Системный подход в психологии: Тема 3.4. Системный подход в психологии

Содержание

Тема 3.4. Системный подход в психологии

Системный подход в науке получил широкое рас­пространение начиная с 50—60-х гг. XX в. В его основе были различные общеметодологические теории и схе­мы, прежде всего уже упоминавшиеся общая теория систем и кибернетика. Сложилось такое положение, что под лозунгами системного подхода выступали представители различных специальностей, при этом их представления о системном подходе основывались на различных теоретических взглядах, и общего между их версиями системного подхода было довольно мало.

В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организа­цией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре.

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.

Системный анализ — это выделение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

Принцип системности (системного строения психического явления) — принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом.

Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.

Развитие принципа системности имеет свою историю.

Зарождение системного подхода происходило в трудах Аристотеля. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа — системообразующий принцип жизни тела.

Машина как образ системности.

В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство.

Система «организм – среда».

Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную от физико-химической, энергетической и молекулярной целостности.

У Дарвина принцип определяющей роли среды сочетался с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде.

Кольцевая регуляция работы системы организма. Совершенно уникальным в сеченовской концепции «кольцевого управления поведением» являлось положение о характере информации, посылаемой мышцами в головной мозг, откуда идут «обратно» команды на периферию организма к этим же самым мышцам. Тем самым взамен «круга между мозгом и мышцей», то есть модели, ограничивающей самоорганизацию замкнутой системы организма, вырисовался иной «круг». Это был большой «круг», реализующий системное отношение «организм – среда», в котором мышцы выполняли функцию посредника органа познания среды, несущего информацию о ней, а не о собственном состоянии. В итоге отношение «организм – среда» оборачивалось в сеченовской интерпретации отношением «организм – выстраиваемый им сенсомоторный образ среды – сама среда как независимая от организма и его действий реальность».

Вводя среднее звено, Сеченов переходил от биологии к психологии, видя в ее явлениях непременный фактор жизни на уровне системно организованного поведения.

Психическая регуляция поведения. И.М. Сеченов создал первую теоретическую схему психологической системы (имеющей два плана: внешний, в виде объективно данной сенсомоторной деятельности организма, и внутренний как интериоризованный, но при этом и преобразованный «дубликат» этой деятельности). Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному и психическому, мозгу и душе. По существу все новаторские сеченовские понятия являлись «гибридными». Понятие о мышечном фрагменте рефлекса обрело ипостась сенсомоторного действия, способного при непременном сочетании с другими совершать полноценные интеллектуальные операции.

Гештальтизм. Гештальтисты выдвинули идею первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. Декларировалось, что даже на этом уровне, исходном для всего развития «ткани» сознания, она состоит не из разрозненных «нитей», а из целостностей. Поэтому нет необходимости делить психические операции на элементарные и высшие, приписывая последним особую комбинаторную силу. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов.

В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности.

Системность в исследованиях Ж.Пиаже. Исходным для него служил принцип функционального равновесия, к которому тяготеют отношения между организмом и средой.

Чтобы реализовать его применительно к психологии, следует, по мнению ученого, внедрить в эту науку новую биологическую парадигму, согласно которой все процессы в организме имеют адаптивную природу. Адаптация же означает не что иное, как равновесие, достигаемое взаимодействием двух факторов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это усвоение организмом данного материала. Аккомодация – приспособление к ситуации, требующее от организма определенных форм активности.

Системный подход в отечественной психологии имеет давнюю историю и начинается со сформулированного Л.С. Выготским положения о системном стро­ении высших психических функций. В дальнейшем этот принцип использовался в отечественной психоло­гии неоднократно, например в работах А. Р. Лурии «в виде представлений о системно-динамической органи­зации психических процессов. В практической психо­логии, в том числе отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии (М Боуэн, С. Минухин, А.

Я. Варга, А.С. Спиваковская, А.В. Черников и др.).

Возникновение системного подхода в отечествен­ной психологии некоторые авторы связывают с именем Б.Ф. Ломова (1927—1989) — видного отечественного психолога, организатора и первого директора Институ­та психологии АН СССР (ныне — ИП РАН). Не следует забывать, что системный подход в отечественной пси­хологии был намечен намного раньше в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Что касается работ са­мого Б.Ф. Ломова, то один из методологических принципов, предложенных им, заключается в необхо­димости изучения объектов психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях — мак­ро-, мезо- и микроуровне. Очевидно, что этот принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкре­тизации.

Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Уинстон Черчилль

1.1.            Понятие и сущность системности. Системный подход в психологии.

Проблема структурного описания в настоящее время приобрела довольно острый характер. Уже Аристотель описал основные психические образования (компоненты, элементы, части, единицы, ингредиенты психики) и классифицировал их в три структурных блока. С тех пор появились, конечно, многочисленные концепции, чисто философские, не подкрепленные естественнонаучными аргументами, но практически все они имели в своей основе аристотелевскую триаду. В соответствии с парадигмой Просвещения психология начала оформляться в самостоятельную науку — со своей эмпирической базой и естественно-научными парадигмами. Исследователи стали изучать отдельные составляющие психики, не покушаясь на описание ее в качестве целостной системы. И это положение отражало экспериментально-эмпирический этап развития науки, без которого невозможно вторичное обобщение. (Первичным обобщением будем считать аристотелевское обобщение обыденных наблюдений и их философский анализ).

Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б.  Ф. Ломов [32, 33]. В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах его сторонников и последователей [6, 7, 47]. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системный анализ предполагает:

1)      многомерность образования,

2)      его многоуровневость и иерархичность,

3)      многомерную классификацию его свойств,

4)      признание его полидетерминированности

5)      изучение взятого образования в его развитии.

М. С. Роговин выделил четыре принципа системного подхода:

1.      Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т. е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.

2.      Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т. е. системный подход включает в себя функциональный.

3.      Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой, то есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.

4.      Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход [49].

В. А. Ганзен детально рассмотрел проблемы системных описаний и выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный [21]. Таким образом, предложена идея полноты при реализации системного подхода в различных теориях. Описание системы, с точки зрения В. А. Ганзена, должно включать [21]:

1)      ее элементный состав,

2)      структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами,

3)      функции системы, ее подсистем и элементов,

4)      интегральные свойства системы,

5)      системообразующие факторы,

6)      взаимосвязи со средой.

Под самим принципом системности понимается следующее — психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких, как память, воля, мышление, воображение и т. д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого. Психика возникает при этом как особая открытая система с обратными связями. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляции взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивида), с создаваемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).

Таким образом, принцип системности позволяет нам объединять все процессы, явления, свойства, а также информацию, поступающую извне и позволяющую в дальнейшем ее структурировать для дальнейшей работы или обработки информации.

1.2.Системный подход в развитии личности.

В основу гармоничного развития личности положен системный подход с позиции деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, который основывается на поэтапном развитии личности [20].

Системный подход в развитии личности в данном социуме РФ с особенностями системы профессионального обучения предполагает:

1)                 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и многоконфессиального состава российского общества;

2)                 переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

3)                 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

4)                 признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5)                 учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания и путей их достижения;

6)                 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

7)                 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития [21].

Все это связано с системой образования личности в процессе его развития, проходя различные этапы развития — детский сад, школа, вуз. Образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как это часто думают. Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С. И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория жизни».

Образование как раз и есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время — взаимодействия людей с предметным миром (т. е. процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».

Значит, развитие личности человека — это развитие системы «человек-мир». В этом процессе личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Еще Л. С. Выготский говорил, что «мышление и речь» являются неразрывными составляющими между собой понятиями. Развитие в процессе деятельности является основным способом перехода личности на новый уровень развития. Деятельностный подход в образовании — это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями [31].

Поэтому в процессе нашей педагогической деятельности мы должны получить функционально-грамотную личность. Это человек:

1)                 ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;

2)                 способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

3)                 умеющий отвечать за свои решения;

4)                 способный нести ответственность за себя, своих близких;

5)                 обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

6)                 обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;

7)                 для которого поиск решения в нестандартной ситуации — привычное явление;

8)                 легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

9)                 понимающий, что жизнь среди людей — это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;

10)             хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

11)             владеющий современными информационными технологиями.

Личностно ориентированное обучение предполагает принципиально иной тип педагогической деятельности, задачей которого становится актуализация, стимулирование, создание условий для развития личности ученика, превращение обучения в субъективно-смысловой процесс.

Готовность педагога к реализации личностно ориентированного обучения предполагает следующее:

1)      Учитель не должен быть передатчиком информации. Он должен быть носителем техники и способов мышления. Важна готовность самого педагога овладеть этими способами, техникой, технологиями, а также способность уметь отказываться от тотального недифференцированного использования программного обучения, которое нередко приводит к вытеснению мышления как такового.

2)      Необходимо перенести акценты с процесса преподавания на процесс учения. Учитель должен видеть класс не из-за учительского стола, а с ученического места. Тогда в эпицентре будет находиться развивающаяся личность ученика с его проблемами и трудностями. Только процесс учения, основанный на самодеятельности, саморегуляции, самопознания позволит реализовать задачи личностно ориентированного обучения.

3)      Учитель должен выполнять терапевтическую функцию по отношению к ученикам, выступать как практический психолог.

4)      Для выполнения терапевтической функции недостаточно знаний в области психологии, физиологии, педагогики. Необходимо, чтобы эти знания ложились на определенные ценностные ориентации, на особое миропонимание и мироощущение, которое может характеризоваться как гуманистическое и ответственное за все, что происходит в этом мире.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сказать, что процесс развития любого человека всегда связан с трудом. Любая деятельность — физическая или умственная, связана с процессом мышления. Образы, расчеты, которые рождаются у человека в процессе его мышления и подготовки к дальнейшим действиям, позволяют ему более собранно выполнять предстоящую деятельность. Мышление также тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта. Практическая деятельность выступает как критерий адекватности сделанных обобщений, критерий истинности познания действительности. Посредством мышления человек познает мир, воздействуя на него и изменяя его.

Принцип системности, как высший уровень деятельности, исключает в своей системе алгоритмические принципы, то есть работы по алгоритмам. Поэтому использование его в образовании позволяет создать в человеке определенную систему, позволяющую в дальнейшем человеку иметь целостный подход в рассмотрении им какой-либо проблемы или задачи. Для ее решения не будет использована поверхностная информация, а наоборот, более глубинное изучение проблематики данного вопроса, возникшего перед ним.

Из этого также следует, что педагогическому составу любого учебного заведения необходимо иметь высшее педагогическое образование, позволяющее более корректно проводить любое учебное занятие. Человека, не имеющего данного образования, необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, с помощью которых человек сможет работать адекватно со студентами.

Чем быстрее человек сможет овладевать информацией в сжатые сроки, тем эффективнее будет происходить процесс его профессионального развития. Всегда и везде человек, обладающий информацией, может решать различные по сложности задачи, затрачивая на это меньше времени.

 

Литература:

 

1.      Акмаев И. Г. Взаимодействие нервных, эндокринных и иммунных механизмов мозга //Журнал невропатологии и психиатрии им.С. С. Корсакова, 1998, N 3. стр.54–56.

2.      Акмаев И.  Г. Современные представления о взаимодействиях регулирующих систем: нервной, эндокринной и иммунной //Успехи физиологических наук, 1996, т.27, № 1. стр.3–20.

3.      Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — т.1, 230с., т.2, 287с.

4.      Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.

5.      Балин В. Д. Психическое отражение: элементы теоретической психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. 376с.

6.      Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики //Психологический журнал, т.23, № 4, 2002. стр.27–38.

7.      Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал, 2003, т.24,..№ 1. стр.29–46.

8.      Беломестнова Н. В. Атрибуты психического //Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии (Материалы научной конференции 23–25 апреля 2002г. ) /Под общей ред. проф. В. М. Аллахвердова, доц. О. В. Защиринской. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. стр.3–4

9.      Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: «Физкультура и спорт», 1991. 288с.

10.  Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349с.

11.  Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор //Исследования по общей теории систем. Сборник переводов /Общая редакция и вступительная статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Изд-во «Прогресс», 1969. стр.23–82.

12.  Богоявленский Ю. К., Улиссова Т. Н., Яровая И. М., Ярыгин В. Н. Биология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Медицина, 1985. 560с.

13.  Бэр К. М. История развития животных. Т.1, т.2. — М.: АН СССР, 1950, 1953. 466с., 626с.

14.  Васильева Н. В. Некоторые системные принципы структуры психики и функций головного мозга //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999.  — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 1999. стр.23–25.

15.  Васильева Н. В. Структура психики как проявление принципов строения самосохраняющихся систем //Психология человека: интегративный подход: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. стр.18–32.

16.  Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. 685с.

17.  Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. — М.: Информационно- издательское агентство «Русский мир», 2000. 512с.

18.  Веккер Л. М. Психические процессы. — Л.: ЛГУ, том 1,1974, 335с.; том 2, 1976, 343с.; том 3, 1981, 327с.

19.  Винер Н. Кибернетика (управление и связь в животном и машине). — М.: Радио, 1966

20.  Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982–84гг.

21.  Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1984. 176с.

22.  Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. педагог. ун-та, 1994. 106с.

23.  Завалишина Д. Н. Принцип иерархии в психологии //Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. с.25–33.

24.  Зинченко В. П. Системный анализ в психологии? //Психологический журнал, т.12, 1991, N4. с.120–138.

25.  Изард К. Э. Психология эмоций /Перев. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 464с.

26.  Каган М. С. Историческая типология художественной культуры (пять лекций). — Самара, 1996. 86с.

27.  Каган М. С. Философия культуры: становление и развитие. — СПб.: Лань, 1998. 443с.

28.  Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблема комплексного изучения. — Новосибирск: Наука, СО, 1991. 304с.

29.  Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. 414с.

30.  Леонтьев А. Н. Образ мира //Избранные психологические произведения: в 2-х томах /Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: «Педагогика», 1983. — т.II, стр. 251–261.

31.  Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. 576с.

32.  Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984. 444стр.

33.  Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии, 1975, N2. стр.31–45.

34.  Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. — М.: изд.группа «Прогресс, «Универс», 1994. 272с.

35.  Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973. 374с.

36.  Лурия А. Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. Стр.109–139.

37.  Лурия А. Р. Нейропсихология в локальной диагностике мозговых поражений //Вопросы психологии, № 2, 1964. стр.3–15.

38.  Лурия А. Р. Язык и мозг //Вопросы психологии, 1974, № 1. стр.49–60.

39.  Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320стр.

40.  Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. стр.295–336.

41.  Никандров В. В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека //Вестник СПбГУ, 1999, сер.6, вып.3. — с.73–80.

42.  Ольшанникова А. Е., Поцявичюс И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности //Психологический журнал, т.2, № 1, 1981. стр.70–81.

43.  Панферов В. Н. Психология человека: Учебное пособие. — СПб., 2000. 160стр.

44.  Панферов В. Н. Основания интегративных моделей психической организации человека //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов Межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.  И. Герцена. стр.3–6.

45.  Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. 266с.

46.  Принцип развития в психологии /Отв. ред. докт. психол. наук Л. И. Анцыферова. — М.: Изд-во «Наука», 1978 368стр.

47.  Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. 184с.

48.  Раппопорт А. Системный подход в психологии //Психологический журнал, т.15, 1994, N3. с.3–16.

49.  Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: Методологические основы. — Ярославль: ЯрГУ, 1977. 79с.

50.  Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: «Наука», 1997. 464с.

51.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. 704стр.

52.  Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. — М., 1947.

53.  Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.  — М.: Изд-во МГУ, 1976. 288с.

54.  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. /Авт.вступ.статья П. С. Гуревича. — М.: Республика, 1994. 447с.

55.  Хайнд Р. Поведение животных. Пер. с англ. — М.: Изд-во «Мир», 1975. 855с.

56.  Хомская Е. Д. Сознание как проблема нейропсихологии //Вестник МГУ, сер.14, 1999, вып.4. с.3–19.

57.  Хомская Е. Д. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии //Вопросы психологии, 1999, N3. с.27–38.

58.  Хомская Е. Д. К проблеме нейрофизиологических основ системной организации высших психических функций человека //Системный подход к психофизиологической проблеме. Сборник статей /Отв. ред. В. Б. Швырков. — М.: Наука, 1982. стр. 23–34.

59.  Хомская Е. Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288с.

60.  Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — М.,1995. 164с.

61.  Швырков В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания //Психологический журнал, 1988, т. 9, № 1. стр.132–149.

62.  Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. — М.: Изд-во «Наука», 1981. 392с

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, образование, ориентированное обучение, мир, педагогическая деятельность, практическая деятельность, предметный мир, принцип системности, процесс учения, терапевтическая функция.

Что такое теория систем? — Теории социальной работы

Применительно к социальной работе теория систем представляет собой практику, которая позволяет специалистам целостно рассматривать условия клиента и факторы окружающей среды, чтобы лучше понять, почему он сталкивается с проблемами или трудностями.

Оценка поведения человека по отношению к этим многочисленным факторам его жизни может быть сложным процессом, но социальные работники могут применять теорию систем, чтобы собрать кусочки головоломки, которые повлияли на общую картину поведения и выбора их клиентов.

Давайте подробнее рассмотрим, что такое теория систем, как ее можно применять во многих областях и как ее применение в социальной работе полезно как социальным работникам, так и их клиентам.

Теория систем – это междисциплинарное исследование систем по мере их связи друг с другом в рамках более крупной и сложной системы. Ключевая концепция теории систем, независимо от того, к какой дисциплине она применяется, состоит в том, что целое больше, чем сумма его частей.

Это означает, что при целостном изучении того, как меньшие системы объединяются, чтобы воздействовать на большую сложную систему, определенные характеристики целого — сложной системы — нельзя легко объяснить или рационализировать, если рассматривать отдельно какую-либо из ее систем — ее части.

Теория систем пытается объяснить и разработать гипотезы о характеристиках, возникающих в сложных системах, которые, казалось бы, не могут возникнуть ни в одной отдельной системе в целом. Это называется эмерджентным поведением. Если сложная система демонстрирует эмерджентное поведение, это означает, что у нее есть характеристики, которые ее свойства не проявляют сами по себе.

Простым примером из теории систем является выпечка. Рассмотрим все ингредиенты, из которых состоит торт. Если бы вы разложили их на прилавке и не были знакомы с выпечкой, вам было бы трудно представить, как можно смешать и нагреть яйца, муку, сахар и т. д., чтобы получился торт. Это потому, что ни один ингредиент или фактор окружающей среды — в данном случае тепло — не могут сами по себе произвести выпечку, такую ​​как торт. С точки зрения теории систем целое — наш десерт в этом примере — больше, чем сумма его частей.

Теперь представьте, что у вас есть только выпечка, и вы не уверены в ее ингредиентах. Вы пробуете его на вкус, и он сладкий, поэтому вы можете обоснованно предположить, что он содержит сахар. Но что придает ему другие качества? Чтобы выяснить это, вам нужно изучить остальные ингредиенты и то, как они были объединены для получения конечного продукта.

Теперь рассмотрим другие факторы, связанные с этой выпечкой. Возможно, они готовятся для празднования, и два человека заводят разговор и укрепляют связь или отношения, вместе наслаждаясь десертом. Мы начали с запланированного праздника, муки, сахара, яиц и т. д., а закончили тем, что два человека укрепили свои отношения — результат уникального взаимодействия между всеми этими движущимися частями.

В рамках любой дисциплины применение теории систем включает в себя изучение того, как все ингредиенты (системы) объединились, чтобы сделать торт (сложная система/целое), и как это в конечном итоге дало нам конечный результат, который ни одно из этих свойств не могло дать на свои собственные без изменения окружающей среды (эмерджентная характеристика).

Некоторые области чрезвычайно разнообразны по своему применению, например социальная работа. Эксперты в широких областях должны применять теорию систем, чтобы применять целостный подход к своей работе и лучше понимать все факторы, влияющие на их дисциплины.

Некоторые концепции теории систем в применении к психологии, социологии и социальной работе:

История теории систем

Идея о том, что целое больше, чем сумма его частей, не нова, но прогресс Теория систем проявляется в том, где и как она применяется — социальная работа является прекрасным примером такого расширения применения теории.

Сегодня теория систем часто применяется в различных психологических/социологических исследованиях и в физических науках, таких как химия и физика.

Современное использование теории систем началось после Второй мировой войны и технологических достижений
того времени. По мере того как люди все больше и больше взаимодействовали с новыми технологиями, исследователям требовалось более глубокое понимание человеческого поведения в связи с окружающими его механизмами — машинными или иными. Отсюда и возникла теория обнаружения сигналов: из-за необходимости создания более эффективных радиолокационных и гидроакустических систем, которые позволили бы военнослужащим различать различные сигналы.

Первый призыв к общей теории систем прозвучал из исследований Людвига фон Берталанфи в 1940–50-х годах. В 1968 году он опубликовал «Общую теорию систем: основы, развитие, приложения». Цель этой книги состояла в том, чтобы наметить некоторые основные законы, которые можно применить практически к любой области науки. С его точки зрения, то, как отдельные компоненты в сложной системе циклически воздействуют на систему и оказывают на нее влияние, может применяться и раскрывать важную информацию в различных условиях. Следуя этому мыслительному процессу, Берталанфи пришел к выводу, что должны быть универсальные руководящие принципы или принципы, которые применяются в разных науках и в образовательных учреждениях для дальнейшей унификации определенных областей, в частности, естественных и социальных наук, и связывания их друг с другом, а не их рассмотрения. индивидуально.

Берталанфи считается одним из основоположников теории систем в том виде, в каком она известна и применяется сегодня. Берталанфи кратко описал теорию систем следующим образом:

«Общая теория систем, таким образом, является общей наукой о целостности. … Смысл несколько мистического выражения «Целое больше, чем сумма его частей» заключается просто в том, что конститутивные характеристики не могут быть объяснены из характеристик изолированных частей. Таким образом, характеристики комплекса кажутся новыми или возникающими».

— Людвиг фон Берталанфи

Предположения теории систем

Основное допущение теории систем состоит в том, что сложная система состоит из множества меньших систем, и взаимодействие между этими меньшими системами создает сложную систему как это известено.

Теория систем предполагает, что определенные основополагающие концепции и принципы могут универсально применяться в различных областях, даже если эти области развивались по отдельности. Это предположение является решающим фактором в теории систем, потому что именно это рассуждение позволяет таким людям, как социальные работники и психологи, применять теорию систем таким образом, чтобы это приносило пользу тем, кому они помогают.

Следуя этому предположению, общая теория систем, обеспечивающая универсальные руководящие принципы для научных исследований и образования, сделает возможной дальнейшую интеграцию и объединение естественных и социальных наук. Это позволит лучше понять, как эти науки взаимосвязаны и влияют на нашу повседневную жизнь.

Применение теории систем

Теория систем используется во многих науках и предлагает практические идеи исследователям и работникам различных дисциплин. Ниже приведены некоторые распространенные примеры того, где может применяться теория систем.

Психология

Системная психология — это область психологии, изучающая поведение и опыт человека в сложных системах. Индивидуумы, сообщества, популяции и другие группы считаются системами в гомеостазе. Чтобы понять человеческое поведение, системная психология рассматривает более широкую картину того, как эти системы и сложные системы влияют друг на друга.

Экология

Междисциплинарная область экологии, системная экология использует целостный подход теории систем к изучению экологических систем, уделяя особое внимание экосистемам и взаимодействиям между биологическими и экологическими системами.

Инжиниринг

Системная инженерия — еще один междисциплинарный подход, основанный на принципах теории систем. Системная инженерия, когда она применяется в реальном мире, часто выглядит как групповая работа, которая рассматривает все этапы продукта или услуги на этапах разработки от его создания до его использования и утилизации.

Химия

Отличным примером универсальности некоторых научных предположений и принципов является системная химия, которая доводит теорию систем до молекулярного уровня. Эти ученые изучают сети взаимодействующих молекул, чтобы создать функции из наборов молекул с различными возникающими свойствами.

Эти примеры показывают нам, что теория систем может предложить понимание от молекулярного уровня до изучения того, как окружающая среда влияет на поведение человека, и наоборот.

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые распространенные применения теории систем в различных областях, давайте углубимся в то, как ее можно применить к социальной работе.

Целостный подход к личности человека, выбору и трудностям важен, когда речь идет об успешной социальной работе. Как и в других упомянутых областях, социальный работник должен учитывать все факторы, которые складываются уникальным образом, чтобы сформировать свой опыт и то, кем он является.

Социальные работники могут использовать теорию систем для понимания таких проблем, как жестокое обращение с детьми, семейные проблемы и дисфункция общества, поскольку они связаны с личными проблемами людей, такими как тревога, низкая самооценка, членовредительство или проблемы в отношениях. На основе теории систем было создано множество практик, специфичных для социальной работы. Ниже приведены несколько ярких примеров.

Теория семейных систем

Теория семейных систем, разработанная доктором Мюрреем Боуэном в 1946 году, рассматривает семью как сложную систему, содержащую свои собственные системы и петли обратной связи. Он создал восемь взаимосвязанных концепций семейных систем для практиков, чтобы изучить и улучшить функционирование семьи.

Модель жизни

 Модель социальной практики была разработана в 1980 году Карел Э. Жермен и Алексом Гиттерманом, и на нее сильно повлияла теория систем. Модель жизни была новаторской в ​​том смысле, что она представила идею привнесения экологической точки зрения в социальную работу — рассмотрение того, как отдельные и сложные системы взаимодействуют друг с другом, поскольку эти концепции связаны с практикой социальной работы.

Социально-экологическая модель

 Социально-экологическая модель была разработана Ури Бронфенбреннером в 1979 году. В этой модели человек рассматривается как обусловленный пятью системами, создающими его среду, – индивидуальной, микро-, мезо-, экзо- и макросистемой. Эти пять систем определяют текущее положение дел человека от его пола и возраста на индивидуальном уровне до культуры, в которой он вырос на макроуровне.

Один из недостатков теории социальных систем заключается в том, что такой подход к проблемам человека не всегда адекватен для объяснения их нынешних обстоятельств. В этих случаях можно использовать более традиционный психологический подход. Примеры этого включают людей с тяжелым психическим заболеванием, требующим особого ухода или лечения.

Другая проблема с теорией социальных систем заключается в том, что на основе того, что найдено, трудно делать действенные выводы. Выявление проблем важно, но поиск решений этих проблем может создать трудности, особенно на культурном и политическом уровне. Кроме того, социальным работникам может быть трудно по-настоящему понять социальное и культурное воспитание и среду своих клиентов, что может препятствовать прогрессу.

Несмотря на эти недостатки, теория социальных систем важна для социальной работы и помогает практикам лучше понять тех, с кем они работают.

Теория систем играет ключевую роль в развитии общества. Только взглянув на все движущиеся части, мы сможем лучше понять целое и то, как оно работает — принцип, справедливый как в физических, так и в социальных науках. Применяя эти общие истины в разных дисциплинах, мы можем еще больше интегрировать наше понимание отдельных явлений.

Применительно к социальным наукам теория систем имеет решающее значение, потому что она целостно рассматривает человека, чтобы получить информацию и использовать ее для продвижения вперед.

Узнайте больше об исследованиях Людвига фон Берталанфи и их значении для теории систем в его работе «Общая теория систем: основы, развитие, приложения».

Для получения дополнительной информации о социальной экологии и социально-экологической модели см. нашу статью «Что такое социальная экология?» (Также см. наш путеводитель по важным теориям социальной работы.)

Чтобы узнать больше о теории семейных систем Боуэна и ее восьми взаимосвязанных компонентах, посетите Центр Боуэна.

Для получения дополнительной информации о работе Алекса Гиттермана и Карела Б. Жермена см. «Жизненная модель практики социальной работы — достижения в теории и практике, третье издание».

Если вы заинтересованы в карьере социального работника, изучите онлайн-степени социальной работы или начните с прочтения нашей статьи о том, как стать социальным работником.

Опубликовано: июль 2020 г.

Что такое системная терапия? 7 Объяснение теорий и методов

Семейная терапия часто включает в себя определение способов помешать членам семьи использовать существующие бесполезные решения, чтобы могли появиться новые (Watson, 2012).

Мы часто застреваем на одном месте, повторяя свои ошибки и не в силах вырваться.

Подход Системная терапия исследует элементы семейной системы, включая отношения ее членов и циклы обратной связи, которые увековечивают и усугубляют проблемы. Он формирует новое понимание ситуации и направлен на изменение системы, а не пациента (Rogers & Cooper, 2020; Watson, 2012).

В этой статье представлены концепции и теории, лежащие в основе системной терапии, и определены методы, которые можно опробовать на ваших клиентах.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое системная терапия и консультирование? 3 примера
  • Объяснение системного подхода к терапии
  • 4 Психологические теории поля
  • 3 техники, которые можно попробовать на сеансах
  • Обучение системной терапии: 4 программы
  • Лучшие книги по теме
  • Релевантные ресурсы PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое системная терапия и консультирование? 3 Примеры

«Теория систем стремится понять динамическое поведение сложных систем, в том числе то, как взаимодействуют компоненты системы, часто неожиданным и нелинейным образом влияя на поведение системы».

Уотсон, 2012, с. 184

Существует множество методов и приложений теории систем, начиная от физики, биологии, экологии и социальных наук, включая терапию.

Каждая система состоит из множества взаимосвязанных частей, которые со временем формируют свои собственные уникальные модели поведения. Они самоорганизуются и, несмотря на внешние силы, обычно контролируют собственное поведение. Модели поведения системы также трудно или невозможно предсказать, изучая отдельные части, включая их (Rogers & Cooper, 2020; Watson, 2012):

  • Элементы – такие как компоненты компьютера; листья, ветки и корни дерева; дети в школе
  • Взаимосвязи – такие как поток информации в организации; электроны в компьютере; эмоциональная информация в отношениях
  • Функция или цель – например, обучение, обучение и получение информации с компьютера; расти и размножаться как дерево; защищать и воспитывать членов семьи

Семья – это система. Таким образом, трудно предсказать, как он будет себя вести, глядя на его членов по отдельности. Это также составная часть гораздо более крупных систем, включая район, общину, школу или церковь (Brown, 1997).

Хотя системы обычно являются самоорганизующимися и часто устойчивыми, они не являются неуязвимыми, и их может быть трудно понять из-за их сложности.

Часть проблемы заключается в том, чтобы распознать влияние в семье поведения каждого человека на другого — известное как петля обратной связи (Watson, 2012).

Что такое системная терапия?

Такое мышление привело к теории семейных систем . Опираясь на подходы, взятые из психоанализа, клинической психологии и социальной психологии, терапевты начали контактировать и взаимодействовать с семьей, а не только с пациентом. Предполагалось, что клиент или пара не могут быть источником проблемного поведения; вместо этого он может возникать из петель обратной связи и взаимосвязей внутри семейной системы (Watson, 2012).

Удивительно, но клиент стал восприниматься как носитель симптомов , что отражало представление о том, что он может быть просто «человеком в системе, наиболее уязвимым к системному давлению и, следовательно, первым, у кого разовьются эмоциональные, поведенческие или реляционные симптомы как усилилось напряжение в системе» (Watson, 2012, стр. 187).

Системная терапия стала вопросом изменения системы, а не непосредственного изменения пациента. Согласно этому подходу, члены семьи изменятся в ответ на трансформацию семейной системы.

3 Примеры важных концепций и моделей семейных систем

Существует несколько концепций и подходов, которые остаются центральными в основе системной терапии.

Биопсихосоциальная модель , возможно, является скорее структурой, чем моделью. Он направлен на то, чтобы охватить взаимодействие всех уровней жизни путем интеграции «биологических, психологических и социальных сфер человеческого функционирования» (Watson, 2012, стр. 189). Структура особенно полезна при использовании теории систем в психотерапевтическом лечении хронических и неизлечимо больных пациентов и их семей.

Циркулярная причинность признает важность рекурсивной обратной связи циклов внутри системы. На поведение А влияет Б, а поведение А впоследствии влияет на поведение Б. Кроме того, поведение человека может быть непреднамеренно вызвано попытками членов семьи исправить или предотвратить что-то (Watson, 2012).

Эмоциональное отключение происходит, когда семьи отказываются общаться с членами семьи, иногда в течение многих лет или даже десятилетий. Однако такой подход, как правило, не помогает решить проблемы или проблемы и помогает избежать трудных действий, таких как дифференциация себя , примирение и терпимость к различиям .

В конечном счете, «исправление» ситуации часто требует длительных попыток одной стороны восстановить связь с извинениями или без них (Watson, 2012).

Объяснение системного подхода к терапии

Системная семейная терапия предполагает важность сосредоточения внимания на понимании отношений между людьми и их ситуациями, включая контекст, правила, границы и общение (Evans & Whitcombe, 2015).

Изучая динамическую сложность группы (как члены группы относятся друг к другу), люди рассматриваются как часть системы с входами, выходами, процессами, обратной связью и потребностью в гомеостазе (Watson, 2012).

Системный подход к терапии использует несколько методов для понимания существующей проблемы и последующего определения альтернативных способов помочь клиенту справиться с ней, в том числе (Evans & Whitcombe, 2015; Watson, 2012):

  • Присоединение
    Должны быть установлены комфортные и безопасные терапевтические отношения с семейной группой, которые позволяют терапевту идентифицировать соответствующие эмоциональные обмены.
  • Ориентация на силу
    Способность распознавать ориентацию на силу (а не патологизировать) в проблемах, тупиковых ситуациях и неудачах имеет решающее значение. Истории успеха следует рассказывать в беседе и подчеркивать, а не вовлекать в долгие разговоры о проблемах.
  • Вмешательства, ориентированные на решение
    Сосредоточение внимания на том, где мы хотим быть, может быть важнее, чем то, что привело нас туда, где мы сейчас находимся. Подход, ориентированный на решение, предлагает использовать что-то похожее для решения проблемы сейчас или в будущем, задав вопрос, что сработало в прошлом.
  • Переосмысление
    Взгляд на проблему по-новому может привести к совершенно другому результату. Успешное переформулирование проблемы может вызвать эмоциональный резонанс и лучше вписаться в динамику и петли обратной связи системы.
  • Позитивная коннотация
    Этот метод включает «описание «негативного» поведения или отношения с точки зрения его положительных, адаптивных или полезных аспектов» (Watson, 2012, стр. 191). Например, его гнев может быть вызван его глубокой любовью к дочери и заботой о ее безопасности .
  • Разыгрывание
    Вместо описания проблемы пару или семью просят разыграть, как они общаются или спорят и что идет не так. Этот подход может быть полезен при выявлении факторов, которые не осознаются клиентами.
  • Круговой опрос
    Этот метод может быть полезен для понимания взаимодействий, которые приводят к проблемам, и того, как другой человек видит отношения. Круговые вопросы часто спрашивают, что человек должен сделать, чтобы вызвать нежелательную реакцию у другого человека, или ранжировать членов семьи в соответствии с определенной темой. Например, Кто больше и меньше всего хотел прийти сегодня?
  • Использование себя
    Терапевт должен осознавать себя во время терапии, наблюдая, а не оценивая свои реакции. Терапевтам может потребоваться «копнуть глубже» и выйти за рамки техники и метода, чтобы во время сеансов заниматься самопринятием, творчеством и открытостью.

Хотя приведенный выше список далеко не исчерпывающий, он дает практическое представление о нескольких ключевых системных подходах к терапии.

4 Психологические теории

Во второй половине 20-го века появилось несколько различных школ семейной терапии. Некоторые из наиболее устойчивых из них обсуждаются ниже.

Структурная семейная терапия

Структурная семейная терапия основана на идее о том, что поведение системы является результатом ее структуры и может быть лучше понято путем наблюдения во времени и выявления несоответствий в структуре, границах и иерархии внутри семьи.

Структурная семейная терапия способствует «гибкой взаимозависимости и автономии, а не чрезмерному, эмоционально слитному запутыванию или отсоединенному, недостаточно вовлеченному отстранению» (Watson, 2012, стр. 187).

Стратегическая семейная терапия

Стратегическая семейная терапия возникла в результате применения теории систем, кибернетики и теории коммуникации в лечении шизофрении и семейных проблем.

Стратегическая семейная терапия вместе с краткосрочной терапией (который фокусируется на конкретной проблеме и использует прямое вмешательство), использует сосредоточенность на проблеме здесь и сейчас (Watson, 2012).

Боуэнская семейная системная терапия

Эта форма терапии, созданная психиатром Мюрреем Боуэном, подчеркивает «способность человека сохранять самостоятельный, основанный на принципах курс действий, поддерживая при этом контакт с эмоционально значимыми другими людьми» (Watson, 2012, p. 188).

В состоянии тревоги человек обычно отказывается от своих себя , чтобы поддерживать единство, избегать конфликтов, умиротворять и т. д. Это отсутствие дифференциации может привести к неспособности видеть, когда они слишком остро реагируют, а поведение неразумно. Таким образом, самодифференциация является жизненно важным аспектом решения проблем внутри семейной системы.

Нарративная семейная терапия

Нарративная семейная терапия «сосредотачивается на том, как все люди собирают внутренние нарративы своей жизни, обобщая и сжимая богатство жизненного опыта» в ряд доминирующих тем, получая обратную связь от своих семей, культуры и общества ( Уотсон, 2012, стр. 188).

Нарративная терапия помогает людям вырваться из самоусиливающихся петель и восстановить смысл, сосредоточившись на самом опыте.

Кроме того, терапия внутренних семейных систем полностью обсуждается в нашей специальной статье, в которой также есть упражнения и рабочие листы.

3 техники, которые можно попробовать на сеансах

Для системной терапии доступно несколько инструментов; мы описываем три из наших фаворитов ниже.

Видение

Заявление о видении может помочь при работе с семьей, чтобы помочь им увидеть себя сейчас и где они хотели бы быть в будущем (Rogers & Cooper, 2020).

Например, если спросить родителей или опекунов, что, по их мнению, скажут о них их дети сейчас и что они хотели бы, чтобы их дети сказали о них через 10 лет, можно получить важные сведения. Благодаря визуализации он предоставляет информацию о пробелах, которые необходимо заполнить, или о цели, к которой нужно стремиться, и определяет, что необходимо изменить.

Заявления о видении являются более позитивным и мотивирующим подходом, чем рассказ терапевта членам семьи о проблемах и трудностях, которые они обнаружили (Rogers & Cooper, 2020).

Циркулярный опрос

Очень полезно заставить клиентов взглянуть на вещи с новой точки зрения. Может быть полезно попросить одного члена семьи или члена пары взглянуть на ситуацию или проблему глазами другого (Rogers & Cooper, 2020).

Например, если спросить сына, почему его отец злится, когда он остается дома допоздна, это может привести к озарениям и более глубокому пониманию того, как родитель воспринимает его действия и то влияние, которое они оказывают.

Круговые вопросы могут помочь определить проблему, показать, как изменились ситуации, изучить влияние поведения и предложить людям измениться (Evans & Whitcombe, 2015).

Принятие позиции с одним проигрышем

Вместо того, чтобы пытаться обыграть другого человека или выиграть (воображаемую) битву, может быть полезно отступить. Шаг вниз или назад может помочь как терапевту, работающему с клиентом, так и члену семьи, занимающемуся другим, согласно (Watson, 2012):

  • Обезоруживание другого человека связанное с потерей господства
  • Не попасть в засаду . Например, пара может решить не пытаться произвести впечатление на трудных членов семьи.
  • Признание бессилия и предоставление клиенту или семье права собственности , когда заявитель неоднократно игнорирует совет. В конечном итоге такой подход повышает воспринимаемую значимость другого человека и позволяет ему сохранить лицо (Watson, 2012).

Обучение системной терапии: 4 программы

Существует множество программ, позволяющих узнать больше о системной терапии. Они часто являются частью более широкого изучения семейной науки или терапии; четыре популярных включают:

  • Степень магистра в области семейных и детских наук. Независимо от того, планируете ли вы заняться терапией или продолжить академическое обучение, этот магистр из Университета штата Флорида исследует передовые семейные исследования и теории семейных наук. Используйте его как трамплин для карьеры в терапии или путь к докторской диссертации.
  • Степень магистра в области супружеской и семейной терапии — Государственный университет Оклахомы предлагает степень магистра, посвященную супружеской и семейной терапии как направлению психотерапии. Направленный на решение проблем в человеческих отношениях, он обеспечивает эффективный путь к лицензированию или изучению доктора философии.
  • Степень магистра в области консультирования пар и семей. Эта степень магистра Университета Северо-Восточного Иллинойса соответствует образовательным требованиям для получения лицензии в штате и для тех, кто рассматривает возможность трудоустройства в клиниках по вопросам брака и семьи. Курс охватывает развитие и теории консультирования, работы с парами и семьями.
  • Магистр системной практики и семейной терапии. Королевский университет в Северной Ирландии предлагает степень магистра, ориентированную на системную практику семейной терапии. Студенты, желающие улучшить свои навыки работы с семьями и парами, могут научиться тому, как помочь им понять и поддержать друг друга.

Лучшие книги по теме

Существует множество книг, объясняющих теорию и практику системной терапии. Мы выбрали несколько ниже, которые обеспечивают обзор и более подробное изучение подхода.

1.

Внутренние семейные системы Руководство по навыкам терапии пар: Исцеление отношений с помощью близости изнутри наружу  – Тони Хербин-Бланк и Марта Суизи

Это ценное руководство для терапевтов, уже знакомых с системами или желающих начать их использовать. Терапия.

Это необходимое руководство учит читателей, как использовать авторскую модель и, что не менее важно, интегрировать ее в существующие подходы.

Элегантный и глубокий текст помогает читателям улучшить свою терапевтическую направленность и помогает вести исцеляющие беседы.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Вы в целом: переживание личной и духовной трансформации с помощью терапии внутренних семейных систем – Дженна Римерсма

Дженна Римерсма пишет для тех, кто чувствует, что застрял в нежелательных чувствах и поведении.

Она знакомит читателя с терапией внутренних семейных систем и объясняет, почему мы ведем себя разрушительно и как часто мы воюем с собой и своими семьями.

Это полезная книга для всех, кто хочет изменить свою точку зрения и развить новые идеи с целью личного преобразования.

Найдите книгу на Amazon.


3.

Руководство по обучению навыкам работы с внутренними семейными системами: лечение тревоги, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и злоупотребления психоактивными веществами с учетом травм — Фрэнк Андерсон, Ричард Шварц и Марта Суизи

Используйте эту очень практическую книгу, чтобы понять внутреннюю семью Потенциал терапии для лечения тревоги, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), расстройств пищевого поведения и злоупотребления психоактивными веществами.

Узнайте, как использовать сострадание, чтобы избежать патологизации клиентов и сосредоточиться на исцелении эмоциональных ран.

Благодаря саморазвитию и прислушиванию к себе и другим эта книга показывает, как можно разрешить травму и травму привязанности.

Найдите книгу на Amazon.

Соответствующие ресурсы PositivePsychology.com

У нас есть множество рабочих листов и инструментов, которые могут помочь в семейной терапии, способствуя пониманию и улучшая общение. Вот лишь некоторые из них, которые помогут вам начать работу:

  • Что работает в семье
    Это занятие помогает членам семьи определить и поделиться тем, что, по их мнению, идет хорошо в семье или домашнем хозяйстве, чтобы отпраздновать успех и закрепить его.
  • Помните о разрыве
    Это упражнение помогает членам семьи исследовать разрыв между ценностями, которые они хотят внедрить, и их поведением, создавая возможность жить в соответствии с моральным кодексом, основанным на ценностях.
  • Удовлетворение потребностей нашей семьи
    В этом упражнении представлен ряд вопросов, которые помогут членам семьи распознать удовлетворенные и неудовлетворенные потребности, которые приводят к счастью или конфликту в семье.
  • Рабочий лист Imago Workup
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить влияние качеств и действий их опекунов на их ожидания в отношении идеального романтического партнера.
  • Созависимые отношения: убеждения, атрибуты и результаты
    В этом контрольном списке представлены определение созависимости и примеры убеждений, действий и результатов, отражающих здоровые отношения по сравнению с созависимыми.
  • 17 Упражнения по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое благополучие, эта подборка подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практикующих специалистов. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Освобождение от бесполезного, разрушительного и привычного поведения — одна из целей семейной терапии.

Системная терапия предлагает подход к изучению отношений как системы, включая компоненты, части, отношения и цель. В результате проблема человека может быть решена путем рассмотрения семьи как сложной сущности и осуществления изменений на этом уровне (Watson, 2012).

Несмотря на сложность понимания, отношения могут стать ключом к изменению человека. Этот человек будет носителем симптомов как наиболее восприимчивый человек в этой системе.

Благодаря эмпатии и признанию важности циклов обратной связи в любой системе можно определить источник возникшей проблемы и найти альтернативные пути решения проблемы для клиента и восстановления баланса семьи.

Почему бы не просмотреть некоторые техники и теории системной терапии и не подумать о том, как их можно объединить и внедрить в существующие подходы в вашей практике? Помогите своим клиентам задуматься об их нынешних ситуациях и о том, кем они видят себя в будущем.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Андерсон Ф., Шварц Р. и Суизи М. (2017). Руководство по обучению навыкам работы с внутренними семейными системами: лечение тревоги, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и злоупотребления психоактивными веществами с учетом травм. ПЕСИ.
  • Браун, Дж. (1997). Круговой опрос: вводное руководство. Австралийский и новозеландский журнал семейной терапии , 18 (2), 109–114.
  • Эванс, Н., и Уиткомб, С. (2015). Использование циклических вопросов как инструмента качественного исследования. Медсестра-исследователь 23 (3) 28–31.
  • Хербин-Бланк, Т., и Суизи, М. (2021). Внутренние семейные системы. Руководство по навыкам парной терапии: Исцеление отношений с помощью близости изнутри. ПЕСИ.
  • Римерсма, Дж. (2020). В целом вы: переживаете личную и духовную трансформацию с терапией внутренних семейных систем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *