Качества мышления и индивидуальные стили мышления
3.10.2014
Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.
«Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» Айзенк
Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
Можно выделить следующие индивидуальные стили мышления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора: «Что если…». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции.
Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство различных позиций, легко, без внутреннего сопротивления, воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить.
Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства в свою пользу, проявляя гибкость и адаптивность.
Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.
Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить.
Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, способы поведения, личностные особенности человека.
Ключевые слова: МышлениеИсточник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме |
---|
Личностные факторы мышления Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3 |
Механизмы мышления. Метод картирования виутрикоркового взаимодействия … |
Сверхценные образования и паранойяльные состояния Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «… |
Мышление: его виды и связь с языком Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Нарушение личностного компонента мышления Т. П. Пушкина Медицинская психология |
Виды, процессы мышления Столяренко Л. Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Общая характеристика мышления в современной психологии Константинов В.В., Основы общей психологии |
Факторы творческого мышления Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3 |
Качества ума
- Информация о материале
- Общая психология
- Просмотров: 32254
- Предыдущая статья Общая характеристика мышления
- Следующая статья Виды мышления (Дубровина)
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них — самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.
Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф.М. Достоевский противопоставляет личность и безличность прежде всего по способности или неспособности самостоятельно мыслить. Тот, кто не обладает самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения. Ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не приходится.
Широта ума проявляется в широком кругозоре человека, в активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики.
С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина — умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает.
У людей с таким умом проявляется яркая потребность докопаться до причин, источников возникновения явления и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие (это качество ума — наиболее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встречаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждениях неоригинальны, банальны.Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким. Это такое мышление, предметом которого является преимущественно какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалиста»), а может — бедным, мелким, поверхностным.
Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, разнообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.
Важным качеством ума является способность предвидения. Развитие именно этого качества позволяет человеку продуктивно выполнять функцию управления деятельностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. Б.М. Теплов писал: «„Управлять — значит предвидеть» — говорит старинное изречение. Предвидеть — значит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уловить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение — это высшая ступень превращения сложного в простое, умения выделить существенное… Предвидение — результат глубокого проникновения в обстановку и постижения главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий»1.
Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность, богатство речи и упорство — этими качествами обладают умные люди.
Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с. С. 188-189.
- Предыдущая статья Общая характеристика мышления
- Следующая статья Виды мышления (Дубровина)
Критический мышление — это способность думать о своем мышлении и письме таким образом, чтобы Такое размышление о своем мышлении предполагает способность идентифицировать основные элементы мысли ( цель, вопрос, информация, предположение, интерпретация, концепции, последствия, точка зрения ) и оценить эти элементы используя универсальные интеллектуальные критерии и стандарты (ясность, точность, точность, уместность, глубину, широту и логичность). Наиболее значимые
идеи критического мышления:
Центр критического мышления — Ричард Пол, доктор философии, Линда Элдер, Кандидат наук. |
Инструменты широкого мышления — Школа Чарльза Диккенса
Уроки мышления CoRT преподаются в школах с середины 1970-х годов. С тех пор они стали наиболее широко используемыми школьными материалами для непосредственного обучения мышлению как основному навыку во всем мире.
Весь этот опыт способствовал разработке Уроков мышления CoRT, которые:
- Практичные и практические по своей природе.
- Может преподаваться как отдельный предмет — навыки мышления — или быть включенным в существующую учебную программу для улучшения обучения учащихся и развития независимого мышления.
- Направлены на то, чтобы помочь учащимся стать эффективными, непредубежденными мыслителями — критическими, творческими, конструктивными и всеобъемлющими.
- Удовлетворить растущий интерес и признание необходимости обучения мышлению как базовому навыку наряду с чтением, письмом и математикой; традиционные основы.
- Может использоваться в самых разных ситуациях, от школ в неблагополучных районах до элитных школ и учащихся, обучающихся на дому.
- Привлекательность для людей разного возраста (от 6 до взрослых) и способностей (IQ от 75 до 140).
Подумайте о человеке, собирающемся учиться на плотника. Каждый столярный инструмент предназначен для выполнения определенной функции. Плотник учится, когда и как использовать каждый из инструментов один за другим. Чтобы стать умелым плотником, требуется много практики. Обучение тому, чтобы стать искусным мыслителем, — это тот же подход: сделать основные операции мышления второй натурой, чтобы они выполнялись автоматически, плавно, без суеты и усилий.
Детей учат создавать свои собственные философские вопросы. Затем они выбирают один вопрос, который является предметом философского исследования или диалога. Например, вопрос может звучать так: «Можно ли воровать?
Учитель, как фасилитатор, поддерживает детей в их размышлениях, рассуждениях и вопросах, а также в том, как дети говорят и слушают друг друга в диалоге. После опроса дети и ведущий размышляют о качестве мышления, рассуждений и участия и предлагают, как их можно улучшить; либо как отдельные лица, либо как группа (сообщество).
P4C предназначен для регулярного занятия, чтобы дети со временем развивали свои навыки и понимание. Роль фасилитатора имеет решающее значение для обеспечения качественного диалога и прогресса, а также интеграции с учебной программой.
Хорошо задокументировано, что P4C влияет на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей. P4C помогает детям думать и хорошо общаться; думать лучше о себе.
P4C – это тщательная педагогика с большим академическим опытом. Профессор Мэтью Липман, разочарованный отсутствием заинтересованности своих студентов в учебе и мышлении, находился под влиянием педагогов и философов, таких как Выготский, Пиаже, Дьюи, а также традиции сократовского диалога.
Если мы ожидаем, что ученики будут заниматься более творческим и стимулирующим мыслительным процессом, мы, как учителя, должны поощрять их, задавая вопросы более высокого уровня.
Связь вопросов высшего порядка с мышлением высшего порядка.
- Первоначально разработан в 1050-х годах Бенджамином Блумом, повторно адаптирован и значительно улучшен Лорином Андерсоном в 1990-х годах.
- Иерархия 6 стадий развития мышления, которые становятся все более сложными и требовательными.
- Уровни мышления можно применять для развития вопросов на всех уровнях обучения и во всех областях обучения.
Более глубокий вопрос и ожидаемый более глубокий ответ развиваются сверху слева вниз справа.