Сензитивность практического психолога — Детский портал
Сензитивность практического психолога
Задачи, которые сегодня стоят перед учебными заведениями по качеству образования, нуждаются в обеспечении психологизирования учебно-воспитательного процесса. Поэтому особую остроту приобретает вопрос эффективности и результативности деятельности практических психологов и, соответственно, изучение личностных факторов, которые влияют на повышение качества предоставления психологических услуг.
В этом контексте потребует отдельного внимания те личностные качества, которые помогают практическому психологу выявлять, фиксировать, интерпретировать проявления психического состояния другого человека, а также быть чувствительным к собственным видреагувань на поведение клиента следовательно, речь идет о наличии у психолога высокого
уровня чувствительности (сензитивности), которая, как отмечает А. Л. Журавлев, является основой социально-психологической наблюдательности.
В то же время, несмотря на всю актуальность сензитивности личности как профессионально важного качества психолога, вопросы ее сущности, формирования и развития исследованы недостаточно.
Изложение основного материала. Анализ публикаций показал, что непосредственно проблема сензитивности личности не разрабатывалась учеными. Вместе с тем, в научных исследованиях рассматривались вопросы, освещали отдельные аспекты данной проблемы.
Мы обнаружили, что еще в 30-х гг. ХХ в. были инициированы исследования точности и адекватности межличностного восприятия, которые к концу 40-х — начале 50-х гг. стали известны под названием исследований межличностного сензитивности.
В этот период быстрыми темпами наблюдалось распространение тренингов социальной сензитивности. Особую популярность приобрело изучение «предикативного эмпатии». Участники исследований фиксировали свои ответы в личных опросниках, а затем пытались спрогнозировать, как на эти же вопросы ответят другие респонденты. Процент «отгадана» ответов считался показателем развития эмпатии. Простота процедуры и очевидность механизмов интерпретации сделали этот метод распространенным, а термины «социальная сензитивность» и «эмпатия» начали использовать как синонимы.
Середина 50-х гг. Считается учеными кризисной для исследований межличностного сензитивности. В этом контексте знаковыми работами стали Л. Кронбаха. Исследуя Сензитивность он показал, что интерпретировать степень сходства оценок, которые выставляли испытуемые, с критериями как показатель точности их восприятия состояний других людей не совсем оправдано, поскольку сходство / различие в большей степени зависят от выраженности, гало-эффекта, эффекта снисходительности и адекватности стереотипов , чем от способностей дифференцировать конкретных людей по тем или иным параметрам.
Анализ теоретических наработок ученых показал, что на сегодня нет единодушия в подходах к пониманию сензитивности личности. Среди направлений исследований сенситивности можно отметить несколько различных подходов к пониманию этого феномена.
Во-первых, сензитивность личности исследуют в контексте изучения свойств, качеств характера.
Во-вторых, сензитивность рассматривают как один из основополагающих факторов (вместе с социальной перцепции, социальной памятью и социальным мышлением) социального или эмоционального интеллекта.
В-третьих, ряд ученых рассматривает сенситивнисть в рамках изучения коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности.
В-четвертых, концептуальные взгляды на сензитивность в контексте исследования сензитивных периодов представлены в трудах ученых.
Необходимо отметить, что часть ученых обращает внимание на сензитивность в контексте исследования профессионально важных качеств личности.
Нами было обнаружено трактовка исследуемого феномена, которое по содержанию кардинально отличается от всех вышеупомянутых; когда Сензитивность рассматривается как характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к событиям, происходящим с ней и обычно сопровождаются повышенной тревожностью, опасением новых ситуаций, людей, всякого рода экзаменов и др.
В последнем случае отметим, что в своих исследованиях сензитивности мы исходим из понимания того, что не следует смешивать Сензитивность с аллергической зверхчутливистю и болезненностью мировосприятия. По нашему мнению, сензитивного личность — это прежде всего психически здоровая личность, способная к принятию оптимально соответствующих ситуации творческих решений; человек, который получает положительные эмоции, радость от общения с людьми. При этом Сензитивность является тем личностным качеством, которая является основой социально-психологической наблюдательности и способствует более точному оценке и пониманию состояния других людей и обеспечивает успешность в общении, профессиональной деятельности.
Обобщая анализ теоретических подходов к проблеме сензитивности, отметим, что феномен сензитивности не исследовали психологами-учеными целостно, а фрагментарно рассматривался в контексте изучения различных аспектов развития социального, эмоционального интеллекта, профессионально важных качеств личности, показателей темперамента, сензитивных периодов развития личности и др.
голоса
Рейтинг статьи
Сензитивность в психологии это… – определение свойства личности, причины повышенной и пониженной сенситивности
Сензитивность в психологии это… – определение свойства личности, причины повышенной и пониженной сенситивности
Повышенная чувствительность или сензитивность в психологии – это понятие неоднозначное. Все зависит от контекста применения. Термин может служить для описания характера, возрастных особенностей, метода активного взаимодействия с миром.
Содержание
- 1 Определение сензитивности в психологии
- 2 Что такое сензитивные периоды
- 3 Характер и свойства личности
- 4 Возрастная чувствительность
- 5 Поведение в обществе
- 6 Причины повышенной и пониженной сензитивности
Определение сензитивности в психологии
Сензитивность в переводе с латыни дословно означает «чувство».
В психологии этот термин применяется для описания характера человека, его акцентуации. В таком понимании слово иногда приобретает негативную окраску, подразумевая болезненную чувствительность, которая мешает нормально жить в социуме.
В другом контексте сензитивность – это способ активного действия, восприятие действительности с особой точностью, повышенная чувствительность к окружающему миру и людям. Это качество, которым можно управлять, оно необходимо хорошему психологу, писателю, художнику, музыканту. Нормальная сензитивность важна для обычного человека, который хочет жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.
Что такое сензитивные периоды
Понятие сезитивность используют для описания периодов развития малыша. Это явление считается универсальным, то есть проявляется в жизни всех детей, и в то же время индивидуальным. Момент его начала и окончания для каждого отдельного субъекта можно предсказать только теоретически.
Сензитивный период – наиболее благоприятное время для совершенствования определенных психологических навыков, приобретения новых знаний.
Подробное описание этого феномена можно встретить в трудах Марии Монтессори. Ее педагогическая методика свободного воспитания основана на помощи ребенку в овладении определенными навыками и знаниями.
Особенно бурное развитие происходит от рождения и до 6 лет, когда ребёнок преодолевает сразу несколько сензитивных периодов, он учится:
- говорить;
- ходить;
- двигаться и действовать;
- общаться в социуме;
- воспринимать порядок и окружающую действительность.
Характер и свойства личности
Сензитивный тип характера описывает чрезмерную, болезненную чувствительность человека ко всему происходящему. На такую личность любые внешние факторы очень сильно действуют – громкий звук, яркий свет, резкая речь. Для чувствительного человека любое грубое слово – это психологическая травма. Сильный звук и свет становится потрясением, он не может выносить чрезмерных нагрузок на работе и во время учебы, мучается и страдает.
Психологическая работа для таких людей всегда чрезмерна, они не выносят высокой требовательности, им очень тяжело жить. Если в семье такой родственник сосуществует рядом с эмоционально-вспыльчивым типом, то очень страдает. Сензитивные люди предпочитают во внешней жизни полутона, и это касается эмоций, нагрузок, отношений. Такие особенности нужно понимать и знать родным и близким.
Частой спутницей повышенной чувствительности является тревога. Страх всего нового, закрытость от незнакомых людей, опасения по поводу предстоящих испытаний – все это свойственно сенситивному человеку с меланхолическим темпераментом.
Другие черты характера:
- стеснительность;
- склонность к длительным переживаниям;
- низкая самооценка;
- заниженный уровень притязаний;
- робость;
- впечатлительность;
- повышенная моральная требовательность к самому себе.
При помощи сознательных усилий и психологических тренингов сензитивности излишне ранимый и уязвимый характер сглаживается.
Это происходит благодаря формированию умения справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.Возрастная чувствительность
Признаки возрастной чувствительности лучше исследовано у детей. Это явление, которое возникает на определенном этапе жизни, выражает различный уровень восприимчивости к влиянию внешних факторов.
Возрастная сензитивность характеризуется ограниченной продолжительностью. Определенный промежуток, когда проявляется это свойство наиболее ярко, называют сензитивным периодом. Начало и окончание этого промежутка времени не зависит от желания индивида и успешности усвоения знаний. Даже если необходимый навык и был развит, с возрастом происходит угасание способностей.
Родители не в силах ускорить наступление периода повышенной чувствительности у ребенка или отсрочить его окончание. Но, создав благоприятные условия для обучения в нужное время, они помогут реализоваться заложенному от природы потенциалу.
Некоторые исследователи (Кольцов, Эльконин, Ананьев) считают, что благоприятные периоды повышенной чувствительности сопровождают человека на протяжении всей жизни, при этом имеют волнообразный характер – время активного развития сменяется спадом.
Поведение в обществе
Все виды чувствительности реализуются в контакте с внешним миром или другими людьми.
Сенситивность, возникающая в период такого соприкосновения – это свойство личности, которое помогает быть внимательным к окружающим, уметь прогнозировать их поступки, поведение и реакции.
Выделяют 4 основных типа такой сензитивности:
- Наблюдательная с. – это способность видеть, слышать, созерцать другого человека. Умение запоминать внешнюю форму и высказывания, жесты, облик, делать определенные выводы и прогнозы на основе полученной информации.
- Теоретическая с. – имеет отношение к работе специалистов, которые помогают людям. Навыки связаны с выбором и использованием определенных теорий, наиболее подходящих для анализа конкретных случаев.
- Номотетическая с. – способность воспринимать других людей, как представителей социальных групп, к которым они принадлежат. Это позволяет определить круг общения, потребностей и интересов наблюдаемых личностей.
- Идеографическая с. – способность замечать отличительные черты характера и поведения других особ. Возможность прогнозировать дальнейшие действия и эмоции конкретного человека.
Повышенная чувствительность к внешнему миру и самому себе, как сознательно управляемый навык, полезна и достойна развития. В психологической практике популярны тренинги для совершенствования этого качества.
Причины повышенной и пониженной сензитивности
Частое применение шаблонов в оценке окружающей действительности является следствием пониженной сензитивности. Если воспринимать каждую новую ситуацию или человека в своей жизни через призму существующих установок, неизбежны ошибки и развитие неврозов. Только осмысление истинного положения вещей, понимание сущности другого индивида, позволяет преодолеть кризис.
Иное проявление пониженной индивидуальной сензитивности – это отсутствие восприятия себя самого. Способность замечать, считывать, воспринимать свои внутренние сигналы и реагировать на них определенным образом необходима для нормальной жизни. Иногда человек бывает дистанцирован от самого себя на уровне эмоций, тела и т. д. Такое состояние приводит к возникновению нервных заболеваний, депрессии, проблем в поведении. Человек способен развить чувствительность и осознать себя только после расстановки приоритетов и обозначения личных ценностей. По природе своей он может уделять внимание только тому, что является наиболее значимым в собственных глазах.
Итак, нормальная социальная сензитивность, позволяющая понять истинную суть вещей и стимулирующая развитие в детском возрасте, полезна и даже необходима. Как черта характера, повышенная чувствительность, выходящая за границы нормы, обычно искажает понимание себя и мира. Она формируется вследствие неправильного, авторитарного воспитания личности в детстве или является возрастной особенностью. Так, повышенной сензитивностью характера обладают подростки. Они обостренно воспринимают несправедливость, преувеличивают значение происходящего, не могут адекватно оценить себя и свои эмоции.
Психология
Социальная чувствительность на рабочем месте
Согласно определению researchgate.net, социальная чувствительность — это личная способность воспринимать и понимать чувства и точки зрения других. Почему социальная чувствительность важна на рабочем месте и особенно при работе в команде? Вот что мы нашли.
19 сентября Эмили Грегори, вице-президент по разработке и доставке VitalSmarts, выступила на саммите RevRoad Revation. Во время своего выступления Грегори заявил следующее: «Когда члены команды обладают более высокой степенью социальной чувствительности, это предсказывает более высокий уровень командного успеха».
Социальная чувствительность показывает, что человек осведомлен о других людях как в деловой, так и в социальной среде. Ниже приведены два примера. Первый демонстрирует разговорные качества человека, которому не хватает социальной чувствительности. Второй демонстрирует качества социально чувствительного человека.
Пример 1: Недостаток социальной чувствительности
Во время совещания коллега занимает оборонительную позицию в отношении хода выполнения своих задач. Вместо того, чтобы упомянуть, на каком этапе они находятся в отношении завершения задачи и обновленной временной шкалы/даты завершения, коллега еще больше расстраивается, и его голос начинает повышаться. Разочаровывает то, что они не так много сделали для поставленной задачи, как ожидалось. Вскоре энергия в комнате становится еще хуже, когда вы повышаете голос, пытаясь «поставить их на место».
Пример 2: Демонстрирует социальную чувствительность
Во время совещания коллега занимает оборонительную позицию в отношении хода выполнения своих задач. Вместо того, чтобы упомянуть, где они находятся в отношении завершения задачи и обновленной даты завершения графика, коллега еще больше расстраивается, и его голос начинает повышаться. Хотя вы разочарованы тем, что они не так много сделали для поставленной задачи, как ожидалось, вы спокойно отвечаете: «Я понимаю, что эта неделя была напряженной, и мы очень ценим вашу тяжелую работу. Основываясь на том, что у вас сейчас на тарелке, какова разумная целевая дата завершения этих задач?»
Пример 3: Отсутствие социальной чувствительности
На сетевом мероприятии между вами и другим участником возник разговор. Однако всего через пять минут разговора вы чувствуете себя недооцененным и неуслышанным, поскольку разговор постоянно возвращается к другому участнику. Мало того, что они постоянно говорят о том, что они делают и чем они интересуются, они также сбрасывают со счетов все, что вы пытаетесь добавить к разговору. Вы начинаете подавать вербальные и физические социальные сигналы, демонстрирующие, что теряете интерес, но они также игнорируются. Вскоре разговор становится неловким, когда вы ищете сегвей из «разговора».
Пример 4: Демонстрирует социальную чувствительность
На сетевом мероприятии между вами и другим участником возник разговор. Через пять минут после начала разговора вы чувствуете, что вас ценят, слышат и ценят. Разговор равномерно сфокусирован, и у вас обоих есть возможность поговорить о том, над чем вы работаете и что вас интересует. Вы оба по очереди говорите, слушаете и отвечаете. После завершения разговора вы покидаете беседу, оценив новую связь и взволнованные продолжением общения.
Способность понять и продемонстрировать социальную чувствительность в команде повысит общий уровень успеха.
Откройте для себя свой социальный интеллект, пройдя тест «Чтение мыслей по глазам». Пройдите тест здесь.
Для получения дополнительной информации о социальных навыках на рабочем месте и воспитании выдающихся лидеров посетите сайт vitalsmarts.com.
Для получения дополнительной информации о бизнесе и предпринимательстве посетите RevRoad.com или напишите по адресу [email protected]
Что такое социальная чувствительность | Его психология
Последнее обновление: 16 декабря 2021 г., автор:
Социальная чувствительность — это способность человека идентифицировать, воспринимать и понимать знаки и контексты в социальных взаимодействиях. Это означает, насколько он понимает чувства и мысли других и насколько он знаком с общим знанием социальных норм.
Благодаря применению концепции социальной чувствительности люди могут узнавать чувства других. Основополагающий принцип социальной чуткости заключается в широком знании социальных норм.
Социальная чувствительность обычно представлена руками как символом союза и цветами как символом множественности
Например, человек с социальной чувствительностью понимает знаки разговора и перестает говорить, чтобы выслушать другого. Противоположным был бы человек, который говорит только о себе, перебивает или говорит о других, игнорируя социальные сигналы прекратить говорить.
Социальная чувствительность стала частью социального интеллекта и имеет некоторые схожие характеристики. Это считается важным социальным навыком, потому что он играет заметную роль в групповой работе.
Исследования показывают, что социальная чувствительность в группе тесно связана с уровнем коллективного интеллекта, который определяется как общая способность группы (а не только члена группы) выполнять широкий круг задач. Другими словами, если люди социально чувствительны в группе, они хорошо работают вместе.
Характеристики людей с социальной чувствительностью
- Обладают богатым воображением (творческие).
- Они восприимчивы к чувствам других.
- Они хорошие слушатели и склонны быть теплыми и осторожными в отношениях.
- Они хорошо справляются с социальными отношениями и хорошо адаптируются в социальных ситуациях.
- Они принимают людей такими, какие они есть, со всеми их отличиями.
- Они хорошо разбираются в социальных правилах и нормах.
- Выражают глубокую обеспокоенность адекватностью своего поведения и поведения других.
- Они работают с большим энтузиазмом.
- Они сознательны и сострадательны.
- Они интуитивны, осторожны и духовны.
- Иметь глубокие и интенсивные ощущения.
- Они уважают и наслаждаются природой, искусством и музыкой.
- Они являются целями и могут видеть дальше, чем видят другие.
- Они берут на себя ответственность за социальные проблемы.
- Их интересуют мировые дела.
- Они стремятся улучшить настроение другим.
С другой стороны, в рабочих группах социально чувствительные люди склонны открывать новые идеи, правильно воспринимать и реагировать на потребности членов команды, создавая благоприятную среду для выработки новых идей, обсуждения работы и распределения обязанностей.
Способы применения социально чувствительных навыков
Согласно Руководству по выживанию для высокочувствительных людей (The Highly Sensitive Person’s Survival Guide) Элейн Аарон, люди с социальной чувствительностью должны развивать способность управлять своими навыками. Вот причины.
- Эмоционально высокочувствительные люди легко возбуждаются до такой степени, что могут испытать сильную боль или большую радость. У них может быть сочетание интроверта и экстраверта, потому что по своим личностным чертам им нужно сосредоточиться на себе, но им также нравится общаться с другими людьми и их окружением.
- Высокочувствительным людям нужно время и пространство, чтобы побыть одному, чтобы обработать то, что они поглощают. Когда дело доходит до чувств, они могут плохо переносить шум или что-то слишком сильное, поэтому им удобно общаться с природой и делать регулярные упражнения, релаксацию, медитацию и другие действия, которые соответствуют их природе, чтобы успокоиться после на стимуляцию.
- Кроме того, они должны научиться находить баланс между дарением и получением любви. Важно понимать, что самопожертвование, ведущее к эмоциональной депривации, вредно для здоровья.
- И последнее, но не менее важное: эти люди должны найти смысл в своей жизни. Желает все человечество, но у этих людей это реальная потребность. Их глубочайшее желание — помочь другим стать счастливыми, и они могут использовать свои навыки, чтобы привлечь свою творческую сторону и сделать этот мир лучше для всех, даже с маленького шага.
Исследования социальной чувствительности
- Согласно Болдуину М. Камино (2010), гены, влияющие на функцию мозга, могут влиять на принятие и формирование культурных норм, и, в свою очередь, культура также может формировать экспрессию и отбор генов.
- Согласно исследованиям Casper (2002) и Kim-Cohen (2006), при взаимодействии между генами и окружающей средой было замечено, что подверженность жестокому обращению или другому жестокому обращению в детстве значительно увеличивает вероятность проявления антисоциального поведения в совершеннолетие.
- Согласно Fiske (1998), в коллективистских культурах отношения устойчивы благодаря социальным связям, материализованным взаимными обязательствами между членами семьи, клана или религии. Эти отношения настолько выдающиеся, что самость определяется ими.
- Адамс и Плейт (Adams and Plait, 2003) утверждают в своем исследовании, что в индивидуалистических культурах, где большое внимание уделяется личной автономии, индивидуальные потребности часто заменяют потребности группы. Следовательно, отношения более преходящи, что может привести к восприятию того, что человек не является частью социальной сети.