Что такое системное мышление и для чего оно нужно? | Психология
Что такое система? Система — это такая точка зрения на всё что угодно. С точки зрения понятия «система», всё на свете есть взаимосвязанные между собой элементы. То есть стол, например, это связанные между собой определённым образом ножки и столешница. Причём если мы возьмём отдельно ножку и отдельно столешницу — воспользоваться ими по отдельности как столом не удастся. Они могут быть столом, только будучи определённым (не каким угодно, а определённым!) образом связаны между собой.
То есть создание системы — это соединение различных вещей в новую вещь, имеющую такие свойства, которые не имел ни один из этих элементов по отдельности. На ножку нельзя поставить чашку чая — свалится. На столешницу можно поставить чашку чая, но она будет очень низко, практически на уровне пола. А вот на целый стол чашку чая поставить можно, и она будет устойчиво находиться достаточно высоко.
При этом стол является частью более сложной системы под названием, например, «комната». А ножка стола тоже может состоять из дерева и нанесённого на него лака. И так — до бесконечности.
Хорошо, что такое система, мы поняли. А что такое системное мышление?
А системное мышление — это умение видеть во всём систему и умение придумывать новые системы. Умение понимать, что с чем как связано и умение придумывать, как связать между собой известные нам вещи, чтобы получить нечто новое.
Пример системного мышления — это создание бизнеса. Потому что бизнес есть система, состоящая из людей, которые работают. Причём по отдельности каждый из этих работников много не заработает, а вот будучи организованными вместе, они создают сложный продукт, который можно задорого продать. При том, что ни один из этих работников в одиночку этот продукт сделать не сможет, потому что не умеет делать всего на свете. А если и умеет, то будет делать его намного дольше, чем это сделала бы организация.
То есть человек, умеющий думать системно — это человек, умеющий видеть в мире связи и умеющий создавать в нём новые связи. Он умеет комбинировать.
При этом для системного мышления важно не только создавать новые связи, но и видеть уже существующие. Потому что всё в конечном счёте связано со всем. Вопрос лишь в том — каким образом.
То есть несистемно мыслящий человек видит в лучшем случае только что-то одно без связи со всем остальным. Например, видит только одно своё желание — и не видит других своих желаний и связей между ними. Видит для себя только одну возможность — и не видит других возможностей и связей между ними. Видит только одно решение для задачи — и не видит других решений и связей между ними.
Несистемно мыслящий человек видит всё только однобоко. Например, в работе он может видеть только деньги. И не видеть там ещё и общение, и развлечение, и карьерный рост, и какие-нибудь другие вещи. А также не видеть связей между всеми этими процессами.
Системно же мыслящий человек старается никогда не ограничивать своё мышление рассмотрением только одного фактора. Он старается видеть всё, объёмно. Видеть много различных процессов, нюансов, точек зрения. Видеть, как они связаны. И видеть, как он сам может их по-своему, по-новому связать.
Поэтому учитесь думать системно. Никогда не ограничивайтесь в своем мышлении чем-то одним. Во всём учитесь видеть множество явлений с ещё большим множеством связей между ними. И учитесь создавать свои связи.
И тогда мир, наконец, станет для вас понятен. И доступен для изменений. Для сложных, для системных изменений.
Теги: мышление, личностная психология, самоорганизация
Что такое системное мышление и как ему научиться – HEROINE
Природа, общество, образование, работа, быт: все сферы жизни подчинены системам. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать с каждой из них, важно научиться системному мышлению. Разбираемся, что это такое и какие навыки нужно развивать, чтобы научиться мыслить системно.
Что такое системное мышление
Под системным мышлением подразумевают способность понимать связи между различными предметами и явлениями, а также умение рассматривать их как отдельно друг от друга, так и целостно. Поэтому чтобы развивать системное мышление, сначала нужно научиться выстраивать логические цепочки. Чаще всего термин «системное мышление» используют в психологии, но в последние годы он активно употребляется в педагогике, экономике и политологии.
Большинство работодателей в объявлениях о поиске сотрудника указывают, как важно, чтобы он обладал системным мышлением. Но стоит понимать, что системное мышление – это не навык и не практика, а скорее образ жизни, подчиняющий себе все сферы деятельности. Умение рассмотреть проблему и понять, какие факторы привели к ее образованию – основной навык, которым наделяет человека системное мышление.
Одна из главных черт, характеризующих системное мышление – это умение применять как индуктивный, так и дедуктивный методы в процессе решения разных задач. Например, если садоводу нужно выяснить, почему погибло дерево, за которым он тщательно ухаживал, он проведет системный анализ. Выяснит, какие системообразующие элементы могли на это повлиять: почва, воздух, солнечный свет, насекомые или другие вредители. После этого его задача сводится к тому, чтобы, определив все системообразующие элементы, принять решение, как восстановить дерево. Для этого ему нужно взвесить ущерб и плюсы своих дальнейших действий. Это и есть процесс системного мышления.
Как развивать системное мышление
Специалисты выделяют несколько основных способов и навыков, которые помогут раскрыть свой потенциал и сформировать системное мышление.
Откажись от предрассудков
Практически все люди так или иначе подвержены предрассудкам и стереотипному мышлению. Проблема заключается в том, что стереотипы затормаживают развитие и не позволяют по-новому взглянуть на мир и самостоятельно проанализировать происходящее. Консервативное мышление, психологическая ригидность и нежелание развиваться – главные врачи системного мышления. Подробнее о природе предрассудков и том, как от них избавиться, читай в материале.
Расширяй кругозор
Чтобы научиться системному мышлению, важно постоянно расширять кругозор. Новые увлечения, путешествия, чтение книг, общение с интересными людьми, изучение иностранных языков – эти и другие практики помогут тебе иначе взглянуть на мир и научиться анализировать происходящее. Чем больше нового опыта в самых разных сферах ты получишь, тем больше вероятность, что ты научишься системному мышлению.
Работай над креативностью
Умение нестандартно мыслить – одна из важных черт, характерная системному мышлению. Развивая креативность и насмотренность, мы получаем возможность взглянуть на все происходящее с нового ракурса. Тренируя мозг с помощью различных техник и постоянно познавая новое, мы не только повышаем интеллект, но и развиваем скиллы в разных областях. Подробнее о том, как развивать в себе креативность, мы уже рассказывали.
Наблюдай за окружающими и перенимай их опыт
Анализируя поведение других людей, ты сможешь понять, какие модели поведения приносят эффективные результаты, а какие – нет. Изучай биографии известных людей, успешные кейсы и истории стартапов.
Участвуй в интеллектуальных играх
Для развития системного мышления полезно периодически принимать участие в интеллектуальных играх, решать сканворды и кроссворды. Всевозможные викторины помогают тренировать мозг, а задачи на логику улучшают память и концентрацию.
Выходи из зоны комфорта
Искусственный выход из зоны комфорта и погружение в незнакомую ситуацию – хороший способ тренировки мозга. В необычных местах и ситуациях мозг вынужден придумывать новые методы решения проблем. Чем чаще ты будешь практиковать этот метод, тем скорее сформируешь системное мышление.
Научись оценивать возможные риски
Каждое наше решение имеет определенные последствия и риски. Именно поэтому важно развивать умение их оценивать. Задавай себе наводящие вопросы, заранее продумывай в голове возможные сценарии событий и их исход. Это поможет тебе понять, как различные действия и их последствия повлияют на твою жизнь.
Запрашивай обратную связь
Если ты работаешь в сфере, которая подразумевает общение с клиентами, тебе необходимо получать от них обратную связь. Это поможет тебе понять, какие ошибки ты допускаешь как специалист и как собеседник, а какие твои навыки заслуживают похвалы. Кроме того, получение обратной связи и работа с результатами – важный процесс, который учит нас системно мыслить и анализировать.
Читать по теме:5 психологических экспериментов, которые показали, как мы сами себя обманываемДобавить в избранное
Поделиться
Статьи по теме:Системный мыслитель – Шесть шагов к системному мышлению
Bijou Bottling Company – вымышленный производитель напитков, у которого вполне реальная проблема: хронические задержки поставок. Его клиенты — крупные сетевые ритейлеры — хотят, чтобы заказы доставлялись в полном объеме и вовремя. Около пяти лет назад в одном из регионов США, охватывающем шесть штатов, эта проблема достигла масштабов кризиса…
Перед лицом повседневного давления группы часто спешат найти решение после небольшого мозгового штурма. Системный подход, однако, обеспечивает структурированный процесс решения проблем для более глубокого изучения наших самых неприятных проблем.
Чтобы понять, как системное мышление можно использовать для выявления проблем, решения проблем и тестирования решений, мы наметили шестиэтапный процесс. Чтобы использовать этот процесс для решения проблемы на вашем рабочем месте, воспользуйтесь рабочим листом на стр. 9.
1. Расскажите историю
Отправной точкой анализа системного мышления является достаточное поднятие головы над водой, чтобы начать думать о проблему, вместо того, чтобы просто действовать на нее. Эффективный способ сделать это — собрать вместе всех важных участников ситуации и попросить каждого из них описать проблему со своей точки зрения.
В компании Bijou Bottling Company проблема обычно заключалась в жалобе клиента: «Где 40 ящиков 2-литрового продукта «Бейсбол», которые были заказаны на прошлой неделе?!» Каким-то образом Бижу сможет доставить товар туда вовремя, чего бы это ни стоило, включая авиаперевозку тяжелой газировки в стеклянных бутылках по огромным ценам. Но этот антикризисный менеджмент привел к культуре, в которой люди строили свою карьеру, придя в 11 часов и отреагировав на жалобу клиента.
2. Нарисуйте графики «поведения во времени»
На этапе повествования большая часть энергии сосредоточена на давлении текущего момента. Однако когда мы переходим к графикам «Поведение во времени» (BOT), мы начинаем связывать настоящее с прошлым и переходим от наблюдения событий к распознаванию закономерностей во времени.
Нарисуйте только одну переменную на графике на стикере Post-it™, чтобы его можно было легко перемещать в последующих шагах. Временные рамки должны охватывать период от прошлого до настоящего, но также могут включать прогнозы на будущее (см. «Бижу с течением времени»).
3. Создайте Утверждение Фокусирования
На этом этапе вы хотите создать утверждение, которое поможет направлять энергию во время остальной части процесса. Это утверждение может включать в себя картину того, чего хотят люди, или вопрос о том, почему возникают определенные проблемы. В Bijou, например, основное утверждение было таким: «Мы довольно хорошо справляемся с каждой проблемой по мере ее возникновения. Но почему эти проблемы повторяются с большей частотой и интенсивностью? Что их вызывает?»
BIJOU СО ВРЕМЕНЕМ
В Bijou усилия по управлению кризисными ситуациями со временем усилились, в то время как эффективность системы производства/распределения снизилась.
4. Определить структуру
Теперь вы хотите описать системные структуры, которые создают определенные модели поведения. Архетипы систем — это простой способ начать построение теории о том, почему и как все происходит (см. «Краткий обзор системных архетипов», V22N6, август 2011 г.).
Начните с просмотра истории, графиков и формулировок, чтобы увидеть, соответствуют ли они сюжетной линии архетипа. Если это так, нарисуйте круговую диаграмму для этого архетипа, поместите стикеры с переменными на диаграмму и перемещайте их по флип-чарту, пока у вас не получится диаграмма, отражающая происходящее.
Группа в Bijou решила, что их проблема соответствует сюжетной линии «Перенос бремени», в которой проблема «решается» путем применения краткосрочного решения, отвлекающего внимание от более фундаментальных улучшений. Они определили балансирующую петлю, которая описывала, как проблемы клиентов решались с помощью героических усилий «11-го часа» (симптоматическое решение) за счет улучшения и перепроектирования системы производства/распределения (фундаментальное решение). По мере того как люди «узнавали» со временем, что героизм вознаграждается, их готовность и способность решать общесистемные проблемы уменьшались (см. «Перекладывание бремени на героизм»).
ПЕРЕНОС БРЕМЯ НА ГЕРОИЗМ
В Bijou проблемы клиентов решались героическими усилиями «11-го часа» (B1), а не улучшением системы производства/распределения (B2). Со временем люди в Bijou «узнали», что героизм вознаграждается, что снизило их готовность и способность решать общесистемные проблемы и увеличило зависимость компании от героических усилий (R3). Одним из негативных побочных эффектов «героизма» Бижу было то, что клиенты брали проблемные ситуации и доводили их до кризиса, чтобы привлечь внимание компании (B4).
5. Углубление™ в проблемы
Как только у вас появится достаточно хорошая теория того, что происходит, пришло время глубже взглянуть на основные проблемы, чтобы перейти от понимания к действию. Есть четыре области, которые вы должны уточнить:
- Назначение Системы. Спросите себя: «В более широком контексте, чего мы действительно хотим здесь?»
- Ментальные модели. Начните изучение ментальных моделей, добавив «мысленные пузыри» к тем ссылкам на диаграмме, которые представляют сделанный выбор (см. «Ментальные модели и системное мышление: углубляясь в системные проблемы», V23N5, июнь/июль 2012 г.).
- Большая система. Добавьте ссылки и циклы, чтобы обогатить историю и связать отношения с более крупной системой.
- Личная роль. Признайте и проясните свою собственную роль в ситуации.
Например, когда сотрудники Bijou смотрели на более крупную систему, они задавались вопросом, какую роль в этой системе играют их клиенты. Они предположили, что клиенты берут проблемные ситуации и перерастают их в кризисы, чтобы привлечь внимание компании (B4).
6. Планирование вмешательства
При планировании вмешательства используйте свои знания о системе для разработки решения, которое структурно изменит ее для получения желаемых результатов. Это может принимать форму добавления новой связи или петли, которая приведет к желательному поведению, разрыва связи или петли, которая приводит к нежелательному поведению, или их комбинации. Самые мощные вмешательства часто связаны с изменением мышления людей, вовлеченных в систему.
В Бижу ключом к переменам было осознание того, что проблемы в основном были созданы ими самими. Они поняли, что им нужно добиться прогресса в улучшении системы производства/распределения, при этом все еще предпринимая достаточно усилий, чтобы удержаться на плаву. В долгосрочной перспективе им нужно будет изменить систему вознаграждения, поощряющую героическое поведение. Они также признали необходимость продолжать усилия по улучшению, даже когда давление спадет, иначе проблемы скоро вернутся снова.
Даже будучи системным мыслителем, легко вернуться к линейному процессу. Но обучение — это цикл, а не однократный процесс с началом и концом. После того, как вы разработали и протестировали вмешательство, пришло время перейти к активной части цикла обучения. Этот процесс включает в себя принятие мер, наблюдение за результатами, а затем возвращение к изучению результатов с системной точки зрения.
Майкл Гудман — всемирно признанный спикер, автор и практик в области системного мышления, организационного обучения и изменений, а также лидерства.
Ричард Караш является попечителем-основателем Общества организационного обучения, членом-основателем сообщества практиков SoL Coaching и одним из создателей «Коучинга с точки зрения систем».
Редакционную поддержку этой статьи оказала Коллин Ланнон.
ШЕСТЬ
A Взгляните на «Системное мышление»
Кена Снайдера0103 Шинго Модель
. Благодаря пониманию взаимосвязей и взаимосвязей внутри системы мы можем принимать лучшие решения и совершенствоваться. Этот принцип во многом основан на новаторской работе Расса Акоффа и Питера Сенге. Примером системного мышления является рассмотрение всего потока создания ценности для внесения улучшений.История
Как исполнительный директор Института Шинго я имею честь ежегодно посещать 60-70 превосходных организаций. Во время большинства визитов в организации я часто прошу людей рассказать мне о самой последней представленной ими идее по улучшению, которая была реализована.
Я: «Пожалуйста, расскажите мне о самой последней идее улучшения, которую вы реализовали».
Машинист: «С удовольствием. Видите этот процесс прямо здесь? Раньше мы выполняли этот процесс (называет шаги и демонстрирует действия). Я придумал лучший способ, сделав это (демонстрирует новые шаги и демонстрирует действия). В результате этого изменения мы исключили эти два шага».
Я: «Значит, это привело к повышению производительности?»
Машинист: «Да. Мы повысили производительность процесса примерно на 15%. Я могу производить больше деталей за то же время».
Я: (указывая на ближайшую стену, на которой перечислены шесть целей предприятия на год, ни одна из которых не включает повышение производительности) «Как это связано с целями предприятия?»
Оператор машины: «Эм… я не знаю».
Я: «Как повлияло повышение вашей производительности? Как это повлияло на общую производительность производственной линии?»
Машинист: «Этого я тоже не знаю».
Затем я проверяю следующий этап процесса и обнаруживаю, что перепроизводство создало дополнительные запасы незавершенного производства.
Слишком часто, как в этом случае, мы видим улучшения, которые в лучшем случае являются пустой тратой времени и даже могут привести к еще большей потере — например, к увеличению незавершенного производства — потому что они не соответствуют цели и задачам организации.
Оператор станка в этом примере не понимала, какое влияние ее «улучшение» производительности оказало на остальную часть производственной линии. Мало того, что оператор не понимал целей завода, так еще и не научился мыслить системно. Некоторым людям трудно понять этот принцип, пока они не осознают его. Кажется, у каждого из нас должно быть свое «Ага!» момент, когда мы видим всю систему.
Мое «Ага!» Момент
Я помню свою личную борьбу за понимание этого принципа. Мое «Ага!» Момент настал, когда я услышал речь человека, которого часто считают отцом системного мышления, профессора Рассела Акоффа. В своем выступлении профессор Акофф продемонстрировал системное мышление, попросив нас представить, что группа инженеров собрала все различные модели автомобилей, производимые по всему миру, в одном месте. Затем инженеры проверили машины, чтобы определить, у какой машины лучшие тормоза, у какой машины лучшее рулевое управление, у какой машины лучший двигатель, у какой машины лучшая подвеска и т. д. Затем они сняли эти лучшие детали с каждой машины и поставили на место. их вместе, чтобы сделать лучший автомобиль. Затем проф. Акофф спросил: «Что у них есть?» Он ответил на свой вопрос: «Ничего. У тебя даже машины нет!» Затем он спросил, почему. А затем снова ответил на свой вопрос: «Потому что детали не подходят!» Системное мышление заключается в том, как все части сочетаются друг с другом. И как система (в данном случае автомобиль) достигает своей цели, то есть безопасно и эффективно перевозит пассажиров из одного места в другое. [1]
Расширяя эту аналогию и применяя ее к усилиям по улучшению внутри организаций, эквивалентом усилия по улучшению было бы улучшение двигателя, чтобы автомобиль мог работать быстрее, но без учета влияния скорости на тормоза или подвеску. Слишком часто я вижу улучшения, которые не улучшают работу организации в целом, а иногда даже вызывают проблему где-то еще. Все усилия по улучшению должны улучшать работу организации в целом.
Проблемы и предложения
При обучении этому принципу мы слишком часто сталкиваемся с путаницей между «систематически» и «систематически». «Системно» означает думать о всей системе , а также о взаимодействиях и отношениях внутри системы. «Систематически» означает использование или следование методической системе. Да, поскольку мы следуем стандартной работе, нам часто приходится мыслить систематически, но это не то, что подразумевается под этим принципом.
Эта проблема касается не только учащихся, но и переводчиков. Несколько раз профессиональные переводчики переводили этот принцип как «думать систематически». Эта проблема усугубляется отсутствием доступной терминологии на целевом языке. Например, после нескольких дискуссий с японоязычными людьми, знакомыми с Shingo Model , мы в конце концов остановились на 「システムの相互依存について考える」, что буквально означает «Подумайте о взаимозависимости внутри системы». Не было простого способа перевести этот принцип на японский язык.
Было выдвинуто несколько предложений по устранению этой путаницы. Все эти предложения сосредоточены на улучшениях, которые улучшают весь , или на формировании целостной точки зрения. Позвольте мне поделиться некоторыми:
- Улучшить всю систему. Достоинство этого предложения состоит в том, что оно направляет усилия по улучшению в сторону весь – а не только отдельное лицо или отдельная операция.
- Посмотрите на всю систему. Это предложение заслуживает целостной точки зрения.
- Подумайте о всей системе.