ТЕСТ 2. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь 1. Духовная сфера общества
1. Духовная сфера общества включает в себя.
1) науку, нравственность, искусство, религию
2) промышленное и сельскохозяйственное производства
3) политику, государство и право
4) слои и классы, учреждения медицинского обслуживания и досуга
_______________
Ответ: 1) науку, нравственность, искусство, религию
2. Какая сфера общества включает в себя производство материальных благ, их распределение, обмен, потребление?
1) политическая
2) экономическая
3) социальная
4) духовная
_______________
Ответ: 2) экономическая
3. В результате государственного переворота к власти пришел лидер партии N. К какой сфере общественной жизни относится этот факт?
1) к политической
2) к экономической
3) к социальной
4) к духовной
______________
Ответ: 1) к политической
4. Какая сфера жизни общества охватывает нации, национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения?
1) экономическая
2) политическая
3) социальная
4) духовная
______________
Ответ: 3) социальная
5. Ученые создали лекарство от неизлечимой ранее болезни. К каким сферам общественной жизни относится этот факт?
1) к экономической и социальной
2) к духовной и социальной
3) к социальной и политической
4) к политической и духовной
_____________
Ответ: 1) к экономической и социальной
6. Что является примером взаимосвязи экономической и духовной сфер общественной жизни?
1) ученые разработали лекарство, дешевое по затратам на его производство
2) президент подписал указ об ужесточении наказания за взяточничество
3) гражданин К. вступил в политическую партию
4) с 1 марта 2011 г. в России вступил в силу закон «О полиции»
______________
Ответ: 1) ученые разработали лекарство, дешевое по затратам на его производство
7. Что из перечисленного относится к социальной сфере жизни общества? Выпишите номера верных ответов.
1) церковный праздник 2) научное открытие 3) открытие станции метро
4) заключение брака 5) парламентские выборы 6) посещение врача
Ответ: 2) научное открытие 4) заключение брака 6) посещение врача
8. Установите соответствие.
Элемент общественной жизни: Сфера общественной жизни:
A) принятие закона об образовании
Б) продажа пшеницы на экспорт (за границу)
B) учреждение партии «Молодежь за мир»
Г) укрепление национальной валюты
1) политическая — A) принятие закона об образовании B) учреждение партии «Молодежь за мир»
2) экономическая — Б) продажа пшеницы на экспорт (за границу) Г) укрепление национальной валюты
Разработчик: Г.Б.Солдатова Курс: Обществознание Тема: Сферы общественной жизни Внимательно изучите источник. Заполните таблицу. В правой колонке вы можете привести любые три примера. Проявление различных видов деятельности людей в сферах общественной жизни
Основные сферы общественной жизни
Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека; социальные институты; сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере). Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа, т. е. существа, выполняющего разные социальные роли, включенного в разные социальные общности. Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся. Экономическая сфера- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. К ней относятся отношения производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом: политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.; политические нормы -политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; политические коммуникации -отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. Духовная сфера это область идеальных (нематериальных) образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д., это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т.п.). Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова: религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков; искусство — художественное освоение мира; наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира; право — совокупность норм, поддерживаемых государством; образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения. Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей(в пище, одежде, питье и т. д.), то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности. Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности -познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты. Социальный институт-это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства). В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации. Основными в духовной сфере выступают институты науки (научно-исследовательские организации),религии (конфессии),морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения (музеи, театры), творческие союзы (писателей, художников и т.п.), средства массовой информации. В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института. В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Использованный источник: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html Инструмент проверки Порядок следования строк — произвольный
Каталог: kollekciya Скачать 50,71 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Трехкратное – Секция общественных наук
Тройственный социальный организм
Как человеческие существа у нас есть три способности: мышление, чувство и действие . Каждая из этих способностей соответствует различным сферам общества и основана на универсальной ценности: свободном мышлении для культурной жизни, чувстве равенства для других в правовой сфере и ценности солидарности в экономической. жизнь . Автономия каждой сферы и стремление к каждому соответствующему принципу открыли бы возможность для0005 здоровое, продуктивное и мирное общество .
Культурная жизнь
Это сфера свободы, где каждая отдельная способность может быть раскрыта для обогащения и развития общества в целом. Это область образования, искусства, науки и религии.
#свобода #мысль #духовность #искусство
Право-политическая жизнь
Права человека не зависят от экономической власти и не делают различий между людьми, основным принципом является равенство. В этой области мы имеем отношения между людьми как равными.
#равенство #чувство #эмпатия #люди
Экономическая жизнь
Экономическая жизнь – это преобразование природы в товары, удовлетворяющие потребности человека. Принцип, управляющий этой сферой, — солидарность: потребности других покрываются моей работой, как мои потребности покрываются работой других.
#солидарность #делать #воля #сотрудничество
Возникающий контекст
Феноменолого-органический подход
Этический индивидуализм
Темы
Новый контекст
В контексте Первой мировой войны, к концу 1917 года, Рудольф Штайнер поддерживал контакты с высшими деятелями политической и культурной жизни Центральной Европы, объясняя свои идеи для того, чтобы обеспечить возможное решение социальных конфликтов на данный момент. Именно этот контекст войны не позволил импульсу процветать. В конце войны этот импульс возникает снова, но уже с большей силой. В начале 19 года19 «Призыв к немецкому народу и цивилизованному миру» был опубликован в главных газетах Германии, Швейцарии и Австрии. Этот призыв подписали более 250 человек, известных в культурном и экономическом мире, и, хотя он не имел ожидаемого успеха, он вдохновил на различные инициативы, связанные с социальными преобразованиями, такие как вальдорфская педагогика, движение Кэмпхилл, этичное банковское дело и многое другое.
Феноменологически-органический подход
Рудольф Штайнер основан на тщательном наблюдении за жизнью, разработанной Гёте, где часть динамичного и живого целого стремится понять части в их контексте и движении. Таким образом понимается общество в целом, динамичный и живой социальный организм, находящийся в постоянном движении от действий человека. Рудольф Штайнер дает не руководство, которому нужно следовать, а скорее способ восприятия социальной реальности и ее вызовов, понимания их специфики и, таким образом, выработки ответов, адаптированных к их конкретному контексту. Здесь нет претензий на объективность или окончательное решение социальной проблемы.
Этический индивидуализм
Эти три универсальные ценности, уже провозглашенные во Французской революции, живут как сила внутри каждого человека, и это индивидуальный процесс их развития. Речь идет не о том, как навязать систему или модель, а о процессе сознания, который основан на индивидуальной свободе и расширяется до социального от трансформации сил мышления, чувств и действий каждого человека. Рудольф Штайнер говорит об индивидууме, осознающем свою историческую роль, ответственном за свои действия и преобразователе реальности из этой универсальной этики, применимой к каждому контексту. Социальная тройственность есть импульс социальной трансформации.
Темы
Духовное качество денег, Собственность на землю и бизнес, Работа и доход, Социократия, Прямая демократия, Ассоциативная работа, Справедливая цена, Этичное банковское дело, Корпоративная ответственность, Активизм.
Тройное интервью
«История нашей духовной жизни — это непрекращающийся поиск единства между собой и миром. Религия, искусство и наука всецело следуют этой цели».
― Рудольф Штайнер
Введите текст
здесь
Вход в раздел социальных наук
Забытый пароль?
Сброс пароля
Введите имя пользователя или адрес электронной почты, который вы использовали в своем профиле. Ссылка для сброса пароля будет отправлена вам по электронной почте.
Уже есть учетная запись? Логин
Goetheanum
Школа Духовных Наук отвечает за исследования в духовной области, за стимулирование и решение практических вопросов и за непрерывное образование в антропософски ориентированных областях работы. Сегодня университет разделен на одну общую антропософскую секцию и десять специализированных секций. Работа основана на курсе гуманитарных наук, который вел Рудольф Штайнер в 1924 для членов университета в рамках их первого класса. Университет имеет свою штаб-квартиру и координационный центр в Гетеануме, и его работа осуществляется по всему миру в контексте, в котором активны члены университета.
Школа духовных наук:
встроенность | социальные науки | Британника
- Похожие темы:
- социальные науки
Просмотреть весь связанный контент →
встроенность , в социальных науках зависимость явления — будь то сфера деятельности, такая как экономика или рынок, совокупность отношений, организация или индивидуум — от его окружения, которое может быть определено альтернативно в институциональном, социальные, когнитивные или культурные термины. Короче говоря, анализ с использованием концепции укорененности фокусируется на различных условиях, в которых имеют место различные способы социального действия и от которых они зависят.
В частности, историк экономики Карл Поланьи утверждал, что функционирование экономики нельзя понять в отрыве от социального мира, в который она была встроена. Конкретные организации и институты и, в конечном счете, экономику в целом следует понимать как части более крупных, исторически сложившихся, институциональных или социальных структур.
В более общем плане концепция укорененности помогает описать и объяснить, как, хотя каждый из них, по-видимому, следует своей собственной логике и правилам, различные окружающие институты и контексты взаимодействуют и могут дополнять друг друга или конфликтовать друг с другом. Это получило дальнейшее развитие, особенно в области новой экономической социологии, которая исследовала связи и взаимозависимости экономических явлений и организаций и других социальных структур.
Интерес к укорененности иногда критикуют как простое повторение трюизмов, признанных во многих классических работах по социальным наукам. Тем не менее, подходы к укорененности обычно можно четко отличить как от недостаточно, так и от чрезмерно социализированных описаний экономической жизни. Укорененность подразумевает, что предпочтения акторов могут быть поняты и интерпретированы только в реляционном, институциональном и культурном контекстах. Это прямо противоречит основным предположениям, лежащим в основе неоклассического экономического анализа, теории рационального выбора и важных направлений новой институциональной экономики. Они основаны на представлении о недостаточно социализированных, раздробленных лицах, принимающих решения, которые стремятся максимизировать свои заранее определенные полезности. В частности, укорененность не просто регулирует поведение, формируя способ, которым акторы преследуют свои личные интересы, но конституирует эти интересы.
С другой стороны, сильные структурные позиции, где социальные условия существуют априори по отношению к поведению, в равной степени оспариваются. Вместо этого отношения между встроенной единицей и ее контекстуальным миром не являются ни фиксированными, ни детерминированными, ни непосредственно причинными.
Исследователи, которые подчеркивают полезность концепции укорененности, склонны соглашаться с тем, что различные явления — будь то индивидуальные предпочтения или организационное поведение — могут быть лучше поняты при анализе в отношении их социальной, институциональной или когнитивной среды. В чем аналитики могут расходиться, так это в конкретных формах и последствиях встроенности, то есть относительно того, что встроено в что и к какому последствию.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Происхождение
Концепция укорененности была впервые предложена Поланьи, который на протяжении всей своей жизни изучал взаимосвязь между экономикой и обществом, начиная от антропологических исследований небольших сообществ в южной части Тихого океана и заканчивая политической экономией институтов, регулирующих глобальную экономику в 19 веке.
Поланьи утверждал, что, поскольку люди всегда были в первую очередь социальными существами, а не экономическими, укорененность является необходимым и основным условием экономики. В Великая трансформация (1944) он проанализировал последствия экспансии капитализма в 18-м и 19-м веках, а именно усилия по созданию экономической сферы, все более отделенной от неэкономических институтов, которая функционировала бы только для максимизации прибыли. Поланьи утверждал, что до 19 века экономическая система рассматривалась как часть более широкого общества, управляемого социальными обычаями и нормами, а также рыночными принципами прибыли и обмена. Однако подъем капитализма потребовал политических усилий, направленных на то, чтобы разорвать связь экономики с этой социальной средой. Однако это отделение экономики неизбежно означало изменение ее социальной среды и, следовательно, общества. В рыночном обществе основные аспекты социальной жизни будут рассматриваться как чистые рыночные товары (фиктивные товары), а люди будут переопределены как чисто экономически рациональные (т. е. стремящиеся к максимизации прибыли) акторы. Поланьи утверждал, что эти усилия по внедрению общества в рынок, а не рынка в общество, в конечном итоге обречены на провал, вызывая опасные социальные реакции разного масштаба и характера, наиболее заметной из которых является фашизм. Более абстрактно, он назвал попытку трансформации и ее возможную обратную реакцию двойным движением, определяя непрерывный и полуавтоматический процесс внедрения и извлечения. Таким образом, Поланьи поставил вопрос о том, как примирить расширение рынка с социальным порядком, который может его поддерживать.
Эта ранняя трактовка укорененности рассматривает социальную сферу как обязательно первичную по отношению к экономической сфере. Этот взгляд находит отражение в понятии жизненного мира, введенном немецким философом Юргеном Хабермасом. Хабермас определял жизненный мир как общие понимания и ценности, которые устанавливаются в ходе личных контактов с течением времени и составляют основу идентичности, ценностей и убеждений, которые могут быть неявными или восприниматься как должное, а не явно обоснованными. Для Хабермаса легитимности как официальной экономики, так и административного государства угрожает колонизация жизненного мира через материальные отношения. Это происходит, например, когда цель образования смещается с воспитания культуры и знаний на получение максимальной прибыли. Чтобы было ясно, колонизация жизненного мира не ограничивается максимизацией прибыли, а включает в себя более общий процесс, посредством которого сферы жизни, направленные на воспроизводство знаний, культуры и социальной интеграции, все больше подвергаются влиянию денег, власти и т. д. в общем, инструментальная рациональность.
Понятие укорененности как постоянно существующего состояния, а также вопроса степени и вариации было подхвачено влиятельной работой французской школы регулирования. Здесь базовое предположение о том, что экономика встроена в социальные отношения, определяет задачу экономического анализа, заключающуюся в выявлении и сравнении как явных, так и неявных типов регулирования, а также их социальных и экономических последствий. Например, фордизм анализируется как способ общественного воспроизводства, основанный на условностях, согласно которым постоянное увеличение объема производства позволяет платить увеличивающуюся заработную плату за рабочие места, которые гарантированы в долгосрочной перспективе. Взамен классовый конфликт подавляется, а организованный труд ослабевает.
Приложения: встроенный либерализм и глобализация
На глобальном уровне теория Поланьи побудила ученых привести доводы в пользу укоренившейся формы экономического либерализма.