Сенсибилизация в психологии это примеры: Что такое сенсибилизация, как описать это ощущение и почему возникает?

Содержание

Что такое сенсибилизация, как описать это ощущение и почему возникает?

Человеческий организм очень хорошо приспосабливается и адаптируется к различным изменениям, которые провоцируют внешние и внутренние факторы. В процессе адаптации порог чувствительности на какой-либо раздражитель уменьшается или увеличивается. Например, под воздействием сильного шума, человек перестает слышать тихие звуки — чувствительность к звукам уменьшается. А незрячий человек, наоборот, слышит даже самые тихие звуки — чувствительность увеличивается. Увеличение чувствительности называется специальным термином — «сенсибилизацией». 

В этой статье мы объясним явление сенсибилизации, разберем сенсибилизирующие факторы и приведем несколько примеров сенсибилизации.

Понятие сенсибилизации

Изменение чувствительности к какому-либо раздражителю — это приспособление или адаптация человеческого организма к этому раздражителю. Снижение чувствительности и даже полное исчезновение ощущения называют негативной адаптацией.

А позитивная адаптация — это увеличение чувствительности к какому-либо раздражителю. В психологии это явление называют сенсибилизацией.

Пример из практики: Руслан — представитель редкой профессии — он дегустатор вин. Работает на производстве и регулярно пробует различные сорта, описывая их вкус. По роду своей работы у него произошла специфическая сенсибилизация вкусовых рецепторов, и он может отличить такие оттенки вкуса, которые для обычного человека будут одинаковыми.

Термин «сенсибилизация» происходит от латинского слова «sensibilis», что означает «чув­ст­ви­тель­ный».

Принято считать, что при адаптации изменяются условия окружающей среды, а если говорить про сенсибилизирующий эффект, то он наблюдается при изменении физиологических и психологических факторов.

Метод сенсибилизации встречается в разных областях — в медицине, психологии, социологии, химии и даже физике.

Увеличение ответной реакции на раздражители мы можем ощущать разными органами чувств:

  • через зрение
  • через вкусовые рецепторы на языке
  • через воздействие на кожу
  • мы можем ощущать запах
  • через вестибулярный аппарат
  • через мышечную память
  • с помощью интероцептивных рецепторов на внутренних органах

Важно! Такой адаптивный эффект наиболее часто используется при проведении исследований на аллергопробы. Тот рецептор, в ответ на который произойдет сенсибилизация, будет являться аллергеном.

Факторы появления и виды сенсибилизации

Сенсибилизация ощущений происходит под влиянием следующих факторов:

  • работа внутренних рецепторов в организме человека
  • соматических и психологических установок (внушаемым людям легко вызвать усиление реакции, например, боли перед походом к врачу)
  • прошлого опыта (вследствие приобретения какого-либо навыка может появиться «профессиональная» адаптация рецепторов)
  • приема лекарств, сильнодействующих препаратов и веществ, провоцирующих увеличение чувствительности рецепторов

Психологи разделяют адаптацию на активную и пассивную. Активная сенсибилизация длительна по времени и не сразу проявляется, должно пройти какое-то время, чтобы подействовал раздражитель. Пассивная же, наоборот, быстро проходит и быстро возникает.

В некоторых источниках разделяют долгосрочную и краткосрочную сенсибилизацию.

Также специалисты говорят о разделении адаптации на:

  • моновалентную – чувствительность повышается только под воздействием какого-то одного раздражителя
  • поливалентную – на чувствительность влияет группа раздражителей
  • перекрестную – реакция происходит и на основной раздражитель, и на схожие с ним по характеристикам иные раздражители

Психологи и врачи выделяют также отдельное явление как «компенсаторная сенсибилизация», в ее основе лежит замещение анализатора (органа чувств) другим. Например, у незрячих людей повышается чувствительность слуха и они различают множество звуков, недоступных людям с хорошим зрением.

Можно ли развить в себе сенсибильность

Принято считать, что условия возникновения сенсибилизации — это не только внешнее воздействие раздражителя, но и принудительные тренировки.

Так, у некоторых людей, в процессе их постоянной работы, происходит воздействие на определенные рецепторы и возникает увеличение чувствительности к раздражителю.

Например, музыканты, парфюмеры, дегустаторы задействуют свои слуховые, обонятельные и вкусовые рецепторы, тем самых «тренируя» их.

При этом нет конкретных упражнений для развития такой адаптивной функции. Но некоторые специалисты применяют данный эффект для комплексного лечения своих пациентов. Например, часто можно встретить такой способ при лечении алкоголизма.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы испытываете трудности и вам сложно перестроиться при изменении какой-либо жизненной ситуации. Возможно, ваша психика недостаточно пластична. Наши психологи по телефону проведут беседу и расскажут, как научиться более спокойно реагировать на изменения внешних факторов и сохранить свой эмоциональный баланс.

Частые вопросы

Что означает сенсибилизация?

+

Определение этого понятия мы привели в самом начале статьи. Сенсибилизацией в психологии называется увеличение ощущений (чувствительности) в какому-либо внешнему или внутреннему раздражителю.

Сенсибилизацию могут чувствовать только взрослые или дети тоже?

+

У маленьких детей нестабильная психика, поэтому они не могут реагировать на изменение чувствительности. Процесс адаптации у них происходит по-другому.

Что такое сенсибилизаторы?

+

Это такие вещества, которые способствуют повышению чувствительности других веществ в каким-либо внешним воздействиям.

Например, атомы благородных металлов, различные красители, окислители и т.д. Чаще всего такое понятие используют в точных науках — химии и физике.

Заключение эксперта

Психологическую тягу к определенных веществам (алкоголесодержащей и табачной продукции и пр.) специалисты также объясняют сенсибилизацией. В мозговых центрах возникает определенная реакция на поступление веществ, а их повторное воздействие усиливает эту реакцию. Человек испытывает удовольствие, и реакция закрепляется. Нет общей «нормы» для всех людей — кто-то получает соответствующую реакцию почти сразу, а кому-то нужно длительно воздействие.   
Специалисты изучают этот важный механизм, чтобы помогать нуждающимся людям справляться с зависимостями и улучшать качество жизни.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 234

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Что такое сенсибилизация и как используется сенсибилизирующая терапия

Часто в психологии это понятие используется как противоположность десенбилизации. В то время как десенсибилизация – это процесс угасания, сенсибилизация – это процесс приобретения, когда кто-то учится сильнее реагировать на раздражитель или стимул. Это слово обычно употребляют в контексте борьбы с зависимостями.

В этой статье:

Отличие сенсибилизации от десенсибилизацииКак заново разжечь любовь в браке сенсибилизациейСкрытая сенсибилизацияРабота с зависимостямиПример из фильма: почему произошел подрыв доверия к методуОтвращение как способ борьбы с зависимостямиПоведенческая терапия

Отличие сенсибилизации от десенсибилизации

Фото автора Alycia Fung: Pexels

В то время как экспозиционная терапия используется для устранения страхов и тревог, сенсибилизация используется для установления нормального или желаемого поведения посредством классического кондиционирования (Оперантное обусловливание также можно использовать для поощрения поведения посредством положительного подкрепления или стимулов).

Ранней поведенческой терапией, основанной на сенсибилизации, была терапия ночного недержания мочи, разработанная О. Хобартом Моурером в 1930-х годах. Он пытался бороться с ночным недержанием мочи или энурезом, снабжая детей подушечками, чувствительными к влаге.

Новости СМИ2

Когда ребенок помочился, включался громкий зуммер. После нескольких повторений ощущение наполненного мочевого пузыря (внутренний стимул) приводило к упреждающему пробуждению, чтобы ребенок мог проснуться и добраться до ванной.

Это устройство имело коммерческий успех и помогло многим детям выздороветь. Уровень успеха составлял около 50%, когда родители работали терапевтами, но этого было достаточно, чтобы продавать его на протяжении многих лет.

Что такое десенсибилизация и как она применяется?

Еще одно распространенное применение сенсибилизирующей терапии – это консультирование по вопросам брака для возрождения любви и романтики. Сексуальное возбуждение – это биологическая реакция, инстинктивная и рефлекторно-ориентированная, поэтому это хороший кандидат для классической обусловленности.

Известно, что половые гормоны реагируют на классические условия. Чтобы восстановить взаимный интерес, парам рекомендуется сознательно помещать важные стимулы перед приятными романтическими переживаниями.

Как заново разжечь любовь в браке сенсибилизацией

Психотерапевт может начать с того, что пара воздержится от страсти в течение определенного периода времени, работая над улучшением общения. Следующим шагом будет поощрение физического контакта, но несексуального характера. Часто массаж используется как способ выразить нежность.

Затем пару можно побудить снова начать «встречаться». Это включает в себя планирование романтического вечера вместе заранее. Семье настоятельно рекомендуется правильно задавать настроение любым способом, который они предпочитают: музыкальное сопровождение, приглушенное освещение, совместный ужин – все, что работает. Это генерирует реплики или сигналы, которые будут связаны с гормональной реакцией.

Если одно ведет к другому и результат хороший, тогда устанавливается положительный тип классической обусловленности. Романтические реплики (вкусный ужин, массаж, любимая музыка) начинают давать биологический разогревающий эффект. Тело быстро узнает, как на бессознательном, так и на сознательном уровнях, какие сигналы предсказывают мощный положительный эмоциональный опыт. Романтика в браке возрождается.

Скрытая сенсибилизация

Скрытая сенсибилизация – это форма сенсибилизации, при которой обусловливающий процесс происходит в воображении, вне поля зрения (поэтому скорее скрыто, чем открыто). На самом деле это не было очень успешным, показывая, что поведенческая терапия не является автоматическим гарантом успеха.

Giphy

Работа с зависимостями

Предположим, алкоголик хочет бросить пить. Один из подходов – попытаться создать отрицательную эмоциональную реакцию на мысли о выпивке. Теоретически это можно сделать, если следовать мыслям о пьянстве, вызывающим беспокойство или вызывающим отвращение.

Например, в терапии это могло бы выглядеть так (терапевт учит формулировать такую историю):

Человек входит в бар. Он решает выпить стакан пива. Теперь он идет к бару. Приближаясь к бару, он чувствует странное ощущение в животе. Кружится голова, появляется тошнота.

(Описание продолжается и становится более ярким и неприятным).

…Человек отворачивается от пива и сразу начинает ощущать себя лучше. Когда он выходит на чистый свежий воздух, то чувствует себя прекрасно. Он уходит домой, не выпив.

Лечение явной сенсибилизации с использованием препаратов, вызывающих тошноту, а не только воображения, было опробовано в Советском Союзе еще в 1930-х годах. В советском учебнике по психологии 1930-х годов изображена очередь мужчин, сидящих на маленьких табуретках, у каждого из которых между коленями по металлическому ведру, и каждый пьет что-то из рюмки.

Фото автора Keira Burton: Pexels

Они пили спиртное с лекарством, от которого их быстро рвало. Это должно было заставить их отказаться от употребления алкоголя.

Пример из фильма: почему произошел подрыв доверия к методу

В фильме «Заводной апельсин» была проведена сенсибилизация (не скрытая), очень похожая на советскую терапию против алкоголизма. Главный герой, молодой человек, был арестован за убийство.

Чтобы настроить его против насилия, осужденный получил вызывающее тошноту лекарство. Между тем (почему-то) в его ушах играла музыка Бетховена. После освобождения молодой человек сильно заболевал всякий раз, когда он инициировал акт насилия или слушал музыку Бетховена.

Карикатура на сенсибилизирующую терапию в «Заводном апельсине» встревожила общественность и усилила недоверие общества к методам кондиционирования. В реальности такой прием вряд ли сработает. Человек, вынужденный смотреть жестокие фильмы, когда его тошнит от наркотиков, будет винить в болезни наркотик, а не содержание фильма.

Отвращение как способ борьбы с зависимостями

Отвращение к вкусу – это мощная форма кондиционирования: быстрая и продолжительная. Однако процедура «Заводного апельсина» задействует зрительные стимулы, которые не так легко связать с болезнью.

Фото автора Anete Lusina: Pexels

Некоторые коммерческие продукты пытаются использовать силу отвращения к вкусу, чтобы избавиться от зависимости. К сожалению, теория не всегда успешно претворяется в жизнь. Зависимость – одна из самых сильных мотивационных сил. Противодействие этому с отвращением к вкусу – не волшебное решение.

Фактически, терапия отвращения не работает так же хорошо, как более традиционные подходы, такие как терапия в группах сверстников. У техник отвращения есть еще один недостаток: они неприятны!

Поведенческая терапия

Однако поведенческая терапия помогает достичь успеха, когда происходит сенсибилизация. Десенсибилизация была первой терапией, которую назвали поведенческой терапией. Она была сознательно разработана с использованием идей по обусловливанию и был сосредоточена непосредственно на проблемном поведении, а не на попытках лечения основного психического заболевания.

Поэтому этот метод можно назвать самым успешным. Кроме того, в рамках работы терапевт обучает пациента техникам релаксации, которые тоже приносят отличный результат при столкновении с раздражителями.

Сенсибилизация — виды, причины, адаптация

Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Сенсибилизация ощущений

Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

  • Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
  • Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
  • Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
  • Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

Сенсибилизация и адаптация

Если сенсибилизация связана исключительно с повышением чувствительности в зависимости от психологических или физиологических факторов, то адаптация обусловлена окружающей средой и характеризуется как усилением, так и ослаблением ощущений. Адаптивные способности проявляются, например, при резкой смене уровня освещения – требуется какое-то время, чтобы глаза приспособились к темноте или яркому свету.

По степени выраженности ощущений различают 2 типа адаптации:

  • Анестезия. Возникает при продолжительном действии раздражителя, которое ведет к полному исчезновению ощущений. Например, в течение дня люди не ощущают прикосновений одежды или не обращают внимания на обручальное кольцо;
  • Притупление интенсивности чувств. Выражается в виде реакции на сильные раздражители. Это может быть привыкание к резкому запаху в медицинских учреждениях или в парфюмерном магазине.

Синтез адаптации и сенсибилизации осуществляется при структурировании неупорядоченных элементов. Живопись вблизи может выглядеть как хаотичные цветовые пятна, в которых со временем становится видна картина. В постоянном фоновом шуме также постепенно можно различить отдельные звуки. То есть, в процессе привыкания к интенсивному внешнему раздражителю появляется возможность его анализа, и направленность внимания на отдельные элементы способствует повышению восприимчивости к ним.

Сенсибилизация и синестезия

Сенсибилизация и синестезия – тесно связанные свойства ощущений. При синестетическом восприятии раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Наиболее распространенным примером сенсибилизации с изменением модальности является возникновение кислого вкуса при виде лимона. Также нередко появляются зрительные образы во время прослушивания музыки или чтения. С неврологической точки зрения этот феномен объясняется тем, что возбуждение нервных структур иррадиирует из одной модальности в другую, в результате чего образуется множество синестетических ощущений – «цветной» слух, «вкус» слов, «запах» цвета и другие варианты. Синестезия также считается основой метафорических оценок и переносов.

Сенсибилизация ощущений способна проявляться при сопоставлении различных раздражителей. Например, светлая фигура на черном фоне будет казаться белой. Участок серого цвета на зеленом фоне будет казаться красноватым, а на красном – наоборот, приобретет зеленый оттенок. Вертикальные линии кажутся более протяженными, чем горизонтальные, при объективно одинаковой длине. Контраст ощущений часто обыгрывают в рекламе, живописи, в дизайнах одежды и интерьера.

Исследования показывают, что сенсибилизация зависит также от следующих факторов:

  • Возраст. Нарастание восприимчивости рецепторов продолжается до 30 лет и впоследствии медленно снижается;
  • Тип нервной системы. К сенсибилизации больше предрасположены люди со слабой нервной системой, не обладающие выносливостью и устойчивостью.
  • Эндокринный баланс организма. При беременности наблюдается сенсибилизация обонятельных ощущений.

Временная сенсибилизация обусловлена тормозным состоянием коры головного мозга, возникающим при переутомлении.

Восприятие участвует в формировании поведения. Изменение чувствительности анализаторов и взаимосвязь ощущений обеспечивают получение и обработку информации об окружающем мире.

Знаете ли вы, что:

Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.

Сенсибилизация | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)


Сенсибилизация — это неассоциативный процесс обучения, при котором многократное введение стимула приводит к постепенному усилению реакции. [1] Сенсибилизация часто характеризуется усилением реакции на целый класс раздражителей в дополнение к тому, который повторяется. Например, повторение болевого стимула может сделать еще один более чувствительным к громкому шуму.

Состав

  • 1 Нервные субстраты сенсибилизации
  • 2 Этиология
  • 3 История
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Дальнейшее чтение

Нервные субстраты сенсибилизации

Нейронная основа поведенческой сенсибилизации часто неизвестна, но обычно она возникает в результате того, что клеточные рецепторы с большей вероятностью реагируют на раздражитель. Несколько примеров нервной сенсибилизации включают:

  • Электрическая или химическая стимуляция гиппокампа крысы вызывает усиление синаптических сигналов, процесс, известный как долговременная потенциация или LTP. [2] LTP рецепторов AMPA был предложен в качестве потенциального механизма, лежащего в основе памяти и обучения в человеческом мозгу.
  • При «зажигании» повторяющаяся стимуляция нейронов гиппокампа или миндалевидного тела в лимбической системе в конечном итоге приводит к судорогам у лабораторных животных. После сенсибилизации для возникновения судорог может потребоваться очень небольшая стимуляция. Таким образом, киндлинг был предложен в качестве модели височной эпилепсии у людей, когда стимуляция повторяющегося типа (например, мерцание света) может вызывать эпилептические припадки. [3] Часто люди, страдающие височной эпилепсией, сообщают о симптомах негативных последствий, таких как тревога и депрессия, которые могут быть результатом лимбической дисфункции. [4]
  • При «центральной сенсибилизации» ноцицептивные нейроны в задних рогах спинного мозга становятся сенсибилизированными в результате повреждения или воспаления периферических тканей. [5] Этот тип сенсибилизации был предложен в качестве возможного причинного механизма хронических болевых состояний. Изменения центральной сенсибилизации возникают после повторных проб на боль. Исследования на животных постоянно показывают, что, когда испытуемый неоднократно подвергается воздействию болевого раздражителя, болевой порог животного изменяется, что приводит к более сильной болевой реакции. Исследователи считают, что можно провести параллели между этими испытаниями на животных и постоянной болью у людей. Например, после операции на спине, в результате которой была удалена грыжа межпозвоночного диска, вызвавшая защемление нерва, пациент может продолжать «чувствовать» боль. Кроме того, новорожденные, которым сделали обрезание без анестезии, проявляют склонность сильнее реагировать на будущие инъекции, прививки и другие подобные процедуры. Реакцией этих детей является усиление плача и усиление гемодинамической реакции (тахикардия и тахипноэ). [6]
  • Лекарственная сенсибилизация возникает при наркомании и определяется как усиление действия наркотика после многократного приема (противоположность лекарственной толерантности). Такая сенсибилизация включает изменения в мезолимбической передаче дофамина в головном мозге, а также молекулу внутри мезолимбических нейронов, называемую дельта-FosB. Ассоциативный процесс может способствовать возникновению зависимости, поскольку стимулы окружающей среды, связанные с приемом наркотиков, могут усиливать тягу. Этот процесс может увеличить риск рецидива у наркоманов, пытающихся бросить курить. [7]
  • Аллергическая сенсибилизация – существует острая реакция (ранние стадии) и поздняя фаза реакции (более поздние стадии). На ранних стадиях антигенпрезентирующая клетка вызывает ответ в лимфоцитах Th3, которые продуцируют цитокин интерлейкин-4 (ИЛ-4). Лимфоциты Th3 взаимодействуют с В-клетками и вместе продуцируют IgE. IgE циркулирует вокруг и связывается с рецепторами клеток, что приводит к острой воспалительной реакции. [8] В этом случае под сенсибилизацией обычно понимают начало аллергических реакций. [9] Развитие аллергической сенсибилизации зависит от возраста, при этом дети младшего возраста подвергаются наибольшему риску развития аллергической сенсибилизации. [10] Существует множество тестов для диагностики аллергических состояний. Обычно используемые тесты помещают потенциальные аллергены на кожу пациента и ищут реакцию на аллерген-специфический IgE (иммуноглобулин E). Они показали, что уровни IgE достигают максимума в возрасте до 10 лет и значительно падают, пока человек не достигает 30 лет.0014 [10] Существует мнение, что для разных этнических групп существуют разные генетические локусы для одного и того же воспалительного заболевания. [11] Согласно этой мысли, астма имеет различную хромосомную локализацию у людей европейского, латиноамериканского, азиатского и африканского происхождения. [12]

Этиология

Сенсибилизация считается причинным или поддерживающим механизмом широкого спектра явно не связанных между собой патологий, включая злоупотребление психоактивными веществами и зависимость, аллергии, астму и некоторые необъяснимые с медицинской точки зрения синдромы, такие как фибромиалгия и множественные химические реакции. чувствительность. Сенсибилизация также была предложена в отношении психологических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, паническая тревога и расстройства настроения. [13] [14] [15]

История

Эрик Кандел был одним из первых, кто изучил нейронную основу сенсибилизации на основе своих экспериментов по наблюдению за отдергиванием жабр морского слизня Aplysia в 1960-х годах. и 1970-е годы. Кандел и его коллеги показали, что после привыкания к прикосновению к сифону (реакция отдергивания жабр ослабевает), применения парного вредоносного электрического раздражителя к хвосту и прикосновения к сифону вновь отмечалось отдергивание жабр. После этой сенсибилизации легким прикосновением к сифону при отсутствии вредного воздействия на хвост Aplysia вызывала сильную реакцию отдергивания жабр. При тестировании через несколько дней после первоначальных испытаний этот ответ все еще проявлялся (After Squire and Kandel, 1999 [16] ). В 2000 году Эрику Канделу была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине за исследования процессов обучения нейронов.

См. также

  • Отказ от привычек
  • Привыкание
  • Длительное потенцирование
  • Синаптическая пластичность
  • Нейропластичность
  • Чувствительность к множественным химическим веществам

Ссылки

  • Antelman, S. M. (1988). Зависимая от времени сенсибилизация как краеугольный камень нового подхода к фармакотерапии: лекарства как чужеродные/стрессовые раздражители. Исследования по разработке лекарств, 14, 1-30.
  • Белл, И.Р., Хардин, Э.Е., Болдуин, К.М., и Шварц, Г.Е. (1995). Повышенная симптоматика лимбической системы и чувствительность молодых людей с химической и шумовой чувствительностью. экологических исследований, 70, 84-97.
  • Коллингридж Г.Л., Исаак Дж.Т.Р. и Ван Ю.Т. (2004). Перенос рецепторов и синаптическая пластичность. Nature Reviews, 5, 952-962.
  • Джи Р., Коно Т., Мур К.А. и Вульф, CJ (2003). Центральная сенсибилизация и LTP: имеют ли боль и память сходные механизмы? Trends in Neurosciences, 26, 696-705. Полный текст
  • Кандель, Э. Р. (2004). Молекулярная биология хранения памяти: диалог между генами и синапсами. Bioscience Reports, 24, 477-522. Полный текст
  • McEachern, J. C. & Shaw, C.A. (1999). Континуум пластичность-патология: определение роли феномена LTP. Journal of Neuroscience Research, 58, 42-61.
  • Моримото, К., Фанесток, М. и Расин, Р.Дж. (2004). Разжигание и модели эпилептического статуса эпилепсии: перепрограммирование мозга. Прогресс в нейробиологии, 73, 1-60.
  • Почта, Р.М. (1992). Трансдукция психосоциального стресса в нейробиологию рецидивирующего аффективного расстройства. Американский журнал психиатрии, 149, 999-1010. Abstract
  • Розен, Дж. Б. и Шулкин, Дж. (1998). От нормального страха к патологической тревоге. Психологический обзор, 105, 325-350.

Дополнительная литература

  • Анцулатос, Э.Г., Уэйнрайт, М.Л., Клири, Л.Дж., и Бирн, Дж.Х. (2006). Долгосрочное обучение сенсибилизации готовит аплизию к дальнейшему обучению. Обучение и память, 13, 422-425. Полный текст
  • Барбас, Д., ДеГрозейлерс, Л. , Кастеллуччи, В.Ф., Кэрью, Т.Дж., и Маринеско, С. (2003). Множественные серотонинергические механизмы, способствующие сенсибилизации при аплизии: данные о различных подтипах рецепторов серотонина. Learning & Memory, 10, 373–386. Полный текст
  • Burrell, B.D. и Сали, К.Л. (1998). Обобщение привыкания и внутренней сенсибилизации у пиявки. Learning & Memory, 5, 405–419. Полный текст
  • Burrell, B.D. и Сали, К.Л. (1999). Истощение серотонина не препятствует внутренней сенсибилизации пиявки. Learning & Memory, 6, 509–520. Полный текст
  • Хокинс, Р. Д., Коэн, Т. Е., и Кандел, Э. Р. (2006). Отказ от привычек при аплизии может включать либо изменение привыкания, либо наложение сенсибилизации. Обучение и память, 13, 397-403. Полный текст
  • Каплан, П.С., Гольдштейн, М.Х., Хакеби, Э.Р., и Купер, Р.П. (1995). Привыкание, сенсибилизация и реакция младенцев на материнскую речь. Психобиология развития, 28, 45-57. Полный текст
  • МакСуини, Ф.К., Хинсон, Дж.М., и Кэннон, С.Б. (1996). Сенсибилизация-привыкание может происходить во время оперантного обусловливания. Психологический бюллетень, 120, 256-271. Полный текст
  • Overmier, JB (2002). Сенсибилизация, обусловливание и обучение: могут ли они помочь нам понять соматизацию и инвалидность? Скандинавский журнал психологии, 43, 105-112. Полный текст
  • Филипс Г.Т., Цветкова Е.И., Маринеско С. и Кэрью Т.Дж. (2006). Скрытая память на сенсибилизацию при аплизии. Learning & Memory, 13, 224–229. Полный текст
  • Shum, F.W.F., et. др. (2007). Изменение долговременной пластичности поясной извилины и поведенческой сенсибилизации к воспалению за счет обогащения окружающей среды. Обучение и память, 14, 304–312. Резюме
  • Саттон, М.А., Иде, Дж., Мастерс, С.Е., и Кэрью, Т.Дж. (2002). Взаимодействие между объемом и характером обучения при индукции промежуточной и долговременной памяти для сенсибилизации при аплизии. Обучение и память, 9, 29–40. Полный текст
Обучение
Виды обучения
Обучение избеганию | Классическое кондиционирование | Обучение на основе уверенности | Обучение дискриминации | Эмуляция | Экспериментальное обучение | Обусловливание побега | Случайное обучение | Преднамеренное обучение | Скрытое обучение | Обучение лабиринту | Обучение мастерству | Мнемоническое обучение | Неассоциативное обучение | Необратимое сменное обучение | Изучение бессмысленных слогов | Невербальное обучение | Наблюдательное обучение | Обучение бездействию | Оперативное обусловливание | Парное ассоциированное обучение | Перцептивно-моторное обучение | Кондиционирование места | Вероятностное обучение | Зубрежка | Обучение с обратной сменой | Кондиционирование второго порядка | Последовательное обучение | Серийное обучение ожиданиям | Серийное обучение | Обучение навыкам | Условие избегания Сидмана | Социальное обучение | Пространственное обучение | Обучение, зависящее от состояния | Теория социального обучения | Обучение, зависящее от состояния | Обучение методом проб и ошибок | Вербальное обучение
Концепции теории обучения
Цепочка | Когнитивная проверка гипотез | Кондиционирование | Условные ответы | Условный раздражитель | Условное подавление | Постоянная задержка | Контробусловливание | Скрытое кондиционирование | Контробусловливание | Отложенное чередование | Гипотеза сокращения задержки | Дискриминационный ответ | Распределенная практика |Исчезновение | Быстрое сопоставление | Иерархия Ганье | Обобщение (обучение) | Эффект генерации (обучение) | Привычки | Привыкание | Подражание (обучение) | Неявное повторение | Интерференция (обучение) | Межстимульный интервал | Прерывистое подкрепление | Скрытое торможение | Расписания обучения | Скорость обучения | Стратегии обучения | Массовая практика | Моделирование | Отрицательный перенос | Переучивание | Практика | Принцип Премака | Предварительное кондиционирование | Эффект первенства | Первичное армирование | Принципы обучения | Подсказка | Наказание | Вспомнить (обучение) | Эффект недавности | Признание (обучение) | Реконструкция (обучение) | Армирование | Повторное обучение | Модель Рескорла-Вагнера | Ответ | Армирование | Вторичное армирование | Сенсибилизация  | Эффект серийной позиции | Серийный отзыв | Формирование | Стимул | График подкрепления | Спонтанное выздоровление | Обучение, зависящее от состояния | Контроль стимулов | Обобщение стимула | Передача обучения | Безусловные ответы | Безусловный раздражитель
Обучение животных
Обучение кошек | Обучение собак Обучение крыс
Нейроанатомия обучения
Нейрохимия обучения
Аденилатциклаза
Обучение в клинических условиях
Прикладной анализ поведения | Поведенческая терапия | Изменение поведения | Отсрочка удовлетворения | ТОС | Десенсибилизация | Экспозиционная терапия | Предотвращение воздействия и реакции | Наводнение | Практика с оценками | Привыкание | Нарушения обучаемости | Терапия реципрокного торможения | Систематическая десенсибилизация | Анализ задачи | Тайм-аут
Обучение в сфере образования
Обучение взрослых | Совместное обучение | Конструктивное обучение | Экспериментальное обучение | Изучение иностранных языков | Индивидуальное обучение | Способность к обучению | Нарушения обучаемости | Нарушения обучения | Управление обучением | Стили обучения | Теория обучения (образование) | Обучение через игру | Обучение в школе | Учебные привычки
Машинное обучение
Обучение с разницей во времени | Q-обучение
Философский контекст теории обучения
Бихевиоризм | Коннекционизм | Конструктивизм | Функционализм | Логический позитивизм | Радикальный бихевиоризм
Видные работники теории обучения |-
Павлов | Корпус | Толман | Скиннер | Бандура | Торндайк | Скиннер | Ватсон
Разное|-
Категория: Учебные журналы | Теория мелиорации
изменить
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).
  1. ↑ Shettleworth, SJ (2010) «Познание, эволюция и поведение» (2-е изд.) Нью-Йорк: Оксфорд
  2. ↑ Коллингридж Г.Л., Исаак Дж.Т., Ван Ю.Т. (2004). «Перевозка рецепторов и синаптическая пластичность». Nat Rev Neurosci 5(12): 952–962, PMID 15550950,
    1. ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
    .
  3. ↑ Моримото К., Фанесток М., Расин Р.Дж. (2004). «Разжигание и эпилептический статус моделей эпилепсии: перепрограммирование мозга». Prog Neurobiol 73(1): 1–60, PMID 15193778,
    1. ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
    .
  4. ↑ Teicher MH, Glod CA, Surrey J, Swett C, Jr (1993). «Рейтинги жестокого обращения в раннем детстве и лимбической системы у взрослых психиатрических амбулаторных больных». J Neuropsychiatry Clin Neurosci 5(3): 301–306, PMID 8369640.
  5. ↑ Ji RR, Kohno T, Moore KA, Woolf CJ (2003). «Центральная сенсибилизация и LTP: имеют ли боль и память схожие механизмы?». Trends Neurosci 26(12): 696–705, PMID 14624855.
  6. ↑ Гудин Дж. (2004). Нейробиология Medscape: расширение нашего понимания центральной сенсибилизации. Медскейп: Медицинское образование.
  7. ↑ Робинсон Т.Э., Берридж К.С. (1993). «Нейронная основа тяги к наркотикам: теория зависимости от стимулов и сенсибилизации». Res Brain Res Rev 18(3): 247–291, PMID 8401595.
  8. ↑ Джейнвей, Чарльз; Пол Трэверс, Марк Уолпорт и Марк Шломчик (2001). иммунобиология; Пятое издание. Нью-Йорк и Лондон: Garland Science. стр. Электронная книга. ISBN 978-0-8153-4101-7.
  9. ↑ Джейнвей С., Трэверс П., Уолпорт М., Шломчик М., ред. (2001). Иммунобиология 5: Иммунная система в норме и болезни. Нью-Йорк: паб Garland, ISBN 0-8153-3642-X.
  10. 10,0 10,1 Кронер С. (1992). «Прогнозирование и выявление развития аллергии: влияние генетических и экологических факторов». Дж. Педиатр. 121 (5 ч. 2): S58–63. doi: 10.1016/S0022-3476(05)81408-8. PMID 1447635.
  11. ↑ Де Сверт Л.Ф. (1999). «Факторы риска аллергии». Евро. Дж. Педиатр. 158 (2): 89–94. дои: 10.1007/s004310051024. PMID 10048601.
  12. ↑ Барнс К.С., Грант А.В., Гензель Н.Н., Гао П., Данстон Г.М. (2007). «Афроамериканцы с астмой: генетические идеи». Proc Am Thorac Soc 4 (1): 58–68. doi:10.1513/pats.200607-146JG. PMC 2647616. PMID 17202293. Архивировано из оригинала 16 ноября 2010 г.
  13. ↑ Розен Дж. Б., Щулкин Дж. (1998). «От нормального страха к патологической тревоге». Psychol Rev 105(2): 325–350,
    1. ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
    ПМИД 9577241.
  14. ↑ Антельман С.М. (1988). «Зависимая от времени сенсибилизация как краеугольный камень нового подхода к фармакотерапии: лекарства как чужеродные / стрессовые раздражители». Исследования по разработке лекарств 14: 1–30.
  15. ↑ Пост РМ (1992). «Преобразование психосоциального стресса в нейробиологию рецидивирующего аффективного расстройства». Am J Psychiatry 149(8): 999–1010, PMID 1353322.
  16. ↑ Squire LR, Kandel ER (1999). Память: от разума к молекулам. Нью-Йорк: Библиотека Scientific American; Нью-Йорк: WH Фримен. ISBN 0-7167-6037-1.

Сенсибилизация | в Главе 13: Терапия

Сенсибилизация

Противоположностью десенсибилизации является сенсибилизация. В то время как десенсибилизация — это процесс угасания, сенсибилизация — это процесс приобретения, обучающий кого-то реагировать больше на стимул.

Что такое сенсибилизация в отличие от десенсибилизации?

В то время как экспозиционная терапия используется для устранения страхов и тревог, сенсибилизация используется для установления нормального или желаемого поведения посредством классического обусловливания. (Оперантное обусловливание можно также использовать для поощрения поведения посредством положительного подкрепления или стимулов.)

Ранней поведенческой терапией, основанной на сенсибилизации, была терапия ночного недержания мочи, разработанная О. Хобартом Моурером в 1930-х годах. Он попытался бороться с ночным недержанием мочи или энурезом (en-ur-EE-sis), предоставив детям наматрасник, чувствительный к влаге.

Когда ребенок мочился, включался громкий зуммер. После нескольких повторений ощущение полного мочевого пузыря (внутренний стимул) приводило к заблаговременному пробуждению, чтобы ребенок мог добраться до туалета.

Чем лечили Моурера от ночного недержания мочи?

Это устройство имело коммерческий успех и помогло многим детям перестать мочиться в постель. Говорят, что вероятность успеха составляет около 50%, когда родители работают терапевтами, но этого было достаточно, чтобы сделать его стабильным продавцом на протяжении многих лет.

Другим распространенным применением сенсибилизирующей терапии является консультирование по вопросам брака для лечения отсутствия желания . Сексуальное возбуждение является биологической реакцией, инстинктивной и рефлекторной, поэтому оно является хорошим кандидатом на классическое обусловливание.

Исследования, которые мы обобщили в главе 5, показывают, что половые гормоны реагируют на классическое обусловливание. Чтобы восстановить сексуальное ожидание, парам рекомендуется намеренно помещать значительные стимулы перед приятным сексуальным опытом.

Как сенсибилизация используется для возрождения романтики в браке?

Сексотерапевт может начать с того, что пара воздержится от секса на некоторое время, работая над улучшением общения. Следующим шагом является поощрение физического контакта, но не половое разнообразие. Часто массаж используется как способ выражения нежности.

Затем паре может быть предложено снова начать «встречаться». Это предполагает планирование романтического вечера вместе заранее.

Молодоженов призывают правильно настроить настроение любым способом, который они предпочитают: музыка для настроения, приглушенный свет, совместный ужин… все, что работает. Это генерирует сигналы или сигналы, которые будут связаны с сексуальной реакцией.

Если одно ведет к другому и результат хороший, то устанавливается позитивный тип классического обусловливания. Романтические намеки (романтический ужин, массаж, любимая музыка) начинают генерировать биологический разогревающий эффект.

Тело быстро запоминает, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, какие сигналы предсказывают мощный положительный эмоциональный опыт. Романтика в браке возрождается.

Скрытая сенсибилизация

Скрытая сенсибилизация – это форма сенсибилизации, при которой процесс обусловливания происходит в воображении, вне поля зрения (поэтому скорее скрыто, чем открыто). На самом деле он не был очень успешным, показывая, что поведенческая терапия не является автоматически успешным блокбастером.

Предположим, алкоголик хочет бросить пить. Один из подходов состоит в том, чтобы попытаться создать негативную эмоциональную реакцию на мысли о выпивке. Теоретически это может быть сделано с помощью после мыслей о выпивке с вызывающими тревогу или отвратительными мыслями. Вот отрывок из лечения скрытой сенсибилизации Каутела (1967, стр. 461-462):

Какова цель скрытой сенсибилизации? Какова была процедура Каутелы?

Вы идете в бар. Вы решили выпить кружку пива. Теперь вы идете к бару. Когда вы подходите к бару, у вас возникает странное ощущение внизу живота. Ваш желудок чувствует тошноту и тошноту.

В горло попадает жидкость, очень кислая. Ты пытаешься проглотить его обратно, но при этом частички пищи начинают подниматься по твоему горлу ко рту… [Описание продолжается и становится более ярким и ужасным.]

…Ты отворачиваешься от пива и сразу начинаешь чувствовать себя лучше. Когда вы выбегаете из бара, вы начинаете чувствовать себя все лучше и лучше. Когда вы выходите на чистый, свежий воздух, вы чувствуете себя прекрасно. Ты иди домой и приведи себя в порядок.


Алкоголики в Советском Союзе принимают наркотики, вызывающие тошноту, смешанные с алкоголем

Лечение открытой сенсибилизации с использованием препаратов, вызывающих тошноту, а не только воображения, было опробовано в Советском Союзе еще в 1930-х годах. В советском психологическом тексте 1930-х годов изображен ряд мужчин, сидящих на маленьких табуретках, у каждого между коленями металлическое ведро, каждый что-то пьет из рюмки.

Они пили алкоголь, смешанный с наркотиком, от которого их быстро стошнило. Это должно было отучить их от пьянства.

В фильме « Заводной апельсин » использовалась сенсибилизирующая терапия (не скрытая), очень похожая на советскую анти- терапию алкоголизма. Главный герой, молодой человек, арестован за убийство.

Чтобы настроить его против насилия, осужденный получил лекарство, вызывающее тошноту, и был вынужден смотреть фильмы о насилии с открытыми веками. Между тем (почему-то) в его ушах играла музыка Бетховена. После освобождения молодой человек сильно заболевал всякий раз, когда совершал насильственные действия или слышал музыку Бетховена.

Какое «лечение» использовалось в фильме Заводной апельсин ? Почему это, вероятно, не сработает?

Карикатура на сенсибилизирующую терапию в Заводной апельсин встревожила общественность и усугубила недоверие общественности к методам обусловливания. На самом деле вряд ли такая техника сработает.

Человек, вынужденный смотреть жестокие фильмы, когда его тошнит от наркотика, будет винить в болезни наркотик, а не содержание фильма. В общем животные не общаются болезнь с взглядами или звучит , они связывают болезнь со вкусом.

Отвращение к вкусу — мощная форма кондиционирования: быстрая и продолжительная. Однако процедура в Заводной апельсин включала визуальные стимулы, которые не так легко ассоциировать с болезнью.

Некоторые коммерческие продукты пытаются использовать силу отвращения к вкусу для устранения зависимости. Антабус – это таблетка для людей, желающих ослабить тягу к алкоголю. Вызывает тошноту, если человек пьет. Теоретически это может помочь человеку развить отвращение к алкоголю.

Bantron – аналогичный продукт для курильщиков. Это делает вкус сигарет тошнотворно ужасным, что (теоретически) помогает человеку перестать хотеть сигарет.

Как действуют коммерческие препараты Антабус и Бантрон?

К сожалению, теория не всегда успешно воплощается в жизнь. Наркомания – одна из сильнейших мотивационных сил. Противопоставить этому отвращение к вкусу — не волшебное решение.

На самом деле, терапия отвращением не работает так же хорошо, как более традиционные подходы, такие как групповая терапия. У методов отвращения есть еще один недостаток: они неприятны! За исключением антабуса, который играет полезную роль в программах лечения алкоголизма, поведенческие терапевты обычно не используют скрытую сенсибилизацию или подобные методы.

Посещение источника объективных данных Google о популярности слов и фраз, средства просмотра ngram, показывает, что фраза скрытая сенсибилизация достигла своего пика примерно через десять лет после того, как Каутела опубликовал свою статью в 1967 году. эта скрытая сенсибилизация пользовалась лишь кратковременным интересом.

Несколько других исследователей и терапевтов пробовали эту технику, но она не имела большого успеха. Сейчас он редко упоминается в литературе, просканированной Google.

Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].


Не видите то, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.

Copyright © 2007-2018 Russ Dewey

Биологические основы обучения | безграничная психология |

Потенцирование, привыкание и сенсибилизация — три способа, с помощью которых раздражители в окружающей среде вызывают изменения в нервной системе.

Цели обучения

Различия между привыканием, сенсибилизацией и долговременной потенциацией

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • «Потенциация» относится к усилению нервного синапса. Долгосрочное потенцирование основано на принципе, что «клетки, которые активируются вместе, соединяются вместе», и широко считается одним из основных клеточных механизмов, лежащих в основе обучения и памяти.
  • Привыкание возникает, когда мы учимся не реагировать на стимул, который неоднократно предъявляется без изменения, наказания или вознаграждения.
  • Сенсибилизация возникает, когда реакция на раздражитель вызывает усиление реакции на второй раздражитель. По сути, это преувеличенная реакция испуга, которую часто можно увидеть у переживших травму.
  • Во время привыкания в синапсе высвобождается меньше нейротрансмиттеров. Однако при сенсибилизации пресинаптических нейротрансмиттеров больше, а сам нейрон более возбудим.
Ключевые термины
  • аксон : Нервное волокно, представляющее собой длинный тонкий отросток нервной клетки, который проводит нервные импульсы от тела клетки к синапсу.
  • синапс : место соединения между окончанием нейрона и другим нейроном, мышцей или железистой клеткой, через которое проходят нервные импульсы.
  • нейротрансмиттер : Любое вещество, такое как ацетилхолин или дофамин, отвечающее за передачу нервных сигналов через синапс между двумя нейронами.
  • дендрит : Тонкий отросток нервной клетки, проводящий нервные импульсы от синапса к телу клетки.
  • стимулы : В психологии любые энергетические паттерны (например, световые или звуковые), регистрируемые органами чувств.

Обучение происходит, когда раздражители в окружающей среде вызывают изменения в нервной системе. Это происходит тремя способами: долговременное потенцирование, привыкание и сенсибилизация.

Длительное потенцирование

Одним из способов изменения нервной системы является потенциация или усиление нервных синапсов (промежутков между нейронами). Долговременная потенциация (ДП) – это постоянное усиление синапсов, основанное на недавних паттернах активности: оно возникает, когда нейрон демонстрирует повышенную возбудимость с течением времени из-за повторяющегося паттерна, поведения или реакции. Противоположностью LTP является длительная депрессия (LTD), которая вызывает длительное снижение синаптической силы.

Структура нейрона : Связь между нейронами происходит, когда нейротрансмиттер высвобождается из аксона одного нейрона, проходит через синапс и поглощается дендритом соседнего нейрона.

Поскольку считается, что воспоминания кодируются модификацией синаптической силы, LTP широко считается одним из основных клеточных механизмов, лежащих в основе обучения и памяти. Роль LTP в обучении все еще исследуется, но исследования гиппокампа показали, что LTP возникает во время ассоциативного обучения (такого как классическое обусловливание). LTP основан на принципе Хебба: «клетки, которые активируются вместе, соединяются вместе». Этот принцип пытается объяснить ассоциативное обучение, при котором одновременная активация клеток приводит к выраженному увеличению синаптической силы между этими клетками, и обеспечивает биологическую основу для сочетания стимула и реакции в классическом обусловливании.

Привыкание

Напомним, что сенсорная адаптация включает в себя постепенное снижение неврологической сенсорной реакции, вызванное повторным применением определенного стимула с течением времени. Привыкание — это «поведенческая версия» сенсорной адаптации, при которой со временем снижается поведенческая реакция на повторяющийся раздражитель. Другими словами, привыкание — это когда мы учимся не реагировать на стимул, который неоднократно предъявляется без изменений. Поскольку стимул возникает снова и снова (и до тех пор, пока он не связан ни с наградой, ни с наказанием), мы учимся не сосредотачивать на нем свое внимание. Это форма неассоциативного обучения, которая не требует сознательной мотивации или осознания.

Привыкание помогает нам отличать значимую информацию от фона. Например, животное может испугаться, когда услышит громкий шум, но если оно неоднократно подвергается воздействию громких звуков и не испытывает связанных с этим последствий, таких как боль, оно в конечном итоге перестанет пугаться.

Привыкание к стрессу : Привыкание включает в себя реакцию на раздражители и уменьшение стресса с течением времени — после первоначального естественного сопротивления нашего тела раздражителям.

Сенсибилизация

Сенсибилизация – это усиление неврологического ответа на раздражитель за счет ответа на вторичный раздражитель. Например, если внезапно раздается громкий звук, человек может вздрогнуть от этого звука. Если вслед за звуком нанести удар током, то в следующий раз, когда звук раздастся, человек впоследствии еще сильнее отреагирует на звук. По сути, это преувеличенная реакция испуга, которую часто можно увидеть у переживших травму. Например, звук выхлопа автомобиля может звучать для ветерана войны как выстрел, и ветеран может в ответ упасть на землю, даже если угрозы нет.

Неврологические различия

Неврологически привыкание и сенсибилизация работают по-разному. При нейронной коммуникации нейротрансмиттер высвобождается из аксона одного нейрона, пересекает синапс и затем подхватывается дендритами соседнего нейрона. Во время привыкания в синапсе высвобождается меньше нейротрансмиттеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *