Ситуации психологические: Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии — Проблемы cоциальной психологии личности

Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии — Проблемы cоциальной психологии личности

Ключевые слова: теоретическая рефлексия, социальная психология личности

Рубрика издания: Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рягузова Е.В. Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

В последнее время в социально-психологических исследованиях  фокус  интереса заметно сместился в сторону ситуационной парадигмы.

Однако,  несмотря на достаточное количество работ, проведенных в таком формате [3, 4, 6, 14], еще не сформировалась единая теория, обладающая большим объяснительным потенциалом и возможностью структурирования накопленного материала. На наш взгляд, определенным шагом на пути создания подобной теории,  базирующийся на категориях  пространства, времени,  социального действия, статики и динамики, индивидуальности и нормативности,  может послужить рассмотрение психологической ситуации в контексте системного подхода как открытой,  иерархически организованной, динамической, неустойчивой, нелинейной  системы.

Психологическая ситуация – это открытая система, поскольку на нее воздействуют группы детерминант; к ним относятся как минимум два системных образования: система личности и совокупность факторов психологической среды.  Совокупность факторов непсихологической среды, включающая предметный и социальный миры, как справедливо заметил К. Левин, могут повлиять на человека или испытать его влияние лишь в том случае, если они стали фактами психологической среды [8].

Личность, являясь субъектом труда и собственной жизни, определяет конфигурацию многих психологических ситуаций, накладывая свою уникальную рамку и используя свой собственный формат. При этом цели и потребности личности выступают в качестве системообразующего фактора,  который определяет  качественную специфику психологической ситуации.

Факторы среды  — субъект-объектные или субъект-субъектные интеракции — являются еще одной  группой детерминант,  которые обусловливают определение ситуации. Как указывает Д. Магнуссон, эти факторы можно представить в виде иерархической системы с выделением микро-, мезо- и макроуровней [12].

Фактически можно говорить об иерархической,  структурной организации факторов внешней среды. Однако какие стимулы, эпизоды или события будут организованы в конкретную психологическую ситуацию, зависит от  системообразующего фактора, а именно – от целей и потребностей личности, а также от  тех личностных свойств, которые актуализированы в данный момент времени.

Значит, существует достаточно широкий диапазон прочтения объективной  актуальной ситуации и, соответственно, существует многообразие, многозначность и полисемичность психологических ситуаций.

В  контексте изучения психологической ситуации наибольший интерес для нас представляет событие. Отмечая специфику события, М. Хайдеггер называет его «про-явлением», чьей достаточной данностью впервые только и обеспечивается возможность всякого «дано», в котором еще нуждается даже и само бытие, чтобы в качестве присутствия достичь своей собственной сути» [17. С. 268]. Событие подчеркивает состояние возможности, элемента непредсказуемости в ситуации, и в то же время оно отображает момент раскрытия одного из вариантов возможного бытия, показывает его развертывание в пространстве и времени. События – повторяющиеся или разовые ситуации, в которых постигается смысл   человеческой экзистенции.

Коротко, но емко определяет событие М. Элиаде: «Событие – это и есть нахождение в ситуации» [18]. На наш взгляд, этот тезис можно дополнить тем, что выделение события определяет способ вхождения в психологическую ситуацию, ее конструирование, формирование и встраивание в субъективный мир. Следовательно, событие предполагает встраивание актуальной ситуации в собственное интрапсихическое пространство, в то время как психологическая ситуация является тем когнитивным конструктом, с помощью которого происходит встраивание себя в социальный контекст.

Событие, обладая определенной модальностью, задает вектор или направление развития психологической ситуации. В связи с этим нам кажется необходимым проанализировать гипотезу В. Мишела, согласно которой  выделяются «сильные» и «слабые ситуации» в зависимости от давления,  которое  они оказывают  на благополучие субъекта. В. Мишел считает, что к сильному типу следует отнести такие ситуации, реакция на которые в большей мере зависит от объективных условий,  от вектора события, тогда как  самыми «слабыми» ситуациями являются те, которые допускают  разнообразные реакции, обусловленные индивидуальными различиями [22]. Мы согласны с такой дифференциацией, поскольку действительно существуют определенные обстоятельства – средовые императивы, «власть ситуации» [14. С. 34] которые жестко диктует поведенческие сценарии и паттерны. К подобным ситуациям можно  отнести так называемые критические инциденты (Дж. Митчел), эксперименты жизни (Л. Монтада),  травматические события (Н.В. Тарабрина).

Следовательно, элементы среды и, прежде всего, события характеризуются неоднородностью, разнообразием и множественностью. При этом, как справедливо замечает Е.В.Листвина, «чем больше отличий, тем больше событие имеет возможность собрать массу неоднородного знания, включить его многомерность и существенную разницу в единое, объемное поле» [10. С. 34]. Это наделяет событие важным качественным значением. Оно выполняет функцию, с одной стороны,  «выпрямления» некоторых моментов нелинейного бытия, как в случае сильных ситуаций В. Мишела, а, с другой стороны, событие может способствовать усугублению и усилению нелинейности, то, что  Б.Ф. Ломов объясняет кумулятивным эффектом, который подразумевает «накопление некоторой критической массы, чтобы каузальное отношение «сработало» [11.

С. 86].

Кроме того, событие всегда происходит в пространстве и во времени, соответственно,  можно говорить о пространственно-временной характеристике психологической ситуации. При этом, на наш взгляд, следует отметить два важных момента.

Факторы среды, безусловно, определяют пространственно-временные границы ситуации. Действительно, каждая ситуация описывается с помощью пространственных и временных характеристик, но это  описание может включать в себя несколько локальных хронотопов: 1) психологическая ситуация, актуализированная в режиме «здесь и сейчас»; 2) психологическая ситуация, хронотоп которой может не совпадать с реально наблюдаемыми пространственными и временными характеристиками. На это же указывал Д. Магнуссон, выделяя  различные  виды ситуаций [12].

Кроме того, в психологической ситуации соединяется  непрерывное и дискретное время. Время в ней дискретно, потому что  психологическая ситуация задерживает временной поток искусственно, останавливая его для того, чтобы субъект мог идентифицировать и типизировать ее.

Однако, с другой стороны, психологическая ситуация является отображением  непрерывного времени, поскольку через нее фокусируются разновременные отрезки и формируются пространственно-временные конструкции. Наша точка зрения согласуется с идеями  А. Мелучи о том, что  «современный человек не воспринимает пассивно время, а конструирует его» [21].

Следовательно, при конструировании психологической ситуации может происходить смещение пространственно-временных рамок, которые позволяют субъекту свободно перемещаться в направлениях будущее — настоящее – прошлое в зависимости от конкретных потребностей.

 Мы разделяем позицию Ф. Знанецкого, согласно которой социальная личность создается в условиях определенной среды и воспроизводит уже созданные модели, в которых выражается реальная система прав и обязанностей, и является социальной ценностью в рамках социальных отношений и взаимодействий [15. С. 56]. Социальная жизнь личности не ограничивается рамками отдельной социальной группы, в которую она включена,  как не ограничивается и огромное число ее социальных действий.

Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах и ценностях, имеющих социальную значимость. Определение ситуации индивидом, который исходит из собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, дает представление об его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида [19]. В  этой связи особый интерес представляют исследования С. Хаслама, Д. Джетена, А. Обрайена и И. Якобса, в которых показана зависимость реагирования на потенциальную стрессовую ситуацию от включенности в ингруппу или аутгруппу и выявлена важность социального контекста не только для оценки качества получаемой информации, но и для того, как эта информация конструируется [20].

Каждая ситуация управляется определенными правилами, при этом правила развиваются таким образом, чтобы цели ситуации могли быть достигнуты. Как отмечает  М. Аргайл, «правила должны быть усвоены … как часть социализации» [1. С. 182]. Социальная жизнь, считает Э. Гидденс, подчинена правилам, применимым к действию или производству социальных практик  [5]. При этом важно отметить, что, правило, с одной стороны, не может однозначно определить результаты и исход действия, оно лишь  дает варианты возможных  альтернатив, предоставляя индивиду право следовать правилу или игнорировать его, а с другой, ограничивает выбор действующего субъекта, принуждая его соответствовать социально принятому способу поведения. Правила, таким образом, играют роль внешнего стабилизатора поведения, в соответствии с которыми оно санкционируется, поощряется или наказывается.

Нормы и правила, следовательно, являются  культурными механизмами интеграции и контроля относительно выполнения определённых функций, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей индивидов, а также для поддержания их совместного существования. Следование или неследование норме или правилу связано с последствиями для субъекта в виде поощрения или наказания.

Таким образом,  человек конструирует ситуацию и участвует в ней  на основе алгоритмов, принятых в культуре данного общества и конкретной микросреды. Совокупности правил образуют сложные нормо-ролевые модели, отражающие социальную действительность и регулирующие совместную деятельность людей. При этом правила задают варианты определенных альтернатив и устанавливают в обществе социальный порядок, поскольку члены общества разделяют общие ценности и нормы и исполняют ожидаемые от них роли. Следовательно, ценности и нормы формируют коллективные рамки системы действия, определяют роли, приемлемые для субъекта, сценарии действий, «общий горизонт смысла, служащий точкой отсчета для акторов в ходе их действий» [9. С. 155].

В социуме создаются механизмы, призванные согласовывать, состыковывать психологические ситуации одного и другого человека по возможности бесконфликтно. В поле взаимодействия жизненных ситуаций унифицируется содержание личностных смыслов, которые на уровне социума существуют в качестве значений, объективирующих реальный опыт эмоционально-ценностных отношений многих людей, объединенных общим для них социокультурным контекстом.

Следовательно,  люди, относящиеся к одной и той же социальной группе, социализированные в сходных условиях, живущие и функционирующие в среде, которая до некоторой степени гомогенна в существенных физических, биологических, социальных, культурных аспектах, будут  в определенной мере  обладать аналогичными представлениями о социально стабильных алгоритмах поведения и  сходными когнитивно-эмоциональными репрезентациями психологической  ситуации.

Психологическая ситуация является динамической и неустойчивой  системой, так как малые возмущения не затухают во времени и не стремятся  к нулю, а нарастают, приводя к изменению данной ситуации и конструированию другой.  На это указывал  К. Левин, проявляя интерес к внешне незначительным, но в действительности важным деталям ситуации. Сам он часто называл их «канальными факторами ситуации» [14. С. 44], поскольку этот термин отсылает к существованию незначительных, но вместе с тем критически важных фасилитирующих влияний или сдерживающих барьеров. Принцип канальных факторов является одним из ключевых для понимания того, почему одни ситуационные факторы обладают большим влиянием, чем можно было бы ожидать, а другие – меньшим. Необходимо учитывать и тот факт, что субъективная интерпретация событий одним и тем же человеком характеризуется значительной изменчивостью. Эта изменчивость достаточно существенна, чтобы, исходя из факта неустойчивости интерпретаций, заставить нас ожидать появление заметных различий между поведением этого человека в двух объективно почти идентичных ситуациях, не говоря уж о различиях, проявляемых в ситуациях, которые всего лишь сходны.

Кроме того, любая психологическая ситуация имеет начало и конец, она характеризуется определенной  динамикой, которая может быть представлена следующим образом:  перцептивная организация средовых констелляций; идентификация их как интегративного образования; когнитивная проработка; оценивание субъективной ситуации; типизация на основе имеющегося опыта и знаний; принятие решения и выбор способа действия; реализация действия; обратная связь.

Существенным, на наш взгляд, является то, что в состав психологической ситуации входит репертуар способов действий. Как считают  И. Мюслер, С. Стайнингер и П. Вюр, «модус будущего действия способен повлиять на процесс восприятия» [23].  В связи с этим интересна идея  А. Шютца о том, что перед тем как человек совершает какое-то действие, он должен видеть это действие законченным, т.е. «действие есть осуществление предвосхищаемого будущего» [16. С. 45]. Соответственно,  можно говорить о действенном плане психологической ситуации, под которым мы будем понимать функциональное и ценностное осмысление,  схему действия, репрезентирующую в самых общих чертах модус поведения в определенном классе ситуаций. При условии, если ситуация определяется как типичная, то актуализируется привычный «действенный план», направленный либо на сохранении конкретной ситуации (в случае оценивания ее как позитивной), либо – при негативной оценке – на изменение ее. Если ситуация классифицируется как нетипичная, т. е. не имеющая проверенного готового способа действия, то возникает вероятность актуализации  нерационального, либо неадекватного действия в силу того, что в опыте еще не было такой  конфигурации, и субъект вынужден осваивать ее без опоры на традицию.

Кроме этого,  необходимо отметить, что психологическая ситуация всегда имеет несколько вариантов развития. Некоторые исследователи употребляют понятие «эвентуальная» ситуация, т.е. «устанавливающая не неизбежность определенных следствий, а лишь их возможность» [10. С.25].  В этой связи необходимо  выделить еще одно важное свойство психологической ситуации как системы, о котором мы уже не раз упоминали,  – нелинейность.  Проблема нелинейности сама по себе весьма интересна для современного этапа развития методологии, а  при изучении психологических ситуаций она является, на наш взгляд, ключевой. Принцип нелинейности позволяет  описать психологическую ситуацию как сложную систему, несущую в себе элементы неопределенности, непредсказуемости,  поливекторности и множественности своего развития. Нелинейность заключается, прежде всего,  в нарушении прямого, пропорционального соотношения между  стимулами среды и их субъективной репрезентацией.  При этом в случае «сильных ситуаций» нелинейность может выпрямляться, о чем мы уже упоминали выше. Нелинейность в контексте неопределенности проявляется также в наличии «канальных» факторов ситуации (К. Левин), которые оказывают внешне (объективно) незначительное, но субъективно  значимое, критически важное фасилитирующее влияние. Кроме того, нелинейность связана с непредсказуемостью поведения: общество транслирует определенные нормы, правила  прочтения ситуационных типов и определенные нормативные сценарии поведения в них, ограничивает выбор действующего субъекта, принуждая его соответствовать социально принятому способу поведения. Однако за субъектом остается право  следовать правилу или игнорировать его, право  принятия того или иного решения, право выбора конкретного действия и реализации поведенческого рисунка.

Нелинейность определяет «веерность» развития ситуации: в определенные моменты времени возможен «скачок», переход на новый путь развития ситуации, который может быть связан как со смещением временных и пространственных рамок, так и с привнесением в ситуацию нового знания, нового опыта, новых оценок,  новых смыслов, с расширением репертуара действий.

Итак, исходя из рассмотрения психологической ситуации как открытой, динамической, иерархически организованной нелинейной системы, можно говорить о бинарности психологической ситуации и, соответственно, выделить ключевые бинарные оппозиции, позволяющие увидеть оси, по которым она конструируется. Эти бинарные оппозиции  могут быть обозначены следующим образом: индивидуальность — социальность как базовая оппозиция, которая находит отражение во всех выделенных оппозициях; социальная нормированность — девиация;  уникальность – универсальность; предсказуемость – непредсказуемость; одномерность – многомерность.

Бинарная оппозиция индивидуальность – социальность связана с соизмерением человека и бытия, его вписанности в окружающий мир, с превращением окружающего  мира в духовно обжитой и обитаемый мир. Эта оппозиция позволяет рассматривать психологическую ситуацию как способ репрезентации мира, как интерактивную единицу, возникающую на стыке внешнего, объективного мира и внутреннего, субъективного мира. При этом указанная дуальная пара акцентирует пограничность (маргинальность)  психологической ситуации, поскольку  она полностью не принадлежит ни объективному, ни субъективному мирам. Психологическая ситуация представляет собой мир нашего опыта, а, как справедливо заметил Л.Г. Ионин, «все,  что нам известно о мире, мы знаем из нашего опыта» [7. С. 45]. Более того, психологическая ситуация позволяет расширить объективный мир, поскольку она вмещает в себя не только тот мир, который есть, но и тот мир, каким он мог быть или должен быть, или таким, как его представляет сам субъект.

Бинарная оппозиция социальная нормированность – девиация связана с  упорядочиванием многообразия психологических ситуаций. Цепь психологических ситуаций отражает непрерывность человеческой жизни, ее естественный ход и развитие, поскольку психологические ситуации не только приближены к жизни, они и есть сама жизнь. При этом психологические ситуации обладают определенной мерой условности, поскольку существуют некоторые  нормативно заданные границы ситуации и предписанные правила поведения в них. В отличие от юридических норм или глубоко укоренившихся культурно-ценностных ориентаций они не являются социально кодифицированными в общественном смысле, и их игнорирование  может либо поставить под сомнение компетентность  личности, либо привести к дисквалификации субъекта как знающего члена общества.  Однако именно благодаря наличию таких норм обеспечивается более ясное и адекватное понимание повседневной реальности, согласованность психологических ситуаций разных субъектов, а также  успешная интеракция субъектов в рамках идентичных (или близких) ситуаций.

Бинарная оппозиция уникальность – универсальность предполагает рассмотрение психологической ситуации в двух аспектах: с точки зрения индивидуального опыта и с точки зрения возможности использования другими людьми. В первом случае акцент делается на уникальности, новизне появления ситуации в жизненном пространстве индивида, во втором – на привычности, типичности  ситуации в социальном пространстве.

Бинарная оппозиция предсказуемость – непредсказуемостью также определяет два возможных варианта интерпретации психологической ситуации. Первый обусловлен позицией индивидуального субъекта, выступающего наблюдателем по отношению к самому себе, а второй способ интерпретации апеллирует к позиции внешнего наблюдателя, объективируемого социума.  

Бинарная оппозиция одномерность – многомерность характеризует степень сложности ситуации.  Сложность выступает как один из центральных показателей при анализе психологических ситуаций и включает в себя целый комплекс характеристик, связанных с субъективной трудностью и разрешимостью ситуации,  возможностью воздействия на решение и цены этого решения.

Литература

  1. Аргайл М. Основные характеристики ситуаций // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. СПб., 2001.  С.178-188.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.  М., 1995.
  3. Бурлачук Л.Ф. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. М., 1998. 
  4. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. Т. 23,  № 1.  С.5-17.
  5. Гидденс Э.  Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас.  Новосибирск, 1995.  С.41-72.
  6.  Гришина  Н.В. Психология социальных ситуаций.  СПб., 2001.
  7. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 
  8. Коркюф  Ф. Новые социологии / Пер. с франц. М.; СПб., 2002.
  9. Левин К.  Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  10. Листвина Е.В.  Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов, 2001.
  11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические  проблемы психологии. М., 1984.
  12. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983.  № 2. С. 29-54.
  13. Первин А., Джон О. Психология личности. М., 2000. 
  14. Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. 
  15. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.  С.332-339.
  16. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003. 
  17. Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие. М., 1993. 
  18. Элиаде М. Миф о вечном возращении. СПб., 1998.
  19. Estes W., Hall W.J. Categorization and Decision // Mathematical Social Sciences. 1995.  vol.30,  №3. P. 312-332.
  20. Haslam S.A. Jetten J. O Brien A. Jacobs E. Social identity, social influence and reactions to potentially stressful tasks: support for the self-categorization model of stress // Stress and Health. 2004. vol. 20, № 1. P.3 -9.
  21. Melucci A. The Playing Self. Person and meaning in the planetary society. Cambridge, 1996. P. 11-25
  22. Mischel W. On the future of personality measurement // Am. Psychol. 1977.  v.32. P. 100-129.
  23. Musseler J. Steininger S. Wuhr P. Can action affect perceptual processing? // The Quarterley Journal of Experimental Psychology. 2001.  vol.54, №1. P.137-154.

Рягузова Елена Владимировна, доктор психологических наук, Заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: [email protected]

Понятие ситуации в психологии

В настоящее время становится ясно, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. В наиболее общем виде под ситуацией понимается естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др. Такое общее определение необходимо конкретизировать. Толкования этого понятия могут быть самыми разнообразными. В немалой степени этому способствуют и особенности человеческого восприятия. Восприятие человека происходит в сложных конструктах типа человек в ситуация поэтому общение достаточно эффективно без учета отдельных личностных черт собеседника. Однако когда нам приходится охарактеризовать человека, то мы прибегаем, как правило, к личностным чертам.

В последние годы все больше внимания уделяется изучению социальной и психологической среды обитания человека. Новая Отрасль исследования в конце 60-х годов получила название Психологии среды (environmental psychology), или психологической экологии, основателем которой считается Р. Баркер (R. Barker).

Проблемы, рассматривающиеся в психологической экологии, касаются изучения личности в реальной жизни. Среда понимается как комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. Полагается, что растущий интерес к психологии среды должен скорректировать традиционные направления исследований в психологии, сосредоточившие внимание на человеке как едином замкнутом целом. При этом часто забывалось о существовании неразрывной связи между человеком и условиями его жизни. Переменные среды следует подвергать анализу в той же мере, что и личностные переменные. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа <компонентной перспективы>, согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Без выяснения того, что стоит за понятием ситуации, невозможно корректно оперировать с понятием не только личности, но и поведения. В многочисленных исследованиях среды неизменно подчеркивается, что среда оказывает влияние на поведение человека. Однако в исследованиях личности принцип учета среды зачастую только декларируется. Между тем, расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте социальных процессов, происходящих в обществе, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность.

Частое использование понятий <среда> и <ситуация> в качестве взаимозаменяемых побуждает обратиться к анализу понятия <ситуация>. Следует отличать жизненные ситуации от ситуаций психодиагностического обследования, под которыми подразумеваются условия проведения обследования. В дальнейшем под термином ситуация будут подразумеваться жизненные ситуации, кроме специально оговоренных случаев.

Определение понятия ситуации велись оживленные дискуссии о детерминации социального поведения и роли личности и ситуации в ней, в которых участвовали Г. Оллпорт (G. Allport), С. Квин (S. Queen), Дж. Рейнхардт (J. Reinhardt), В. Томас (W. Thomas) и многие другие. Однако обратимся к современным исследованиям. Очевидно, участники дискуссии остались каждый при своем, поскольку до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации.

Существует множество разнородных определений. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, социо- и психолингвистика, социальная психология, психология обучения, наконец, клиническая психология. Сегодня существует более тысячи работ, касающихся ситуаций, причем в самых различных областях исследования — от архитектуру до антропологии, от маркетинга до микросоциологии. К понятию ситуации, помимо психологов, обращались философы, теологи, юристы. Таким образом, интерес к ситуационным детерминантам поведения не нов и не исключителен для социальных наук. Ситуация может быть определена на разных уровнях, от квикро- к макро. Так, Д. Магнуссон (D. Magmisson) предложил несколько уровней определения ситуации:

  • А. Стимулы (Stimuli) — отдельные объекты или действия.
  • В. Эпизоды (Episodes) — особые значимые события, имеющие причину и следствие.
  • С. Ситуации (Situations) — физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями. Восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам.
  • Д. Окружение (Settings) — обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.
  • Е. Среда (Environments) — совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.

Таким образом, при определении ситуации акцепт ставится на ее внешнем характере. Чаще всего ситуация определяется именно этими рамками. Так, например, Л. Фергюссон (L. Fergusson) находит место ситуации в психологической структуре, среди четырех предикторов личности, обусловливающих ее поведение наряду с конституциональными (соматическими), групповыми (социальными обычаями, привычками, аттитюдами) и ролевыми, в том числе сексуальными особенностями.

Понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека перекликается с такими понятиями, как <социальный случай>, <случай>, <социальный эпизод>. При этом уровни определения ситуации не учитываются. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Такое определение ситуации наиболее распространено. Его придерживаются Л. Магнуссон (L. Magnusson), А. Фарнхейм и М. Аргайл (A. Furnheim, М. Argyle), Л. Фергюссон (L. Ferguason), В. Мишель (W. Mischel), Г.В. Балл и др. Согласно такому пониманию, структура ситуации включает в себя несколько действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты. Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам.

Согласно несколько иной позиции, использование понятия ситуация в психологическом тезаурусе возможно только в случае понимания ее не как совокупности элементов объективной действительности, а в качестве результата активного взаимодействия личности и среды. При таком понимании ситуации выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности. Предпринимаются попытки обоснования отсутствия тождественности понятий среды и ситуации, несмотря на их близость. Ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода к определению ситуации. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.

Л. Николов указывает на несколько характерных различий в понятиях ситуации и среды. Так, понятие ситуации не совпадает с видами среды, являющейся сложным образованием с географической, социальной, макро- и микросредой и т.п.

Во-вторых, среда внесубъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда <чья-то> ситуация). Кроме того, среда характеризуется устойчивостью и длительностью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна. Объективные и субъективные ситуации анализируются также К. Стеббинсом, который под объективной ситуацией понимает актуальное физическое и социальное окружение, а под субъективной — любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемой человеком и поэтому получающей то или иное значение.

Значению и определению ситуации много внимания уделяет также Т. Шибутани, показавший, что определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации. Тем самым она становится субъективной. Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимые под руководством Д. Магнуссона, руководствуются положением, согласно которому влияние ситуации опосредуется т.н. <воспринимающе-когнитивными системами индивида>. В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного Алексеем Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также со сторонниками теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно второй реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности. В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды.

В одном из отечественных исследований В.Н. Воронина, И.Н. Князева предпочтение также отдается второму подходу, а ситуация описывается как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом. По поводу представленности ситуации в сознании индивида выделяются два момента: формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента целостной системы, представляющей картину мира. В связи с этим описываются уровни психологической репрезентации ситуации в зависимости от степени полноты представленности в целостной картине мира. Отмечается, что ситуация задает контекст восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину социального мира.

Что такое ситуации? | Psychology Today

Что вы делали вчера в 10 утра? 14:00? 8 вечера? Зачем ты это делал? Мгновенное размышление о нашей дневной деятельности делает очевидным, что ситуации влияют на наше поведение. Но что такое ситуации на самом деле? Я провел последние девять лет, проводя исследования, направленные на то, чтобы ответить на этот самый вопрос. Этот пост описывает то, что мы в настоящее время знаем о ситуациях.

Одно из очевидных определений ситуации состоит в том, что она представляет собой все, что находится вне человека. То есть человек — психологически говоря — складывается из целей, мотивов, ценностей, интересов, умений, способностей и т. д., а ситуации — все остальное, в том числе и другие люди. Это, к сожалению, на мой взгляд, определение ситуаций, которое долгое время сохранялось в социальной психологии. Когда социальные психологи говорят, что «ситуации имеют значение», они в основном имеют в виду практически все, о чем они могут думать, что находится вне человека. Они не ошибаются, но это определение немного расплывчато для тех, кто заинтересован в серьезном обсуждении того, как ситуации влияют на поведение, как ситуации можно сравнивать во времени и пространстве, какие люди оказываются в одной ситуации по сравнению с другой, и скоро.

Я и мои давние сотрудники работали над определением трех различных видов ситуационной информации: сигналов, характеристик и классов. 1 Сигналы состоят из необработанных физических раздражителей в окружающей среде, которые поддаются объективному количественному определению. Количество присутствующих, температура в помещении или освещение — вот лишь несколько примеров. По определению, реплики сами по себе бессмысленны. Они также исторически были полезны в экспериментальной социальной психологии (например, изменение количества людей, соответствующих требованиям; наличие или отсутствие социального прайма).

Характеристики — это психологически значимые интерпретации ситуаций, сформированные из одного или нескольких сигналов после их неявной или явной обработки. Характеристики можно использовать для описания ситуаций таким же образом, как люди могут быть описаны с помощью личностных характеристик. Недавно мы с коллегами предложили таксономию характеристик ситуации, основанную на восьми основных измерениях. 2 Ситуационная ВОСЕМЬ БРИЛЛИАНТОВ Обязанность (Нужна ли работа?) Интеллект (Требуется ли глубокая когнитивная обработка информации?), Невзгоды (Находится ли кто-то под угрозой?), Спаривание (Предполагает ли ситуация романтический потенциал?), ПОЗИТИВНОСТЬ (Приятна ли ситуация?), Негативность (Может ли ситуация вызвать эмоциональные потрясения?), Обман (Можем ли мы доверять друг другу?) и Социальность (Возможно ли значимое социальное взаимодействие и построение отношений?). Такие характеристики, как АЛМАЗЫ, позволяют людям передавать ситуационную информацию, имеющую психологическое значение.

Классы — это типы ситуаций, сгруппированные вместе, потому что они, как правило, имеют схожие наборы или шаблоны характеристик. Религиозные церемонии, вечеринки и работа — вот лишь несколько примеров. Классы ситуаций часто полезны в повседневном общении, потому что они позволяют людям быстро описывать и обмениваться информацией о ситуациях, с которыми они столкнулись. Например, если ваш друг говорит вам, что он был «на встрече с боссом», у вас есть представление о том, на что обычно похожа эта ситуация (работа). Однако этот пример также демонстрирует, что, хотя ситуационные классы могут быстро передавать большие порции ситуационной информации, они часто не определяют многие важные характеристики. То есть пока «встреча с начальником» почти наверняка предполагает D uty, неясно, касается ли ситуация также I ntellect (нужно ли думать?), A dversity (начальник меня критикует?), M ate (начальник заставляет пас на меня?), р О позитивность (хвалят ли меня за хорошую работу?), Н негативность (намечается ли информация о грядущих увольнениях?), Д эцепция (могу ли я доверять тому, что говорит мой начальник ?), или S официальность (это просто общение о семье и жизни?). Таким образом, хотя занятия полезны в повседневном общении, наше исследование показывает, что наиболее продуктивный с научной точки зрения способ изучения и измерения ситуаций — если кто-то заинтересован в прогнозировании поведения — находится на среднем уровне характеристик ситуации.

Действительно, мы показали, что характеристики ситуации на самом деле предсказывают поведение. В недавнем исследовании 3 мы отправили 56 текстовых сообщений в течение 1 недели более чем 200 участникам, спрашивая их об их текущей ситуации (на момент отправки сообщения) и их поведении в этой ситуации. Все восемь АЛМАЗНЫХ характеристик существенно предсказывали внутриличностные вариации (т. е. ежеминутные изменения) в поведении теоретически значимыми способами. Например, когда человек находился в ситуации с более высоким Долгом, он вел себя более совестливо.

Вышеприведенное обсуждение может оставить некоторых читателей в недоумении: реальны ли ситуации или только в головах наблюдателей? То есть, если ситуационные сигналы необходимо интерпретировать, чтобы преобразовать их в осмысленные характеристики ситуации, разве ситуации не являются полностью выдуманными? Мой ответ на этот вопрос однозначен: да и нет. Да, характеристики ситуации должны формироваться из наблюдений и интерпретаций сигналов ситуации. Однако также верно и то, что многие наблюдатели с готовностью соглашаются в отношении значения большинства ситуаций. 4,5,6 Это говорит о том, что ситуационные характеристики представляют собой социокультурные нормы и правила. Более того, эти нормы и правила имеют реальные последствия. В ситуациях, требующих выполнения работы, качество и количество выполненной работы могут оказать на вас серьезное влияние (например, если вы не выполните работу, вас могут уволить). Наконец, несмотря на тот факт, что люди в основном согласны друг с другом в отношении того, на что похожи ситуации, люди демонстрируют относительно небольшие, но стабильные индивидуальные различия в восприятии ситуации как в лабораторных, так и в реальных исследованиях. 5, 6 Например, люди, открытые опыту, склонны рассматривать ситуации как более эстетически приятные, счастливые люди склонны видеть в ситуациях больше позитива, а нарциссические люди склонны видеть себя в центре внимания. в ситуациях.

Итак, подведем итог: (1) ситуации могут быть описаны с помощью признаков, характеристик или классов, в зависимости от целей исследования или уровня интереса, (2) ситуации реальны — по крайней мере, в своих последствиях — и они влияют на наше поведение во всех отношениях. время, и (3) люди в целом согласны с тем, на что похожа данная ситуация, но индивидуальные различия в восприятии ситуации существуют, и они связаны с личностью.

Примечание. Я благодарен Джону Раутманну за комментарии к предыдущему черновику этой публикации.

Ссылки

1 Rauthmann, J. F., Sherman, R. A., & Funder, D. C. (2015). Принципы исследования ситуации: На пути к лучшему пониманию психологических ситуаций. Европейский журнал личности, 29, 363-381. (2014) . Ситуационные восемь АЛМАЗОВ: таксономия основных аспектов ситуационных характеристик. Журнал личности и социальной психологии, 107, 677-718.

3 Шерман, Р. А., Раутманн, Дж. Ф., Браун, Н. А., Серфасс, Д. С., и Джонс, А. Б. (2015, в печати). Независимое влияние личности и ситуаций на выражение поведения и эмоций в реальном времени. Журнал личности и социальной психологии.

4 Раутманн, Дж. Ф. (2012). Вы говорите, что вечеринка уныла, я говорю, что она живая: компонентный подход к тому, как воспринимаются ситуации, чтобы отделить воспринимающего, ситуацию и воспринимающего от дисперсии ситуации. Социальная психология и наука о личности, 3, 519-528.

5 Серфасс, Д. С., и Шерман, Р. А. (2013). Личность и восприятие ситуаций из Тематического апперцептивного теста. Журнал исследований личности, 47, 708-718.

6 Шерман, Р. А., Нав, К. С., и Фандер, Д. К. (2013). Ситуационная интерпретация связана с личностью и полом. Журнал исследований личности, 46, 87-101.

Примеры психологии в повседневной жизни

Области исследования

11 месяцев назад

Арджуна Ачавал

Если вы задумаетесь об этом на мгновение, некоторые распространенные примеры психологии в повседневной жизни:

  • улыбка, чтобы изобразить теплоту и доступность
  • использование языка тела, чтобы привлечь или оттолкнуть ухаживания к человеческому тщеславию и потворству своим желаниям получить желаемое.

Психология — это гораздо больше, чем область изучения или выбор профессии для консультантов и терапевтов. Каждый день, осознаем мы это или нет, мы применяем психологию, чтобы общаться и оказывать влияние.

Выше приведены небольшие примеры психологии в повседневной жизни. В более общем смысле, как вы можете использовать психологию в своей повседневной деятельности, чтобы улучшить свою жизненную ситуацию? Вот список некоторых из наиболее эффективных способов применения психологических навыков в реальной жизни.

1. Визуализируйте свои мечты и амбиции

Если вы спросите почти каждого спортсмена высшего уровня, как им удается добиться таких успехов, они, вероятно, скажут вам, что все дело в визуализации и упорном труде для достижения цели.

Хотя тяжелая работа для достижения определенной цели может включать в себя физическую активность, это часть визуализации, которая использует психологию. Если вы можете представить себе определенный результат с четкой ясностью, скорее всего, вы его достигнете.

2. Осмелитесь добиться большего

Достигающие люди всегда осмеливаются сделать больше, чем средний человек. Они всегда идут на больший риск (по расчетам) и всегда берут себя в руки, когда терпят неудачу.

Смелость делать что-либо за пределами своей зоны комфорта — это работа психологии. Вам нужно уговорить себя сделать что-то, что потенциально может принести большую награду, но также может поставить вас в неловкое и деморализующее положение, если вы потерпите неудачу. Но вы взвешиваете риски и даете себе моральный импульс двигаться вперед, несмотря на них.

3. Сохраняйте мотивацию

Сохранение мотивации, чтобы что-то делать, должно быть одним из самых сложных психологических приемов, которым может овладеть каждый, особенно если вы делаете что-то, чем вы не увлечены.

Для перехода в мотивированное состояние можно использовать различные методы. Большинство людей думают о наградах, другие думают о последствиях, а многие думают только о конечном результате.

4. Просить о помощи и получить ее

У большинства людей просьба о помощи ассоциируется со слабостью. Хотя это правда, что есть люди, которые скорее будут жить на подачки, чем изо всех сил пытаться чего-то добиться, просьба о помощи не всегда является признаком слабости.

Большинство генеральных директоров окружают себя людьми, которые намного умнее их, потому что они понимают, что это прекрасный способ реализовать свои амбиции. Иногда разумным шагом является просьба о помощи или даже ее найм. Знать, когда делать это ради собственных целей, — психология в действии.

5. Формируйте собственное мнение

Если вы знаете о предвзятости фрейма или эффекте фрейма, у вас больше возможностей для формирования собственного мнения в таких областях, как текущие события, политика, государственная политика и так далее.

Предвзятость кадрирования — это когда человек приходит к ложному заключению или принимает неверное решение, потому что на него ненадлежащим образом влияет способ представления информации. Они игнорируют важные факты, вместо этого сосредотачиваясь на второстепенных вопросах, таких как уверенность человека, рассказывающего историю, или предыстории вовлеченных людей.

Средства массовой информации слишком хорошо осведомлены о человеческой восприимчивости к предвзятости. Они используют методы фрейминга, чтобы повлиять на мнение, подтолкнуть повествование или сделать историю другой и более интересной, чем она была на самом деле. Если вы обратите внимание на то, что делают СМИ, вам будет легче давать оценки, основанные на фактах.

6. Будьте и оставайтесь уникальными

Мы живем в мире, который наслаждается массовым производством. Это часто означает, что многие из нас в конечном итоге выглядят одинаково. Лучший способ выделиться и стать тем, кем можно гордиться, — это признать свою уникальность.

Слишком часто люди лениво настраиваются на соответствие. Поймите, что это происходит, и сделайте сознательное усилие, чтобы делать все по-своему.

Если, например, вы хотите найти для себя лучшую карьеру в будущем, вам может подойти аудит личных навыков. Подумайте о том, что на самом деле определяет вас с точки зрения способностей и личности. В результате вашего личного изучения могут возникнуть идеи альтернативных карьерных путей.

По правде говоря, каждый может извлечь пользу из аудита личных навыков. Благодаря самосознанию, которое вы приобретете, вы сможете повысить громкость своей карьеры.

Открытые классы

В то время как большинство людей, как правило, сосредотачиваются на своих слабостях и пытаются совершенствоваться в этих областях, вам будет лучше, если вы вместо этого сосредоточитесь на своих сильных сторонах.

Вы должны быть безжалостны к себе, чтобы понять, что делает вас… вами. Как только вы обнаружите эти черты, вы должны принять сознательное решение развивать их каждый день. Это требует большой умственной дисциплины.

Использование психологии одновременно глубоко и рутинно

Мы используем психологию в нашей повседневной жизни разными способами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *