Широта мышления: ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ это

Качества ума

Details
Просмотров: 33542
  • Предыдущая статья Общая характеристика мышления
  • Следующая статья Виды мышления (Дубровина)
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Индивидуальные различия в мыслительной деятельно­сти людей проявляются в разнообразных качествах мыш­ления.

Наиболее существенные из них — самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

Самостоятельность мышления проявляется в умении че­ловека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помо­щи других людей. Самостоятельность мышления всегда счи­талась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф.М. Достоевский противопоставляет личность и безлич­ность прежде всего по способности или неспособности са­мостоятельно мыслить. Тот, кто не обладает самостоятель­ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения. Ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не при­ходится.

Широта ума проявляется в широком кругозоре челове­ка, в активной познавательной деятельности, охватываю­щей самые различные области науки и практики.

С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина — умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. У людей с таким умом про­является яркая потребность докопаться до причин, источ­ников возникновения явления и событий, умение пред­видеть их дальнейшее развитие (это качество ума — наибо­лее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встре­чаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждени­ях неоригинальны, банальны.

Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким. Это такое мышление, предметом которо­го является преимущественно какая-то небольшая (узкая) часть действительности.

Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалис­та»), а может — бедным, мелким, поверхностным.

Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать­ся с одного способа решения, поведения на другой, раз­нообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.

Важным качеством ума является способность предви­дения. Развитие именно этого качества позволяет челове­ку продуктивно выполнять функцию управления деятель­ностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. Б.М. Теплов писал: «„Управлять — значит предви­деть» — говорит старинное изречение. Предвидеть — зна­чит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уло­вить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение — это высшая ступень пре­вращения сложного в простое, умения выделить суще­ственное… Предвидение — результат глубокого проникно­вения в обстановку и постижения главного в ней, реша­ющего, того, что определяет ход событий»

1.

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цель­ность восприятия и сила направленности личности, эмо­циональная насыщенность, богатство речи и упорство — этими качествами обладают умные люди.

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с. С. 188-189.

  • Предыдущая статья Общая характеристика мышления
  • Следующая статья Виды мышления (Дубровина)

Стратегическое мышление: что это, как развить

Стратегическое
мышление:
что это,
как развить

Стратег — личность, которая воспринимает мир как сложную систему с взаимосвязанными и взаимообусловленными событиями. Такой человек способен мыслить нестереотипно, быть гибким и постоянно меняться, подстраиваясь под окружающую действительность. Благодаря этому он может легко решать возникающие проблемы и добиваться поставленных целей.

Мышление стратега в определенной мере свойственно каждому человеку, ведь принимать сложные решения хотя бы иногда нужно всем.

Некоторые называют применение стратегий дальновидностью или чуйкой. Психологи связывают это со степенью зрелости личности. В любом случае возможность прогнозировать результаты своих действий и заранее продумывать исход событий — полезный навык, который поддается развитию.

Что такое стратегическое мышление

Стратегическим подходом называют способность мозга замечать и решать задачи, необходимые для достижения целей. Некоторые сравнивают такой тип мышления с компьютерной игрой, в которой вы продвигаетесь по уровням. Чем он выше — тем сложнее задания. Разница с игрой лишь в том, что сам человек является и игроком, и создателем. Он решает, какие цели ставить перед собой и с какими уровнями справляться.

Для примера возьмем стандартную бытовую задачу — строительство дома. У вас есть желание, для воплощения которого нужно решить несколько задач. Поэтапно они будут выглядеть примерно так:

  • Найти деньги для строительства.
  • Выбрать и купить участок.
  • Продумать или заказать проект.
  • Нанять строительную бригаду.
  • Заняться контролем процесса и отслеживанием подвижек.
  • Принять работу.
  • Перевезти вещи в новый дом.

Это достаточно общие пункты, каждый из которых включает еще несколько подпунктов. Такой подход позволяет увидеть все мелочи, продумать их и начать реализовывать, воплощая глобальную мечту в жизнь.

Составляющие части стратегического мышления

Умение мыслить широко и предугадывать развивается с годами. Такой тип мышления включает несколько компонентов:

  • Навык расставлять конкретные цели. Многие люди не знают, чего они хотят. Они думают, что хорошо было бы иметь много денег и свое дело, часто путешествовать, но в душе думают, что это не для них. Поэтому не могут поставить себе цель и разбить ее на задачи для постепенного приближения к результату. Ставя перед собой цель и деля ее на задачи, человек начинает анализировать свои желания и возможности. Это уже не просто мечты и абстрактные понятия. Умение ставить цели — одно из главных в жизни тех, кто стремится к успеху.
  • Умение собрать информацию о поставленной цели. Для достижения цели важно четко понимать, какие ресурсы для этого нужны и как можно разбить цель на мелкие задачи. В теории стратегического мышления сбор информации занимает одну из ключевых ролей, ведь помогает полно взглянуть на ситуацию. Чтобы собрать данные, нужно разбираться в источниках, анализировать их, а также обладать навыками эффективного общения.
  • Способность составить план действий. Когда у вас есть достаточно информации, нужно распланировать действия. В процессе можно заметить изначально провальные идеи и сразу же отказаться от них без потерь для своего времени и усилий. Если план кажется реальным, нужно продумать сроки реализации и запасные варианты на случай неудач. Этап планирования — самый трудный, ведь требует включения максимальной внимательности.
  • Возможность быстро реагировать. Долго заниматься планированием не имеет смысла, важно переходить к работе. Пока цель не достигнута в рамках плана, человека нельзя назвать по-настоящему стратегически мыслящим. Именно навык принятия решений считается очень сложным для приобретения. Люди нередко боятся решиться, из-за чего дело останавливается, даже не начавшись.
  • Способность вносить изменения в свой план. Даже самый опытный человек не может быть уверен в своих действиях на все 100%. На это во многом влияют внешние факторы. Поэтому иногда приходится трансформировать намеченный план, что считается вполне нормальным. Такое решение может даваться непросто, ведь изменения в одной сфере нередко влекут за собой смены и в остальных. Здесь важно концентрироваться на главном, отсекая лишнее.
  • Умение делегировать полномочия. Во многих ситуациях нет смысла взваливать все на себя. Правильная расстановка задач способна принести намного больше пользы. В компетенции стратегического мышления входит навык увидеть и признать свои недостатки и доверить дела специалистам в определенной сфере. Это позволит осуществить задуманное быстрее и намного более эффективным способом.
  • Стремление к новым знаниям и их практическому использованию. Стратеги всегда открыты к различным источникам информации. Новый уровень знаний позволит быть более прогрессивным и успешным. Закрытость для незнакомой информации, встреч и любые проявления инертности будут всегда тормозить процесс.
  • Широта мышления. Способность охватывать как можно больше составляющих позволит быстрее понимать, как лучше действовать. Человек без достаточной широты мышления не всегда может грамотно оценить ситуацию и способен допустить ошибку в каком-либо из аспектов.

К чему ведет отсутствие развитого стратегического мышления?

Неумение прогнозировать свои решения в бизнес-среде или бытовых вопросах приводит к разочарованиям и потере веры в свои силы. На этой почве могут происходить недопонимания и конфликты в коллективе и семье. Без стратегии в карьерном плане проще будет жить некрупным предпринимателям, наемным работникам, которые не ставят для себя целей достигнуть высоких результатов. Людям амбициозным же это достаточно трудно.

При желании сменить профессию, развить свой бренд или стать успешнее в определенной сфере деятельности нужна продуманная стратегия, а не обычный план.

Если у человека отсутствует собственное видение или он не знает, как его достичь, то начинает копировать чужое. В итоге желаемое не достигается в том виде, в котором хотелось бы, от этого наступает разочарование. Это состояние не может не отражаться на окружающих, которые также задействованы в процессе. Каждый из них будет перетягивать одеяло на себя, что приведет к конфликтам и снижению прибыли компании.

Со временем отсутствие стратегического мышления в бизнесе может стать серьезным поводом потери своих позиций на рынке, вплоть до закрытия дела.

Правила развития стратегического мышления

Никто не рождается стратегом. Это навык, который можно и нужно прокачивать в течение всей жизни. Для этого стоит придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  • Читать работы и жизнеописания известных стратегов. Узнавая больше о жизни и постигая ход мыслей людей, добившихся успеха, вы формируете в голове правильную картину. Почерпнутая из различных источников информация позволит предостеречь от неудач и упростить путь к успеху.
  • Попробуйте писать собственные стратегии, пользуясь личным и чужим опытом.
  • Превратите хобби в бизнес и займитесь развитием тех сфер, которые приносят вам удовольствие.
  • Разностороннее развитие невозможно без общения с умными, успешными людьми, которые своим примером будут мотивировать вас на результат. Хорошо, если ваше окружение может оперативно давать обратную связь и поддержать вас в трудный момент. В идеале это люди, которые достаточно опытны в этом направлении и готовы вместе с вами искать уникальные решения.
  • Ставьте как некрупные цели на ближайший период, так и более обширные на 10–20 лет вперед. Старайтесь до мелочей продумывать свою стратегию, учитывая изменчивость окружающего мира, современные технологии и постоянно возрастающие требования.
  • Научитесь трансформировать любую проблему в задачу. Это одна из основ успешного стратегического мышления руководителя, который готов к обсуждению вопросов со своей командой.
  • Регулярно выполняйте упражнения на концентрацию внимания. Спокойный настрой позволяет фокусироваться на важном, «разгружая» мозг от ненужного. Практики на расслабление помогут визуализировать идеальные картинки будущего с полной детализацией, не отвлекаясь на лишние подробности. Это даст возможность проще погружаться в новые темы и облегчит ведение серьезных дел.

Как развить стратегическое мышление: советы и упражнения

Процесс развития мышления включает несколько этапов. На каждом из них от будущего стратега требуется выполнение простых действий, которые постепенно будут приближать к желаемому результату:

  • Больше размышляйте Люди-стратеги понимают, что связь между мыслями человека и его идеями и планами огромна. Размышления, представления своего будущего позволяют легче продумать этапы достижения целей. Более эффективным процесс будет, если выделять для него определенное время ежедневно. Например, вывести привычку полчаса утром или вечером, перед сном заниматься размышлениями. Чтобы наглядно видеть и корректировать свои представления, их лучше записывать в отдельный блокнот.
  • Расширяйте кругозор Нормальное развитие личности невозможно, если человек перестанет интересоваться окружающими его явлениями и событиями. Это касается не только ведения бизнеса или личных вопросов, но и более обширных тем: культуры, науки, политики, психологии. Полученные знания помогут проще находить взаимосвязи между предметами и явлениями, планировать собственную жизнь. Приятным способом развития кругозора являются путешествия. Это необязательно должен быть другой континент, вы можете узнавать новое и в своей стране. Например, съездить в соседний город или область. Изучение достопримечательностей, общение с новыми людьми обязательно пойдут на пользу. Еще один эффективный вариант развития — посещение лекций, мастер-классов, конференций.
  • Принимайте решения Как развить стратегическое мышление таким способом? Нужно понять, что стратегия — это не только выявление целей и составление плана. Вы обязательно столкнетесь с необходимостью что-либо решать. Иногда решения могут быть неудобными и сложными. Например, для дальнейшего функционирования бизнеса вам нужно будет уволить одного или нескольких сотрудников. Сделать это иногда непросто, но результат требует определенных жертв. Поэтому вам не стоит бояться принимать решения, если они улучшат состояние бизнеса.
  • Смотрите на ситуацию под разными углами Стратегическое мышление в бизнесе и других сферах включает как анализ общей картины, так и взгляд на составные части. Делать это необходимо в комплексе. Так, если смотреть только в общем, есть риск упустить важные детали. При этом тщательное изучение мелочей не позволяет сконцентрироваться на главном. Переключаться между ними на начальных этапах будет сложно, но со временем и приобретением опыта это начнет даваться вам проще.
  • Задавайте вопросы Интересоваться ходом дел и уточнять нюансы важно для того, чтобы видеть возможные проблемы в вашей деятельности, успеть их избежать. Себе вы можете задавать вопросы о выбранной стратегии, потребностях клиента, идеях, которые хочется реализовать. В попытках найти ответ мозг активизируется и проявит свои способности.
  • Ставьте себя на место других людей Анализируя поступки других людей и выявляя их мотивы, вы сможете избежать собственных ошибок. Любая стратегия задействует окружающих людей, от которых также будет зависеть результат. Стратегия мышления должна подсказать, что одной сплоченной команды и общей цели будет мало. На исход влияют такие факторы, как мотивация каждого сотрудника, а также умение руководителя заразить энтузиазмом, найти способы воздействия на членов команды и направить их в нужную сторону.
  • Проанализируйте собственные предубеждения Стратегия требует регулярной проверки верности своей точки зрения. Нормально, что спустя время они будут казаться вам ошибочными. Их признание позволит перейти на новую стадию развития. Поэтому регулярно прокручивайте в голове обстоятельства и исходы событий, проверяйте, нет ли в вашей теории неточностей.
  • Умейте принимать любые последствия Научитесь нормально реагировать на последствия любого вашего решения. Обычно стратегия имеет несколько вариантов развития и неплохо было бы продумать их все. Определите для себя преимущества и недостатки, а также сроки реализации выбранного плана. Это важно, так как обучение стратегическому мышлению включает в том числе и задействование рациональных подходов, и умение быть морально готовым к любому исходу.
  • При необходимости делегируйте полномочия Со сложными делами почти всегда проще справляться вместе с кем-либо. Одному, даже самому опытному человеку, может не хватать времени, ресурсов или денег. Поэтому лучше, чтобы некоторые дела выполняли помощники, компетентные в этом деле люди. Стратегическое мышление в этой ситуации поможет понять, какой работник лучше справится с определенной задачей.
  • Будьте всегда открыты новому Люди нередко могут быть инертны и закрыты, боясь сменить привычный уклад и традиционную схему действий. Если кому-то это простительно, то для желающего добиться успеха в бизнесе или другой области будет губительно. Чтобы не стоять на месте, постоянно знакомьтесь с новыми людьми, постигайте новые техники и вводите в свою деятельность нестандартные, ранее не опробованные методики.
  • Старайтесь мыслить широко Эффективность вашего мышления напрямую зависит от кругозора и жизненного опыта. Широта мышления необходима вне зависимости от сферы занятости: она поможет объективно оценивать происходящие процессы и принимать верные решения.

Кроме соблюдения описанных рекомендаций для развития стратегического мышления хорошо работают некоторые упражнения. Одно из ключевых упражнений заключается в том, чтобы научиться регулярно задавать себе следующие вопросы:

  • Какого результата я хочу достичь?
  • Какой исход я получу, если совершу это действие?
  • Поддерживает ли меня в этом решении команда, и как она видит ситуацию?
  • Действительно ли это действие эффективно для реализации моих желаний?
  • Насколько оно важно для моего дела и для меня как руководителя?

Среди методов стратегического мышления также выигрышно выделяется визуализация. Почаще представляйте себе поставленные цели и подробную картину результата. Это касается не только ваших действий, но и знакомств, встреч.

Например, если вы хотите открыть свой салон красоты, то попробуйте в мельчайших деталях представить, в каком месте он будет располагаться, как будет выглядеть, какая атмосфера там будет царить. Нарисуйте в своей голове интерьер, мастеров, посетителей, услуги. Когда вы визуализируете, чего хотите, вам будет проще идти к цели.

Еще одно упражнение направлено на развитие мышления путем анализа конфликтных ситуаций. Вспомните одну из недавних, которая произошла в вашей жизни. Продумайте несколько возможных вариантов выхода из нее с пользой для себя. Это позволит научиться прогнозировать наперед, проще справляться со сложными жизненными обстоятельствами.

Не менее важно умение замечать причинно-следственные связи. Подумайте, почему человек поступил именно так, какие мотивы у него были. Чем более длинной будет ваша цепочка, тем более эффективным окажется решение.

Построение нового стратегического мышления требует определенных усилий и продуманного плана действий. Его развитие позволит вам предвидеть возможные ошибки, продумывая шаги наперед. Если вы хотите применять стратегическое мышление в жизни и на работе, рекомендуем пройти курсы по его развитию. Для консультации по программам заполните форму на сайте.

Выбрать программу

Автор: Юлия Тришкина эксперт, руководитель отдела

Интеллектуальные стандарты | Элементы мышления

У всех нас есть система, позволяющая проанализировать, как мы понимаем вещи, как мир выглядит для нас, как мы понимаем мир. Способы нашего мышления называются Элементами Мысли .

Но как только мы о чем-то подумали, как мы узнаем, правы ли мы? Как мы узнаем, хорошо ли наше мышление?

К сожалению, большую часть времени мы плохо соображаем. Мы склонны поддерживать решения и идеи, которые благоприятствуют нам, ставить нашу собственную группу выше других групп. Мы… эгоцентричны и социоцентричны. Итак, нам нужно заставить себя смотреть на вещи такими, какие они есть на самом деле. Итак, для оценки качества нашего мышления мы используем шкалу 9.0005 Интеллектуальные стандарты .

Стандарт — это мера качества чего-либо. Древние римляне использовали символы на вершинах длинных шестов, чтобы показать войскам, где они должны стоять и в какую сторону смотреть. Это навело порядок на безумном и хаотичном поле боя. Точно так же мы используем стандарты в мышлении, чтобы убедиться, что мы держимся за огонь, чтобы убедиться, что то, что мы говорим и делаем, действительно правильно.

Существует девять интеллектуальных стандартов, которые мы используем для оценки мышления: Ясность , Точность , Точность , Релевантность , Глубина , Широта , Логика , Значимость 0 90 6 и 0 90 006 . Давайте проверим их один за другим.

Ясность требует, чтобы мышление было хорошо объяснено, чтобы его было легко понять. Когда за мышлением легко следить, оно обладает Ясностью.

Точность гарантирует, что вся информация верна и не содержит ошибок. Если мышление надежно, то оно имеет Точность.

Precision идет на шаг дальше, чем Accuracy. Он требует, чтобы используемые слова и данные были точными. Если нельзя добавить больше деталей, значит, у него есть Precision.

Актуальность означает, что все включенное важно, что каждая часть имеет значение. Если что-то сосредоточено на том, что нужно сказать, есть релевантность.

Глубина делает аргумент основательным. Это заставляет нас исследовать сложности. Если аргумент включает в себя все нюансы, необходимые для того, чтобы донести мысль, он имеет глубину.

Ширина требует учета дополнительных точек зрения. Все ли точки зрения учтены? Когда обсуждаются все стороны спора, мы находим Широту.

Логический означает, что аргумент разумен, мышление последовательно, а выводы следуют из фактов. Когда что-то имеет смысл шаг за шагом, тогда это Логично.

Значение заставляет нас включать самые важные идеи. Мы не хотим упускать из виду важные факты, которые помогли бы сделать вывод. Когда все существенное включено, тогда мы обретаем Значимость.

Справедливость означает, что аргумент сбалансирован и свободен от предвзятости. Это побуждает нас быть беспристрастными и беспристрастными по отношению к другим позициям. Когда аргумент объективен, есть Справедливость.

Интеллектуальных стандартов больше, но если вы используете эти девять для оценки мышления, то вы на пути к тому, чтобы думать как профессионал.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Инструменты для широкого мышления — Школа Чарльза Диккенса

Уроки мышления CoRT преподаются в школах с середины 1970-х годов. С тех пор они стали наиболее широко используемыми школьными материалами для непосредственного обучения мышлению как основному навыку во всем мире.

Весь этот опыт способствовал разработке уроков CoRT Thinking Lessons, которые:

  1. Практичны по своей природе.
  2. Может преподаваться как отдельный предмет — навыки мышления — или быть включенным в существующую учебную программу для улучшения обучения учащихся и развития независимого мышления.
  3. Направлены на то, чтобы помочь учащимся стать эффективными, непредубежденными мыслителями — критическими, творческими, конструктивными и всеобъемлющими.
  4. Удовлетворить растущий интерес и признание необходимости обучения мышлению как базовому навыку наряду с чтением, письмом и математикой; традиционные основы.
  5. Может использоваться в самых разных ситуациях, от школ в неблагополучных районах до элитных школ и учащихся, обучающихся на дому.
  6. Привлекательность для людей разного возраста (от 6 до взрослых) и способностей (IQ от 75 до 140).

Подумайте о человеке, собирающемся учиться на плотника. Каждый столярный инструмент предназначен для выполнения определенной функции. Плотник учится, когда и как использовать каждый из инструментов один за другим. Чтобы стать умелым плотником, требуется много практики. Обучение тому, чтобы стать искусным мыслителем, — это тот же подход: сделать основные операции мышления второй натурой, чтобы они выполнялись автоматически, плавно, без суеты и усилий.


Детей учат создавать свои собственные философские вопросы. Затем они выбирают один вопрос, который является предметом философского исследования или диалога. Например, вопрос может звучать так: «Можно ли воровать?

Учитель, как ведущий, поддерживает детей в их размышлениях, рассуждениях и вопросах, а также в том, как дети говорят и слушают друг друга в диалоге. После опроса дети и ведущий размышляют о качестве мышления, рассуждений и участия и предлагают, как их можно улучшить; либо как отдельные лица, либо как группа (сообщество).

P4C предназначен для регулярного занятия, чтобы дети со временем развивали свои навыки и понимание. Роль фасилитатора имеет решающее значение для обеспечения качественного диалога и прогресса, а также интеграции с учебной программой.

Хорошо задокументировано, что P4C влияет на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей. P4C помогает детям думать и хорошо общаться; думать лучше о себе.

P4C – это основательная педагогика с большим академическим опытом. Профессор Мэтью Липман, разочарованный отсутствием заинтересованности своих студентов в учебе и мышлении, находился под влиянием педагогов и философов, таких как Выготский, Пиаже, Дьюи, а также традиции сократовского диалога.

 

Если мы ожидаем, что ученики будут заниматься более творческим и стимулирующим мыслительным процессом, мы, как учителя, должны поощрять их, задавая вопросы более высокого уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *