Синестезия и сенсибилизация: 3.Сенсибилизация и синестезия

Психология ощущений. — ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ: СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ.

Страница 9 из 10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ: СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. Согласно И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.П. Зинченко).

<< Предыдущая — Следующая >>


Взаимодействие и развитие ощущений

Наши ощущения могут претерпевать изменения как под воздействием окружающей среды, так и в результате изменения состояния организма.

Взаимодействие ощущений — это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, воздействующих на другие анализаторы. Общая закономерность такого взаимодействия состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные, напротив, понижают чувствительность анализаторов. К видам взаимодействия ощущений относятся явления сенсибилизации, компенсации, синестезии и контраста.

Сенсибилизация (лат. sensibilis — чувствительный) — это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация, т.е. обострение чувствительности, может быть вызвана:

  • взаимодействием, системной работой анализаторов, когда слабые ощущения одной модальности могут вызывать повышение силы ощущений другой модальности. Например, чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи или негромком звуке;
  • физиологическим состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ. Так, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А;
  • ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, установкой на различение определенных раздражителей. Например, ожидания в приемной стоматолога могут стимулировать усиление зубной боли;
  • опытом, приобретенным в процессе выполнения какой-либо деятельности. Известно, что хорошие дегустаторы по едва уловимым нюансам могут определить сорт вина или чая.

При отсутствии какого-либо вида чувствительности этот недостаток компенсируется за счет повышения чувствительности других анализаторов. Данное явление называют компенсацией ощущений, или компенсаторной сенсибилизацией.

Если сенсибилизация — это повышение чувствительности, то противоположный процесс — понижение чувствительности одних анализаторов в результате сильного возбуждения других — называется десенсибилизацией. Например, повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность, т.е. происходит десенсибилизация зрительных ощущений.

Синестезия (греч. synaisthesis — совместное, одновременное ощущение) — явление, при котором ощущения одной модальности возникают под воздействием раздражителя другой модальности.

Контраст ощущений (фр. contraste — резкая противоположность) — это повышение чувствительности к одному раздражителю при его сопоставлении с раздражителем противоположного типа. Так, одна и та же фигура белого цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном — безупречно белой. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, в то время как на красном — зеленоватым. Контраст ощущений часто используется в творчестве, рекламе и даже … в русской бане.

Адаптация (лат. adaptatio — приспособление) — это изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к интенсивности и продолжительности воздействия раздражителя.

Принято выделять три вида адаптации: полное исчезновение ощущений, их притупление и повышение чувствительности. Сенсорная адаптация как полное исчезновение ощущений возникает при продолжительном или привычном воздействии раздражителя. В течение дня человек может не ощущать прикосновения одежды или после некоторого времени просто не обращать внимания на то, что на его пальце находится обручальное кольцо.

Притупление, но не полное отсутствие ощущения также наблюдается при действии сильного раздражителя. Например, человек адаптируется к интенсивным запахам, работая на парфюмерной фабрике. Повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей как вид адаптации можно наблюдать, когда входишь в кинозал после начала сеанса: глаза постепенно начинают различать кресла и подходы к ним.

Основными параметрами адаптации являются ее скорость и диапазон. Скорость адаптации — это время, в течение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые условия для деятельности и комфортные условия для восприятия окружающей среды. Она зависит от модальности ощущений. Так, зрительная адаптация к темноте равна примерно 30-40 мин, в то время как адаптация к свету потребует от 3 до 5 мин.

Быстрее других адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Например, адаптация к запаху йода наступает приблизительно через одну минуту. Зато у зрительных ощущений самый большой диапазон адаптации. Она может изменяться в 200 000 раз, хотя сам зрачок способен увеличить пропускную способность света только в 17 раз.

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Они имеют большое значение с точки зрения выживания человека как биологического вида, а также приспособления его к различным условиям естественной и культурной среды обитания и жизнедеятельности.

Синестезия и связанные с ней явления — Творчество

Последнее обновление пн, 10 сентября 2018 г. | Креативность

Синестезия была одним из феноменов, рассматриваемых теоретиками гештальт-направленности. Это направление мысли простирается от начала двадцатого века до настоящего времени и связывает перцептивную и литературную (или поэтическую) синестезию. Этот раздел посвящен в первую очередь обсуждению такого наследия, которое имеет важное значение для изучения синестезии и творчества. Как и подобает такой гештальт-ориентации, читателю предлагается проверить себя в серии тестов на синетезию, которые можно найти на следующем сайте: http://www. Synestete.org. Как отмечалось выше, можно рассматривать синестезию и синестетический опыт как лежащие в континууме, с одним полюсом, отмеченным типом «сильной», «конституционной», «классической» или «типографической» синестезии, которая обсуждалась Ричардом Э. Цитовик. На самом деле, можно было бы далее считать, что синестезия является всего лишь одним из семейства явлений, которые Хайнц Вернер назвал синкретическими явлениями (189).0-1964) — то есть вместе с эйдетическими образами и физиогномическим восприятием — где под «синкретическим» подразумевается слияние или дедифференцировка перцептивных качеств в субъективном опыте.

Синестезия влечет за собой дедифференцировку сенсорных модальностей (как при цветном слухе) — то, что другие называют «нарушением модульности». Эйдетические образы влекут за собой дедифференцировку образов и восприятия, допуская галлюцинаторную или псевдогаллюцинаторную форму субъективного опыта (т. Физиогномическое восприятие влечет за собой дедифференциацию аффекта и восприятия (например, изображение маленького ребенка грома, похожего на ее собственное сердитое лицо со сдвинутыми вместе бровями).

Эйдетические образы и синестезия были отмечены у одних и тех же людей, что наводит на мысль, что эйдетики и синестеты — это одно и то же. Это имеет отношение как к вопросу о распространенности синестезии (и эйдетизма) в нормальной популяции, так и к определяющим характеристикам синестетического (и эйдетического) опыта. Оценки распространенности увеличиваются и уменьшаются со временем. Оценки распространенности от 10 до 15% взрослого населения, скорее всего, относятся к слабой форме синестезии. Текущие оценки сильной формы синестезии могут быть в районе 0,04-5%. Обращаясь к литературе по эйдетизму, можно обнаружить, что среди взрослого населения распространенность типографских эйдетиков может быть в районе 0,1-1%. И все же, если вспомнить, (1) что синестеты вполне могут быть типографскими эйдетикерами, (2) что и синестеты, и эйдетики могут иметь высокие баллы по личностной черте поглощенности (см. ниже), (3) что и синестеты, и эйдетики могут быть фантазерами. склонность, что является чертой, положительно коррелирующей с чертой абсорбции (см. ниже), и (4) что типографические эйдетические образы могут быть восстановлены с помощью гипноза у таких склонных к фантазиям людей, кажется, по крайней мере, справедливой рабочей гипотезой предположить, что это совпадение Опыт свидетельствует о том, что в обеих областях исследований используется одна и та же целевая группа уникальных индивидуумов. На самом деле, когда эти явления рассматриваются в унисон, можно также найти поддержку слабой формы синестезии.

Так же, как и в отношении синестезии, существует также слабая форма эйдетизма, называемая структурным эйдетическим образом, наиболее вероятно проявляющаяся в той или иной степени у всех людей. Опять же, это похоже на представление Вернера о том, что синестезия может быть вызвана у каждого при наличии правильных условий (например, употребление наркотиков — обратите внимание на взаимосвязь между наркотиками, индукцией измененных состояний сознания и творчеством).

Три формы синкретических явлений связаны между собой. Пример, используемый гештальт-психологами для демонстрации соответствия между формой и звуком, может быть легко перенесен в задачу, представленную на рис. 2. Одна из этих фигур называется стакката, другая — галуба. Какой какой? И это пример синестезии (как пишут некоторые авторы) или физиогномического восприятия (что является «правильным» ответом)? И как все это связано с творчеством? Построим мост: по Вернеру, метафорическое мышление развивается из физиогномического восприятия. Действительно, говорят, что физиогномическое восприятие служит основой, из которой впоследствии может быть создана поэтическая метафора (например, «Приближение бури — это развевающиеся на ветру волосы обезумевшей женщины»). Физиогномические качества могут способствовать формированию «как будто» способа восприятия и мышления, необходимого для понимания метафоры. Это эмпирическая, подобная восприятию основа, которую постулирует гештальт-ориентированный подход к метафорическому мышлению. Однако это точно такое же мышление, лежащее в основе гештальт-ориентированного подхода к творчеству.

Поэтому неудивительно, что все три формы синкретического опыта могут быть использованы в стремлении к

творчеству — художественному, литературному, музыкальному, научному или любому другому. Различные исследования показали, что синестеты, скорее всего, будут заниматься творчеством (например, живописью, фотографией, музыкой). Также неудивительно, что все три формы, как утверждается, отражают остановку (или остановку) развития, нарушение нормальной модульности или дедифференциацию модальностей — все это варианты на общую тему — и все они вполне может способствовать творческому мышлению, если под этим понимать способность реструктурировать поле восприятия и, следовательно, найти новое решение какой-либо проблемы.

Действительно, различные исследования указывают на связь между физиогномическим восприятием и творчеством. Некоторые авторы приводили доводы в пользу альтернативного пути, а именно, что творческие люди имеют доступ к первичным процессам мышления и что как синестезия, так и физиогномическое восприятие являются аспектами такого первичного процесса мышления. На самом деле оба варианта имеют много общего, особенно если рассматривать их с точки зрения микрогенетического или перцептогенетического подхода к познанию и сознанию. Микрогенез относится к развертыванию когнитивного процесса (например, восприятия, мышления), которое происходит в последовательности развития. С точки зрения развития человек переходит от стадии глобальной диффузности к состоянию «возрастающей дифференциации, артикуляции и иерархической интеграции» в соответствии с ортогенетическим принципом развития Вернера. Обратите внимание, что синкретический опыт в целом и синестезия в частности указывают на ранний уровень развития познания в этом вернеровском смысле.
Если творчество включает в себя «регрессию на службе эго» или «переупорядочение опыта», то отношения синестезии и творчества являются одним из таких путей.

Одно из представлений, появившееся в литературе, касается последовательности развития, согласно которой физиогномическое восприятие предшествует синестезии. Таким образом, человек может быть первоначально воспринят в аффективных терминах — скажем, «он как бы сопротивляется», что впоследствии описывается синестетически — он «холодная рыба». Хотя сообщалось о синестезии в различных измененных состояниях сознания (особенно, но не обязательно, после употребления наркотиков), это также тот случай, когда вызывается физиогномическое восприятие. Говоря словами Вернера, «весь мир становится физиогномически живым».

Много усилий было приложено для установления надежных критериев синестезии. Во-первых, для того, чтобы синестета можно было считать «настоящим», он или она должны быть постоянными во времени в сообщениях о синестетическом опыте (например, постоянное соответствие цвета тону в цветном слухе). Такие оценки согласованности чрезвычайно высоки (> 90% после повторного тестирования год спустя в одном исследовании). Более важными для нас в настоящее время являются следующие два критерия сильной синестезии, которые идентичны критериям, выдвигаемым в отношении эйдетиков. (1) Экстернализация образа (эйдетический образ или синестетический опыт) — следовательно, в лексической синестезии, если буква Q вызывает сопутствующий красный цвет, этот цвет появляется «там снаружи» (а не «в голове») и находится в непосредственной близости от печатной буквы, но не обязательно ограничено ею в пространстве.

(2) Использование настоящего времени в субъективном отчете — поэтому синестет сообщает, что видит в реальном времени цвета, или слышит звуки, или обоняет ароматы, или ощущает ощущения, и не помнит какую-либо обычную ассоциацию с вызывающим стимулом. И тем не менее даже эти критерии в настоящее время пересматриваются. Синестетов теперь классифицируют как «прожекторов» (то есть «видящих цвета во внешнем пространстве», как того требует qq pp qq pp qq pp qq pp qq

кв

стр.

кв

стр.

кв

стр.

кв

стр.

qq

Рис. 3 Сходство формы (p и q) на изображении слева может препятствовать различению фигуры и фона, то есть когда все элементы отображаются одним цветом. Для синестетов, если буквы имеют соответствующие цвета, как показано здесь, всплывает встроенная фигура.

критерий экстернализации образа), или «ассоциаторов» (т. е. «переживающих цвета мысленным взором»). Проекторы — это явно типографские синестеты, подобные тем, о которых говорили Цитовик и другие; ассоциаторы явно демонстрируют слабую синестезию — и является ли это подлинной синестезией или «опытом» обычных ассоциаций, — это вопрос, который предстоит решить в ходе будущих исследований. Еще один вопрос, имеют ли две категории синестетов какое-либо отношение к степени их творчества.

Исследования синестезии, проведенные за последнее десятилетие, использовали ряд перцептивных феноменов — и особенно тех, которые относятся к перцептивной группировке, управляемой знакомыми гештальт-законами перцептивной организации — для получения убедительных доказательств того, что феномен синестезии является подлинным. Рассмотрим, например, дисплей на рис. 3, который можно легко использовать для изучения лексической синестезии. В различных исследованиях использовались такие задачи, чтобы показать, что лексическая синестезия может подавлять реакцию — например, требуя более длительного времени реакции, чтобы отреагировать на цвет, которым напечатана буква, в ситуации, подобной Струпу, — или может способствовать реакции — например, вызывая более быстрое время реакции для обнаружения формы, встроенной в дисплей, что у синестетов просто «выскакивает» из-за их особой формы лексической синестезии. Хотя все это довольно интересно само по себе, тем не менее, здесь есть скрытое предположение, а именно, что проецируемый цвет совпадает с физическими характеристиками отображаемых букв. Однако, как сообщают различные синестеты, проецируемый цвет может быть похож на каплю и может состоять из разных цветов. Например, синестет И.В., как сообщает Cytovic, описывает букву как наполовину темно-красную, а наполовину светло-красную. Феноменологию, безусловно, не следует отбрасывать в интересах методологии.

Спустя шесть десятилетий после появления статьи, исследующей смесь стимулирующих стимулов, отмеченную ранее, появилась статья, рассматривающая аналогичный вопрос. В этом случае синестеты сообщали определенные цвета определенным буквам (например, U = желтый). Для нее цвет слова был уникальным для этого слова, а не для составляющих его букв. Напротив, когда ей предъявляли бессмысленное слово, она сообщала о сложном цвете, полученном из комбинации вызванных цветов составляющих его букв. Очевидно, слово рассматривалось не как смесь и не как столкновение, а как эмерджентный гештальт, обладающий уникальным параллельным опытом.

картина почти так, как будто я все еще смотрю на нее»; (2) «Текстуры, такие как шерсть, песок, дерево, иногда напоминают мне цвета или музыку». , Оба являются пунктами из анкеты, оценивающей черту абсорбции, которая явно связана с обеими формами синкретического опыта Можно было бы ожидать, что синестеты получат высокие баллы по черте абсорбции, если это действительно шкала, а это так. Как утверждают авторы (Радер и Теллеген в 1987) одного влиятельного исследования пишут: «Способность к поглощению, то есть к привлечению различных репрезентативных ресурсов, включая свое воображение и чувства, может быть неотъемлемой частью, возможно, скорее необходимым, чем достаточным условием способности к синестетическому переживанию. » Кроме того, они рассматривают идею о том, что такие люди с высокими показателями абсорбции могут быть способны восстановить условия (интроспективная сенсибилизация?), при которых происходит синестетическое функционирование, и что это должно быть связано с творчеством. Итак, что мы знаем о синестезии, поглощении и творчестве? Во-первых, мы должны отметить семейное сходство, лежащее в основе личностных черт поглощенности, открытости опыту и склонности к фантазиям, так что следует учитывать их соответствующие отношения с творчеством и синестезией. Сорок лет назад Фрэнк Бэррон заметил, что творческие личности обладают большей «открытостью восприятия» — и это в то время, когда формировались эти конкретные черты личности. Тридцать лет назад было обнаружено, что люди, получившие высокие баллы по склонности к фантазиям, также имеют высокие баллы по поглощению, воображению и творчеству. Следует подчеркнуть, что такие люди по показателю участия воображения находились в пределах верхних 2-4% (следовательно, вероятно, они были эйдетикерами и синестетами). Дальнейшее подтверждение связи с синестезией было сообщено в исследованиях, показывающих, что люди с высокими показателями абсорбции проявляли как синестезию, так и эйдетические образы.

Ряд исследований, проведенных за последнее десятилетие, задокументировали взаимосвязь между креативностью и открытостью мышления как у художников, так и у студентов (оценка психометрической креативности). Также было обнаружено, что визуальные художники сообщают о частых случаях измененных состояний сознания (опять же, как предсказывает поглощение). Люди, активно занимающиеся индукцией измененных состояний сознания, например, связанные с созерцательной (абсорбционной) медитацией, сообщают о более высокой частоте синестезии. Одно недавнее исследование показало, что среди тех, кто медитирует длительное время, уровень распространенности синестезии составляет 86%. Принято считать, что длительная практика медитации «включает в себя настройку на фоновое поле сознания» (поле синестетического функционирования?), которое необходимо для творчества.

У поглощения есть и «темная сторона», как и у творчества. Что касается поглощения, то это относится к взаимодействию с личностной тревожностью при проявлении интенсивных негативных эмоций, что вполне может нанести ущерб творчеству. Это вопрос, заслуживающий дальнейшего рассмотрения.

Продолжить чтение здесь: Когнитивные теории

Была ли эта статья полезной?

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. синестезия ощущение, возникающее при стимуляции другого органа чувств

  2. 08″>

    синестезия ощущение, которое обычно возникает в одной модальности чувств и возникает при стимуляции другой модальности

  3. кинестезия восприятие положения тела и движения, мышечного напряжения и т. д.

  4. анестезия потеря телесной чувствительности

  5. кинестезия восприятие положения тела и движений, мышечного напряжения и т. д.

  6. коварная работа или распространение скрытым и обычно вредным образом

  7. синусит воспаление одной из придаточных пазух носа

  8. зловещий злой, злой или бесчестный

  9. 64″>

    анестезия потеря телесных ощущений с потерей сознания или без нее

  10. соместезия способность телесного восприятия

  11. центез (хирургическое вмешательство) Процесс прокола полости тела или органа полой иглой с целью извлечения жидкости

  12. синусовая головная боль головная боль, возникающая в результате застоя или инфекции в придаточных пазухах носа

  13. делает причину более чувствительной; сделать чувствительным

  14. сомаэстезия способность телесного восприятия

  15. кинестезия способность ощущать движения конечностей и тела

  16. снимать фильм или использовать его для создания фильма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *