на то, что всем нам хотелось бы узнать ключ к счастью, психологических исследований на эту тему относительно немного. В прошлом психологи, как правило, сосредотачивались на том, как можно предотвратить расстройства, связанные с плохим настроением, а не на том, как можно достичь счастья. Однако совсем недавно психологи, в частности профессор Мартин Селигман, разработали то, что они называют «позитивной психологией»: изучение счастья и благополучия.

Несколько неожиданный вывод состоит в том, что исследования опровергают распространенное представление о том, что богатство делает людей счастливыми. Хотя верно то, что жизнь в очень неблагополучных условиях связана с несчастьем, как только доходы людей превышают уровень бедности, дальнейшее увеличение благосостояния не приводит к соответствующему увеличению счастья. Одним из примеров, иллюстрирующих этот момент, является то, что если бы богатство действительно приводило к счастью, мы могли бы ожидать, что люди в современном обществе будут намного счастливее, чем в прошлые десятилетия, поскольку мы зарабатываем гораздо больше. Однако исследования по всему миру показали, что, несмотря на значительный рост доходов с 19 в.В 50-е и 1960-е годы уровень счастья остался почти таким же.

Почему эти улучшения в жизненных обстоятельствах не привели к прочным изменениям в счастье? Кажется, есть две причины, по которым богатство не приводит к каким-либо прочным изменениям в счастье. Во-первых, это изменение устремлений людей: когда у вас есть больше, вы также хотите большего. Другая причина заключается в социальном сравнении: когда вы видите, что есть у других людей, вы меньше удовлетворены своим собственным имуществом. Этот последний пункт хорошо сформулирован Марксом: «Дом может быть большим или маленьким; пока окружающие дома одинаково малы, он удовлетворяет социальные потребности в жилище. Но если рядом с домиком возвышается дворец, то домик сжимается в хижину». Эти же причины могут быть отчасти причиной того, что радость от новой игрушки ребенка часто бывает недолговечной!

Вместо того, чтобы богатство вело к счастью, исследования вновь и вновь показывают, что для прочного счастья необходимы хорошие отношения. Это приводит нас непосредственно к детям, потому что отношения детей с их родителями (или другими основными опекунами) являются отправной точкой для счастья. Профессор Джон Боулби, пионер в изучении привязанности родителей и детей, считал, что эти отношения имеют огромное влияние на формирование самооценки ребенка, его ожиданий от других людей и взгляда на мир в целом.

Профессор Мэри Эйнсворт первой разработала способ формальной классификации различных типов отношений, существующих между родителями и детьми. Ее тест под названием «Странная ситуация» включает в себя наблюдение за реакцией малышей во время серии разлук и воссоединений с родителем. Надежно привязанные малыши протестуют, когда родитель уходит, но их быстро утешают, когда они возвращаются, в то время как ненадежно привязанные младенцы продолжают плакать или избегать родителя, когда тот возвращается. Собственная работа профессора Эйнсворт и других авторов, использующих «Странную ситуацию», показывает, что у малышей с надежной привязанностью обычно более позитивные и менее проблемные отношения, чем у малышей с ненадежной привязанностью, включая отношения с друзьями, романтическими партнерами и даже свое собственное будущее. дети. Приятно отметить, что плохое детство не обязательно обрекает детей на повторение того же негативного паттерна со своими собственными детьми. Если родитель размышлял о своем плохом детстве, пытаясь разобраться в прошлых событиях, он с меньшей вероятностью повторит тот же негативный паттерн.

 

В то время как отношения чрезвычайно важны для счастья детей, еще одним важным компонентом является мастерство. Это означает, что дети счастливы, когда у них есть что-то, в чем они «хороши», и когда их семья и другие важные для них люди замечают и ценят эти навыки. Однако дети не должны быть настолько сосредоточены на целях, чтобы чувствовать, что их счастье напрямую зависит от их достижения. Например, ребенок, который любит играть в футбол ради игры, скорее всего, будет более счастлив от этого опыта, чем тот, кто может чувствовать себя счастливым только в том случае, если команда одерживает победу. Склонность считать, что счастье зависит от достижения конкретных целей, называется «условной постановкой целей»: «Если я забью гол в игре, я буду счастлив». Это стиль мышления, связанный с депрессией как у детей, так и у взрослых.

До сих пор мы рассматривали вопрос о том, как жизненные события и обстоятельства способствуют счастью. Однако важно иметь в виду, что большая часть, возможно, даже более половины, диктуется генетическими факторами. Например, исследования показали, что братья и сестры, выросшие в разных семьях, демонстрируют поразительное сходство в уровне счастья, в то время как неродственные дети, живущие в одной семье, этого не делают. Эти результаты можно частично объяснить связью между личностью, которая, как известно, передается по наследству, и счастьем: люди с экстравертным характером, как правило, счастливее, чем люди с более интровертным, «невротическим» характером.

Исследования действительно показывают, что некоторые основные аспекты мозговых цепей, связанные с эмоциями, формируются с самого раннего возраста. Профессор Ричард Дэвидсон, эксперт в области мозговых основ эмоций, показал, что люди, чей мозг более активен в левой лобной области, как правило, более позитивны, общительны и чаще улыбаются; напротив, люди, демонстрирующие противоположный паттерн большей активности справа, как правило, чаще сообщают о негативных мыслях, более застенчивы и меньше улыбаются. Хотя эта базовая закономерность может меняться по мере того, как чувства людей меняются от момента к моменту в течение дня, по оценкам, около 60% различий между взрослыми людьми отражают стабильные характеристики человека.

Профессор Дэвидсон и его коллега профессор Натан Фокс показали, что аналогичная связь между мозговой активностью и эмоциями наблюдается даже у новорожденных. Они давали новорожденным сладкий или кислый вкус, чтобы вызвать положительные или отрицательные эмоции, а затем измеряли активацию мозга с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Новорожденные демонстрировали большую активацию левого фронта мозга, когда улыбались сладкому вкусу, но большую активацию правого фронта, когда проявляли отвращение к кислому вкусу. Исследования младенцев более старшего возраста показывают такие же результаты: в возрасте 10 месяцев младенцы с активацией правой лобной доли мозга чаще плачут, когда их мать уходит, чем дети с активацией левой лобной доли.

Означают ли эти виды исследований, что уровень счастья ребенка «задается» с самого начала жизни? Ответ на этот вопрос, кажется, «нет» — как мы видели ранее, жизненные события и обстоятельства также вносят свой вклад. Более того, именно в процессе развития аспекты счастья, отражаемые в показателях ЭЭГ, изменчивы. Например, когда профессор Фокс и его коллеги наблюдали за группой детей, которые демонстрировали высокий уровень застенчивости и активацию правой лобной доли в возрасте 9 лет.месяцев, они обнаружили, что некоторые из детей продолжали демонстрировать правый лобный рисунок в 14 месяцев и продолжали быть довольно застенчивыми даже в 4 года. Однако у некоторых в возрасте 14 месяцев наблюдался сдвиг в сторону более левого лобного рисунка, а к 4 годам они стали менее застенчивыми. Хотя это исследование не говорит нам, какие факторы привели к тому, что одни дети оставались очень застенчивыми, а другие стали менее застенчивыми, оно предполагает, что можно изменить базовое эмоциональное мировоззрение ребенка. Интересно, что сами дети довольно оптимистично относятся к изменению негатива: в то время как 5-6-летние дети считают, что изменить негативные физические черты достаточно сложно, они считают, что изменить негативные психологические черты (например, быть очень застенчивыми/пугливыми) довольно легко. . Однако этот оптимизм, по-видимому, уменьшается к 7–10 годам, поскольку дети, как и взрослые, начинают верить, что негативные психологические черты относительно трудно изменить.

Что же тогда делает детей счастливыми? В долгосрочной перспективе основные ингредиенты, которые делают детей счастливыми в детстве, похоже, те же самые, что помогают им стать счастливыми взрослыми: надежные отношения с родителями дают основу для уверенного исследования мира и развития чувства мастерства и признания, все важные компоненты в рецепте счастья. Однако в краткосрочной перспективе новая игрушка тоже может вызвать улыбку!

Дополнительная литература
Благополучие и аффективный стиль: нейронные субстраты и биоповеденческие корреляты из Философские труды Лондонского королевского общества
Р. Дж. Дэвидсон

Счастливый ребенок, счастливый взрослый: детские пути к взрослому счастью
Э. М. Хэллоуэлл

В погоне за счастьем из Scientific American , 274
Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *