Схематизация в психологии это: Механизмы воображения

Схематизация

Конструирование социального мира

352

нашей культуре. Понятно, что птиц бывает великое множество и они весьма различны по своим особенностям, но знание прототипа сразу же позволяет определить существенные особенностикатегориииупорядоченнодифференцироватьоцениваемыеобъектынаотносящиесяинеотносящиесякней.

Категоризируя новые образцы или примеры люди часто используют не прототипы, а конкретные образцы или экземпляры, доступные им. В частности, именно эта особенность послужила основанием для дискуссий по поводу приоритетности прототипизации или экземпляризации в социальном познании. Например, Бревер (Brewer, 1988) утверждает, что люди становятся более знакомыми с категорией при изменении прототипической репрезентации на экземплярную. На уровне здравого смысла это и понятно – оперирование усредненной абстракцией при оценке категории довольно сложная задача, гораздо проще ее понять посредством нахождения репрезентирующего ее экземпляра.

В то же время Джадд и Парк (Judd, Park, 1988) утверждают, что люди используют и прототипы и экземпляры для определения групповой принадлежности, но толькоэкземпляры дляопределения аутгруппы (чужих, не принадлежащих к своей группе). Тем не менее, дискуссии поданнойпроблемевсеещедалекиотзавершения.

При всех перечисленных оговорках использование прототипизации достаточно широко распространено в практике социального познания. Нами сформулирована гипотеза о том, что прототип выступает в качестве ведущего при первичной оценке объекта, общей ориентировке в происходящем, экземпляры же или конкретные образцы включаются в познавательный процесс при углубленной ориентировке или недостаточности представленной впрототипеинформации длярешенияпоставленной задачи. Причем, если привлечение экземпляра автоматизировано, т.е. носит алгоритмизированный характер, то прототип, преждевсего, выполняеториентировочнуюфункцию.

По мере категоризации личности, события или ситуации в процесс социализации включается схематизация – нахождение в опыте соответствующей схемы. Наиболее часто встречающеесяопределениесхемы– знанияопонятияхилитипахстимулов, включающие их атрибуты и отношения между ними (Fiske, Taylor, 1991). Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, аттитюдов, предоставляющих возможность быстрогораспознанияобъектовпри наличииограниченных информационныхресурсов. В наиболееобщемвидеонипредставляютсобойнекоторые, основанныенаиндивидуальном опыте обобщенные представления в отношении объектов и ситуаций, применяемые к их быстрой оценке и прогнозированию возможного развития отношений. Когнитивные схемы организуют репрезентации людей по отношению конкретных аспектов их окружения, создают основания для ориентации и избрания оптимальной стратегии обращения. Схемы очень сходны с прототипами и часто используются взаимозаменяемо (Hogg, Vaughan, 1995: 54).

Наиболееизвестнымиработамипопроблемесхематическойрепрезентацииявляют-

сяработыBartlett (1932), Bruner (1957), Anderson, Pichert (1978). Схематическиемеханизмы в социальной психологии рассматривались в работах Markus, Zajonk (1985), Fiske, Taylor (1991), Wyer, Carlston (1994).

Схематизация

353

Жизненная эмпирия показывает что, сталкиваясь с ситуацией или конкретным объектом, человек уже обладает некой схематизированной структурой представлений об объекте, ситуацииивозможнойлогикеразвитиясобытий. Болеетого, дажеприочевиднойдля других неадекватности избранной схемы он упорно придерживается ее. Причем, человек буквально напичкан самыми разнообразными схемами, составляющими его алгоритмический оценочный и поведенческий багаж. Как отмечают Лейенс и Дарденн (1996: 116-117), люди не снабжены всеми необходимыми атрибутами на каждый день. Первое, каждый объект, а точнее представления о нем обладают элементом неопределенности, заполняемой наличными информационными ресурсами, представленными в имеющихся схемах. Второе, рядсхеммогутобъединятьсядругсдругомвсемантическиесети. Чемболееблизки схемы друг по отношению к другу, тем более вероятна их одновременная активация, предоставляющая полезную информацию.

Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, фиксируемые в опыте в виде схем люди получают дополнительныересурсыоптимальногофункционирования. Последующая проверка правильностиданнойсхемыприводиткувеличениювероятностиеебудущеговоспроизведения.

Различаютследующиетипысхем: схемыличности; ролевыесхемы; скрипты; схемы свободногосодержания; схемысамости.

Схемы личности – индивидуализированные структуры знаний о конкретных людях и их особенностях. По существу по отношению к любому знакомому, да и не знакомому человеку формируется некая имплицитная теория личности, которая представлена в опыте в виде схемы, отражающей субъективно наиболее существенные или значимые характеристики. Встречаясь с человеком, в большинстве случаев мы не осуществляем его детальное изучение, а как бы осуществляем поиск наиболее пригодной схемы и выступающей в дальнейшем в качестве ориентира для развития взаимоотношений. Причем, детальность схемы вомногом определяется степенью знакомства с человеком, его типичностиит.

п.

В большинстве исследований схемы личности выводятся как прототипы черт, причем черт, наиболее характерных. Собственно говоря, в данном случае можно говорить о тех существенных чертах личности, которые входят в ее формулируемую имплицитную теорию. В целом, подобное схематизированное представление позволяет нам, во-первых, получить информацию о том, какого типа человек перед нами и, во-вторых, антиципировать природу и перспективы предстоящего взаимодействия. Кантор и Мишел (Cantor, Mischel, 1977, 1979), утверждаютчточертыличностивданномслучаевыступаюткакконцептуальные прототипы, используемыевпроцессепереработкиинформацииодругихлюдях.

Ролевые схемы – структуры знаний о требованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям. Каждый из нас обладает представлениями о том, что должен делать, каким должен быть человека, занимающий определенную позицию в обществе, т.е. выполняющий соответствующую социальную роль. Эти представления могут варьироваться от человека к человеку, от ситуации к ситуации, но, тем не менее, они определяют наши ожидания. А ожидания, в свою очередь, формируют своеобразную предуготованностькопределенногородаоценкамиинтерпретациям.

Скрипты(схемыситуаций) – структурызнаний обопределенных событиях. Вслучае скриптов речь идет о зафиксированных в опыте человека представлениях о том, что

Конструирование социального мира

354

представляют определенного рода ситуации и чего можно ожидать от них, как вести себя. Примерами такого рода ситуаций являются посещение чиновника, встреча с педагогом, вечеринка, спортивноемероприятие, свиданиеисотнидругих. Главноезаключаетсявтом, что планируя встречу с такого рода ситуацией мы антиципируем ее и развитие событий в ней. Причем, сталкиваясьснейнепосредственноснейцеликомполагаемсянаимеющийся скрипт, невсегдасразузамечаяегорассогласованиесреальностью.

Шенк и Абельсон (Schank, Abelson, 1977), утверждают, что понимание поведения человека в определенных ситуациях с позиции здравого смысла характеризуется огромным репертуаром неосознаваемых знаний и обобщений – своего рода поведенческой прагматики, ориентирующей нас в повседневной жизни.

Эти обобщения по поводу самых разнообразных событий в жизни складируются в структурах памяти и при появлении такого рода необходимости воспроизводятся в качестве готового ориентировочного шаблона, создающего возможность быстройориентировке вситуации, безеескрупулезногоизучения.

Тем не менее, скрипты и планы представляют собой не просто стеретипизированные последовательности событий, они включают еще и представления интенциях и целях людей. Целеориентированное знание формирует то необходимое основание, на котором и строитсяпроцесспониманияповедениявконкретнойситуации.

Схемысвободногосодержания– содержатограниченныйнаборправилобработки информации, способствующий ориентироваться и принимать решения в ситуациях, не имеющих аналогов вжизненном опыте. Примером являются правила формальной логики. Попадая в совершенно незнакомый город, встречаясь с неизвестными людьми, мы, тем не менее, не теряемся, а используем некоторый набор универсальных правил поведения в ситуации неизвестности, который и помогает в определенных рамках ориентироваться в ней.

Схемы самости– охватывают значимые аспекты представлений людей о самих себе, крайности в самохарактеристиках, часто выражающие противопоставление себя другим. Люди обладают большим числом схем самости, определяющих своеобразие отношения к поступающей информации. Подчеркиваю, что у каждого человека может быть достаточно большое количество схем самости, включаемых в соответствующих ситуациях и определяющих как самоотношение, так и поведение в них. Хейзель Маркус (Markus) описывает схемы самости как «когнитивные генерализации о самости, основанные на предшествующем опыте, организующие и направляющие информацию, относящуюся к самости, содержащуюсявиндивидуальномчеловеческомопыте» (1977: 64).

Схема охватывает определенное измерение, отражающее какую-либо наиболее ха- рактернуючертуилиособенностьЯ-концепции. Например, центральнойсхемойдлясамости может выступать закомплексованность по поводу какой-либо детали внешности. Если человек комплексует в отношении собственной курносости, то он может нарисовать себе трагическую картину жизни связанную со всеми последующими невзгодами.

Более того, любой нейтральный взгляд всобственный адрес может бытьинтерпретирован как очередное подтверждение своей ущербности. В целом, схемы самости описываются как хорошо разработанныеструктуры, связанныеснаиболеевыраженнымииустойчивымихарактеристиками личности и поведения. Ее отличительный признак — статичность и трудная изменяемость.

Схематизация

355

Внутренняя организация схем. В соответствии с уже упоминавшимися работами Rosch по категориям естественных объектов, схемы так же рассматриваются как иерархически структурированные от более абстрактных и общих категорий информации в вершине структурной пирамиды к более частным и специализированным категориям внизу. Это позволяет личности двигаться от более конкретных образцов к более общим уровням выведения. Таким образом, информация может обрабатываться на различных уровнях абстракции по мере продвижения по структуре схем. Различные схемы могут так же иерархически связаны друг с другом, образуя межсхемные иерархии, в которых более высокоупорядоченныесхемысоотносятсясболееконкретными, низкоупорядоченными.

Тем не менее, строго иерархическая организация информации не является единственным способом структурирования социальной информации. Могут использоваться упрощенно линейные или сложные сплетения ассоциаций. Организующие элементы схем показывают способы организации индивидом информации о конкретных социальных областях. Вчастности, ТейлориКрокер(Tailor, Crocker, 1981), показалипредпочтительность использования сбалансированной организации структур для межличностных взаимоотношенийилинейныхструктурдлясхем, вкоторыхпреобладаютотношениядоминирования. Схемы социальных событий или скрипты состоят из сценических действий, организованных во временной последовательности. Этавременнаяпоследовательностьотражаетцелеориентированнуюприродуповеденияпредставленнуювсхемесобытия.

По отношению к организации схем в современной социальной психологии представлено два общих подхода – схематический и экземплярный. Первый, основанный на когнитивныхмоделяхпамятиможетбытьсведенкследующимосновнымположениям:

1. Основополагающий вывод о особенностях репрезентации: схема представляет структурную единицу знания о некотором объекте или понятии. Схемы репрезентируют абстрактные или обобщенные знания, противопоставляясь детализированномузнаниюобэпизоде, связанномусконкретнымвременемиконтекстом

(Fiske, Taylor, 1991; Markus, Zajonk, 1985).

2.Активация: схема может быть активирована эксплицитными размышлениями о вопросеилистолкновением ссоответствующейинформацией. Активациясхемы делаетдоступнымвсеструктурированноезнание, содержащеесявней.

3.Уровень доступности: схема может быть активирована и использоваться в той степени, в которой она доступна. Доступность определяется недавностью и частотойиспользования.

4.Независимость единиц: схемы представляют собой независимые единицы. Соответственно, еслиоднасхемастановитсяактивной, этонеобязательноприводит киспользованиюдругой, связаннойснейсхемы.

5.Интерпретативное влияние схемы: схемы влияют на интерпретацию воспринимаемых стимулов. Это означает, что схема влияет на интерпретацию неопределенной или недоступной информации. Схема, соответствующая интерпретации стимула, может быть раскодирована из памяти подобно ситуации присутствия стимула.

6.Влияние схемы на концентрацию внимания: в зависимости от обстоятельств ак-

тивированнаясхеманаправляетвнимание, иногданасоответствующую, аиногда нанеожиданнуюилинесоответствующуюинформацию.

Конструирование социального мира

356

7.Восстановительная сигнально-реконструктивная функция схем: схемы также могут влиять на восстановление и принятие решений, основанных на памяти. Схема может выступать в качестве источников сигналов, способствующих воспроизведениюсоответствующейсхемеинформации. Онаможеттакжеслужитьв качестверуководствавотношениидогадокиреконструкциивслучаенеудачных попыток интерпретации неопределенных результатов (Приводится по: Smith

E.R., Queller S., 2003, с. 7-8).

Различные теоретические выводы о схематических механизмах варьируются в определенныхаспектах:

1.Считается, чтосхемырепрезентируютинформациюонаиболеетипичныххарактеристиках определенных понятий, например, посещении ресторана или врача. Тем не менее, в некоторых случаях, делаются выводы о том, что схемы репрезентируют общие правила выведения, независимые от конкретной содержательнойобласти(например, теориябалансаHeider можетбытьописанакаксхема).

2.Существует варьирование в моделировании путей доступа к схемам, включая модели складирования, батарей и синапсические модели (Wyer, Srull, 1989; Higgins, 1996).

Как альтернатива схематическому подходу, основанному на абстрактном процессе переработкиинформацииразвиваетсяболее«жизненноприземленный» сточкизренияего представителей, экземплярный подход. Экземплярные репрезентации основываются на экземплярных моделях категоризации, описание которых представлено в работах Medin и Schaffer (1978). Данные модели преуменьшают роль абстракций (таких как обобщения о средних характеристиках категорий) и, наоборот, подчеркивают роль специфического опыта. В несоциальном познании наиболее известные работы включают Brooks (1978), Jacoby, brooks (1984), Whittsella (1987), а в социальной психологии – Lewicki (1985), Smith (1988, 1990), Linville, Fischer, Salovey (1989). Экземплярные механизмы основываются на рядеосновныхидей:

1.Основополагающий вывод о репрезентации: репрезентации записывают инфор-

мацию о специфических стимулах или жизненном опыте, а не об абстрактных обобщениях. Такие репрезентации могут конструироваться на основе соответствующего действительности восприятиях стимульных объектов, выводов о них, воображении, вторичныхобсужденияхит.п.

2.Репрезентации фиксируют будущие воспроизведения: репрезентации специфи-

ческих стимулов фиксирует паттерны будущих воспроизведений. Такие репрезентации поддерживают наблюдательную чувствительность людей к установлению взаимосвязей с характеристиками категорий (например, они знают о том, что небольшие птицы более склонны к пению, чем большие; Malt, Smith, 1984). Наоборот, схемы должны содержать только информацию о типичных характеристиках (например, что птицы обычно маленькие и они обычно поют), а не о будущейвоспроизводимости.

3.Активацияэкземпляровповторяющимисясигналами: воспроизводимыесигналы

(самогенерируемые или внешние по происхождению) активируют все запечатленные экземпляры параллельно. Каждый экземпляр активируется в той степени, в которой он сходен с воспроизводимым сигналом. Активация не синони-

Схематизация

357

мична воспроизведению, анаоборот делаетактивированныеэкземплярыдоступными для влияния на принятие решений или формирования впечатления (Hintzman, 1986).

4.Параллельный непосредственный подсчет: когда новый стимул должен быть оценен, категоризирован, или должно бытьпринято решениео нем, осуществляетсясравнениемногихпараллельноактивированныхэкземпляров. Сходно, когда требуются обобщения о типе стимулов они просчитываются посредством активациивсехэкземпляровбанноготипаиихсуммирование.

5.Влияние на интерпретацию, внимание и принятие решения: влияние активиро-

ванной массы экземпляров осуществляется сходным образом с атрибутированием схемами. Это означает, чтоактивируемые экземпляры оказывают влияние на интерпретацию, внимание, воспроизведение иреконструкцию на предсознатель-

номуровне(Приводитсяпо: Smith E.R., Queller S., 2003, с. 8-9).

Представители экземплярного подхода различаются в выводах о том, где сохраняютсяэкземпляры, атакжегдесохраняютсяабстракциииэкземпляры.

Такимобразом, способорганизациисхемзависитотееподхода, содержания, уровня знанийличностииуместностипоотношениюкконкретномусодержанию.

Использование схем. Люди, ситуации и события могут обладать различными характеристиками, не всегда очевидными для выбора в качестве оснований для категоризации, а следовательно для выбора соответствующей схемы. Общая характеристикаособенностейосуществлениявыборатойилиинойсхемыи детерминант этоговыбора представлена на рисунке Х.Х. Как видно на выборе схемы может отразиться довольно большое количество условий и факторов. Например, конкретный человек может быть белорусом, женщиной католического вероисповедания из гродненской области, остроумной, хорошо начитанной, не очень спортивной и работающей инженером. Что будет детерминировать основаниявыборадляеекатегоризацииивыборасоответствующейсхемы?

В процессе выбора схем люди исходно предпочитают принятие скорее субтипов, нежели уровня представленности в иерархии, а также более предпочтительное принятие стереотипов и социальных ролей по сравнению со схемами черт (Augoustinos, Walker, 1996). Предпочтение может отдаваться так же более легко идентифицируемым и активизируемымсхемам, основывающимсянаиндивидуальнозначимыхиндикаторах, например, цвету кожи, одежде, привлекательности, контекстуальной отличаемости (единственная женщина в компании мужчин) и т.п. большую роль играет привычность использования схем к оценке человека (Hogg, Vaughan, 1995: 57). Причем, чем чаще схема используется, тем более верифицированной она субъективно воспринимается, формируя иллюзию валидности. Примером такогородаригидностииспользования схем часто является практика людей, работающих в системе человек – человек в течении многих лет, в частности, педагогов. Опытработысомногимиклассамииученикамиприводитктипизациипоследнихи последующейсхематизации, покрайнеймере, наиболеевыделяющихся. Впоследствииже выработавшаяся схема начинает оказывать медвежью услугу педагогу, т.к. у него формируется представление о том, что он уже представляет, какое развитие взаимоотношений с данным учеником его ждет. Сформировав схему личности, учитель, одновременно, формирует у себя интерпретационный фрейм (Yanchuk, 1998), задающий тенденциозность в интерпретации наблюдаемого. Наконец, люди проявляют склонность к использованию

Конструирование социального мира

358

соответствующих состоянию схем (Erber, 1991) и схем, основывающихся скорее на предшествующей, нежелинапоследнейинформации.

Схема № Х.Х. Некоторые основные детерминанты, влияющие на выбор схем.

Цена ошибки

•Зависимость от результата

•Зависимость от результата

 

 

 

 

 

Обычно используемые схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субтипы

 

Цена нерешительности

Прототипы

 

Прототипы

 

 

 

 

 

 

 

 

Роли

Беспокойство и стресс

 

Легко детерминируемые схемы

Давление исполнения

 

Доступные схемы

Цели коммуникации

 

Схемы, соответствующие состоя-

 

 

 

 

нию

 

 

 

 

 

Индивидуальные различия

Самореферентные схемы

 

 

 

 

 

 

Атрибутивная комплексность Неопределенность ориентаций Коммуникативные цели Необходимость в знаниях Комплексность знаний Схемы самости Хроническая доступность

Приводится по: Hogg, M. A., Vaughan, G.M., 1995, с. 57.

Этот, в известной степени автоматизированный процесс, ориентирован преимущественно на принятие функциональных и соответствующих характеру решаемых задач схем, обладающих ограниченную рамками точность (Swann, 1984). Правда, в других ситуациях люди нуждаются в более точных схемах, максимально привязанных к конкретному объекту и обстоятельствам. Это изменение в использовании схем получило название изменения с ориентированных на теорию схем на схемы, ориентированные на данные (Fiske, 1993). Иллюстрация сказанному представлена на приведенном рисунке особенностейвыборасхемХ.Х. Еслиценасовершенияошибкивозрастает, людиболеевнимательно относятсякданнымимогутиспользоватьболееточныесхемы(Hogg, Vaughan: 1995: 57).

Висследованияхпроцессаприменениясхемописанрядиндивидуальныхразличий:

1.Атрибутивная сложность – люди варьируются в комплексности и числе объяснений поведения других людей.

2.Неопределенность ориентации – люди варьируются по заинтересованности — незаинтересованности в получении информации.

Схематизация

359

3.Потребность в знаниях – люди различаются по заинтересованности в получении глубоких знаний об объектах.

4.Когнитивная комплексность – люди различаются по комплексности ког-

нитивных процессов и репрезентаций (там же, с. 58).

Маркус (1977) показала наличие выраженных различий по степени сложности схем собственной самости, установив, чтоэтасложностьопределяетихарактер схематического восприятиядругих.

Приобретение развитие и изменение схем. В соответствии с общей теорией схем они научаются или приобретаются из прямого или опосредованного опыта взаимодействия с социальным окружением. Именно через непосредственный опыт и происходит формированиеосновногорепертуарасхем(Rumelhart, 1984).

Менее исследован процесс формирования схем. Большая часть из предложенных различными авторами процессов носит преимущественно гипотетический характер. Тем неменее, НорманнРумелхарт(N. Rumelhart, 1978) выделяютследующиетрипроцесса:

1.Наращивание – тип научения фактов, прослеживание которых приводит к их фиксации в памяти для последующего воспроизведения.

2.Настройка – сформировавшаяся схема переопределяется и адаптируется для более тесного увязывания с жизненным опытом.

3.Реструктурирование – процесс создания новых схем через их паттерниро-

ванное обобщение.

Хиггинс с соавторами (Higgins, Kuipper, Olson, 1981) предлагают смещение акцентов сторону определения состояний приобретения, могущих оказывать воздействие на взаимодействие между зафиксированной в памяти информацией и ее последующим воспроизведением (индукция – пропозициональная трансмиссия; одновременность – последовательность образцов; частичность – последовательное соответствие образцов; концентрированность– рассеянностьобразцов).

Росбарт(Rothbart, 1981) предлагаетследующиетрипроцесса:

1.Бухгалтерия – медленный процесс изменения как реакция на новую очевидность.

2. Конверсия – изменение в случае достижения противоречиями старой схемы состояния критической массы, сопровождаемое радикальной трансформацией.

3.Субтипизация – изменение конфигурации схем, как реакция на опровер-

жения, посредством выделения ряда субкатегорий.

Процесс изменения схем описывается через выделение его ряда временных особенностей:

1.Схемы становятся более абстрактными и менее связанными с конкретными примерами по мере их накопления (Park, 1986).

2.По мере накопления примеров схемы становятся богаче и комплекснее

(Linville, 1982).

3.С ростом комплексности схемы становятся более строго организованными, приобретая все более сложные связи между составляющими их эле-

ментами (McKiethen, 1981).

7.3.4. Приемы создания образов воображения . Психология физической культуры. Учебник

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Комбинирование – это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Так, образ Наташи Ростовой был создан Л. Н. Толстым на основе глубокого анализа особенностей характеров двух близких ему людей – жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны.

Агглютинация (от лат. agglutinary – приклеивать) – «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация – соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов. Примером может служить классический персонаж сказок – кентавр, Змей Горыныч, русалка, сфинкс, Пегас, избушка на курьих ножках. В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.

Акцентирование. Своеобразным способом создания образов воображения является акцентирование – заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета; выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура). Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах.

Гиперболизация – существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер. Одной из форм акцентирования является гиперболизация – прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата – многорукая индийская богиня). Разновидностью гиперболизации является приуменьшение (литота): «И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н. Некрасов).

Типизация. Распространенным приемом создания творческих образов является типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Например, Печорин – это «…портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Тип – это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.

Схематизация и конкретизация. К приемам создания новых образов относятся также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира.

Конкретизацию отвлеченных понятий можно наблюдать в различных аллегориях, метафорах и других символических образах (орел, лев – сила и гордость; черепаха – медлительность; лиса – хитрость; заяц – трусость). Любой художник, поэт, композитор реализует свои мысли и идеи не в общих отвлеченных понятиях, а в конкретных образах. Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по принципу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Он позволяет исследовать ситуации не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.

Учебные модели и теории проектирования: Теория схем

Резюме: 1932 — Психолог Фредерик Бартлетт предлагает теорию схем. Прочтите статью и презентацию Instructional Design Models and Theory: Schema Theory, чтобы узнать больше.

Кто такой Фредерик Бартлетт

Сэр Фредерик Чарльз Бартлетт (1886–1969) был британским психологом, первым профессором экспериментальной психологии в Кембриджском университете и одним из предшественников когнитивной психологии. Теория схем была одной из ведущих когнитивистских теорий обучения и была представлена ​​Бартлеттом в 1919 г.32 и получил дальнейшее развитие в 70-х годах Ричардом Андерсоном. Бартлетт выдвинул эту концепцию, чтобы обеспечить основу для временной альтернативы традиционным теориям пространственного хранения памяти, поскольку теория схем описывает способ приобретения, обработки и церебральной организации знаний.

Структура теории схем

Изучая припоминание народных сказок коренных американцев, Бартлетт заметил, что многие припоминания были неточными и включали замену незнакомой информации уже известными фактами. Чтобы классифицировать этот класс ошибок памяти, Бартлетт предположил, что люди, по-видимому, обладают общими знаниями в форме бессознательных ментальных структур (схем) и что эти структуры производят схематизированные ошибки при воспоминании, когда они взаимодействуют с поступающей информацией. Таким образом, старое знание влияет на новую информацию посредством схем. Таким образом, схемы (множественное число от схемы) — это психологические концепции, которые были предложены в качестве формы мысленного представления отдельных фрагментов сложных знаний, которые затем сохраняются в долговременной памяти.

4 ключевых элемента схемы

Ключевыми элементами схемы являются:

  1. Человек может запомнить и использовать схему, даже не осознавая этого.
  2. Разработанная схема обычно остается стабильной в течение длительного периода времени.
  3. Человеческий разум использует схемы для организации, извлечения и кодирования фрагментов важной информации.
  4. Схемы накапливаются с течением времени и в результате различного опыта.

Практический аспект теории схем Теория схем подчеркивает важность общих знаний, которые помогают формировать мысленные представления. В образовательном процессе задача учителей будет заключаться в том, чтобы помочь учащимся разработать новые схемы и установить связи между ними, что в конечном итоге улучшит их память. Конечно, исходная информация и предварительные знания также жизненно важны. Теория схем может применяться в различных областях, таких как:

  • Решение математических задач Исследование показало, что третьеклассники, которых учили использовать схемы для решения математических задач, справились лучше, чем их сверстники, которых учили решать их в четыре этапа (прочитать – спланировать решение – решить – проверить).
  • Двигательное обучение Дискретные двигательные навыки выполняются за короткий период времени и включают использование наших органов чувств для понимания происходящего, а затем нашего тела для принятия мер. Поскольку большинство движений уникальны, наша способность выполнять класс движений представлена ​​тремя вещами, согласно Ричарду А. Шмидту (19).74):
    • обобщенная двигательная программа, которая фиксирует основную форму движения
    • схема отзыва, которая предоставляет информацию о конкретных ситуациях и намерениях
    • схема распознавания, которая позволяет нам осознать сделанную нами ошибку
  • Понимание прочитанного Теория схем часто используется для помощи в изучении второго языка, поскольку обычно требуется чтение большого количества текстов на изучаемом языке. Если мы не создадим достаточное количество схем при чтении текста, то понимание прочитанного и, следовательно, овладение другим языком станет затруднительным.

Реализуйте наиболее эффективные теории учебного дизайна с помощью лучшего инструмента разработки!

Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков авторских инструментов для электронного обучения!

Найдите подходящего поставщика

Присоединяйтесь к нам в путешествии по истории образовательного дизайна Каждую неделю будет добавляться новая модель образовательного дизайна! Вы всегда можете сообщить нам, если хотите, чтобы мы рассмотрели модель и теорию учебного дизайна, которые не включены в Учебные модели дизайна и теории . Просто оставьте комментарий по адресу Instructional Design Models and Theory . И последнее, но не менее важное: вы можете разместить Schema Theory презентацию на своем блоге. Если у вас есть вопрос, требующий ответа, касающийся теории схем, не стесняйтесь оставлять комментарии, и я отвечу вам как можно скорее.

Каталожные номера:

  • http://www.learningideas.me.uk/schemas/
  • Рекер, М., Теории обучения и коммуникации в учебных технологиях. Теория схем и ментальные модели. (1999). Получено 1 октября 2013 г. с http://itls.usu.edu/~mimi/courses/6260/schema.html
  • .
  • http://education.stateuniversity.com/pages/2175/Learning-Theory-SCHEMA-THEORY.html
  • http://ai.ato.ms/MITECS/Entry/brewer1.html
  • http://en.wikipedia.org/wiki/Schema_(психология)
  • https://www.ideals.illinois.edu/bitstream/handle/2142/17542/ctrstreadtechrepv01984i00325_opt.pdf?sequence=1

Учебные модели и теории проектирования: Презентация теории схем

Учебные модели и теории проектирования: Теория схем из Индустрия электронного обучения

Homebase

Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.

Подробнее

Пространственный язык и психологическая реальность схематизации

. 2013 май; 14(2):205-8.

doi: 10.1007/s10339-013-0545-5. Epub 2013 13 февраля.

Кевин Дж. Холмс 1 , Филипп Вольф

принадлежность

  • 1 Факультет лингвистики Калифорнийского университета, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
  • PMID: 23404725
  • DOI: 10. 1007/с10339-013-0545-5

Кевин Дж. Холмс и др. Процесс познания. 2013 май.

. 2013 май; 14(2):205-8.

doi: 10.1007/s10339-013-0545-5. Epub 2013 13 февраля.

Авторы

Кевин Дж. Холмс 1 , Филип Вольф

принадлежность

  • 1 Факультет лингвистики Калифорнийского университета, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
  • PMID: 23404725
  • DOI: 10. 1007/с10339-013-0545-5

Абстрактный

Хотя представления, лежащие в основе пространственного языка, часто считаются схематическими по своей природе, эмпирические доказательства схематического формата представления отсутствуют. В этом исследовании мы исследуем психологическую реальность такого формата, используя в качестве диагностики имитацию движения во время обработки сцены, ранее связанную со схематизацией. Одна группа участников написала словесное описание сцены, а затем выполнила задание по обнаружению изменений, оценивая имитацию движения, в то время как другая группа выполнила только последнее задание. Мы ожидали, что эффекты имитации движения будут сильнее после использования языка, чем без него, и особенно после использования пространственного, относительно непространственного, языка. Оба прогноза подтвердились. Кроме того, влияние языка не зависело от сцены, что позволяет предположить, что язык может поощрять общий способ схематического толкования. Исследование и его результаты иллюстрируют новый подход к изучению перцептивных свойств мысленных представлений.

Похожие статьи

  • Соответствующие смещения, зависящие от задержки, в пространственном языке и пространственной памяти.

    Липински Дж., Спенсер Дж. П., Самуэльсон Л.К. Липински Дж. и соавт. Психолог Рез. 2010 май; 74(3):337-51. doi: 10.1007/s00426-009-0255-x. Epub 2009 2 сентября. Психолог Рез. 2010. PMID: 19727805 Бесплатная статья ЧВК.

  • Когнитивное влияние языка на навигацию человека.

    Шустерман А., А Ли С., Спелке Э.С. Шустерман А. и др. Познание. 2011 г., август; 120(2):186-201. doi: 10.1016/j.cognition.2011.04.004. Epub 2011 12 июня. Познание. 2011. PMID: 21665199 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как язык влияет на память о событиях движения на английском и французском языках.

    Энгеманн Х., Хендрикс Х., Хикманн М., Сороли Э., Винсент К. Энгеманн Х. и соавт. Процесс познания. 2015 Сентябрь;16 Дополнение 1:209-13. doi: 10.1007/s10339-015-0696-7. Процесс познания. 2015. PMID: 26233527

  • Пространственное представление видов: геометрия, язык и карты.

    Ландау Б., Лакуста Л. Ландау Б. и др. Курр Опин Нейробиол. 2009 фев; 19 (1): 12-9. doi: 10.1016/j.conb.2009.02.001. Epub 2009 19 марта. Курр Опин Нейробиол. 2009. PMID: 19303766 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Воплощение, пространственная категоризация и действие.

    Коэльо Ю., Делевое-Таррелл Ю. Коэльо Ю. и др. Сознательное Познание. 2007 Сентябрь; 16 (3): 667-83. doi: 10.1016/j.concog.2007.07.003. Epub 2007 28 августа. Сознательное Познание. 2007. PMID: 17728152 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Опросник внутренних репрезентаций: измерение способов мышления.

    Робак Х., Лупян Г. Робак Х. и др. Методы поведения Res. 2020 окт;52(5):2053-2070. doi: 10.3758/s13428-020-01354-y. Методы поведения Res. 2020. PMID: 32166609

  • Категориальные искажения в восприятии пространственных отношений.

    Краньец А., Лупьян Г., Чаттерджи А. Краньец А. и соавт. ПЛОС Один.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *