Четыре важные вещи, которым учит школа
Опытный учитель — о том, чему нужно научиться в школе, чтобы потом не было мучительно больно.
Данный текст написан с помощью блоговой платформы Newtonew.Impact. Подробнее о том, как пользоваться платформой, можно прочитать здесь.
Речь пойдёт не о профильной математике (эта наука не всем нужна), и не о биологии даже, которая лично мне ближе прочих строчек в учебном плане. Но не ради же нюансов клеткостроения будить любимого ребенка в субботу.
А пойдёт речь о том, почему и мой сын будет лишён всех преимуществ домашнего обучения и индивидуального подхода и будет посещать общеобразовательную школу (хорошую, конечно). О том, чему важному может научиться человек в хорошей школе.
Я не буду писать об очевидном: что школа учит добывать знания, переобуваться в сменку, убирать за собой стаканы в столовой, что есть школьные друзья, первая любовь… Но, как человек, выпустивший одиннадцатые классы в шестой раз, расскажу о том, что считаю самым полезным из вынесенного из школьных лет.
1. Школа помогает определить границы своих возможностей
Моя коллега рассказала, что её дочь (умница, красавица, почти отличница, заканчивает 11 класс), оказывается, дома говорит, что «если в вузе нужно также целыми днями только учиться, а не жить, то высшее образование получать ну совсем не хочется».
Хорошо, что семья у девочки к её доводам прислушивается, и планируют её поступление в вуз не с такой нечеловеческой погруженностью в науки, как у нас в профильном классе. Ну не хочет человек тратить молодость на погружение с головой в точные науки. Попробовала, не понравилось.
Получается, школа её не только помучила, но и помогла понять свои интересы, границы своих возможностей.
Другая одиннадцатиклассница, отучившись в химическом классе без видимых проблем и с видимыми успехами, решила сдавать литературу и поступать по гуманитарному профилю. Говорит, поняла, что химия – это не её.
Школа вообще помогает многое понять про самого себя. Что мне интересно? Легко ли мне дается это направление? Могу ли я без подготовки написать контрольную? Запоминаю ли я информацию с урока или приходится зубрить? Комфортно ли мне с людьми, у которых похожие интересы? Если ночь просидеть за компьютером, могу я высидеть шесть уроков? Боюсь ли я выступать перед аудиторией?
А главное, школа помогает понять, хочет ли ребенок учиться дальше и в какой форме. Дети, уставшие от теории и решения абстрактных задач, уходят в колледжи и техникумы. Там образование более практическое, приземленное, реалистичное.
Знаю, что есть дети, которые не найдя себя в школе, почувствовали вкус к учебе в училище или техникуме. И есть те, кто, почувствовав вкус к основам наук в школе, отправились покорять самые научные вузы. Или те, кто, отринув путь ЕГЭ, как чересчур формализованный, покорил нужный университет через олимпиады.
Я думаю, мудрость в том, чтобы не пытаться переделать школу под себя, сетуя на сложность или, наоборот, примитивность программ; перегруженность, или, наоборот, расслабленность школьников; отсутствие знаний, или, наоборот, завышенные требования учителей. Нужно присмотреться к ребенку в этой системе. Понять, как он раскрывается, в каком направлении он хочет развиваться, куда он хочет двигаться.
2. Школа учит допускать и исправлять ошибки
Наверное, по мне трактором проехалась профессиональная деформация, но я не считаю, что процесс исправления ошибок травмирует. Если, конечно, никто не переходит на личности и всё соответствует заранее оговоренным критериям.
Я считаю, что один из важнейших уроков, которые может преподать школа, — это отношение к ошибкам.
Нормально, что первоклассник не умеет видеть свои ошибки, страдает от допущенных ошибок, тревожится от страха перед новыми ошибками. Также нормально для взрослого человека давать себе разрешение на ошибки, на «не быть идеальным», умение свои ошибки переживать спокойно, анализировать их, идти дальше.
Школа в этом ряду является промежуточным звеном, тренировочным полем для отработки этих жизненно важных, необходимых для жизненного успеха навыков.
Именно в неправильных отношениях с ошибками я вижу причину неуспешности школьных отличников в жизни после школы.
Школьные ошибки — они учебные, тренировочные. Ошибся в контрольной — сделай работу над ошибками. Не сдал — пересдай. Сдал на двойку — замнётся под весом других оценок, за домашку там или за лабораторную. Даже двойка за год — это не приговор, она превращается в осеннюю переэкзаменовку.
Вот так и формируется здоровая в отношениях с ошибками психология троечника. Что-то вроде «ничего страшного, двигаемся дальше». Для дальнейшей жизни, насколько я сталкивалась, такой принцип может оказаться очень полезным.
Фото: Кадр из м/ф «Эй, Арнольд». imdb.com
Читать далее.
Чему на самом деле учит школа: подчинение, бесправие, эйджизм
«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь / Учат в школе, учат в школе, учат в школе» — чему ещё учат в школе? Наш новый блогер, ученица одиннадцатого класса Анастасия Харитонова, рассказывает, какие навыки, кроме решения уравнений и написания сочинений, прививает современная школа.
В обществе принято говорить о том, что школа — важнейший институт социализации, что она готовит ребёнка к «настоящей жизни». Попробуем взглянуть на этот этап образования с другой стороны: какие установки мы несём с собой в жизнь, покидая школьные коридоры? Вот некоторые жизненные уроки, которые лично я вынесла за 11 лет обучения в школе.
Ошибки недопустимы
В начальной школе мне и моим одноклассникам, бывало, ставили четыре за абсолютно безошибочную работу. Учительница аргументировала это тем, что в работе «слишком много исправлений». Логика такова: исправляешь — значит, сомневаешься. Сомневаешься — значит, не знаешь.
Уважать за возраст, а не за личные качества
Я никогда не забуду, как однажды школьный завуч кричала на мою одноклассницу и не давала ей возразить со словами: «Сначала окончи школу хотя бы и доживи до моих лет, а потом, может быть, я тебя и послушаю». Вот вам, школьники, жизненный урок: уважения можно добиться цифрами в паспорте. Да что там, элементарного права говорить можно добиться исключительно цифрами в паспорте! Ещё с начальной школы мы слышим постоянный призыв: «Взрослых надо уважать». Не умных, добрых, смелых и честных людей. Взрослых. И точка.
Проще — лучше
Школьное образование практически не предусматривает творчества. Вписаться в формат — вот что часто становится единственной целью при выполнении какого-либо задания. Особенно это чувствуется в старших классах, когда приближаются экзамены. Всё чаще начинает звучать фраза «Не заморачивайся, на ЕГЭ такого не спросят», а то, что принято называть школьным сочинением, неизбежно превращается в набор клише и вымученных неискренних фраз про любовь к родине и белым берёзкам. Зачем размышлять, если это никак не поможет попасть в критерии оценивания?
Выученное бесправие
Конкурс военно-патриотической песни, конкурс сочинений, сбор макулатуры, олимпиада по экологии… Как много в школе проходит мероприятий, в которых должен поучаствовать именно ты! Чувствуешь, что не имеешь права сказать «нет», потому что, по сути, не принадлежишь себе, пока находишься в школьных застенках. К словам, что участие добровольное, всегда неизбежно прибавляется «добровольно-принудительное».
Учителя почти никогда не объясняют, какой вообще прок во всём этом участвовать, но часто манипулируют фразами вроде «не заставляй меня разочаровываться в тебе», которые неизбежно заставляют чувствовать себя виноватым. За что? Стоишь на сцене и с обречённым видом поёшь вместе со всеми что-то про великую войну, так и не успев разобраться. Терзаешься из раза в раз довольно противным чувством, которое не даёт спокойно жить. Имя этому чувству — беспомощность.
В бесконечном круговороте нет возможности задаться простым вопросом: кто я вообще — человек или ресурс для выполнения ежегодных школьных планов?
Подчинение
Школа неизбежно учит подчиняться неестественным для человека правилам:
- Коллективное выше личного. Сколько раз за школьную жизнь вы слышали фразу «„Я“ — последняя буква алфавита»?
- Учитель важнее ученика. Формально все, конечно, равны, но некоторые равнее, иначе не существовало бы ужасной фразы «звонок для учителя».
- Никто не ценит человеческую индивидуальность. Не выделяться в условиях школьной системы — гарант успеха. Если ты «слишком умный», вероятно, тебя будут недолюбливать одноклассники. Если «слишком глупый» — учителя. Всё, что остаётся, — существовать в условиях жёстких рамок и ярлыков, найти своё место в этой странной иерархии.
Школа учит не задаваться «лишними» вопросами. Не думать, действительно ли все полученные знания пригодятся в жизни и как розовые волосы помешают хорошо учиться. Ребёнок учится молчать, когда хочется говорить, сидеть смирно, когда хочется бегать, и наоборот — по той же схеме.
Ситуация, когда главной мерой успеха становится одобрение взрослого, неизбежно приведёт либо к активному бунту, либо к трусливому смирению и постоянному ожиданию конца, если со школой не повезло.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: @charlotte.ager
Школа — это учитель, но каковы уроки?
Педагоги средних классов почти все свое время и энергию тратят на то, чему их учат, на то, что преподносится в классах и на курсах. Это понятно, учитывая большое внимание, уделяемое когнитивному обучению/академическим достижениям.
Но школа — это гораздо больше, чем физическое помещение, в котором учителя проводят уроки; это лаборатория жизни, где обучают постоянные практики и отношения. Педагоги должны время от времени останавливаться, чтобы рассмотреть уроки, которые школа может преподать через свои программы, политику, правила и положения — через свой образ жизни. При этом они могут быть удивлены и огорчены.
Обескураживающий процент того, чему учат явно в формальной учебной программе, забывается в течение нескольких месяцев. Это признанная и принятая реальность. Но уроки, которые школа преподает имплицитно , остаются, потому что они усваиваются, тонко, но верно, по мере того, как ученики со временем живут под опекой школы.
Уильям Херд Килпатрик, которого часто называют величайшим учителем Америки, утверждал: «Мы учимся тому, что живем, и мы учимся этому в той мере, в какой живем». А известный педагог Элиот Эйснер мудро напомнил нам, что «школы учат гораздо большему и гораздо меньшему, чем они собираются учить».
Многое из «большего», чему школа непреднамеренно учит, является положительным, и целая статья или две вполне могли бы быть посвящены признанию и разработке важных, изменяющих жизнь уроков, которые преподают отдельные учителя, просто поддерживая отношения со студентами. Действительно, когда все сказано и сделано, влияние, которое учитель как личность оказывает на отношение, ценности и поведение ученика, может быть самым определенным и значительным «выносом» из года, проведенного в классе этого учителя.
The Hidden Curriculum
К счастью, несмотря на то, что газетные статьи об образовании, кажется, касаются исключительно когнитивной стороны образования, о чем свидетельствуют результаты тестов — как если бы это было все, что представляет собой настоящее образование — большинство родителей признают и оценить влияние, которое учитель оказывает на ученика помимо формальных познавательных уроков.
Однако многие уроки, непреднамеренно проводимые школой, полностью противоречат заявленным целям школы и философии средней школы. Именно эти нежелательные уроки, часть скрытой учебной программы, преподаватели должны распознать, обдумать, а затем найти способ преуменьшить или противостоять. Многие из этих уроков вытекают из давних практик, которые глубоко укоренились в нашей культуре и не могут быть изменены немедленно или легко. Однако, зная об этих нежелательных уроках, учителя могут помочь учащимся понять основу практики и получить необходимую точку зрения.
Например, рассмотрим нежелательные уроки, присущие большинству школьных систем оценок. Не противоречит ли наша единая стандартная шкала оценок нашей предполагаемой цели — помочь всем учащимся сформировать позитивную самооценку? К какому выводу могут прийти некоторые учащиеся, когда раз за разом от них ожидают преуспевания там, где, как показал весь их предыдущий школьный опыт, они не могут попасть в высшую группу?
К каким выводам учащихся о цели образования приводит сильный акцент на оценках? Когда вы остановитесь и подумаете об этом, вы должны признать, что школа с помощью своей практики оценивания на самом деле учит некоторых детей тому, что они тупые!
Хотя это определенно не является целью школы, практика группировки способностей неизбежно преподает некоторые нежелательные уроки. Они учат, что некоторые дети стоят больше, чем другие. Когда некоторые ученики определяются как «одаренные» и с ними обращаются особым образом, все остальные ученики автоматически становятся «неодаренными» — ярлык, который мы не хотим навешивать на учеников, которые находятся в процессе становления.
Рассмотрите также типовой школьный кодекс дисциплины и политику. Не основано ли оно на негативных предположениях о характере молодых подростков? Разве он не указывает последствия предполагаемого плохого поведения, а не подтверждает позитивные ожидания? Часто ли это побуждает детей узнавать способы победить систему? Узнают ли ученики, к сожалению, что взрослые им не доверяют?
Пища для размышлений
Почти во всех средних школах мы вынуждены признать досадную правду о том, что уроки, противоречащие стремлению школы обеспечить наилучшее образование с учетом развития для всех учащихся, непреднамеренно преподаются. Способы, которыми мы управляем, сортируем, маркируем, инструктируем и оцениваем учащихся, передают сообщения. Мы знаем, что в эти податливые ранние подростковые годы молодежь вырабатывает представления о себе и личные стандарты, ценности и взгляды, которые будут определять их поведение в предстоящие годы, поэтому кажется очень важным, чтобы нежелательные уроки, которые преподают в школе, были усвоены. сталкиваются, и преподаватели должны принять меры для противодействия им.
Подумай об этом. Выделите время на групповых собраниях и сессиях преподавателей для решения этого важного вопроса.
Джон Х. Лаунсбери давний адвокат среднего звена и почетный декан Педагогического колледжа Джона Х. Лаунсбери в Колледже и государственном университете Джорджии, Милледжвилл, Джорджия. Он является ведущим докладчиком на AMLE2014. [email protected]
Различные типы школ для разных стилей преподавания учитель сегодня. Эти различные типы школ сильно различаются, и выполнение домашнего задания до того, как вы выберете свою собственную, гарантирует, что вы примете лучшее решение.
Дополнительная литература: 5 вещей, которые следует учитывать при поиске своей первой учительской работы
Я посещал частную приходскую школу в пригороде, начиная с начальной и заканчивая средней школой. Я также учился в частном приходском колледже, чтобы получить степень бакалавра и магистра. Но когда я выбирал школу, в которой я хотел построить свою карьеру и оказать наибольшее влияние на своих учеников, я знал, что хочу преподавать в городской, малообеспеченной, мультикультурной государственной средней школе. Если вы не уверены, какой тип школы лучше для вас, вот несколько вещей, которые я узнал.
Общественность: Разнообразие и Ходячие мертвецыОдной из причин, по которой я выбрал школу, было разнообразие. Я знал, что если бы у меня были ученики со всего мира, я бы научился у них так же многому, как и они у меня. Первую часть своей жизни я провел в однородном пузыре, где люди выглядели одинаково и имели схожий опыт и взгляды, поэтому моя способность общаться с остальным миром была ограничена. После стольких лет в одном и том же закрытом сообществе я чувствовал застой.
После обучения в школе для неблагополучных семей я чувствовал себя взволнованно неустроенным и как дома. Несмотря на то, что у нас не было общей истории или культуры, я общался со своими учениками на человеческом уровне. Даже дети с более исключительно городским воспитанием «поймали меня». Им нравились мои шутки, особенно моя легендарная первоапрельская шутка, когда я нанял студентку, чтобы она разбила ее (фальшивый) телефон, когда я «поймал» ее на смс.
Я не хотел быть каким-то «белым спасителем». Я просто хотел помочь своим ученикам расти, учиться и достигать результатов. Поскольку я пришел из мира, где мне часто говорили: «Ты можешь все», мне удавалось вдохновлять своих учеников представлять их потенциал. Например, мой ученик Джордан был одержим программой AMC 9.0056 Ходячие мертвецы . Он часто говорил мне: «В сериале есть все то, о чем мы говорим на уроках английского, например, символика, образы и характеристики. Почему бы нам не провести урок по «Ходячие мертвецы »?»
Почему нельзя? Я пошел к своему директору с идеей Джордана. Она сказала, что если я захочу разработать сложную и строгую учебную программу для шоу летом, я могу провести факультатив по этому поводу. В этом году этот курс посещают Джордан и еще 67 студентов. После помощи в создании единственного класса старшей школы на Ходячие мертвецы В деревне Джордан теперь чувствует, что может все. Я не удивился, когда на нашем государственном экзамене он набрал 93-й процентиль улучшения роста.
Я преуспеваю, когда создаю уникальные возможности для своих учеников, поэтому обучение в школе с низким доходом было для меня подходящим вариантом. Кроме того, как и многие мои коллеги, преподающие в школах с низким доходом, я научился собирать средства и писать гранты. Учителям школ с низким доходом почти всегда необходимо помогать своим ученикам восполнять пробелы в финансировании, и мне нравилось работать, чтобы помочь уравнять правила игры. Мой стиль преподавания идеально подходит для моей средней школы, и это одна из причин, по которой я преподаю в одном и том же месте уже 22 года.
Личное: интимный и находчивыйМоя подруга Нали, с другой стороны, преподает в одной из самых престижных подготовительных школ мира. Кампус ее школы полон специально созданных садов, произведений искусства и изысканной архитектуры. Большинство учеников ее классов чрезвычайно богаты — дети президентов, руководителей компаний из списка Fortune 500 и иностранных дипломатов. Студенты и преподаватели живут в кампусе, и их жизнь чрезвычайно запутана. Учителя приглашают учеников на обед и чай, участвуют в спортивных мероприятиях и участвуют в школьных спектаклях.
Эта атмосфера практически не оставляет приватности, часто делая баланс между работой и личной жизнью очень подвижным. Но Нали нравится солидарность и близость кампуса. Ей не нужно беспокоиться о том, что у нее закончится бумага для копировальных аппаратов или что она не сможет позволить себе купить книги, потому что школа предоставляет самое современное оборудование и обилие материалов. Стиль преподавания Нали был наиболее эффективным, когда она преподавала математику в маленьких тесных классах. Ей не нужно беспокоиться о поведенческих проблемах, связанных с большим количеством учеников, и в большинстве ее классов занимается около 10 учеников, что упрощает индивидуальное обучение и способствует развитию сообщества.
Чартер: Маленький, но ограниченныйДочь моего лучшего друга, Кэсси, преподает в чартерной школе в Филадельфии. Она начала свою преподавательскую деятельность в небольшой приходской школе, но зарплата и потенциал роста не давали ей большего. Она пыталась поступить в государственную школу, но работы не было. Кэсси нашла возможность преподавать в чартерной школе, где ей нравится небольшая структура и она любит директора своей школы.
Однако текучесть кадров высока, и Кэсси опасается, что ее директор может уйти. Ее школьный день намного длиннее, чем обычный день в государственной школе, и ее ученики часто утомляются последним уроком. Кроме того, она не зарабатывает столько же, сколько учительница в государственной школе. Большинство чартерных школ предлагают более низкую заработную плату, чем традиционные государственные школы, в обмен на более интимную карьеру. Она часто беспокоится о безопасности своей работы, потому что, в отличие от государственных школ, ее не защищает профсоюз.