Сенсорное воспитание детей: Сенсорное воспитание дошкольников | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Содержание

Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.

Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.

И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. 

Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” — “чувство”, “ощущение”, “восприятие”.   Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям.

Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Далее изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанным обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование — основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого — либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета

2. Вычленение основных частей этого предмета, определение свойств.

3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей — Обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений — отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого- либо культурного растения, важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев. Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во — первых, от обследуемых свойств, во — вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой. 

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны и непрочны. 
Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, — должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития.  

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. 

Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. 

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. 

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему, знакомится с явлениями не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью литературы и кино. При этом действительность предстаёт перед нами в препарированном, расчлененном или, наоборот, в обобщённом виде. 

Значит ли это, что отпадает нужда в развитии способности восприятия, направленного непосредственно на явления природы, на предметы и их комплексы, созданные руками человека? Конечно, нет: жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию. 

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. — М., 1981. -185 с.

2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.

4. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. - 2008. — № 10 — с.4-9.

5. Запорожец А.В., Неверович Я.З “ О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. “Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников”, под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М., “Просвещение”, 1965.

6. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — №5. — С. 54-55

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М., 2009.

9. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — №7. — С. 31-35

10. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981.

Особенности сенсорного воспитания у детей с задержкой психического развития

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

В дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания, внимание детей акцентируется на восприятие формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко, А.А.Катаевой, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с задержкой психического развития было уделено меньше внимания. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день.

Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при использовании в практике работы с детьми с ЗПР, вследствие особенностей их психического развития. Педагогам, работающим с данным контингентом детей, желательно акцентировать свое внимание на личностно-ориентированной модели воспитания, т.е. определить исходный уровень развития каждого ребенка, потребности, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая коррекционную направленность процессов воспитания и обучения в целом.

В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины.

Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины («длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий» и т.д.), а пользуется словами «большой – маленький». Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Установлено, что у детей дошкольного возраста с ЗПР представление о сенсорных эталонах формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 30-40% детей не могут самостоятельно различать цвета.

Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы, лежащей в основе ЗПР (кроме ЗПР, лежащей вследствие педагогической запущенности). Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявлению некоторых особенностей зрительного восприятия таких детей – медленность, узость, недифференцированность, инактивность, нарушение цветоразличения. Следовательно, цветоанамалии у детей с ЗПР встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой. Темп зрительного восприятия у детей с ЗПР замедлен. По-видимому, большая длительность восприятия предметов у этих детей объясняется замедленностью процессов анализа и синтеза в коре головного мозга. В восприятии важную роль играет отражение совокупности воспринимаемой информации. Быстрое окидывание «скользящим взором», в одно мгновение пробегающим по нескольким объектам и задерживающимся лишь на некоторых, а также «оглядывание», позволяющее ознакомиться с обстановкой, чтобы затем остановить свой взор на существенном, возможно только при том условии, если ребёнок будет воспринимать не более – менее неопределённые пятна, а правильно узнавать предметы. Это осуществимо благодаря чрезвычайной скорости восприятия предметов ребёнком, которой он достигает при нормальном развитии уже к 2,5-3 годам. Дети с ЗПР вследствие медленности своего восприятия не обладают такими возможностями, как их нормально развивающиеся сверстники. Так как у детей с ЗПР возникают менее разнообразные ощущения, то при обозрении окружающего эти дети не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету от тех, на которых или пред которыми они находятся. Инактивность восприятия – наиболее выраженная особенность детей с ЗПР. Глядя на какой-нибудь предмет, такой ребёнок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Об инактивном характере восприятия свидетельствуют и неумение детей с ЗПР всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Известно, что далеко не все дети с ЗПР могут правильно собрать обычную детскую пирамиду. Если и собирают, то очень часто допускают ошибки в процессе подбора колец, снова и снова возвращаются к началу работы. Это означает, что они не замечают «на «глаз» которое кольцо по размеру ближе данному, не знают приема сравнения наложением, не умеют находить следующее кольцо, а берут в руки часто первое попавшееся. У них отсутствует этап обдумывания, им несвойственно сомнение в правильности выбора следующего кольца. Сравнение серии предметов по их размерам имеет коррекционное значение и требует специального обучения. Только в результате специально организованного обучения, применения оценок в разнообразных ситуациях под руководством педагога ребенок с ЗПР научится замечать, оценивать такие признаки предметов как: длина, ширина, высота.

Таким образом, выделяются следующие особенности сенсорного воспитания у детей с ЗПР:

– не знают приема сравнения наложением;

– при составлении пирамидки не умеют находить следующее кольцо – берут первое попавшееся;

– у них отсутствует этап обдумывания;

– им трудно переключиться с только что сделанного вывода на другой;

– не могут отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности;

– не умеют размещать предметы удобным для себя способом;

– не умеют устанавливать среди них определенный порядок;

– не различают оттенки цветов.

Сенсорное воспитание и создание сенсорного образа жизни, Сенсорный подход к кормлению, Сенсорное поведение и поведение для детей с особыми потребностями, такими как; Расстройства аутистического спектра, СДВГ, расстройство сенсорной обработки, задержки развития, церебральный паралич, синдром Дауна и проблемы с кормлением.

Наши книги

Книги Бритт и Джеки сочетают трудотерапию, сенсорную интеграцию и воспитание детей. Читатели узнают о сенсорных системах своего ребенка. Начните с…

Подробнее

Наши DVD-диски

Наши DVD-диски представляют собой наглядное пособие для родителей, позволяющее им узнать об ОТ, сенсорной интеграции и воспитании детей. Бритт показывает, как контролировать своих детей, и дает бесконечные советы о том, как управлять поведением дома и в школе.

Подробнее

Выступления

Нажмите на ссылку ниже, чтобы увидеть календарь наших последних выступлений.

 

См. календарь

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Сенсорная система ребенка влияет на его способность учиться, играть, общаться и функционировать. Может быть, ребенок не может усидеть на месте в классе, потому что его беспокоит бирка на рубашке.
Или ребенок не может играть с другими детьми, потому что у него нарушен баланс. Возможно, ваш ребенок не просто разборчив в еде — возможно, его сенсорная система нуждается в особом руководстве и настройке.

Бритт Коллинз-Фейст, MS, OTR, и Джеки Олсон — трудотерапевт и команда родителей — организовали и объединили информацию для родителей, а также методы сенсорной интеграции, советы и решения. Мы сделали это легко и весело и поможем вам избежать множества ненужных ссор между вами и вашим ребенком. Удивительно, как быстро наши дети адаптируются, а небольшие корректировки могут сделать наши дни более гладкими.

Telehealth Therapy

Britt проводит онлайн-терапию с помощью телемедицины для детей с сенсорными проблемами, задержкой кормления и оральной моторики, концентрацией и вниманием, школьной и домашней поддержкой для ваших сенсорных потребностей. Вам нужна помощь, чтобы ваш 6-месячный ребенок начал есть твердую пищу? Ваш ребенок борется с определенными текстурами или эффективно пережевывает продукты? У вашего ребенка проблемы с балансом, координацией, мелкой моторикой или концентрацией внимания во время учебы? Свяжитесь с Бритт для оценки сегодня!

Все проще, когда чувства вашего ребенка счастливы!

Блог о сенсорном воспитании

Я детский эрготерапевт и работаю с детьми в возрасте от рождения до совершеннолетия. В настоящее время я занимаюсь 0-3 в домашней терапии посредством раннего вмешательства, и я также работаю в начальной школе. Я встречаю клиентов со всевозможными проблемами, включая аутизм, ШРЛ (расстройство сенсорной обработки), синдром Дауна, трудности с обучением, СДВГ, слабое здоровье, проблемы с желудочно-кишечным трактом/кормлением и…

ПОДРОБНЕЕ

О


Бритт Коллинз-Фейст

После окончания Колорадского государственного университета со степенью магистра трудотерапии Бритт работала в самых разных условиях; включая клиники сенсорной интеграции, школьные округа, раннее вмешательство, реабилитационную больницу и учреждения квалифицированного ухода. В основном она сосредоточила свою карьеру в качестве ОТ на сенсорной…

ПОДРОБНЕЕ

Сенсорная йога для детей

Дети научатся регулировать эмоции, улучшат общую и мелкую моторику и станут сильнее физически и умственно.

подробнее

О


Джеки Олсон

Джеки Линдер Олсон — соавтор серии книг «Сенсорное воспитание» и автор книги «Бассейн ожидания». В настоящее время Джеки ведет блог в Peace, Autism, and Love (peaceautismandlove.com), где она создала сообщество для…

читать дальше

ошибок, которых следует избегать при воспитании ребенка с сенсорными проблемами

Воспитание ребенка с расстройством сенсорной обработки (SPD) или сенсорными проблемами — сложная работа. ШРЛ определяется как паттерн, при котором мозг не может обнаруживать сообщения от органов чувств или адекватно реагировать на них, что может привести к чрезмерной стимуляции, недостаточной стимуляции, разочарованию и гневу. Понимание того, какие переживания вызывают у ребенка ненормальные реакции, требует времени, энергии и помощи обученных специалистов. Каждый ребенок индивидуален. По мере того как родители узнают, какой опыт вызывает положительную или отрицательную реакцию у их ребенка, они создают рутину, приносящую пользу своей семье.

Воздействие сенсорных триггеров

Родители могут использовать контрольный список или руководство по ШРЛ, чтобы определить, какие повседневные действия вызывают у ребенка дискомфорт и удовольствие. Ключевые пункты включают купание, одевание, прием пищи, гигиену зубов, школу, социальное взаимодействие, телевидение, время за компьютером и отход ко сну.

Родители не должны бояться экспериментировать, особенно когда небольшие изменения могут изменить восприятие события ребенком. Например, ребенок с сенсорными проблемами может бояться принимать душ. Тот же ребенок может с удовольствием принимать ванну, особенно с пеной. Не форсируйте ситуацию, если ребенок сопротивляется. Вместо этого предлагайте альтернативы, пока не найдете ту, которая работает.

Родителям также следует избегать принуждения ребенка с сенсорными проблемами к посещению шумных или активных общественных мероприятий. Вечеринки по случаю дня рождения и общественные фестивали могут быть слишком чрезмерной стимуляцией для ребенка с сенсорными проблемами. Социальное взаимодействие, требующее распознавания эмоций других людей, большое скопление людей и длительное использование телевизора и компьютеров, также могут привести к чрезмерной стимуляции. Позвольте вашему ребенку взять на себя инициативу и определите, сможет ли он или она справиться с такими действиями и условиями.

Серьезные и длительные изменения без сопровождения

Родители не должны пытаться навязывать модели поведения, которые не нравятся ребенку. Это действие перенапрягает ребенка, а также ставит его или ее в невосприимчивое настроение. Родители должны помнить, что частое повторение приятного занятия также может привести к усталости. Когда опекун часто уступает желаниям ребенка, он может столкнуться с сопротивлением в будущем. Лучше всего работать с командой, чтобы разработать распорядок дня, отвечающий потребностям ребенка. Родители должны стремиться работать с командой, чтобы вносить небольшие изменения в этот распорядок по мере развития ребенка.

Реагировать гневом и разочарованием

Когда дело доходит до сенсорного срыва, ребенок действительно не может его контролировать. Как только ребенок с расстройством сенсорной обработки достигает своего предела и срабатывает реакция «борьба или бегство», трудно, если не невозможно, остановить его реакцию, которая может включать закрытие, раскачивание вперед и назад, пинки и/или крик. . Как родитель, важно не реагировать гневом или разочарованием, а вместо этого попытаться поддержать своего ребенка и помочь ему найти безопасное место, пока он не сможет контролировать себя и успокоиться.

Родителям полезно определить действия и модели поведения, которые могут принести пользу ребенку. Затем они могут определить, что сработало в прошлом для поощрения изменений, что станет их отправной точкой для продвижения прогресса. Родители также могут записать неудачные попытки и подумать над этим списком. Повторное изучение списка на более позднем этапе может помочь им понять, как предпринять другие усилия в будущем.

Свяжитесь с нами сегодня, чтобы назначить оценку. Вы также можете ознакомиться с исследованиями и результатами программы на веб-сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *