Сценическая речь: голос и дикция
Николаева Л.Н.
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ
(сценическая речь)
Сценическая речь: голос и дикция
Работа над голосом
Дыхание в звучащей речи.
Существует мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).
Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.
Дыхательная гимнастика:
Первый вид дыхания – спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”
упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш
Второй вид дыхания – волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”
“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)
Третий вид дыхания – эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе – “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!
Голос и дикция
Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
Голос. Атаки:
мягкая – свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”
Опора звука:
САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.
”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!. .
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У
Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):
Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!
Диапазон голоса.
Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.
Упражнения: (Используем “подлаивание”)
1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).
2)”Гулянки”
Айдагулять!
Уля
Оля
Эля
Аля
3)“Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж
Сила голоса
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.
Упражнения:
1)“Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)
2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)
3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй,вы!
Хватит спать!
Темпо-ритм речи
Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)
Постановка речевого дыхания | Тренинги публичных выступлений
Учимся правильному дыханию для постановки голосаНапоминаю вам, что меня зовут Вадим Павлов и я обучаю постановке голоса, технике речи и ораторскому искусству. Мне, вообще-то, не очень нравится выражение «поставить голос». На мой взгляд, лучше звучит «раскрыть голос», ведь он похож на цветок, только у кого-то он еще находится в бутоне, у кого-то – раскрыт наполовину, а у некоторых – цветет вовсю. Последнее называется природной постановкой голоса и встречается крайне редко. Причиной всему – дыхание, ведь звук образуется при прохождении воздуха через голосовые связки.
Опора на дыхание или воздушная подушка?От того, как будет организована подача воздуха, зависит сила и качество голоса. Это принято называть «опорой голоса на дыхание». Мне это выражение тоже не очень нравится. Опора – это нечто статичное, вроде костылей, а дыхание должно быть динамичным и эластичным, как воздушная подушка. То есть, голос должен поддерживаться дыханием, а не опираться на него. Чтобы научиться правильно дышать, сначала нужно понять, какие существуют типы дыхания:
1. Верхнее (ключичное)
2. Среднее (грудное или реберное)
3. Нижнее (брюшное или абдоминально-диафрагмальное)
Попробуем все типы дыхания на практике.
Упражнение 1: Верхнее дыхание. Положите ладонь на верхнюю часть груди, в область ключиц. Выдохните воздух и расслабьтесь. Теперь сделайте несколько коротких вдохов и выдохов подряд так, чтобы ладонь приподнималась и опускалась, а все, что ниже, не двигалось. Это и есть наше бытовое верхнее дыхание, когда мы спокойны и расслаблены.
Упражнение 2: Среднее (грудное) дыхание. Поставьте руки на пояс в районе нижних ребер. Делаем вдох через нос, пытаясь раздвинуть ребрами руки, затем выдыхаем до конца, чтобы руки вернулись в прежнее положение. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались, а двигались только руки. Живот тоже должен быть расслаблен. Сделайте это упражнение перед зеркалом.
Упражнение 3: Нижнее (брюшное или диафрагмальное) дыхание. Поставьте ладони так, чтобы большие пальцы были на талии, а средние сходились на пупке. Постарайтесь вдохнуть так глубоко, чтобы живот надулся, а пальцы разошлись. Выдох делаем до самого конца, чтобы живот прилип к позвоночнику. Повторяем упражнение несколько раз, чтобы закрепить ощущения. Если начнет кружиться голова, сделайте паузу и продолжайте в медленном темпе.
Упражнение 4: Полное глубокое дыхание. Поставьте одну ладонь на нижние ребра, другую – на живот для контроля.
Объединяем все три типа дыхания, выполняя их последовательно в обратном порядке. На счет 1 – вдох в живот, на 2 – в ребра, на 3 – в ключицы. Выдох (всегда) через плотно сжатые губы в обратном порядке. В идеале это упражнение должно выполняться без остановок во время вдоха и выдоха. После выполнения каждого упражнения нужно научиться делать «сброс» — т.е. полное расслабление, чтобы наша диафрагма вернулась в нейтральное положение. Диафрагма – это поперечная мышца, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Именно от нее зависит наше дыхание, а следовательно, и голос.
Переводим правильное дыхание в условный рефлекс
Имейте в виду, что все, что мы с вами сейчас делали – это только упражнения для развития дыхательного аппарата и не более того. Когда мы будем работать с голосом и речью, всю эту анатомию нужно будет оставить в покое, как спортсмен, выходя на стадион, оставляет в зале тренажеры и силовые снаряды. Дальше мы будем заниматься техникой – стараться соединить правильное дыхание с правильным звучанием. Именно этим я занимаюсь со своими учениками на индивидуальных занятиях по скайпу или в классе.
Записывайтесь на тренинги!
Упражнения для голоса: трехступенчатое дыхание
Расшифровка
Одно из моих любимых голосовых упражнений называется «трехступенчатое дыхание». Все знают, что дыхание важно для речи, но когда люди сосредотачиваются на дыхании, оно требует больших усилий. Они начинают делать большие, высокие, шумные вдохи, которые требуют большой работы, создают больше напряжения и мешают хорошо говорить. Дыхание должно поддерживать и усиливать ваш голос и речь, а не мешать. Упражнения для голоса должны научить вас дышать легко, открыто и очень приятно. Трехэтапное дыхание помогает вам исследовать ощущение дыхания всем телом.
Чтобы начать это голосовое упражнение, сделайте круг руками перед собой и на вдохе через рот поднимите руки в горизонтальное положение, а на выдохе дайте им опуститься. Вдох, выдох, вдох, выдох. Теперь, когда вы вдыхаете, я хочу, чтобы вы представили, что дышите себе в спину, и, возможно, вы действительно почувствуете, как ваша спина расширяется при вдохе. Вдохните в спину, выдохните. Раздуйте спину, выдохните. Откройте пространство в спине, выдохните. Теперь начните с руками в горизонтальном положении, и на вдохе через рот разведите руки в стороны и выдохните. Вдох, выдох, вдох. Теперь, когда вы вдыхаете, я хочу, чтобы вы представляли, что вдыхаете в переднюю часть тела, как будто вы открываете большие двойные двери, чтобы впустить дыхание. Вдохните в переднюю часть, выдохните. Откройте переднюю часть, выдохните. Направьте дыхание вперед и на мгновение отдохните.
Продолжайте это голосовое упражнение, вытянув руки в стороны. Когда вы вдыхаете через рот, поднимите руки вверх по кругу над головой, затем выдохните, когда руки опустятся. Вдох, выдох, вдох, выдох. Теперь, когда вы вдыхаете, я хочу, чтобы вы представили, как воздух входит в ваши бока, как будто ваши бока выходят наружу, когда ваши руки поднимаются вверх. Вдохните в бока, выдохните. Разверните бока, выдохните. Раскройте бока и расслабьте руки. Из этих трех: спины, живота и боков, в каком из трех вам было легче всего почувствовать, как дыхание течет в эту область? Кому из этих троих потребовалось больше воображения? Как и во всех голосовых упражнениях, это будет отличаться для всех.
Затем вы собираетесь объединить все три стадии в одно дыхание, так что, когда вы вдыхаете, первая треть дыхания проходит через спину, все еще вдыхая, следующая треть идет вперед, все еще вдыхая, последняя третья уходит в бока, а затем вы выдыхаете, когда ваши руки снова опускаются, так что вы вдыхаете на всем пути вверх и выдыхаете на пути вниз. Очевидно, вам нужно продолжать двигаться; иначе вы будете заправлены задолго до того, как доберетесь до вершины. Но постарайтесь быть внимательным и конкретным в отношении того, куда движется дыхание на каждой из трех стадий. Я расскажу вам о первых нескольких. Дышите в спину. Дышите спереди. Вдохните в бока и выдохните. Откройте спину, откройте перед, откройте бока, выдох, спина, перед, бока, выдох. Давай сделаем еще три без моих слов.
Итак, голосовые упражнения связаны с речью, так что позвольте звуку выходить с выдохом, начиная с «Эй!» Эээээээээээээээээ. «Мотыга». Оооооооооооооооооооооооооооооооо И «Привет!» Хиииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии. Как звучит звук после трехступенчатого дыхания? Чувствуете ли вы звук, выходящий вместе с вашим дыханием? Можете ли вы представить, что звук исходит от всего вашего тела, а не только от рта и горла? Попробуйте простые слова и фразы, такие как «Привет». Хеллооооооооооооооооооооооооооооооооооооо. И «О, вау!» Ооооооооооооооооооооооооооооо!
Мне нравится это голосовое упражнение. Это так легко и нежно, и это заставляет меня чувствовать себя по-настоящему открытым и ясным. Это определенно одно из трех моих лучших голосовых упражнений наряду с перекатыванием позвоночника и трепетом губ. Это отличный способ открыть свое тело, свое дыхание и свой голос.
Чтобы узнать больше о голосовых упражнениях, щелкните ссылку ниже и загрузите бесплатный буклет и серию видеороликов «Звуки успеха».
Говорите уверенно, используя эту простую технику дыхания
Знаете ли вы, что ваше дыхание — мощный инструмент для публичных выступлений? Вот как говорить уверенно, используя эту простую технику дыхания.
в . шип . ра . tion
1. вдох как воздуха в легкие; вдыхая. 2. вдохновляющий или вдохновляемый умственно или эмоционально. 3. вдохновляющее влияние; любой стимул к творческому мышлению или действию ( Webster’s New World Dictionary, Second College Edition ).
Удивлены, узнав, что первое словарное определение «вдохновения» связано с дыханием ? Еще как уместно. И как интересно, что вместе определения этого латинского слова означают вдохнуть воздух, а затем побудиться к творчеству!
Беспокоит ли вас нервозность, когда вы говорите? Станьте более спокойным и динамичным оратором! Загрузите мою бесплатную шпаргалку
«Как успокоить нервы перед тем, как говорить».
Чтобы преодолеть страх перед сценой, научитесь правильному дыханию
Однако мы почти забыли первое важное определение вдохновения. На самом деле это напоминание о том, что нам нужно получать достаточное количество кислорода, чтобы говорить увлекательно и творчески. Другими словами, чтобы знать, как быть сосредоточенным и эффективным докладчиком на публичной арене, вам нужно практиковать правильное дыхание.
Достаточная поддержка дыхания не только сфокусирует вашу концентрацию; но это также замедлит частоту сердечных сокращений, когда вы начнете получать достаточное количество кислорода. И есть еще одно преимущество хорошего дыхания: оно дает вам хорошо насыщенный кислородом мозг, чтобы вы знали, как думать на ходу во время публичных выступлений.
Все еще ищете причины, чтобы связаться со своим дыханием? Если вы страдаете от боязни сцены, вы склонны дышать быстро и поверхностно. Помимо дискомфорта, который это создает для вас физически и морально, ваша аудитория может заметить, что вы боретесь с речевым беспокойством, что снижает их доверие к вам и вашему сообщению.
Вот 10 быстрых и эффективных способов побороть страх сцены. Для других методов, кроме дыхания, которые помогут вам преодолеть речевую тревогу, вот 10 причин, которые вызывают страх публичных выступлений, и способы их преодоления.
Как практиковать диафрагмальное дыхание
Чтобы стать оратором, использующим дыхание в своих интересах, выработайте привычку «дышать животом». Это просто означает дышать с помощью диафрагмы (куполообразной мышцы, расположенной горизонтально между легкими и животом), а не только верхней частью легких.
Вот как дышать диафрагмально или практиковать успокаивающее дыхание животом: Встаньте спокойно и положите доминирующую руку на живот, т. е. в то место, которое наиболее заметно входит и выходит при дыхании. Это ваша диафрагмальная область. Дышите спокойно, средней глубины. Чувствуете, как внизу происходит действие, похожее на меха? (Если вы не чувствуете слишком большого движения, попробуйте лечь на спину. Движение живота вверх-вниз в этом положении более заметно.)
Для тренировки встаньте перед зеркалом и убедитесь, что двигается живот, но не плечи и грудь. Когда вы привыкнете дышать животом таким образом, вы будете постоянно давать себе полный запас питательного жизненно важного кислорода. Успокаивающий и сосредоточенный настрой, в который вы себя вовлекаете, также поможет вам научиться оставаться полностью сосредоточенным во время разговора. А это значит, что вы будете выглядеть более профессионально, уравновешенно и презентабельно.
Этот блог был первоначально опубликован в 2012 году.