Семантический барьер пример: Семантический барьер. Барьеры коммуникаций

5 коммуникативных барьеров и 5 способов их преодоления

Количество коммуникативных барьеров достаточно велико, мы начнем с пяти основных. Если вы преодолеете их, то однозначно повысите качество своих коммуникативных навыков.
 

Барьер №1. Осуждать/сравнивать/оценивать другого человека, а не то, что он говорит

Прямой путь к тому, чтобы упустить суть сказанного вам и навесить ошибочный ярлык, который в дальнейшем может полностью исключить возможность эффективного взаимодействия.

Барьер №2. Вам неинтересно

Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. И речь не о лицемерии, когда вы притворяетесь заинтересованным. Речь о том, что вы находитесь в режиме «автопилота», не анализируя, зачем нужна та или иная информация.

Барьер №3. Использовать технический или непонятный язык в неспецифических ситуациях

Выражать свои мысли сложными понятиями в стандартных ситуациях, не связанных с сугубо профессиональными вопросами – это проверенный способ вызвать раздражения у собеседника.

Барьер №4. Давать советы

«На твоем месте я бы…» вызывает защитную реакцию у собеседника, ведь совет – это демонстрация превосходства в интеллектуальном, профессиональном, личностном плане.

Барьер №5. Убрать все человеческое из общения

Сухое официальное общение плохо работает даже в административных ведомствах. Отсутствие понимания и сочувствия в допустимых пределах снижает эффективность долгосрочной коммуникации почти до нуля.

 

Теперь перейдем к методам преодоления указанных барьеров. Нужно отметить, что любой из инструментов требует практической апробации и длительных тренировок для того, чтобы быть эффективно примененным в общении.

Разрушитель барьеров №1. Активное слушание

Правило А: Говорить в 2 раза меньше, чем слушать (по времени). Сокращайте фразы и давайте собеседнику больше возможностей для пояснения.

Разрушитель барьеров №2. Невербальное

Постарайтесь гармонизировать движения рук, ног, свою позицию в разговоре. Хорошо помогут сторонние съемки. Например, попросите приятеля поговорить с вами на какую-то тему и снимите все на видео. Затем проанализируйте и работайте над жестами, которые будут говорить о вашей закрытости, нежелании общаться или неуверенности в себе.

Разрушитель барьеров №3. Вопросы по контексту

Нужно научиться анализировать предложенную информацию. Все ли вам в ней понятно? Есть ли необходимость разъяснить «как?», «зачем?», «где?» и т.д.? Если да, то в большинстве случаев это значит, что вы активно слушали! При этом желательно, чтобы большая часть вопросов была открытой, т.е. не подразумевала ответы «Да» или «Нет».

Разрушитель барьеров №4. Уточнения

Спрашивайте и уточняйте, правильно ли вы поняли. Это позволяет вам полностью понять цели и мотивы собеседника и показывает, что вы действительно его слушаете.

Разрушитель барьеров №5. Осознанность

Без тренировки данного навыка не будут работать все вышеуказанные разрушители барьеров:
 

  • Воспринимайте информацию, а не говорящего
  • Наблюдайте за собой, корректируйте свои вопросы и речь в сторону упрощения и рационализации
  • Не бойтесь делать паузы между вопросом собеседника и вашим ответом

 
Подзаголовок: Бонус: 5 полезных книг по коммуникативным навыкам
 

  1. «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци
  2. «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз
  3. «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» Ванесса Эдвардс
  4. «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон
  5. «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи

Коммуникативные барьеры — Студопедия

Поделись  

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации

Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов.

Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.

Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

Такое препятствие также может быть разной степени прозрачности, в одном случае оно вообще не допустит информацию в сознание слушателя, в другом – исказит или обесценит ее, сделав безопасной. Б.Ф. Поршнев выделяет три различные формы коммуникативных барьеров, различающиеся, по степенью прозрачности.

Самый плотный, практически не прозрачный, барьер – избегание. Убежать от информации и ее пагубного воздействия можно как физически, так и психологически. Физическое избегание исключает контакт с самим носителем информации. Каждый взрослый человек в ходе жизни нарабатывает целый арсенал различных способов избегания контактов с нежелательными лицами. Многие из них банальны: перейти на другую сторону улицы, отвернуться к витринам, согнуться, чтобы завязать якобы развязавщийся шнурок и т.д. Известный способ «телефонного» бегства: «Извини, у меня что-то на плите горит». В кино в самый неприятный момент можно закрыть глаза, заткнуть уши. Способы старые, проверенные и во многих случаях не только по-человечески понятные, но и оправданные.

Хороший пример психологического избегания – забывание информации. Или, скажем, «уход в себя» во время слушания. Вроде бы слушал, кивал, а в итоге… ничего не услышал.

Другой барьеравторитет. Информация попадает в сознание, но по пути существенно обесценивается за счет субъективного снижения авторитетности ее источника. Она становится ненадежной, а значит, малозначимой. «Яйца курицу не учат» – одна из культурно закрепленных формул снижения авторитета и ухода от воздействия информации. Это во многом объясняет ту тщательность, с которой люди собирают все авторитетные мнения, могущие служить подтверждением их личной частной позиции (разнообразные ссылки на авторитетные источники, известная формула «есть мнение», цитирование классиков и так далее).

Наконец, третья форманепонимание. Большая часть нежелательной информации, помимо воли человека, проходит сквозь достаточно грубые фильтры избегания и авторитета. Самый тонкий, изощренный способ снизить ее неблагоприятное воздействие – исказить ее до неузнаваемости, предать ей понятный, близкий или нейтральный смысл. «Ты меня не правильно понял», — говорит «К», обращаясь к своему слушателю. «Смотря что ты имеешь ввиду. — мог бы ответить ему «Р», — с точки зрения твоего замысла, может быть и не правильно. А с точки зрения безопасности моего внутреннего мира, очень даже правильно».

Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Г.М. Андреева выделяет коммуникативные барьеры социального и психологического характера.

С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание а) ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но б) различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или в) вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или г) в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.

п.

В случае возникновения коммуникативных барьеров в ходе общения врача и пациента, можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. Так, М.Р. Битянова выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный барьер и барьеры отношений.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции. Можно привести примеры искусственного создания такого рода барьеров, например детьми, создающими на базе общего языка свой, мало понятный взрослым (вспомните Тослу и Вислу из сказок про Мумми-тролля). Ни какие фонетические помехи не являются непреодолимым препятствием. Если реципиент заинтересован в информации, он извлечет ее из непростой беседы с сильно заикающимся человеком, и из шипящего и свистящего радиоприемника.

Но в случае, если он не уверен в значимости информации или, напротив, убежден в ее опасности, фонетические искажения и несоответствия легко помогут ему создать необходимый барьер.

Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера – актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем. Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи.

Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т. д. В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни. С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.

Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например, при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет «бабуля» и «дедуля», не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).

Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами, обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т. е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.

Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому, что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.

В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек (причем, причину этого часто трудно осознать), о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию («Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?»).

Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них – это, прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику. Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: «У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает».

Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь – искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: «Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно – это было временное явление» или: «В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом». Второй путь – снижение авторитетности источника информации: «Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!». Наконец, третья возможность – защита через непонимание; «Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит».

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E. Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.



барьеров для эффективного общения — GeeksforGeeks

Факторы, препятствующие эффективности общения, известны как коммуникативные барьеры. Эти барьеры вызывают несоответствие между пониманием сообщения отправителем и получателем. Эти барьеры могут возникать на любом этапе коммуникативного процесса.

Общение является неотъемлемым элементом человеческих отношений. Люди взаимодействуют друг с другом посредством общения. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communis», что означает общий. Таким образом, общение определяется как обмен фактами, идеями, мнениями или эмоциями для достижения взаимопонимания. Это сумма всего, что делает один человек, чтобы создать понимание в умах других.

«Общение — это общение с помощью слов, букв, символов или сообщений, и это способ, которым один член организации делится смыслом и пониманием с другим». – Кунц и О’Доннелл

«Общение – это процесс, посредством которого люди создают и обмениваются информацией друг с другом для достижения общего понимания». – Rogers

«Коммуникация – это передача информации от отправителя к получателю, причем получатель понимает эту информацию». Koontz and Weihrich

Особенности/природа общения

Особенности общения следующие:

  • Общение представляет собой социальный знания.
  • Коммуникация — это всепроникающая функция . Коммуникация необходима для всех функций управления. Это требуется при планировании передачи информации. Организация требует общения для передачи информации о задачах, полномочиях и ответственности. Отбор, обучение, оценка и т. д. требуют обмена фактами и идеями с работниками. Таким образом, общение является универсальным элементом в процессе управления.
  • Коммуникация — это непрерывный процесс. Организации не могут существовать без связи. Это похоже на циркуляцию крови в организациях, так как им необходимо обмениваться идеями, фактами, информацией и т.д.
  • Коммуникация представляет собой двусторонний процесс , когда отправитель отправляет информацию, а получатель ее получает. Получатель понимает информацию и дает обратную связь.

The barriers to communication can be broadly classified as:

  1. Semantic Barriers
  2. Psychological Barriers
  3. Organisational Barriers
  4. Personal Barriers

Semantic Barriers

The branch of наука, изучающая значение слов и предложений, называется семантикой. Проблемы и препятствия в процессе кодирования и декодирования сообщения в слова или впечатления известны как 9.0008 Семантические барьеры. Этот барьер возникает из-за того, что разные слова означают разные вещи для разных людей. Разрыв в общении может произойти, когда два человека придают разное значение слову. Например, для организаций «прибыль» может означать рост и эффективность, но для сотрудников это может означать избыточные средства, полученные за счет выплаты неадекватной заработной платы и пособий.

Ниже приведены некоторые распространенные формы семантических барьеров:

  • Плохо выраженное сообщение: Когда сообщению не хватает ясности и точности, говорят, что оно плохо выражено. Коммуникация становится неэффективной, когда язык сообщения расплывчатый, неточный, используются неправильные слова или опускаются нужные слова.
  • Символы с разными значениями: Одни и те же слова могут иметь разное значение для разных людей и могут иметь разное значение в разных ситуациях. Например, такие слова, как эффект и аффект, идеальный и праздный, совет и совет, медведь и голый и т. д., звучат одинаково, но имеют разные значения.
  • Неправильный перевод: Иногда люди не понимают язык, на котором сообщение передается отправителем. В таких случаях возникает необходимость перевести сообщение на язык, понятный получателю. Переводчик должен быть достаточно опытным, чтобы переводить язык, в противном случае это также может стать препятствием для общения.
  • Неуточненные предположения: У получателя могут быть другие предположения, если отправитель не разъяснит предположения о сообщении. Например, начальник может сказать: «Завершите работу». Здесь начальник не назвал день и дату, когда работа должна быть завершена. Он может иметь в виду завершить работу к завтрашнему дню, но подчиненные могут понимать это как план на неделю.
  • Технический жаргон: Технический жаргон или терминология используются многими экспертами и специалистами для передачи сообщений. Такой жаргон не понятен простым людям, что приводит к плохой коммуникации.
  • Расшифровка языка тела и жестов: Невербальная или жестовая коммуникация также является эффективным средством коммуникации. Мимика, жесты, язык тела и т. д. должны соответствовать языку. Получатель может запутаться и неправильно понять сообщение, если вербальный язык не соответствует языку тела.

Психологические барьеры

Барьеры, возникающие из-за эмоционального и психологического статуса отправителя и получателя сообщения, известны как Психологические барьеры. Например, человек, находящийся в состоянии стресса, не может нормально общаться.

Вот некоторые из распространенных форм психологических барьеров:

  • Преждевременная оценка: Тенденция формировать суждение до того, как прослушано сообщение целиком, известна как преждевременная оценка. Это искажает понимание и действует как барьер для эффективного общения. Это также может привести к предубеждениям против общения.
  • Недостаток внимания: Коммуникация может быть менее эффективной, и сообщение может быть неправильно понято, если ему не будет уделено должного внимания. Это невнимание может возникнуть из-за озабоченности ума получателя. Например, начальник дал указания по работе с новым программным обеспечением, однако подчиненный был занят другими личными вопросами. Такое невнимание делает процесс общения односторонним и малоэффективным.
  • Потери при передаче и плохом удержании: Происходит потеря или передача неточной информации, когда связь проходит через различные уровни или каналы в организации. Это чаще встречается в случае устного общения. Плохое запоминание также действует как барьер, когда люди не могут удерживать информацию в течение длительного времени.
  • Недоверие: Отсутствие взаимного доверия между отправителем и получателем также является барьером для общения. Стороны, участвующие в общении, не могут понять сообщение в первоначальном смысле, если они не верят друг другу.

Организационные барьеры

В организации сообщение должно проходить через различные уровни и каналы, поэтому оно может не достигать того же места, куда его отправил отправитель. Организационная структура, правила и положения, властные отношения и т. д. препятствуют эффективному общению.

Вот некоторые из организационных барьеров:

  • Организационная политика:   На эффективность коммуникации влияет организационная политика. Коммуникационный процесс затруднен, если политика не поддерживает свободный поток коммуникации. Например, в централизованной организации свободное общение не поощряется, и общение должно осуществляться только по соответствующему каналу.
  • Правила и положения: На процесс общения влияют жесткие и громоздкие правила и положения. Уже прописаны каналы и тематика, по которым должны передаваться сообщения. Эти предписанные правила, положения и каналы являются жесткими и могут выступать в качестве барьеров.
  • Статус: Между начальником и подчиненным создается психологическая дистанция из-за статуса. Такие статусы мешают правдивому и точному общению. Подчиненным также не разрешается свободно выражать свои чувства, если руководитель осознает свой статус.
  • Сложность организационной структуры: Организационная структура также может служить барьером для общения. Если в организационной структуре много управленческих уровней, то коммуникация задерживается и искажается.
  • Организационные возможности: Если в организации отсутствуют такие удобства, как частые встречи, конференции, ящики для предложений, ящики для жалоб и т. д., эффективное общение затруднено.

Личные барьеры

На эффективность коммуникации влияют личные факторы как отправителя, так и получателя.

Вот некоторые из личных барьеров:

  • Страх перед вызовом авторитету: Если начальник боится, что какое-то конкретное сообщение может помешать его авторитету, то он может воздержаться от такого общения, так как он всегда хочет положение и престиж в организации.
  • Недоверие начальника к своим подчиненным: Когда начальники не верят или не уверены в компетентности своих подчиненных, говорят, что общение затруднено. Когда к подчиненным не хватает доверия и уверенности, начальник может не принимать советов или предложений от подчиненных.
  • Нежелание общаться: Нежелание общаться может быть еще одной причиной неэффективного общения. Часто подчиненные не общаются со своим начальством, потому что считают, что если информация неверна или неуместна, это негативно повлияет на них.
  • Отсутствие должных стимулов: Подчиненные также не проявляют инициативы в общении, когда нет мотивации или стимулов для общения. Например, если за предложение подчиненных не будет вознаграждения, то они не проявят инициативу.

Барьеры на пути к эффективному общению (с примерами и способами их преодоления)

В этой статье мы поделились 5 основными препятствиями на пути к эффективному общению, объясненными на примерах. Мы также обсудили способы преодоления этих барьеров на подходящих примерах. Эти барьеры часто мешают процессу коммуникации и снижают эффективность коммуникации.

Процесс общения имеет множество барьеров, зависящих от ситуации и способностей человека. Предполагаемая коммуникация (информация) часто будет нарушена и искажена, что приведет к состоянию непонимания и неудачи коммуникации.

Барьеры в эффективном общении — это просто препятствия в процессе общения. Слово «барьер» буквально означает препятствие, помеху или проблему, которая возникает на пути передачи сообщения (потока информации) и блокирует процесс коммуникации. Барьеры могут полностью или частично препятствовать процессу общения.

Коммуникационные барьеры делают общение неэффективным из-за задержки, искажения или неполной информации.

Барьеры для эффективного общения могут быть разных типов, и некоторые из них следующие:

  1. Лингвистический (или языковой и семантический барьер)
  2. Психологический,
  3. Эмоциональный,
  4. Физический (или экологический барьер)
  5. Культурный

► 1. Языковые барьеры:

Языковые барьеры также известны как языковые барьеры и часто также называются семантическими барьерами. В этом барьере язык, используемый отправителем, может быть непонятен получателю.

Иногда два человека, участвующие в общении, могут говорить на одном языке, но жаргон (конкретный термин), используемый для передачи информации, может нарушить процесс общения, если получатель не полностью его понимает.

  • Языковой барьер является одним из основных барьеров, ограничивающих эффективное общение.
  • Язык выступает как наиболее часто используемый инструмент общения.
  • Языковые барьеры возникают из-за того, что в каждом крупном регионе есть свой язык.

Пример языкового барьера в общении:

  • Во многих случаях даже сложный диалект может сделать общение неэффективным.
  • Это правда, что диалекты каждых двух регионов меняются в пределах нескольких километров. Даже в одной и той же организации разные сотрудники будут иметь разные языковые навыки.
  • Из-за различий в диалектах это повлияет на каналы связи, охватывающие всю компанию.
  • Поэтому при общении с разными сотрудниками необходимо принимать во внимание разные соображения.
  • В общем, некоторые из них очень хорошо владеют определенным языком, а другие будут в порядке с этими языками.

► 2. Психологические барьеры:

Психологическое состояние человека (получателя) влияет на то, как будет получено сообщение. Люди с низкой самооценкой могут быть менее напористыми и, очевидно, могут чувствовать себя некомфортно в общении. Эти люди могут стесняться и нервничать, говоря о том, что они действительно чувствуют, или читать негативные подтексты (контекст) в сообщениях, которые они слышат.

  • Существуют различные психологические и психические проблемы, которые могут препятствовать эффективному общению.

Пример Психологический барьер в общении:

  • У многих людей наблюдается сценический страх, нарушения речи, заниженная самооценка, фобии, депрессия.
  • Со всеми этими психологическими чертами и состояниями иногда очень трудно справиться, и они, безусловно, будут препятствовать общению.

► 3. Эмоциональные барьеры в общении:

Эмоциональные барьеры являются частью психологических барьеров, но в большей степени зависят от душевного состояния человека. Чувства и эмоции коммуникаторов могут препятствовать доставке информации.

Если у получателя есть какие-либо эмоциональные или личные проблемы, он, вероятно, будет менее внимательным, что может привести к плохой коммуникации. Психическое состояние и чувства отправителя и получателя влияют на то, как сообщение будет получено, воспринято и отправлено.

  • Эмоциональный IQ человека определяет уровень комфорта, с которым он может общаться.
  • Зрелый человек может легко справляться с эмоциями и сможет эффективно общаться. С другой стороны, незрелые люди и первокурсники, которые позволяют своим эмоциям взять верх, столкнутся с определенными трудностями.
  • Чтобы общение было эффективным, нужно идеально сочетать эмоции и факты.

Пример эмоционального барьера в общении:

  • Во многих случаях можно увидеть, что такие эмоции, как разочарование, чувство юмора, страх и гнев, могут влиять на способность человека принимать решения и, таким образом, выступать в качестве барьеров для общения.

► 4. Физические барьеры:

Физические барьеры являются одним из наиболее очевидных препятствий для эффективного общения. Физическое разделение и окружающая среда между отправителем и получателем с комбинированным неисправным оборудованием также считаются физическими барьерами.

Эти барьеры в основном легко устраняются путем устранения физических помех, присутствующих в канале связи.

Пример физического барьера в общении:

  • К физическим барьерам относятся такие барьеры, как шум, закрытые двери, неисправное оборудование, используемое для связи. Закрытые кабины и окружение человека и др.
  • Часто в большом офисе физическое разделение между разными сотрудниками в сочетании с неисправным оборудованием может привести к физическим препятствиям для эффективного общения.
  • Хотя современные технологии и инструменты часто служат для снижения воздействия физических барьеров.

► 5. Межкультурные барьеры:

Культурное разнообразие внутри страны и культурные различия между людьми из разных частей мира являются основными причинами культурных барьеров.

Это происходит потому, что люди обусловлены своей культурой и традициями, и у них развиваются определенные привычки в работе, общении, пищевых привычках, одежде и т. д. в соответствии со своими культурными условиями.

Очевидно, что им трудно дозвониться до людей, пришедших из чужой культуры и имеющих другие привычки.

  • Во времена глобализации во всех глобальных компаниях и их крупных офисах могут работать люди из разных уголков мира.
  • Эти разные культуры имеют разные значения для нескольких основных ценностей своего общества.
  • Пищевые привычки, одежда, религия, напитки, домашние животные и общее поведение будут резко меняться от одной культуры к другой.
  • Таким образом, мы должны учитывать эти разные культуры при общении.
  • Принимая это во внимание и принимая это, это называется культурно приемлемым.
  • Во многих многонациональных компаниях (ТНК) в рамках ознакомительных программ предлагаются специальные курсы, которые знакомят людей с другими культурами и с тем, как быть вежливыми и терпимыми по отношению к другим.

Пример культурного барьера в общении:

  • Такая простая вещь, как жест приветствия человека, сильно отличается в Индии от приветствия в арабской стране или в Японии.
  • Источники пищи, рецепты и привычки в одежде другой культуры могут вызывать у человека дискомфорт.
  • Представления о личном пространстве и времени также различаются в разных культурах. Индийцы не против сидеть близко друг к другу и делить пространство в офисах или в общественных местах. Но в европейских странах они не смогли бы терпеть такое навязчивое поведение.

Обязательно к прочтению ➜ Этапы процесса планирования

► Как преодолеть барьеры в общении?

Барьеры могут препятствовать процессу коммуникации и могут быть вредны для деловых операций. Следовательно, они должны быть решены и преодолены, если коммуникация должна быть эффективной.

⦿ Как преодолеть физические барьеры?
  • Физические барьеры относительно легко преодолеть, потому что их легко идентифицировать.
  • Использование громкоговорителей и микрофонов хорошего качества может устранить барьеры шума и расстояния в местах массового скопления людей, например, на вокзалах и в длинных очередях.
  • Автоматические светофоры и невербальные жесты ГАИ устраняют физические преграды на дорогах.
  • Технологические достижения, особенно программное обеспечение и машины, помогли сократить разрыв в общении, возникающий из-за времени и расстояния.
  • Всегда нужно принимать альтернативные решения, чтобы преодолеть отказ технологических инструментов.
  • Резервный план и альтернативы помогают решить любую проблему и облегчить процесс общения.
⦿ Как преодолеть языковой барьер?
  • Языковые или семантические барьеры можно преодолеть, если отправитель и получатель выбирают язык, который они оба понимают очень хорошо.
  • В случае незнания языка отправитель может воспользоваться помощью переводчика для преодоления языкового барьера.
  • программ обучения и развития для знакомства с целевым языком помогают преодолеть языковой барьер.
  • Языковых барьеров можно избежать путем самостоятельного обучения с помощью онлайн-переводчиков и точного использования языка.
  • Четкий осмысленный поток информации должен быть главной целью при использовании языка.
  • Жаргон следует избегать в случае региональных и сельских рабочих мест.
⦿ Как преодолеть психологические, эмоциональные и культурные барьеры?

Психологические барьеры, эмоциональные барьеры и межкультурные барьеры трудно преодолеть. Эти барьеры трудно выявить и еще труднее устранить.

  • Всех этих барьеров можно избежать или уменьшить, приняв гибкое и непредубежденное отношение к другим.
  • Конечной целью должно быть наведение мостов взаимопонимания между людьми при общении.
  • Следует приучать себя прислушиваться к разным взглядам, подвергать себя воздействию различных сред, что помогает расширять кругозор и воспитывать терпимость к разным взглядам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *