метод групповой генерации идей Уильяма Гордона и Джорджа Принса
Предыстория
Синектика – метод групповой генерации идей, основанный на комбинировании разнородных и даже несовместимых элементов в решении творческих задач. Методика разработана в США Уильямом Гордоном совместно с Джордем Принсом в начале 1950-х годов.
В 1952 г. исследовательская группа Гарвардского университета в Кембридже (штат Массачусетс) во главе с Уильямом Гордоном обсуждали методику и практику мозгового штурма. Появилось предположение, что индивидуальное творчество имеет множество аналогий с коллективным творчеством. А посредством аналогий всё, даже самое несхожее, оказывается связанным друг с другом, физически, психологически или символически. Сформировалась новая методика, получившая название Синектика (в переводе с греческого языка – «соединение разнородных элементов»).
В 1960 г. Гордон применил методику на практике и основал консалтинговую компанию «Synectics Inc» в Бостоне, которая по настоящее время оказывает услуги по обучению творческому мышлению и разработке инновационных идей. А в 1961 г. автор изложил свою концепцию в книге «Синектика: развитие творческого воображения», ставшую мировым бестселлером среди бизнес-изданий.
Особенности метода
Синектическая методология базируется на социально-психологической мотивации интеллектуальной деятельности коллектива и задает целенаправленную активность. Основной инструмент в решении творческих задач – аналогии, связывающие новую и известную информацию. Мышление развивается путем визуализации и использования сравнений.
Отличительная черта синектики в том, что методика предназначена для решения конкретных проблем, а не направлена на поиск универсальных систематизированных закономерностей. Анализ проблематики осуществляется уже сработавшейся группой специалистов. В синектике поощряется критика, члены коллектива, привыкшие к совместной работе, воспринимают ее адекватно.
Как правило, формируется постоянная группа из 5-7 человек, разных профессий, имеющих от двух специализаций, предпочтительно самых парадоксальных (химик-литературовед, инженер-географ и т. п.). Не менее важно, чтобы участники группы были разных темпераментов и характеров.
Этапы
Синектический метод предполагает ряд этапов проведения за сессию:
- Формулировка проблемы;
- Анализ проблематики;
- Генерирование идей;
- Перемещение обнаруженных новых идей к проблеме как она дана;
- Перенос обнаруженных новых идей к проблеме как она понята;
- Выявление возможностей сгенерированных идей;
- Развитие и конкретизация наиболее удачной идеи.
Аналогии
Этап генерирования новых идей осуществляется путем приведения четырех видов аналогий:
- Прямой – объект сопоставляется со схожими объектами из других областей: культуры (прим. значение – проявление человеческой деятельности) и природы;
- Личной – сравнение себя с объектом, необходимо мысленно слиться с предметом;
- Символической – представить метафорический образ объекта, раскрывающий его свойства.
- Фантастической – в решаемую задачу вводятся фантастические условия. Найдя фантастическое решение, анализируется, что не дает применять его в обычных условиях, как устранить препятствие.
Область применения и адаптация
Наибольшую популярность синектика приобрела в США, где переросла из метода развития творческого мышления в признанную профессиональную деятельность. Однако в России методика не нашла столь широкого применения.
Методология изначально разрабатывалась, как групповая, но она пригодна и для индивидуального применения. В индивидуальной работе метод синектики может стать полезным инструментом для рекламщиков и дизайнеров.
Синектика в дизайне
Николас Роюкс адаптировал методику под сферу дизайна и в 1981 г. издал книгу «Design Synectics. Stimulating Creativity in Design», где изложил основные особенности восприятия. На сегодняшний день синектика используется в дизайне, как теоретическая база формообразования.
Основная концепция синектики в дизайне – использование аналогий, т.е. обнаружение схожих черт у непохожих вещей. Для стимуляции процесса создания новых связей и синтеза идей предлагается использовать 23 триггера.
Триггеры
Каждый триггер акцентирует внимание на построении новых связей:
1. Вычитание | 2. Добавление | 3. Перенос |
4. Эмпатия | 5. Оживление объекта | 6. Наложение |
7. Изменение масштаба | 8. Замещение | 9. Фрагментация |
10. Изоляция | 11. Искажение | 12. Маскировка |
13. Противопоставление | 14. Пародия | 15. Увиливание |
16. Аналогии | 17. Гибридизация | 18. Метаморфозы |
19. Символизм | 20. Мифология | 21. Фантазии |
22. Повторение | 23. Комбинирование |
Аналогии подразделяются на логические и психологические:
Логические
Название | Пример |
Структурные | Муравейник, термитник, пчелиные соты – многоквартирные жилые комплексы. |
Функциональные | Шляпка гриба – механическая конструкция зонтов, зонтичные беседки. |
Феноменальные | Природная цветомаскировка – камуфляж |
Психологические
Название | Пример |
Сенсорные | Соц-арт в интерьерах. Например, плакат «Родина мать зовёт!» – песня «Вставай страна огромная». |
Эмпатические | Летающие фигуры на картинах Шагала. |
Символические и метафорические |
Стилизованные интерьеры с обилием мотивов и символики: древнегреческие, древнеегипетские, восточные. |
Фантастические | Сюрреалистические интерьеры, предметы и аксессуары в стилистике Дали, Пикассо, Муми-дола. |
План работы
- Определяется проблема и желаемая цель;
- Формулируется и описывается концепция;
- Выбирается несколько ключевых триггеров;
- Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему;
- Применяются логические и психологические аналогии;
- Генерируется первый уровень абсурдных идей;
- На основе первого уровня идей, генерируется второе поколение идей. Без потери оригинальности, необходимо сформулировать их практическое применение;
- Из сформулированных вариантов выбирается наиболее интересная версия;
- Выбранная версия отрисовывается от руки или создается коллаж;
- Версия доводится до стадии воплощения в реальность.
———————-
Если вы профессионально занимаетесь дизайном интерьера, смотрите также:
Как создать и чем наполнить сайт для дизайнера интерьера
Как дизайнеру рекламировать свои услуги через блогеров
Как выбрать SMM-агентство или подрядчика на SMM-услугу
Создание товарного знака для дизайнера интерьера
Метод аналогий — креативная Синектика вам в помощь
- Главная
- Статьи
09-05-2022
Этот креативный метод предназначен для активации вашего творческого мышления, преодоления привычных шаблонов.
Еще полезная информация в статье «Как мыслить нешаблонно?»
Метод синектики применяется для решения креативных задач и поиска новых идей используя аналогии из других сфер и областей деятельности и «переноса» их на вашу проблему.
Синектика – это сочетание разнородных, часто не совместимых, элементов в процессе постановки и решения задач.
Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи между словами, понятиями, чувствами, эмоциями, мыслями, впечатлениями и т. п.
Автором (У. Гордоном) этот метод задумывался как разновидность мозгового штурма, т.е. коллективного решения креативных задач, но я с успехом использую его в гордом одиночестве.
При работе по этому креативному методу применяются следующие виды аналогий: прямая, символическая, фантастическая, личная.
При работе по прямой аналогии нужно найти похожие (аналогичные) решения в других областях жизни и деятельности человека: природа, быт, бизнес, промышленность, наука и т. д. Например, в рекламе автоматического сварочного оборудования, основным отличием которого являлась скорость работы, использовалась аналогия со швейной машинкой.
При символической аналогии необходимо всю вашу креативную задачу свести к короткому выражению или символу, отражающему суть вашей проблемы. Это могут быть некие образы, знаки, метафоры. Главное очень четко и лаконично выразить суть разрабатываемой задачи. Самый простые примеры: мороженное – сладкий лед, или название этого блога – «креативный мозг».
При применении фантастической аналогии для решения креативной задачи поместите ее в нереальную среду, используйте фантастических героев или антигероев, технику.
Личная аналогия (эмпатия) предполагает, что вы представите себя объектом (его частью) или элементом (элементами) той креативной задачи над которой работаете. Суть этого приема в том, что нужно почувствовать, как объект влияет на свое окружение, а окружающая среда на него. Например, при разработке плаща-дождевика, его внутреннюю поверхность сделали с небольшим рельефом, и он перестал «прилипать».
Тема статьи: Синектика – метод аналогий, креативная техника для активации творческого мышления и преодоления шаблонов.
Автор: Евгений Вагнер.
Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.
Чек-лист 99 принципов креативности.
Самый эффективный креативный метод №10.
Новая книга «Авторские креативные методы для решения творческих и бизнес-задач».
Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой.
#креативность #творчество
Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:
Взгляните на эти публикации, там много интересного:
Синектика и другие творческие методы
Scribalo
Содержание
Креативность очень важна в инновационных процессах . Однако к этому нужно подходить дисциплинированно и с четкой целью: решение конкретной проблемы. С этой целью я представляю еще 3 техники, помогающие организовать процессы генерации идей.
Творческие методы
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод Дельфи
Синектика
Это творческая техника решения проблем , разработанная Уильямом Дж. Дж. Гордоном. “ Пытается осознать бессознательные механизмы творчества
”*. Эта техника подчеркивает метафоры, образы, эмоции и энергию.Согласно Винсенту Нолану в статье для Synectics World, Synectics расширяет и углубляет процесс приостановления судебного решения различными способами:
- Он распространяется на описание проблемы. Таким образом, восприятие владельца проблемы принимается без возражений или вопросов.
- Это поощряет альтернативное восприятие проблемы, которое должно быть выражено без оспаривания.
- Он побуждает «прислушиваться к идеям», обращая внимание на явно не относящиеся к делу мысли и образы, которые можно использовать в качестве ключей к новым идеям.
- Он активно поощряет абсурдные идеи.
- Экскурсии используются для воспроизведения феномена получения новой идеи из ниоткуда (во время бритья или сна).
Его реализация
Цель состоит в том, чтобы найти новые направления действий , которые должны быть реализованы. Его выполнение обеспечивается тем, что их выберет лицо, участвующее в его исполнении.
Для этого используются две четкие стратегии:
- Знакомство со странным
- Сделать знакомое странным
Сделать странное знакомым является чисто аналитической стратегией. Где:
- Проблема и ее разветвления исследуются, чтобы адаптировать ее к повседневному миру, анализируя разбивку ее частей.
- Он использует обобщение для выявления существенных аспектов и существенных характеристик проблемы.
- Модели или аналогии ищутся, чтобы привести его к похожей или знакомой основе.
Сделать знакомое странным , чтобы исказить повседневный мир и получить новый взгляд на реальность. Это изменит наше восприятие. Для этого используется несколько методов:
Личная аналогия
Личная аналогия предполагает отождествление человека с элементами проблемы. Используется первое лицо и показываются чувства и ощущения объекта. Вопросы могут быть такими: если бы я был…? Как бы я себя чувствовал?
Прямая аналогия
Прямая аналогия сравнивает два похожих факта, понятия, объекта или организма. Обычно проводят аналогии с природой. Например: Как бы муравьи решили эту проблему?
Аналогия фантазии
Аналогия фантазии пытается найти нереальную ситуацию с невозможными воображаемыми решениями. Однако он может дать конкретные и достижимые ответы.
Символическая аналогия
Символическая аналогия или название книги представляет собой сжатое описание проблемы, полное смысла. Используются метафоры. Необходимо найти слово, относящееся к проблеме, чтобы спросить о ее сути и значениях. Затем он интегрируется в одно или два слова, как название книги.
Игры, чтобы сделать законы неэффективными
Игры, направленные на то, чтобы сделать законы неэффективными, пытаются изменить научный закон или концепцию, увидеть ее последствия и стимулировать творческие идеи.
Игры со словами
Игры со словами, значениями и определениями устанавливают ассоциации от слов-стимулов, связанных с проблемой.
На сеансе Synectics группа должна состоять из от 5 до 7 человек , обладающих широким спектром навыков и знаний, помимо творчества. Ее объединяют ведущий, эксперт и участники. Сеансы должны длиться приблизительно 2 часа .
Используется в области рекламы, дизайна продукции, исследований и технологий. Может работать как индивидуально, так и в группе. Однако хорошая групповая работа имеет больше преимуществ.
Морфологический анализ
Этот метод, разработанный Фрицем Цвикки, пытается решить проблемы путем анализа и разбивки на части . Он изолирует каждый элемент проблемы, чтобы составить из них комбинации, увидеть их выполнимость и изучить все возможности.
Это просто генерация идей на основе матрицы.
Морфологический анализ состоит из 3 этапов:
При Анализе объект изучается со всех его составляющих и вариантов. Другими словами, физические части, процессы, функции и т. д. продукта могут быть проанализированы. Главное увидеть его со всех сторон. Альфредо Муньос Аданес (2) объясняет это стулом, который можно разобрать с функциональной точки зрения: сиденье, ножки и спинка.
Этап объединения фокусируется на смешивании элементов, которые ранее были разбиты. Например, компоненты стульев, такие как ножки, имеют такие вариации, как высота, материал и форма, и в то же время они также имеют вариации, такие как дерево, пластик и т. д. Эти переменные последовательно комбинируются друг с другом до окончательной отделки. комбинации. Эта группа называется морфологическим продуктом.
В ходе морфологического поиска изучаются сочетания. Они могут быть случайными или матричными (перечисляются все комбинации и изучается каждая из них). Выбор того или иного способа будет зависеть от количества элементов и переменных.
Метод Дельфи
Этот метод был разработан корпорацией Rand, и это метод анализа и решения проблем, а не творческий. Он представляет проблему группе экспертов в предметной области, чтобы найти решения.
Это групповая работа, но участники не работают вместе, не знают друг друга и не общаются друг с другом . Все делается через координатора. Группа состоит из координатора и экспертов.
Координатор общается с каждым экспертом по электронной почте, телефону или другим способом. Его/ее основная задача – собрать ответы, обобщить их, сгруппировать и отправить другим. В дополнение к фильтрации и поиску консенсуса среди альтернатив, предложенных экспертами.
Этот метод в основном используется для анализа тенденций и прогнозирования рынка. Он также используется в области здравоохранения и образования.
Дело не только в методе
Есть и другие техники, помогающие творчески решать задачи, такие как Синапс, Список Атрибутов, Триз или Номинальная группа.
Речь идет не только об используемой технике, но о том, как использовать ее преимущества и интегрировать для достижения успешных инноваций .
В нашей статье «Мозговой штурм и шесть шляп мышления: творчество для инноваций» мы объясняем 2 самых известных творческих метода.
Примечания:
- * Métodos creativos para organizaciones – Alfredo Muñoz Adánes, Ediciones Pirámide. Стр. 34.
- ** Métodos creativos para organizaciones – Alfredo Muñoz Adánes, Ediciones Pirámide. Страница 86.
Справочные материалы и ссылки:
- Métodos creativos para organizaciones – Alfredo Muñoz Adánes, 2006, Ediciones Pirámide.
- Técnicas de creatividad en Innovación y creatividad от Wiki EOI.
- Синектика как система творческого решения проблем (CPS), Винсент Нолан, Synectics World
Похожие сообщения
Обзор и форум по синектике— 12manage Обзор и форум по синектике
— 12manageЦентр знаний |
11 шт. • 38 507 посещений
Перевести
X
Добро пожаловать в центр знаний о Synectics. Здесь вы найдете обзор Synectics, а также:
- Обсуждения на форуме
- Передовой опыт
- Советы экспертов
- Подробнее…
Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы получить доступ. Это легко и на 100% бесплатно.
Войти
Что такое синектика? Значение.Синектика — это подход Гордона (1960) к творчеству. мышление, которое зависит от совместного понимания того, что кажется другим. Его основной инструмент аналог или метафора. Подход, который часто используется рабочими группами, может помочь членам рабочей группы развивать творческие способности. ответы на решение проблем, чтобы сохранить новую информацию, чтобы помочь в создании писать и исследовать проблемы. Это помогает пользователям сломать существующие установки ума и усвоить абстрактные понятия. ИсторияДжордж Принс и Уильям Дж.Дж. Гордон был частью Артура Группа разработки изобретений D. Little Inc., консалтинговая компания, отвечающая за за помощь компаниям в разработке концепций новых продуктов. Озадачен тем, почему некоторые встречи были гораздо более плодородными, чем другие, Гордон и Принс полагали, что у них меньше делать с людьми в комнате и многое другое с динамикой, которая была работает без ведома тех, кто находится в комнате. Чтобы понять эту динамику, Принц и Гордон записали на пленку тысячи часов совещания по разработке новых продуктов. Они изучали, как люди взаимодействовали. Записи выявили существенные различия во встречах, которые привели к изобретениям. и те, которые этого не сделали. Затем они превратили свои наблюдения в методы, которые воспроизвели методы, неофициально используемые успешными изобретателями и предпринимателями. Термин синектика происходит от греческого слова 9.0034 синектикос что означает «сведение вместе» или «сведение разных вещей в единое целое».
подключение.» ПредположенияУильям Гордон изложил три основных принципа или предположения синектической теории:
ПроцессТипичные этапы синектического процесса:
Сравните с: Латеральное мышление | Ключи мыслителя | Абилин Парадокс | Аналоговый стратегический Рассуждение | Паралич по анализу | Мозговой штурм | Технологическое прогнозирование | Неявное знание | Гештальт-теория | ТРИЗ | Интеллект-карты | Шесть мыслящих шляп | Метаплан | Ограниченная рациональность | Причинно-следственная неопределенность | Сценические ворота | Планирование сценария | Теория игр | Анализ первопричин | Диалектическое исследование | Аналоговый стратегический Рассуждение | Теория ограничений | Анализ силового поля | Каталитические механизмы | Окно Джохари | Метод Дельфи | Рассказывание историй |
|