Одаренность в психологии это: ОДАРЕННОСТЬ это

Виды одаренности

То, как дано определение понятия одаренности, определяет и ее виды, саму классификацию одаренности. Соответственно в «Рабочей концепции одаренности» обоснованы критерии их выделения и систематизации. Таких критериев выделено пять. Это, в первую очередь, «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики». По этому критерию виды одаренности выделяются на пересечении традиционных пяти видов деятельности: практической, теоретической (познавательной деятельности), художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной. По отношению к последней трудно говорить как об отдельном виде одаренности. Это в первую очередь — способность влиять на людей в духовно-нравственном отношении.

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

При этом деятельность, ее психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Следующие критерии связаны со степенью сформированности и формами проявления одаренности.

По критерию «степень сформированности одаренности» дифференцируется:

  • актуальная одаренность;
  • потенциальная одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае, речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — в пользу выделения потенциальной одаренности следует рассматривать тот момент в определении одаренности, который предусматривает ее формирование на протяжении всей жизни. Следовательно, на определенном отрезке жизни человека можно говорить об этапе ее становления.
Кроме того, путем выделения потенциальной одаренности снимается постоянная альтернатива: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Она присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует только часть детей.

При понимании всей теоретической сложности, неясности природы этой формы, доминирующим является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога. Поэтому выделение потенциальной одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одаренности;
  • скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком».

Скрытая одаренность — выделение этой формы можно объяснить теми же причинами, что и выделение потенциальной одаренности, ведь нередко «в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов».

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность — проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и саморегуляция — ее основополагающие предпосылки. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.

Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д. Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т. д.), В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте.

Очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов (Н. С. Лейтес). Наиболее известный в этом смысле вариант — ускоренный. Многие вундеркинды — это дети именно с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют.

Предсказать, во что выльется то или иное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможности для прогноза уже имеются. В любом случае учитель должен всегда понимать относительность самого явления яркой одаренности, его условности и во многих случаях только возрастного временного характера.

Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально — чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2— 3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет книгу о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.

п.). Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т. п.).

И, наконец, существует своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается ускорением, но в некоторых отношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается замедленное развитие. Так, Эйнштейн заговорил позднее, чем другие дети.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т. п., происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

В. С. Юркевич выделяет еще одну форму одаренности по критерию различия по уровню одаренности.

По ее мнению, термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным, по своим способностям, детям. Несколько упрощая эти различия, она выделяет по уровню одаренности два основных типа.

Особая, исключительная одаренность — это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. У этих детей три особенности ярко бросаются в глаза:

  1. Исключительная захваченность сложной интеллектуальной деятельностью.
  2. Легкость понимания и усвоения сложных познавательных текстов.
  3. Повышенная критичность, нежелание принимать любую информацию «на веру» Эта особенность встречается примерно у 80% детей особо одаренных детей и взрослых.

Другая группа — так называемые «нормально» одаренные дети, которых иногда называют — «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит, что называется более нормальный, обычный характер. Это те дети, которым повезло с самого начала — нормальные роды, хорошая семья, внимательные, заинтересованные учителя. От обычных, средних детей, с обычными, среднестатистическими способностями их отличает высокая, оптимально проявляющаяся познавательная потребность. Если у особо одаренных детей познавательная потребность как бы «забивает» все остальные, даже потребность в общении, то у детей этого уровня одаренности она не мешает, а даже помогает развитию способов общения, делая ее своего рода менее стихийной, более направленной на единство интересов, в первую очередь познавательных.

По поводу выделяемых Юркевич групп одаренных детей, мы хотим оговорить, что в силу необычно высоких достижений, а также значения термина «особый» в русском языке, понятие «особо одаренный» трактуется лишь как выдающийся, хотя в английском языке, откуда пришло понятие особой одаренности, кроме outstanding — выдающийся, знаменитый оно имеет и другое толкование: special — особый как отличительный, специальный, индивидуальный. Это необходимо иметь в виду при анализе «особо одаренных». И поэтому коллектив разработчиков «Рабочей концепции одаренности» пошел по пути дифференциации этих групп по принципу типа развития — гармоничного и дисгармоничного.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело — одаренные дети с дисгармоничной типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежит другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Развиваем детскую одаренность: полезные советы для учителя

Какие дети считаются одаренными? Как определить и не дать угаснуть способностям школьников? Какие методики разработаны для учеников, чьи способности выше средних? Об этом рассказываем по следам выступления Владислава Гореславца, ведущего эксперта по дистанционному обучению онлайн-школы Skysmart, куратора отдела обучения методистов школы Skyeng, методиста по разработке программ обучения ГК «Просвещение».

Кто такие одаренные дети

Одаренность в психологии — особый уровень развития личностных способностей, который позволяет достигать незаурядных результатов в какой-нибудь деятельности, а иногда — и в нескольких ее видах. 

В основе одаренности лежат природные задатки, например, музыкальный слух, высокая чувствительность к цветоразличению, большой объем легких, повышенная активность правого или левого полушария головного мозга. Иногда они имеют наследственный характер, но это не обязательно. 

Кроме особой предрасположенности у детей есть общие способности — в первую очередь, познавательные. Их уровень определяет эффективность и скорость получения, обработки и хранения информации, то, насколько успешно человек взаимодействует с окружающей средой и обществом.

В повседневной жизни именно с познавательными способностями — вниманием, памятью, мышлением, воображением, склонностью к творчеству — связывают понятие одаренности. 

Кроме того, в психологии есть понятия таланта и гениальности. Талант — это очень высокий уровень специальных способностей, и он действительно дан не каждому. В его основе лежат задатки, которые проявляются чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях — например, в музыкальном слухе. Гениальность выходит за границы психической нормы и встречается крайне редко. Способности гения превышают стандартную, принятую в обществе норму.

Талантливый человек отличается от просто способного «количественно» — на уровне развития способностей. Гениальный — «качественно». Такой человек обладает высшим уровнем способностей, необычным восприятием окружающего мира, нестандартным мышлением и высочайший уровнем креативности, причем спонтанной. 

Однако главное, что стоит помнить, рассуждая о способностях и таланте, — это то, что для их развития необходимы усилия. Часто без задатков добиться успеха бывает сложно, при этом сами по себе природные качества его не гарантируют. Все дело в том, что такие задатки развиваются только в процессе работы над ними, при систематических занятиях и упорном труде.  

Даже если у человека от рождения есть отличные способности, но он не делает ничего для их развития, он может не добиться успеха и в лучшем случае станет ремесленником, но не мастером.

Важно понимать, что одаренность — это лишь возможность преуспеть в чем-то. Проявится ли она в полной мере — зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности.

Как не потерять талант

Ответственность за развитие способностей у маленького ребенка лежит на его родителях. Возможны случаи, когда взрослые могут не распознать задатки малыша и дают им угаснуть. 

Почти все дети рождаются потенциально талантливыми, нужно лишь это рассмотреть. 

Для взрослых важно понимать интересы ребенка и верно интерпретировать его желания и мотивацию. О многом способны рассказать мечты детей, в частности, о будущей профессии. Например, если ребенок хочет стать водителем автобуса, это не значит, что он не хочет учиться — вполне возможно, что ему не хватает общения, и он таким образом надеется это компенсировать.

Многое зависит от того, какую модель воспитания выбирают родители. При императивной модели, когда взрослые контролируют каждый шаг и не оставляют выбора, инициатива у ребенка пропадает, он может быть не готов бороться с трудностями и брать на себя ответственность. При этом вседозволенность и отсутствие определенных правил могут лишить ребенка возможности учиться взаимодействовать в обществе.

Самой оптимальной может стать партнерская модель — в ней потенциал ребенка раскрывается максимально полно. У него появляется не только свобода выбора и возможность проявить инициативу, но и личная ответственность за решения и действия. 

Но даже если в детстве у человека не было возможности развивать свои задатки, опускать руки не стоит. И взрослые могут добиться успехов в той сфере, к которой у них была предрасположенность изначально. Главное преимущество — жизненный опыт, понимание цели и способность концентрироваться на задачах. 

Но и здесь есть сложности. Например, развитие задатков во взрослом возрасте требует переключения стиля мышления, повышения его гибкости, свободного времени. Кроме того, негативное влияние могут оказать стереотипы о возрасте и изначальная установка на неудачу. 

Как оценить одаренность

Если для оценки одаренности родители главным образом вооружаются наблюдательностью и умением слушать и понимать ребенка, то у педагогов для этого есть профессиональные инструменты. А именно:

  • тест Векслера — один из самых распространенных тестов для измерения уровня интеллекта и определения базовых интеллектуальных способностей человека. Он точнее теста на IQ;
  • тест Стэнфорд — Бине — знаменитый IQ-тест. Чаще всего применяется в США и Европе для исследования умственного потенциала детей;
  • исследование феноменов Пиаже — оно позволяет определить степень интеллектуального или творческого потенциала. Применяется для ребят младшего возраста;
  • матрицы Равена — с помощью этого теста можно в том числе проверить способности к аналитическому и пространственному мышлению;
  • тест Слоссона — измеряет вербальный интеллект, определяет умственный возраст и IQ испытуемых;
  • личностные тесты;
  • устная беседа.

Профессиональная диагностика — задача психолога, однако и педагог может провести тесты, ознакомившись с необходимой литературой. Проводить исследования лучше всего в течение какого-нибудь периода — например, года — и с определенной частотой.
Как работать с одаренными детьми

В числе вызовов, с которыми могут столкнуться школы при работе со способными детьми — это неумение диагностировать одаренность и нехватка времени у учителей. А также отсутствие методической литературы, высокая загруженность школьников и их недостаточная мотивация.

Есть ряд рекомендаций, которые могут помочь педагогам: 

  1. Составьте план занятий с ребенком, учитывая его склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные) и психологические особенности. 
  2. Определите темы консультаций по самым сложным вопросам для ученика, которые тормозят и не дают сделать рывок вперед.
  3. Разработайте программу для освоения каждой сложной темы, лучше всего — со списком дополнительной литературы. Он важен, поскольку позволяет детям расти интеллектуально, показывает новые познавательные горизонты и учит погружаться в тему.
  4. Выберите регулярную форму отчетности для ребенка по предмету — это могут быть тесты, вопросы, эссе и так далее.
  5. Систематизируйте занятия, например, в форме таблиц. В них укажите предмет, дату и время консультации, главные вопросы, время работы с темой по программе, фактическое потраченное время, дополнительные вопросы вне программы, невыясненные вопросы, причины задержки с изучением темы.

Но главное — важно быть доброжелательным, чутким, учитывать психологические особенности ребенка и поощрять его творческое мышление.

Для работы с одаренными детьми может подойти технология «перевернутого класса» — когда дома школьники самостоятельно изучают теорию, а в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы педагогу. 

Такой метод позволяет выбрать удобный темп работы, глубже прорабатывать темы, развивать у детей критическое мышление, создать психологически комфортную атмосферу для изучения материала, получать и задавать интересные вопросы, быстро получать обратную связь на уроке.  

Кроме того, хорошо себя зарекомендовали наставнические и менторские программы. Сейчас это одно из самых перспективных направлений работы с одаренными детьми. Наставник — это советник, консультант, который является моделью поведения для ученика, но при необходимости может играть и роль критика, если это поможет ученику достичь целей. 

Взаимодействие с наставником помогает школьникам планировать будущую карьеру, выявлять приоритеты, ставить долговременные цели, а также формирует адекватную самооценку, развивает творческие и лидерские способности и умение жить в социуме. Важнейшая особенность менторства — возможность для ученика преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим миром, не дожидаясь окончания школы. 

Кроме того, на помощь учителю приходят и онлайн-ресурсы, например, интерактивная тетрадь Skysmart, в которой есть широкий функционал для подготовки к урокам и экзаменам. Педагог может создавать свои задания по школьной программе или для предэкзаменационных целей. При составлении заданий система оценивает, сколько примерно времени уйдет у школьника на упражнение, также можно установить срок сдачи работы. Кроме того, имеется функция просмотра правильных ответов, которую можно скрыть или открыть для ученика.

Вся статистика по учащимся и заданиям сохраняется в личном кабинете педагога — это помогает быстро анализировать и понять, как каждый ребенок справляется с программой. 

Мероприятие прошло на платформе «Просвещение. Поддержка». Посмотреть запись выступления спикера можно по ссылке.

Зарегистрироваться на будущие вебинары Группы компаний «Просвещение» можно на портале Uchitel.club.


Партнерский материал

Одаренность

Одаренность означает наличие исключительных интеллектуальных способностей, как измеряется стандартизированными академическими оценками. Как правило, Коэффициент интеллекта (IQ) 130 и выше требуется для идентификации одаренный ребенок. Это соответствует интеллектуальным способностям, которые лучше чем 95% детей того же возраста.

ЧТО МЫ ПРЕДЛАГАЕМ

Мы предлагаем профессиональные оценки, рекомендации родителям и школы и помощь в планировании будущего вашего ребенка. Мы рады обсудить ваши проблемы, и мы готовы связаться со школой учителям и директорам школ защищать интересы вашего ребенка.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ПРИЗНАЕТЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ?

В научном сообществе наблюдается значительный недостаток единого мнения о том, что такое одаренность и что такое талант. Профессор Франсуа Ганье, французско-канадский психолог, определил одаренных и талантливых детей как:

«Одаренный ребенок – это ребенок, у которого есть способность (потенциал) действовать в любой области человеческих способностей, в уровень, который мы обычно ожидаем от студентов на несколько лет старше. А талантливый ребенок – это ребенок, который действительно достигает или уровне, который мы обычно ожидаем от студентов на несколько лет старше»9.0003

Согласно этому определению одаренность значительно сложнее определить, чем талант. Одаренность — это сырая способность, тогда как талант используя и действуя в соответствии с такой способностью. Вот почему многие одаренные дети игнорируются дома и в системе образования. Это трудно непосредственно наблюдать одаренность, поскольку учителя и родители могут только наблюдайте за поведением ребенка и взаимодействием с другими. Хотя есть намеки и наблюдаемые признаки того, что ребенок отличается от его/ее сверстники, без формальных знаний о способности нивелировать эти признаки легко неверно истолковать.

Раннее выявление одаренности может помочь детям с их опыт обучения и мотивация. Иными словами, воспитание и поддержка одаренности может впоследствии превратиться в настоящий талант, дети учатся применять и использовать свои способности и жить в соответствии со своими весь потенциал. Когда одаренные дети «ускользают из поля зрения» и не научиться навыку самомотивации, у них может развиться самоуспокоенность, избегание проблем и может развить отношение к обучению это будет препятствовать их долгосрочному развитию.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Первым шагом в выявлении одаренности является оценка исходных данных ребенка. интеллектуальная способность. Этот процесс включает в себя сравнение ребенка успеваемость на тесте IQ к успеваемости других детей того же возраста и пола при выполнении одних и тех же задач. Благодаря процессу стандартизации IQ-тестов дети того же возраста и пола должны выполнять сходным образом. Производительность, которая заметно выше среднего, указывает на исключительные познавательные (мыслительные) способности.

Помимо коэффициента умственного развития необходимо также наблюдать за поведением ребенка и подход к процессу оценивания и тестовых заданий. Тестирование поведения одаренных детей часто включают следующие характеристики:

— Они часто плохо себя ведут или проявляют отсутствие мотивации, когда задачи слишком сложны. легко и не в состоянии стимулировать их. Эти дети постепенно становятся более заинтересованы в процессе тестирования по мере увеличения сложности заданий.
— Они могут подходить к тестовым заданиям необычным и творческим образом или неоднократно задавайте вопросы о субтестах, чтобы уточнить их значение.
— Они могут попытаться вовлечь интервьюера в разговоры на разные темы, о которых им напомнил субтест.

Учет этих поведенческих характеристик важен на этап подсчета очков. Вы обнаружите, что наши отчеты содержат существенную раздел, посвященный описанию тестового поведения, и где уместно, мы включаем это в наш вывод.

Не менее важна информация, предоставляемая родителями и учителями. Раннее развитие, достижение вех, взаимодействие с другими, все поведенческие характеристики способствуют идентификации одаренный ребенок. Одаренные дети могут не проявлять никаких поведенческих характеристики во время оценки и часто родители наблюдения и отчеты учителей являются единственными источниками информации.

ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Одаренным детям нужна помощь. Дети не взрослые, и, несмотря на их незаурядные способности одаренным детям еще не хватает глубины понимание и объективность. Чтобы сохранить свою академическую вовлеченность и интерес к учебному процессу, школы предоставляют различные варианты одаренные ученики.

Наиболее распространенные варианты — обогащение и группировка способностей. обогащение (как следует из термина) относится к обогащению или добавлению к стандарту нагрузка. Это может включать дополнительную работу по месту жительства ребенка. на уровне класса или на более высоком уровне, используя требования более высокий класс. Группировка по способностям — это попытка привести детей подобные способности и интерес вместе регулярно и предоставить им уникальный опыт обучения. Это может происходить ежедневно или в установленное время в течение учебной недели.

Когда способности детей сильно развиты и их социальная зрелость также не соответствует их возрастному уровню, школы могут рассмотреть вопрос о частичном или уровневом обучении. ускорение. Ускорение обучения означает перевод детей в высший балл по всем предметам. Частичное ускорение относится к перевод детей в более высокий класс только по предметным областям особый талант, например английский или математика.

Хотя ускоренное обучение является жизнеспособным вариантом для одаренных детей, школы понятное нежелание предлагать это родителям. Быть от одного до двух лет моложе своих одноклассников не может быть проблемой, пока дети молодой, но может привести к значительным трудностям в дальнейшем лет, особенно в период полового созревания. Когда ускорение обсуждалось, что чрезвычайно важно сохранить детей в долгосрочной перспективе помните об интересе и посмотрите, могут ли другие варианты работать лучше.

Одна черта характера отличает одаренных людей

Мы очарованы одаренными людьми, от людей с необычными и специфическими талантами, которые в остальном являются обычными или даже сложными, до тех, кто выглядит почти как мифические существа, способные овладеть многими дисциплинами и получить вещи сделано в необычайной степени.

Плюсы и минусы одаренности

Непонятые одаренные люди сталкиваются с трудной борьбой, часто вступая в свои права только в более позднем возрасте, хотя все чаще работа с «глубоко одаренными» (PG) детьми освобождает им место для преуспевания ранее в традиционных образовательных учреждениях. Одаренных детей часто стигматизируют, считают странными или асоциальными, и они чаще подвергаются издевательствам или исключению.

Поскольку одаренность плохо изучена, образовательные, социальные и профессиональные условия могут способствовать возникновению социальных проблем, не предоставляя таким людям дом. Кроме того, в отличие от людей с традиционными различиями в обучении, труднее увидеть, где одаренность может создать проблемы, когда есть так много положительных моментов.

По данным Института Дэвидсона, люди PG демонстрируют следующие тенденции: быстрое понимание, интуитивное понимание основ, склонность к сложности, потребность в точности, завышенные ожидания, расходящиеся интересы и причудливое чувство юмора. Обычно они демонстрируют «асинхронное развитие», заметно опережая в некоторых областях, но в то же время отставая в других областях. внешний вид противоречит продвинутым способностям, из-за чего некоторым учителям становится труднее реагировать на запросы9.0003

Существует ли одаренный тип личности?

Хотя одаренности способствуют многие факторы, в том числе различные типы интеллекта, генетические факторы и воспитание, одной из ключевых областей интереса является личность. Отличаются ли одаренные люди с точки зрения личности по сравнению с «неодаренными» 1 личностями? В журнале «Исследования высоких способностей » исследователи Огурлу и Озбей (2021) проводят метаанализ литературы по личности и одаренности, чтобы увидеть, где подходят такие черты личности, как экстраверсия, добросовестность, открытость опыту, невротизм и доброжелательность. в.

Они просмотрели несколько баз данных, чтобы найти исследовательские статьи, отвечающие строгим критериям, для включения в их объединенный анализ, сократив 103 цитирования до окончательной группы из 13 высококачественных исследований для обзора. Они определили 83 фактора, связанных с одаренностью, возрастом, полом и личностью в окончательной объединенной выборке из почти 8000 человек, включая 3244 одаренных человека.

Используя сложные статистические методы, они сравнили показатели личности между одаренными и неодаренными группами, чтобы увидеть, какие черты личности значительно коррелируют с одаренностью. Не было выявлено существенных различий между одаренными и неодаренными группами по доброжелательности, экстраверсии, добросовестности или невротизму. Однако открытость опыту более сильно коррелировала с одаренностью с умеренно сильным эффектом. Кроме того, они обнаружили, что другие факторы, включая возраст, пол, индивидуальную выборку исследования и географическое положение, не учитывали одаренность или взаимосвязь между открытостью и одаренностью.

Дар одаренности

Открытость к опыту является ключевым компонентом интеллекта, способствующим творчеству и способности рассматривать различные варианты и точки зрения при подходе к жизни, решении проблем и понимании сложных ситуаций. Открытость согласуется с наблюдаемой склонностью одаренных людей к сложности и дивергентному мышлению, а также с замечательной, а иногда и поразительной способностью одаренных людей видеть вещи, которые другие никогда не заметят и даже не вообразят. Не говоря уже о причудливом чувстве юмора, которое может быть палкой о двух концах.

Другим важным следствием этого исследования является то, что, хотя одаренные люди иногда воспринимаются как неуклюжие или неадекватные личности, менее социальные черты, включая более низкую экстраверсию, более низкую доброжелательность и более высокий невротизм, не коррелировали с одаренностью. Интересно, что добросовестность не была связана с одаренностью, хотя она независимо связана с эффективностью в работе и академической среде. Одаренность не гарантирует успеха, но она способствует правильному использованию.

Хотя корреляция не является причинно-следственной связью, возникает соблазн задаться вопросом, можно ли увеличить Открытость. Исследования показывают, что можно изменить личность в желаемом направлении. Многие обогащенные образовательные подходы включают педагогику, предназначенную для развития воображения, творчества и нестандартного мышления. Могут ли взрослые решить расширить свой кругозор или предпочесть придерживаться узкого взгляда, или сам этот выбор в первую очередь является функцией Открытости? Внешние мотивы для повышения открытости, такие как свидание с кем-то более непредубежденным или желание развиваться в профессиональном плане, могут побуждать людей пробовать что-то новое больше, чем если бы они были предоставлены сами себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *