Минобр.орг
Одной из актуальных проблем современного образования является проблема адаптации первоклассников к образовательной среде школы. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с тем, что поступление ребёнка в школу совпадает с критическим периодом развития 6–7 лет, знаменующим переломный этап онтогенетического развития. В настоящее время доказано, что качественная перестройка сознания личности, смена социальной ситуации развития и ведущего типа деятельности в критические периоды развития обусловливают сензитивность ребёнка к неблагоприятным воздействиям социальной среды, своеобразную цикличность в напряжении адаптационных механизмов.
При поступлении ребёнка в школу резко изменяется его социальная ситуация развития. Характеризуя её, Л. И. Божович отмечала, что, став школьником, ребёнок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься учебной деятельностью как социально значимой, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.
Адаптация ребёнка к образовательной среде школы, как показывают результаты многочисленных исследований (Э. М. Александровская, А. Л. Венгер, Л. Н. Винокуров, И. А. Коробейников, Н. Г. Лусканова и др.), протекает у школьников 6–7 лет по-разному и отличается по скорости и устойчивости. По данным Э. М. Александровской, большинство детей (56 %) адаптируются к школе в течение первых 2-х месяцев обучения, меньшая группа детей (30 %) отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия.
Третья группа детей (14 %) испытывает сложности адаптации в течение всего года. Результаты исследований Н. Г. Лускановой, И. А. Коробейникова свидетельствуют, что признаки нарушения адаптации встречаются у 15–40 % учащихся начальной школы. При этом отмечается тенденция к дальнейшему росту количества младших школьников с нарушениями адаптации к образовательной среде школы. По данным Л. Н. Винокурова, число детей с пограничными нервно-психическими расстройствами в первый год обучения достигает 70 %. По сравнению с прошлым десятилетием в полтора раза (с 25 %) возросло число учащихся начальной школы, не справляющихся с учебной программой.Анализ научной литературы позволяет констатировать, что нарушения адаптации школьников 6–7 лет к образовательной среде определяются особенностями их социальной ситуации развития. Они связаны, во-первых, с необходимостью овладения операциональной стороной учебной деятельности как социально значимой. Овладение социальной стороной учения происходит у младших школьников латентно.
При организации исследования факторов адаптации первоклассников мы исходили из того, что адаптация школьника в критические периоды развития к образовательной среде – это многосторонний активный процесс вхождения школьника в новую социальную ситуацию развития. Этот процесс детерминирован объективными и субъективными факторами и содействует формированию адекватных требованиям образовательной среды способов поведения. К объективным факторам относится смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений. А к субъективным факторам – совокупность качеств личности в единстве когнитивного, эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов её структуры. Они направлены на овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие.
Задача определения факторов адаптации первоклассников к образовательной среде решалась с помощью факторного анализа (методом главных компонент) двух групп показателей. Первая группа показателей отражала характер социальных отношений школьников, вторая – их индивидуально-личностные особенности.
В ходе нашего исследования были определены группы факторов адаптации первоклассников к образовательной среде школы (факторы успешности адаптации, факторы риска дезадаптации, факторы дезадаптации). Дифференциация факторов на группы осуществлялась с учётом положительного или отрицательного их влияния на школьников с различным уровнем адаптации к образовательной среде (полная адаптация, неполная адаптация, затруднённая адаптация и дезадаптация).
Большинство адаптированных школьников 6–7 лет (от 57,7 % до 91,7 %) находятся в зоне с положительными значениями по таким факторам, как эмоциональная привлекательность учителя, эмоциональное благополучие, успешность социальных контактов с взрослыми и сверстниками, эмоциональная зрелость и умственное развитие. В этой группе у 61,6 % учеников были выявлены отрицательные значения по фактору подверженности чувствам, что свидетельствует об их добросовестности и ответственности. Сочетание этих психологических факторов обусловливает успешность протекания адаптации школьников к образовательной среде в период возрастного кризиса 6–7 лет. Следует отметить, что внутриличностными детерминантами успешности адаптации школьников 6–7 лет выступают качества личности, характеризующие её эмоционально-волевую (эмоциональная зрелость, ответственность и добросовестность) и когнитивную (умственное развитие) сферы.
Факторами риска дезадаптации у школьников 6–7 лет к образовательной среде выступают тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональное неблагополучие, социальная стрессированность, эмоциональная реактивность, эмоциональная незрелость и подверженность чувствам. Об этом свидетельствуют положительные значения, выявленные у большинства школьников 6–7 лет с затруднённой адаптацией (от 66,7 % до 100 %), по факторам тревожности в ситуациях школьного взаимодействия, социальной стрессированности, эмоциональной реактивности, подверженности чувствам.
Под влиянием факторов риска дезадаптации у первоклассников возникает затруднённая адаптация. Под затруднённой адаптацией школьника мы понимаем дисгармоничное психологическое состояние, зафиксированное сознанием школьника в определённый момент времени, интегральное ощущение неблагополучия и дискомфорта, обусловленное несформированностью одного или нескольких компонентов структуры личности (когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативно-поведенческого) и характеризующее личностно-функциональную незрелость школьника.
В ходе исследования было установлено, что у первоклассников психологическими особенностями затрудненной адаптации являются тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональная возбудимость и неустойчивость в сочетании со слабо развитым самоконтролем.
– в зоне с положительными значениями по факторам дезадаптивного поведения – проявления недоверия к новым людям, вещам, ситуациям – от 59,3 % до 66,7 %.
– в зоне с отрицательными значениями по факторам эмоциональной привлекательности учителя, успешности социальных контактов с взрослыми и сверстниками, умственного развития – от 70,4 % до 85,2 %. При этом у них наиболее часто встречающимися симптомокомплексами дезадаптивного поведения являются уход в себя, враждебность к взрослым и неугомонность.
На основе полученных экспериментальных данных была разработана модель адаптации первоклассников к образовательной среде школы, направленная на профилактику факторов риска дезадаптации и возникновения такого феномена, как затруднённая адаптация.
источник: sociosphera.com
Сензитивные периоды развития
1579
Почему ребенок, который еще месяц назад даже не смотрел в сторону букв, вдруг начинает проявлять к ним такой активный интерес? Почему в какой-то момент он начинает много и хорошо говорить? Как получается, что все дети примерно к году начинают ходить? Все дело в сензитивных периодах развития ребенка.
Сензитивными называют периоды наибольшей восприимчивости ребенка к тому или иному воздействию. В это время он фиксирует все свое внимание на каких-то конкретных аспектах окружающей действительности, игнорируя при этом все остальные, несущественные для него в данный момент. Ученые (такие как Л.С. Выготский и М. Монтессори) долгие годы исследовали феномен сензитивности в детском развитии. В результате было выведено несколько закономерностей или характеристик сензитивных периодов. Их важно знать каждому заботливому родителю для того, чтобы использовать наиболее оптимально, эффективно.
Характеристики сензитивных периодов
- Развитие всех детей состоит из одних и тех же сензитивных периодов. Каждый ребенок в нормальной ситуации постепенно учится ходить, говорить, читать и т.д. Знать последовательность и возрастные особенности каждого такого периода важно, чтобы развитие ребенка не противоречило его природе и естественным потребностям.
- Когда возникает и как долго продолжается каждый сензитивный период у ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
- Важно не упустить сензитивный период и уделить актуальным навыкам максимальное внимание. В противном случае, вне сензитивного периода (причем как ДО наступления сензитивности, так и ПОСЛЕ окончания этого периода), развитие соответствующих сензитивному периоду навыков значительно ухудшается, замедляется, а порой упущенный момент вовсе невозможно наверстать.
- Сензитивный период — временное и порой очень краткосрочное явление. Появляясь и разворачиваясь в нужном возрасте, он исчезает затем навсегда.
- Если отслеживать сензитивные периоды и своевременно заботиться о благоприятной среде для развития актуального навыка, обучение ребенка происходит максимально легко и незаметно для него. Знания будто сами укладываются в его сознании. Ребенок в такой благоприятной ситуации может проделать очень интенсивную работу, однако она не вызовет усталость или скуку, а будет наполнять его интересом и энергией.
Сложные навыки формируются постепенно, поэтапно. Каждый этап характеризуется своим особенным сензитивным периодом.
Например, в процессе формирования речевых навыков ребенок проходит следующие сензитивные периоды:
- 0 — 1 год: повышенный интерес к говорящим, активное восприятие речи через маму.
- 1,5 — 3 года: активное восприятие речи, формирование словарного запаса, усвоение базовых языковых норм.
- 3 — 5 лет: активация осознанной речи, ребенок способен озвучивать свои мысли и чувства, происходит активное усвоение грамматических правил родного языка.
- 5 — 7 лет: период наиболее выраженного интереса к буквам и цифрам, формирование навыков чтения и письма.
- 8 — 9 лет: активное развитие языкового чутья, лингвистических способностей, повышенный интерес к культуре речи.
Кроме того, ребенок проходит следующие сензитивные периоды:
- 0 — 3 года — восприятие порядка: речь идет о нормах, правилах, границах, системе, на основе которых происходит дальнейшее развитие. Дети в этом возрасте активно усваивают понятия “можно-нельзя”, “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно” и т.п. В этот период для ребенка наиболее важны режим, ритуалы, предсказуемость. Благополучное усвоение порядка дает ребенку ощущение стабильности и надежности.
- 0 — 5,5 лет — сенсорное развитие: естественная тренировка органов слуха, зрения, обоняния и вкуса. Ребенок активно исследует мир на ощупь и накапливает полученный опыт.
- 1,5 — 5,5 лет — активное взаимодействие с мелкими предметами, развитие мелкой моторики рук.
- 1 — 4 года — период наибольшей двигательной активности: стремление и возможность двигаться, действовать способствует усиленному развитию ребенка физиологически и психологически, а также насыщению мозга кислородом, снятию напряжения, выплеску энергии. Ребенок учится чувствовать свое тело, управлять им, действовать осознанно.
- 3 — 5 лет — активное формирование самостоятельности: ребенок в этом возрасте проявляет стремление делать выбор, действовать своими силами, испытывать свободу от окружающей ситуации. При благоприятной обстановке формируется активность и инициативность.
- 3 — 5 лет — организация эмоциональной сферы, дети учатся правильно выражать свои чувства.
- 2,5 — 6 лет — формирование социальных навыков: в этот период ребенок интересуется окружающими людьми, происходит активное усвоение базовых правил поведения в социуме и моделей общения.
- 2 — 6 лет — повышенный интерес к музыке.
- 6 — 8 лет — лучший возраст для обучения арифметике.
- 7 — 13 лет — повышенный интерес и освоение учебной деятельности, формирование учебных навыков и мотива достижения.
- 8 — 9 лет — развитие воображения, фантазии, повышенный интерес к искусству.
- 9 — 11 лет — развитие пространственного мышления.
- 10 — 11 лет — активное развитие познавательных способностей, потребность в разнообразных увлечениях и интересах.
- 13 — 17 лет — пубертатный период, формирование характера, собственного критического мышления, самооценки.
Для развития различных физических качеств ребенка также выделяют определенные сензитивные периоды.
Так, гибкость можно развить с 0 до 13 лет, равновесие — с 5 до 9, ловкость, прыгучесть и выносливость хорошо поддаются совершенствованию с 9 до 12, а сила — с 14 до 17 лет.
Наблюдая за ребенком, зная особенности его индивидуальности и основные этапы сензитивности, можно предугадать новые шаги в его развитии и способствовать максимально эффективному прохождению того или иного этапа. Для каждого сензитивного периода характерны свои особенности и методы помощи ребенку. Интерес к тому или иному навыку на протяжении всего сензитивного периода может быть выражен ярко или практически не заметен внешне. Формирование нового качества может происходить активно и быстро или плавно или длительно. В любом случае сензитивный период является уникальным для развития ребенка, крайне важно уметь заметить его и воспользоваться. Упущенные полгода сензитивности могут значительно усложнить формирование важных навыков и растянуть их на долгие годы.
Автор: педагог-психолог Валевич Антонина
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Социальная чувствительность на рабочем месте
Согласно определению researchgate.net, социальная чувствительность — это личная способность воспринимать и понимать чувства и точки зрения других. Почему так важна социальная чувствительность на рабочем месте и особенно при работе в команде? Вот что мы нашли.
19 сентября Эмили Грегори, вице-президент по разработке и доставке VitalSmarts, выступила на саммите RevRoad Revation. Во время своего выступления Грегори заявил следующее: «Когда члены команды обладают более высокой степенью социальной чувствительности, это предсказывает более высокий уровень командного успеха».
Социальная чувствительность показывает, что человек осведомлен о других людях как в деловой, так и в социальной среде. Ниже приведены два примера. Первый демонстрирует разговорные качества человека, которому не хватает социальной чувствительности. Второй демонстрирует качества социально чувствительного человека.
Пример 1: Недостаток социальной чувствительности
Во время совещания коллега занимает оборонительную позицию в отношении хода выполнения своих задач. Вместо того, чтобы упомянуть, на каком этапе они находятся в отношении завершения задачи и обновленной временной шкалы/даты завершения, коллега еще больше расстраивается, и его голос начинает повышаться. Разочаровывает то, что они не так много сделали для поставленной задачи, как ожидалось. Вскоре энергия в комнате становится еще хуже, когда вы повышаете голос, пытаясь «поставить их на место».
Пример 2: Демонстрирует социальную чувствительность
Во время совещания коллега занимает оборонительную позицию в отношении хода выполнения своих задач. Вместо того, чтобы упомянуть, где они находятся в отношении завершения задачи и обновленной даты завершения графика, коллега еще больше расстраивается, и его голос начинает повышаться. Хотя вы разочарованы тем, что они не так много сделали для поставленной задачи, как ожидалось, вы спокойно отвечаете: «Я понимаю, что эта неделя была напряженной, и мы очень ценим вашу тяжелую работу. Основываясь на том, что у вас сейчас на тарелке, какова разумная целевая дата завершения этих задач?»
Пример 3: Отсутствие социальной чувствительности
На сетевом мероприятии между вами и другим участником возник разговор. Однако всего через пять минут разговора вы чувствуете себя недооцененным и неуслышанным, поскольку разговор постоянно возвращается к другому участнику. Мало того, что они постоянно говорят о том, что они делают и чем они интересуются, они также сбрасывают со счетов все, что вы пытаетесь добавить к разговору. Вы начинаете подавать вербальные и физические социальные сигналы, демонстрирующие, что теряете интерес, но они также игнорируются. Вскоре разговор становится неловким, когда вы ищете сегвей из «разговора».
Пример 4: Демонстрирует социальную чувствительность
На сетевом мероприятии между вами и другим участником возник разговор. Через пять минут после начала разговора вы чувствуете, что вас ценят, слышат и ценят. Разговор равномерно сфокусирован, и у вас обоих есть возможность поговорить о том, над чем вы работаете и что вас интересует. Вы оба по очереди говорите, слушаете и отвечаете. После завершения разговора вы покидаете беседу, оценив новую связь и взволнованные продолжением общения.
Способность понять и продемонстрировать социальную чувствительность в команде повысит общий уровень успеха.
Откройте для себя свой социальный интеллект, пройдя тест «Чтение мыслей по глазам». Пройдите тест здесь.
Для получения дополнительной информации о социальных навыках на рабочем месте и воспитании выдающихся лидеров посетите сайт vitalsmarts.com.
Для получения дополнительной информации о бизнесе и предпринимательстве посетите RevRoad.com или напишите по адресу [email protected]
Важность социальной ответственности в бизнесе
Статья изОпубликовано 21 ноября 2014 г.
КТейлор Эллвуд Тренер по бизнесу и социальным сетям
Читаю «Фокус» Дэниела Гоулмана. Одной из тем, которые он обсуждает, является социальная чувствительность, то есть способность распознавать социальные контексты и сигналы в разговорах. В бизнесе и в жизни это важный навык, потому что он демонстрирует, что вы осведомлены о других людях в социальных и деловых ситуациях. Если вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда кто-то социально нечувствителен, вы знаете, каково это. Человек продолжает говорить о себе и обо всем, что ему интересно, и не слушает ничего из того, что вы говорите, и отказывается видеть невербальные сигналы, которые также демонстрируют, что вы не заинтересованы. Когда возникает такая ситуация, становится очень неловко для всех вокруг человека. Я вижу, что эта ситуация часто встречается в сети. Я пойду на нетворкинг, и там будет один или два человека, которые, кажется, просто не осознают, насколько сильно они мешают разговору.
Можно стать более социально чувствительным. Один из способов сделать это — практиковать осознанность. Быть внимательным означает сосредоточиться на том, чтобы осознавать свое окружение и других людей таким образом, чтобы уделять пристальное внимание тому, что говорят или делают. Перед тем, как отправиться на нетворкинг-мероприятие, выделите несколько минут и спросите себя, что вы хотите сказать и как вы хотите показаться людям. Когда вы идете на мероприятие, помните об этом, чтобы сосредоточиться на том, чтобы рассказывать людям только то, что вы хотите, чтобы они знали. Когда они говорят, сосредоточьтесь на том, чтобы внимательно их слушать. Задайте несколько вопросов, чтобы проявить к ним интерес (вы также можете придумать их до того, как пойдете на мероприятие). Делая это, вы будете больше знать о других людях, и это поможет вам научиться читать вербальные и невербальные сигналы, которые они разделяют.
В ситуациях, когда вы ведете дела с кем-то из другой страны, социальная чувствительность еще важнее. В каждой культуре есть свои определенные модели поведения, которые считаются приемлемыми, и другие модели поведения, которые не считаются приемлемыми. Недавно я начал работать с клиентом из другой культуры. Когда мы обсуждали некоторые бизнес-стратегии, она объяснила мне, что есть вещи, которые она не может или должна делать по-другому из-за реакции людей в ее стране.