Строим систему мышления / Хабр
В связи с дискуссией, возникшей в хабратопике, я хотел бы немножко поговорить о системах мышления, свободе и числе 42.
Чего ви пагите?
Топик, в котором возникла дискуссия, показал, что многие айтишники не считают необходимым чтение художественной литературы для формирования личности и умения думать. Считается, что логики, научных знаний и научного метода достаточно, чтобы сформировать цельное и верное мнение об окружающем мире.
Данное мнение, на мой взгляд, ошибочно.
Логика, научный метод и всякое такое
Чем плохи логика, научный метод и знания? Ничем. Но есть, как говорилось в анекдоте, один нюанс. Давайте разберемся, как идет ход мысли — неважно, разрабатывает человек новый проект в Интернете или общается в социуме. Естественно, мы упростим процесс, чтобы не забираться в дебри психологии.
Знания предоставляют основу для выводов. Логика определяет, как не допустить ошибки в суждениях, а научный метод отсеивает чушь, которая смогла проникнуть через барьер логики — например, чайники Рассела. Эмоции вносят корректировки соответственно с душевными устремлениями, например, добавляют концепцию Бога, хотя научный метод и пытается отсеять ее наравне с чайником.
На выходе из этого процесса мы и получаем готовый вывод. Система выглядит так: знания->логика->научный метод->эмоции->выводы.
Чего-то не хватает, не так ли?
Дело в том, что связи между пунктами не являются простыми векторами. Не всегда они односторонни, а доля различных составляющих может отличаться. Кроме того, дополнительное слагаемое — назовем его вдохновением или творческим подходом, определяет, какие элементы мы используем в рассуждении, а какие нет. Вдохновение бессознательно, мы не можем его контролировать и то, что оно нам подсунет — зависит исключительно от нашего подсознания. Оперировать тем, что оно нам не подкинуло в качестве знаний, логики, критериев истинности или эмоций мы не можем.
Именно этот шаблон — связи+критерий вдохновения и можно назвать системой мышления.
Доминанта и все-все-все
«Ну хорошо», — скажете вы. «Я умею думать. Дальше-то что?» Проблема не в умении — даже гопники с семками как-то умеют думать. Проблема даже не в качественном различии систем мышления. Суть именно в том, что от критерия соответствия некоему общему стандарту системы мышления зависит результат мысли.
Все, кто был в какой-то области первым, думали нестандартно. Чем же они отличались от окружающих? Счастливой звездой? Возможно. Но есть и иное объяснение. Тем более, что звезд на всех явно бы не хватило.
Посмотрим, как формируется система мышления любого человека.
Человек родился. Для начала он воспринимает язык — первую из систем мышления. Слова образуют мыслеобразы, структура языка — связи между ними. Жар — горячий. Дождь — идёт.
Важнейшую роль в этом процессе играют родители — сначала как учители языка, впоследствии — как объекты для подражания. Копируя структуру речи, воспринимая рассказы о мире дети пока еще только начинают строить зачатки собственной системы мышления на основе интерпретации полученных данных исходя из собственного, пока ее малого, опыта и эмоционального склада.
Затем возникают детские учреждения и, главное, школа. Школа прививает стандартизированные знания всем, проходящим через нее. Впоследствии подобные функции берут на себя ВУЗы. Индивидуальные системы мышления возникают за счет комбинаций эмоциональных складов и систем мышления, усвоенных их разных источников.
По длительности и мощности воздействия учебные заведения играют лидирующую роль в формировании наших систем мышления. Учебные заведения выполняют главную задачу — с минимальными допустимыми отклонениями доносят до детей и молодежи общепринятый стиль мысли. В дальнейшем и так схоже действующие системы работают по инерции. Средства массовой информации и внутренние механизмы социальных групп помогают этому.
Именно поэтому мы мыслим стандартно. Вернее, не мыслим, поскольку мы запрограммированы на определенные реакции. Помните, жар — горячий, а дождь идёт? Террорист — злодей, врать — нехорошо, похмеляться вредно, но если трубы горят…
На всё есть ответ. Готовый и не подлежащий обдумыванию. Шаблоны заготовлены. Именно поэтому в экстремальной ситуации многие впадают в ступор.
Впрочем, это известно большинству. Покончим с этой доморощенной психологией и перейдем к тому, ради чего всё это и писалось.
Доминирующая в обществе система мышления — доминанта — всегда является стабилизирующим фактором. По определению она консервативна. Даже если она нацелена на движение в данный конкретный исторический момент — это четко направленное, весьма консервативное движение по прямым рельсам на заданной скорости.
В рамках доминанты невозможно придумать ничего нового, поскольку ее задача — иметь заранее готовые ответы на все вопросы. Даже научный процесс в рамках доминанты затруднен — вспомните, как в конце 19го века считалось, что физика «кончилась» как наука и открыто всё? Несколько человек, сумевших взглянуть под другим углом на эту науку и заметить несоответствия, изменили мир и известны всем.
Даже в бытовом отношении доминанта пытается зафиксировать состояние общества. В русском обществе с его поведенческо-мыслительной моделью для стабильности безопасней в школе твердить детям, что Наташа Ростова — положительный персонаж. Хотя, скажем, в рамках мусульманской или средиземноморской доминанты понятно, какие чувства вызвал бы этот персонаж и к каким последствиям привела бы подобная модель поведения в реальной жизни.
Не следует, впрочем, думать, что общая модель мышления плоха, что это «Система», с которой надо бороться, размахивая портками над головой и славя анархию.
Доминанта — данность. Не плохая и не хорошая, способствующая сохранению общества. Однако для творческой деятельности мышление в рамках доминанты не подходит. Тем более, что как мы выяснили, это отсутствие всякого мышления вообще. Лично мне подобное состояние не симпатично.
И что делать будем?
Невозможно просто взять и решить думать по-другому. Получится смешно и в рамках все той же модели. В конце концов, бессознательное играет тут огромную роль.
Но можно попробовать начать думать. В свою очередь процесс мышления вызовет изменения в системе мышления — и мы получим шанс отдалится от стандарта хоть на сколько-то.
Итак, переходим с автоматического режима на осознанный.
Осознание — любимая тема множества «оккультных» писателей. Копий о неё сломано немало, но на самом деле, все не просто. Все еще проще. Вооружимся несколькими простыми принципами для борьбы с шаблонностью мысли.
Вокруг уроки
Множество религиозных и философских течений призывало относится к окружающему миру, как к набору уроков. Возможно, они были не так уж и неправы, если, конечно, мы отбросим оккультную мирюхлюндию.
Суть в следующем — каждое событие, в котором ты участвуешь или о котором слышишь, каждый элемент своего или чужого опыта следует анализировать. Рассмотрим стандартную цепочку реакций. Услышав новость о, предположим, визите зимбабвийского президента в Россию, человек, в зависимости от социальной группы, эмоциональных качеств и личных обстоятельств думает либо «Да хрен с ним», либо «Хорошо», либо «Чертовы негры! Понаехали». Данная реакция в основном зависит от доминанты, от того, к какой части её принадлежит человек. Реакция эта в принципе запрограммированна на уровне вероятностей, так как она может варьироваться из-за конкретного состояния данного человека — наличие личной заинтересованности, настроения и так далее.
Тем не менее, она не намного сложнее ассоциативной цепочки «Жар — горячий».
Анализ позволит взглянуть на проблему под другим углом.
Алгоритм таков:
1) Что я думаю по этому поводу?
2) Не эмоция ли говорит моими устами?
3) Что говорят мне знания и логика?
4) Как насчет критериев истинности?
5) А эмоции и мораль, что они говорят теперь?
6) Насколько отличается мое нынешнее мнение от первоначального?
Однако одного этого для полного избавления от шаблона и выработки собственного мнения может быть недостаточно. Имеет смысл прогнать событие аналогичным образом через несколько альтернативных систем мышления. Откуда их взять? Имеет смысл учить иностранные языки и изучать другие культуры. Иногда мысль, сформулированная на другом языке, преподносит сюрпризы. Но всех языков не выучишь. Вот тут нам на помощь и приходит художественная литература. Естественно, я говорю о литературе, а не о штампованных поделках без мыслей и эмоций.
Читая, мы получаем возможность ознакомиться с внутренним миром множества авторов — с их манерой мышления, логикой, эмоциями. Примеряя их на себя, отбрасывая ненужное и достраивая на основе своего восприятия новые части, мы получаем отличный «строительный материал» для своей структуры мышления. В психологии сумма больше отдельных слагаемых, поскольку от интерпретации зависит очень многое.
Другая причина полезности литературы, и не только ее, но и прочих медийных продуктов — наш жизненный опыт не слишком обширен. Но из внешних источников можно получить большое количество материала для анализа. Чем больше проанализировано — тем отточенней и индивидуальней становится личная система мышления.
Анализируйте постоянно — это того стоит.
Заключение
Я не обещаю, что, попробовав жить осознанно, вы станете Эйнштейном.
Кроме того, я не призываю и следить за своей речью, хотя это тоже невредно. Проанализируйте вышеописанным разговоры — и вы заметите, что в огромном количестве ситуаций ответ либо легко просчитывается («-Как дела? -Нормально!»), либо ничего не значит («-Как фильм? -Фигня, но занятная! -Может, схожу…»)
Я не много сказал о свободе, да и непонятно, что она такое есть. Постоянно жить мысля тоже вредно, автопилот иногда необходим, а то с ума съедешь — многочисленные оккультисты, тронувшиеся в процессе «осознания» тому примером.
И уж совсем ничего я не сказал о числе 42. Но оно точно имеет ко всему этому какое-то отношение, правда?
Принципиальная схема работы типичного мышления / Хабр
https://ibb.co/pLKZNTD ссылка на полную картинку
Вы когда-нибудь задумывались, как вы думаете ? Все мыслительные процессы в нашем мозге можно разделить на блоки, алгоритмы, нейронные сети, но принцип один — есть входные сигналы с сенсоров, есть какая-то схема обработки информации, и наконец, есть выходные нейроны, отвечающие за движение всех мышц и регуляцию организма. Простая схема — вход, функция, выход. Входная информация, это информация из среды. Наше тело так же является средой для информационной функции нашего мозга. Вообще средой можно назвать всё, что даёт информацию мозгу. Мозг получает эту информацию из окружающего нас мира, а так же от сенсоров внутренних органов, а именно об их текущем и прошлом состоянии. Информация поступает постоянным плавным потоком в мозг и хранится в нем какое-то время, что даёт ему возможность взглянуть целиком на график за какой-то последний промежуток времени, а не только исключительно на текущий момент. Что ж, давайте подробно углубимся, куда эта информация поступает и как преобразуется. Я уверен, что эту схему поймёт даже 7 летний ребёнок, и это именно та универсальная формула интеллекта, которой пользуются все высшие организмы на земле.
1. Нормирующий блок
Я буду называть это нормирующим блоком. Это участок нейросети, которым мозг выполняет первичные вычисления. Каждый будущий блок будет являться нейросетью сам по себе, а по этому все они имеют входы и выходы. Так что и этот блок имеет вход в форме простых сигналов из сенсоров организма, определяет их норму и кодирует информацию в форме процентов от нормы. К примеру если мы плотно поели, сигналы желудка дают мозгу информацию о его переполнении. Начинает работать нормирующий блок голода, вычисляющий, что сейчас переполнение желудка 110%, а это на 10% выше нормы. Эта информацию поступает дальше. Если бы мы хотели спать, то датчики организма показывали эту информацию, а н.блок кодировал её в значение например 15%, что на 85% ниже нормы. Вся эта информация попадает в блоки потребностей.
2. Блоки потребностей
Второй слева блок, это нейросеть, получающая информацию в процентном соотношении и преобразующая её в определенный приоритет. Если мы сильно голодны, то сила этого приоритета может доходить до 100%. Мы физически ощущаем эти потребности. Несколько потребностей могут конфликтовать друг с другом. К примеру сон и боль, как на изображении. Недостаток сна может заставлять нас идти спать, но переизбыток боли будет приоритетнее. Выбор остаётся за следующим блоком. Если 2 потребности будут иметь одинаковый приоритет например в 60%, то мы можем затрудняться в нашем выборе, или даже отказаться от обоих пока их приоритет не вырастет ещё сильнее. Прямо как голод ваших персонажей в игре Sims. Блоков потребностей может быть много, каждый из них отвечает за определенную потребность. Эти блоки существуют с нами от рождения, и есть с нами всегда. Потребность воздуха, жажды, пищи, секса, сна, социальных контактов, и много чего ещё. Мы физически чувствуем эти потребности благодаря именно этому блоку ! Дальше интереснее !
3. Блок выбора приоритетного действия
Он работает, когда мы спрашиваем себя «Чего я хочу сейчас ?» Внутренний вопрос в нашей голове возникает внутри этого блока. На входе эта нейросеть имеет приоритетные значения от всех блоков потребностей. Она обрабатывает эту информацию у каждого человека по своему, поэтому все люди имеют разные приоритеты в своей жизни. На выходе эта нейросеть выдаёт приоритетное текущее действие, которое может быть только одно. К примеру как в нашем случае, боль имеет максимальный приоритет, поэтому приоритетным действием будет избавиться от боли. Другой пример, если приоритет голода и сна одинаковый, то нам трудно решить, хотим мы сейчас спать или есть ? И решая этот вопрос, мы переходим к следующему блоку!
4. Блок концепции действий
Работает, когда мы думаем «Как мне этого достичь ?»
Его вход — это определенное действие в самой высшей концептуальной форме. Вроде «поесть», «поспать», «почесаться». Дальше это большое концептуальное действие силами этого блока раскладывается на поддействия, которые уже могут выполняться непосредственно физически. Вот допустим мы не ели уже 10 часов. Статус голода 10%. Приоритет голода 90%. На вопрос чего я хочу сейчас ? Мы отвечаем — есть. Значит приоритетным действием будет найти еду. И тут уже мы в голове сначала раскладываем этот процесс на поддействия вроде встать, пойти в холодильник, поискать еду там, или сходить в магазин. Поддействия это последнее, что мы можем осознать в своей голове. Дальше они выполняются двигательной корой.
5. Двигательная кора
Эта нейросеть получает сигналы к действию и непосредственно их выполняет. Результат действия этой сети воспринимается нами как какое-то движение телом. Мы можем долго размышлять о том, хотим ли мы встать или нет. Но как только мы точно решили встать, то двигательная кора получает вполне конкретный сигнал к действию и преобразует его в движения мышц тела.
Важно отметить, что двигательная кора так же непосредственно связана с сенсорной системой, и опирается на неё. Почему ? Потому что выполняя действия, мы в основном используем наше зрение, слух и осязание. Эта информация плюс запрос на действие из предыдущего блока дают нам четкое выполнение действия в среде. Если воздействие на среду привело к тому, что нормирующий блок (1) принял нормальное значение около 100%, то такое действие закрепляется системой подкрепления, это и есть обратная связь среды на агента. Из википедии «Система вознаграждения наряду с системой наказаний играет основную роль в механизмах закрепления поведения. »
Для реализации системы подкрепления достаточно эмулировать центр удовольствия, который являлся бы нейронной сетью, на вход которого сигналы в виде % от нормирующего блока(1). В случае изменения входных значений в более благоприятные значения для организма, центр удовольствия вырабатывает сигналы закрепления. Эти сигналы как функция влияют на всю нейросеть мозга, закрепляя последние выполненные действия. По тому же принципу можно создать центр наказания, который был бы реализован как обратное или отрицательное подкрепление. Самый простой пример — выполнил действие которое привело к получению боли — сработал центр наказания, значит последнее действие, выполненное до этого, больше не будет выполняться или его приоритет сильно упадёт.
Вывод
Реализовав подобную схему в виртуальном пространстве, можно эмулировать действительно сознательно существо в его низшей степени осознания, которое не просто будет делать вид что чувствует, но действительно будет считать, будто бы оно чувствует. Возможно в это сложно поверить, но это не намного сложнее, чем осознание того факта, что ящерица тоже личность. Нам так трудно представить себе, каково это быть ящерицей, так что же нам до виртуального существа, в сознание которого большинство людей вообще не поверит. Но факт остаётся фактом, что сознание ящерицы это лишь информация бегающая по обычным бессознательным атомам мозга. Ящерица не задумывается о смысле жизни. Она не думает сколько ей детей завести. Она просто выполняет команды, запрограммированные в её нейросети, а решения которые мозг принимает, это не мифическая свобода воли. Это конкретные расчёты биологического компьютера из мясных нейронов. В нашем случае мы эмулируем аналогичную информацию в атомах электронного компьютера, но носитель информации совершенно не важен в этом случае. Важно лишь уравнение:
…среда -> вход -> функция сознания -> выход -> среда…
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, СХЕМА И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Давайте кратко повторим, что мы узнали из этой серии статей о критическом мышлении. Мы определили ряд навыков, необходимых для критического мышления:
- Логическое мышление
- Нелинейное или латеральное мышление
- Рассуждение
- Принятие изменений
- Самосознание и когнитивное искажение
- Перспективы и объективность
- Различие между фактами и ценностями
- Использование операторов if-then
- Решение проблем
- Использование наших инстинктов
- Оценка информации и оценка вариантов
- Подведение итогов
Как нам включить этот список в нашу жизнь? Во-первых, мы признаем, что эти навыки требуют практики. Много всего. Чем больше мы практикуемся, тем проще и автоматичнее будет процесс.
Я уже говорил это раньше, но не могу не подчеркнуть, насколько важно быть любознательным. Любопытство к миру и задавание содержательных вопросов невозможно переоценить.
Одна вещь, которую я всегда находил полезной в этом процессе, это разработка рутины. Я бы рекомендовал размышлять о каждом дне как части нашего ночного ритуала. Лежа в постели, вспомни. Узнали ли мы что-нибудь новое в этот день? И особенно, сделали ли мы какие-то новые ошибки? Прямо здесь у нас есть возможность для роста, если мы будем мыслить критически.
Теперь, когда мы обрисовали в общих чертах, что такое критическое мышление, и как его использовать и внедрить в распорядок дня, мы можем использовать наши навыки критического мышления для составления плана действий. План действий может касаться чего угодно — нашей карьеры, здоровья, семьи или личных финансов.
Допустим, наш план действий касается руководства нашей компанией и наших целей на 2022 год. Предположим, что в этом упражнении наша главная цель — повысить вовлеченность и производительность сотрудников.
Сначала мы создаем схему. Схема — это мысленный план или структурированная структура любого данного понятия. Возможно, основные строительные блоки нашей существующей схемы упорядочивают сотрудников в виде иерархической пирамиды с руководством наверху. В этой структуре явно лидерство ценится выше, поскольку оно находится «выше» в схеме.
Но критическое мышление говорит нам, что мы можем создать новую схему, чтобы рассматривать отношения по-другому, возможно, с руководством компании и сотрудниками компании как с двумя сторонами одной медали. Другими словами, не имеет значения, на какую сторону падает монета… ценность монеты не меняется. Эта новая схема меняет значение, придаваемое персоналу компании.
Добавьте к этой схеме некоторые новые концептуальные структуры, которые нам подсказывает критическое мышление, такие как проблемы отрасли, политический климат, экономика, пандемия… и начните создавать сеть взаимосвязей. Как эксперты в нашей компании, мы можем организовать разрозненные знания в более крупную схему понимания.
Внезапно такие понятия, как удовлетворенность работой, приверженность организации, корпоративная культура, миссия и ценности, приобретают новый смысл с новыми возможностями для действий.
Преобразование нашей схемы позволяет нам самим стать трансформирующими лидерами, вдохновляя и мотивируя наших сотрудников и приумножая успех наших компаний, а также то добро, которое мы можем сделать в наших сообществах.
В этом мире экономической неопределенности, политической раздробленности и непрекращающихся глобальных кризисов в области здравоохранения и безопасности как никогда важно использовать критическое мышление при управлении нашим бизнесом и нашей жизнью.
В качестве последней мысли я хотел бы добавить: слова имеют силу, а составление правильных слов вместе — еще один необходимый навык. Давайте завершим эту серию, выделив несколько моих любимых цитат о критическом мышлении:
«Слова — это колышки, на которые можно навешивать идеи». – Генри Уорд Бичер
«Хорошие спрашивающие – хорошие мыслители». — Элисон Кинг
«Всякое восприятие — это тоже мышление, все рассуждения — это тоже интуиция, все наблюдения — тоже изобретения». – Рудольф Арнхейм
Автор: доктор Джим Уайт.
Вы читали?
# Лучшие генеральные директора мира 2022 года.
# Лучшие программы получения гражданства по инвестиционным программам, 2022 год.
# Лучшие программы проживания по инвестиционным программам, 2022 год.
# Глобальный рейтинг паспортов, 2022 год. , 2022).
Следите за последними новостями В прямом эфире журнала CEOWORLD получайте последние новости из США и всего мира.
Высказанные мнения принадлежат автору и не обязательно совпадают с мнением журнала CEOWORLD.
Следите за заголовками журнала CEOWORLD по адресу: Новости Google, LinkedIn, Twitter и Facebook.
Спасибо за поддержку нашей журналистики. Подпишитесь здесь.
По вопросам СМИ обращайтесь по адресу: [email protected]
Теги :Председатель ИнсайдерПредседатель Совета ИнсайдерГлавный академический директор ИнсайдерГлавный директор по доступности ИнсайдерГлавный бухгалтер ИнсайдерГлавный административный директор ИнсайдерГлавный аналитик ИнсайдерГлавный аудитор ИнсайдерГлавный специалист по бренду ИнсайдерГлавный директор по развитию бизнеса Инсайдер
твит
Программа «Здоровое мышление» | Сеть инноваций в области психического здоровья
Краткий обзор инноваций
Перинатальная депрессия является приоритетом общественного здравоохранения, связанным с высокой распространенностью и плохим развитием детей. В странах с высоким уровнем дохода (HIC) общая стоимость перинатальной депрессии в течение жизни оценивается более чем в 100 000 долларов США на одну женщину с этим заболеванием, при этом большая часть затрат связана с неблагоприятным воздействием на детей. 1 В странах с низким уровнем дохода (СНД), где перинатальная депрессия затрагивает каждую пятую женщину и, в отличие от ВВД, независимо связана с недостаточностью питания младенцев, относительное воздействие, вероятно, будет больше.
Программа «Здоровое мышление» (THP) была направлена на снижение перинатальной депрессии в неблагополучных социально-экономических условиях и улучшение состояния здоровья их детей посредством адаптации и интеграции когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) в рутинную работу местных медицинских работников.
Начиная с беременности и до года после рождения, участники получили 16 сеансов доказательной «разговорной терапии». Сеансы сочетали терапию с мероприятиями по улучшению материнского благополучия, взаимодействию матери и ребенка и социальной поддержке матерей.
Краткий обзор воздействия
- Вмешательство было оценено в ходе одного из крупнейших рандомизированных исследований психологических вмешательств, проводимых в развивающихся странах.
- В сельском пакистанском населении с населением 1,2 миллиона около 4000 беременных женщин прошли скрининг для выявления 903 случаев перинатальной депрессии.
- В партнерстве со службами первичной медико-санитарной помощи 42 работника общественного здравоохранения прошли обучение проведению THP.
- Вмешательство стоило менее 10 долларов США на женщину в год и привело к выздоровлению у 3 из каждых 4 пролеченных женщин.
» Программа «Здоровое мышление» была успешно опробована в различных условиях по всей Южной Азии и была принята Всемирной организацией здравоохранения для глобального распространения. Все заинтересованные стороны готовы оказать помощь в расширении масштабов этого вмешательства для снижения страдания миллионов женщин по всему миру.
»
— Профессор Атиф Рахман, Программа здорового мышления
Подробная информация об инновациях
Программа Thinking Healthy Program (THP) представляет собой ручное вмешательство, которое можно включить в рутинную работу местных медицинских работников. Он включает в себя когнитивные и поведенческие методы, такие как активное слушание, сотрудничество с семьей и не угрожающее исследование представлений семьи о здоровье; это достигается за счет оспаривания убеждений и, при необходимости, предложения заменителей некоторых из них посредством альтернативной информации.
Начиная с беременности и до года после рождения, участники получили 16 сеансов доказательной «разговорной терапии». Сеансы сочетали терапию с мероприятиями по улучшению материнского благополучия, взаимодействию матери и ребенка и социальной поддержке матерей. Он также использует межсессионные практические занятия. Он предназначен для включения в существующие программы посещения на дому по охране здоровья матери и ребенка.
Обучение и надзор за общественными работниками здравоохранения
Обучение общественных или непрофессиональных медицинских работников является кратким (5-7 дней) и может проводиться неспециалистами, имеющими некоторый опыт использования THP в своей работе. Была разработана каскадная модель супервизии и мониторинга, при которой специалист курирует несколько инструкторов-неспециалистов по скайпу, а инструкторы-неспециалисты передают это обучение неспециалистам.
Мы разработали приложение для проведения обучения с помощью планшета, чтобы помочь в расширении масштабов THP и его использовании в областях, где обычное обучение проводить сложно, например, в районах, затронутых гуманитарным кризисом. (См. инновационную программу Thinking Healthy Program – Technology Assisted).
Ключевые факторы
- Участие районного управления здравоохранения и программы общинных медицинских работников
- Принятие сообществом
- Принятие ВОЗ для глобального распространения
Проблемы
Команда программы «Здоровое мышление» разрабатывает дальнейшие инновации для устранения препятствий на пути расширения этого вмешательства. К ним относятся:
Задача 1: Качественное обучение в масштабе
Решение 1: Обучение с помощью технологий
Благодаря поддержке Grand Challenges Canada мы разработали и тестируем приложение для планшетов с поддержкой технологий (THP-TA), с помощью которого обучение может проводить неспециалист с минимальным опытом психического здоровья .
Проблема 2: Перегруженные системы здравоохранения
Решение 2: Передача THP от матери к матери
При поддержке Национального института психического здоровья мы разработали программу «Здоровое мышление» — «Равный-равному» (THPP).
Задача 3: Выявление депрессивных матерей
Решение 3: Выявление с помощью технологий
Благодаря поддержке Grand Challenges Canada мы разработали простую интерактивную систему голосового ответа, которая позволяет женщинам использовать бесплатный автоматическая оценка с использованием двух вопросов может позволить провести их скрининг для дальнейшей оценки или лечения. (См. инновационную программу «Здоровое мышление» – с помощью технологий).
Задача 4: Интеграция с другими программами охраны здоровья матери и ребенка для всеобщего охвата
Решение: При поддержке Wellcome Trust мы разработали упрощенную версию THP для всех женщин с высоким риском депрессии и живущих в плохих условиях (Программа Thinking Healthy Program – Universal), которую можно включить в любую программу через 1,5 дня. дополнительного обучения.
Продолжение
Программа «Здоровое мышление» была успешно реализована в трех регионах Южной Азии (Пакистан (включая Карачи), Индию, Бангладеш), а также во Вьетнаме, Нигерии и Боливии.
Он был принят Всемирной организацией здравоохранения в рамках их флагманской программы действий GAP в области психического здоровья.
Вмешательство было адаптировано для проведения в различных форматах, например, с помощью технологий, через равных и интегрировано во всеобщие программы охраны здоровья матери и ребенка.
Партнеры
- Фонд исследований человеческого развития (HDRF) (Пакистан)
- Институт психиатрии, Равалпинди (Пакистан)
- Ливерпульский университет (Великобритания)
Спонсоры
- Wellcome Trust (Великобритания)
Методы оценки
Вмешательство оценивалось в ходе крупнейшего на сегодняшний день кластерного рандомизированного контролируемого исследования психологического вмешательства при перинатальной депрессии в развивающихся странах.
Вмешательство также было опробовано в Индии, Бангладеш, городских районах Пакистана (Карачи), Вьетнаме, Нигерии и Боливии.
Стоимость внедрения
- Общая стоимость реализации программы «Здоровое мышление»: 162 000 долларов США за 4 года
- Анализ затрат не проводился, но стоимость лечения составляет менее 10 долларов США на женщину при использовании каскадной модели обучения и супервизии.
Сведения о воздействии
Из 1,2 миллиона населения около 4000 беременных женщин прошли скрининг для выявления 903 случаев перинатальной депрессии. В партнерстве со службами первичной медико-санитарной помощи 42 работника общественного здравоохранения прошли обучение по оказанию THP. Половина из них получила THP, а оставшаяся часть получила расширенную обычную помощь (EUC), состоящую из равного количества поддерживающих и санитарно-просветительских занятий, проводимых местными медицинскими работниками. THP превосходил усиленный обычный уход на 30%, что приводило к выздоровлению матерей с наиболее тяжелой депрессией и улучшению здоровья их младенцев. Женщины оставались здоровыми через год после лечения.
Другие преимущества THP включают:
- У матерей было меньше инвалидности и улучшилось функционирование в повседневной жизни
- У матерей увеличилась воспринимаемая социальная поддержка
- Матери (и отцы) проводили больше времени, играя с младенцем
- У младенцев было меньше эпизодов диареи, и они с большей вероятностью были иммунизированы
- Матери чаще использовали противозачаточные средства после лечения
Ссылки
|