Системный подход это в психологии: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД это

Содержание

Системный подход в изучении психических явлений. Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе]

Системный подход в изучении психических явлений

Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве системных объектов рассматриваются объекты природы (неорганической или органической), человек, общество, материальные и идеальные явления. Методолог Э. Г. Юдин отмечал, что специфика системного исследования определяется выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентацией всего исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Системный подход характеризуется следующими особенностями:

• Описание элементов целостной системы не имеет самостоятельного значения; каждый элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в структуре целого.

• Один и тот же объект выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения.

• Исследование системного объекта неотделимо от изучения условий его существования.

• Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.

• В системном исследовании недостаточны лишь причинные объяснения функционирования объекта; для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения.

• Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе; она является самоорганизующейся системой.[44]

Возможности реализации системного подхода в психологии обсуждал Б. Ф. Ломов. Он сформулировал общие требования к системному анализу психических явлений. 1. Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения. 2. Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая, строиться иерархически. 3. При описании психических свойств человека необходимо иметь в виду множественность тех отношений, в которых он существует, т.

 е. представлять разнопорядковость его свойств. 4. Многомерность и многоуровневость психических явлений с необходимостью предполагают систему их детерминант. 5. Психические явления должны изучаться в развитии; в ходе развития происходит изменение его детерминант, смена системных оснований.[45]

Сам по себе системный подход неспособен обеспечить решение специально-психологических проблем. На это обстоятельство указывал Э. Г. Юдин: «Из того факта, что системный подход представляет собой методологическое направление научного познания, вытекает довольно прозрачный, но часто, к сожалению, упускаемый из виду вывод: сам по себе системный подход не решает и не может решать содержательных научных задач».[46]

Историко-психологический анализ показывает, что на системный подход ориентировались представители различных школ и направлений в психологии. Психоанализ З. Фрейда, динамическая концепция К. Левина, варианты гуманистической психологии А. Маслоу и Г. Олпорта, генетическая психология Ж. Пиаже, концепция системно-структурной организации психики Н. И. Непомнящей в равной мере использовали возможности системного подхода, однако конкретно-содержательная реализация его в названных направлениях психологии различна.

Главная проблема, которая возникает перед ориентирующимся на системный подход исследователем, состоит в ответе на вопрос: «Как, каким образом можно представить психику как систему?» Имеющиеся образцы структурного описания какого-либо психического явления очень часто представляют собой достаточно искусственные психологические конструкторы, весьма отдаленно сходные с целостной, живой, изменяющейся во времени системой психического. Внешнее описание устройства психологического объекта, его элементов схватывает лишь статическое состояние; такое описание бывает продуктивным только при характеристике относительно устойчивого его функционирования. Но внутреннее ограничение системно-структурного анализа в психологии довольно быстро становится очевидным, когда требуются достоверные и убедительные ответы на вопросы: что предшествовало устойчивому функционированию? каков прогноз поведения объекта в изменившихся обстоятельствах? каков механизм перехода его в новое состояние? Подобные вопросы неправомерны в рамках основных принципов системно-структурного подхода.

Технология системного анализа нацелена на объективацию, на построение модели изучаемого феномена.[47] Мы узнаем, что собой представляет этот объект: как он устроен, как функционирует, как связан с другими, что само по себе важно. Но этого недостаточно для понимания, что такое сам этот объект, сам – как таковой, по своей сути. В психологии развития мы имеем дело с субъективной реальностью, с ее развитием в онтогенезе, а потому только системно-структурное описание ее как некоего устойчиво функционирующего объекта недостаточно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Развитие психических функций в дошкольном возрасте 1) Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Школьное обучение строится

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций Основным диагнозом, выставляемым медиками для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в МКБ-10 имеет шифр: (F70.х – F79.х).Образовательный маршрут для детей с простым уравновешенным

День пятый Как выглядит слон? Системный подход

День пятый Как выглядит слон? Системный подход Первыми сегодня в классе появились Таня, Миша, Дима, ставшие за эти дни неразлучными.

Прошлись, как обычно, вдоль стен и замерли: рядом с плакатами – репродукции странных картин. Фантастические уроды и демоны, химеры, картины

Системный подход

Системный подход Опыт других У меня трое детей – девочка 6,5 лет, мальчик 4,5 лет и девочка 5 месяцев. С ними сижу я, в сад мы не ходим. Муж работает, поэтому домашнее хозяйство и дети в основном на мне. Самая большая сложность со сном старших детей. Очень много времени уходит на

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития Системный подход в изучении психических явлений Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве

Деятельностный подход в изучении психического развития

Деятельностный подход в изучении психического развития Особое место в психологии занимает деятельностный подход, успешно разрабатываемый в отечественной психологии благодаря работам А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Категория «деятельность» в психологии выступила

1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности

1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности 1.2.1. Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина) В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рамках

3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей

3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей Итак, какова природа когнитивных стилей или (в иной формулировке) действительно ли стилевые свойства принципиально отличны от любых других индивидуальных особенностей

О «взаимопроникающем» характере психических процессов

О «взаимопроникающем» характере психических процессов Наше обучение иноязычной речи исходило из того факта, что формирование речи зависит от развития всех без исключения психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных, причем эти процессы являются не

Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции

Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции Эмоции и познавательные процессы «Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению», – справедливо пишет Майк Кордуэлл в своем психологическом словаре.

Он поясняет, что определения могут

Системный подход к личности / Хабр

Написать компьютерный код может каждый. Но одни программы считаются эффективными и полезными, а другие приводятся в пример, как делать не надо. Эти же принципы свойственны и нашей психике. Применяя алгоритмы в нужное время и нужном месте, мы способны сделать жизнь немного легче и приятнее. В статье, дорогой друг, Вы узнаете как теорию системного подхода к личности, так и применение её принципов на практике. 

От алгоритмов к человеку

Юваль Ной Харари — достаточно известный автор, который просто и наглядно объяснил датаизм. Датаизм, в работах Юваля, это концепция восприятия мира, которая сводит всё к базам данных и алгоритмам их обработки. Рецепт борща — это база данных ингредиентов и алгоритм их объединения. Наше ДНК описывает алгоритм сборки организма и его функционирования. А наше сознание, на основе полученного опыта из набора ситуаций, создает алгоритмы поведения.

Принцип системного подхода

Воспринимая сознание как систему, становится намного проще разобраться в себе. В первую очередь, пропадают всякие «трансцендентные» и «подсознательные» образования, которые придают флер загадочности и таинственности психологии.

Второе — это сознание, которое становится понятным и простым для развития. Судите сами, у нас просто пропадает волшебная таблетка, а приобретение полезных привычек привязывается к понятным и простым действиям. В этом направлении работает принцип постепенных накоплений, с фокусом на результативность. 

Никаких откровений, никаких «делайте всего лишь одной действие и жизнь нормализуется». Системный подход в отношении нашего сознания и мировоззрения действует несколько на иных принципах. Простых, понятных, доступных каждому. И требующих проницательности и рутинного исполнения.

Реализация системного подхода

Метод изменения себя через накопительную систему поступков. На практике это работает следующим образом:

  • Вы, дорогой друг, озадачиваете себя конкретной целью. Довести проект до финала за год. Выучить новый язык за сезон. Привести в порядок организм — как в физическую форму, так и нормализуя принципы ЗОЖ. Цель может быть любой, лишь бы Вы верили и понимали, что её можно реализовать;

  • На втором шаге цель разбивается на составляющие элементы. Оцениваются направления проекта и определяется статус их состояния. Иностранный язык разделяется на лексическую и грамматическую составляющую, а Ваш организм поддается метрике и последующей установкой целей;

  • На третьем шаге создается система. Вы для себя описываете алгоритм достижения промежуточных результатов через ежедневные действия. Закрытие тикетов по проекту, от наиболее простых к сложным. Изучение 2-5 слов в день плюс просмотр роликов или любимого сериала на желаемом языке. И ежедневные занятия физическими нагрузками, соответствующие Вашим целям;

  • Переоценка. Процесс всего этого может быть приятным и затягивающим. Вы начинаете любоваться проектом, выставлять ежедневно посты в Инстаграм с фотографиями словарей и книг на английском, и уже каждый Ваш знакомый знает расписание тренировок и как они проходят. Но разве это было целью? Посмотрите, к каким результатам Вы пришли;

  • Если выбранные действия не приводят к результатам — отредактируйте алгоритм. Как часто это стоит делать? Судите в конкретной ситуации. Постоянно менять лодку — бесполезно, пока Вы не научитесь грести веслами.

В идеале, поддерживая алгоритм, можно путем постепенных изменений редактировать общий образ жизни, мировоззрение, свои возможности и навыки. И, что самое главное, решать психологические задачи. Именно на этом сконцентрирована когнитивно-поведенческая терапия.

Что же такое Когнитивно-поведенческая терапия

Это реализация научного подхода к мозгу, системного подхода к личности и адекватного оценивания поведения человека. Различные инфо-цыгане учат людей тому, что нужно: “создать свой положительный образ”, “ставить огромные цели”, “верить в себя”, “сказать миру Да”! Когнитивно-поведенческая терапия не отрицает этого. Иногда полезно раскрыться возможностям. Но всему свое место и случай.  

Поведенческие принципы

Про КПТ уже писались статьи на Хабре. Общий их посыл сводится к тому, что КПТ — это один из лучших инструментов для приведения в порядок психологического состояния рациональных людей. Ведь ключевой момент кроется в банальном баге интерпретации мозгом банальных событий. Рассмотрим на наглядном примере с фейерверком:

  1. Сам по себе, фейерверк — это просто громкие хлопки, цветные огни и атрибут шоу;

  2. Для большей группы людей он остается ярким шоу, которое дарит эмоции и приятные ощущения;

  3. Но есть категория людей с посттравматическим стрессовым расстройством, для которых фейерверк напоминает о боевых действиях, а не о празднике. Кстати, психолог КПТ чаще всего работает именно с ПТСР случаями;

  4. Сам фейерверк остается простым событием, на которое мозг реагирует болезненно. Устранять само событие — это как пытаться отменить дожди или избегать темноты, из-за страха оказаться во мраке;

  5. Куда проще изменить поведение конкретного человека. Особенно, когда он согласен на это!

Поведение человека остается реакцией, причина которой кроется в сознании. Эти реакции мы можем игнорировать, подавлять, избегать ситуаций, которые их вызывают. Все эти случаи непродуктивны. И тогда имеет смысл проработать проблему в её корне. В когнитивных процессах, которые поддерживают баги сознания.

Когнитивные принципы

Когнитивные принципы КПТ строятся на системном подходе, о котором шла речь выше. Вмешиваясь в тонкие процессы убеждений субъекта, психотерапевт помогает клиенту самостоятельно искать решения проблемы, меняя к ней отношение. И вот как это работает:

  1. Человек находится в условиях, где конкретное действие всегда сопровождается конкретной реакцией. Наглядным примером, дорогой друг, будет случай выученной беспомощности. Это когда ребенок, совершая любое действие, сталкивается с осуждением. Получил на контрольной 4? Почему не 5?! Вон, Паша получил пятерку, а ты — бездарь! Ребенок впервые в жизни решил помыть посуду, но разбил тарелку? Ах ты рукожоп! Зачем вообще ты это трогал! Ребенок пытается выбрать себе новую кофту на деньги, подаренные на День Рождения? Фу, полный кошмар! Как ты только мог выбрать такой ужас! Мы лучше тебя знаем, что тебе нравится!

  2. Такие условия закрепляют понимание того, что какой бы выбор ты не сделал, он всегда будет ошибочным. И тогда человек приходит к выводу, что лучше избегать вообще какого-либо принятия решений, чтобы не столкнуться с порицанием!

  3. С возрастом такой человек боится заводить отношения, боится менять работу, боится говорить о том, что ему не нравится. Так его жизнь будет протекать в комфортных, привычных для него условиях. Но будет ли он счастлив? Вряд ли.

Метод КПТ строится вокруг того, чтобы показать такому человеку зону его ответственности. Например, человек понимает, что хочет зарабатывать, и для этого ему нужно устроиться на работу. Но он боится, так знает, что любое его действие будет подано порицанию. В этом случае психолог КПТ детализирует ситуацию. В частности:

  1. Пробовали ли Вы ранее работать? 

  2. Что, самое худшее может произойти, когда Вы пойдете на собеседование?

  3. Что лучшее произойдет, когда Вы пройдете собеседование?

  4. Стоит ли результат тех страхов, которые Вы испытываете?

  5. Давайте договоримся о награде. Пройдя собеседование — порадуйте себя.

  6. Запишите, что именно Вы чувствовали при прохождении собеседования?

Это минимальный чек-лист, который используется для решения подобных состояний Клиента. Коротко, лаконично, результативно. И самое главное. Основная цель, которую ставит КПТ, это научить Клиента находиться “здесь и сейчас” в любой ситуации. Но об этом в следующем материале.

Спасибо Вам дорогой друг, что уделили свое время. Напишите в комментарии, что Вы думаете о КПТ? Доводилось ли Вам консультироваться с психологом или психотерапевтом? Какой опыт Вы получили?

Также призываю Вас подписаться на Телеграмм канал, на котором регулярно публикуются материалы по нейрохакингу. Способах и инструментах модифицировать, улучшить или просто сделать себя функциональнее. По крайней мере, своего пилота тела, весом в 4,5 кг. 

Читайте, обдумывайте, комментируйте. И будьте психически здоровыми!

Что такое теория систем в терапии?

Теория систем — это комплексная философия, которая фокусируется на взаимозависимости людей в группе, чтобы помочь понять и оптимизировать достижения системы. Применительно к психологии это может помочь группе улучшить отношения и более эффективно работать для достижения общей цели.

Содержание

Теория систем: что это такое?

Теория систем — это способ оценки взаимосвязей и реакций между отдельными компонентами системы и того, как это связано с достижением цели. Первоначально эта концепция была разработана для оценки окружающей среды и экологии, но с тех пор она применяется во многих областях, включая инженерию, биологию и психологию. Когда отдельная часть системы не работает или имеет проблемы, теория систем оценивает группу в целом, чтобы определить, что могло способствовать сбою. Чтобы всесторонне оценить конкретную проблему в системе, проблему нельзя рассматривать изолированно, вместо этого ее необходимо анализировать относительно других частей системы.

Теория систем в терапии

С момента развития теории систем она была успешно адаптирована для использования в терапии. В системной психологии терапевты анализируют человеческие эмоции и мотивации в связи с групповой динамикой. В большинстве случаев этот тип терапии используется, чтобы помочь группам людей преодолеть проблему, однако он может помочь людям с проблемами психического здоровья, связанными с системной динамикой.

Хотя работать в тесном контакте с несколькими людьми может быть сложно, эффективные терапевты по системной психологии могут помочь улучшить отношения и эмоциональную стабильность групп, с которыми они работают. Они также помогают участникам группы получить ценную информацию о собственном поведении и о том, как оно влияет на других. Психология пар и семейная психология являются примерами областей терапии, где может применяться теория систем.

Как теория систем предполагает работу разума?

Теория систем была создана исходя из предположения, что каждый человек является частью многих систем и находится под их влиянием. Точно так же системы достигают своих целей посредством взаимодействия между их отдельными компонентами. В рамках этого предположения теория систем признает разум как саму систему. Теория систем утверждает, что разум состоит из конкурирующей информации и процессов.

Соревнуясь друг с другом за ценное место в мозгу, они взаимодействуют, чтобы создать более высокий уровень знаний и навыков. По мере того, как человек движется по жизни и продолжает получать информацию и способности, бесполезная информация забывается, а остается более новая, более актуальная информация.

Как можно использовать теорию систем для изменения?

Теория систем может эффективно влиять на изменение отдельных лиц и групп. Чаще всего люди начинают терапию, потому что ищут каких-то изменений в своей жизни или в своих отношениях. Системная психология рассматривает эти моменты как возможность реструктурировать задействованные дефектные системы, чтобы снова сделать их эффективными и сбалансированными.

Терапевты разговаривают с отдельными лицами и группами, чтобы определить модели поведения, которые могли способствовать нарушенному состоянию, в котором находится группа. Как только эти модели будут выявлены, они могут применить теорию систем, чтобы помочь группе понять, какие действия и реакции способствовали нестабильности. или разбить группу. Помогая людям в группе распознавать эти паттерны, они могут найти решения для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Сосредоточение внимания на системе в целом, а не на каждом отдельном человеке, позволяет вносить эффективные изменения.

Что происходит на занятии по теории систем?

Занятия по теории систем направлены на улучшение отношений внутри системы, чтобы помочь системе достичь своей цели. Наблюдение за действиями, эмоциями, мотивами и реакциями отдельных лиц в группе позволяет терапевтам направлять группу к пониманию того, как их слова и действия влияют на других и на систему в целом. После выявления этих факторов группа может работать над поиском эффективных решений для оптимизации эмоционального и психического здоровья системы.

Методы, используемые в теории систем

Когда теория систем применяется к психологии, люди в группе работают индивидуально и с остальной частью группы, чтобы определить причину проблем в системе. Для этого люди делятся своими мыслями, ожиданиями и чувствами о том, как они взаимодействуют с другими в группе. Некоторые методы, используемые терапевтами, чтобы помочь людям визуализировать свои отношения внутри группы и с системами вне группы, включают создание генограмм и экокарт.

Генограммы представляют собой обширные семейные деревья, составленные терапевтами и семьями, которые показывают психологические отношения между членами расширенной семьи. Экокарты — это диаграммы, демонстрирующие все внешние воздействия на жизнь человека; они могут включать такие вещи, как вера, работа, финансы и семья.

Концептуализация случая — еще один инструмент, используемый терапевтами, чтобы помочь системам справиться с проблемами. Концептуализация случая включает в себя определение проблем, с которыми сталкивается группа и отдельные лица в группе, оценку того, как межличностные отношения и взаимодействия внутри группы связаны с выявленными проблемами, и разработку плана лечения, который принимается группой и помогает группе достичь своих целей.

Теория семейных систем

В теории семейных систем основное внимание в терапии уделяется эмоциональной связи между каждым членом семьи и динамике внутри группы. По мере того, как разные члены семьи реагируют на ситуации, ожидания и эмоции остальных членов группы соответствующим образом корректируются в попытке сохранить сплоченность семьи. Теория семейных систем основывается на идее о том, что каждый член семьи эмоционально связан с интересами семьи и заинтересован в ней. Это может привести к тому, что некоторые члены семьи будут испытывать больше стресса и беспокойства, чем другие члены семьи, поскольку они пытаются «сохранить мир» среди остальных.

Работает ли теория систем?

Теория систем может быть эффективным способом оценки и разработки решений проблем психического здоровья у людей. В терапии теории систем акцент смещается с проблем, связанных с индивидуумом, и вместо этого ставит перед членами группы задачу осознать, как их действия и реакции влияют на всех вокруг них. Оздоровление всей системы не только помогает человеку преодолеть некоторые из своих опасений или проблем, но также может помочь предотвратить повторение этих проблем в будущем.

Для решения каких задач лучше всего подходит теория систем?

Теория систем лучше всего подходит для вопросов, связанных с межличностными отношениями. Его использовали, чтобы помочь людям преодолеть беспокойство, депрессию, расстройства пищевого поведения и злоупотребление психоактивными веществами. Это заставляет людей, борющихся с этими состояниями психического здоровья, задуматься об их окружении и отношениях, а также о том, как они положительно и отрицательно влияют на их состояние. Понимание этой динамики может помочь человеку создать стратегии для улучшения своих отношений и, в конечном итоге, для улучшения своего психического здоровья. Когда в терапии участвуют группы, вся система может извлечь выгоду из решений, улучшающих групповую динамику. Это хорошо работает при плохой семейной динамике или для пар, которым требуется терапия.

Как проходят подготовку специалисты по теории систем?

Специалисты по теории систем, которые хотят предложить терапию, часто нуждаются в степени магистра и, возможно, докторской степени. Эта ученая степень может быть связана с теорией систем. Существуют также различные группы, которые предлагают сертификацию по теории систем или в определенных областях групповой терапии. Участие в этом тренинге помогает специалистам глубже понять теорию систем и ее применение в терапии. Это также может дать им больше знаний о конкретных системах, таких как семьи или дети в школе.

Проблемы/ограничения теории систем

Одна из самых больших проблем теории систем заключается в том, что она избегает рассмотрения того, как прошлые события или опыт, связанный с психическим здоровьем, могут формировать человека или систему. Теория систем фокусируется на динамике системы и на том, как люди внутри системы относятся друг к другу. Он не обязательно принимает во внимание, как травма или история психических заболеваний человека могут повлиять на индивидуальные или групповые реакции. Это может оставить без внимания некоторые факторы, способствующие состоянию психического здоровья человека.

Другая проблема, с которой некоторые люди сталкиваются при изучении теории систем в психологии, связана с необходимостью поделиться личными мыслями с группой людей. Люди часто не решаются поделиться своими мыслями и эмоциями с людьми, с которыми они работают или видятся каждый день. Терапевтам также может быть сложно провести грань между конфиденциальностью с человеком и необходимостью делиться информацией с группой, чтобы помочь группе достичь своих целей. Именно здесь важен опытный и хорошо обученный терапевт; они могут помочь группе справиться с этими проблемами.

Важные специалисты в области теории систем

Многие влиятельные ученые и психологи сформировали и определили теорию систем. Биологи Людвиг Берталанфи и Умберто Матурана первоначально разработали теорию систем. Талкот Парсонс, Роберт Мертон, Карел Жермен и Алекс Гиттерман оказали сильное влияние на применение теории систем в социологии и на человеческое поведение. Мюррей Боуэн сыграл важную роль в разработке теории семейных систем, проанализировав динамику семьи и то, как она влияет на эмоции и психическое здоровье в группе.

Как найти терапевта

При поиске терапевта, специализирующегося на теории систем, следует учитывать множество вариантов. Ваш лечащий врач может помочь вам найти и направить вас к специалисту. Вы также можете найти в Интернете терапевтов в вашем районе или поставщиков услуг телемедицины.

Что я должен искать в LMHP?

При выборе LMHP важно определить важные для вас качества. Некоторые из них включают в себя:

-Опыт: Теория систем представляет собой сложный процесс, и ее применение в терапии может оказаться сложной задачей. Очень важно найти LMHP с опытом работы в теории систем, особенно если они работали с похожими группами (например, семьями, парами и т. д.).

-Чуткий: может быть сложно работать с группой людей, чтобы выявлять и решать проблемы. Наличие терапевта, который сопереживает другим, может помочь членам группы лучше понять эмоциональные реакции окружающих.

-Доступный: В любое время, когда вы работаете с терапевтом, вы хотите чувствовать себя комфортно, выражая свои чувства и делясь своими проблемами. Это может быть особенно сложно, когда вы посещаете терапию с другими людьми, поэтому важно иметь LMHP, который доступен и заставляет группу чувствовать себя непринужденно.

— Критический мыслитель: семейная динамика сложна, поэтому важно иметь LMHP, который является творческим и может определить корень проблем эмоционального и психического здоровья разных людей. Кроме того, они должны уметь находить решения, отвечающие потребностям каждого члена группы, и в то же время помогать группе в достижении ее целей.

— Принят группой: если вы будете посещать сеансы групповой терапии, очень важно узнать мнение группы о LMHP, с которым вы решили работать. Если всей группе не нравится работать с выбранным терапевтом, это может вызвать недостаток доверия и эмоциональных вложений в терапевтические сеансы у некоторых членов, что в конечном итоге может привести к плохим результатам. Не забудьте включить всю группу при выборе поставщика услуг.

Вопросы, которые следует задать потенциальному терапевту

Когда вы пытаетесь найти потенциального терапевта по системной психологии, вот несколько вопросов, которые вам следует задать ему:

  • Какую подготовку вы получили в области теории систем?
  • Каков ваш опыт работы с группами?
  • Каков ваш опыт в теории систем?
  • Как вы думаете, что вызывает мои проблемы?
  • Какие методы вы используете, чтобы помочь группе решить наши проблемы?
  • У вас есть сеансы групповой терапии или индивидуальные сеансы терапии?
  • Как я могу улучшить динамику в своей группе?
  • Есть ли поблизости группа поддержки, к которой я могу обратиться?
  • Какие еще ресурсы мне доступны?

Найти терапевта сейчас

Если вы ищете терапевта с опытом работы в области теории систем, обратитесь к своему основному лечащему врачу или терапевтам в вашем районе, чтобы узнать, есть ли у кого-нибудь такой опыт. Такие веб-сайты, как Psychology Today, также предлагают поисковые системы для поиска квалифицированных терапевтов в вашем районе.

Вы также можете проверить онлайн-терапию прямо здесь. В Thrivetalk работают терапевты с разным опытом и огромным опытом, которые помогут вам вернуть свою жизнь в нужное русло. Сюда входят терапевты с опытом работы в теории систем. Перейдите сюда, чтобы начать.

Теория систем может быть сложной для понимания, но она может быть эффективным методом терапии для групп, пытающихся улучшить свою динамику. Поиск опытного, хорошо обученного терапевта может помочь семьям, парам и другим людям улучшить свои отношения и эмоциональное благополучие.

Ресурсы

https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/systems-theory-therapy

https://socialworklicensemap.com/theoretical-approaches-social-work-systems -теория/

https://www.psychologytoday.com/us/therapy-types/family-systems-therapy

https://www. apa.org/pubs/journals/features/cfp-1-1 -14.pdf

http://allpsychologyprograms.com/category/psychology-specialties/systems-psychology/

http://thescipub.com/abstract/10.3844/crpsp.2012.1.18

https:// www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.psych.48.1.243

http://environment-ecology.com/general-systems-theory/137-what-is-systems-theory.html#Systems_psychology

https://thebowencenter.org/theory/

Системная психология | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |

Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология: Дебаты · Журналы · Психологи


Системная психология — раздел прикладной психологии, изучающий поведение и опыт человека в сложных системах. Он вдохновлен теорией систем и системным мышлением и основан на теоретических работах Роджера Баркера, Грегори Бейтсона, Умберто Матураны и других. Это подход в психологии, при котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. Альтернативными терминами здесь являются «системная психология», «системное поведение» и «системная психология».

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 вида системной психологии
  • 4 Связанные поля
    • 4.1 Теория экологических систем
    • 4.2 Эргономика
    • 4.3 Семейная системная терапия
    • 4.4 Организационная психология
    • 4.5 Теория перцептивного контроля
    • 4.6 Психология процесса
    • 4.7 Психосинтез
    • 4.8 Системная терапия
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

Системная психология изучает поведение и опыт человека в сложных системах. Он включает в себя область инженерной психологии, но, кроме того, больше занимается социальными системами и изучением мотивационного, аффективного, когнитивного и группового поведения, чем инженерная психология. [1] В системной психологии характеристики организационного поведения, например, индивидуальные потребности, вознаграждения, ожидания и атрибуты людей, взаимодействующих с системами, учитываются в процессе создания эффективной системы. [2] Сам термин «системная психология» был впервые введен Джоном Б. Парри в 1958 году в промышленном контексте. С тех пор системная психология появилась в нескольких областях:

  • В системотехнике и промышленности в контексте эргономики.
  • По школьной психологии и социальной психологии
  • В области психотерапии, также называемой системной терапией
  • В новой области теории семейных систем

Системная психология возникла здесь как новый подход, в котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. В открытых системах у них есть активный метод сохранения стабильности за счет динамических отношений между частями. Классическим примером этой гомеостатической динамики является «проблемное поведение» ребенка, который мочится в постель и выполняет стабилизирующую функцию сохранения проблемного брака, потому что внимание родителей отвлекается от их конфликта на «проблемного» ребенка. Системная психология основана на теоретических работах Грегори Бейтсона и других. Терапевтические приложения были разработаны Virginia Satir, Milan Group и другими.

Более поздние разработки системной психологии бросили вызов этому пониманию гомеостаза, поскольку оно слишком сосредоточено на каузальном понимании систем. Это изменение мышления от кибернетики 1-го порядка к кибернетике 2-го порядка повлекло за собой постмодернистский сдвиг в понимании реальности как объективной к тому, чтобы быть социально и лингвистически сконструированным.

Суть этой критики заключается в выводе о прямой причинно-следственной связи между частями системы (например, о том, что проблемное поведение ребенка исчезнет, ​​если родители просто поладят). Вместо того, чтобы искать причины в системах, эта новая школа системной психологии вместо этого стремится изменить деструктивные паттерны в системах (например, в семье), поощряя людей смотреть на вещи с новых точек зрения с помощью таких методов, как круговой опрос, тем самым открывая возможность для сдвиг в силовой динамике.

История

Гештальт-психология, разработанная в 1920-х годах, стала важным примером развития общей теории систем в 1940-х годах. Гештальт-психология — это теория разума и мозга, которая предполагает, что принцип работы мозга является целостным, параллельным и аналоговым с тенденциями к самоорганизации; или, что целое отличается от суммы своих частей. Концепция общей теории систем возникла в дальнейшем из биологических наук. Он пытается отобразить общие принципы работы всех систем, особенно живых систем. Несколько биологов и социологов участвовали в появлении общей теории систем в XIX веке.50-е годы.

В 1950-х и 1960-х годах Людвиг фон Берталанфи написал несколько статей и книгу по теории систем и психологии, психопатологии и психиатрии. [3] Область системной психологии впервые возникла за пределами академического мира в промышленности. Джон Б. Парри в 1958 году впервые упомянул этот термин в контексте «психологии персонала» как иногда известного раздела «авиационной психологии». [4] Первая книга под названием Системная психология Кеньона Б. Де Грина в 1970 также сосредоточился на системной психологии в контексте инженерии, в частности, в связи с человеческим фактором, теорией систем и системной инженерией. В этом направлении Брюс Кристи исследовал очертания зарождающейся области человеческих факторов, исходя из основ системной психологии, а не классической эргономики. [5]

В 1960-х годах системная психология получила дальнейшее развитие в новых областях применения. Он был применен для понимания функционирования детей в семейных системах. Психология экологических систем также применялась к другим системам, включая школу и сеть здравоохранения, и этот подход использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами, в частности, социально-экологическая модель развития доказала широкую концептуализацию теории экологических систем. это объясняет несколько контекстов, в которых развиваются дети. [6]

В 1992 году Линда Э. Олдс в «Метафорах взаимосвязи» начала работать над общей системной теорией психологии. [7] Олдс задавался вопросом, как психология систем или психология процессов удерживает сознание сосредоточенным на целом, а не на частях. Как системная психология может помочь людям переосмыслить себя, придерживаясь концепций, которые радикально меняют их восприятие? (стр. 92) Она заявила о системных подходах к терапии, что системные модели могут присоединиться к другим терапевтическим перспективам, которые делают центральный акцент на важности подчинения большему целому как способу посредничества и преодоления внутренних конфликтов (стр. 9).3) Растущая область трансперсональной психологии может помочь в разработке системной психологии, призывая метафоры выйти за рамки строгой идентификации с нашими личностями, телами, чувствами ума или даже с нашим высшим «я» (стр. 107)

В 2003 году Томас Дж. Пауэр проясняет связь между здоровьем детей и гигиеной в психологии экологических систем. Он представляет основу для систематического удовлетворения медицинских потребностей детей путем интеграции систем здравоохранения, психического здоровья и образования. Согласно Пауэрсу, экологическая системная психология возникла с XIX в.60-х годов и получил дальнейшее развитие в различных контекстах и ​​создал эффективные связи между основными системами, в которых функционируют дети. Этот подход был применен в школах и сетях здравоохранения и использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами и социально-экологическими моделями развития ребенка. [8]

Виды системной психологии

В научной литературе упоминаются различные виды системной психологии:

Прикладная системная психология
Де Грин в 1970 году описал прикладную системную психологию как связанную с инженерной психологией и человеческим фактором.
Теория когнитивных систем
Психология когнитивных систем является частью когнитивной психологии и, подобно экзистенциальной психологии, пытается разрушить барьер между сознательным и бессознательным разумом. [9]
Психология контрактных систем
Психология контрактных систем касается актуализации человеческих систем через организации участия. [10]
Психология семейных систем
Психология семейных систем — это более общее название области семейных психотерапевтов. Например. Мюррей Боуэн, Майкл Э. Керр и Баард [11] и исследователи начали теоретизировать психологию семьи как системы. [12]
Органосистемная психология
Путем применения биологии организменных систем к человеческому поведению Людвиг фон Берталанфи задумал и развил психологию организменных систем как теоретическую перспективу, необходимую для постепенного понимания различных путей, которыми могут развиваться человеческие личности, и того, как они могут правильно развиваться при поддержке целостной интерпретации человеческого поведения. [13]

Связанные области

Теория экологических систем

Основная статья: Теория экологических систем вложенных экологических систем с двунаправленным влиянием внутри и между системами. Теория была разработана Ури Бронфенбреннером, который считается одним из ведущих мировых ученых в области психологии развития. Позже была добавлена ​​пятая система (хроносистема):

  • Микросистема: непосредственная среда (семья, школа, группа сверстников, соседство и среда ухода за детьми)
  • Мезосистема: система, состоящая из связей между непосредственным окружением (т. е. дом ребенка и школа)
  • Экзосистема: параметры внешней среды, которые лишь косвенно влияют на развитие (например, рабочее место родителей)
  • Макросистема: более широкий культурный контекст (восточная и западная культура, национальная экономика, политическая культура, субкультура)
  • Хроносистема: паттерны событий окружающей среды и переходов в течение жизни.

Собственная биология человека может считаться частью микросистемы; таким образом, эту теорию в последнее время иногда называют «теорией биоэкологических систем». Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут сильно влиять на развитие.

Эргономика

Основная статья: Эргономика

Эргономика, также называемая «инженерной психологией» или «человеческим фактором», представляет собой применение научной информации об объектах, системах и окружающей среде для использования человеком (определение принято Международной Ассоциация эргономики в 2007 г.). Эргономика обычно рассматривается как то, как компании проектируют задачи и рабочие зоны, чтобы максимизировать эффективность и качество работы своих сотрудников. Однако эргономика присутствует во всем, что связано с людьми. Рабочие системы, спорт и отдых, здоровье и безопасность должны воплощать в себе принципы эргономики, если они хорошо спроектированы.

Это прикладная наука о конструкции оборудования, предназначенная для максимизации производительности за счет снижения утомляемости и дискомфорта оператора. Эта область также называется биотехнологией, инженерией человека и инженерией человеческого фактора. Эргономические исследования в основном проводятся эргономистами, которые изучают человеческие возможности по отношению к их рабочим требованиям. Информация, полученная от эргономистов, способствует разработке и оценке задач, рабочих мест, продуктов, сред и систем, чтобы сделать их совместимыми с потребностями, способностями и ограничениями людей.

Семейная системная терапия

Основная статья: Семейная терапия

Семейная системная терапия, также называемая «семейной терапией» и «парной и семейной терапией», представляет собой направление психотерапии, связанное с консультированием по вопросам взаимоотношений, которое работает с семьям и парам в близких отношениях, чтобы способствовать изменениям и развитию. Он склонен рассматривать их с точки зрения систем взаимодействия между членами семьи.

Подчеркивает важность семейных отношений как важного фактора психологического здоровья. Таким образом, семейные проблемы рассматривались как эмерджентное свойство системных взаимодействий, а не как возложение вины на отдельных членов. Брачные и семейные терапевты (MFT) наиболее специально обучены этому типу психотерапии.

Организационная психология

Основная статья: Промышленная и организационная психология

Промышленная и организационная психология, также известная как «психология труда», «психология труда» или «психология персонала», касается применения психологических теорий, методов исследования, и стратегии вмешательства в проблемы на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи заинтересованы в том, чтобы сделать организации более продуктивными, обеспечив работникам возможность вести физически и психологически здоровый образ жизни. Соответствующие темы включают психологию персонала, мотивацию и лидерство, отбор сотрудников, обучение и развитие, организационное развитие и управляемые изменения, организационное поведение, а также вопросы работы и семьи.

Теория перцептивного контроля

Основная статья: Теория перцептивного контроля

Теория перцептивного контроля (ТКП) — это психологическая теория поведения животных и человека, созданная ученым-индивидуалистом Уильямом Т. Пауэрсом. В отличие от других теорий психологии и поведения, которые предполагают, что поведение является функцией восприятия — что входные данные восприятия определяют или вызывают поведение — ПКТ постулирует, что поведение организма является средством управления его восприятием. В отличие от инженерной теории управления эталонная переменная для каждого контура управления с отрицательной обратной связью в иерархии управления устанавливается изнутри системы (организма), а не внешним агентом, изменяющим уставку контроллера. [14] РСТ также применяется к неживым вегетативным системам. [15]

Психология процесса

Основная статья: Философия процесса

Психология процесса существует для интеграции процессного мышления с областью психологии в широком смысле. [16] Это новая область, возникшая в результате применения философии процесса Альфреда Норта Уайтхеда к психологии. Он обещает объединить разум, тело и дух в строгой и последовательной структуре.

Новаторской работой в этой области является «На пути к психологии процессов: модель интеграции » Дэвида Э. Роя, опубликованная в 2000 году. Опираясь на глубины гештальт-психологии и метафизики процессов, Дэвид Рой проливает свет на сложные психологические вопросы, касающиеся символизма. , отношения между разумом и телом и духовные аспекты человеческой жизни. Возникающая метатеория проливает свет как на психологию, так и на психотерапию. Такое переосмысление психологических вопросов и категорий бесценно для дальнейшего изучения человеческой психики и поиска здоровья. [17]

Психосинтез

Основная статья: Психосинтез

Психосинтез — это оригинальный подход к психологии, разработанный Роберто Ассаджиоли. Психосинтез не задумывался как школа мысли или эксклюзивный метод, но во многих конференциях и публикациях он был центральной темой, а центры были созданы в Италии и США в 1960-х годах.

Психосинтез отошел от эмпирических основ психологии в том, что изучал человека как личность и душу, но Ассаджоли продолжал настаивать на том, что он был научным. Ассаджиоли разработал терапевтические методы, отличные от тех, которые были найдены в психоанализе. Хотя бессознательное является важной частью теории, Ассаджоли старался поддерживать баланс с рациональной, сознательной терапевтической работой.

Системная терапия

Основная статья: Системная терапия

Системная терапия — это школа психологии, которая стремится обращаться к людям не на индивидуальном уровне, как это было в центре внимания более ранних форм терапии, а как к людям в отношениях , имея дело с взаимодействиями групп и их моделями взаимодействия и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию, или, точнее, семейную системную терапию, как ее позже стали называть. В частности, системная терапия уходит своими корнями в миланскую школу Мары Сельвини Палаццоли, но также восходит к работам Сальвадора Минучина, Мюррея Боуэна, Ивана Босзорменьи-Надь, а также Вирджинии Сатир и Джея Хейли из МРТ в Пало-Альто.

См. также

Связанные поля
  • Настройки поведения
  • Теория Хаоса
  • Теория коммуникации
  • Общественная психология
  • Комплексные системы
  • Конструктивистская эпистемология
  • Критическая теория
  • Экологическая психология
  • Теория живых систем
  • Новая кибернетика
  • Нейрокибернетика
  • Процессуально-ориентированная психология
  • Социальная психология
  • Теория социотехнических систем
  • Соматическая психология
Ученые, работающие в смежных областях
  • Уильям Росс Эшби
  • Грегори Бейтсон
  • Джон Боулби
  • Ури Бронфенбреннер
  • Фритьоф Капра
  • Дональд де Авила Джексон
  • Томас Гомер-Диксон
  • Фред Эмери
  • Клэр В. Грейвс
  • Пим Хазелагер
  • Брэдфорд Кини
  • Курт Левин
  • Умберто Матурана
  • Энид Мамфорд
  • Талкотт Парсонс
  • Гордон Паск
  • Уильям Т. Пауэрс
  • Анатолий Рапопорт
  • Джеффри Сатиновер
  • Эйнар Торсруд
  • Эрик Трист
  • Стюарт Амплби
  • Франсиско Варела
  • Людвиг фон Берталанфи
  • Лев Выготский
  • Кен Уилбер
  • Александр Зелитченко
Связанные понятия

.

  • Осведомленность
  • Развитие ребенка
  • Конатус
  • Концептуальная система
  • Коннекционизм
  • Сознание
  • Культурная система
  • Встроенное встроенное познание
  • Эквифинальность
  • Гомеодинамика
  • Человеческая экосистема
  • Модель иерархической сложности
  • Посткогнитивизм
  • Самоконтроль
  • Социальная сеть
  • Системный интеллект

Литература

  • Людвиг фон Берталанфи (1968), Органическая психология и теория систем , Worcester, Clark University Press.
  • Бреннан (1994), История и системная психология , Прентис Холл, ISBN 0131826689
  • Молли Янг Браун, Психосинтез – «системная» психология? ,
  • Кеньон Б. Де Грин, граф А. Аллуизи (1970), Системная психология , McGraw-Hill.
  • В. Хьюитт (2003), «Системная модель человеческого поведения», в: Интерактивная психология образования , Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты.
  • Джон Миллс (2000), «Диалектический психоанализ: к психологии процесса», в: Psychoanalysis and Contemporary Thought , 23 (3), 20–54.
  • Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязанности: к системной теории психологии , Suny Press, ISBN 0791410110
  • Джанн М. Плас (1986), Системная психология в школах , Pergamon Press ISBN 0080331440
  • David E. (20000001440
  • David E. (20000), 9093
  • David E. (20000),
  • David E. (20000),
  • David. Модель интеграции . Фресно, Калифорния, Adobe Creations Press, 2000
  • Дэвид Э. Рой (2005), Психология процессов и психология процессов, или разработка психологии интеграции при выходе из дома , Документ для семинара, 2005.
  • Вольфганг Чахер и Жан-Пьер Довальдер (2003) (ред.), Динамический системный подход к познанию: концепции и эмпирические парадигмы, основанные на динамике самоорганизации, воплощения и координации , World Scientific. ISBN 9812386106 .
  • WT Singleton (1989), Разум в действии: психологическая эргономика , Cambridge University Press. ISBN 0521265797.

Ссылки

  1. ↑ Лестер Р. Биттел и Мюриэль Альберс Биттел (1978), Энциклопедия профессионального менеджмента , McGraw-Hill, ISBN 0070054789, стр. 498.
  2. ↑ Майкл М. Берманн (1984), Справочник по микрокомпьютерам в специальном образовании . Колледж-Хилл Пресс. ISBN 093301435X. Страница 212.
  3. ↑ Людвиг фон Берталанфи писал:
    • 1951, «Теоретические модели в биологии и психологии», Journal of Personality, 20, 24–38.
    • 1956, «Биолог смотрит на человеческую природу», Scientific Monthly, 82, 33–41
    • 1966, «Пересмотр разума и тела», Журнал гуманистической психологии, 6, 113–138.
    • 1967, «Общая теория систем: приложение к психологии», Social Science Information, vol. 6, 125–136 (перепечатано в «Социальных науках: проблемы и ориентация», Париж, Ла-Эй, Мутон, ЮНЕСКО, 309–319, 1968).
    • 1967, «Общая теория систем и психиатрия — обзор», Американская психиатрическая ассоциация 176, Ежегодное собрание (опубликовано в Psychiatric Spectator, 4, 6–8, 1967; и в Gray W., Rizzo ND & Dahl FJ, General Systems Theory и психиатрия, Бостон, Little, Brown & Company, 33–46, 19.69).
    • 1968, Органическая психология и теория систем , Вустер, издательство Университета Кларка.
    • 1970 «Общая теория систем и психология», в Royce JR (ed. ), Toward Unification of Psychology, Toronto, University Press, 220–223.
  4. ↑ Джон Б. Парри, Сипке Дирк Фоккема (1958), Авиационная психология в Западной Европе и отчет об исследованиях пилота , Мичиганский университет, стр.4.
  5. ↑ Брюс Кристи (1985), Человеческий фактор информационных технологий в офисе , Уайли, ISBN 0471

    X.

  6. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и сообщества . Страница 11.
  7. ↑ Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязи: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110.
  8. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), «Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и сообщества». Гилфорд Пресс. ISBN 1572308559. стр.11.
  9. ↑ Дэвид Пэрриш (2006), «Ничто из того, что я вижу, ничего не значит: квантовые вопросы, квантовые ответы», стр. 29
  10. ↑ Марсия Гуттентаг и Элмер Л. Стрюнинг (1975), Справочник по оценочным исследованиям .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *