Сферы экономическая политическая духовная социальная: Ошибка 403 — доступ запрещён

Сферы общественной жизни


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Разработчик: Г.Б.Солдатова
Курс: Обществознание
Тема: Сферы общественной жизни

Внимательно изучите источник.


Заполните таблицу. В правой колонке вы можете привести любые три примера.

Проявление различных видов деятельности людей в сферах общественной жизни


Сфера
общественной
жизни

Деятельность, по поводу которой возникают социальные отношения

Социальные институты
(примеры)

Основные сферы общественной жизни
В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальных субъектов, но и другие образования — сферы жизни общества. Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни общественной жизни: духовная, социальная, экономическая, политическая.

Каждая сфера включает в себя:


  • определенные виды деятельности человека;

  • социальные институты;

  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа, т. е. существа, выполняющего разные социальные роли, включенного в разные социальные общности. Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.
Экономическая сфера- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. К ней относятся отношения производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

  • политические нормы -политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

  • политические коммуникации -отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера это область идеальных (нематериальных) образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д., это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т.п.).
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

  • искусство — художественное освоение мира;

  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей(в пище, одежде, питье и т. д.), то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности. Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности -познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты. Социальный институт-это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).
Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия(сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т.д.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Основными в духовной сфере выступают институты науки (научно-исследовательские организации),религии (конфессии),морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения (музеи, театры), творческие союзы (писателей, художников и т.п.), средства массовой информации.
В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института. В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т.
е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Рис. 1. Сферы общественной жизни


Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.


Использованный источник:
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html
Инструмент проверки

Порядок следования строк — произвольный



Сфера общественной жизни

Деятельность, по поводу которой возникают социальные отношения

Социальные институты (приведены любые три из указанных примеров)

духовная

(1) создание / производство, (2) передача, (3) освоение / потребление духовных ценностей.

научно-исследовательские организации
конфессии
культурно-просветительские учреждения
(вариант «музеи» принимается, если не названы культурно-просветительские учреждения),
(вариант «театры» принимается, если не названы культурно-просветительские учреждения), творческие союзы,
средства массовой информации

социальная

создание человека как социального существа / включение человека в разные социальные общности и отношения

семья,
дошкольные учреждения,
медицинские учреждения,
школа,
(вариант: «учебные заведения» принимается, если не названа школа)
(вариант расшифровки учебного заведения: «техникум», «колледж», «училище», — принимается вместе с вариантом «школа»),
спортивные организации

экономическая

(1) производство, (2) распределение (обмен) /перемещение и (3) потребление материальных благ

Производственные предприятия,
(сельскохозяйственные предприятия — принимается, если не названы «производственные предприятия»)
(промышленные предприятия- принимается, если не названы «производственные предприятия»), торговые предприятия
(магазины — принимается, если не названы «торговые предприятия»),
(рынки — принимается, если не названы «торговые предприятия»), биржи,
банки

политическая

обеспечение совместной безопасности /
управление, реализация власти

государство,
Президент,
(политические) партии,
организации гражданского общества,
администрация Президента,
правительство,
парламент,
суд,
прокуратура


Верно названы все сферы общественной жизни

1 балл

За каждый вид деятельности в духовной и экономической сфере

1 балл

Максимально за каждую из сфер

3 балла

За указание на деятельность в социальной и политической сферах

3 балла

Максимально за столбец 2 (средний)

12 баллов

За три примера социальных институтов в каждой строке

2 балла

За два примера социальных институтов в каждой строке

1 балл

Максимально за столбец 3 (правый)

8 баллов

Максимальный балл

21 балл

Каталог: kollekciya
kollekciya -> Подход к периодизации психического развития по Д. Б. Эльконину Изучите источник
kollekciya -> Социализация личности
kollekciya -> Глобальные проблемы современной цивилизации
kollekciya -> Культура делового общения
kollekciya -> Личность и ее свойства
kollekciya -> Тема: Общение
kollekciya -> Конфликты в организации
kollekciya -> Тема Особенности развития словаря детей


Скачать 50,71 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Проект истории социального обеспечения Женщины в Америке девятнадцатого века

в: Довоенный период, Гражданская война, Реконструкция и прогрессивизм, Эпохи в истории социального обеспечения, Избирательное право женщин

Женщины в Америке девятнадцатого века
доктор Грэм Уордер, Государственный колледж Кина

 

В первой половине девятнадцатого века евангельские пожары Второго Великого Пробуждения охватили нацию. Со Вторым Великим Пробуждением возникло более активное и оптимистичное религиозное чувство. В те же десятилетия роль женщин в Америке изменилась. Эти два значительных события в социальной и культурной истории Соединенных Штатов, евангелический протестантизм и изменение образа мыслей и жизни женщин, были тесно связаны между собой. Типичными новообращенными в пробуждениях были молодые женщины, и обычно именно через этих первых обращенных обращались другие члены ее семьи. Религиозный и моральный авторитет, который давал такой опыт, помог переосмыслить, что значит быть женщиной.

Другая великая трансформация того периода, Рыночная революция, также сыграла значительную роль в изменении гендерных ролей. Рыночная революция относится к коммерциализации экономической жизни и упадку натурального хозяйства как наиболее распространенному образу жизни американцев. Впервые появились заводы. Поскольку текстиль все чаще производился на фабриках, таких как Лоуэлл, штат Массачусетс, женщины, по крайней мере, принадлежащие к комфортному среднему классу, тратили гораздо меньше времени на прядение и ткачество ткани.

По мере того, как производство женщин в домашнем хозяйстве сокращалось, а традиционная экономическая роль женщин уменьшалась, «дом» стал темой для обсуждения и идеалом, достойным восхваления. Не столько место производства, сколько духовно освященное убежище от суеты экономической жизни, дом был местом, где женщины взращивали мужчин и детей, превращая их в нравственно возвышенных существ. Можно сказать, что то, что мы считаем традиционным «домом», на самом деле было изобретением американцев девятнадцатого века.

В колониальной Америке мужчины считались выше женщин — во всех отношениях, даже с точки зрения морали. В мире строгой патриархальной иерархии мужчины контролировали не только богатство и политическую власть, но и то, как воспитывали их детей, религиозные вопросы и все вопросы правильного и неправильного. Однако в начале девятнадцатого века многие американцы пережили гендерную революцию. То, что мы сейчас считаем старомодным и даже угнетающим, тогда было новым и потенциально освобождающим.

Доктрина «отдельных сфер» утверждала, что сфера женщины — это мир частной жизни, семьи и нравственности, а сфера мужчины — мир публичный — экономическое стремление, политическое маневрирование и социальная конкуренция. Каждый пол, согласно Кэтрин Бичер, был выше в своей сфере, и таким образом достигалось своего рода равенство. Бичер считал, что «только в Америке женщин поднимают до равенства с другим полом». Эта очень влиятельная женщина, дочь видного министра Лаймана Бичера и сестра писательницы Гарриет Бичер-Стоу, писала в своем «Трактате о домашнем хозяйстве»:0003

«В гражданских и политических делах американские женщины не проявляют никакого интереса или беспокойства, за исключением тех случаев, когда они сочувствуют своей семье и личным друзьям; но во всех случаях, когда они чувствуют заботу, их мнения и чувства пользуются уважением, равным или даже более высоким, чем мнение другого пола.
«В вопросах, касающихся образования их детей, в выборе и поддержке священнослужителя, во всех благотворительных предприятиях и во всех вопросах, касающихся морали или нравов, они имеют превосходящее влияние».

Однако с самого начала границы между сферами не были ни такими жесткими, ни такими абсолютными, как их утверждала идеология. Моральные и религиозные проблемы неизменно влияли на общественную жизнь, а общественная жизнь неизменно влияла на то, что происходило в женской сфере. По иронии судьбы, среди женщин северного среднего класса домашнее хозяйство стало ресурсом, с помощью которого они могли брать на себя все более публичные голоса. Кэтрин Бичер, хотя она никогда не выступала за избирательное право женщин, была женщиной, которая пользовалась широкой известностью благодаря своим широко читаемым произведениям. Точно так же авторы бестселлеров бытовой литературы, обычно женщины, пользовались широким общественным признанием.

американки, если мы примем взгляды Бичера как основное направление гендерных норм девятнадцатого века, доминировали над религией, моралью и доброжелательностью. Как правило, они оказывали свое влияние через дом, утопическое пространство, в котором воспитывались дети и приютились мужья. Женщины создадут нравственное гражданство и население, проникнутое протестантскими евангельскими верованиями.

Из этого взгляда на дом как на средство нравственной чистоты исходили многие усилия по проведению социальных реформ. В сочетании с религиозным оптимизмом Второго Великого Пробуждения поклонение силе дома привело к трансформации старых институтов и созданию новых. Пенитенциарные учреждения, приюты, общества трезвости и школы — все они пытались изменить людей в условиях, смоделированных по образцу дома среднего класса на американском Севере.

Поскольку женщины в силу своего «природного» морального превосходства господствовали в доме, они имели особый голос — если не реальную политическую силу — в этих реформах. Женственность, по крайней мере, в среднем классе, означала моральный авторитет, и жизнь настоящих женщин тем самым менялась. Без этого нового приписывания морального авторитета и без движения за убежище, основанного на предпосылке, что домашняя обстановка может вернуть людям психическое здоровье, карьера Доротеи Дикс, например, была бы немыслима.

Избранная библиография

Джонсон, Пол Э. и Шон Виленц, Королевство Матиаса (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1994).

Райан, Мэри, Колыбель среднего класса: семья в округе Онейда, Нью-Йорк, 1790–1865 (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1981).

Продавцы, Чарльз, Рыночная революция: Джексоновская Америка, 1815–1846 (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1991).

Как цитировать эту статью (формат APA): Уордер, Г. (2015). Женщины в Америке девятнадцатого века. Получено (дата обращения) с сайта http://www.disabilitymuseum.org/dhm/edu/essay.html?id=18.

Общественные науки | История, дисциплины, будущее развитие и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *