Широта мышления: ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ | это… Что такое ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ?

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

3.10.2014

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.

«Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» Айзенк

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Можно выделить следующие индивидуальные стили мышления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора: «Что если…». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции.

Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство различных позиций, легко, без внутреннего сопротивления, воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить.

«Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства в свою пользу, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, способы поведения, личностные особенности человека.

Ключевые слова: Мышление

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Личностные факторы мышления

Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3

Механизмы мышления. Метод картирования виутрикоркового взаимодействия

Сверхценные образования и паранойяльные состояния

Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «…

Мышление: его виды и связь с языком

Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Нарушение личностного компонента мышления

Т. П. Пушкина Медицинская психология

Виды, процессы мышления

Столяренко Л. Д., Психология и педагогика для технических вузов

Общая характеристика мышления в современной психологии

Константинов В.В., Основы общей психологии

Факторы творческого мышления

Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3

Качества ума

Информация о материале
Общая психология
Просмотров: 32254
  • Предыдущая статья Общая характеристика мышления
  • Следующая статья Виды мышления (Дубровина)
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Индивидуальные различия в мыслительной деятельно­сти людей проявляются в разнообразных качествах мыш­ления. Наиболее существенные из них — самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

Самостоятельность мышления проявляется в умении че­ловека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помо­щи других людей. Самостоятельность мышления всегда счи­талась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф.М. Достоевский противопоставляет личность и безлич­ность прежде всего по способности или неспособности са­мостоятельно мыслить. Тот, кто не обладает самостоятель­ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения. Ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не при­ходится.

Широта ума проявляется в широком кругозоре челове­ка, в активной познавательной деятельности, охватываю­щей самые различные области науки и практики.

С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина — умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает.

У людей с таким умом про­является яркая потребность докопаться до причин, источ­ников возникновения явления и событий, умение пред­видеть их дальнейшее развитие (это качество ума — наибо­лее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встре­чаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждени­ях неоригинальны, банальны.

Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким. Это такое мышление, предметом которо­го является преимущественно какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалис­та»), а может — бедным, мелким, поверхностным.

Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать­ся с одного способа решения, поведения на другой, раз­нообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.

Важным качеством ума является способность предви­дения. Развитие именно этого качества позволяет челове­ку продуктивно выполнять функцию управления деятель­ностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. Б.М. Теплов писал: «„Управлять — значит предви­деть» — говорит старинное изречение. Предвидеть — зна­чит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уло­вить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение — это высшая ступень пре­вращения сложного в простое, умения выделить суще­ственное… Предвидение — результат глубокого проникно­вения в обстановку и постижения главного в ней, реша­ющего, того, что определяет ход событий»1.

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цель­ность восприятия и сила направленности личности, эмо­циональная насыщенность, богатство речи и упорство — этими качествами обладают умные люди.

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с. С. 188-189.

  • Предыдущая статья Общая характеристика мышления
  • Следующая статья Виды мышления (Дубровина)

Критическое мышление

Критический мышление — это способность думать о своем мышлении и письме таким образом, чтобы

Такое размышление о своем мышлении предполагает способность идентифицировать основные элементы мысли ( цель, вопрос, информация, предположение, интерпретация, концепции, последствия, точка зрения ) и оценить эти элементы используя универсальные интеллектуальные критерии и стандарты (ясность, точность, точность, уместность, глубину, широту и логичность).

Наиболее значимые идеи критического мышления:

  1. ЯСНОСТЬ: Не могли бы вы подробнее остановиться на этом? точка? Не могли бы вы выразить это по-другому? Не мог бы ты дать мне иллюстрация? Не могли бы вы привести пример?
    Ясность является стандартом шлюза. Если утверждение непонятно, мы не можем определить, является ли оно точным или релевантным. На самом деле мы не можем сказать ничего об этом, потому что мы еще не знаем, что он говорит.
    Для Например, вопрос «Что можно сделать с системой образования в Америка?» неясно. Чтобы адекватно ответить на вопрос, мы необходимо иметь более четкое представление о том, о чем спрашивает человек. вопрос заключается в том, чтобы считать «проблему». Более четкий вопрос может быть «Что могут сделать преподаватели, чтобы убедиться, что учащиеся изучают навыки и способности, которые помогают им успешно функционировать на работе и в их повседневном принятии решений?»
  2. ТОЧНОСТЬ: Это правда? Как мы могли проверить что? Как мы могли узнать, правда ли это?
    Утверждение может быть ясным, но не точным, например, «Большинство собак 300 фунтов веса. »
  3. ТОЧНОСТЬ: Не могли бы вы дать более подробную информацию? Более конкретно?
    Высказывание может быть и ясным, и точным, но не точным, как в «У Джека лишний вес». (Мы не знаем, какой у Джека лишний вес, один фунт или 500 фунтов.)
  4. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ: Как это связано с вопросом? Как это относится к делу? Высказывание может быть ясным, точным и точным, но не относящимся к спорный вопрос.
    Например, студенты часто думают, что количество усилий, которые они вкладывают в курс, должно быть использовано для повышения их оценка в курсе. Однако часто «усилие» не измеряет качество обучения студентов, и когда это так , усилие равно не имеет отношения к соответствующему классу.
  5. ГЛУБИНА: Как ваш ответ касается сложности в вопросе? Как вы принимаете во внимание проблемы в вопросе? Это касается наиболее важных факторы? Утверждение может быть ясным, точным, точным и уместным, но поверхностный (то есть лишенный глубины).
    Например, утверждение «Просто скажи Нет», который часто используется, чтобы отговорить детей и подростков от использования наркотиков, является четким, точным, точным и актуальным. Тем не менее, это не хватает глубины, потому что он касается чрезвычайно сложной проблемы, всепроникающей Проблема употребления наркотиков среди молодежи поверхностна. Это не удается со сложностями вопроса.
  6. ШИРИНА: Нужно ли нам учитывать еще одну точку Посмотреть? Есть ли другой способ взглянуть на этот вопрос? Что бы это выглядеть с консервативной точки зрения? Как бы это выглядело с точки зрения…?
    Линия рассуждений может быть ясной, точной, уместной и глубокой. но не хватает широты (как в аргументе консерватора или либеральная точка зрения, которая глубоко проникает в проблему, но только признает понимание одной стороны вопроса.)
  7. ЛОГИКА: Есть ли в этом смысл? Это следует из того, что вы сказали? Как это следует? Но прежде чем вы подразумевали это, а теперь вы говорите это; как оба могут быть правдой?
    Когда мы думаем, мы приводим различные мысли в некоторый порядок. Когда сочетание мыслей взаимно поддерживает и имеет смысл в сочетании мышление «логическое». Когда комбинация не взаимодополняющие, в каком-то смысле противоречивые или не «делающие смысл», комбинация не логична.

Центр критического мышления — Ричард Пол, доктор философии, Линда Элдер, Кандидат наук.
Центр и фонд критических Думая, 4655 Сонома Маунтин Роуд, Санта-Роза, Калифорния 95404

Инструменты широкого мышления — Школа Чарльза Диккенса

Уроки мышления CoRT преподаются в школах с середины 1970-х годов. С тех пор они стали наиболее широко используемыми школьными материалами для непосредственного обучения мышлению как основному навыку во всем мире.

Весь этот опыт способствовал разработке Уроков мышления CoRT, которые:

  1. Практичные и практические по своей природе.
  2. Может преподаваться как отдельный предмет — навыки мышления — или быть включенным в существующую учебную программу для улучшения обучения учащихся и развития независимого мышления.
  3. Направлены на то, чтобы помочь учащимся стать эффективными, непредубежденными мыслителями — критическими, творческими, конструктивными и всеобъемлющими.
  4. Удовлетворить растущий интерес и признание необходимости обучения мышлению как базовому навыку наряду с чтением, письмом и математикой; традиционные основы.
  5. Может использоваться в самых разных ситуациях, от школ в неблагополучных районах до элитных школ и учащихся, обучающихся на дому.
  6. Привлекательность для людей разного возраста (от 6 до взрослых) и способностей (IQ от 75 до 140).

Подумайте о человеке, собирающемся учиться на плотника. Каждый столярный инструмент предназначен для выполнения определенной функции. Плотник учится, когда и как использовать каждый из инструментов один за другим. Чтобы стать умелым плотником, требуется много практики. Обучение тому, чтобы стать искусным мыслителем, — это тот же подход: сделать основные операции мышления второй натурой, чтобы они выполнялись автоматически, плавно, без суеты и усилий.


Детей учат создавать свои собственные философские вопросы. Затем они выбирают один вопрос, который является предметом философского исследования или диалога. Например, вопрос может звучать так: «Можно ли воровать?

Учитель, как фасилитатор, поддерживает детей в их размышлениях, рассуждениях и вопросах, а также в том, как дети говорят и слушают друг друга в диалоге. После опроса дети и ведущий размышляют о качестве мышления, рассуждений и участия и предлагают, как их можно улучшить; либо как отдельные лица, либо как группа (сообщество).

P4C предназначен для регулярного занятия, чтобы дети со временем развивали свои навыки и понимание. Роль фасилитатора имеет решающее значение для обеспечения качественного диалога и прогресса, а также интеграции с учебной программой.

Хорошо задокументировано, что P4C влияет на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей. P4C помогает детям думать и хорошо общаться; думать лучше о себе.

P4C – это тщательная педагогика с большим академическим опытом. Профессор Мэтью Липман, разочарованный отсутствием заинтересованности своих студентов в учебе и мышлении, находился под влиянием педагогов и философов, таких как Выготский, Пиаже, Дьюи, а также традиции сократовского диалога.

 

Если мы ожидаем, что ученики будут заниматься более творческим и стимулирующим мыслительным процессом, мы, как учителя, должны поощрять их, задавая вопросы более высокого уровня.

 

Связь вопросов высшего порядка с мышлением высшего порядка.

  • Первоначально разработан в 1050-х годах Бенджамином Блумом, повторно адаптирован и значительно улучшен Лорином Андерсоном в 1990-х годах.
  • Иерархия 6 стадий развития мышления, которые становятся все более сложными и требовательными.
  • Уровни мышления можно применять для развития вопросов на всех уровнях обучения и во всех областях обучения.

Более глубокий вопрос и ожидаемый более глубокий ответ развиваются сверху слева вниз справа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *