Системное мышление википедия: системное мышление – осознанный вгляд на мир. Википедия базовых векторов и понятий системно векторной психологии

Варианты системного мышления . Системное мышление

Системное мышление (systems thinking) – это мышление с использованием основных положений и приёмов системного подхода (system approach). Уже разработано много разных вариантов системного подхода, существенно отличающихся друг от друга в степени проработанности, используемой ими терминологии и деталях, но совпадающих в своих основах. Но и сами основы системного подхода претерпели существенное развитие с момента предложения в 1937 году биологом Людвигом фон Берталанфи общей теории систем. Вообще, подход (approach) – это когда разработанные в рамках одной дисциплины, одной предметной области понятия, методы мышления, приёмы действия применяются затем к другим дисциплинам и предметным областям. Общая теория систем была разработана главным образом на биологическом материале, а уж затем было предложено применять её положения ко многим и многим предметным областям.

С момента появления общей теории систем в 30-х годах 20 века на базе системного подхода возникали и умирали целые дисциплины.

Например, так родилась в 1948 году и затем в семидесятых была предана забвению кибернетика. Поэтому до сих пор можно встретить старинные варианты системного подхода, существенно переплетённые с кибернетикой и несущие в себе все её недостатки, прежде всего попытку свести понимание мира как работы поддерживающих гомеостаз (т.е. неизменность своего состояния) систем с обратными связями. Самый распространённый вариант кибернетического системного подхода отражён в способе моделирования «системная динамика» (system dynamics12) и сводится к нахождению и явному отражению в модели каких-то связей, которые могут замыкаться в циклы, приводя к появлению колебаний. Такое «кибернетическое моделирование» сверхупрощено и плохо отражает самые разные виды систем, совсем не похожие на «регулятор Уатта».

Системный подход уже получил широкое распространение в инженерии и менеджменте. В инженерии в пятидесятые-шестидесятые годы превалировало «математическое» понимание системного подхода, которое по факту сводилось просто к активному использованию математического моделирования при решении инженерных проблем.

«Системность» заключалась в том, что модели при этом набирались из разных дисциплин для разного уровня структуры системы, и описание тех или иных систем проводилось с использованием многочисленных моделей, отражающих разные интересующие инженеров и учёных свойства систем в различных ситуациях. Такое моделирование противопоставлялось так называемому редукционизму (сведению к простому), для которого было характерно выделение одной главной точки зрения, одной дисциплины для какого-то уровня структуры объекта или предмета исследования, один метод моделирования – скажем, человек рассматривался на уровне молекул (т.е. биохимическом уровне), и из этого пытались выводиться все знания о человеческой природе: в том числе и его мышление, и социальное поведение объяснялось как сложное сочетание биохимических процессов. Системный подход преодолевал очевидную бессмысленность такого упрощенчества и поэтому стал очень популярен.

Слово «система» в конце семидесятых годов стало респектабельным, и его стали использовать в том числе и те люди, которые были совсем незнакомы с системным подходом в любой его версии. По факту, оно стало синонимом слова «объект» – что-то, что попало в сферу нашего внимания. Но никакого системного мышления, которое потом бы работало с «объектами-системами», увы, у пользующихся словом «система» не было.

В восьмидесятых в менеджменте тоже появилось множество учебников системного подхода, и математики там уже не было. Акцент делался на том, что в системе «всё со всем связано», и существенные связи могут выпасть из традиционных монодисциплинарных рассмотрений. Поэтому нужно привлекать самых разных людей, чтобы в их общении получить возможность выявления этих существенных связей. Менеджерское изложение системного подхода было ценным тем, что в нём обратили внимание на необходимость учёта людей при обсуждении систем (потом этих людей назовут стейкхолдерами, сделают их рассмотрение обязательным – и тем самым в восьмидесятых годах прошлого века появится второе поколение системного подхода). С другой стороны, если читать книжки с менеджерскими изложениями «системности», то на каждую их рекомендацию «учитывать целостность системы», «думать холистически», «смотреть на проблемы с разных сторон» нужно было бы дать ещё десяток: как именно это делать.

То же самое относится и ко многим книгам по общей теории систем: прописанные там общие закономерности мало отличаются от философских обобщений, их трудно было непосредственно применять в деятельности.

Менеджерские книжки по системному подходу выглядят пожеланием «быть здоровым и богатым, а не бедным и больным». Никто не возражает «смотреть на систему с разных сторон»! Но с каких именно сторон? И как смотреть на что-то невидимое, например, на «процесс»?

Отдельных школ системной мысли с различающимися терминологиями, выделенными основными Принципами, какими-то наработанными инструментами моделирования существует десятки и сотни. Поэтому говорят о системном движении, у которого нет каких-то влиятельных координаторов или ярко выраженного центра, просто отдельные люди в разное время в разных странах чувствуют силу системного подхода и начинают им заниматься самостоятельно, не слишком сообразуясь с другими. А поскольку критериев для отнесения той или иной школы мысли к системному движению нет, то иногда и тектологию А.

Богданова считают ранним вариантом системного подхода13.

системное мышление и новейшая наука о человеке – Системно-векторная психология. Википедия базовых векторовВестник антиклеветы Системно-векторной психологии. Юрий Бурлан.

По выражению известного швейцарского психиатра К. Юнга «Человек есть то, чем он был рожден. Он уже рожден как реальность, а не табула раса, которая в будущем управляема головой под влиянием окружения… личность базируется на программе».

Системное мышление Википедия представляет как результат изучения новейшей уникальной методики в области психологии человека.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана – методика, инструмент для раскрытия бессознательных, скрытых от понимания процессов, которые живут внутри человека и управляют им. Системно-векторное мышление формирует взгляд с восьми точек наблюдения, сквозь призму восьми мер, восьми векторов.

Данный текст является кратким знакомством с теоретической базой системного мышления Википедия, в свою очередь, дает более полное описание всех основных системных понятий и явлений, ссылаясь на первоисточник, – сайт по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Системное мышление Википедия векторов от А до Я

Системное мышление базируется на понятии вектора. Вектор – видовая программа: совокупность природных свойств, способностей, желаний, которые определяют мышление человека и его ценности.

Системно-векторная психология выделяет восемь векторов, которые соответствуют восьми эрогенным зонам человека. 4 из них нижние вектора — кожный, мышечный, анальный, уретральный. И 4 верхних — звуковой, зрительный, оральный и обонятельный. Нижние вектора определяют либидо, особенности движения на ландшафте. Верхние – указывают направление развития.

Сочетания векторов

В одном человеке могут сочетаться несколько векторов.

В зависимости от их сочетания, от уровня их развития и реализации в социуме определяется жизненный сценарий человека или, в случае нереализации, формируются комплексы, каждый из которых подробно описан в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Системное мышление Википедия векторов – Часть 1. Кожный вектор

Внешняя квартель пространства – экстраверт. Тип мышления – логический. По природе — добытчик и хранитель пищевых запасов. Главной ценностью является экономия. Экономит время, ресурсы, собственные силы. В целях экономии создает новые технологии. Скупы на эмоции, на похвалу, сдержанны, скрытны, лаконичны. Единственное, на чем кожники не экономят, – это здоровье. Любители витаминов, фитнеса, оздоровительных процедур.

Обладают гибким и подвижным телом, с развитым чувством ритма, времени. Не менее гибкая психика. Легко адаптируются (приспосабливаются) в окружающем мире. «Кожей чувствуют» малейшие изменения на ландшафте. Отлично считают, мыслят в категориях польза-выгода.

Запреты и ограничения

Ключевые слова связаны с внутренней потребностью кожника запрещать, ограничивать и контролировать: «нет!» «нельзя!» «не трогай!». Характерный жест – погрозить пальцем.

Кожник не любит опаздывать. Точно чувствует время. Самодисциплина и дисциплина – качества, присущие только людям с развитым кожным вектором.

«Родной» страх кожного вектора – заразиться чем-либо через кожу. Поверхность кожи очень чувствительна. В возникновении сексуального влечения ведущую роль играет фактор новизны.

Возможности для реализации

Относительно невысокое либидо вынуждает расширять свое сексуальное право через продвижение в карьере и повышение социального статуса. Корни всех браков по расчету лежат в кожном векторе.

Кожник не вождь. По природной сути – лидер среднего звена, командир. Торговля, бизнес, тяга к соревнованиям – его стихия. Амбициозен. В приоритете — социальный статус, карьерный рост и счет в банке.

Системное мышление википедия

Кожные дети – подвижные, гибкие, ловкие. Первое слово кожного ребенка «ДАЙ!».

Как говорит системно-векторная психология Википедия в этих случаях не говорит ничего, важно приучить кожных детей к дисциплине и занятиям спортом. Необходимо всегда логически обосновывать предъявляемые им требования. Адекватное воспитание кожного ребенка – ограничение в пространстве и времени. Соблюдение режима. Стимулом для воспитания кожных мальчиков может стать материальное поощрение.

Применяя к ним неправильное воспитание через насилие, растим будущих «лузеров», мазохистов, воров, пьяниц. При развитии в верном направлении – в потенциале экономисты, инженеры, законодатели, бизнесмены, талантливые танцоры, гимнасты, рационализаторы. Ловкие и меткие стрелки и охотники, точно чувствующие траекторию полета.

Системное мышление Википедия – Часть 2. Анальный вектор

Внутренняя часть квартели времени – интроверт. Тип мышления – аналитический, системный. В мирное время – хранители домашнего очага. В военное время – тыловики.

Видовая роль – накопление информации и передача опыта в будущее. Обладатели феноменальной памяти. Состояние комфорта, равновесия и основное стремление – когда все «разложено по полочкам» и находится на своих местах.

Ключевые слова – прямо, ровно, поровну, честно, справедливо, послушание, слушать, слушаться, уважать, почитать, память, помнить, но, традиция, опыт. Первобытный жест – потирание рук, сжатие кулака.

Обладатели недифференцированного либидо. Понимание их сексуальности позволяет увидеть корни гомосексуализма и влечения к детям, причины которых четко описаны в системно-векторной психологии Википедия до сих пор описывала лишь предположения.

Свойства и способности

В зависимости от психического состояния и уровня развития могут быть: благодарными или злопамятными; обидчивыми и даже мстительными или, наоборот, испытывать чувство вины.

Негибкие, упрямые и прямолинейные. «Я — человек прямой. Главное — идти прямой дорогой. Не прогибаться, не приспосабливаться. Горькая правда лучше, чем сладкая ложь: все должно быть поровну, честно, справедливо».

Охранники пещеры, дома, жен, матерей и детей. Золотые, самые лучшие отцы. Преданные, надежные, заботливые семьянины. Тыловики. Для анального мужчины главное – чтобы дети шли прямой дорогой, были порядочными. Самыми лучшими. Чтобы не опозорили. Родной страх – опозориться. Склонны к статике, к лени.

Перфекционисты

системно-векторная психология Википедия

Сложно начинать новое действие. Сделав над собой усилие, начинают и доводят дело до последней точки. Работа всегда очень качественная. Главный фактор оценки – чистое/грязное. Для анальных детей главный человек – мама. Мама либо святая и чистая, либо принесшая обиды (грязная). Через восприятие мамы делается перенос на окружающих людей. Анальные люди склонны к делению на свою кровь и чужую — на семьи, род, народ, нации, расы.

Ценности и особенности мышления

Часто переспрашивают, уточняют для лучшего усвоения информации. Сразу же анализируют и раскладывают по полочкам всю полученную информацию. Запоминают навсегда.

Анальный мужчина – хозяин. На жену, детей и окружающих смотрят сверху вниз. Кроме матери. На нее — снизу вверх.

Обстоятельны, угрюмы, взгляд с упреком. Лицо широкое, волевой подбородок. Ценность – прошлое. Консерваторы. Талантливые учителя, ученые.

В случае плохого опыта – подчеркнуто недоверчивые: «меня не надуешь, я все знаю». При этом внутренне остаются наивными.

Как подсказывает системно-векторная психология Википедия в этих случаях не говорит ничего, их «родные» болезни: гастриты, язвы, синдром раздраженного кишечника, инфаркт миокарда, заикание.

При воспитании в верном направлении – чистюли. Ценность — чистая, незапятнанная репутация. В женщине ценим порядочность, невинность, чистоту. В развитом состоянии — аккуратные, бережливые, эрудиты, профессионалы. Создатели института брака. В стрессе возникает желание оговорить, вымазать, угрожать — «душат себя и душно окружающим». В плохом состоянии — жесткие и грубые, вербальные и физические садисты.

Системное мышление Википедия – Часть 3. Звуковой вектор

Звуковой вектор – внутренняя часть квартели информации, интроверт. Цвет наибольшего комфорта – синий, голубой. Геометрия комфорта – отсутствует. Мышление – абстрактное.

Звуковой вектор – доминантный. Обладают самым большим объемом психики. Желания звуковика не связаны с телом, с материальными ценностями.

Особо чувствительный орган чувств – уши. Особо чуткие к звуку. Получаемая информация «напрямую поступает» в психическое. Чутко реагируют на смены интонации. Обладатели абсолютного слуха.

Системно-векторное мышление википедия

Звуковики больше всего нуждаются в одиночестве, но и больше всего страдают от него.

Звуковики – «странные люди», «не от мира сего». Внешне тихие, сосредоточенные на своих внутренних ощущениях. Любят тишину, одиночество, темноту. Вслушиваясь в тишину, звуковик колоссально сосредотачивается на самом себе. Таким образом, происходит мощное развитие мозга, ума. Рождаются мысли.

Стрессы и страхи

В состоянии стресса, который может быть спровоцирован скандалами, криками и оскорблениями в детстве, звуковик полностью замыкается в себе, не хочет или боится общаться с людьми. В лучшем случае относится к людям избирательно. От стресса и психологических травм могут стать необучаемыми. Перестают отличать интонации, понимать смыслы слов. От страха испытать боль звуковик пытается сосредоточиться, но не способен создать мысль (выполнить свою видовую роль). Возникает лишь иллюзия ее создания. В крайних состояниях ненаполненности воспринимают внешний мир совершенно иллюзорно, неадекватно, как компьютерную игру.

Необходимо огромное усилие, чтобы экстравертироваться. Отвечают тихим голосом, часто с небольшой задержкой, поэтому ошибочно может казаться, что люди со звуковым вектором — тугодумы. В критических случаях – аутизм, шизофрения.

Родные страхи – страх сойти с ума и перестать дышать во сне.

Формирование мысли

Развитие мысли – трудоемкая работа. Своим внутренним сосредоточением звуковики работают на группу, на целое, на восьмимерное пространство.

Звуковик сосредотачивается на чистом звуке, на колебании, на движении, исходящем из вибрации, т.е. не на физическом. Так как ощущение материального отсутствует, желания звуковика не ограничены. Они бесконечны, самые большие. Мысль звуковика формируется только при сосредоточении снаружи.

В поиске смыслов

Звуковик постоянно перебывает в поиске смысла жизни, осознанно или нет. «Какой в этом смысл, если в этом смысла нет?» Как говорит системно-векторная психология Википедия в этих случаях не дает информации, именно при неспособности реализовать свой звуковой потенциал возникает состояние депрессии.

В своих добавочных желаниях звуковик не ощущает физический мир. Реальность – сосредоточение на психическом, на внутреннем состоянии. Для него тело – иллюзия, звуковики единственные, кто ощущает раздельно физический мир (тело) и психическую часть (желание, душу).

Внешний мир звуковика — это проекция собственных психических состояний, внутренний мир, который он пытается постичь и выразить, — психическое как таковое.

Рождение слова

Развивая мысль, звуковик рождает Слово. Появилось слово «Я». Пришло осознание себя как отдельного человека. Звук родил ощущение «Я», родил драму, родил бесконечность мыслей. Началась историческая фаза развития человечества.

У звуковика из нехватки, стремления к постижению родился вопрос «Кто я?» «В чем смысл жизни?». Звук объединил этим вопросом все человеческое сообщество и повел за собой. Все развитие человечества подчинено этому единственному вопросу звуковика.

Желание звуковиков познать точнейшую систему бытия ведет их в профессию музыкантов, физиков, философов, теологов. Понятие «гениальности» имеет отношение только к звуковикам. Только звуковик делает невероятные открытия, которые для него намного желаннее и важнее чем сама жизнь. В звуке приоритетом является познание всех как самого себя. Звуковики в потенциале духовные альтруисты.

Системно-векторное мышление Википедия – Часть 4. Зрительный вектор

Внешняя часть квартели информации. Ярко выраженный экстраверт. Тип мышления – образный. В потенциале – самый мощный интеллект. Видовая роль — дневной охранник стаи. «Куда твои глаза глядят?» Если зрение «недоглядело» опасность, то становится жертвой. Ключевое слово – «Ой!» Родной страх – страх темноты. Базируется на страхе смерти.

Системное мышление Википедия

Прямая инициация эрогенной зоны – изменение цвета, света – наслаждение переливом. Цвет изменился перед глазами – наслаждение. Глаза стремятся получать (видеть) наслаждение. Ключевые слова – красота, красиво, прекрасно.

Корни страха

Возможность вытеснения страха смерти кроется в сострадании, в создании эмоциональной связи с окружающим миром. Первобытный жест – поворот головы (гибкая шея), чтобы смотреть во все глаза и не пропустить врага. Первобытный знак – большой испуг при виде опасности, ощущение запаха смерти и предупреждение стаи.

Человек со зрительным вектором обладает высочайшей эмоциональной амплитудой. Самая сильная, объективная, природная, рационализированная эмоция — эмоция страха смерти.

Зрительная мера, зрительный вектор создает культуру как ограничение неприязни.

Впечатлительны, тревожны, чувствительны к окружающей среде. Им все «жалко» — и растения и животных, в высшем своем чувственном развитии – сострадание к человеку, милосердны. Жертвенны в состоянии любовь и жертвы в состоянии страх.

Любовь к жизни

Смысл жизни для зрительного человека – любовь. Развита фантазия, чувствительные, эмоциональные, внушаемые. Вымысел способны донести как абсолютную реальность. Зрительники часто становятся жертвами гадалок, экстрасенсов, мошенников.

Зрительные люди в нереализованном состоянии, не вынесшие свой страх через сострадание к другим, наполняются внутренними страхами, возможны фобии. При этом наблюдаемы частые истерики. Характерен эмоциональный шантаж.

Развитые зрительные люди – волонтеры, воспитатели детей, медсестры, артисты театра и кино.

В паре зрительные люди способны испытывать самые искренние и глубокие чувства любви. Ценности зрения – нравственность, человеческая жизнь, добро, красота, любовь.

Системное мышление Википедия — Часть 5. Обонятельный вектор

Внутренняя квартель энергии – интроверт. Эрогенная зона обоняния – так называемый нулевой нерв, кончик носа. Видовая роль – выжить во что бы то ни стало. Обладатели интуитивного интеллекта. Доминантный вектор.

Обоняние несет ответственность перед природой за сохранение вида. Презирают окружающий мир, но должны его сохранять, чтобы спасти и сохранить себя как его часть. Воспринимают запахи не на уровне сознательных ощущений «приятный-неприятный», а на уровне невербального, интуитивного ощущения. Улавливают так называемые феромоны влечения и ранжирования других особей. Задача – незримо руководить процессами жизнедеятельности в стае, предотвращать любую опасность.

Нет запахов предпочтительных или непредпочтительных – все запахи неприятны, каждый запах воспринимается как сигнал происходящего вовне, а каждый сигнал – это необходимость непрерывного контроля за происходящим с конечной целью выживания.

системно-векторная психология википедия

Радость и счастье обоняния – отсутствие эмоций, чувств. Они – меланхолики, часто вялые, бесчувственные. «Я – князь мира сего». Не читают, не любят выходить из дома. Подозрительные, презирающие.

Кривят нос от запахов эмоций окружающих. Внутреннее ощущение «вы все ниже меня». Единственная привязанность, человек, которого не презирает обоняние, — мать (в детстве гарант выживания, сохранения собственной целостности).

Обонятельник вечно сует нос не в свои дела, вынюхивает. «Чует мое сердце!» — предупреждает вождя об опасности! Понятие интуиции раскрывается именно через понимание обонятельного вектора в системно-векторной психологии Википедии об этом ничего неизвестно.

Тайная сила

При полном отсутствии эмоций, ум — всегда активен.

Внешне могут показаться любопытными, в действительности – вынужденные держать постоянный контроль за происходящим. Не ограниченные доводами морали и нравственности: вопрос выживания приоритетнее. Обонятельник стремится к чувству покоя, меланхолии, которое в абсолюте не достижимо, так как невозможно окончательно решить вопрос внешней опасности. Внутренний баланс, реализация — сохранять, ранжировать стаю таким образом, чтобы не оставалось особей, способных подвести, не выполнить свою видовую роль.

Ощущает только физический мир. Главное желание – почувствовать саму жизнь внутри себя, без влияния внешнего, без чувств, без эмоций. С уретральным вождем у обоняния бессознательный сговор: вождь гарантирует личное выживание взамен на гарантию сохранения всей стаи.

Обонятельный вектор – единственный вектор, который не имеет неврозов.

Интуиция

Обонятельник сохраняет и ощущает все синхронные сигналы, которые поступают через органы чувств. От природы ему дано особое ощущение жизни, знание всего скрытого психического. Но не дано Слово! Его интеллект невербальный, нет сознательного определения тем ощущениям, которые он получает от внешнего мира, внутренний механизм, которому подчинено все живое, скрыт. Обонятельник – «царь бессознательного», но не допущен к раскрытию. Обонятельная мера абсолютно противоположна звуковой, где раскрытие скрытого в бессознательном – и есть высшая задача постижения.

Серый кардинал

Гении противоречия. Основной принцип жизни – разделяй и властвуй.

Своим присутствием уже создает интригу. Рядом с обонятельником отсутствует ощущение защищенности и безопасности, доставляет окружающим дискомфорт: он прочитывает всех, а его – никто.

В общении — неконкретный, неуловимый, двусмысленный (невнятный в смыслах), его невозможно «взять за руку, за слово», выпутываются из любой ситуации. Подписи свои не ставят, следы не оставляют, всегда есть алиби. Интеллект невербальный, интуитивный, поэтому у него нет ключевых слов. В неразвитом состоянии жертва собственных интриг.

Создатели вакцины в период эпидемий, ученые биологи, микробиологи. Кадровики, финансисты, политики, ученые-вирусологи, разведчики. На предприятиях заместители директора, «серенькие мышки». Меланхоличные, вялые.

Консолидирует общество в ненависти вокруг себя. Родной страх обоняния – быть отравленным. Поэтому обонятельного ребенка очень сложно накормить. Предчувствия у обоняния нет. Обоняние – чует.

Системно-векторное мышление Википедия – Часть 6. Уретральный вектор

Уретральный вектор – внешняя квартель времени.

Вождь, вожак стаи. Неограниченное, нестандартное мышление. Скорость мышления – огромная (мгновенная реакция тела и ума). Гениальные тактики (мысль всегда «за флажки»). Объединяет всех вокруг себя всю общность и гарантирует ей безопасность.

Сохраняет целостность группы благодаря формированию внутреннего баланса через гарантию безопасности каждого, «животный альтруизм».

Приоритет – общество выше собственных интересов. Ранняя программа уретральников – расширение территорий, экспансия.

Системно-векторное мышление Википедия

Взгляд в будущее

Ведет общество в будущее. Проводник звуковых идей. Получает удовольствие от отдачи другим. Все другие вектора – получают, чтобы отдавать. Уретральник – отдает, чтобы получить наслаждение.

Уретральник не попадает под ограничения культуры и закона: невозможно ограничить то, что по определению ставит приоритетом благополучие других. Уретральная справедливость заключена в отдаче каждому по его нехваткам, а не по закону или принципу равенства и братства. Уретральная мера консолидирует общество. Выстраивает иерархическую лестницу по вертикали.

Уретральник – на вершине иерархической лестницы. Амбиции отсутствуют, так как ранг вождя гарантирован природными свойствами. В своих ощущениях всегда победитель – царь. Всегда на вершине! Страстные натуры. Ощущают абсолютную свободу в желании отдавать свою жизнь ради других.

Целеустремленные, храбрые, дерзкие. Цели всегда большие и долгосрочные. Им сложно остановиться, отдохнуть, договориться, вернуться назад – большое либидо, следовательно большая воля к жизни, неиссякаемый источник сублимации внутреннего желания к внешне проявленному действию.

Отсутствует частная неприязнь. Абсолютно толерантен.

Направление воспитания

В период воспитания взрослые должны стать «регентами при Его Величестве». Не воспринимает похвалу – это всегда оценка свыше, что означает нарушение ранга. Любое выражение одобрения – только снизу вверх, восхищение и признание. Но у уретральника нет гордыни, по той же причине, что и отстуствие амбиций.

Им нельзя говорить слово «Нельзя!». При неверном воспитании, в случае насилия – уходят из дома, устраивают поджоги. Склонны к побегу «на рывок» — все или ничего. «Лучше мертвый, чем второй!». Ключевые слова – победа, первый, свобода, воля.

Системное мышление Википедия – Часть 7. Мышечный вектор

Внутренняя часть квартели пространства – интроверт. Видовая роль – воин и строитель. Мышцы – эрогенная зона. Получение удовольствия связано с сокращением мышц, с физическими нагрузками. Базовые состояния – ярость и монотония. Ярость поднимает на войну. Монотония –– состояние наивысшего комфорта, гарантирует способность выполнять ежедневный труд шахтера, пахаря земли, строителя.

В состоянии войны — лучшие воины рукопашного боя во время боевых действий. Под руководством уретрального вождя и кожного командира легко забирают жизнь врага и так же легко отдают свою.

В состоянии мир – самые миролюбивые люди, самые покладистые. Реализация в социуме заключена в полезном физическом труде, в строительстве.

Невроз для мышечника – лень. Его отдых – физический труд. Добавочных желаний у мышечника нет: только базовые желания есть, пить, спать, дышать. Поэтому мышечный вектор удваивает фундаментальные желания тела и в сочетании усиливает свойства других векторов.

Ценности и ориентиры

Нет внутреннего ощущения отдельного Я. Внутреннее ощущение – МЫ. Жизнь в пространстве разделяют территориально на «МЫ –СВОИ» и «МЫ-ЧУЖИЕ». Ценности и ориентиры мышечника – действовать «по-людски», «как все», сохраняя свою общность. У мышечника отутствует собственное мнение – абсолютно ведомый человек.

системное мышление википедия

Мышление – наглядно-действенное (как показали в детстве, так и делает). Мышечный ребенок очень покладистый. Важно обеспечить ему достойное окружение и обучать через точный наглядный пример.

Как сообщает системно-векторная психология Википедия в этих случаях не может дать рекомендаций, категорически нельзя отдавать мышечных детей в спорт. Научаясь реализовывать свою силу в спорте, но не найдя там применения (одной мышечности недостаточно, чтобы стать выдающимся спортсменом, для этого необходима кожная амбициозность или анальное упорство), они реализуют себя в преступной деятельности. Не приученные к полезному физическому труду, коим спорт фактически не является, мышечники опасны – они легко переходят в состояние войны, ярости, готовности убивать.

Мышечные люди способны дать большее потомство. Плохое состояние мышечников – плохая демография в стране.

Системное мышление Википедия – Часть 8. Оральный вектор

Внешняя квартель энергии – экстраверты. Тип мышления – вербальный. Мысль формируется во время говорения. Про них говорят: «сначала говорит, а потом думает».

Первичная видовая роль – криком предупреждать стаю об опасности, а внутри пещеры – разделять пищу на съедобную и несъедобную. Высшая задача оральной меры – индукция. Оральник первый называл словом действия и предметы, формировал язык. Особым образом влиял на других так, что у слушателей выстраивались общие смысловые ряды, общее мышление.

Оральник – болтун, шут, балагур, тамада. Через смех он снимает напряжение в группе, коллективе. Нередко в желании реализовать внутреннюю потребность говорить и быть услышанным использует свой «талант» – лжесвидетельство. И хотя ложь его очень искусна, вы сможете отличить неправду, обладая системно-векторным мышлением наука Википедия тут не поможет.

Оральная мера в связке с обонятельной также ответственна за выживание стаи и потому не ограничена ощущением этики, морали и нравственности. Невозможно смущение – оральник с легкостью проговаривает любые, даже табуировнные смыслы.

Системно-векторная психология Википедия

Условно проговаривает мысли обонятельника, то невербальное ощущение реальности окружающего мира, данное обонятельнику, реализуется оральным словом: оральник не просто призван говорить ради говорения, он проговаривает глубокие смыслы. Часто рядом с ним кажется, что и я также думал, но не мог сказать.

Оральник – шут при вожде. Ему всегда разрешается говорить «свою правду». Оговор «неугодной» обонятельнику особи реализуется через оральника. Способен с абсолютной точностью указывать на ключевой недостаток другого человека, всегда проговоривая ключевые смыслы. Оговор, даже фактически ложный, невозможно оспорить, как невозможно переговорить оральника. Прозвища, который дает оральник, приживаются мгновенно и навсегда.

Развитие вербального ума

Эрогенная зона оральника – губы и ротовая полость. Оральник «работает, не покладая рта».
Талантливые певцы и лучшие повара. Прием экзотической, каждый раз новой пищи доставляет им огромное удовольствие.

Оральники также талантливые юмористы, комментаторы, радиоведущие, ораторы. Часто оговаривают других на уровне группы, коллектива, общества.

Особенности воспитания

Говорит всегда убедительно, правду от вымысла отличить невозможно.

В период воспитания орального ребенка родителям важно направить его активность в правильное русло. Обязательно выслушивать, иначе ради привлечения внимания пойдет на сочинение небылиц и может вырасти патологическим лжецом, так и не научившись иным способом реализовывать желание к говорению. Занятия в кружке ораторского искусства хорошо разовьют вербальный интеллект ребенка.

Системно-векторная психология. Окружающий мир википедия о возможностях и перспективах

Знание о векторах, на которых базируется системно-векторная психология Юрия Бурлана, дает полный объем информации о внутренних свойствах человека.

Системно-векторная психология – новое знание, которое через призму векторов рассматривает понятия природных свойств. Системно-векторное знание открывает возможность безошибочно определять тип мышления и направление развития врожденных способностей. Новейшая методика устанавливает точные ориентиры, расширяет сознание, открывает новые перспективы для развития всех направлений современной действительности.

Автор: Лариса Левицкая

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

02 апреля 2014

Системное мышление — Wikiquote

Взято из Wikiquote

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Полная чепуха ожидать, что хоть какое-то человеческое существо смогло достичь такого понимания проблем общества, что он может действительно определить центральные проблемы и определить, как они должны быть решены. Системы, в которых мы живем, пока еще слишком сложны, чтобы наши интеллектуальные возможности и технологии могли их понять.
К. Уэст Черчмен, 1968 г.

Системное мышление — это процесс понимания того, как вещи, рассматриваемые как системы, влияют друг на друга в целом.

В алфавитном порядке по авторам или источникам:
A · B · C · D · E · F · G · H · I · J · K · L · M · N · O · P · Q · R · S · T · U · V · W · X · Y · Z · См. также · Внешние ссылки

A[править]

  • Основная управленческая идея, представленная системным мышлением, заключается в том, что для эффективного управления системой вы можете сосредоточиться на взаимодействии частей, а не на их поведении, взятом по отдельности.
    • Рассел Л. Акофф и Фред Эмери (1972) О целенаправленных системах , цитируется в: Ллойд Добинс, Клэр Кроуфорд-Мейсон (1994) Размышление о качестве: прогресс, мудрость и философия Деминга . п. 40.
  • Решение проблем традиционно считалось важной функцией менеджмента. Однако благодаря системному мышлению мы стали сомневаться в существовании проблем и их решений.
    • Рассел Л. Акофф (1974) Перепроектирование будущего , с. 20.
  • Системная наука и технология составляют один аспект системного мышления, а гуманитарные науки и искусство составляют другой. Тот факт, что дизайн играет такую ​​большую роль в системном подходе к проблемам, делает очевидным, что искусство также играет в нем важную роль. Этика и эстетика являются неотъемлемыми аспектами оценки систем… системный подход включает поиск истины (наука) и ее эффективного использования (технология), изобилия (экономика), добра (этика и мораль), красоты и удовольствия (эстетика). ). Сравнивать системную методологию с методологией любой из так называемых «жестких» дисциплин — например, физики — значит неправильно понимать природу систем. Беспокоит не то, что системный подход не является научным в том смысле, в каком таковыми являются физика, химия или биология, а то, что некоторые пытаются сделать его научным в этом смысле. В той мере, в какой они преуспевают, они разрушают его.
    • Рассел Л. Акофф (1999). «Дисциплины, две культуры и науки». Системные исследования и поведенческие науки . 16 (6), с. 537. Цитируется по: Шеррил Сталински (2005) Системный взгляд на социальные системы, культуру и сообщества . Сейбрукская аспирантура. п. 5.

B[править]

  • Системное исследование продемонстрировало свою способность эффективно справляться с очень сложными и крупномасштабными проблемными ситуациями. Он организовал усилия различных дисциплин в рамках системного мышления. Он представил системные подходы и методы к анализу, проектированию, разработке, оценке и управлению системами всех видов … Теория систем преследует научное исследование и понимание систем, существующих в различных сферах опыта, чтобы прийти к в общей теории систем: организованное выражение наборов взаимосвязанных понятий и принципов, применимых ко всем системам.
    • Бела Х. Банати (1991) Системный дизайн образования с. 31.
  • Было бы уместно сразу сказать, что системное мышление является родоначальником дизайн-мышления, а исследование систем включает исследование дизайна.
    • Бела Х. Банати (1996) Проектирование социальных систем в меняющемся мире. р. 163.
  • Системное мышление играет доминирующую роль в широком диапазоне областей от промышленных предприятий и вооружений до эзотерических тем чистой науки. Ей посвящены бесчисленные публикации, конференции, симпозиумы и курсы. В последние годы появились профессии и профессии, неизвестные еще недавно, под такими названиями, как проектирование систем, системный анализ, системная инженерия и другие.
    • Людвиг фон Берталанфи (1968) Общая теория систем , с. 3.
  • Тектология должна прояснить способы организации, которые воспринимаются как существующие в природе и человеческой деятельности; затем он должен обобщить и систематизировать эти способы; далее он должен объяснить их, т. е. предложить абстрактные схемы их тенденций и законов; наконец, на основе этих схем определяют направление организационных методов и их роль во всеобщем процессе. Этот общий план подобен плану любого естествознания; но цель тектологии принципиально иная. Тектология занимается организационным опытом не той или иной специализированной области, а всех этих областей вместе взятых. Другими словами, тектология охватывает предмет всех других наук и всего человеческого опыта, породившего эти науки, но только с методической стороны, т. е. ее интересуют только способы организации этого предмета. .
    • Александр Богданов. Тектология: Всеобщая Организационная Наука (Москва, Издательство З.И. Грщебина, 1922. С. 82.
  • Существует революционная научная перспектива (с) богатством принципов, идей и идей, которые уже принесли более высокую степень научного порядка и понимания во многие области, такие как биология, психология и некоторые физические науки… Современные системные исследования могут обеспечить основу структуры, более способной к отдавая должное сложности и динамическим свойствам социокультурной системы.
    • Уолтер Ф. Бакли (1967) Социология и современная теория систем , с. VII; Цитируется в: цитируется в: Ludwig von Bertalanffy (1968) General System Theory . п. 7-8.
  • Современный системный взгляд, расцветший во время Второй мировой войны (хотя построенный на принципах на ветер гораздо раньше), уже принес свои первые плоды и находится под угрозой поверхностного принятия в корпус социологии путем включения некоторых из его ныне общего словарного запаса.
    • Уолтер Ф. Бакли (1967) Социология и современная теория систем с. vii.
  • Критические системные мыслители, такие как Миджли, выделяют три волны системного мышления за последние 50 лет или около того. Ранние теоретики систем (например, Берталанфи) описывали системы в физических терминах, прибегая к метафорам из электронных вычислений или биологии. Эта традиция «жестких систем» до сих пор имеет своих сторонников и практиков… Впоследствии пределы физической метафоры… были достигнуты, и развилась вторая волна системного мышления. Это «мягкое системное мышление» использовало социальные метафоры для разработки соответствующих системных подходов к человеческим системам. Движение к более феноменологическому, интерпретативному пониманию человеческих систем, где значение является центральным и согласовывается межсубъективно, соответствует новой парадигме/кризису социальной психологии 19-го века.70-е годы. Третья волна, или школа критических систем, к которой относится Миджли, опиралась на критическую теорию Хабермаса, особенно в отношении теорий познания и коммуникативной рациональности, а также на работы Фуко и его последователей о природе власти.
    • Марк Бертон (2003) «Обзор системного вмешательства: философия, методология и практика МИДГЛИ, Г. (2000)» в: Journal of Community and Applied Psychology 2003 13 (4) 330-333.

C[править]

  • Идеи, выдвинутые биологами организмов в первой половине двадцатого века, помогли породить новый образ мышления — «системное мышление» — в терминах связности, отношений, контекста. Согласно системному воззрению, существенные свойства организма или живой системы — это свойства целого, которыми не обладает ни одна из частей. Они возникают в результате взаимодействия и отношений между частями. Эти свойства разрушаются, когда система расчленяется физически или теоретически на изолированные элементы. Хотя мы можем различить отдельные части в любой системе, эти части не изолированы, и природа целого всегда отлична от простой суммы его частей. Системный взгляд на жизнь прекрасно и обильно проиллюстрирован в трудах Пола Вайса, который перенес системные концепции в науки о жизни из своих более ранних исследований в области инженерии и всю свою жизнь исследовал и отстаивал полную организменную концепцию биологии.
    • Фритьоф Капра (1996) Сеть жизни стр. 29.
  • До 1940-х годов термины «система» и «системное мышление» использовались несколькими учеными, но именно концепции Берталанфи об открытой системе и общей теории систем сделали системное мышление основным научным направлением. движение
    • Фритьоф Капра (1996) Сеть жизни с. 46. ​​
  • При последующей мощной поддержке со стороны кибернетики концепции системного мышления и теории систем стали неотъемлемыми частями установленного научного языка и привели к многочисленным новым методологиям и приложениям — системной инженерии, системному анализу, системам. динамика и так далее.
    • Фритьоф Капра (1996) Сеть жизни стр. 46. ​​
  • Системное мышление, описанное и практикуемое Расселом Акоффом, К. Уэстом Черчменом, Питером Чеклэндом и другими, содержало в себе многие импульсы, которые мотивируют применение дизайнерских идей в стратегии, организации, обществе. и управление. Такие идеи, как привлечение широкого круга заинтересованных сторон, выход за рамки простых метрик и расчетов, рассмотрение идеализированных вариантов и использование сценариев для их изучения, изменение границ для переформулирования проблем, итерация, свободное использование диаграмм и насыщенных изображений, а также неустанный поиск лучшего множество альтернатив были все там. Если бы деловое и управленческое сообщество купило его, у нас не было бы многочисленных дискуссий о дизайне, дизайн-мышлении и расширении управленческого образования, чтобы задействовать интуицию, принять ценности, выйти за рамки доступных вариантов .
    • Фред Коллопи (2009) «Извлеченные уроки — почему отказ системного мышления должен определять будущее дизайн-мышления». В блоге Fast Company , 7 июня 2009 года. определить, как они должны быть решены. Системы, в которых мы живем, пока еще слишком сложны, чтобы наши интеллектуальные возможности и технологии могли их понять.
      • C. West Churchman (1968) Системный подход p. x.
    • Системный подход начинается, когда вы впервые видите мир глазами другого человека.
      • C. West Churchman (1968) Системный подход , с. 231 цитируется в: Michael C. Jackson (2003) Системное мышление: творческий холизм для менеджеров . п. 139.

    D[править]

    • Системное мышление означает способность видеть синергию целого, а не только отдельных элементов системы, и учиться усиливать или изменять паттерны всей системы. Многие люди были обучены решать проблемы, разбивая сложную систему, такую ​​как организация, на отдельные части и работая над тем, чтобы каждая часть работала как можно лучше. Однако успех каждой части не складывается из успеха целого. к успеху всего. На самом деле, иногда изменение одной части для ее улучшения на самом деле снижает эффективность работы всей системы.
      • Ричард Л. Дафт (2008) Опыт лидерства. р. 141.
    • Системное мышление — это умственная дисциплина и основа для наблюдения закономерностей и взаимосвязей. Важно рассматривать организационные системы в целом из-за их сложности. Сложность может ошеломить менеджеров, подорвав доверие. Когда лидеры могут видеть структуры, лежащие в основе сложных ситуаций, они могут способствовать улучшению. Но для этого нужно сосредоточиться на общей картине.
      • Ричард Л. Дафт (2008) Опыт лидерства . п. 141.

    E[edit]

    • При отборе статей для этого тома возникли две проблемы, а именно, что представляет собой системное мышление и какое системное мышление имеет отношение к мышлению, необходимому для организационного управления. Первая проблема, очевидно, является критической. Если бы не было осмысленного ответа, не было бы смысла выпускать объем чтений по системному мышлению по какому-либо предмету. Очень многие авторы явно полагали, что существует способ рассмотрения явлений, который достаточно отличается от устоявшихся методов научного анализа, чтобы заслужить особое название системного мышления.
      • Фредерик Эдмунд Эмери (ред. ) (1969) Системное мышление: избранные чтения Пингвин, с. 7: Начало редакционной статьи Фреда Эмери.
    • Очень многие авторы явно полагали, что существует способ рассмотрения явлений, который достаточно отличается от хорошо зарекомендовавших себя способов научного анализа, чтобы заслужить особое название системного мышления.
      • Фредерик Эдмунд Эмери (ред.) (1969) Системное мышление: избранные материалы Пингвин, с. 7: Начало редакционной статьи Фреда Эмери

    F[править]

    • Примером мышления мягких систем является оценка Чеклэндом методологии мягких систем. Он хочет ввести жесткие системные подходы для решения сложных проблем только после и посредством анализа мягких систем.
      • Роберт Л. Флад (1993) Имея дело со сложностью: введение в теорию и… — стр. 127. актуальные экологические и социальные проблемы современности, он должен быть доступен не только для хорошо подготовленных лиц, принимающих решения, и ученых, но и для большинства граждан.
        • Роберт Луи Флуд, Норма Р. А. Ромм (1996) Критическое системное мышление: текущие исследования и практика . п. 165.

      G[править]

      • В предыдущей статье о прогрессе в общих исследованиях систем… я избегал вопроса определения системы. Я отметил, что никакие определения не являются удовлетворительными, и суть предметной области мне представлялась в том, что ни одно из них не может быть таковым. Далее я сказал, что это системный подход, подчеркивающий отсутствие дисциплинарных границ, свободу применения знаний и методов, собранных в одной области, к проблемам в другой, или предполагающий, что две разные области на самом деле являются одной, дисциплинированная свобода неограниченного интеллекта — вот источник динамизма и прогресса. Я отметил, что, возможно, наиболее заметным прогрессом из всех является то, что мы можем так уверенно говорить об общей области интересов, зная, что мы не можем и не хотели бы прийти к соглашению об определении того, что такое система.
        • Брайан Р. Гейнс (1979) Общие системные исследования: quo vadis?
      • Экологический подход к государственному управлению строится буквально с нуля; от элементов места — почвы, климата, местоположения, например — к людям, которые там живут — их количеству, возрасту и знаниям, а также способам физической и социальной технологии, посредством которых из места и в отношениях друг с другом, они зарабатывают себе на жизнь. Именно в этих условиях следует изучать их инструменты и методы ведения общественного хозяйства, чтобы они могли лучше понять, что они делают, и разумно оценить, как они это делают. Такой подход представляет особый интерес для нас как студентов, стремящихся к сотрудничеству в учебе; потому что это требует — и действительно зависит от — тщательного наблюдения со стороны многих людей в различных средах за корнями государственных функций, гражданских установок и оперативных проблем.
        • Джон Мерриман Гаус (1947), Размышления о государственном управлении, University of Alabama Press. п. 8-9

      H[edit]

      • Системное мышление — это утерянное искусство с очень практичным набором инструментов, которые мы с нашими консультантами используем. Он помогает нам и нашим клиентам мыслить, ставить диагнозы и действовать во всем, что мы делаем… и куда бы мы ни направлялись, гораздо лучше, более целостно и практично, чем традиционные методы.
        • Стивен Г. Хейнс (2000) Полное руководство по системному мышлению и обучению. р. IV.
      • Системное мышление основано на более чем 50-летних научных исследованиях Общества общих системных исследований 12 характеристик жизни на Земле, ведущих к естественному способу функционирования мира.
        • Стивен Г. Хейнс (2007) Стратегическое и системное мышление: формула победы . п. v.
      • Системное мышление появилось относительно недавно, по крайней мере, как идентифицируемая практика. На эту тему есть книги, но разные авторы рассматривают ее по-разному, так что это пока неограниченная дисциплина.
        • Дерек К. Хитчинс (2003) Расширенное системное мышление, проектирование и управление. р. хв.
      • Системное мышление не ново; он существует уже тысячи лет в самых разных обличьях. Древние мифы о сотворении мира были примерами системного мышления. Анализ операций, системный анализ, анализ отказов, анализ рисков, анализ корпоративной выгоды, финансовое моделирование, количественная съемка, оценка инвестиций, анализ конечных элементов, модели гражданского строительства, экономическое моделирование, симуляции и многое другое — все это современные способы мышления о системах. Творческая визуализация тоже должна быть в списке.
        Новым, пожалуй, является доступность мощных настольных инструментов, которые позволяют и позволяют нам думать о самых сложных и запутанных проблемах и системах. Процессоры позволяют нам решать проблемы такой сложности и масштаба, что без них мы были бы вынуждены догадываться. Те же самые инструменты обнаруживают неожиданное сложное поведение простых систем.
        • Дерек К. Хитчинс (2003) Продвинутое системное мышление, проектирование и управление. р. 133.
      • Практики и сторонники придерживаются целостного видения. Они сосредоточены на взаимосвязях между подсистемами и компонентами, уделяя особое внимание интерфейсам между различными частями. Важно то, что сборщики систем включают разнородные компоненты, такие как механические, электрические и организационные части, в единую систему. Организационными частями могут быть управленческие структуры, такие как военное командование, или политические образования, такие как правительственное бюро. Организационные компоненты не только взаимодействуют с техническими, но и часто отражают их характеристики. Например, управляющая организация, руководящая разработкой межконтинентальной ракетной системы, может быть разделена на подразделения, отражающие части проектируемой ракеты.
        • Агата К. Хьюз и Томас П. Хьюз, ред. Системы, эксперты и компьютеры: системный подход в управлении и инженерии, Вторая мировая война и после . MIT Press, 2000. с. 3.

      J[править]

      • Жесткое системное мышление также обвиняют в консерватизме. Она отдает предпочтение ценностям и интересам своих клиентов и заказчиков и использует свой очевидный опыт для их реализации. Таким образом, это придает видимость объективности изменениям, которые помогают сохранить статус-кво. В общих чертах, несмотря на многочисленные преимущества и достижения, твердое системное мышление сегодня рассматривается как имеющее ограниченную область применения.
        • Майкл С. Джексон (2007) Системное мышление: творческий холизм для менеджеров . п. 62.
      • Питер Сенге (1990), Фритьоф Капра (1996), Питер Чеклэнд (1999) и другие исследователи перенесли принципы и теории системного мышления на практику, применяя их к реальным организационным проблемам в масштабах всей организации. тем самым поощряя тем самым поощряя создание и развитие обучающихся организаций.
        • Синди Джонс (2006 г. ) «Ваша информация в опасности?» Обзор бизнес-информационных систем , Том 10 (2), с. 7.

      K[править]

      • Предположения, лежащие в основе жесткого системного мышления и отличающие его от мягкого системного мышления, теперь могут быть ясно распознаны. Основное предположение состоит в том, что мир можно понять объективно и что знание о мире можно подтвердить эмпирическими средствами. Это предположение поддерживает роль моделей в жесткой традиции, которые рассматриваются как репрезентации мира и которые можно рассматривать как прокси для мира. Методологии, основанные на твердом системном мышлении, будут отражать это предположение, уделяя большое внимание процессам моделирования и валидации, поскольку они играют центральную роль в способности подходов воспроизводить поведение в моделях, которые они включают.0009 Второе допущение жесткого системного мышления — это способность определять цели, а затем определять наилучший способ действий для их достижения. Понятия поиска целей и рационального принятия решений зависят от этого предположения, поскольку, если цели не могут быть определены, то процесс, направленный на поиск наилучшего способа их достижения, не имеет никакой ценности…
        • Пол Киз (1991) Операционные исследования и системы: системный характер оперативных исследований . п. 171.

      L[править]

      • Понятие «система» приобрело центральное значение в современной науке, обществе и жизни. Во многих областях деятельности подчеркивается необходимость «системного подхода» или «системного мышления», появились новые профессии, называемые «системной инженерией», «системным анализом» и т. п., и не может быть никаких сомнений в том, что это эта концепция отмечает подлинное, необходимое и последовательное развитие науки и мировоззрения.
        • Эрвин Ласло (1972) Введение в философию систем: к новой парадигме современной мысли . XVII.
      • Критическое системное мышление — это прочная недавняя тенденция в гуманистически ориентированной системной работе. Этот подход, основанный на работах Ульриха (1983), Флада (1990) и Флада и Джексона (1991), позволяет приспособить интерес к знанию Юргена Хабермаса (1971) и интерпретативно-аналитическую ориентацию Мишеля Фуко (19).72) посредством метаметодологии, предполагающей постоянное критическое осмысление. Метаметодология служит основой для создания новой методологии, которая критически применяет различные системные подходы к решению проблем.
        • Александр Ласло и Стэнли Криппнер (1992) «Теории систем: их происхождение, основания и развитие» мы управляем, адаптируемся и видим широкий спектр вариантов, которые мы имеем перед собой. Это способ мышления, который дает нам свободу определять коренные причины проблем и видеть новые возможности.
          • Донелла Х. Медоуз, Дайана Райт (2012) Системное мышление: Учебник . п. 17.
        • Со времен промышленной революции западное общество предпочитало науку, логику и редукционизм интуиции и холизму. Психологически и политически мы предпочли бы предположить, что причина проблемы находится «вовне», а не «здесь». Почти непреодолимо обвинять что-то или кого-то еще, перекладывать ответственность с себя и искать ручку управления, продукт, таблетку, техническое решение, которое устранит проблему.
          Серьезные проблемы были решены путем сосредоточения внимания на внешних агентах — профилактике оспы, увеличении производства продуктов питания, быстром перемещении большого веса и большого количества людей на большие расстояния. Однако, поскольку они встроены в более крупные системы, некоторые из наших «решений» создали дополнительные проблемы. И некоторые проблемы, наиболее глубоко укоренившиеся во внутренней структуре сложных систем, настоящие бардаки, отказывались исчезать.
          Голод, нищета, ухудшение состояния окружающей среды, экономическая нестабильность, безработица, хронические болезни, наркомания и войны, например, сохраняются, несмотря на аналитические способности и технические достижения, направленные на их искоренение. Никто сознательно не создает эти проблемы, никто не хочет, чтобы они сохранялись, но тем не менее они сохраняются.
          Это потому, что они являются системными проблемами — нежелательным поведением, характерным для системных структур, которые их создают. Они уступят только тогда, когда мы восстановим нашу интуицию, перестанем обвинять, увидим систему как источник собственных проблем и найдем мужество и мудрость, чтобы перестроить ее.
          • Донелла Медоуз (2008) Системное мышление: учебник для начинающих . п. 20.
        • Системное мышление есть только эпистемология, особый способ описания мира. Он не говорит нам, что такое мир. Поэтому, строго говоря, мы никогда не должны говорить о чем-либо в мире: «Это система», а только: «Это может быть описано как система».
          • Джон Мингерс (2006) Реализация системного мышления: знания и действия в науке управления. р. 87.

        P[edit]

        • Системное мышление — это особая форма целостного мышления, имеющая дело с целым, а не с частями. Один из способов представить это в терминах иерархии уровней биологической организации и различных «эмерджентных» свойств, которые проявляются, скажем, во всем растении (например, увядание), которые не проявляются на уровне клетки (потеря тургора). Также возможно привнести разные точки зрения на эти разные уровни организации. Целостное мышление начинается с рассмотрения природы и поведения всей системы, которую участники согласились признать заслуживающей изучения. Это включает в себя: (i) принятие множественных частичных взглядов на «реальность»… (ii) установление концептуальных границ вокруг целого или интересующей системы и (iii) разработку способов представления интересующих систем.
          • С. Дж. Пирсон и Р. Л. Айсон (1987/1997) Агрономия пастбищных систем . п. 8.
        • Наука о системах – это упорядоченная система знаний, полученных в результате изучения систем в наблюдаемом мире, вместе с применением этих знаний для проектирования искусственных систем.
          • Филип М’Ферсон (1974). Взгляд на системную науку и системную философию. Фьючерсы , 6, стр. 219-239; Цитируется по: Hieronymi, A. (2013), Understanding Systems Science: A Visual and Integrative Approach. Сист. Рез. doi: 10.1002/sres.2215.
        • Системное мышление — это основа для видения взаимосвязей, а не вещей, для видения закономерностей, а не статических снимков. Это набор общих принципов, охватывающих такие разные области, как физические и социальные науки, инженерное дело и управление.
          • Питер Сенге, Пятая дисциплина (1990). п. 68.
        • Системное мышление — это дисциплина, позволяющая видеть «структуры», лежащие в основе сложных ситуаций, и различать высокие и низкие изменения рычагов. То есть, видя целое, мы учимся укреплять здоровье. Для этого системное мышление предлагает язык, который начинается с реструктуризации нашего мышления.
          • Питер Сенге, Пятая дисциплина (1990). п. 69.

        W[edit]

        • Движение за общие системы взяло на себя задачу помочь ученым разгадать сложность, технологам освоить ее, а другим научиться жить с ней.
          • Джеральд Вайнберг (1975) Введение в общее системное мышление . п. 3.
        • Как известно любому поэту, система — это способ смотреть на мир.
          • Джеральд Вайнберг (1975) Введение в общее системное мышление . п. 52.

        См. также[править]

        • Синергия
        • Система
        • Теория систем
        • Мышление

        Внешние ссылки[править]

        Википедия

        В Википедии есть статья о:

        Системное мышление

        Системное мышление | Психология Вики

        Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
        Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

        Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


        Системное мышление — это ментальная модель, которая поддерживает веру в то, что составные части системы будут действовать по-разному, будучи изолированными от окружающей среды или других частей системы, и выступает против редукционистской точки зрения Декарта. Он включает в себя целостные системы просмотра, а не чисто редукционистские методы. Это способствует пониманию целого путем понимания связей и взаимодействий между элементами, составляющими всю «систему», в соответствии с системной философией. Системное мышление признает, что все системы человеческой деятельности являются открытыми системами; следовательно, на них влияет среда, в которой они существуют. Системное мышление признает, что в сложных системах события разделены расстоянием и временем; следовательно, небольшие каталитические события могут вызвать большие изменения в системе. Системное мышление признает, что изменение в одной области системы может отрицательно сказаться на другой области системы; таким образом, он способствует организационной коммуникации на всех уровнях, чтобы избежать эффекта бункера.

        Системные мыслители считают, что:

        • «система» — динамичное и сложное целое, взаимодействующее как структурированная функциональная единица
        • информационные потоки между различными элементами, составляющими систему
        • система – это сообщество, расположенное в среде
        • потоки информации из окружающей среды и в окружающую среду через полупроницаемые мембраны или границы
        • Системы
        • часто состоят из сущностей, стремящихся к равновесию, но могут демонстрировать колебательное, хаотическое или экспоненциальное поведение роста/затухания
        Для получения дополнительной информации см. сложную систему

        Содержание

        • 1 Зачем использовать методы системного мышления?
        • 2 Что такое система?
          • 2.1 Примеры
        • 3 методологии
        • 4 приложения
        • 5 См. также
        • 6 Библиография
        • 7 Внешние ссылки

        Зачем использовать методы системного мышления?

        Системные мыслители особенно заинтересованы в изучении систем, потому что изменение системы часто приводит к нелогичным реакциям системы. Например, петли обратной связи могут либо держать организацию под контролем, либо разбалансировать ее.

        Традиционное принятие решений имеет тенденцию включать линейные причинно-следственные связи. Используя системный подход, мы можем увидеть весь комплекс двунаправленных взаимосвязей. Например, вместо того, чтобы анализировать проблему с точки зрения входа и выхода, мы рассматриваем всю систему входов, процессов, выходов, обратной связи и контроля. Эта большая картина, как правило, дает более полезные результаты, чем традиционные методы.

        Системное мышление также помогает нам интегрировать временное измерение любого решения. Вместо того, чтобы рассматривать отдельные «моментальные снимки» в определенные моменты времени, системная методология позволит нам рассматривать изменения как непрерывный процесс.

        Системное мышление — это мировоззрение, основанное на взглядах системных наук, стремящихся понять взаимосвязь, сложность и целостность компонентов систем в конкретных отношениях друг с другом. Системное мышление является не только конструктивистским, скорее, системное мышление охватывает ценности редукционистской науки, понимая части и конструктивистские взгляды, которые стремятся понять целое, и более того, понимание сложных отношений, которые позволяют «частям» стать «целостными». ‘, как указано в примере ниже.

        Что такое система?

        Система представляет собой любой набор (группу) взаимозависимых или взаимодействующих во времени частей . Части обычно сами являются системами и состоят из других частей, так же как системы обычно являются частями или компонентами других систем.

        Методы системного мышления могут быть использованы для изучения любого вида системы — естественной, научной, человеческой или концептуальной.

        Примеры

        Системное мышление часто предполагает рассмотрение «системы» по-разному:

        Вместо того, чтобы пытаться улучшить тормозную систему автомобиля путем детального изучения состава тормозных колодок (редукционисты), граница тормозной системы может быть расширена и включать не только компоненты автомобиля , но водитель, дорога и погода, и учитывая взаимодействие между ними.
        Взгляд на что-то как на серию концептуальных систем с разных точек зрения. Супермаркет можно рассматривать как «систему извлечения прибыли» с точки зрения менеджмента, «систему занятости» с точки зрения персонала и «систему покупок» или, возможно, «систему развлечений» с точки зрения руководства. клиентов. В результате такого мышления может быть получено новое понимание того, как работает супермаркет, почему у него возникают проблемы или как изменения, внесенные в одну такую ​​систему, могут повлиять на другие.

        Методологии

        Системное мышление использует множество методов, которые можно разделить на:

        • Жесткие системы — включающие моделирование, часто с использованием компьютеров и методов исследования операций. Полезно для проблем, которые можно обоснованно определить количественно. Однако он не может легко учитывать не поддающиеся количественной оценке переменные (мнения, культура, политика и т. д.) и может рассматривать людей как пассивных, а не как имеющих сложные мотивы.
        • Мягкие системы — используются для работы с системами, которые не могут быть легко определены количественно, особенно с участием людей, взаимодействующих друг с другом или с «системами». Полезно для понимания мотивов, точек зрения и взаимодействий, но, естественно, не дает количественных ответов. Мягкие системы — это область, для развития которой много сделал академик Питер Чеклэнд. Морфологический анализ является дополнительным методом структурирования и анализа не поддающихся количественной оценке проблемных комплексов.
        • «Эволюционные системы» — разработка Белы Х. Банати «Разработка эволюционных систем», объединяющая исследования критических систем и методологии мягких систем для создания метаметодологии, применимой к проектированию сложных социальных систем. Эти системы, подобные динамическим системам, понимаются как открытые, сложные системы, но также учитывают их потенциальную способность развиваться с течением времени. Банати уникальным образом интегрировал междисциплинарные перспективы исследования систем (включая хаос, сложность, кибернетику), культурную антропологию, эволюционную теорию и другие.

        Приложения

        Системное мышление все чаще используется для решения широкого круга вопросов в таких областях, как управление, вычислительная техника, проектирование и окружающая среда.

        См. также

        • Рассел Л. Акофф
        • Комплексная система
        • Появление
        • Развитие лидерских качеств
        • Список тем управления
        • Морфологический анализ
        • Организационное развитие
        • Системный интеллект
        • Теория систем
        • Системная динамика
        • Мягкие системы
        • Теория ограничений
        • Pratitya-samutpada (Буддийский принцип взаимозависимого возникновения)

        Библиография

        • Russell L. Ackoff (1999) Ackoff’s Best NY: Wiley
        • Бела Х. Банати (1996) Проектирование социальных систем в меняющемся мире Нью-Йорк: Пленум
        • Бела Х. Банати (2000) Управляемая эволюция общества Нью-Йорк: Пленум/Kluwer Academic
        • Джон Галл (1978) Систематика Карманные книги
        • Питер М. Сенге (1990) Пятая дисциплина — Искусство и практика обучающейся организации (Currency Doubleday).
        • Джеральд М. Вайнберг (1975) Введение в общее системное мышление (изд. 1975 г., Wiley-Interscience) (изд. 2001 г., Дорсет Хаус).
        • Джозеф О’Коннор, Ян Макдермотт (1997) Искусство системного мышления: революционные методы преобразования вашего бизнеса и вашей жизни ХарперКоллинз.
        • Брэдфорд Кини (1983) Эстетика перемен Guilford Press
        • Peter_Checkland (1981) Системное мышление, системная практика. (Вайли)
        • Peter_Checkland Джим Скоулз (1990) Методология мягких систем в действии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *