Шаблонное мышление – Шаблонное мышление — психология

Содержание

Глава 1. Шаблонное и нешаблонное мышление. Использование латерального мышления

Глава 1. Шаблонное и нешаблонное мышление

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

— Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне.

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Шаблонное мышление всегда было единственно почитаемым способом мышления. Логика, как крайняя форма такого мышления, превозносилась как образец, достойный подражания. При этом не учитывалось, сколь серьезны ее недостатки. Лучшим примером ограниченности шаблонного логического мышления могут служить вычислительные машины. Инженер-программист четко определяет задачу и указывает тот метод, каким эта задача должна быть решена. Затем вычислительная машина на жесткой, логической основе приступает к ее решению. Гладкий переход шаблонного мышления от одной надежной ступеньки к другой в корне отличен от нешаблонного мышления.

Возьмем, к примеру, набор детских кубиков и начнем ставить кубики один на другой так, чтобы каждый кубик стоял на нижнем твердо и устойчиво. Мы получим наглядную иллюстрацию функционирования шаблонного мышления. Если же мы рассыпем кубики в беспорядке, то получим пример нешаблонного мышления. Кубики можно как угодно соединять друг с другом или же не соединять вообще. Однако тот узор, который при атом, возможно, получится, может оказаться в такой же степени полезным, как и вертикально возведенная постройка.

Нешаблонное мышление легче оцепить, когда его показывают в действии, как в истории с камешками. Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, разрешить которые, казалось бы, невозможно, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение. А как только решение найдено, оно сразу же становится столь очевидным, что остается только удивляться, как оно раньше не приходило в голову, И в самом деле, такого рода задачи, видимо, трудно решить, пока для их решения используется шаблонное мышление.

Нешаблонное мышление занимается не только решением проблем, ему приходится также иметь дело с новым взглядом на вещи и с различного рода новыми идеями.

Если бы историю, подобную истории с камешками, сразу рассказать от начала до конца, сообщив таким образом ее решение, то слушатели, по-видимому, только усмехнутся — столь тривиальной она им покажется. И лишь в том случае, если дать возможность слушателям самим попытаться найти решение, становится очевидным, что это совсем не просто. Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Субъекту, находящемуся в состоянии гипнотического транса, можно дать инструкцию вести себя самым странным образом после выхода из транса. Когда подходит время, субъект выполняет задания гипнолога, среди которых могут быть, например, такие: раскрыть, зонтик в гостиной, дать каждому по стакану молока или же встать на четвереньки и лаять по-собачьи. Если спросить, почему испытуемый ведет себя таким странным образом, он немедленно приведет вполне разумное объяснение, убедительно доказывающее силу рационализации. И хотя все участники опыта прекрасно знают истинную причину столь странного поведения испытуемого, тот может дать ему настолько разумное объяснение, что убедит любого неискушенного человека.

Когда решение проблемы уже найдено посредством нешаблонною мышления, вполне возможно (и в этом нет ничего плохого) дать ему рациональное объяснение. Опасность заключается лишь в том, что поскольку шаблонный путь к решению задачи можно ретроспективно проследить, то создается впечатление, что с помощью шаблонного мышления можно с такой же легкостью решить любую задачу, как и с помощью нешаблонного.

Один из приемов нешаблонного мышления состоит в умышленном использовании рационализирующей способности ума. Вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом обычным, шаблонным путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы возвращаетесь обратно и стараетесь воссоздать логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой. Возможность такого пути следует проверить в конечном счете со всей логической строгостью. Если ваш путь оказался вполне логичным — вы стоите на правильной позиции, которую никогда бы не заняли, используя шаблонное мышление. Если же эта произвольно выбранная позиция оказалась логически неправильной — вы так или иначе приобрели ряд полезных новых идей, пытаясь установить ее правильность.

Некоторые до такой степени увлекаются идеей нешаблонного мышления, что начинают постоянно его использовать вместо шаблонного. Большинство же вообще отвергают нешаблонное мышление, полагая, что для них вполне достаточно одного шаблонного, логического. Фактически оба типа мышления не исключают, а дополняют друг друга; они, как говорят, комплементарны. В том случае, когда нет возможности решить проблему шаблонным мышлением или когда возникает потребность в повой идее, следует применить нешаблонное мышление. Новые идеи зависят от нешаблонного мышления, ибо самой природе шаблонного мышления свойственны ограничения, делающие его неэффективным для подобных целей. В то же время ограничения шаблонного мышления имеют и свои положительные стороны: функциональная организация мозга, являясь оптимизирующей системой, заставляет его интерпретировать любую ситуацию наиболее вероятным образом. Степень вероятности определяется опытом и требованиями данного момента. Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной. Любое ощущение или действие пришлось бы анализировать самым тщательным образом, поскольку оно всегда нуждалось бы в доказательствах. Подобно тому, как сороконожка, обладая самосознанием, не знала бы, с какой ноги начать движение, так и человек в силу сложности и запутанности окружающей его обстановки не мог бы начать действовать. Задача мышления как раз и сводится к тому, чтобы дать возможность приступить к действию на основе осознанной ситуации. Это становится возможным только тогда, когда наиболее вероятная интерпретация какой-либо ситуации побуждает к наиболее эффективному действию.

Подобно тому как вода, стекая вниз по склону горы, прорывает себе все более глубокое русло, так и шаблонное мышление, следуя по пути наивысшей вероятности, постепенно все более увеличивает степень вероятности этого пути. Если шаблонное мышление является наиболее высоковероятностным, то нешаблонное мышление оперирует малыми вероятностями. Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прорыть новое русло, либо перегородить дамбами старое в надежде на то, что вода отыщет новые и значительно более удобные способы протекания. Иногда даже воду реки приходится гнать вверх с помощью насосов. Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент, в результате которого маловероятностный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность. Это как раз тот момент, когда вода, с трудом поднятая насосом наверх, переливается через край и тотчас же начинает течь свободно.

Достижение этого момента и есть цель нешаблонного мышления.

Поскольку нешаблонное мышление нацелено на новые идеи, его, по-видимому, следует отнести к творческому мышлению. Творческое мышление является особой разновидностью нешаблонного мышления, охватывающего более широкую область. В одних случаях результаты нешаблонного мышления представляют собой гениальные творения, в других они являются не чем иным, как просто новым взглядом на вещи, и, следовательно, чем-то менее значительным, чем подлинное творчество. В большинстве случаев творческое мышление для своего проявления нуждается в таланте, тогда как нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

В данной книге мы не рассматриваем в качестве примера нешаблонного мышления творческое мышление в сфере искусства, поскольку какая-либо оценка результатов деятельности в области искусства и литературы является весьма субъективной. Гораздо легче показать действенность нешаблонного мышления на примере изобретения любого механического устройства — ведь оно либо работает, либо нет. В этом случае легко установить также и степень эффективности решения той или иной проблемы посредством нешаблонного мышления. Оценка же творческих достижений в области искусства — дело вкуса и моды.

Чем дальше нешаблонное мышление отклоняется от логических законов шаблонного, тем больше оно, казалось бы, приближается к безумию. Быть может, нешаблонное мышление — это просто форма временного и умышленного помешательства? Отличается ли мышление с малыми вероятностями от беспорядочных ассоциаций больного шизофренией? Одной из наиболее характерных особенностей шизофрении является разорванное, порхающее, как мотылек, мышление, которое легко перескакивает с одной мысли на другую. Если кому-либо захотелось отойти на время от очевидного взгляда на вещи, то почему бы не воспользоваться для этого психоделическими наркотиками? Главное отличие нешаблонного мышления от мышления психически больных состоит в том, что при нешаблонном мышлении весь процесс мышления строго контролируется и управляется. Если нешаблонное мышление предпочитает пользоваться хаосом, то это хаос управляемый, а не хаос как следствие отсутствия управления. Наряду с этим логическая способность ума всегда предполагает тщательную разработку и, в конечном счете, оценку новой идеи, когда бы она ни появилась. Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. Неизменно ли у человека умение мыслить или же его способности зависят от его заинтересованности и возможностей их развития? Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, однако при желании любой может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода.

Обычно ортодоксальное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, оно намеренно препятствует их развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных.

Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума.

Различные описанные ниже технические приемы приведены для того, чтобы ознакомить читателя с процессом нешаблонного мышления; они вовсе не претендуют на решение всех проблем. Да и не может быть внезапного перехода от веры во всемогущество шаблонного мышления к вере в абсолютную полезность нешаблонного мышления. Нешаблонное мышление — дело знания и практики, а не откровения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Шаблонное мышление — Психологос

Шаблонное мышление — мышление, которое не выходит за рамки шаблонов.

Скорость мышления, убежденность и шаблоны

Есть такие люди, которые всегда знают, «как жить правильно».

Сколько раз в день есть правильно, в какой вуз нужно поступать в этом году, до скольких лет нужно обязательно жениться (выйти замуж), что следует и не следует эмоционально переживать мужчине, что должны дети родителям и прочие житейские мелочи.

У них все регламентировано и на все готов ответ, а на любой вопрос «Почему?» следует незамедлительный и убежденный ответ «Потому что».

О чем говорит такая поразительная скорость ответов и такая непоколебимая уверенность в своей правоте? Вариантов всего два: либо это человек с развитым самостоятельным мышлением и богатым жизненным опытом, либо это упертый, недалекий человек, привыкший бездумно пользоваться шаблонами.

Сами по себе шаблоны – вовсе не плохо. Шаблоны становятся не помощью, а препятствием тогда, когда мы уже не можем их сменить, от них отвязаться, заменить их на собственные решения. Смотри Шаблоны: вред или польза

Шаблонное и самостоятельное мышление

Шаблонное мышление — это не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит за рамки шаблонов и перестает быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное. Его основные разновидности — проектное и творческое мышление. См.→

Зачем?

www.psychologos.ru

как его преодолеть и расширить

Шаблонное мышление

Приветствую вас в моем блоге, друзья. Эту запись я хочу посвятить такому понятию, как шаблонное мышление. Вы когда-нибудь задумывались о том, что все мы ежедневно живем по правилам? Обществом, воспитанием, морально-этическими нормами на уровне подсознания в нас вложены поведенческие скрипты.  Сегодня поговорим о том, как это влияет на нашу жизнь.

«Всё значительное, что было создано в человеческой истории — это плоды индивидуального творчества гения. Массы же способны лишь повторять» Габриель Тард.

По образу мышления люди делятся на два типа. Тех, кто мыслит стереотипами, и тех, чей образ сознания находится вне шаблонов. Первых намного больше, ведь во все времена логика была наиглавнейшей из истин. Никто не брал в расчет ситуации, когда логическое решение было не единственным.

Приведу банальный пример — детские кубики. Ребенок собирает пирамиду кубиков, ставя друг на друга – это шаблонное мышление.  К этому действию его подталкивают родители. А вот если ребенок, расставляет кубики, рисуя из них узор, или просто хаотично их раскидывает – это мышление вне рамок шаблонов. При этом, возможно этот узор, который выложил малыш, может оказаться полезным ровно в той же степени, как если бы из кубиков была построена пирамида.

Два шага вперед, четыре назад… — не вздумайте уйти в сторону!

«Мужчина в жизни должен сделать три дела – посадить дерево, построить дома и родить сына» — слышали такое изречение? Это ни что иное как самый настоящий шаблон.

Незамужняя женщина — несчастлива, человек, не имеющий приличного счета в банке – неудачник, во-сколько нужно вставать и ложиться, что и как кушать, когда рожать детей и как их воспитывать – примеров шаблонов полно.

С самого первого дня жизни человека ему назначается шаблон, и чем старше он становится, тем шире круг шаблонов, по которым он должен жить. Вы спросите, что в этом плохого? Ничего!

Шаблон – ни что иное, как накопленные многими поколениями жизненный опыт. Человек, пользуясь уже совершенными кем-то другим ошибками в самых разных ситуациях, знает результат своего действия до того, как его совершит.

Если задеть огонь, то можно обжечься, если плохо питаться — начнутся проблемы со здоровьем, если не выходить на работу, то это грозит увольнением. В обществе должны быть правила! Иначе будет хаос.

Но! Масштаб шаблонности нашей жизни настолько велик, что рамки проникли в каждую ее сферу. Мы привыкли и нам это удобно. Но! Часто способность мыслить только шаблонами, мешает нам видеть больше, чем мы видим. Стереотипное мышление мешает нам принимать действительно нужные решения.

А Вы уже компьютер или еще нет?

Самый точный прием шаблонного мышления – компьютер. Программа, заложенная в «мозг» вычислительной машины, обрабатывает информацию и дает на нее ответные действия, строго по утвержденным директивам. Адаптивность человека к нормам, привычка мыслить скриптами, приводит к тому, что и он уже на уровне подсознания отвергает все, что вне шаблона, вне программы. Так устроена человеческая психология – идти к тому, что наиболее удобно.

Тем временем жизнь ставит нас перед разными задачами, и порой, единственное верное решение за пределами рамок шаблона.

Но мы не видим это решение, ведь оно за ограничителями, которые ставит нам наше собственное подсознание. Отсюда неудачи, отсутствие идей, и, как следствие, потеря интереса. Хорошо, если к конкретному вопросу, плохо – если к жизни. Шаблонная личность очень часто находится в борьбе со своим собственным внутренним миром. Потому что естественные желания заменяются подсознательным стремлением соответствовать рамкам. Мыслите шире!

Откройте своего гения

Творчество – самый яркий пример не шаблонного мышления. При чем не только в искусстве. Химия, физика, рациональные теории, да что там – наша повседневная жизнь, начиная от бытовых проблем, заканчивая профессиональными – везде есть место творчеству.

Подумайте сами — если бы все человечество жило только по лекалам, то у нас не было бы гениев и их великих изобретений. Мы бы не знали великого художника Леонардо Да Винчи, легендарного физика Альберта Эйнштейна, одного из лучших композиторов мира Вольфгана Моцарта и всех остальных, давших человечеству развитие в самых разных областях жизни. Во многом, секрет огромного масштаба их таланта еще и в умении мыслить шире, чем все остальные. Стопроцентная незаурядность.

А что же мы с вами?

Пусть будут рамки, я выше написала – без них не обойтись. Но важно уметь открывать самому себе глаза там, где ситуация кажется безвыходной, и вроде бы абсолютно правильное и логическое решение не подходит. И этому можно научиться.

Сегодня в век информационных технологий доступность практически любой информации очень удобна. Интернет напичкан всевозможными советами, которые помогают избавиться от рамок и расширяют собственное сознание.

Что читать или смотреть решает каждый, но я могу вам посоветовать прочесть замечательную книгу, которая может научить видеть и действовать шире рамок.

Книга Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».

Брайан Трейси автор многих нашумевших книг по саморазвитию. Среди любимых его тем – развитие бизнеса и личности, воспитание в себе качеств лидера. Он признан одним из лучших консультантов в мире.

Ну и на последок

Преодоление шаблона мышления может помочь в нужной ситуации воспользоваться не только логикой, но и найти не стереотипное, творческое решение. Искренне желаю вам выйти за рамки тогда, когда это будет необходимо. Успеха и удачи, и до новых встреч здесь, в моем блоге.

Поделитесь этой записью с друзьями, пусть они тоже решат, как мыслить.

Понравилась статья? Поделитесь с другими!

lightsolo.ru

ГЛАВА 1 ШАБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ. Рождение новой идеи

ГЛАВА 1

ШАБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

«Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Шаблонное мышление всегда было единственно почитаемым способом мышления. Логика, как крайняя форма такого мышления, превозносилась как образец, достойный подражания. При этом не учитывалось, сколь серьезны ее недостатки. Лучшим примером ограниченности шаблонного логического мышления могут служить вычислительные машины. Инженер-программист четко определяет задачу и указывает тот метод, каким эта задача должна быть решена. Затем вычислительная машина на жесткой, логической основе приступает к ее решению. Гладкий переход шаблонного мышления от одной надежной ступеньки к другой в корне отличен от нешаблонного мышления.

Возьмем, к примеру, набор детских кубиков и начнем ставить кубики один на другой так, чтобы каждый кубик стоял на нижнем твердо и устойчиво. Мы получим наглядную иллюстрацию функционирования шаблонного мышления. Если же мы рассыпем кубики в беспорядке, то получим пример нешаблонного мышления. Кубики можно как угодно соединять друг с другом или же не соединять вообще. Однако тот узор, который при этом, возможно, получится, может оказаться в такой же степени полезным, как и вертикально возведенная постройка.

Нешаблонное мышление легче оцепить, когда его показывают в действии, как в истории с камешками. Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, разрешить которые, казалось бы, невозможно, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение. А как только решение найдено, оно сразу же становится столь очевидным, что остается только удивляться, как оно раньше не приходило в голову, И в самом деле, такого рода задачи, видимо, трудно решить, пока для их решения используется шаблонное мышление.

Нешаблонное мышление занимается не только решением проблем, ему приходится также иметь дело с новым взглядом на вещи и с различного рода новыми идеями.

Если бы историю, подобную истории с камешками, сразу рассказать от начала до конца, сообщив таким образом ее решение, то слушатели, по-видимому, только усмехнутся — столь тривиальной она им покажется. И лишь в том случае, если дать возможность слушателям самим попытаться найти решение, становится очевидным, что это совсем не просто. Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Субъекту, находящемуся в состоянии гипнотического транса, можно дать инструкцию вести себя самым странным образом после выхода из транса. Когда подходит время, субъект выполняет задания гипнолога, среди которых могут быть, например, такие: раскрыть, зонтик в гостиной, дать каждому по стакану молока или же встать на четвереньки и лаять по-собачьи. Если спросить, почему испытуемый ведет себя таким странным образом, он немедленно приведет вполне разумное объяснение, убедительно доказывающее силу рационализации. И хотя все участники опыта прекрасно знают истинную причину столь странного поведения испытуемого, тот может дать ему настолько разумное объяснение, что убедит любого неискушенного человека.

Когда решение проблемы уже найдено посредством нешаблонною мышления, вполне возможно (и в этом нет ничего плохого) дать ему рациональное объяснение. Опасность заключается лишь в том, что поскольку шаблонный путь к решению задачи можно ретроспективно проследить, то создается впечатление, что с помощью шаблонного мышления можно с такой же легкостью решить любую задачу, как и с помощью нешаблонного.

Один из приемов нешаблонного мышления состоит в умышленном использовании рационализирующей способности ума. Вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом обычным, шаблонным путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы возвращаетесь обратно и стараетесь воссоздать логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой. Возможность такого пути следует проверить в конечном счете со всей логической строгостью. Если ваш путь оказался вполне логичным — вы стоите на правильной позиции, которую никогда бы не заняли, используя шаблонное мышление. Если же эта произвольно выбранная позиция оказалась логически неправильной — вы так или иначе приобрели ряд полезных новых идей, пытаясь установить ее правильность.

Некоторые до такой степени увлекаются идеей нешаблонного мышления, что начинают постоянно его использовать вместо шаблонного. Большинство же вообще отвергают нешаблонное мышление, полагая, что для них вполне достаточно одного шаблонного, логического. Фактически оба типа мышления не исключают, а дополняют друг друга; они, как говорят, комплементарны. В том случае, когда нет возможности решить проблему шаблонным мышлением или когда возникает потребность в повой идее, следует применить нешаблонное мышление. Новые идеи зависят от нешаблонного мышления, ибо самой природе шаблонного мышления свойственны ограничения, делающие его неэффективным для подобных целей. В то же время ограничения шаблонного мышления имеют и свои положительные стороны.

Функциональная организация мозга, являясь оптимизирующей системой, заставляет его интерпретировать любую ситуацию наиболее вероятным образом. Степень вероятности определяется опытом и требованиями данного момента. Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной. Любое ощущение или действие пришлось бы анализировать самым тщательным образом, поскольку оно всегда нуждалось бы в доказательствах. Подобно тому, как сороконожка, обладая «самосознанием», не знала бы, с какой ноги начать движение, так и человек в силу сложности и запутанности окружающей его обстановки не мог бы начать действовать. Задача мышления как раз и сводится к тому, чтобы дать возможность приступить к действию на основе осознанной ситуации. Это становится возможным только тогда, когда наиболее вероятная интерпретация какой-либо ситуации побуждает к наиболее эффективному действию.

Подобно тому как вода, стекая вниз по склону горы, прорывает себе все более глубокое русло, так и шаблонное мышление, следуя по пути наивысшей вероятности, постепенно все более увеличивает степень вероятности этого пути. Если шаблонное мышление является наиболее высоковероятстным, то нешаблонное мышление оперирует малыми вероятностями. Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прорыть новое русло, либо перегородить дамбами старое в надежде на то, что вода отыщет новые и значительно более удобные способы протекания. Иногда даже воду реки приходится гнать вверх с помощью насосов. Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент, в результате которого маловероятностный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность. Это как раз тот момент, когда вода, с трудом поднятая насосом наверх, переливается через край и тотчас же начинает течь свободно. Достижение этого момента и есть цель нешаблонного мышления.

Поскольку нешаблонное мышление нацелено на новые идеи, его, по-видимому, следует отнести к творческому мышлению. Творческое мышление является особой разновидностью нешаблонного мышления, охватывающего более широкую область. В одних случаях результаты нешаблонного мышления представляют собой гениальные творения, в других они являются не чем иным, как просто новым взглядом на вещи, и, следовательно, чем-то менее значительным, чем подлинное творчество. В большинстве случаев творческое мышление для своего проявления нуждается в таланте, тогда как нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

В данной книге мы не рассматриваем в качестве примера нешаблонного мышления творческое мышление в сфере искусства, поскольку какая-либо оценка результатов деятельности в области искусства и литературы является весьма субъективной. Гораздо легче показать действенность нешаблонного мышления на примере изобретения любого механического устройства — ведь оно либо работает, либо нет. В этом случае легко установить также и степень эффективности решения той или иной проблемы посредством нешаблонного мышления. Оценка же творческих достижений в области искусства — дело вкуса и моды.

Чем дальше нешаблонное мышление отклоняется от логических законов шаблонного, тем больше оно, казалось бы, приближается к безумию. Быть может, нешаблонное мышление — это просто форма временного и умышленного помешательства? Отличается ли мышление с малыми вероятностями от беспорядочных ассоциаций больного шизофренией? Одной из наиболее характерных особенностей шизофрении является разорванное, порхающее, как мотылек, мышление, которое легко перескакивает с одной мысли на другую. Если кому-либо захотелось отойти на время от очевидного взгляда на вещи, то почему бы не воспользоваться для этого психоделическими наркотиками? Главное отличие нешаблонного мышления от мышления психически больных состоит в том, что при нешаблонном мышлении весь процесс мышления строго контролируется и управляется. Если нешаблонное мышление предпочитает пользоваться хаосом, то это хаос управляемый, а не хаос как следствие отсутствия управления. Наряду с этим логическая способность ума всегда предполагает тщательную разработку и, в конечном счете, оценку новой идеи, когда бы она ни появилась. Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. Неизменно ли у человека умение мыслить или же его способности зависят от его заинтересованности и возможностей их развития? Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, однако при желании любой может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Обычно ортодоксальное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, оно намеренно препятствует их развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных.

Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума. Различные описанные ниже технические приемы приведены для того, чтобы ознакомить читателя с процессом нешаблонного мышления; они вовсе не претендуют на решение всех проблем. Да и не может быть внезапного перехода от веры во всемогущество шаблонного мышления к вере в абсолютную полезность нешаблонного мышления. Нешаблонное мышление — дело знания и практики, а не откровения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Нешаблонное (нестандартное) Мышление в Реальной Жизни

  1. Главная
  2. Статьи

Мы только и слышим вокруг:
«Нужно мыслить нестандартно, широко, выходить за рамки шаблонного мышления».

Но никто толком не говорит, как это сделать.

Дело в том, что человек по другому думать не умеет.
Точнее не сам человек — так работает его мозг, он мыслит шаблонами, а выражаясь по-научному нейронными сетями.

Я на каждой лекции, семинаре или тренинге акцентирую внимание слушателей на этом главном инструменте работы мозга.

На образовании и распаде нейронных сетей строится основная концепция Школы креативного мышления.

Суть её заключается в том, что креативные способности можно и нужно развивать, практикуясь в решении реальных творческих задач.

Другими словами, при креативной работе в мозгу образуются нейронные сети под конкретную задачу. И чем чаще вы выполняете подобные действия тем мощнее становится нейронная сеть.
На этом строится и обучаемость человека определенным навыкам.

Так и образуются в нашей голове мыслительные шаблоны.

С одной стороны, это хорошо, потому что они позволяют быстро добиваться результата в типичных ситуациях, и при выполнении стандартных операций.

Но с другой стороны шаблоны мешают нам генерировать оригинальные идеи.

Но шаблоны шаблонам – рознь.

Те, о которых шла речь выше — полезные рабочие шаблоны, или шаблончики.

Нас интересуют шаблоны глобальные, которые мешают развиваться как отдельному человеку, так и крупным компаниям.

Что касается компаний и бизнеса в целом, то проблема заключается в том, что эти тотальные шаблоны очень заразны и поражают всех членов команды.

Так вот.

Единственная возможность выйти за рамки шаблонного мышления — это старые шаблоны заменить на новые.

И

Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
Альберт Эйнштейн.

Если внимательно изучить успешные компании, то так и происходит их развитие.

Ярчайший пример Apple и Стив Джобс, который заменил старые шаблоны мышления, на новые.
Но эти новые шаблоны не появились неоткуда, он их сначала создал в своем мозгу в виде мощнейших нейронных сетей.

Новаторское лидерство — это ещё одна важная концепция Креативного мозга.

Я не верю в коллективный разум.
Но это тема отдельного разговора.

Заменить старые шаблоны на новые гораздо проще, чем с пустого места создать новые.

Уже анализ действующих догм, установок, правил, «железобетонных путей» приведёт к значительным структурным изменениям в мышлении и оценки ситуации в целом.

Такой подход эффективен, потому что он облегчает работу мозгу.
Мозг видит цель, понимает, что и как нужно делать и начинает создавать новые шаблоны (нейронные сети).

Важный момент.
Чтобы добиться существенного результата нужно поставить цель создать новое, а не внести изменения.

На практике это выглядит так:
  1. Нужно тщательно проанализировать креативную задачу или проблему в бизнесе, разложить всё на составляющие.
  2. Выявить и составить список тех шаблонов, с использованием которых вы пытаетесь или пытались долгое время решить задачу.
  3. Заменить старые шаблоны на новые. Но делать это нужно поэтапно. Если сразу работать со всеми шаблонами очень трудно будет понять какая замена дала эффект.

При замене одних шаблонов на другие нужна определённая творческая смелость и твёрдость в принятии решений.
Мозг всеми силами будет сопротивляться любым нововведениям, да и мозги ваших сослуживцев тут же вступят в борьбу за привычные способы думанья.

Еще один эффективный способ борьбы с шаблонным мышлением человека и коллектива в целом это разработка новых ментальных моделей.
В контексте данной статьи – ментальная модель это мыслительная структура из новых шаблонов, которая создается на время решения задачи или на определенный период деятельности компании.

Разработка и создание ментальных моделей – это тема отдельной статьи и специальной практики.

Изыскивайте шаблоны в своем мышлении и мышлении своих сотрудников и заменяйте их на другие, и креативный прорыв гарантирован.

«Ломать – не строить»
это не про шаблонное мышление.

★ ★ ★

По нешаблонному мышлению я провожу обучающие курсы: лекции, семинары и тренинги

★ ★ ★

Однажды Учитель, показал учениками чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка и спросил:

«Что вы видите?»

Первый ученик: «Точку».

 

Второй: «Черную точку».

 

Третий: «Жирную точку».

Тогда Учитель ответил:
«Вы все увидели только точку и никто не заметил большого белого листа!».

Автор: Евгений Вагнер
КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Взгляните на эти публикации, там много интересного:

kreamozg.ru

как избавиться и мыслить нестандартно?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Шаблонное мышление создаёт препятствия на пути к достижению успеха. Оно не даёт личности раскрыться полностью, и проявить себя. А всё потому, что вместо того, чтобы прислушиваться к себе и своим желаниям, она действует, ориентируясь на желания общества, родителей, друзей, учителей и всех, кто попадается ей на пути. Часто мы даже не замечаем, и даже не в силах отличить, какая идея является навязанной, а какая действительно своя, истинная.

Последствия шаблонного мышления

Признание и принятие, любовь – входят в число естественных потребностей человека. Пусть они не базовые, но достаточно важные. Поэтому нет людей, которым действительно искренне всё равно, ценны они кому-то, или нет. Мы социальны, и без общения, признания можем не только заболеть, но и погибнуть. Вот истоки развития шаблонности. Человек стремиться заслужить внимание, нравиться, пусть не всем, но хотя бы тем людям, которые значимы для него. И тогда он пытается соответствовать их ожиданиям, подстраивается под них и их желания, игнорируя себя.

К примеру, родители могут детям давать послание, даже неосознанно, что те будут любимы, если возьмутся за учёбу и исправят своё поведение. Полюбят суп и полезные овощи. Учителя будут ценить и замечать, выделять, если хорошо будут учиться. Семья будет счастливой и настоящей, если никогда не ссориться… А это возможно, только если люди безразличны друг другу.

В общем, эти установки не только ограничивают в поведении, но и провоцируют развитие конформности. То есть, когда человек боится проявить себя и отстоять своё мнение, особенно, если оно отличается от мнения большинства. Более подробно о конформизме, и о том, как избавиться от страха отвержения, можете узнать, нажав на эту ссылку.

И всё бы ничего, но помимо того, что мир теряет гениев, которые не верят в себя и скрывают свои таланты, шаблонность приводит к неврозу и депрессии. Порой происходит даже расщепление личности, от которой требуют, чтобы, с одной стороны, она была яркой, независимой, с лидерскими задатками, и одновременно с другой – удобной и не раздражающей. Как вы понимаете, это невозможно. Но человек требует от себя, доводя до внутри личностного конфликта.

Рекомендации

Работа над самооценкой

Это поможет стать более устойчивым, чтобы не выпадать в жертвенную позицию. Не обязательно проявлять силу воли и прочее, важно принять себя таким, какой вы есть. Изучить свои черты характера и не требовать невозможного. Окружающие люди потому и интересны, что они разные. Творческие личности кажутся уникальными и особенными. Но наша разница с ними лишь в том, что они отпустили контроль и позволили себе быть естественными, несмотря на осуждение и мнение других.

Ориентация на себя и свои желания очень важна. Так как вашу жизнь никто кроме вас не проживёт. Поэтому работать следует там, где нравится, пусть это и не совпадает с ожиданиями жены или родителей. Отдыхать так, чтобы восстанавливать ресурсы и получать удовольствие, а не поддерживать статус человека с активной позицией, допустим, и каждые выходные загонять себя на вечеринки, тренинги, выставки и прочее.

А чтобы позволить быть таким, какой есть – первым делом следует полюбить себя. Тогда и место под солнцем быстро найдётся. Если не знаете, с чего начать, то можете ознакомиться со статьёй, которая находится здесь.

Ограничения

Видели фильм «Всегда говори да» с Джиммом Керри? Главный герой решил изменить что-то в жизни, потому что депрессия и обыденность настолько поглотили его, что совершенно ничего не радовало. Он просто перестал отказывать, какие бы предложения ему не поступали. И не поверите, но ему не просто удалось привнести драйв, а и добиться успеха.

Мы так кардинально поступать не рекомендуем, мало ли, кому и что взбредет в голову. Но позабыть о таких фразах, как «у меня не получиться», «я этого не могу», «это бессмысленно» — стоит. Ведь главный принцип нестандартности – это поступать не так, как обычно, а по-новому. Психология человека такова, что он способен совершить невозможное, если только верит, что у него все выйдет. Любые ограничения находятся только в нашей голове.

Кругозор

Помните, какими вы были в детстве? Да, дети разные, но большинство любит экспериментировать, ведь иначе как познать мир, помимо задавания нескончаемых вопросов родителям? Именно по этой причине кто-то разбирал радио, машинки, кукол и плюшевых мишек. Чтобы выяснить, как всё там устроено. Потом, вырастая, мы тормозим порывы любознательности, даже в тех местах, где оно требуется.

Если нет желания учиться чему-то новому, или обзаводиться хобби, можно ведь просто отправиться в ресторан, который раньше не посещали. Прогуляться по малознакомому району, если нет возможности поехать хотя бы в соседнюю область на экскурсию. В крайнем случае, просто измените привычный маршрут на работу. Ваш мозг моментально активизируется, а именно это и необходимо, чтобы изменить хоть ненамного стиль мышления.

Расширяйте свой кругозор, так вы всегда будете в тонусе. Согласитесь, не сложно уделить 5 минут в день на познание чего-то нового, верно? Пусть даже это будет всего одно иностранное слово. За год вам удастся при таком минимальном режиме существенно пополнить словарный запас.

Тренировки

Решайте задачки и ребусы, которые направлены на развитие правого полушария мозга. Оно отвечает за нашу творческую часть личности, речь и даже интуицию, способность «разбираться» в людях.

Слушайте классическую музыку, смотрите юмористические передачи, займитесь йогой, в конце концов. Спорт и юмор благоприятно влияют на наши умственные способности, и помогают изменить тип мышления.

Примеры интересных и увлекательных задач вы обнаружите, если перейдёте по этой ссылке.

Совет

Обязательно тренируйте свой мозг, особенно нестандартными задачами. На мой взгляд, с этой задачей лучше всего справиться вот этот сервис. Там вы найдете уйму онлайн тренажеров для развития вашего мозга.

Завершение

Позвольте себе раскрыться, покажите миру таланты, которые обязательно есть у каждого. Просто не каждый способен прислушиваться к собственным желаниям и стремлениям, а также идти вслед за интересом, чтобы реализовываться и творить. Так что, успехов вам и свершений!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.

qvilon.ru

Шаблонное мышление. Шаблонная личность — AUM News

Шаблонная личность толком не замечает реальности, потому что полностью погружена в мир собственных грез о жизни. Это явление еще называют «отождествлением с умом». Шаблонная личность максимально отождествлена с умом, и почти не различает, где фантазии, а где реальность. Шаблонная личность не знает, чего хочет на самом деле, и путает свои устремления с коллективными ожиданиями. 

И тем не менее, шаблонная личность может неплохо ориентироваться в социальном мире, потому что его «правила» базируются как раз на условных шаблонах, которым шаблонная личность склонна следовать без «лишних» вопросов. 

Чаще всего шаблонная личность пребывает в непрерывном напряжении, потому что живет в разрез со своим нутром. Вместо того, чтобы соответствовать своему естеству, шаблонная личность всеми силами старается соответствовать коллективным шаблонам. Причем не важно, будь это социальный коллектив, или какая-нибудь секта, шаблонная личность не слышит себя ни тут, ни там, не видит своего пути, а все время пытается подогнать себя под искусственные мерки коллективного мировоззрения, чтобы соответствовать чужим идеалам. 
 

Когда я говорю о сознательности, речь вовсе не о духовно-просветленных аватарах, свободных от всех концепций. Речь о простых смертных, которые понимают условность стереотипов. 

В каждой стране – своя культура, свои уникальные стереотипы, глядя на которые понимаешь, что все это – действительно одна большая условность. Сознательный человек понимает, что жизнь может быть какой угодно. Мы можем жить так, как сами выберем, как сами захотим. Мы можем жить в любой точке мира и заниматься любым делом. Когда нет привязанности к шаблонам, начинаешь понимать, что каким бы иллюзорным не был выбор, от него в этой жизни зависит практически все. 

Можно подумать, что сознательная личность попросту самоутверждается, упиваясь своей неординарной оригинальностью. Так бывает, но подобное поведение в большей степени свойственно шаблонной личности, ожидающей одобрения от авторитетной для нее аудитории. 

Проще говоря, сознательный человек на самом деле живет так, как хочет, потому что понимает, что не обязан соответствовать чьим-то ожиданиям. Шаблонная же личность не осознает своих желаний, но верит, что хочет тех самых вещей, которые в качестве заветных целей пропагандирует коллектив. 

Если шаблонная личность в своих решениях опирается на локальные стереотипы, навязанные общественным мнением, то сознательная личность ответственность за свою жизнь и свои решения берет на себя. Такой человек не упрощает собственные решения кодексом коллективных шаблонов и ожиданий, а выбирает сам, как ему жить. 

И при таком раскладе может произойти одна очень интересная вещь. Когда исчезает мотив соответствовать общественным идеалам, то есть, когда человек больше не стремится выглядеть хорошим в глазах коллектива и не боится принимать свои решения, может прийти ощущение огромного облегчения, словно, наконец-то закончились бесполезные внутренние мытарства и терзания, и ты выходишь из заточения на свободу, где перед тобой открыто многообразие возможностей. 

Цели могут остаться. Желание выглядеть хорошим в глазах общества может смениться утонченным самоутверждением в собственных глазах. Но постепенно проявляется вкус к жизни свободной от целей. Об этом я уже как-то говорил в статье «Игры для взрослых». Суть этого эффекта в том, что, когда цели как таковые перестают цеплять, внимание возвращается к спонтанной деятельности, которая происходит не ради цели, а ради самого процесса. Иными словами, человек, свободный от шаблонов, способен радоваться не только в будущем при осуществлении намеченных желаний, но уже сейчас – от самого процесса происходящей жизни. 

Шаблонная же личность не замечает процесса, потому что в большей степени загипнотизирована целями, которые подчиняются коллективному одобрению. То есть, чем бы не занимался человек погруженный в стереотипы, он удовлетворяется только по достижению своих целей. Сознательная личность способна получать удовлетворение от процесса, потому что для нее не так важно одобрение коллектива, как возможность заниматься своим делом. 

Если шаблонная личность выбирает стать сознательной, просто попытавшись заниматься «любимыми» делами, она заходит в тупик, потому что любимые дела шаблонной личности при этом продолжают диктоваться стереотипами, и разовые акции личностной трансформации при этом обычно ничего не решают. 

Мы становимся сознательными, когда видим истинные мотивы своих действий, когда перестаем манипулировать, когда учимся видеть и говорить правду, когда сами становимся выражением этой правды, когда сами решаем, как нам жить. Мы становимся сознательными, когда не боимся своих чувств и желаний, и перестаем их прикрывать красивыми, социально одобренными масками. 

Практика созерцательной осознанности при этом не теряет своей ценности, а срабатывает как «буст» – психический усилитель, благодаря которому все жизненные уроки усваиваются интенсивней. 
 

www.aum.news

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *